Технология и правила изготовления керамической плитки. Оборудование для производства керамической плитки

Только при условии строгого соблюдения технологии производства кафеля можно получить качественный продукт с высокими эксплуатационными характеристиками. Сегодня множество отечественных и зарубежных заводов занимаются изготовлением кафеля. Несмотря на то, что производство керамической плитки – довольно сложный технологический процесс, некоторые мастера делают плитку в домашних условиях. Это делается не только с целью экономии, но и для получения уникального продукта. Мы расскажем о производстве кафеля в домашних и заводских условиях.

Необходимые материалы и оборудование

Для изготовления керамической плитки потребуются следующие материалы:

  • для сохранности размеров после высыхания в изделие добавляют кварцевый песок;
  • для получения необходимой вязкости смести требуется фелдшпатовый и карбонатный состав;
  • эластичная смесь получается благодаря использованию огнеупорной или тугоплавкой глины;

В процессе производства кафельной плитки используются следующие добавки:

  1. Глазурь нужна для повышения эстетических характеристик изделия. Глазуровать кафель нужно и для его защиты.
  2. Для повышения пластичности и уменьшения усадки материала используют отдающие добавки.
  3. С целью уменьшения температуры плавления глины добавляют плавни.
  4. Добавка ангоб нужна для декоративной обработки керамического изделия.
  5. Для повышения пористости материала добавляют парообразующие компоненты.

Технология изготовления керамической плитки на заводе подразумевает использование следующего оборудования:

  1. Для уплотнения приготовленной бетонной смеси используют вибростанок.
  2. Для приготовления глиняной массы и смешивания всех ингредиентов применяется бетономешалка.
  3. Форма нужна для заливки массы и формирования геометрического изделия.
  4. Напыление глазури и нанесение рисунка производится в специальных камерах.
  5. Сушка сформированных изделий осуществляется в печи.
  6. Набор трафаретов для профессионального нанесения рисунка.

Внимание! На некоторых заводах используют многофункциональные камеры, в которых производится напыление рисунка и глазури на элементы. Хоть это оборудование довольно дорогое, оно быстро окупается.

Технология изготовления плитки в заводских условиях

Технологическая схема производства керамической плитки подразумевает наличие таких этапов:

  • заготовка сырья и изготовление смеси;
  • формовка изделий;
  • процесс сушки;
  • глазурирование кафеля;
  • обжиг в специальных печах;
  • сортировка.

Подготовка сырья и формовка плиток

Как видно из технологической схемы, процесс изготовления керамической плитки начинается с подготовки смеси и формирования изделий. Сюда входит несколько этапов работы:

  1. Глина предварительно измельчается. В нее добавляются необходимые компоненты. Производится их тщательное перемешивание до однородной консистенции. Процентное соотношение составляющих компонентов зависит от требуемых характеристик будущего продукта.
  2. Перед формовкой глиняная масса смачивается. Степень смачивания зависит также от технических показателей готового кафеля.
  3. Далее подготовленную массу заливают в специальные формы. Прессуют плитки под высоким давлением (400 кг/см²). В итоге формируется плотное и прочное изделие.

Сушка кафеля и его глазурирование

Предварительная сушка в процессе производства кафельной плитки нужна для удаления лишней влаги. Если же она не будет удалена до момента обжига, то образующийся в результате сильного нагрева пар будет разрушать изделие.

Глазурирование позволяет придать кафелю необходимый цвет или оттенок. После обжига слой глазури становится прочным, как стекло. Получается, что покрытие выполняет не только декоративные, но и защитные функции.

Обжиг в печи и сортировка

Технология производства керамической плитки предусматривает обязательный обжиг в печи при высоких температурах. В результате химических реакций, протекающих в материале при высоких температурах, кафель приобретает свои окончательные эксплуатационные и технические характеристики.

Температура в печи изменяется от 900 до 1300 градусов. Изделие движется в туннеле, где температура окружающей среды постепенно снижается. Очень важно уберечь материал от резкой смены температуры, поскольку это приводит к деформациям.

Важно! В процессе сортировки отбраковывают плитку с трещинами, негабаритные элементы и кафель с неравномерной толщиной. Только после этого изделия упаковывают.

Изготовление кафеля своими руками

Если производится керамическая плитка своими руками, процесс изготовления включает такие этапы:

  • замес глиняной смеси;
  • изготовление сырца;
  • бисквитный обжиг;
  • декорирование.

Подготовка смеси и производство сырца

Очень важно правильно выбрать глину. Оптимальным вариантом считается глина со средней жирностью, поскольку она имеет хорошую пластичность, что позволяет сформировать изделие любой конфигурации.

Важно! При выборе жирной глины в нее добавляют шамот, пемзу или песок. Это не даст материалу разорваться при обжиге и уменьшит тугоплавкость сырья.

