Сколько существует икон пресвятой богородицы. Иконы Богородицы

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории – знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Что отличает православную веру от других направлений христианства? Это почитание святых икон. Хотя в католицизме и некоторых прочих деноминациях их не отвергают, но столь широко они признаются только в византийской традиции. По многочисленным ликам, которые смотрят с каждой стены, украшают алтарь, легко отличить православный храм от любого другого.

Официально признанных образов - тысячи, у одной только Божией Матери насчитывается более 600, а есть еще и неканонические. Но как сориентироваться в таком многообразии? Поможет данный материал, посвященный иконам их значению.


Для чего нужны иконы

Официально догмат (истина, не подлежащая сомнению) о почитании икон был установлен в 787 г., на 2-м Никейском соборе. До этого времени использование изображений уже давно применялось в церквях. Первые изображения Господа Иисуса Христа, святых и Матери Божией известны со II в.

  • Согласно церковному преданию, первым иконописцем был один из евангелистов, а именно - св. Лука.

Известные отцы Церкви - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин - поощряли живописцев к тому, чтобы они изображали подвиги мучеников за веру. Но не все было так однозначно. Например, Евсевий Кесарийский считал, что человек не в состоянии отобразить божественную природу Христа.

Кто изображается на освященных образах:

  • Троица (в виде ангелов);
  • Господь Иисус Христос в своем человеческом воплощении;
  • Богородица;
  • Ангелы и другие небесные силы;
  • Праведники, мученики, преподобные и т.п.

Церковные иконы имеют вполне определенное назначение. Это вовсе не украшение, не напоминание о вечных муках для грешников. Глядя на них, верующие должны вспоминать о первообразах, взращивать в своих душах чувство любви к Творцу, святым.


О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы - Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

  • Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор - широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника - удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Каждый освященный образ имеет собственную историю, нередко чудесную. По сути не имеет значения, перед каким именно изображением читать молитву. Господь проникает в самое сердце человека, видит любое движение души. Поэтому важно, какие помыслы оттуда исходят, а не то, сколько раз будут совершены поклоны и прочитаны молитвы.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.


Значение и толкование Икон Божией Матери

Казанская

Тесно связана с судьбой Российского государства. Обретение произошло в г. Казани, на городском пепелище, по настоянию местной девочки. Ей во сне явилась Царица Небесная и наказала найти свой образ. Случилось это в 16 в. Чудеса стали совершаться сразу после того, как святыню перенесли в храм - прозрели двое слепцов. Местный архиерей Гермоген, впоследствии всероссийский Патриарх, составил повесть о чудесных явлениях.

Именно этот благочестивый муж впоследствии благословлял ополченцев на битву с оккупантами. Чтимый образ был отправлен в бой вместе с народным войском. Тогда и обрела Казанская заступница всенародную известность. Считается, что оригинал был похищен из монастыря в г. Казани, где хранился, в начале 20 в. Воры утверждали, что уничтожили святыню. Но вполне возможно, что она была продана и многие верят в то, что Богородица еще явит свой лик российскому народу.

  • Представляет из себя несколько уменьшенный вариант «Одигитрии» - Божия Матерь изображается лишь по плечи. Она слегка склонила голову ко Христу, который изображен в анфас, его правая рука благословляет молящихся.

Казанской Богородицей благословляют молодых после венчания, также Казанская часто входит в триптихи вместе с ликом Спасителя и Николая Угодника.

Владимирская икона Божией Матери - значение

Одна из композиций, чьим автором являлся апостол Лука (не буквально, имеется в виду список с оригинала, который когда-то был выполнен евангелистом). Попала в Россию из Византии, как и многие другие чудотворные лики. Сначала находилась в женской обители недалеко от Киева, затем Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир (1115 г.), так и появилось название.

В столицу святыню торжественно переправили в конце 14 в. Все горожане вышли навстречу ей, а на этом месте сейчас находится Сретенский монастырь (сретенье - встреча). Москве угрожали войска Тамерлана. Но совершенно неожиданно они развернулись, не дойдя до места назначения. Это посчитали проявлением заступничества Матери Божией.

