Археология. Кто такой археолог и чем он занимается

Введение

Назначение археологии как науки

Методы исследования в археологии и связь с другими науками

Предмет и объект археологии

Заключение

Список литературы

Введение

Археология - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным археологическим памятникам. Она исследует отдельные древние предметы орудия труда, сосуды, оружие, украшения и целые комплексы поселения, клады, могильники, открываемые археологическими раскопками. На основании этих данных учёные восстанавливают историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками. Археология оформилась как наука к началу двадцатого века до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность. Разделы археологии выделяются по эпохам каменный век, бронзовый век и т.д., иногда по странам и культурно-историческим областям, по этническим признакам славяно-русская археология и другие. При обработке материалов археологи применяют различные методы.

В данной работе мы бы хотели рассмотреть основные характеристики археологии как науки - ее назначение, методы, связь с другими науками. Более подробно мы рассмотрим предмет и объект археологической науки.

1. Назначение археологии как науки

Археология (от архео... и греч. lygos - слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества.

Особое значение имеет археология для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Теоретической основой исторической реконструкции по археологическим данным является историко-материалистический принцип, согласно которому на любой ступени развития общества существует определенная закономерная связь между материальной культурой и социально-экономической жизнью. Этот принцип положили в основу своих исследований учёные-марксисты. Исследователи, отрицающие закономерность исторического процесса, считают невозможной реконструкцию истории по данным археологии и рассматривают последние лишь как сумму фактов, не дающих общей картины.

2. Методы исследования в археологии и связь с другими науками

Археология обладает своими особыми методами исследования. Важнейшие из них: стратиграфический - наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжительного обитания в данном месте человека, и установление хронологического соотношения этих слоев. Добытые при археологических раскопках вещи классифицируются по следующим признакам: назначение вещи, время и место её изготовления. Для определения назначения и функций орудий служит метод изучения следов работы на них. Для хронологической классификации служит типологический метод.

Кроме собственно археологических методов, применяют методы, заимствованные из других наук:

датировку органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода 14C,

установление относительных и абсолютных дат по годичным кольцам древесины, найденной в археологических памятниках,

установление абсолютного возраста изделий из обожжённой глины путём измерений их остаточной намагниченности,

Для изучения древних вещей и способов их производства применяются спектральный анализ, металлография, техническая петрография и др.

Для установления взаимозависимости общественных явлений прошлого с географическими факторами необходимо изучить природное окружение человека в древности. Этим целям служит пыльцевой анализ, дающий возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в данной области. Археология, таким образом, связана с палеоклиматологией. Целям археологического исследования служат также полученные при раскопках данные о древних культурных растениях (палеоботаника), о животном мире (палеозоология). Археологи добывают останки древних людей, что позволяет палеоантропологам дать представление о жизни и типе человека минувших эпох и об изменениях его под влиянием различных социальных и природных условий.

Ввиду того что значительная часть археологических материалов представляет массовые находки, большое значение в археологии имеет применение методов математической статистики.

Археология тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет естественным наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связи археологии с общественными науками, один из разделов которых она представляет: с историей, этнографией, историей искусства, социологией, а также с так называемыми вспомогательными историческими дисциплинами:

эпиграфикой - наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве,

нумизматикой - наукой о монетах,

сфрагистикой - наукой о печатях,

геральдикой - наукой о гербах.

Археология, являясь единой по своим методам исследований наукой, достигла высокой степени специализации. Ещё в 19 в. раздельно существовали отрасли

археология классическая

археология изучающая письменный период истории Древней Греции и Рима,

восточная археология

средневековая археология

первобытная археология.

Отдельные специалисты изучают эпохи палеолита, мезолита, неолита, бронзового века, раннего железного века. Есть и другие системы специализации: по этническим признакам и по отдельным странам.

3. Предмет и объект археологии

Как и любая другая наука, археология должна иметь четко обозначенный предмет и объект своих исследований. Но, как это часто бывает с пограничными науками, в вопросе о предмете и объекте археологии нет согласия.

