Правило изменение имен существительных по падежам. Изменение имен существительных по падежам и числам в русском языке называется склонением

1. Склонение.

2. Сложение.

3. Спряжение.

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

1. Второстепенным.

2. Подлежащим.

3. Сказуемым.

3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

1. Кого? Чего?

2. Кому? Чему?

3. О ком? О чем?

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

2. Под, над.

3. Из, без, у, до, от.

5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

1. О ком? О чем?

2. Кому? Чему?

3. Кем? Чем?

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?

1. Приплыть к берегу .

2. Писать о природе .

3. Гулять около дома .

7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?

1. В именительном.

2. В дательном.

3. В винительном.

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?

1. Растет под елкой.

2. Рисую карандашом .

3. Вижу море .

В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?

1. В предложном.

2. В дательном

3. В винительном.

В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?

1. Рассказать о друге.

2. Писать ручкой.

3. Нарисовать дерево.


__________________________

Тема «Три склонения имен существительных»

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

К какому склонению относятся существительные среднего рода?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?

1. День, ночь, соль.

2. Земля, страна, луна.

3. Зеркало, озеро, рассвет.

Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?

1. Сон, море, лето.

2. Семья, дядя, зима.

3. Мышь, тень.

Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?

1. Окно, озеро, полотно.

2. Метро, пальто, кино.

3.Зеркало, стекло, яблоко.

Допиши недостающие слова.

Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.

Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.

Тихий туман стоит над жёлтыми полями.



___________________________________________________

Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.

Исправь ошибки.

Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных

Цель: показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________________________

Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что та­кое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегрече­ских слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?

И ежели вы вежливы,

то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

возьмёте не на веки.

________________________________________________

Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.

Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На­зовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 162

Учащиеся выясняют, что

¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут нахо­диться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в без­ударном положении требуют проверки);



Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;

Для проверки безударного гласного в окончании име­ни существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный па­дежного окончания находится под ударением.

Чтение правила на с. 101.

Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Знакомство с последовательностью дей­ствий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)

Изменение имен существительных. Падежи

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имен существительных;

знакомство учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Оборудование: учебник, таблички падежей, карточка-помощница на каждого ученика,

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

II. Актуализация.

- Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.

Ну, слушайте.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек )

мотылёк ромашка

мотылька ромашки

мотыльку ромашке

мотылька ромашку

мотыльком ромашкой

о мотыльке о ромашке

- Что заметили? Какая часть слова изменяется? (Изменяется окончание .)

- Для чего служит окончание?(Окончания служат для связи слов в предложении .

Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)

Давайте поставим к словам вопросы.

кто? мотылёк что? ромашка

кого? мотылька чего? ромашки

кому? мотыльку чему? ромашке

кого? мотылька что? ромашку

кем? мотыльком чем? ромашкой

о ком? о мотыльке о чем? о ромашке

Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?(Ответы детей.)

Почему поставили разные вопросы?

( Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

- Какие вопросы поставили к одушевленным именам существительным?

Какие вопросы поставили к неодушевленным именам существительным?

- Какие изменения в именах существительных вы заметили?

(Вопросы помогали изменить форму слова.)

- Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.

Такое изменение формы имени существительного называется изменением по падежам.

III. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи русского языка мы должны решить сегодня на уроке?

Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа;

Начать приобретать навык определения падежей имён существительных; навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных;

Развивать навыки грамотного письма.

В русском языке 6 падежей . Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.

В других языках мира иначе: в английском -2,в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. В этом вам может помочь стихотворение. Послушайте его. Если пока какие-то формулировки вам непонятны, это будет нашей целью на последующие уроки: объяснить и понять до конца это определение. А пока давайте попытаемся понять на доступном уровне, что же такое падеж?

Кто знает их и может назвать?

именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку о падеже.

(На доске карточки)

Он еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный , от слова имя.

Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным .

Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.

VI Работа над новым материалом.

- Ребята, положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.

И.п. отвечает на вопросы кто? что?

Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?

Д.п. отвечает на вопросы кому? чему?

В.п. отвечает на вопросы кого? что?

Т.п. отвечает на вопросы кем? чем?

П.п. отвечает на вопросы о ком? о чем?

    Знакомство с падежами русского языка. Работа по вариантам.

Каждый вариант получил стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

    Есть именительный падеж,
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства нет при нем ,
    Его вопросы – кто? и что?
    Ни с чем не спутаешь его.

С каким падежом познакомились ребята первого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в И.П. с предлогами?

    А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего?
    Нет – вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И с, и до, и у, и из –
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в Р.П падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

    Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому от
    дать ? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

    А я – винительный падеж
    И я во всём виню
    невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Я вижу всех Кого позвать?

Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

    А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь ! – Чем?
    Творите! – С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я
говорил ?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились ребята шестого варианта?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

Постепенно учащиеся заполняют таблицу.

V II. Физминутка.