Но и до этих событий Владимирская считалась чудотворной, недаром у ней несколько дней памяти - все свидетельствуют о небесной защите от врагов. Ныне реликвию можно увидеть в храме-музее при Третьяковской галерее. Редкий случай, когда такой древний артефакт удалось сберечь, несмотря на войны и революции.

Молятся об избавлении от недугов, о примирении с ближними, помогает Владимирская забеременеть и выкормить ребенка.

Икона «Благодатное небо»

Появилась в России в конце 17 в., привезена из Литвы женой одного из московских князей. Необычная композиция - Божия Матерь запечатлена в полный рост, вокруг ее окружают солнечные лучи, на левой руке - божественный Младенец. На головах Марии и Христа - царские короны. Вокруг парят небесные силы в виде Ангелов.

Помогает от душевных мук, облегчает физические страдания. Если близкий сбился с истинного пути, приходят молиться перед «Благодатным небом». Особо почитается в столице России, поскольку издавна пребывала в одном из соборов Кремля.

«Взыскание погибших»

Датируется 17 в. Прославилась благодаря истории некоего монаха Феофила, который заключил сделку с дьяволом, но позже покаялся и был прощен Царицей Небесной. Правда, для этого ему пришлось неотступно молиться.

Известен также случай, когда некий крестьянин заплутал во время снежной бури. Он уже готовился умереть, когда его обнаружили местные жители. Лошадь повезла несчастного прямо к воротам, а люди услышали в доме голос, который призывал встретить гостя.

Композиция интересна тем, что Богомладенец изображен в полный рост, босые ножки Его опираются на бедро Матери. Одет Он в белую рубашку (символ чистоты души), Чадо крепко обнимает Богородицу за шею. Она же нежно склонилась к лицу своего Сына. Божия Матерь восседает на троне. Молящегося охватывает чувство умиления, когда он видит нежную любовь, которая связывает Марию и Христа.

Перед «Взысканием погибших» отмаливают грешников, пьяниц, наркоманов. Помогает она при головной боли, облегчает состояние эпилептиков, спасает детей от тяжелых болезней.

«Всецарица»

Знаменитое изображение из Ватопедской обители на Афоне прославилось в 17 в. Один юноша, который увлекался колдовством, пришел проверить свои «силы». Но Царица Небесная отринула его прочь. Когда молодой человек пришел в себя, он тут же покаялся.

Известна «Всецарица» и тем, что оказывает помощь онкологическим больным, особенно детям. В Росси находится список, специально сделанный на Афоне. Он пребывает в Москве, в храме Алексеевского монастыря, иногда перевозиться в часовню при детском онкологическом центре (Каширское шоссе). Отмаливают перед «Всецарицей» тех, кто увлекся волхованием, черной магией, гаданием. Это очень страшные грехи, сегодня ими, к сожалению, увлекаются многие.

Композиция восходит к «Одигитрии» - здесь Божия Матерь тоже указывает на Иисуса Христа. Она восседает на троне в царском одеянии. На Христе накидка алого цвета, рубашка зеленая. В левой руке он держит свиток, правой благословляет верующих. Позади трона кружат Ангелы, один сложил руки в молитве, другой поднимает их в жесте приветствия.

«Семистрельная»

Предыстория появления остается загадкой - ученые считают, что святыне не менее полутысячи лет. В 1830 г. она была найдена в храме, где служила ступенькой на колокольню. Во время эпидемии холеры сумела уберечь жителей Вологды от массовой гибели. Многие получали от Божией Матери исцеления от недугов, облегчение душевных страданий.

Довольно редкий вид изображений, где Богородица показана в одиночестве. Считается, что это момент до рождения Спасителя. В сердце ее направлены семь клинков. 7 - символическое изображение полноты, то есть Божия Матерь познала страдания и боль в полной мере. Мечи обозначают душевные муки Марии в те моменты, когда Христос отправился в Крестный путь, затем умирал за человеческие грехи.

