Международно-правовой режим. В40

Определяется Конвенциями ООН о континентальном шельфе (1958г.) и UNCLOS-82: «Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств» (соответственно ст.2 и ст.77). Если прибрежное государство не разведывает и не разрабатывает свой шельф, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия. Под естественными богатствами следует понимать минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т.е. которые либо прикреплены к морскому дну либо могут передвигаться только по морскому дну.

3.8. Открытое море

Открытое море – это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права. Положения ч.7 UNCLOS-82 применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Международно-правовой режим: Открытое моресвободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Последние могут заключать договора с прибрежными государствами о транзите, доступе к портам и их использованию. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает в себя:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

г) свободу возведения искусственных островов и других установок;

д) свободу рыболовства и промысла;

е) свободу научных исследований;

Военный корабль имеет право подвергнуть досмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что:

а) судно занимается пиратством;

б) судно занимается работорговлей;

в)судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием;

г) судно не имеет национальности;

д) судно в действительности имеет ту же национальность, что военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг, или оно отказывается поднять флаг.

Возможно также преследование «по горячим следам» иностранного судна, если есть разумные основания считать, что оно нарушило законы прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Такое преследование в открытом море должно быть непрерывным, т.е.должно быть начато в водах, на которые распространяется юрисдикция данного государства, и должно быть прекращено, когда преследуемое судно войдет в территориальные воды своего или иного государства. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа судов и летательных аппаратов в открытом море, направленный против судна, летательного аппарата, лиц находящихся на их борту, их имущества и груза. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на их борту лиц и захватить находящееся на них имущество. Судебные органы государства, осуществившего такой захват, могут выносить решения о наложении наказания на арестованных лиц и распорядиться о судьбе захваченного пиратского судна, летательного аппарата и имущества.



Аналогичные меры принимаются и в отношении судов, занимающихся контрабандой, перевозкой наркотиков, незаконной перевозкой оружия и боеприпасов, несанкционированным теле- и радиовещанием.

Примечание

Государство-архипелаг – государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Архипелаг – группа островов, соединяющие их воды, тесно взаимосвязанные и представляющие собой единое географическое, экономическое и политическое целое, либо считающееся таковым исторически.

Проблема архипелажных вод существовала давно, т.к. каждое государство вокруг каждого из островов своего архипелага создавало пояс территориального моря. При этом иногда между островами оставались участки открытого моря, что создавало неудобства как для государства-архипелага, так и для участников мореплавания.

Архипелажными водами называются воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых оно состоит и ограниченные от других частей моря вокруг него прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов. Длина 97% таких линий не может превышать 100 м.м. и только 3% могут быть длиной до 125м.м. Соотношение между площадью воды и суши в пределах этих линий должна составлять от 1:1 до 9:1. При условии соблюдения режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, суда всех государств имеют право на мирный проход через архипелажные воды как через территориальное море. Государство-архипелаг имеет право приостановить в определенных районах мирный проход иностранных судов для охраны своей безопасности. Для путей международного судоходства в архипелажных водах устанавливается режим архипелажного прохода, соответствующий режиму транзитного прохода в проливах. Государство-архипелаг имеет право устанавливать морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов и пролета иностранных летательных аппаратов.

Остров, определяется как окруженное водой, естественно образовавшееся пространство суши, при приливах находящееся выше уровня воды, которое заселено или может быть заселено. Территориальные воды, прилежащая зона, экономическая зона и континентальный шельф островов определяется согласно UNCLOS-82. Скалой, в отличие от острова, считается необитаемая часть суши, окруженная водой, и она режима шельфа, экономической зоны, прилежащей зоны, территориальных вод не имеет.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое исключительная экономическая зона?
  2. Что такое континентальный шельф?
  3. Что такое открытое море?
  4. Каким образом и кем может быть произведен досмотр торгового судна в открытом море?
  5. Что такое архипелажные воды? Какие государства-архипелаги вы знаете?
  6. Каков правовой режим морского дна за пределами национальной юрисдикции?

Примечание : данную главу студенты специальностей «Эксплуатация судовых энергетических установок» 26.05.06, «Электроэнергетика и электротехника» 13.03.02 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» 26.05.07» могут изучать факультативно.

Замкнутым и полузамкнутым морем считается залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных вод и экономических зон двух или более прибрежных государств. Правовой режим Черного моря определяется многосторонней Конвенцией, заключенной в 1936г. в г.Монтрё (Швейцария), Балтийского моря - договорами стран Балтийского бассейна 17-19 вв., последний из которых, Копенгагенский, был заключен в 1857г. Режим замкнутых и полузамкнутых морей обычно предусматривает ограничение для плавания военных кораблей стран, которые не являются прибрежными для таких морей. В соответствии с UNCLOS-82 государства, омываемые такими морями, должны сотрудничать либо путем заключения договоров между собой, либо через региональную организацию в вопросах управления живыми ресурсами моря, их сохранением, разведкой и эксплуатацией; осуществления своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохранения морской среды; совместными научными исследованиями.

В 1974г. одобрена Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, в 1976г ряд средиземноморских стран заключил Конвенцию по защите Средиземного моря от загрязнения. В 1978г. Иран, Ирак, Бахрейн, Саудовская Аравия, Оман заключили Конвенцию об охране и улучшению морской среды. В 1983г. ряд государств Карибского бассейна, в т.ч. США, а также Венесуэла и Франция подписали Конвенцию и План действий по охране морской среды района Карибского моря.

Литература

4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА

Примечание : данную главу студенты специальностей «Эксплуатация судовых энергетических установок» 26.05.06, «Электроэнергетика и электротехника» 13.03.02 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» 26.05.07» могут изучать факультативно.