Методологические проблемы археологической науки с начала 70-х годов XX в. привлекали к себе пристальное и всевозрастающее внимание специалистов. Обращение к ним является, с одной стороны, реакцией на эмпиризм 50-х - начала 60-х годов, а с другой - отражает растущее самосознание исторической науки, ее повышенный интерес к собственным установкам. Исследователи того времени считали что наступил новый ответственный период в истории археологии СССР, период систематизации и обобщения всего накопленного за 150-300 лет. И при этом не было ясного и четкого мнения о месте и статусе археологии в системе гуманитарных наук, не была разработана специальная методология археологии для всех уровней исследования.

В процессе обсуждения проблем объекта и предмета археологической науки стало ясно, что определение места археологии в системе гуманитарных наук и выделение разделов археологии являются серьезной проблемой, как для археологов, так и для философов. Ее решение затрудняется необходимостью охватить большие области науки, свободно ориентироваться в которых в настоящее время практически невозможно. Поэтому не существует общепризнанной точки зрения по вопросу о предмете и объекте археологии. Это в первую очередь связано с тем, что положение самой археологии в системе гуманитарных наук не определено ясно.

Советский философ В.В. Косолапов помещает археологию в разряд специальных исторических наук, в который он включает еще источниковедение, историографию, этнографию, историческую географию. Такая точка зрения предполагает, что археология играет вспомогательную роль в системе исторических наук, хотя и получает более высокий ранг, чем вспомогательные исторические дисциплины. Таким образом, археология является источниковедческой наукой, своего рода вспомогательной наукой, данные которой наряду с данными этнографии, антропологии, лингвистики используются как источники для истории первобытного общества или наряду с письменными источниками для восточной, античной и средневековой истории.

Эта точка зрения не является единственной. Таким образом, получается, что нет единой нерасчлененной археологии и что подлинно самостоятельной исторической наукой является только первобытная археология. Концепция единой археологической науки игнорирует различную роль вещей в жизни людей, живущих при разных способах производства, и в конечном итоге теорию социально-экономических формаций. Что касается различных отраслей археологии (древневосточной, античной и средневековой), то они, по этой теории, являются лишь вспомогательными историческими дисциплинами.

Другие ученые вообще выводят первобытную археологию за пределы истории, считая, что доистория может относиться к наукам естественным, так как ей необходима систематика предметов, так же, как существует систематика скал или живых существ, чтобы регулировать интерпретацию памятников, синхронную или диахронную. Такая же биологизация и дегуманитаризация археологии наблюдается и в англо-американской археологии, где наиболее радикально настроенные археологи считают, что археология разделяет с антропологическими науками цель объяснения различий и сходств между культурными системами и таким образом представляет собой мост между социальными, естественными и общественными науками.

И, наконец, господствующей, начиная с 30-х годов прошлого столетия, точкой зрения в советской археологии является следующая: археология - союз доисториков и протоисториков - порождает представление о двух различных науках, изучающих два последовательных периода жизни человечества. При таком определении подчеркнута и поставлена на первое место историчность археологии. Однако двойственность наименования нарушает его логичность. Появление письменности как рубеж между доисторией и протоисторией хронологически не одновременно для разных стран, а следовательно, и конец доистории будет приходиться на разное время. Проще и логичнее было бы применять один всеобщий термин - археология. Этимология этого греческого слова позволяет вкладывать в него очень широкое содержание. Археология - это не только раскопки, не только изучение раскопанных вещей, не только глубокая древность бесписьменной жизни человечества. Нередко излишне сужается понятие археологии, тогда как сам термин позволяет охватить все старые времена во всем их многообразии.

Не меньшие трудности испытывают археологи и в поисках однозначных хронологических пределов границ объекта археологии. Условность крайнего предела археологии, его необоснованность и неустойчивость приводят к тому, что нередко выдвигаются предложения вообще его ликвидировать: довести раз навсегда сферу занятий археологии до материальной культуры наших дней. Иначе говоря, археология опровергает свое собственное имя, приобретая статус и науки о современности.