Примиряет враждующих, помолиться возле «Семистрельной» необходимо перед началом ответственного дела. Считается, что если повесить возле входной двери, то будет защищать жилище от грабителей, недобрых людей. Очищает помыслы, поднимает настроение.

«Споручница грешных»

Прославилась чудесами в конце 19 в., но икона из Орловской губернии была написана задолго до этого события. После молебна получил исцеление тяжелобольной мальчик. В Москву была отправлена точная копия, которая начала мироточить, затем источать исцеления. Владельцы передали святыню в храм, посчитав, что к ней должны иметь доступ все желающие.

Для христианина очень важно духовное здоровье. Когда душу охватывает уныние, то последствиями будет нехватка сил, нежелание работать и даже просто жить. Выйти из этого опасного состояния поможет Царица Небесная. Обращаются к «Споручнице грешных» также для решения семейных сложностей, в болезнях.

Пресвятая Дева изображена здесь по пояс, Богомладенец держит свою мать за руку. Этим указывается тесная связь между Богом и всем родом человеческим. Богородица и Христос на главах имеют царские короны - в этом проявляется влияние западного стиля, поскольку «Споручница грешных» происходит из Украины или Белоруссии.

«Помощница в родах»

Чтимый лик пребывает в Серпухове. Откуда и когда появилось изображение - неизвестно. Редкий по композиции образ - относится к типу Иммакулата. На нем Младенец изображается перед Богородицей, он заключен в некую ауру, над которой Мария простирает руки. Сама Дева показана с непокрытой головой, волосы распущены по плечам - совсем так, как принято при родах.

Само название указывает на ситуации, в которых женщины ищут помощи у Святой Девы. Каждая будущая мать просит облегчения страданий во время разрешения от плода. К тому же многих в эти часы терзает страх перед внезапной смертью, волнение за ребенка. Как продут роды, будет ли малыш в порядке? Все это в руках Божиих, поэтому женщины обращаются к своей Заступнице. Когда появляется малыш, то молятся о достаточном количестве грудного молока, здоровье новорожденного.

«Неопалимая купина»

Самый древний образец сегодня можно увидеть в Оружейной палате, он датируется 17 в.

Купина - это куст терновника, в одной из Библейских глав повествуется о том, как Моисею явился Господь в огненной купине. Символически несгораемый куст обозначает Царицу Небесную, которая смогла сохранить духовную чистоту посреди греховного мира.

Композиция очень сложная, содержит множество символов, призванных раскрыть все пророчества о Деве Марии и Спасителе. В центре - Богоматерь Одигитрия. На ее груди изображается лестница, ведущая в небеса, которую видел Иаков. Символически показаны евангелисты в виде Ангела, Орла, Льва и Тельца. Имеются также Архангелы, библейские сюжеты и другие символы. Над всем этим парит восседающий на троне Господь Иисус Христос.

«Неопалимая купина» покровительствует пожарным, ее просят о защите жилища от огня, нападений воров, недоброжелательных посетителей. Молятся также о том, чтобы душа не сошла в адский огонь.

Икона «Неупиваемая чаша» - значение

Имеет византийское происхождение. Точное время написания неизвестно. До нашего времени сохранились лишь копии, которые хранятся в монастырях г. Серпухова. Именно туда обратился в конце 19 в. солдат, погибающий от греха винопития. Ему приснился старец и велел идти в обитель. Хотя у мужика уже отказывали ноги, он из последних сил поплелся к инокам. Ему удалось найти изображение Пречистой. После молебна солдат получил полное освобождение от своей тяги к вину, ноги его были исцелены.

С той поры страждущие потянулись в Серпухов. И сегодня множество мужчин и женщин, подверженных алкоголизму или наркотической зависимости приезжают в монастырь. Многие получают исцеление, возвращаются в семьи, находят работу и устраивают свою жизнь.

Перед Девой Марией стоит чаша, в ней - Христос. Божия Матерь с воздетыми руками молится, оба смотрят прямо на верующих. Композиция очень красивая, полностью симметрична и напоминает о совершенстве Господа, о Его жертве за весь мир. Чаще всего перед «Неупиваемой чашей» просят избавления от одержимости алкоголем, наркотиками и прочих зависимостях.