Международное рыбопромысловое право – это система принципов и норм, устанавливающих режим исследования, использования, сохранения ресурсов Мирового океана и управления ими в процессе повседневной деятельности и сотрудничества государств. В его основе лежит принцип свободы рыболовства за пределами экономических и рыболовных зон, закрепленных в Конвенции ООН 1958г. об открытом море, как составная часть свободу открытого моря и подтвержденных в UNCLOS-82, а также:

Абиджанская конвенция в области охраны и развития морской и прибрежной сферы района Западной и Центральной Африки 1981г;

Вашингтонская конвенция по котикам 1911г.;

Европейская конвенция о рыболовстве 1964г.;

Конвенция о рыболовстве в Северо-Восточной части Атлантического океана1983г.;

Конвенция о рыболовстве в Северной части Атлантического океана, 1983г;

Каждое государство, а следовательно его юридические и физические лица имеют право на занятия рыболовством и морским промыслом. Все государства, осуществляющие рыболовство и морской промысел обязаны строго соблюдать договорные обязательства и не нарушать интересов прибрежных государств (ст.116). Все государства обязаны принимать в отношении своих граждан те меры, какие необходимы для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117). При определении размера допустимого улова и установлении других мер по сохранению живых ресурсов открытого моря государства на основе научных данных принимают меры для поддержания и восстановления популяций вылавливаемых видов (ст.119).

Определенную трудность при этом составляет внедрение норм международного права в отрасль рыболовства во внутренних и территориальных водах.

Во-первых, это связано с тем, что огромная часть рыбного промысла осуществляется судами малых размеров, на которые не распространяется надзор классификационных обществ, и которые не подлежат освидетельствованию, согласно международных конвенций, что, однако не снижает необходимости поддерживать их исправное техническое состояние, осуществлять меры по защите морской среды, безопасности мореплавания и, как следствие, обеспечивать обучение их плавсостава соответствующим образом. Фактически, под надзором Классификационного общества находятся, в основном сейнеры типа РС, СЧС, МЧС и суда типа ТХС. На них также распространяются требования как национального, так и международного законодательства по предотвращению загрязнения моря, охране человеческой жизни на море, сертификации плавсостава, соблюдения правил безопасности мореплавания.

Во-вторых, в ряде случаев тексты международных конвенций, касающиеся транспортного и рыболовного флота, имеют некоторые разногласия. Например, размеры судов транспортного флота оцениваются прежде всего по валовой регистровой вместимости, согласно Конвенции 1969 года по обмеру судов. В ее тексте нет указания, что она не распространяется на суда рыболовного флота. В то же время, в целом ряде правовых документов по рыболовству фигурируют «суда длиной 12м и более», «суда длиной 24 м и более», «суда длиной свыше 45 м», «крупнотоннажные суда» и т.п. Причем длина судна определяется именно по упомянутой Конвенции.

В-третьих, открытые для подписания международные конвенции по разным причинам не входят в силу десятилетиями, что негативно влияет на национальное законодательство – страна может присоединиться к конвенции, которая входит в силу в течение 17 лет (Конвенция ПДНВ-95Р) и соблюдать ее положения, остальные государства обходятся без нее.

УДК 340.12

К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ ПРАВОВЫХ НОРМ НА ТЕРРИТОРИЯХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОВЫМ РЕЖИМОМ

© Белякович Е. В., 2010

Настоящая статья посвящена вопросам действия внутригосударственных правовых норм в откры том море, международном воздушном пространстве, космическом пространстве и Антарктике. Ос новным аспектом статьи является выявление общих закономерностей действия национальных пра вовых норм на территориях с международным правовым режимом.

Ключевые слова: пространственное действие правовых норм; территории с международным пра

вовым режимом.

По общему правилу, действие правовых норм распространяется на территорию принявшего их государства. Однако освоение и интенсивное использование открытого моря, воздушного пространства, Антарктики и космоса привело к появлению в их границах международно-правового режима, который характеризуется особенностями действия национальных правовых норм. Традиционно к территориям с международным режимом относят лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств.

Наиболее длительное время территорией с международным режимом является открытое море. Под ним понимают расположенные за пределами территориального моря морские пространства, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства и открытые на началах равенства для свободного использования их всеми государствами в установленных международным правом целях . При этом следует отметить, что открытое море - это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус. Режим в открытом море установлен в результате сочетания норм международного права и национального права отдельных государств .

Основная часть норм и правил, регулирующих правовой режим открытого моря, содержится в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Из содержания закрепленных в ней принципов следует, что юрисдик-

ция в открытом море есть юрисдикция, которой подчинено не открытое море как таковое, а лишь суда, люди и грузы, находящиеся в открытом море . Таким образом, внутригосударственные правовые нормы в открытом море распространяют свое действие не на саму территорию, а на определенные объекты.

Основанием распространения действия правовых норм государства на судно, находящееся в открытом море, является национальность судна и, как выражение национальности - использование судном флага данного государства. Согласно ряду мнений, международное право не знает нормы, которая предписывала бы условия, необходимые для приобретения судном национальности. Такие условия, считает Д. Ко-ломбос, определяются исключительно законами каждого государства . Так, например, ст. 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований .

Между государством и судном должна существовать реальная связь. Государство флага осуществляет над судном исключительную юрисдикцию (кроме прямо установленных в международных договорах случаев). Следует отметить, что флаг государства на судне может не только констатировать наличие определенных правовых последствий, но и порождать такие

последствия. Так, согласно Л. Оппенгейму, иностранные суда, пользующиеся флагом данного государства, подчиняются тем самым его юрисдикции . Следовательно, происходит распространение правовых норм государства флага на судно, этот флаг использующее.

Согласно позиции С. В. Молодцова, концепция «территориальности» судна в открытом море, в силу которой такое судно рассматривается в качестве условной территории государства флага, соответствует принципу исключительной юрисдикции . Такое мнение обусловлено необходимостью связать осуществляемую государством юрисдикцию с его территорией. Связь может быть прямая, но для судна в открытом море она явно неприемлема. Косвенная связь объясняется тем, что на территории государства флага остаются связанные с судном существенные интересы, например: интересы остающегося на территории собственника, интересы, связанные с гражданством находящихся на судне лиц, фискальные интересы. Следовательно, осуществление государством юрисдикции не является абсолютно оторванным от государственной территории, хотя и не имеет в территориальном верховенстве непосредственного основания .