Изготовление керамической плитки в домашних условиях проходит в такой последовательности:

  1. Вначале все компоненты смешивают, а подготовленную массу заматывают в полиэтилен. Это делают, чтобы полностью исключить доступ кислорода. Так сырье лучше впитает влагу. Обматывание полиэтиленом убережет от образования воздушных пробок в изделии, что позволит повысить его качество.
  2. Формовку проводят в формах из полиуретана или другого подходящего по характеристикам материала.
  3. После заливки массы в форму ее тщательно разравнивают и утрамбовывают. В процессе этого следят, чтобы толщина изделия была одинаковой по всей площади.
  4. Затем сырец хорошо просушивают. О готовности изделия к следующему этапу говорит его плотность и цвет. Сырец должен заметно посветлеть.

Обжиг и декорирование

Для получения прочного кафеля обжиг проводится при высоких температурах, но в домашних условиях максимум, который удается получить, – это 850 градусов. Процесс обжига называют бисквитным из-за того, что заготовки дают усадку, которую учитывают при определении габаритов будущего кафеля.

Качество декорирования зависит от уровня мастера. Обычно используют рисунки, орнаменты. В любом случае изделие покрывают глазурью, которую наносят распылителем или кистью. Также иногда используют способ обливания заготовки. Для получения глянцевого блеска кафель покрывают эмалью или лаком.

Стоит знать! При повторном обжиге после декорирования важно строго соблюдать температуру. Превышение ее значений приведет к растрескиванию изделия.

Бизнес-план по производству кафеля

Не стоит думать, что наличие большого числа конкурентов в отрасти производства кафеля сделает ваш бизнес убыточным. Наладив свое мини-производство, вы сможете производить кафель не худшего качества, но по приемлемой цене. Это всегда привлекало потребителей.

Подсчитаем предстоящие расходы:

  1. На оборудование для производства керамической плитки уйдет 5000 $.
  2. Закупка необходимых материалов потребует расходов в 5800 $.
  3. Также вам понадобится многофункциональная камера для выполнения напыления. Она стоит 1500 $.
  4. Для покупки набора трафаретов для профессионального декорирования кафеля придется выделить 300 $. В набор входит 200 трафаретов.
  5. Также учтите аренду площади для размещения оборудования и осуществления производственного процесса. Эти расходы вместе с оплатой электроэнергии составят 585 $.
  6. Для оплаты труда рабочих, которые будут задействованы в процессе производства, придется выделить 1500 $.
  7. Также не забудьте включить в расходы деньги на открытие дела. Сумма равна 750 $.

Все перечисленные траты делятся на два типа:

Чтобы подсчитать ожидаемую прибыль, нужно знать объемы производства. Предположим, они составляют 5 тысяч м.кв. кафеля. Если цена за квадрат равна 3,5 $, то прибыль за месяц составит 17500 $. Если из полученной суммы вычесть ежемесячные расходы, то чистая прибыль составит 9580 $.

Главным фактором в производстве керамической плитки является отработанный технологический процесс производства, который постоянно совершенствуется. Как правило, облицовку керамической плиткой стен делают по технологии двойного, реже одинарного обжига. Напольную керамику, напротив, чаще обжигают один раз, реже - два. А вот изготовление декоративных элементов требует дополнительного - третьего обжига.

Этапы производства плитки:

  1. Подготовка сырьевого замеса. Корпус плитки готовится из смеси глины (для придания пластичности), кварцевого песка (для твердости корпуса) и полевого шпата (для плавкости). При приготовлении глазури используется песок, каолиновые глины, предварительно заготовленная стеклянная крошка, а также пигменты на основе оксидов (для цвета). Для изготовления корпуса плитки сырьевые материалы тщательно измельчаются и перемешиваются для получения совершенно однородной массы.
  2. Формовка. Используются два метода - прессование и экструзия. Прессованная керамика получается из порошкового раствора, который уплотняется и прессуется под высоким давлением. Экструдированные варианты изготавливаются из тестообразной массы исходных материалов и формуются при прохождении через специальное отверстие экструдера при помощи матрицы-мундштука, обеспечивающей керамической плитке толщину и ширину. Далее происходит нарезка изделия по длине специальными ножами. Метод прессования позволяет жестче контролировать размер и получать поверхность лучшего качества. При этом экструзия проще и дешевле.
  3. Высушивание и обжиг. После формовки изделия высушиваются для удаления небольшого содержания влаги. Затем подвергаются обжигу (неглазурованная плитка) при высокой температуре, варьирующейся в зависимости от типа материала от 900 до 1 200 °C. Химические и физические характеристики, такие как плотность, устойчивость к механическим и химическим воздействиям, она приобретает в процессе. При обжиге высокая температура придает материалу устойчивость к агрессивным химическим веществам и физическим воздействиям окружающей среды.