«Неувядаемый цвет»

Очень красивая композиция, на которой Богородица держит белые цветы. На одном из греческих островов есть традиция - в день Благовещения прихожане приносят в храм букеты свежих лилий. Они остаются в храме до конца лета, когда празднуется другой великий богородичный праздник - Успение. В этот день происходит чудо - высохшие лилии вновь распускают бутоны! В память о чудесных событиях и написан «Неувядаемый цвет».

В России копия греческого изображения появилась между 17 и 18 вв. Иконография имеет, скорей всего, западное происхождение. Пресвятая Дева нежно держит Младенца Христа. Он возносит правую руку в жесте благословения. Пречистая немного склонила голову к своему Сыну. В деснице Царица Небесная держит белые цветы (иногда изображают виноград или алые розы, но ведь именно белую лилию преподнес Архангел Гавриил Марии в день Благовещения).

«Неувядаемый цвет» особенно покровительствует женскому полу:

  • девушки просят о хорошем муже;
  • замужние - о даровании здоровых деток;
  • помогает Пречистая вернуть в жизни радость;
  • возвращает душевное равновесие.

Защищает Благословенная Дева семьи от раздоров, отводит искушения, девицам помогает сохранить чистоту до брака.

Икона «Знамение»

Первое общеизвестное чудо - помощь жителям Новгорода во время осады (1170 г.). Чудотворная икона до сих пор хранится в новгородском соборе. Являет тип изображения «Оранта» - Божия Матерь возвела руки к небу в молитве, видны ее ладони. В этом жесте Пречистая как бы открывает свою душу навстречу Спасителю. Христос изображен на уровне груди Девы Марии, он пишется в медальоне, на Господе - одежды священника.

Известно много случаев, когда через «Знамение» подавалось исцеление от заболеваний глаз. Помогает во время дальних путешествий, защищает от врагов, во время конфликтов.

Иверская икона Божией Матери

Явлена в одном из Афонских монастырей на рубеже 10 и 11 вв. Считается, что первоначально лик Пречистой появился на доске благодаря чуду - Дева Мария умылась и приложила свой лик. Этот отпечаток был отправлен в Грузию вместе с апостолом Андреем - отсюда и название (Иверия - это Грузия). Афонский же образ был явлен в огненном столбе. Он долгое время защищал монахов от вражеских набегов.

Один из самых распространенных типов - Одигитрия. Божия Матерь правой рукой указывает на Христа, как на единственный путь к спасению. Изображение поясное, на голове Марии - корона.

Дарует избавление от телесных хворей. Помогает обрести крепкую веру, возвращает заблудших на путь праведный. Защищает те дома, в которых находится - недаром именуется также Вратарницей. Убережет от пожаров, предотвратит кражи.

«Спорительница хлебов»

Весьма необычное написание Божией Матери - она восседает на облаке, благословляя находящееся внизу хлебное поле. Благословил этот образ старец Амвросий (Оптина пустынь), датой создания называют 1890 г. Списки быстро разошлись по всей округе - тот год выдался неурожайным и народ просил заступничества небесных сил.

Священный Синод пытался запретить нетрадиционное изображение, но среди населения он был очень популярен. В 1993 г. патриарх Алексий официально внес икону в церковный календарь. Просят у «Спорительницы» помощи в избавлении от засухи, о богатом урожае.

Значение других важных икон

Святая Троица

Наиболее известна композиция, написанная праведным Андреем Рублевым. Он сумел выразить сложнейший богословский догмат о Триедином Боге, используя образы, перспективу, разнообразные мелкие детали. Каждая из них имеет собственное глубокое значение. Не случайно даже положение рук, наклон головы каждого Ангела.

Такая святыня должна находиться на почетном месте в любом доме, где есть крещеные люди. Господь - источник жизни, от Него зависит наше существование. Ежедневные молитвы читаются перед ликами, также любую просьбу можно адресовать Иисусу Христу, Богу Отцу или Духу Святому:

  • об успехе добрых начинаний;
  • о здоровье и благополучии близких;
  • о решении бытовых проблем;
  • о прощении грехов и даровании спасения души.

