Методы исследования при гигиеническом нормировании. Связь гигиены с другими науками

23945 0

Гигиена (от грсч. hygieinos — здоровый, целебный; Hygieia — богиня здоровья у древних греков) — наука о здоровье, профилактическая медицинская дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Обычно наряду с термином «гигиена» употребляют и другой термин — «санитария». В настоящее время термином «санитария» обозначают комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций.

Задачи гигиены:
- изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;
- изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;
- разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;
- максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;
- устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;
- внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;
- прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, учение) как научная дисциплина о среде обитания живых организмов долгие годы была разделом биологии, изучающим взаимоотношения живой и неживой природы, биоты и окружающей среды. В настоящее время фундаментальная экология представляет систему наук, изучающих общие законы функционирования экологических систем как в природных условиях, так и в условиях интенсивного техногенного и антропогенного воздействия в процессе хозяйственной деятельности человека. Таким образом, экология становится наукой о взаимоотношениях природы и общества.

Экологию человека рассматривают как аналог аутоэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы и среды жизни. Последний круг вопросов часто обозначают термином «социальная экология». Разделение экологии и социальной экологии связано с двойственными качествами человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе и т.п., говорят об экологии человека, а когда рассматривается социальный ряд (личность, семья и т.д.) — о социальной экологии.

Экология человека — это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Экология как наука сложна и многогранна. Условно ее можно разделить на различные направления. Ландшафтная экология изучает приспособление организмов к географической среде, формирование биоценотических комплексов различных ландшафтов, биологические характеристики этих комплексов, их влияние на среду обитания,

Еще одно направление экологии — исследование конкретных механизмов, с помощью которых осуществляется приспособление к изменчивым условиям среды, необходимое для бесперебойного функционирования биологических систем разного уровня. Это направление называют функциональной, или физиологической, экологией, так как большинство адаптивных механизмов имеет физиологическую природу.

В последнее время все более широкое применение получает количественная экология, изучающая динамику отдельных экологических систем, их продуктивность, а также вкиочающая математическое моделирование тех или иных экологических процессов.

В теоретическом плане большое значение имеет эволюционная экология, основные задачи которой — выявление экологических закономерностей эволюционного процесса, путей и форм становления видовых адаптации, а также реконструкция экосистем прошлого Земли (палеоэкология) и выявление роли человека в их преобразовании (археоэкология).

Гигиена и экология основываются на фундаментальных теоретических науках: философии, физике, химии, математике, общей биологии, географии, геологии, нормальной и патологической физиологии. Гигиена включает ряд профилактических научных дисциплин: общую, коммунальную, радиационную, военную, военно-морскую, авиационно-космическую гигиену, гигиену труда, питания, детей и подростков, общественного здоровья.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

В практической деятельности используются следующие методы гигиенических исследований: гигиенического исследования и наблюдения, инструментально-лабораторные, гигиенического эксперимента, санитарной экспертизы, математико-статистического анализа, клинические, эпидемиологические методы и т.п.

1. Методы гигиенического исследования и наблюдения. Долгое время эти методы были почти единственными при изучении влияния условий жизни на здоровье населения, сегодня они не потеряли своего значения и являются основными в практической деятельности врачей-гигиенистов.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды.

3. Методы гигиенического эксперимента. Используются главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и научных условиях.

4. Методы санитарных экспертиз. Экспертная оценка (исследоание) документов (проектов, технологических регламентов и т.п.), объектов окружающей среды (пищевых продуктов, товаров для леей, издательской продукции и др.) в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Методы математико-статистического анализа. Дают возможность исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность результатов исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

6. Клинические методы. Находят широкое применение для определения не только выраженных клинических нарушений, но и преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональных заболеваний рабочих, выявлении ранних признаков этих заболеваний и обосновании проведения профилактических мероприятий.

7. Эпидемиологические методы. С помощью этих методов изучают изменение здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) и экзогенных социальных и природных (химических, биологических, психогенных и др.) факторов. Наиболее распространенная и простая форма применения эпидемиологического метода — «поперечные» (одномоментные) исследования. В таких исследованиях наблюдение за воздействием факторов окружающей среды на здоровье населения относится к одному моменту. «Поперечные» исследования позволяют изучить уровень здоровья населения на момент обследования, выявить факторы, способные повлиять на возникновение и развитие заболевания.