Способы производства керамической плитки:

  • бикоттура (двойной обжиг);
  • монокоттура (одинарный обжиг);
  • монопороза;
  • котто;
  • клинкер (экструзионная технология)

Бикоттура

Bicottura, то есть двойной обжиг - это эмалированный материал, предназначенный для облицовки керамической плиткой стен внутри помещений. Эмаль придает блеск и позволяет отобразить рисунок любого дизайна, а также защищает от проникновения влаги.

Весь цикл производства керамической плитки происходит за два процесса обжига: первый - для создания основы, и второй - для закрепления эмали.

Основа («печенье») получается таким образом: сначала, в специальных формах прессуется увлажнённая масса из красной глины, затем, она обжигается при температуре до 1040 градусов. Такая керамическая плитка считается пористой, с показателем водопоглощения до 10%. Толщина «печенья», как правило, составляет 5-7 мм. Этот вид уступает по прочности всем другим, таким образом, может применяться исключительно в интерьерах.

Создание печенья - это отдельный производственный цикл, по окончании которого изделия проходит контроль планиметрических параметров и линейных размеров и, в случае несоответствия керамической плитки заданным параметрам, отбракованные образцы автоматически снимаются с конвейера и идут на переработку. Ко второй фазе обжига - нанесения эмали, отбракованные керамические плитки не допускаются.

Эмаль может быть глянцевой или матовой и не обладает высокой поверхностной прочностью, как, например, у монокоттуры, поскольку не предполагается, что эта керамическая плитка, используемая в основном на стенах, будет подвергаться механическим и абразивным нагрузкам, например, по ней будут ходить. Вместе с тем эмаль достаточно стойка к воздействию бытовых моющих средств, используемых для чистки керамики, а также к косметическим и гигиеническим средствам, которые могут контактировать с поверхностью керамической плитки в ванных комнатах.

Поскольку процесс нанесения эмали никак не влияет на геометрию керамической плитки, эти параметры после окончания производства уже не контролируются, а пластины проверяются только на наличие дефектов поверхности.

Внешне керамическую плитку этого типа отличает:

Относительно маленькая толщина;

Красно-коричневая глиняная основа;

Небольшая масса;

Бикоттура обычно изготавливается коллекциями, состоящими из нескольких цветов: более светлого (чаще всего базового в серии) и дополнительных - более темных, с большим количеством декорированных элементов, изготавливаемых двумя различными способами.

Если необходим элемент, отличающийся по размеру от основного формата, (например, бордюр), то он изготавливается с дополнительным третьим обжигом. Предварительно керамические плитки нарезаются под нужный размер - и на них наносится ещё один слой эмали с последующим обжигом для закрепления рисунка.

Для изготовления рельефных декорирующих элементов большой толщины в замес добавляется гипс, придающий пластичность, затем происходит формование с последующим покрытием эмалью и обжигом (иногда просто сушка без обжига).

Это более трудоёмкий, долгий и дорогой процесс. Бикоттура применяется для облицовки керамической плиткой стен в интерьерах, иногда также для покрытия пола (если выбранная серия рекомендована к такому применению), но лишь в тех помещениях, которые не соприкасаются с улицей и где, следовательно, отсутствует риск повредить эмаль абразивными частицами (песок, пыль).

Монокоттура

Monocottura, то есть одинарный обжиг - это эмалированный материал, подходящий как для облицовки керамической плиткой стен, так и для укладки на пол. Некоторые её виды являются морозостойкими и, соответственно, позволяют применять данный тип снаружи помещений.

Производство керамической плитки происходит за один цикл обжига. Специально подготовленная смесь, состоящая из разных сортов глины с добавлением других натуральных компонентов, перемешивается в специальных барабанах и одновременно увлажняется. Затем подсушивается и перемалывается в огромных вертикальных силосах практически до состояния смеси и подаётся через дозатор необходимыми порциями на транспортную ленту с последующим помещением в пресс-форму, где происходит равномерное распределение строго дозированного количества этой смеси по всей форме штампа.

Надо отметить, что размер прессованных заготовок на этом этапе превышает номинальный примерно на 7-10% (примерно соответствует содержанию влаги в замесе после пресса, то есть керамика, имеющая параметры по каталогу 30х30, имеет формат приблизительно 33х33). Всё это происходит потому, что в процессе сушки и окончательного обжига пластины сужаются, уменьшаясь в размерах, и это как раз объясняет наличие калибров, присваиваемых изделиям

После выхода из-под пресса, керамические плитки направляются в специальную камеру окончательной подсушки, и далее на участок, где на ещё необожженные изделия наносится эмаль, которая после обжига защищает тело и придаёт задуманный изначально дизайн.