В виде трех Ангелов изображены ипостаси Всемогущего Бога. Рублев запечатлел Троицу в момент совета, где обсуждается план Искупления. В центре, по мнению отцов церкви, находится Отец, по левую сторону от молящихся - Сын, справа - Дух Святой. На столе чаша, где символически изображается искупительная Жертва.

Великомученик и целитель Пантелеймон

Образ красивого молодого человека в плаще можно найти в любом православном храме. Кто же этот юноша? При жизни он был доктором - исцелял тела людские, а после праведной мученической кончины стал святым. Своим примером многих вдохновил на то, чтобы принять христианство. Так врач телес стал врачом и духовным. Но до сих пор верующие по всей России и за ее пределами молятся около образа в минуты, когда их тяготит болезнь.

  • Исцеления можно просить от любого недуга, не только телесного, но и духовного.

Великомученик Пантелеймон отказался от блестящей карьеры придворного лекаря - он был вхож в императорский дворец. Все ради того, чтобы бесплатно помогать узникам, беднякам - во имя Христово. Завистники донесли на него, молодого врача арестовали, подвергли допросу, затем жестоким пыткам. Но святой радостно выносил все муки, славя имя Божие. Добровольно он опустил голову на плаху, палачи его плакали. Радостно отойдя в райские обители, оттуда он продолжает молиться за нас, грешных.

Целитель изображается с ложечкой в руке - в ней находятся лекарства. На нем синего цвета одеяние (знак невинности души) и красный плащ - символ мученичества. Пантелеймона можно легко узнать по светлым вьющимся волосам.

Об иконе.

Блаженная Матрона Московская

Одна из любимых святых в столице, в последние десятилетия стала известна по всей России. На образе старица стоит на фоне городских стен и принимает благословение у Христа, которое ей посылается с небес. Всю свою нелегкую жизнь провела Матрона в молитве. Она обладала даром прорекать будущее, умела исцелять и физические недуги. Никогда за свою помощь не брала денег.

Сама блаженная старица постоянно страдала от различных недугов - она была слепа, ноги ее плохо слушались, а со временем и вовсе отказали. Не было у женщины своего угла, питалась она чем придется. Но никогда не унывала и не роптала на Бога, посылавшего эти испытания. В ней лишь возрастала любовь к людям. Сегодня мощи праведницы находятся в Покровском монастыре г. Москва. О чем же просят блаженную Матронушку?

  • О помощи в зачатии и рождении детей.
  • Об удачном замужестве.
  • О разрешении финансовых трудностей.
  • О физическом здоровье для себя и близких.

Какого-то ограничения на просьбы нет и быть не может. Помощь будет оказана в любом праведном деле, с которым человек сам справиться не в силах.

Преподобный Серафим Саровский

Известный старец земли русской, который при жизни удостоился визита Божией Матери. Не был образован, не составлял трудов и не говорил проповедей. Но все знали и любили батюшку Серафима. Мудрыми духовными очами он видел каждого посетителя насквозь. Но никогда не осуждал, а только наставлял добрым словом.

Монах говорил, что цель человеческого бытия - обрести Духа Святого. Для этого главное постоянство и вера. Батюшка составил даже особое молитвенное правило для тех, кто тяжело трудится в продолжении дня. Сам же он общался с небесными жителями очень много, заступаясь за род людской.

Когда старец был жив, многие искали у него поддержки и утешения. Так продолжается и после его отшествия в мир иной. Он поможет разогнать черноту отчаяния, обрести духовные силы, избавиться от тяжких искушений. Способен преподобный Серафим отогнать физические хвори. Помогает успешно вести торговые дела - но только тем людям, которые не стараются «надуть» ближнего.

Изображается чудотворец в монашеских одеждах, это ряса, черная мантия. Седые волосы и борода, взгляд собранный, внимательный. В левой руке держит четки - непременный атрибут иноков. Правая рука приподнята в благословении.