Между сторонниками всех перечисленных точек зрения ведется довольно острая и энергичная полемика, хотя в основ ее, на наш взгляд, лежит терминологическая путаница.

Таким образом дать точное определение предмета и объекта археологии представляется нам довольно затруднительным.

Заключение

археология наука

Каждая наука имеет ряд признаков, позволяющих выделить ее именно как науку. К таким признакам относятся:

наличие четко очерченной цели науки, ее назначения, которое никакая другая наука не может выполнить;

наличие специфических и общенаучных методов исследования;

наличие предмета и объекта науки;

взаимосвязь с другими науками и некоторые другие.

В данной работе мы изучали археологию как науку. Мы выяснили, что у археологии есть назначение, есть связь с другими науками, есть свои собственные методы исследований. Сложность заключается, как выяснилось, в определении объекта и предмета науки. Такое часто встречается в научной среде. Проблема заключается в положении науки среди других наук, отсюда и путаница в определении предмета и объекта. Археология является пограничной с историей наукой и до сих пор бытует мнение, что археология - приложение к истории. Отсюда и различные мнения в определении объекта и предмета науки.

Список литературы

1.Авдусин Д. А., Археология СССР, М., 1967.

2.Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология, М., 1966.

Боряз В.Н. Природа археологического источника и объект археологии как науки // Предмет и объект археологии и вопросы методики археологических исследований. Л., 1975. С. 910.

Генинг В.Ф. Объект и объективный предмет знания археологической науки // Теория и методика археологических исследований. Киев, 1982. С. 39.

Захарук Ю.Н. К вопросу о предмете и процедуре археологического исследования // Предмет и объект археологии и вопросы методики археологических исследований. Л., 1975. С. 46.

Упоминать об археологии начали еще в Древней Греции. Например, Платон под этим понятием понимал исследование древности, а в Эпоху Возрождения имелось в виду изучение истории Греции и Древнего Рима. В зарубежной науке этот термин связывают с антропологией. В России археология - это наука, которая изучает ископаемые материалы, которые связаны с человеческой деятельностью в глубокой древности. Она изучает раскопки и на данный момент сотрудничает со многими научными отраслями и имеет несколько разделов, занимающихся разными эпохами и культурными областями.

Профессия археолог - это многогранная и интересная работа

Люди изучают культуру и быт древних цивилизаций, восстанавливая далекое прошлое по останкам, которые аккуратно раскапывают в пластах земли. Работа эта требует большой осторожности и кропотливости. Так как со временем останки прошлого становятся более хрупкими и ветхими.

Археолог - это человек, который занимается раскопками в поиске источников для новых исследований. Часто эту профессию сравнивают с детективной деятельностью. Работа археологов творческая, требующая внимания, воображения и абстрактного мышления - для воссоздания первозданной картины древнего мира в прошлом.

Профессия стала популярной еще в Греции и Древнем Риме. Уже с тех времен были известны каменный, бронзовый и железный века, проводилось множество раскопок и находились еще более древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения основная цель археологов была - найти античные скульптуры. Как отдельная наука она сформировалась в начале 20-го века.

Какими качествами должен обладать археолог

Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог - профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.

Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств - это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.

Нужна хорошая выносливость и физическая подготовка, так как работа археологов чаще всего связана с раскопками, которые проходят в различных климатических условиях. Плюс отсутствие аллергии на органические материалы. Археолог - это человек, который должен быть уравновешенным, спокойным, уметь работать в команде.

Знания, которые требуются

Профессионалы должны уметь чертить, рисовать, фотографировать. Владеть основами не только реставрации, но и консервации металлических, каменных, глиняных и органических материалов (кожа, кость, дерево, ткань и т.д.). Обязательно нужны широкие знания антропологии, языкознания, этнографии, геодезии, топографии, геологии и палеозоологии. Те археологи, которые изучают исторические древности, должны хорошо знать историю и вспомогательные дисциплины (текстологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику, геральдику и многое другое).

Археологи-полевики должны быть экономистами, хорошими организаторами, педагогами и психологами. Но самое главное - они должны уметь «видеть землю», читать ее слои и прослойки и правильно сопоставлять найденные древности.