Далее пластины подаются в печь длиною до 100 м. Постепенно нагреваясь там до температуры до 1200°С и затем плавно остывая, керамика проходит тот самый одинарный обжиг, в результате которого основа приобретает исключительную твёрдость и на ней закрепляется эмаль, образуя прочное единое целое. Весь процесс обжига строго контролируется с помощью компьютеров на каждой фазе нахождения в печи. После выхода из печи, керамическая плитка приходит на участок дефектоскопического и визуального контроля тональности и калибровки, после чего сортируется по партиям, упаковывается, маркируется и попадает на склад готовой продукции.

Испытания на участке дефектоскопии заключаются в том, что каждое изделие попадает на так называемые рельсы, где по ним прокатывается ролик, воздействующий с определённой нагрузкой. Если имеется дефект, то оно не выдерживает и ломается, автоматически не попадая на дальнейшие испытания. Дефекты эмалевой поверхности проверяются визуально, одновременно с определением тональности плитки.

Эмаль у пластин одинарного обжига кроме повышенных прочностных характеристик обладает стойкостью к бытовым моющим средствам, а некоторые к агрессивным химическим средам.

В производство керамической плитки монокоттуры можно получить напольные и настенные декоры. Производство напольных декоров очень похоже на изготовление основного материала с той лишь разницей, что на заготовки нужного формата наносится рисунок заданного дизайна, который затем также обжигается, и поэтому прочность эмали декора не уступает прочности основного поля. Настенные декоры (в случае, если серия имеет ещё и рекомендованное дизайнерами фабрики назначение как «настенная для интерьеров») делаются по тем же технологиям, что и для бикоттуры, соответственно не обладая прочностными характеристиками основного поля.

Монокоттура используется для облицовки керамической плиткой всех типов поверхностей в интерьерах, а также, особо стойкие виды этой плитки могут применяться, как напольное покрытие в общественных местах с менее интенсивным потоком людей. Также морозостойкие серии могут быть использованы для наружных работ.

Основные отличия монокоттуры от бикоттуры:

  • большая плотность материала, в результате использования более мощного пресса и высокой температуры обжига, и как следствие, наличие серий с низким водопоглощением (<3%);
  • более толстая и прочная основа;
  • эмаль прочнее и износоустойчивей.

Монопороза

Это отдельный вид керамики одинарного обжига. Производство керамической плитки методом монопороза происходит по технологии прессования и последующего одинарного одновременного обжига и нанесенной глазури. В этом она полностью схожа с монокоттурой. Но благодаря использованию несколько иных компонентов при приготовлении замеса, физические свойства, и, соответственно, область применения существенно отличаются и являются более близкой бикоттурк. При производстве монопорозы используется глина с высоким содержанием карбонатов. При обжиге, в результате химических процессов, образуется высокопористая белая масса, с высоким водопоглощением (до 15%). Прочность такой керамической плитки заметно меньше, чем прочность традиционной «монокоттуры», поэтому основа имеет толщину 12 мм. Естественно, что применяться может только внутри помещений.

Данная технология позволяет выпекать плиты больших форматов практически идеальных размеров, которые после дополнительной механической обработки граней (ректификации) можно укладывать с минимальными швами.

При производстве бикоттуры, где сама основа производится из красных глин, светлая эмаль должна быть достаточно толстой, что не потерять цвет, у монопорозы же белая основа позволяет наносить тонкий слой светлой эмали. Эти две характеристики подразумевают и стилистическое исполнение плиток- цвета в сериях обычно имитируют натуральный мрамор. Декоры изготавливаются как традиционным способом - нанесением рисунка на керамическую плитку, так и с помощью резки водой под большим давлением на специальном оборудовании: таким способом можно получить очень красивый сборный декор, используя, в том числе, и кусочки натурального камня.

Белая пористая основа и тонкий слой эмали требуют особых правил работы: для облицовки керамической плиткой необходимо использовать клеящий состав белого цвета, затирать швы необходимо очень аккуратно, стараясь не повредить эмаль. Поверхность большого формата должна быть идеально ровной.

Ректификация

Все большей популярностью в последнее время пользуются ректифицированная керамическая плитка, применение которых позволяет создать как бы единую поверхность, без видимых больших швов. Таким образом, создаётся впечатление, что поверхность облицована натуральным камнем.

Ректификация - это дополнительная механическая обработка уже готового материала, заключающаяся в срезании боковых кромок как матовой, так и полированной керамической плитки на специальных станках, для придания всем без исключения изделиям в серии единого размера в каждом формате.