VIII .Упражнение в изменении и употреблении нужной формы имён существительных

с.91, упр.96

- Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?

I Х. Самостоятельная работа.

Определите в каком падеже стоят имена существительные?

Как будем определять?

Остался без (…)яблока, шёл по(…) улице, зашёл за (…) товарищем, говорили о (…) работе, перебежал через (…) дорогу

( Проверка у доски)

Х. Итог урока.

Итак, подводя итоги урока, традиционный блиц-опрос:

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

    Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

    Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

    В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

Х I . Домашнее задание .

Урок 78 упр.4, правило.

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1~7).

1. Правильно названы признаки имени суще-ствительного (с) журавлём в предложении Лиса с журавлём подружилась.

1) одуш., ж.р., ед.ч.

2) неодуш., м.р., ед.ч.

3) одуш., м.р., ед.ч.

4) одуш., м.р., мн.ч.

2. О том, что у слова несколько значений, мож-но узнать в словаре

1) синонимов

2) толковом

3) антонимов

4) орфографическом

3. Падеж имени существительного нельзя опре-делить с помощью

1) вопроса

2) вспомогательного слова

3) окончания и предлога

4) приставки

4. Русалка на ветвях сидит. (А.С. Пушкин)

Существительное (на) ветвях стоит в

2) П.п.

5. Вот, как стало лишь смеркаться,
Начал старший брат сбираться,
Вынул вилы и топор
И отправился в дозор.

(П.П. Ершов)

В В.п. употреблено

1) одно существительное

2) два существительных

3) три существительных

4) четыре существительных

6. Неверно определён падеж существительного

1) сочиняет Сопелки (И.п.)

2) поле чудес (Р.п.)

3) привет от удава (Р.п.)

4) опилки в голове (П.п.)

7. Найди «лишнее» слово:

1) на собаке

2) с собачкой

3) перед собакой

4) у собаки

8. Распредели падежи в нужные группы:

1) употребляются с предлогами и без предлогов

2) есть одинаковые вопросы в

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

Иногда при определении падежа одушевлённых существительных мужского рода возникает сомнение в том, какой двойной вопрос нужно задать. Например, люблю брата: (кого? чего? ) или (кого? что? )? Какой здесь падеж: Р.п. или В.п. ?

В этом случае нужно воспользоваться словом- помощником - одушевлённым существительным женского рода типа мама или лиса. Если у суще-ствительного-помощника окончание -у, значит, это В.п., а если -и(-ы) - Р.п.

Воспользовавшись словом-помощником, определи падеж зависимых существительных в словосоче-таниях.

1) поймали ужа (В.п. )

2) встретил друга (В.п. )

3) подарок брата (Р.п. )

4) вызов врача (Р.п. )

5) нарисуй слона (В.п. )

10. Есть такая песенка «Брич-Мулла» (стихи Д. Сухарева).

Вот её припев:

Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою.
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела: Брич-Мулла,
Брич-Муллы,

Брич-Мулле,

Брич-Муллу,

Брич-Муллою.

Догадайся, что здесь записано «лесенкой», изменение слова по падежам , чего здесь «не хватает» - предложного падежа , и запиши ещё одно слово - в Брич-Мулле .

Запиши синоним к слову притулилась и опреде-ли (выбери) значение слова золотая, если известно, что чинара - это южное дерево, а Брич-Мулла - селение под Ташкентом (Узбекистан).

Синоним к слову притулилась - прислониться, приютиться, примоститься, пристроиться - а золотая имеет значение

1) сделанная из золота

2) цвета золота, жёлтая

3) прекрасная, замечательная

Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

    Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.

    Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.

    Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

Оборудование:

    Таблица "Падежи имен существительных";

    Индивидуальные карточки

Ход урока:

1. Орг. момент.

Напутствие детям

Счастье всем необходимо
Но проходит есть, что мимо
Мы его не сберегаем
И о нем уж забываем

А как прекрасно счастье испытать
И в душе, ну прям порхать
Желаю только много счастья
И не придет тогда ненастья

И жить на свете станет легче
И запоет от счастья сердце
Разве это не прекрасно
И на душе, всегда чтоб ясно.

2. Этап проверки знаний

Работа с карточками

Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.

3. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Прочитайте слова.

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.

Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?

Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)

Учитель: Хорошо, молодцы!

Сегодня нам понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

4.Посмотрите на доску…читаем хором число, месяц, день недели.

Запишите в тетради, не забывайте проговаривать слова при написании;

Подчеркните орфограммы, которые встретили при написании.

5. Словарная работа

Картинк. На ней записано несколько словарных слов. Одно слово не относится к словарным,лишнее зимняя.

Найдите и запишите словарные слова в тетради, исключив одно лишнее слово.

Космос,матрос, металл, область, овраг, остров

    Какое слово лишнее? Почему?

(Зимняя лишнее, так как не является словарным)

    На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова?

(эти слова отвечают на вопросы кто? что?)

    Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?

6. Блиц-опрос

    Что обозначает существительное?