Профессиональные заболевания

Люди-археологи имеют свои болезни, которые приобретают в экспедициях. Чаще всего это гастрит или желудочная язва, что напрямую зависит от качества питания, так как часто нормальных условий для приготовления пищи нет. Также распространены ревматизм и радикулит, так как очень часто археологам приходится жить в палатках при различных погодных условиях. Из-за этого возникают различные артрозы и артриты.

В чем заключается работа археолога?

Чем занимаются археологи? Не только глобальными раскопками, но и отдельными мозаическими фрагментами, которые необходимо правильно подобрать и тщательно сложить в одно целое. Часто бывает, что на разгадку тайны прошлого уходят многие годы. Но зато окончательный результат того стоит. Так как именно таким образом можно воссоздать прошлое, которое, казалось бы, навеки сокрыто в недрах планеты.

Чем занимаются археологи? Они изучают источники, анализируют их и впоследствии дополняют различными уже известными фактами. Исследования включают в себя не только раскопки, но и кабинетную часть, когда работа проходит напрямую с артефактами и документами. Ученые могут работать не только на суше, но и под водой.

Самые известные археологи

Генрих Шлиман - это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу - козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции. Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах - не фантазия, а реальность.

Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.

Есть известные археологи и в России. В их число входит родился он в 1908 году. По знаку зодиака - водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.

Выдающиеся открытия

Ученые-археологи выделяют 10 самых значительных находок мира, которые были найдены при раскопках:


Необъяснимые находки

Что находят археологи из необычного? Существует ряд раскопанных экспонатов, которые объяснить логически просто невозможно. Переполошили научное общество фигуры Акамбаро. Первую нашел в Мексике немец Вольдемар Джалсрад. Фигурки, казалось бы, имели древнее происхождение, но вызвали много скептицизма среди ученых.

Камни Дропа - отзвуки древнейшей цивилизации. Это сотни дисков из камня, найденные на полу пещеры, на которых были выгравированы истории о космических кораблях. Ими управляли создания, останки которых также были найдены в пещере.

Страшные находки

В археологии попадаются и довольно жуткие находки. Например, кричащие мумии. Одна из таких была связана по рукам и ногам, но на лице застыл крик. Были предположения, что ее хоронили живьем, пытали, отравили. Но исследования показали, что челюсть просто плохо подвязали или не сделали этого вовсе, поэтому рот мумии и был открыт.

Археологи находили и огромные когти неведомого чудовища. А найденные череп и клюв огромных размеров только убедили ученых в том, что приятного будет мало, если такое чудище встретится кому-нибудь на его пути. Но впоследствии оказалось, что это были древние предки И рост их превышал человеческий в 2-3 раза. Говорят, что есть вероятность того, что эта птица дожила и до наших дней, и ее можно попробовать найти в районах Новой Зеландии. У туземцев этой страны очень много легенд, касающихся Моа.

Инструменты археологов

На раскопках применяется в основном такого рода инструмент: штыковая, совковая и саперная лопаты, различных размеров кирки и совки, метла, кувалды, молоты и разного размера кисточки. Труд археолога может быть и довольно тяжелым, особенно когда приходится раскапывать большие курганы.

Важным моментом является правильная работа на объекте. И умение подобрать необходимый инструмент также нужно. Руководитель на раскопках не только следит за состоянием здоровья археологов, но и помогает правильно использовать нужные кисточки и лопаты.

Как стать археологом

Выучиться можно как на дневном отделении, так и на заочном. Археолог - профессия, которую может приобрести любой, у кого есть тяга к древности и раскопкам. Для этого нужно поступить в ВУЗ, в котором готовят историков. Именно по этой дисциплине могут потом заниматься раскопками и остальными направлениями. Археолог - это и есть историк. Однако, в отличие от последнего, он занимается не только изучением теории, но и собственноручно ищет и исследует древность.