Оборудование настроено таким образом, что обрабатывает также и разные форматы в одной серии по заданному шаблону так, что, например, в одной керамической плитке 30х30 по длине укладываются две керамические плитки 15х15, или в одном изделии 45х45 - одна пластина 30х30 и одна 15х15. Эта операция позволяет облицовывать керамической плиткой разных форматов, а также сочетать матовые и полированные варианты одной серии с минимальными швами, что является дополнительным преимуществом и практически невозможно для неректифицированных изделий.

Котто

Это неэмалированные плитки с красной пористой основой, получаемые путем экструзии.

Представляет собой керамический материал, изготавливаемый из глин различных видов. Сформованные экструдированием и высушенные плитки, обжигаются при температуре до 1110°С. Основа получается пористая, красного цвета с самыми различными оттенками (в зависимости от вида глины).

Обладает повышенной стойкостью к воздействиям абразивных материалов, характеризуется высоким сопротивлением сжатию, изгибу, действию агрессивных химических веществ и атмосферных явлений.

Котто применяется для облицовки керамической плиткой полов внутри зданий.

Клинкер

Это плитки неэмалированные или эмалированные одинарного обжига с разноцветной (обычно уплотненной) основой, получаемые путем экструзии. Производство керамической плитки происходит в 2 этапа:

  1. Сырьевая смесь обжигается при температуре до 1250°C вплоть до начала остекленения.
  2. Применение процесса экструдирования позволяет получать не только плитку сложной геометрической формы, но и различные облицовочные элементы - цоколей, уголков, ступеней и т.д.

В итоге изделия обладают хорошими характеристиками сопротивления механическим нагрузкам, истираемости, действию атмосферных явлений и перепадам температуры. Устойчивы к воздействию агрессивных химических веществ, легко чистятся, неприхотливы в эксплуатации.

Клинкерная плитка применяется для укладки полов внутри и снаружи здания, облицовка наружных стен жилых, общественных, промышленных, спортивных сооружений.

Мозаика

Керамическая плитка довольно долго считалась универсальным отделочным материалом, который по сей день широко используется в строительстве и ремонте. Плиткой облицовывают все, что можно, - бассейны, стены и полы в ванных комнатах и на кухнях, фасады зданий, ступени лестниц и т. д. И все же, несмотря на любовь к керамической плитке, люди искали ей альтернативу. Увы, керамика - все же хрупкий и пористый материал. К тому же довольно крупные «габариты» плитки (самый маленький размер - 10 х 10 см) не позволяют получить изображение с «высоким разрешением».

В итоге этих исканий в наш быт вновь вошла мозаика, известная человечеству с незапамятных времен. Впрочем, как известно, все новое - хорошо забытое старое.

Смальта

Смальта - это плитка из цветного стекла. Изготавливается из расплавленной стекломассы. В процессе производства керамической плитки сначала отливают (иногда прессуют), а затем обжигают.

Цветовая палитра смальты включает сотни разнообразных цветов и оттенков, что позволяет получать с её помощью высокохудожественные панно.

Смальта отличается устойчивостью к воздействию любых агрессивных сред, а также цветоустойчивостью. Коэффициент водопоглощения практически равен нулю, что определяет ее сферу применения. Применяется для облицовки керамической плиткой подводной части бассейнов, а также для мозаичных работ.

Майолика

Это особо прочная керамика. Эмалированные плитки с пористой цветной основой, формованные прессованием. Технология изготовления, предусматривает два раздельных обжига: первый - для корпуса плитки, второй - для эмали (двукратный обжиг позволяет избежать трещинок и «мошек» на поверхности). В результате плитка получается ровной, блестящей и очень декоративной.

Сырье для производства майолики представляет собой смесь глины, песка, карбоната и окиси железа (придает основе плитки розоватый оттенок). Глазурь используется только непрозрачная - цветная.

Применяется для облицовки керамической плиткой внутренних стен жилых помещений с низкой влажностью воздуха (не предназначена для ванных комнат, душевых и аналогичных помещений т.к. майолика - высокопористый материал, и имеет большое водопоглощение - 15-25%). Технология изготовления майоликовых изразцов требует высокой культуры производства, точности и аккуратности в работе. В образцах используется красная глина, которая впоследствии покрывается эмалью и глазурью. Перед вторым обжигом поверх белой эмали наносится декоративный рисунок.

Макет будущих форм изготавливают из мягкого материала, по которому в дальнейшем делается гипсовая форма. После этого в готовые формы вручную укладывается с запасом глиняная масса, заполненные формы на несколько дней оставляют для естественной сушки. Готовые и подогнанные друг к другу образцы покрываются тонким слоем белой глины. Чтобы придать изделиям характерный красно-коричневый цвет и завидную прочность, их отправляются на первоначальный обжиг.