Установленный режим свободы открытого моря включает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободу возведения искусственных островов и других установок, свободу рыболовства и промысла, свободу научных исследований. Действие внутригосударственных правовых норм в пространственных пределах открытого моря должно осуществляться с учетом всех свобод открытого моря. Однако, несмотря на установленную свободу открытого моря, имеются изъятия из исключительной юрисдикции государства флага над судном в открытом море, которые касаются, в частности: 1) права военного корабля останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении подводных кабелей, а также в случаях, если есть основания подозревать, что судно: а) занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным радио- и телевещанием, б) не имеет национальности, в) в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг; 2) права прибреж-

ного государства на вмешательство в отношении невоенных судов за пределами территориальных вод при наличии серьезной и реальной опасности, связанной с загрязнением нефтью из-за морской аварии. Как видно, изъятия из исключительной юрисдикции государства флага связаны с существенными интересами других государств, защищаемыми международным правом.

Как указывалось выше, связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Известно, что некоторые государства за плату весьма легко предоставляют свой флаг (особенно Либерия и Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов под своим флагом . В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов. В начале 1996 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Эмпересс», из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Утечка была отнесена к десятке тяжелейших катастроф такого рода. Встал вопрос об ответственности, но оказалось, что танкер перевозил английскую нефть, судно было построено в Испании, принадлежит норвежской компании, зарегистрировано на Кипре, управляется шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, укомплектовано русским экипажем и плавает под либерийским флагом

Такого рода многонациональные варианты получили в настоящее время широкое распространение.

С точки зрения рассматриваемой проблематики также интересен вопрос о распространении действия национальных правовых норм при столкновении судов в открытом море. Современное международное право, касающееся столкновения судов в открытом море, отражено в ст. 97 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которой в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, уголовную и дисциплинарную юрисдикцию над такими лицами могут осуществлять исключительно власти государства флага или государства, гражданином которого является это лицо

Т. е. действие правовой нормы «привязано» к объекту - судну или лицу.

Территорией с международным режимом является международное воздушное про-

странство, которое находится над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными реками, проливами, каналами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

Поскольку международное воздушное право и национальное воздушное право регулируют отношения, связанные с одним и тем же объектом, в правовом регулировании эксплуатации воздушного пространства, в том числе регулировании международных воздушных сообщений, значительную роль играют нормы национального права, которые сочетаются с международно-правовыми нормами . Пределы полного объема действия данной внутригосударственной правовой системы в воздушном пространстве должны заканчиваться, с одной стороны, там, где вступают в силу нормы международного космического права, регулирующие режим космического пространства, и, с другой стороны, на границе суверенного воздушного пространства и международного воздушного пространства. Государства самостоятельно могут определять пределы действия национальных правовых норм в связи с правоотношениями, регулируемыми воздушным правом. Так, согласно ст. 5 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство России регулирует соответствующие отношения на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором РФ . Но в отличие от суверенного воздушного пространства на международное воздушное пространство не может распространяться суверенитет какого-либо государства, и «любые действия государств, направленные на распространение власти на воздушное пространство над открытым морем, являются незаконными» .

Связь государства с воздушным судном определяется институтом национальности воздушного судна. Согласно ст. 17 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Во время полета в международном воздушном пространстве государство регистрации осуществляет полную юрисдикцию над воздушным судном. В от-

ношении воздушного судна, имеющего национальную принадлежность данного государства, это государство может принимать разрешенные международным правом меры защиты на территории других государств и меры по обеспечению его безопасности, сохранности перевозимых людей, грузов, почты . Таким образом, распространение внутригосударственных правовых норм на находящиеся в международном воздушном пространстве воздушные суда связано с фактом регистрации воздушного судна. При этом не подлежит сомнению оправданность осуществления государством своей юрисдикции в отношении воздушного судна его национальности, поскольку только на территории такого государства можно локализовать основные связанные с воздушным судном интересы .

В космическом пространстве, наряду с действием норм международного права, также применяются и нормы национального права. Применительно к действию внутригосударственных правовых норм в космосе основной вопрос связан с пространственными пределами действия полного объема правовой системы данного государства. Иными словами, речь идет о делимитации воздушного (суверенного) и космического пространства.

Научно-технические данные свидетельствуют о невозможности определения четкой границы между воздушным и космическим пространством. В доктрине выработаны альтернативные критерии: пространственное разграничение, разграничение воздушной и космической деятельности и т. п. Решение вопроса разграничения космического и воздушного пространства на практике основано на пространственном подходе. Несмотря на существование различных взглядов на пространственную протяженность воздушной территории государства, в настоящее время признано правило о разграничении воздушного и космического пространств на рубеже 100-110 км над уровнем моря, т. е. на предельной высоте, на которой теоретически возможны полеты воздушных судов с использованием аэродинамической подъемной силы. Таким образом, именно указанными пространственными пределами определяется граница воздушного и космического пространств и, соответственно, действие международных и внутригосударственных правовых норм в соответствующих случаях.

Действие правовых норм в космическом пространстве должно рассматриваться как относящееся не только к пространству как таковому, но и к находящимся в нем естественным небесным телам. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (Договор по космосу) космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования оккупации, ни любыми другими средствами. В отечественной литературе отмечается, что права, вытекающие из юрисдикции и контроля над объектами на Луне, не следует понимать расширительно; такие права должны осуществляться в пределах, необходимых для существования и функционирования космического объекта . Следовательно, невозможно такое распространение пределов действия внутригосударственных правовых норм на небесные тела, которое бы фактически означало или опосредовало их национальное присвоение.

Основной непосредственной сферой действия внутригосударственных правовых норм в космическом пространстве являются космические объекты, под которыми понимаются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические или пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и др. Космический объект как техническое устройство (аппарат), использование которого регулируется нормами национального права, лишь при определенных условиях, а именно при запуске в космическое пространство или сооружении в нем, становится объектом международного космического права. Следует отметить, что в действующих нормах космического права термин «национальность космического объекта» не используется. Осуществление юрисдикции и контроля над космическими объектами и их экипажами связывается не с национальной принадлежностью космического объекта или гражданством членов его экипажа, а непосредственно с актом регистрации космического объекта в определенном государстве .