Длительное, динамическое наблюдение за здоровьем определенного контингента населения называется «продольным» исследованием. Оно позволяет проследить изменения в состоянии здоровья во времени. В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить. Эпидемиологические методы дают возможность с помощью статистических исследований или клинических наблюдений получить данные о здоровье коллектива.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Медико-профилактический факультет. 3 курс. ОБЩАЯ ГИГИЕНА

Лекция 6:
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
ЛЕКТОР:
заведующая кафедрой общей гигиены с курсом гигиены детей и
подростков, доктор медицинских наук, профессор
ГУДИНОВА ЖАННА ВЛАДИМИРОВНА.
Лекция подготовлена при участии доц., к.м.н. И.В. Гегечкори, с
использованием материалов асс. кафедры к.м.н. Е.Л. Овчинниковой
1

План лекции:

2
1
Основные определения и понятия гигиенического
нормирования
2
Цель, задачи и принципы гигиенического
нормирования
3
Критерии, показатели, условия вредного действия
факторов среды
4
Особенности гигиенического регламентирования
химических веществ в различных объектах
окружающей среды
План лекции:

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:

получить представление об основах
гигиенического нормирования – основных
определениях и понятиях, цели, задачах и
принципах, критериях, показателях, условиях
вредного действия факторов среды;
усвоить особенности гигиенического
регламентирования химических веществ в
различных объектах окружающей среды;
получить понятие о нормативных документах.
3

1. Гигиеническое нормирование: основные определения и понятия, цель, задачи, виды нормативных документов. Понятие о технических регламента

1. Гигиеническое
нормирование: основные
определения и понятия, цель,
задачи, виды нормативных
документов. Понятие о
технических регламентах.
4

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НОРМА ОРГАНИЗМА – оптимальное
состояние структуры, функции
адаптационных резервов организма,
обеспечивающее ему полное
уравновешивание с окружающей средой.
НОРМАТИВ ОРГАНИЗМА – показатель
нормы организма, подтверждающий ее
(нормы) состояние в данный момент.
5

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НОРМА СРЕДЫ – состояние элементов
окружающей среды, при котором
обеспечивается норма организма.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ – это
процесс выработки санитарногигиенических нормативов.
6

ЗАДАЧИ гигиенического нормирования

ЦЕЛЬ гигиенического нормирования –
выработка санитарно-гигиенических
нормативов
ЗАДАЧИ гигиенического нормирования
1. Обеспечение санитарногигиенического благополучия
населения.
2. Регулирование деятельности всех
общественных институтов.
7

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ – это
показатели санитарно-гигиенических условий и
качества окружающей среды, соблюдение которых
обеспечивает человеку благоприятные для жизни и
безопасные для здоровья условия существования
(санитарно-эпидемиологическое благополучие).
Устанавливаются в законодательном порядке в виде
нормативных документов (государственных санитарноэпидемиологические правил).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА – это нормативные
правовые акты, устанавливающие санитарноэпидемиологические требования.
8

ВИДЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
И УРОВНИ (ПДК и ПДУ) – такие концентрации и
уровни, которые безвредны при ежедневном,
любой длительности воздействии, не могут
вызвать заболеваний или отклонений в состоянии
здоровья, обнаруживаемых современными
методами исследований, в любые сроки жизни
настоящего и последующего поколений.
Термин «концентрации» или ПДК используется
для химического фактора среды, а термин
«уровни» или ПДУ –для всех остальных
(физических, биологических, социальных).
9

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Российские (СП – санитарные правила,
СН – санитарные нормы, ГН –
гигиенические нормативы, СанПиН –
санитарные правила и нормы).
2. Международные (технические
регламенты).
3. Методические документы
гигиенического нормирования.
10

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА (СП) – нормативноправовой акт, устанавливающий гигиенические и
противоэпидемические требования по
обеспечению СЭБН, профилактики заболеваний
человека, благоприятных условий его проживания,
труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также
сохранения и укрепления его здоровья.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ (СН) – нормативно- правовой
акт, устанавливающий оптимальные и предельно
допустимые уровни влияния комплекса факторов
среды обитания человека на его организм.
11

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ (ГН) –
нормативно-правовой акт, устанавливающий
гигиенические и эпидемиологические
критерии безопасности и безвредности
отдельных факторов среды обитания человека
для его здоровья.
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ (СанПиН) –
нормативно-правовой акт, объединяющий
требования отдельных санитарных правил,
норм и гигиенических нормативов.
12

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
СОДЕРЖАТ:
гигиенические и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных условий его
проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а
также сохранения и укрепления его здоровья;
максимально или минимально допустимое
количественное и (или) качественное значение
показателя, характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека тот или
иной фактор среды его обитания.
13
13