Обжиг производится в специальных печах с равномерно распределенным теплом, чтобы усадка изразцов происходила равномерно.

Наконец, художники могут вручную(!) нанести рисунок. Но это не так просто, как может показаться на первый взгляд: при повторном обжиге используемые краски могут поменять свой цвет, неправильно нанесенный рисунок практически невозможно исправить.

Расписные образцы отправляются на повторный обжиг, который происходит под тщательным контролем мастеров, следящих за неизменностью параметров обжига. Иногда готовые образцы дополнительно глазируют специальными красками.

Сегодня многоцветные изразцы переживают свое второе рождение. Десятки фирм на территории России предлагают облицовку печей и каминов изразцами, многие специализируются исключительно на изразцовых печах. И это не случайно. Человек всегда стремится к изящному, художественному, красивому. Один из путей удовлетворения этого стремления - многоцветный, теплый, живой изразец.

Керамическая плитка – очень распространенный материал для отделки поверхностей. Плитка отличается практичностью и долгим сроком службы, при условии правильной укладки и использования. Керамическая плитка ручной работы отличается еще и оригинальностью и уникальностью дизайна. Изготовить такую плитку может каждый. Кто готов углубиться в вопрос технологии ее производства. Возможно, с первого раза изделие не получится, но чем опытнее мастер, тем качественнее изделие. Неповторимые образцы плиток можно использовать для отделки собственного жилья, а можно пустить на продажу.

Для того чтобы изготовить керамическую плитку самому, необходимо как можно лучше разбираться в ее видах. Использование непластичной глины может привести к растрескиванию и быстрой поломке изделия. Чтобы глина не была тугоплавкой, ее можно разбавить песком или пемзой.

Важно помнить о том, что одно из главных свойств, которым должна обладать облицовочная плитка, – мощность.

Для того чтобы основательно укрепить плитку, используют армирующую сетку. Чтобы плитка приобрела дополнительные оттенки, в нее добавляют минеральные окислы, которые являются натуральными пигментами. У некоторых видов глины данные пигменты присутствуют изначально.

Виды пород:

  • Каолин. Имеет белый цвет. Из нее делают фаянс и фарфор, бумагу и косметические изделия.
  • Цементная. Используют для приготовления смесей.
  • Кирпичная. Легко плавится. Используют для производства кирпичной продукции.
  • Огнеупорная. Является представительницей тугоплавкого сорта. Она выдерживает воздействий такой высокой температуры, как 1580 градусов.
  • Кислоупорная. Не взаимодействует с большим количеством химических соединений. Из нее изготовляют химиостойкую посуду и формы для химической промышленности.
  • Формовочная. Представительница пластичного огнеупорного сорта.
  • Бентонитовая. Обладает отбеливающими свойствами.

Определиться с составом нужно до начала изготовления изделия. Все должно быть тщательно продуманно. Все компоненты важно смешать в правильных пропорциях. Выбор глины будет зависеть от того, какого вида нужна плитка: тротуарная или для декорирования помещения изнутри.

Технология производства керамической плитки

При решении заняться самостоятельным производством керамической плитки, необходимо детально изучить технологию ее изготовления. Почти все виды керамики изготовляют с использованием одного метода. Самое главное в производстве плитки – иметь нужные материалы и приспособления.

Плитку изготавливают из пластичной глиняной массы. Именно из нее формируют кафель той формы, которую ей решили придать.

После того как форма кафеля сформирована, глину подвергают последующей обработке. Для того чтобы изготовить качественную керамику, необходимо правильно подобрать сырье. Важно ответственно подойти к выбору глины, дополнительной шихты, а также правильно выдержать влажную массу.

Технология изготовления плит:

  • Сначала сырую глину заготавливают. Чтобы перейти к следующей процедуре, сырец как следует просушивают.
  • За этим происходит процедура бисквитного обжига. Первичная обработка предполагает применение высокой температуры для того, чтобы частички минералов сплавились друг с другом. Именно этот сплав способствует созданию прочного керамического изделия. Его называют терракотой.
  • Поверхность изделия прогрунтовывают и наносят на нее лак, эмаль или глазурь, чтобы после снова обжечь.

Сделать хорошую плитку в домашних условиях не так уж просто. Для этого каждый этап работ должен быть выполнен идеально. С самого начала нужно правильно подобрать сырье – сортов глины существует большое множество. Выбирая глину для изготовления кафеля, нужно правильно определить ее пластичность. Самая пластичная – жирная глина, а вот непластичная глина называется тощей. Для изготовления плитки лучше всего использование среднего типа.

Этапы изготовления: керамическая плитка своими руками

Глиняная плитка, изготовленная своими руками, смотрится очень красиво. Глина очень пластичная, именно поэтому с ней приятно и удобно работать. Чтобы литка получилась качественной, для ее изготовления глину необходимо хорошо подготовить.