В литературе высказывается мнение, что регистрация космического объекта имеет превалирующее значение по сравнению с другими возможными основаниями юрис-

дикции (например, гражданством члена экипажа, правом собственности на объект, местом запуска космического корабля и др.) . Данный факт можно считать особенностью космического права, поскольку традиционно международное право признает территориальное и персональное основания юрисдикции. Тем не менее, связь юрисдикции и территории остается, хотя она может быть и не прямая, а опосредованная, ведь космический объект тесно связан с интересами, расположенными на территории государства их национальности (регистрации).

Юрисдикция и контроль государства регистрации в отношении экипажа распространяется на космический объект, однако она не ограничивается только рамками самого космического объекта. В Договоре по космосу говорится о юрисдикции и контроле над экипажем космического объекта (а не над экипажем, находящемся на борту космического объекта). Следовательно, юрисдикция и контроль государства регистрации, реализуемые ими нормы национального права продолжают действовать и при выходе членов экипажа в открытый космос, нахождении на небесном теле за пределами своего корабля или станции, посещении космических кораблей, станций, установок, зарегистрированных в других государствах .

Вопрос об установлении пределов действия внутригосударственных правовых норм при создании многонациональных станций решается на основе международного договора. Примером такого договора может служить Соглашение между правительством Канады, правительствами государств-членов Европейского космического агентства, правительством Японии, правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1998 г. , в соответствии с которым каждый партнер сохраняет юрисдикцию и контроль над элементами создаваемой международной космической станции, которые он регистрирует, и над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами. Также, согласно указанному Соглашению стороны могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении членов персонала, которые являются их гражданами, внутри или на любом орбитальном элементе.

При этом предусмотрена возможность перехода юрисдикционных полномочий к государству, чьи интересы затронуты правонарушением.

В настоящее время на космических станциях проводятся научные опыты и исследования, технологически недоступные в земных условиях (получение монокристаллов, особых медикаментов и сывороток), и их дорогостоящее финансирование выдвигает вопрос о патентной защите возможных открытий и изобретений. Поскольку на земле юридическая защита владельца патента на изобретение ограничена границами территории определенного государства, пришлось аналогичным образом защищать право интеллектуальной собственности в космосе. В Межправительственном соглашении 1998 г. по созданию Международной космической станции предусмотрено, что для целей права интеллектуальной собственности любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая только на территории государства-партнера . Таким образом, для защиты прав интеллектуальной собственности членов экипажа международной космической станции была введена фикция территории государства.

По мере развития космического права получают оформление тенденции расширения пределов действия внутригосударственных правовых норм. Некоторые из этих тенденций находят отражение в национальном законодательстве. Согласно положению п. 5 ст. 17 Закона РФ «О космической деятельности» в непосредственной близости от космического объекта РФ в пределах зоны, минимально необходимой для обеспечения безопасности космической деятельности, могут устанавливаться правила, обязательные для российских и иностранных организаций и граждан .

Таким образом, в космическом пространстве юрисдикция непосредственно связана с объектом, в данном случае - с космическим объектом. Такое положение основано на том, что концепция государственной юрисдикции в космическом пространстве не идентична концепции государственной юрисдикции вообще: если последняя носит в основном территориальный характер, то осуществление государственной юрисдикции в космическом пространстве не может быть связано с присвоением какой-либо ча-

сти космического пространства или территории небесного тела .

К территории с международным режимом относится Антарктика, представляющая собой район земного шара, географическим центром которого является Южный полюс. До настоящего момента Антарктика не подчинена суверенитету какого-либо государства, хотя претензий на нее заявлялось немало. Ряд государств претендовал на Антарктику по различным основаниям, и, таким образом, стало очевидно единственно возможное решение антарктического вопроса на основании договорного урегулирования .

Положение о международном режиме данной территории не является абсолютно бесспорным. Несмотря на заявленные семью государствами территориальные притязания, исторически в течение многих лет в Антарктике сложилась достаточно устойчивая практика подчинения любого лица только юрисдикции государства его гражданства . Данная практика нашла отражение в Договоре об Антарктике, который предусматривает, что, без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся Стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике, назначенные по установленной процедуре наблюдатели, научный персонал, которым обмениваются Стороны, а также персонал, сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций . Следовательно, в Антарктике возможна как личная юрисдикция над наблюдателями и персоналом, так и любая иная юрисдикция, не противоречащая международному праву.

В отношении действия правовых норм на территориях с международным режимом можно сделать вывод, что юрисдикция государства в открытом море, международном воздушном пространстве, космическом пространстве, Антарктике не носит непосредственно территориального характера - она связана преимущественно со строго определенными лицами и объектами. Однако юрисдикция государства на территориях с международным режимом, хотя и не носит непосредственно территориального характера, содержит элемент территориальности:

на территории регулирующего государства в этом случае локализуется связанный с объектом регулирования суверенный интерес. Таким образом, на территориях с международным режимом внутригосударственные правовые нормы распространяют свое действие на строго ограниченный круг лиц и объектов, который определяется в соответствии с нормами международного права, и с которыми связывается суверенный интерес. ^

1. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник. М., 1997. С. 92.

2. Верещетин В. С. Свобода судоходства в открытом море. М., 1958. С. 24.

3. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1, по-лут. 2. М., 1949. С. 166.

4. Коломбос Д. Международное морское право. М., 1975. С. 275.

5. Собр. законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

6. Оппенгейм Л. Указ. соч. С. 167.

7. Молодцов C. B. Международное морское право. М., 1987. С. 95.

8. Броунли Я. Международное право: в 2 кн. Кн. 1. М., 1977. С. 369.

9. Лукашук И. И. Указ. соч. С. 141.

10. Там же. С. 142.

11. Собр. законодательства РФ. 1999. № 18.

12. Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н.

Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988. С. 26.

13. Собр. законодательства РФ. 1997. № 12.

14. Международное воздушное право: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. А. П. Мовчан. М., 1980. С. 49.

15. Международное воздушное право: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. А. П. Мовчан, О. Н. Садикова. М., 1981. С. 13.

16. Верещагин А. Н. Международное воздушное право. Проблемы международно-правового регулирования воздушных сообщений. М., 1966. С. 27.

17. Правовые проблемы полетов человека в космос / под ред. В. С. Верещетина. М., 1986. С. 84.

18. Международное космическое право: учебник / под ред. А. С. Пирадова. М., 1985. С. 50.