Санитарные правила и нормы, регулирующие
вопросы санитарно-эпидемиологического
благополучия детей и подростков
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические

режима работы в дошкольных организациях»
СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические
требования к перевозке железнодорожным
транспортом организованных детских коллективов»
СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима работы детских туристических лагерей
палаточного типа в период летних каникул»
14
14

Так выглядит один
нормативный
документ:
А так выглядят даже
не все нормативные
документы:
15

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ – документ, который
принят международным договором Российской
Федерации, подлежащим ратификации в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации, ……..и устанавливает обязательные
для применения и исполнения требования к
объектам технического регулирования
(продукции или к …процессам проектирования …,
производства, строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации).
16

ЦЕЛИ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

1. сохранение жизни и здоровья людей
2. признание и защита равным образом частной,
государственной, муниципальной и иной формы
собственности
3. сохранение природы и окружающей среды
4. соответствие предоставляемой о продукции
информации обязательным требованиям с
целью предупреждения действий, вводящих в
заблуждение потребителей
5. обеспечение энергетической эффективности и
ресурсосбережения
17

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ, КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РОСПОТРЕБНАДЗОР

"О безопасности упаковки»
"О безопасности продукции, предназначенной для детей
и подростков"
"О безопасности игрушек"
"О безопасности парфюмерно-косметической продукции"
"О безопасности продукции легкой промышленности"
"О безопасности пищевой продукции"
"Технический регламент на соковую продукцию из
фруктов и овощей"
"Технический регламент на масложировую продукцию"
18

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО (Р) - свод руководящих, распорядительных
и методических документов по вопросам организации
ГСЭН, санитарно-эпидемиологического нормирования,
выполнения требований санитарного законодательства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (МУ) – документы,
устанавливающие требования по организации и
проведению ГСЭН, регламентации деятельности в
системе ГСЭН (нормирования) и др. вопросам
организации работы Роспотребнадзора.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДАМ КОНТРОЛЯ
(МУК) – документы, содержащие требования к методам
контроля всех факторов среды обитания.
19

2. Принципы гигиенического нормирования

20

21

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ (практические)

1. безвредности и безопасности (приоритета медикобиологических критериев)
2. опережения
3. единства
4. зависимости эффекта от концентрации/дозы и
времени воздействия
5. разделения объектов нормирования
6. пороговости
7. лимитирующего показателя вредности
8. моделирования в лабораторных условиях
9. этапности в проведении исследований
10. стандартизации условий и методов гигиенического
нормирования
11. единства экспериментальных и натурных
исследований
12. относительности норматива
22

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 1

ПРИНЦИП БЕЗВРЕДНОСТИ И
БЕЗОПАСНОСТИ для человека
(приоритета медико-биологических
критериев): при обосновании норматива
вредного фактора в окружающей среде
учитывают, в первую очередь,
особенности его действия на организм
человека и на условия жизни человека.
23

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 2

ПРИНЦИП ОПЕРЕЖЕНИЯ:
профилактические мероприятия должны
быть научно обоснованы и проведены на
практике до момента образования и/или
воздействия тех или иных вредных
факторов. Это основной принцип.
24

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 3

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА молекулярных,
структурных и функциональных
изменений как основа для определения
вредных и безвредных воздействий. Для
этого оценка изменений проводится на
организменном уровне, выявляются
интегральные сдвиги, а не по одному
показателю.
25

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 4

ПРИНЦИП ЗАВИСИМОСТИ ЭФФЕКТА ОТ
КОНЦЕНТРАЦИИ/ДОЗЫ И ВРЕМЕНИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ: известно, что доза и время
воздействия (или экспозиция) влияют не
только на время возникновения эффекта, но и
на его вид. Так, бензол при остром действии
вызывает наркотический эффект, а при
хроническом поражает систему
кроветворения.
26

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 5

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ
НОРМИРОВАНИЯ: гигиенические нормативы для
воды, почвы, атмосферного воздуха, воздуха
рабочей зоны, пищевых продуктов, игрушек и др.
различны, устанавливаются отдельно в связи со
спецификой действия фактора на организм (пути
поступления), изменчивостью свойств вещества в
разных средах и т.д.
Это используется в оценке риска.
27

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 6

ПРИНЦИП ПОРОГОВОСТИ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА:
предполагается существование доз/концентраций, не
проявляющих вредного действия на организм.
Порог – это тот минимальный уровень воздействия
фактора, который вызывает вредное воздействие на
организм (например, отравление).
Это основополагающий принцип в методологии
гигиенического нормирования, который иллюстрирует
действие закона перехода количества в качество.
Вместе с тем в гигиене имеет место и беспороговая
концепция (мутагены, канцерогены), на чем основана, в
частности, оценка риска.
28