Способность глины принимать любую форму и сохранять ее во время засыхания, называется пластичностью.

Для подготовки глины дополнительно понадобится песок, шмот или молотая пемза. Для самостоятельного изготовления плитки понадобится материал, форма для будущей керамики, клише, лопатки, совки, мастерки. Также следует позаботиться о наличии сетки, чтобы армировать изделие.

Этапы изготовления плитки:

  • Подготовить глину, лучше средней пластичности. Глину нужно замочить в воде в течении нескольких дней.
  • Используя сетку, нужно перетереть глину.
  • Выложить материал на газеты или ткань. Подождать, пока глина загустеет.
  • Положить глину в форму и уплотнить.
  • Предварительно просушить глину.
  • Приступить к процессу обжига.

Процесс обжига сложный, поэтому для него потребуется специальное оборудование. Для обжига плитка в домашних условиях подойдет муфельная печь. В процессе обжига плитка затвердевает и становится прочной.

Варианты изготовления стеклянной плитки своими руками

Использовании стеклянной плитки также распространено, как и отделка поверхностей кафельной плиткой. Такой плиткой часто декорируют станции метро, медицинские учреждения, фабрики и заводы. Последнее время декорирование стеклянной плиткой приобрело популярность и в жилых помещениях.

Существует три главных способа изготовления стеклянной плитки: нарезка листового глушеного стекла, обжиг и закаливание.

От способа изготовления будет зависеть качество плитки и возможность декорировать ею то или иное помещение. Видов плиток на основе стекла есть много. Некоторые из них можно изготовить самостоятельно.

Виды стеклянной плитки:

  • Эмалированная. Для ее изготовления используют метод обжига.
  • Марблит. Для изготовления используют прокатное или матовое стекло.
  • Стемалит. Используют метод закаливания.
  • Пенодекор. Покрывают стеклоподобной пленкой.
  • Плитка с рисунком. Вместо эмали наносят рисунок.

Красиво на стене и полу смотрятся карты из стеклянной мозаики. Декорирование стеклянными плитками имеет массу преимуществ. Они крепкие и долговечные. Со временем плитка не деформируется и не выгорает. За стеклянной плиткой легко и просто ухаживать – ее всегда можно содержать в чистоте. Стеклянная плитка отлично сочетается с другими отделочными материалами.

Производство кафельной плитки (видео)

Многие не хотят использовать керамогранит для декорирования помещения. Укладка керамогранита популярна, но все больше людей склоняются к оригинальному варианту декора жилого помещения – укладке плитки из глины, сделанной своими руками. Изготовить плитку самостоятельно не очень просто, особенно это касается обжига. Чтобы плитка была качественной, она должна быть обязательно обожженной. Для этого можно использовать цементную или муфельную печь.

Декоративная плитка применяется для внутренней и внешней отделки помещений. Производство керамической плитки восходит к древним временам и народам, в том числе египтянам, вавилонянам, ассирийцам. Например, ступенчатая пирамида для фараона Джосера, построенная в Древнем Египте около 2600 г. до н.э. , содержит красочный кафель.

Позже керамическая плитка была изготовлена ​​практически в каждой крупной европейской стране. К началу ХХ века плитка стала производиться ​​в промышленных масштабах. Изобретение туннельной печи около 1910 привело к автоматизации производства.

Получение сырья для производства керамической плитки


Сырье, используемое для формирования плитки, состоит из глинистых минералов, добываемых из земной коры. Добавляются природные минералы, такие как полевой шпат, использующийся, чтобы понизить температуру обжига и химические добавки, необходимые для процесса формования. Минералы часто предварительно обогащаются перед отправкой в ​​керамический завод.

Исходные материалы измельчают и классифицируют по размеру частиц. Первичные дробилки используются для уменьшения больших комков материала. Существуют различные виды дробилок, позволяющие получить на выходе материал нужной классификации.

Первым шагом производства керамической плитки является смешивание ингредиентов. Затем добавляют воду и ингредиенты подвергаются мокрому размолу или измельчаются в шаровой мельнице. Если используется мокрый помол, избыток воды удаляют с помощью фильтр-пресса с последующей распылительной сушкой. Полученный порошок затем прессуют в плитки желаемой формы. Формование совершают сжимающими движениями между стальными пластинами или посредством вращательного движения между стальными конусами.

Вторичное дробление уменьшает мелкие куски с частицами. Часто для этих целей используется молотковая мельница и мельница Мюллера. В последней используют стальные диски в мелкой вращающейся "кастрюлей", в то время как молотковая мельница использует быстро движущиеся стальные молотки, сокрушающие материал. Также используются валовые или конического типа дробилки.