19. Правовые проблемы полетов человека в космос. С. 35.

20. Там же. С. 98.

21. Бюл. междунар. договоров. 2001. № 8. С. 53.

22. Международное космическое право: учебник / под ред. Г. П. Жукова, Ю. М. Колосова. М., 1999. С. 100.

23. Рос. газ. 1993. № 186.

24. Зотова О. В. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности // Моск. журн. ме-ждунар. права. 2001. № 2. С. 206.

25. Молодцов С. В. Современное международноправовое положение Антарктики. М., 1954. С. 46.

26. Голицын В. В. Антарктика: международноправовой режим. М., 1983. С. 61.

27. Ведомости ВС СССР. 1961. № 31. Ст. 329.

About Operation of Law Norms on Territories with International Legal Regime

© Belyakovich E., 2010

This article is about issues of operation of national law norms in the open sea, international air space, cosmic space and Antarctica. The primary aspect of the article is the revelation of common regularities of operation national law norms on the territories with international legal regime.

Key words: spatial operation of law norms; territory with international legal regime.

  • 8. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров.
  • 9. Понятие, виды и форма международных договоров. Порядок и стадии их заключения
  • 10. Порядок вступления в силу, действия и прекращения действия международных договоров.
  • 11. Оговорки к международным договорам. Депозитарий.
  • 12. Основания недействительности международных договоров.
  • 13. Способы выражения государством согласия на обязательность для него международного договора.
  • 14. Толкование международных договоров.
  • 15. ООН: история создания, цели, принципы и организационная структура.
  • 16. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН: функции, состав, порядок работы.
  • 17. Международный суд ООН: организация, компетенция, юрисдикция.
  • 18. Европейские сообщества: основные этапы развития, организационная структура.
  • 20.Права человека в международном праве: основные документы и их характеристика.
  • 21.Европейский суд по правам человека: история создания, структура, порядок формирования.
  • 22. Европейский суд по правам человека: условия обращения, принятие решения.
  • 23. Международные финансово-экономические организации: цели, принципы, система органов, порядок принятия решений (на примере одной организации).
  • 24. Система ГАТТ-ВТО: основные этапы развития, цели и принципы
  • 25. Международно-правовые вопросы гражданства: понятие, порядок приобретения и утрата гражданства.
  • 27. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 28. Международно-правовая ответственность индивидов.
  • 29. Международно-правовые основания выдачи.
  • 30. Международный уголовный суд.
  • 31. Дипломатические представительства: функции, состав.
  • 32. Порядок назначения и отозвания дипломатических агентов.
  • 33. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и сотрудников.
  • 34. Консульские учреждения: функции, виды. Порядок назначения глав консульских учреждений.
  • 35. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 36. Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав.
  • 37. Государственные границы: виды, порядок установления.
  • 39. Правовой режим Арктики; о.Шпицберген.
  • 40. Правовой режим Антарктики.
  • 41. Внутренние морские воды и территориальное море: понятие, правовой режим.
  • 42.Прилегающие зоны и открытое море: понятие, правовой режим.
  • 43. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф: понятие, режим.
  • 44. Международно-правовой режим «Района».
  • 45. Международные каналы и проливы.
  • 47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.
  • 48. Международно-правовое регулирование космоса.
  • 49. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.
  • Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

    44. Международно-правовой режим «Района».

    Основные принципы и элементы правового режима пространств и ресурсов международного района морского дна установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Некоторой аналогией Району может быть Антарктика, Луна и другие небесные тела, т.е. - объекты, изъятые в силу международного права из национального присвоения каким-либо государством. Что касается эксплуатации ресурсов Района, она осуществляется под управлением специальной межправительственной организации - Международного органа по морскому дну (Орган). Деятельность по разведке и разработке ресурсов Района и иные виды деятельности могут носить только мирный, невоенный характер. По инициативе СССР был в 1970 г. одобрен Генеральной Ассамблеей ООН текст Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а затем и подписан многими государствами. Договор действует за пределами территориального моря. Предусмотрена система контроля исполнения договора. Объявленные общим наследием человечества ресурсы Района не подлежат присвоению каким-либо государством, не могут отчуждаться, ни одно государство не может претендовать на суверенные права на них. Орган по морскому дну должен обеспечивать упорядоченное и рациональное использование ресурсов Района, предотвращать монополизацию освоения ресурсов, координировать добычу ресурсов.

    45. Международные каналы и проливы.

    Международные проливы и каналы. (более 100 штук).

    И только четыре регулируются международным правом 1936 года:

    1. турецкий пролив

    2. Могилатов пролив (2 океана – Тихий океан, Атлантический)

    3. балтийский пролив.

    4. Гибралтарский пролив.

    Остальные регулируются международным морским правом. Каналы:

    1.Суэцкий канал (средиземное и красное море) 1888 год – Константинопольская конвенция, закрывается только тогда, когда Египет начинает воевать.

    2.Панамский канал (2000 – го года был под юрисдикцией США, после передали управление Панаме)

    3.Кильский канал – соединяет Северное и Балтийское моререгулируется внутренним законодательством Германии.

    Международные проливы – естественные проходы, соединяющие части открытого моря (или исключительных экономических зон) или часть открытого моря (или исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства, используемые для международного судоходства и воздушной навигации.

    Правовой режим проливов, не являющихся международными, определяется законами и правилами прибрежного государства.

    Требования Конвенции ООН по морскому праву, касающиеся международных проливов, не затрагивают правового статуса вод, находящихся за пределами территориальных вод государств, граничащих с проливами (таких как исключительные экономические зоны и открытое море).

    Согласно Конвенции ООН по морскому праву, в проливах, используемых для международного судоходства, соединяющих одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, все суда, военные корабли и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода (пролета) (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и другие проливы). Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоной и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В проливах между частью отрытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от Аппенинского полуострова и соединяющий Средиземное море с Тирренским, пролив Тирана в районе залива Акаба) применяется режим мирного прохода.

    Положение о транзитном проходе не применяется, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью. Но это положение правомерно лишь в том случае, когда в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. В таком проливе применяется мирный проход.