Петр и Феврония

Благочестивая супружеская пара, жившая в г. Муром. Петр был князем, Феврония однажды исцелила его от тяжелой болезни и стала верной супругой. Сказания о чете сохранились в церковной истории. Сегодня праведники служат примером молодому поколению. Они обладали терпением, мудростью, смирением. Воспитывали детей в христианской вере, а когда жизнь стала клониться к закату - оба посвятили себя Богу.

Конечно, их просят о помощи в браке: найти взаимопонимание, построить отношения, основанные на библейских истинах, воспитать детей так, чтобы они стали хорошими людьми. Девушки могут попросить достойного супруга, замужние дамы - долгожданного наследника.

Обычно пару изображают вместе, они в одеждах, подобающих их званию при жизни. Петр и Феврония поднимают главы к небу, над ними - образ Спасителя.

Святитель Николай

Изображение старца в одеянии епископа можно увидеть в любом православном храме, так велика к нему народная любовь. В родном городе молодой священник был известен за свое доброе сердце. Он быстро откликался на любую беду, помогал каждому. Со временем его выбрали епископом. И тогда святитель продолжал заступаться за бедняков, неправедно осужденных. Строил храмы, нес людям Благую весть.

На святом лике изображается старец с седыми волосами. Глаза его выражают одновременно и строгость, и милосердие. Епископ Мир Ликийских бережно держит Евангелие, правая рука посылает благословение молящимся.

Николай Угодник поддерживает в любых добрых делах, но особо покровительствует морякам и тем, кто путешествует - недаром его лик часто помещают в автомобилях. Помогает удачно выдать замуж дочерей, прекратить раздоры, исцеляет недуги.

Образа - неотъемлемая часть Православия. Они есть в храмах, домах и даже в салонах автомобилей. Не следует поддаваться желанию накупить как можно больше иконок и завешивать ими всю квартиру. Достаточно ликов Спасителя, Богородицы и нескольких святых. Количество святынь не влияет на качество молитвы. Очень хорошо, если изображения праведников направляют мысли к небу, усиливают веру - в этом и состоит их основная задача.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению .


Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.


Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери.


Отличительной особенностью иконы "Утоли моя печали" является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.


«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.
"Почаевская икона" Отличительная черта этой иконы — платок в левой руке Богородицы. А так же "стопочка" на камне (но не всегда) .

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.

Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.


Отличительная особенность иконы "Достойно есть" - крупные затененные глаза, прямой нос, полуулыбка на лике.


Киккская икона. Ее главная отличительная особенность - сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова - в другую, Младенец болтает обнаженными до колен ножками, сидя на руках Богоматери. Христос облачен в короткий хитон, перехваченный пояском, иногда из-под хитона видны рукава белой или полупрозрачной рубашечки.Кроме того, на Киккской иконе Христос изображён уже не младенцем, а повзрослевшим отроком.

Нет возможности написать все отличия икон, их очень много. Все иконы Богородицы деляться на пять групп. Умиление (Елеус) (Богородицу обнимающий младенец), Одигидрия (Богомладенец рукой указывает путь, направление. Потому эти иконы ещё называют Путеводительницами) , Оранта (что значит молящаяся) . Панахранта (Богородица восседающая на троне) , и Агиосорити́сса .

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены :

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

икона «Достойно есть»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Путь истинный - путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

икона «Троеручица»,

икона «Скоропослушница»,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

"Оранта" - это особый вид икон, на которых Богомладенец изображён не на руках Богородицы, а в центре у груди. Богородица и младенец Христос открыты для нас и протягивают свои руки в млитве за нас. Оранта перводится "Молящаяся".

Самые известные образы, это:

"Знамение"
"Неупиваемая чаша"


Иконы "Панахранта" . Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.


  • Кипрская ;

  • Киево-Печерская;

  • Ярославская (Печерская) ;

  • Псково-Покровская ;

  • «Державная»;

  • «Всецарица».

Ну и наконец Агиосорити́сса . один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.