    На какие вопросы отвечает?

    Какие существительные отвечают на вопрос КТО?

    Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?

    Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?

    Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?

    Сколько родов можно определить у существительного? Назовите.

    Сколько чисел?

    Что ещё можно определить?

    Сколько падежей в русском языке? Назовите.

    Чем мы занимались на предыдущем уроке? (познакомились с названиями падежей, изучали имена существительные по вопросам).

    Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.

    Запишите тему урока.

7. Работа над новым материалом:

    Работа с доской

Белый и пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

падает, ложится…снег

    Давайте изменим существительное снег по падежам

    Для этого вспомним таблицу «Падежи существительных»

    Изменение имен существительных

    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

    Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам .

    В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

именительный

Существует

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? что?

Творительный

Предложный

О ком? о чем?

    Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное "снег" по вопросам).

    Что изменилось? (окончания).

    Выдели зелёной пастой

Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

8.Высказывания детей.

    Давайте изменим одушевлённое существительное по падежам (устно)

    Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами - помощниками из таблиц на партах (чтение сильным учеником).

Падежи имен существительных

Название

Слова-помощники

Именительный падеж

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дательный падеж

Кому? Чему?

Винительный падеж

Кого? Что?

Творительный падеж

Предложный падеж

О ком? О чем?

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!

9. Работа с учебником Стр.116, упр. 265

    Поставь к существительным вопрос и определи падеж

Надвигалась (что?) ночь (И.п.).

Бежит (кто?) лиса (И.п.).

Прибил (к чему?) к стене (Д.п.).

10. Самостоятельная работа.

Раздача индивидуальных карточек.

    На партах лежат карточки. В 4 графе у каждого написано слово.

Измените его по падежам.

Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

Именительный существует кто? что?

Родительный нет кого? чего?

Дательный дать кому? чему?

Винительный вижу кого? что?

Творительный доволен кем? чем?

Предложный думаю о ком? о чём?

11.. И в заключении:

    С какой частью речи мы работали?

    Чему учились на уроке?

    Сколько падежей в русском языке?

    Что нужно сделать, чтобы определить падежь у существительного?

Определяем настроение по рисунку.

Результаты вывешиваются на доску.

изменения существительного по падежам это


  1. Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.
  2. Имя существительное часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

    Имя существительное называет ПРЕДМЕТЫ в широком смысле слова:
    - название предметов: стена, стол, часы;
    - название лиц: человек, мальчик, мужчина;
    - названия живых организмов: чайка, собака, микроб;
    - название веществ: сахар, манка, мука;
    - название фактов, событий, явлений: наводнение, беседа, спектакль;
    - название качеств, свойств, действий, состояний: доброта, грусть, ходьба.

    Разряды существительных по значению

    Выделяют две группы разрядов по значению:
    1) собственность / нарицательность;
    2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
    Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, газета, река).
    Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Воронеж, Итоги Волга). От собственных имен надо отличать собственные наименования неоднословные названия индивидуализированных объектов (Вечерняя Москва). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московская Государственная Академия).
    Конкретными существительными называются чувственно воспринимаемые предметы вещи (табурет), лица (Ирина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
    Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
    Вещественные существительные обозначают вещества (кефир, ряженка, соль).
    Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).

    Род имн существительных

    Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
    К именам существительным мужского рода относятся такие, к которым можно подставить слова он, мой: дуб, стул, гномик.
    К именам существительным женского рода относятся такие, к которым можно подставить слова она, моя: сказка, сестра, волна.
    К именам существительным среднего рода относятся такие, к которым можно подставить слова оно, мо: бюро, молоко, золото.
    Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки жук (мужской род), руки - рука (женский род), вдра ведро (средний род).

    Изменение имн существительных по числам

    Имена существительные изменяются по числам.
    Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма.
    При изменении имн существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда звзды, лицо - лица.

    Изменение имн существительных по падежам

    Изменение имн существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
    Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.

    Именительный падеж (кто? что?): дом, лиса.

    Родительный падеж (кого? чего?): дома, лисы.

    Дательный падеж (кому? чему?): дому, лисе.

    Винительный падеж (кого? что?)): дом, лису.

    Творительный падеж (кем? чем?): домом, лисой.

    Предложный падеж (о ком? о чем?): о доме, о лисе.

  3. Изменение имн существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

    Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

    Именительный падеж (кто? что?): дом, лиса.

    Родительный падеж (кого? чего?): дома, лисы.

    Дательный падеж (кому? чему?): дому, лисе.

    Винительный падеж (кого? что?)): дом, лису.

    Творительный падеж (кем? чем?): домом, лисой.

    Предложный падеж (о ком? о чем?): о доме, о лисе.

    Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имн существительных немного отличается.

    В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа, в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

    Также существуют несклоняемые имена существительные, т. е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гте").

    Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.
    вс!

  4. склонение имн существительных
  5. Склонение
  6. Называется склонением
  7. Склонение.
  8. Это склонение.