    Отличие права транзитного прохода от права мирного прохода заключается в том, что мирный проход распространяется только на судоходство, а транзитный проход предусматривает также право пролета летательных аппаратов над территориальными водами прибрежных государств. При осуществлении права транзитного прохода суда воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна обычному порядку быстрого и непрерывного транзита, за исключением случаев, когда она вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием. Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.

    Прибрежные государства могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу судов через проливы, в отношении:

    безопасности судоходства и регулирования движения судов; предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения; недопущения рыболовства;

    погрузки или выгрузки товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил.

    Такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, их применение не должно приводить к ущемлению права транзитного прохода.

    Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода.

    Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

    Режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих эти проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами.

    Нормы, регулирующие режим международных проливов, не затрагивают положения тех проливов, правовой режим которых определяется относящимися к ним специальными международными соглашениями или международными обычаями, относящимися к этим проливам (Балтийские проливы, Черноморские проливы).

    Международные каналы представляют собой искусственные водные пути, связывающие моря и океаны и используемые для международного судоходства.

    В зависимости от географического расположения, экономического, транспортного и стратегического значения международные каналы подразделяются на две группы:

    каналы общемирового значения – соединяют моря и океаны в единую транспортную систему и используются большинством государств мира (Суэцкий и Панамский); каналы регионального значения – соединяют между собой открытые моря и используются ограниченным числом государств (Кильский и Коринфский).

    Общей особенностью международных каналов является то, что они, представляя собой искусственные водные пути, составляют неотъемлемую часть территории государствсобственников каналов. К числу основных принципов и норм, лежащих в основе правового регулирования судоходства по таким каналам, относятся:

    уважение суверенных прав государства – собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; воздержание от угрозы силой или ее применения при разрешении споров относительно использования канала;

    свобода судоходства для торговых судов и военных кораблей всех флагов без дискриминации; обеспечение свободы судоходства и защиты канала силами и средствами государствасобственника; обязанность государств-пользователей соблюдать международные правила и национальные

    законы, касающиеся обеспечения судоходства и безопасности плавания, и уплачивать установленные без дискриминации сборы; недопустимость использования канала во вред интересам мира и международной безопасности.

    46. Международное воздушное право: понятие, источники, основные принципы.

    Международное воздушное право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.

    Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелѐтов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).

    Вопросы транзитного пролѐта над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву Соглашение о международном воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха:

    1. возможность полета без посадки;

    2. возможность посадки для технического обслуживания.

    Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. установило еще три:

    3. возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, взятые на территории государства, в которым зарегистрирован самолет;

    4. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию государства, в которым зарегистрирован самолет;

    5. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.

    Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской Конвенции:

    1.Полный и исключительный суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство. 2.Обеспечение безопасности полетов по международным воздушным линиям на территории государства.

    3.Обязательство применять гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между народами и перевозки различных грузов.

    4.Предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления международных воздушных сообщений своими компаниями.

    5.Установление регулярного воздушного сообщения путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений между государствами.

    6.Предоставление Договаривающимися государствами друг другу права на регулярные полеты на их территорию, когда между ними еще не заключено соглашение о воздушном сообщении. 7.Осуществление свободных полетов над открытым морем и проливами для всех государств. 8.Каждое государство имеет право регулировать коммерческую деятельность на своей территории.

    9.Каждое государство имеет право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам.

    10.Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки.

    11.Каждое государство, совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов.

    12.Вылет воздушного судна для выполнения международного полета допускается только после прохождения экипажем и пассажирами паспортной и таможенной процедур в соответствии с правилами, установленными данным государством. Территорию государства можно пересекать без посадки согласно соглашения или специального разрешения. За каждым государством сохраняется право подвергать обязательной таможенной проверке воздушные суда, выполняющие транзитные полеты.

    13.В качестве запасных можно использовать только те аэродромы, которые указаны в соглашении о международном воздушном сообщении. Вынужденную посадку можно совершать только в случае крайней необходимости.

    Правовой основой для установления международных воздушных сообщений являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении.

    47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.

    СВОБОДЫ ВОЗДУХА - - впервые использованный в Чикагской конвенции о международной гражданской а-виации 1944 г. термин, означающий виды правового регулирования коммерческой деятельности, осуществляемой летательными аппаратами в воздушном пространстве над территорией какого-либо иностранного государства. "С.в." подразумевают право: а) транзитного беспосадочного пролета: б)транзитного пролета с посадкой в некоммерческих целях; в) высадки на иностранной территории пассажиров, выгрузки багажа, почты и грузов, взятых на борт на территории государства флага воздушного судна; г) посадки на борт пассажиров, загрузки багажа, почты и грузов для перевозки на территорию государства флага воздушного судна, а также любого третьего государства; д) перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов между третьими странами через территорию государства флага воздушного судна: е) перевозки между третьими

    Территория и другие пространства (общие вопросы)

    По юридическим характеристикам различают территории , находящиеся под суверенитетом государства , территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, и территории со смешанным режимом.

    Каждый из перечисленных видов территорий - пространств - имеет определенный правовой статус, нашедший отражение в международных договорах , обычаях , а также в национальных нормах. Установленный ими правопорядок обеспечивается международным правом и самими государствами.

    Территории с международным режимом

    К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании.

    Статус и режим таких территорий определяются международным правом ; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

    К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

    Территории со смешанным режимом

    К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана - прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории.

    Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).

    Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под исключительной и полной властью его государства.

    Государственная территория находится под исключительной и полной властью данного государства. Такое властвование государства над своей территорией называется территориальным верховенством. Территориальное верховенство составляет органическую часть государственного суверенитета.

    Территориальное верховенство народа осуществляется его национальным государством, которое несет, как сказано в «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (1974 г.), «основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа». Территориальное верховенство включает право каждого государства на выбор целей и средств развития страны, мобилизацию и использование своих природных ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе реализации этого права и всех выгод, вытекающих из этого права.

    Территориальное верховенство предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию.

    Современное международное право в ряде случаев запрещает злоупотребление территориальным верховенством (подготовка и засылка вооруженных банд через границу, испытания ядерного оружия в воздухе и под водой, производство запрещенных видов оружия, преступления против человечества и др.).

    Состав государственной территории

    В состав государственной территории входят суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории приравниваются подводные кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или в недрах дна открытого моря.