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 7

ПРИНЦИП ЛИМИТИРУЮЩЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ
ВРЕДНОСТИ: величина норматива выбирается по
наименьшему из различных показателей,
критериев вредности. Лимитирующий показатель
вредности характеризует наиболее раннее и
вероятное неблагоприятное влияние на организм
(или среду) в случае появления химического
вещества в концентрации, превышающей ПДК.
Основополагающий принцип в методологии
гигиенического нормирования
29

ЛИМИТИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ВРЕДНОСТИ (ЛПВ) ДЛЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Для воды хозяйственно-питьевого назначения
выделяются три типа ЛПВ – санитарно-токсикологический,
общесанитарный и органолептический.
Санитарно-токсикологический подразумевает
концентрацию, при превышении которой вещество
становится токсичным для человека.
Общесанитарный свидетельствует о нарушении
санитарного состояния водного объекта.
Органолептический обозначает концентрацию, при
превышении которой вода меняет вкусовые качества, цвет,
запах, а также характеризуется образованием пены или
плёнки.
30

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 8

ПРИНЦИП МОДЕЛИРОВАНИЯ в
лабораторных условиях (биологического
моделирования): очевидна необходимость
апробации действия фактора на организм в
лаборатории – сначала на животных, затем на
человеке. Базовая модель при исследовании
токсических и отдаленных эффектов – это
лабораторные животные (млекопитающие).
Человек в качестве модели выбирается только при
определении порогов раздражающего и
ольфакторного действия.
31

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 9

ПРИНЦИП ЭТАПНОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ
ИССЛЕДОВАНИЙ: исследование проводится этапно, по
возможности, синхронно с этапами разработки и внедрения
новых веществ, материалов и т.п.
Этапы и правила формирования заключений зависят
от предмета нормирования. Так, этапами нормирования
вещества в воздухе являются следуюшие:1 –
предварительный или расчетный, 2 – острый эксперимент
(раздражающее, ольфакторное, рефлекторное действие –
основание для разовых ПДК), 3 – хронический эксперимент
(ПДК среднесуточная и среднесменная)
32

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 10

ПРИНЦИП СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛОВИЙ И
МЕТОДОВ гигиенического нормирования:
обязательно четкое и тщательное соблюдение
методологии исследования (условий проведения,
применяемых методов, принципов оценки и т.д.),
поскольку гигиенические нормативы
подразумевают юридическую, медицинскую,
финансовуюи многие другие аспекты
ответственности, что требует жесткой
регламентации.
33

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 11

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
И НАТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (гигиенических,
медицинских, эпидемиологических): Результаты
экспериментальных исследований – это лишь
приближение к истине, модель. Единственный
достоверный критерий истины – практика,
поэтому на основании натурных наблюдений
гигиенические нормативы, установленные в
лаборатории, в эксперименте, в ряде случаев
пересматриваются.
34

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 12

ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
НОРМАТИВА: со временем, с накоплением
новых знаний о влиянии фактора на организм, с
изменением законодательной и социальноэкономической ситуации нормативы
пересматриваются, как правило в сторону
ужесточения. То есть, то, что было возможным
вчера, сегодня уже запрещено.
Проявление закона отрицания отрицания.
35

3. Критерии, показатели, условия вредного действия факторов среды

36

Показатели вредного действия факторов среды на организм:

общесанитарный
органолептический
токсикологический, в том числе эффекты:
репродуктивный
трансплацентарный
тератогенный
мутагенный
канцерогенный
37

ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

КОМБИНИРОВАННОЕ - одновременное или
последовательное действие факторов одной природы
– химической, физической, биологической.
СОЧЕТАННОЕ – одновременное или последовательное
действие факторов разной природы (например,
химической и физической)
КОМПЛЕКСНОЕ – одновременное или последовательное
действие одного и того же фактора различными
путями – через желудочно-кишечный тракт, кожу и
органы дыхания (по скорости насыщения эффект
будет различный)
38
38

ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ КОМБИНИРОВАННОГО, СОЧЕТАННОГО И КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЙ

Аддитивный (суммация): 1 + 1 = 2
Менее чем аддитивный
(антагонистический): 1 + 1 = 1,5
Более чем аддитивный
(потенцированиированный,
умноженный): 1 + 1 = 2,5
39

КРИТЕРИИ ВРЕДНОГО ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА НА ОРГАНИЗМ:

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ – изменения ЦНС, физическое развитие,
дезадаптация, видовые (сред. продолжительность жизни)
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ – нарушение психических функций, угнетение
эмоциональной сферы, поведение, межличностные отношения
РЕПРОДУКТИВНЫЕ – изменения генетического материала, ВПР
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ – функции физиологических систем
БИОХИМИЧЕСКИЕ – биохимические константы тканей, нарушение
структуры и пространственной организации нуклеиновых кислот
ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ – неспецифические показатели
иммунологической реактивности, антитела как специфический
фактор
МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ – скорость, угнетение ключевых ферментов и др.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ – деструкция клеточных структур
СТАТИСТИЧЕСКИЕ – коэффициент вариации - 10%, критический
уровень значимости по Стьюденту от 0,05 до 0,1 (пластичных /
жестких показателей), коэффициент регрессии.
40

ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: по времени

ПОСТОЯННОЕ действие – непрерывное, в
течение всего периода наблюдения.
ИНТЕРМИТТИРУЮЩЕЕ
действие

перемежающееся.
Обычно
это
понятие
используется для вредных веществ, как следствие
колебания концентраций в воздухе. Часто
оказывается более вредным, чем постоянное
действие.
ПРЕРЫВИСТОЕ действие – это частный случай
интермиттирующего,
когда
вдыхание
яда
чередуется с вдыханием чистого воздуха.
41

4. ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

42

Объекты среды – это воздух, вода, почва, продукты, игрушки и проч. Гигиеническое нормирование химических веществ в различных объектах окру

Объекты среды – это
воздух, вода, почва,
продукты, игрушки и
проч. Гигиеническое
нормирование
химических веществ в
различных объектах
окружающей среды
имеет свои особенности:
и как процесс и как
результат (разные ПДК).
43

Особенности гигиенического регламентирования химических веществ в ВОЗДУХЕ

Лучше всего разработана нормативная база для воздуха:
атмосферного и воздуха рабочей зоны. В обоих случаях
устанавливаются три вида нормативов:
1. Предельно допустимые концентрации (ПДК) –
максимально разовые
2. Предельно допустимые концентрации
среднесуточные (для атмосферного воздуха) или
среднесменные (для рабочей зоны)
3. Ориентировочный безопасный уровень воздействия
(ОБУВ)
Все – в мг/м3
44

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА: 3 критерия вредности (В.А. Рязанов):

1. Допустимой признается концентрация, которая не
оказывает вредного воздействия на человека, на его
самочувствие и работоспособность.
2. Привыкание к загрязнениям атмосферного воздуха
должно рассматриваться как неблагоприятный эффект.
3. Концентрации веществ, неблагоприятно действующие на
растительность, климат местности, прозрачность
атмосферы и условия жизни населения следует считать
недопустимыми. Однако экологические эффекты
атмосферных загрязнений при разработке ПДК в
атмосферном воздухе не исследуются: гигиена – это не
экология.
45

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Для гигиенической оценки воздушной среды при
условии комбинированного действия ядов с
эффектом
суммации,
существует
формула
(Аверьянова):
С1/ПДК1+ С2/ПДК2 +... Сn/ПДКn 1
где С1, С2, Сn – концентрации каждого вещества в
воздухе, ПДК1, ПДК2, ПДКn – установленные для
них ПДК.
46

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ:



допустимые уровни (ОДУ), мг/л. В ходе
нормирования обязательно исследуются:
1. стабильность веществ в воде и способность их
к биотрансформации,
2. влияние на органолептические свойства
воды
3. влияние на санитарный режим водоема,
4. токсические свойства веществ
47

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ В ПОЧВЕ:

Разработаны предельно допустимые
концентрации (ПДК) и ориентировочные
допустимые концентрации (ОДК), безопасное
остаточное количество пестицидов (БОК), все в
мг/л. В ходе нормирования исследуются:
общесанитарное действие вещества,
миграционное водное,
миграционное воздушное,
фитоаккумуляционное (или транслокационное)

Лекция 1

. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.

1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека

2. Задачи и методы гигиены

3. Основные периоды развития гигиены.

4.Профилактика, виды профилактики

5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.

1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.

2. Задачи гигиены:

Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.

ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.

Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.

Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» - дом, «логос» - наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения .

Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.

Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.

Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.

Методы гигиенических исследований.

Выделяют 2 группы методов : методы , с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы , позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.

Лабораторные исследования включают:

физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).

Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.

Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).

Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.

Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.

Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.

Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.

Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.

4. Становление гигиены как науки . Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи

5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»