Заработная плата археолога

Российская зарплата в среднем равняется приблизительно 15 тыс. рублям. Но только за одну экспедицию археолог может получить до 30 тыс. рублей. Заработная плата в разных городах может отличаться. Например, в Москве она колеблется от 20-ти до 30-ти тысяч рублей. В регионах она ориентировочно на 5-7 тысяч ниже.

Археология — это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних двуногих обитателей нашей планеты.

Работа археологов делится на две составные части. Чтобы заниматься любой из них требуется специальная подготовка. Первая часть — это проведение раскопок на месте древних поселений. Эта работа должна выполняться медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить откопанные предметы, часто бывающие весьма хрупкими. Записи о ходе раскопок заносятся в специальный дневник.

Вторая стадия — это тщательное изучение найденных предметов и составление их подробного описания, необходимого для того, чтобы информация стала доступной каждому, кто интересуется историей. После того, как эта работа будет завершена, археолог делает выводы. Выводы эти никогда не бывают полными, поскольку основываются на исследовании сохранившихся вещей. Главным образом это предметы, когда-то окружавшие людей в их каждодневной жизни. Большую часть находок составляют развалины древних жилищ, инструменты, украшения и драгоценности, кухонная утварь, детские игрушки. Часто археологи находят и кости животных, мясо которых служило пищей для людей.

Однако исследователям редко удается обнаружить недолговечные изделия из кожи, ткани, шерсти, дерева или соломы. По той же причине зачастую бывает невозможно отыскать сохранившиеся произведения древнего искусства, за исключением, разумеется, тех, которые были выполнены из металла, камня или керамики.

Археология возникла в то время, когда люди впервые стали интересоваться историей развития человечества. В V веке до н.э. греческий историк Геродот посетил Египет, интересуясь древними памятниками. Однако после заката древнегреческой цивилизации интерес к истории, казалось, угас.

Он вновь возродился лишь в XVI веке, когда средневековые ученые, посещавшие Италию и Грецию, стали обращать внимание на сохранившиеся образцы античной культуры. Жители Италии начали копаться в руинах, отыскивая древние монеты, вазы и другие предметы. Вскоре все больше людей стали заниматься «раскопками в прошлом», и таким образом было положено начало науки археологии.

Как археологи узнают, что они находят?

Археолог откапывает вещи, захороненные древними людьми. Вопрос в том, как он может представить города, людей и предметы такими, какими они были, воссоздать прошлую жизнь из того, что он нашел?

Дело в том, что он не всегда может это сделать, поскольку он не всегда находит именно те вещи, которые ему нужны, чтобы создать полную картину жизни людей в прошлом. В конце концов, все, что он находит,— это только то, что оставили предки, обычно это предметы, которые использовались каждый день. Это могут быть остатки домов, инструментов, украшений, посуды, игрушек, а также кости съеденных животных.

Но многие из тех вещей, которые были важны для жизни первобытных людей, обнаружить невозможно. Предметы из кожи, дерева, хлопка, шерсти и соломы обычно быстро разрушаются и не оставляют следов. Другой загадкой для археологов является одежда древних людей. Археолог может сказать, использовали ли они материю или шкуры животных, но если они не оставили своих изображений, он мало что может сказать об их одежде.

У археолога также нет ответа и на вопрос, обладали ли древние люди художественным вкусом, и он практически ничего не знает об их мыслях и идеях. Поэтому его картина жизни первых людей может быть весьма неполной.

Но несмотря на это, археолог может рассказать нам о многом. Сначала он определяет тот порядок, по которому строились города — один на руинах другого. Затем он должен знать тот город, где был найден предмет. На каждый предмет прикрепляется бирка, он фотографируется, измеряется и т.д. Если место археологических раскопок относится к историческим временам, он должен знать древнюю письменность этого района.

Многие эксперты помогают археологам: геологи, ботаники, зоологи и другие, то есть все те, кто помогают ему идентифицировать и анализировать найденный материал. Иногда археологу требуются годы работы и научных изысканий, прежде чем он сможет опубликовать работу о своих находках. Но если ему это удается, перед нами может развернуться восхитительная картина прошлого — картина жизни древних народов.