    Сухопутная территория. Государственная территория включает прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством.

    Водная территория. В состав государственной территории входят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного государства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем или территориальными водами.

    Воздушная территория. В состав воздушной территории входит все воздушное пространство над сушей и водами государства, включая воздушное пространство над его территориальными водами.

    Так называемая условная территория. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, условно считаются его территорией. По общему правилу, на них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда приравниваются к территории государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда - соответственно только в водах и в воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных - космических тел (спутники, станции, платформы и т. д.) и национальные научно-технические сооружения на других планетах (но не само космическое пространство и соответствующие части небесных тел, где установлены такие сооружения).

    Правовой режим государственной территории

    Принцип неприкосновенности государственной территории

    Принцип неприкосновенности государственной территории закреплен в многочисленных международных договорах и актах, которые обязывают все государства уважать этот принцип и воздерживаться от любых действий, направленных прямо или косвенно против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

    Территориальные изменения

    Принципы территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности границ в современном международном праве не означают территориального status quo. Современное международное право признает возможность территориальных изменений в соответствии с его принципами и нормами, но обязательно с добровольно выраженным согласием заинтересованных сторон.

    В международном праве используются также и некоторые другие понятия, касающиеся территориальных проблем.

    Аннексия - насильственный захват территории другого государства и издание соответствующего юридического акта о ее присоединении.

    Кондоминиум - принадлежность территории двум или более государствам, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет.

    Коимпериум - совместное осуществление власти (юрисдикции) двумя или более государствами на территории, которая принадлежит третьему государству; оно обладает суверенитетом над этой территорией.

    В практике международных отношений государства нередко заключают соглашения об уступке или обмене участками территории, что в международном праве получило наименование цессии.

    Цессия - это добровольная уступка территории, которая осуществляется на условиях встречной компенсации, которая может быть различной. Цессия и сделка о продаже территории.

    Цессия может быть осуществлена и на другой основе, например купли-продажи территории,

    Оставление территории, или дереликция. Государство может своим поведением или положительно выраженным признанием согласиться с расширением суверенитета конкурента.

    Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России по Портсмутскому миру в результате войны 1904-1905 гг.

    Демилитаризация и нейтрализация территорий

    Под демилитаризацией в самом широком смысле понимается запрет на проведение специальных военных мероприятий на определенной (демилитаризованной) территории.

    Демилитаризация может быть ограниченной (частичной) и полной.

    При ограниченной (частичной) демилитаризации государство обязуется не строить новых укреплений, имея право сохранять старые, и не увеличивать численность войск на данной территории.

    При полной демилитаризации государство обязуется ликвидировать все военные сооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории. Обязательные элементы полной демилитаризации: уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений и сооружений, запрет на содержание вооруженных сил, кроме полицейских, необходимых для поддержания порядка. Договоры о полной демилитаризации могут включать также запрет производства и ввоза военных материалов, военного обучения и набора в армию, пролета военных самолетов над демилитаризованной зоной и т. п.

    Под нейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определенной территории или использовать ее в качестве базы для военных действий. На нейтрализованной территории запрещается всякое военное строительство.

    Не следует смешивать понятия нейтралитета и нейтрализованной территории. Нейтралитет - это обязательство государства, в то время как нейтрализации подвергаются части государственной территории и другие территории. Нейтрализация не запрещает государству содержать на нейтрализованной территории собственные вооруженные силы, необходимые, например, для осуществления права на самооборону. Однако численность их должна быть ограничена в соответствии с целями самообороны, поскольку нейтрализованная территория не может быть использована в качестве базы для ведения военных действий.

    Государственная граница

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Общее понятие и виды территорий в международном праве

    2. Правовой режим Антарктиды

    2.1 Общие положения

    2.2 Антарктида

    Список использованных источников

    1. Общее понятие и виды территорий в международном праве

    Человеческая цивилизация развивается не в вакууме - она теснейшим образом связана и зависима от среды своего обитания - планеты Земля. Территория важна не только с точки зрения существования каждого государства в отдельности; межгосударственные отношения, урегулированные международным правом, происходят в пространственном измерении. Во многом именно благодаря попыткам определения принадлежности и результатов раздела той или иной территории международное право зародилось, существует и развивается. Так, в современном международном праве упреждающе решаются вопросы, связанные с регулированием режима космического пространства и небесных тел, на которые еще фактически не ступала нога человека. Соответственно институт правового регулирования территории в международном праве - один из древнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международного мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего человечества.

    В отличие от обыденного языка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используется термин «пространство».

    Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности в доктрине принято различать территории исходя из их правового режима (государственная территория, международная территория, территория со смешанным правовым режимом).

    На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства. Именно государственная территория является материальной основой существования государств: без территории нет государства. Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутные территории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген)).

    Международные территории, или международные пространства (terra communis) - это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом.

    Международная территория не подлежит национальному присвоению, но при этом все государства имеют равные права по его исследованию и использованию в своих интересах. Очевидно, что технологически более развитые государства используют данные пространства более интенсивно. К международной территории относятся открытое море и Район морского дна за пределами континентального шельфа (Район); Антарктика; воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.

    Особый правовой режим некоторых международных пространств получил название режима «общего наследия человечества» . Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие от режима terra communis, запрещающего национальное присвоение пространств, но в остальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режим общего наследия человечества дополнительно устанавливает ряд требований. Во-первых, все объекты общего наследия человечества подлежат полной демилитаризации и нейтрализации. Во-вторых, исследование и эксплуатация ресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с установленными процедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особого положения наименее развитых стран. В-третьих, в отношении данных территорий осуществляется должная охрана окружающей среды.

    Впервые режим общего наследия человечества был предложен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А. Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством). Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г.

    Несмотря на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом. Так, наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции.

    К территориям со смешанным, правовым режимом относят морские пространства, чей режим определяется как международным, так и национальным правом прибрежного государства. В частности, такой режим распространяется на прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особыми правами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данных территорий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий в специально установленных областях.

    Исторически выделялись т.н. «ничейные территории» (terra nullius), на которые может распространяться суверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одному государству. Современный уровень развития человеческой цивилизации позволил полностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. В то же время в результате вулканической активности, например, могут возникать новые острова. Тогда на них может распространяться суверенитет какого-либо государства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретения территории.

    2. Правовой режим Антаркт иды

    2.1 Общие положения

    Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.

    2. 2 Антаркти да

    Антарктида - материк в центре Антарктики, общей площадью 13975 тыс. км (включая шельфовые ледники и острова), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежащие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.

    Антарктида - единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняется климатическими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2 °С. Средние температуры зимних месяцев от -60 до -70 °С, летних от -30 до -50 °С, на побережье зимой от -8 до -35 "С, летом 0-5 °С.

    Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей державы установил француз, Дюмон-д"Юрвиль. Первыми, 24 января 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.

    Первая половина XX в. была посвящена изучению побережья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экспедиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-1947 гг. под его руководством было осуществлено четыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля.

    В 40-50-е гг. XX в. начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международный геофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам. На 1991 г. в Антарктике работало 48 станций. На круглогодичных антарктических станциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для американских полярников. В последние годы континент стал объектом туризма.

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственная целевая программа «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.»1, согласно которой будут осуществляться полярные исследования и которая предусматривает создание первой белорусской антарктической станции. Территориальные притязания на Антарктиду начали выдвигаться различными государствами параллельно с исследовательской деятельностью. Претензии были выдвинуты Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Францией, Чили. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую свою собственную почти в десять раз, включая остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева. Австралия считает своей почти половину Антарктиды, куда вклинивается «французская» Земля Адели. Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию - Антарктический полуостров, который они по-разному называют.

    Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

    Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.

    Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частности, государства обязуются производить обмен:

    1) информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию

    средств и эффективность работ;

    2) научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;

    3) данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивать свободный доступ к ним.

    В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.

    Достаточно оригинально была решена проблема территориальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:

    «а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

    b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;

    c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

    Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».

    То есть существовавшие на 1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.

    Для контроля соблюдения положений Договора предусматривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их государств, их фамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике. Кроме того, инспекция может проводиться с воздуха.

    Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:

    а) экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами, и всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;

    б) станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;

    в) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

    На основании договора действуют так называемые Консультативные совещания, предназначенные для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а. также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора. Участие в Консультативных совещаниях могут принимать только представители тех присоединившихся к Договору государств, которые проявляют свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) начал действовать Секретариат Договора по Антарктике.

    Своими рекомендациями и решениями Консультативные совещания способствуют дальнейшему развитию положений Договора. Именно в рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.

    С развитием технологии стала достижимой возможность промышленной разработки природных ресурсов Антарктики. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антарктики принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике. Соответственно сегодня действует т.н. система Договора об Антарктике, куда входят все соглашения и обусловленные ими механизмы сотрудничества, регулирующие правовой режим Антарктики.

    международный право географический государство

    Список использованных источников

    1. Голицын, В.В. Антарктика: международно-правовой режим / B.B. Голицын. - М., 1983.

    2. Клименко, Б.М. Общее наследие человечества (международно-правовые вопросы) / Б.М. Клименко. - М., 1989.

    3. Лукин, В.В. Система Договора об Антарктике: правовые акты, комментарии / В.В. Лукин, В.Д. Клоков, В.Н. Помелов. - СПб., 2002.

    4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. / Минск: Амалфея, 2010. - 496 с.

    5. Голицын, В.В. Антарктика: тенденции развития режима / В.В. Голицын. - М., 1989.

    6. Трофимов, В.Н. Правовой статус Антарктики / В.Н. Трофимов. - М„ 1990.

    7. Барсегов, Ю.Г. Территория в международном праве / Ю.Г. Барсегов. - М., 1958.

    8. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. - Минск: ТетраСистем, 2009. - 256 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Территория является одним из необходимых признаков государства. На протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства. Утверждение важнейших принципов в современном международном праве.

      учебное пособие , добавлен 13.07.2008

      Понятие международных рек. Судоходное и несудоходное использование международных рек в соответствии с международным договором о каждой конкретной реке. Порядок и правовой режим судоходства на Дунае. Разработка Конвенции 1948 г. и ее основные положения.

      курсовая работа , добавлен 04.03.2011

      Общие положения о сущности и правовом регулировании права собственности. Коллизии при решении вопросов права собственности. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Анализ соответствия российского законодательства положениям Соглашения ТРИМС и ДЭХ.

      курсовая работа , добавлен 24.01.2009

      Понятие, правосубъектность и ключевые признаки международных неправительственных организаций (МНПО). Правовой статус и права МНПО в международном и внутригосударственном праве. Проблемы деятельности МНПО, их роль в кодификации норм международного права.

      курсовая работа , добавлен 11.03.2011

      Классификация территорий по правовому режиму. Правовое основание территориальных изменений. Способы приобретения и утраты государственной территории. Международно-правовые сервитуты и цессии. Территория со смешанным режимом. Концепция "общего наследия".

      реферат , добавлен 25.02.2009

      Международные финансовые отношения: сущность, виды, функции. Международные валютные операции. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Участие России в международных финансовых организациях, вступление во Всемирную торговую организацию.

      курсовая работа , добавлен 21.12.2008

      Правовой статус Международного валютного фонда. Международные финансовые институты, входящие во Всемирный банк. Использование на мировом или международном уровнях фондов финансовых ресурсов. Взаимоотношения государства и субъектов хозяйствования.

      курсовая работа , добавлен 29.03.2011

      Теоретико-методологические основы определения правового режима международной территории в международном праве. Конвенциональное регулирование правового режима Антарктики и этапы ее исследования. Проблема территориальных претензий государств в Антарктике.

      курсовая работа , добавлен 20.06.2013

      Внешнеполитическая деятельность государств. Понятие международных договоров. Стадии заключения международных договоров. Многосторонние конвенции как источник международного частного права. Договоры о правовой помощи. Беларусь и международные организации.

      дипломная работа , добавлен 11.10.2014

      Факторы и специфика ценообразования на мировом рынке. Роль государства в формировании цен на мировых рынках. Ценовые стратегии на мировых рынках. Основные виды цен на рынке международных транспортных перевозок. Специфические условия заключения сделок.