Третий размер шага измельчения частиц необходим для изготовления высококачественной плитки. Барабанные виды мельниц используются в комбинации с прочими методами. Одним из наиболее распространенных типов таких мельниц - шаровые мельницы, который состоят из крупных вращающихся цилиндров, частично заполненных сферическими измельчающими телами.

Экраны используются для отделения частиц в определенном диапазоне размеров. Они работают в наклонной позиции и механической вибрации или электромеханическим методом улучшают поток материала. Экраны классифицируются в соответствии с числом отверстий на линейный дюйм поверхности экрана. Чем выше это число, тем меньше размер отверстия.

Глазурь - стекломатериал, предназначенный для расплавления на поверхности плитки в процессе обжига, надежно закрепляющийся на поверхности плитки во время охлаждения. Глазури используются для обеспечения влагостойкости и украшения, так как они могут быть окрашены или приобретают специальные текстуры.

Производство керамической плитки: технология


После того, как сырье обработано, следует выполнить несколько шагов, чтобы получить готовое изделие. Эти шаги включают в себя дозирование, смешивание и измельчение, сушка распылением, формование, сушка, глазуровка и обжиг. Многие из этих шагов теперь осуществляется с помощью автоматизированного оборудования.

Дозирование

Для многих керамических изделий, в том числе плитки, качество определяется количеством и типом сырья. Сырье также определяет цвет тела плитки, которое может быть красного или белого цвета, в зависимости от количества используемых железосодержащих сырьевых материалов. Таким образом, важно смешать правильные объемы составляющих, чтобы достичь желаемых свойств. Производятся расчеты, принимающие во внимание физические и химические свойства состава сырья. После того, как определен соответствующий вес каждого сырьевого материала, составляющие смешиваются.

Смешивание и измельчение

После того, как ингредиенты взвешены, они поступают в смеситель. Иногда необходимо добавить воду, чтобы улучшить смешение с несколькими ингредиента партии, а также достичь тонкого помола. Этот процесс называется мокрым помолом и часто выполняется с использованием шаровой мельницы. В результате получается заполненная водой смесь, называемая суспензие. После интенсивных нагрузок воду удаляют из суспензии с помощью фильтр-пресса (который удаляет 40-50 процентов влаги) с последующим сухим размолом.

Распылительная сушка

Включает в себя закачивание суспензии в распылитель, состоящий из быстро вращающегося диска или сопла. Потоками воздуха мелкие частицы освобождаются от влаги. Сырье может также быть получено путем сухого помола с последующим гранулированием. Для этого созданы гранулирующие машины.

Формирование

Чаще всего керамическая плитка формируется путем сухого прессования. В этом способе, сыпучий порошок, содержащий органическое связующее или низкий процент влаги, поступает из бункера в фасонный пресс. Материал сжимается в полости стальными плунжерами, а затем выбрасывается в нижней части плунжера. Автоматизированные прессы используются с рабочим давлением свыше 2500 тонн.


Используются также смачивающие агенты для получения особо тонкой плитки. Экструзия плюс штамповка позволяют производить плитку неправильной формы, небольшой толщины, что делает ее более качественной, а производство экономичным. Пластичная масса проходит уплотнение в специальном цилиндре высокого давления и выдавливается из цилиндра небольшими порциями. Эти порции проходят штамповку с использованием гидравлических или пневматических прессов.

Второй метод заключается в следующем: экструдированные порции сжимаются между двумя половинами жесткой формы, установленной на гидравлическом прессе. Сформированная часть с применением вакуума прижимается к верхней половины пресс-формы, чтобы освободить нижнюю половину. Затем путем нагнетания воздуха через верхнюю половину освобождается верхняя часть. Излишки материала удаляются для повторного использования.

Другой процесс, называемый глазуровка давлением, был разработан недавно. Этот процесс сочетает в себе глазуровку и формирования одновременно. Нанесение глазури (в высушенной распылением порошковой форме) непосредственно в матрицу, заполненную порошком плитки тела. Преимущества включают устранение погрешностей глазуровки, а также снижение отходов материала глазуровки (так называемый шлам), который производится обычным способом.

Сушка

Керамическая плитка, как правило, должна быть высушена (при высокой относительной влажности) после формирования, особенно, если используется мокрый способ. Сушка, которая может занять несколько дней, удаляет воду в достаточно медленном темпе, чтобы предотвратить усадочные трещины. Используются непрерывные или туннельные сушилки, которые нагреваются с помощью газа или нефти, инфракрасные лампы или на микроволновой энергии. Инфракрасная сушка лучше подходит для тонкой плитки, а СВЧ-сушка работает лучше для толстой плитки. Другой способ, импульсной сушки, использует импульсы горячего воздуха, протекающего в поперечном направлении материалу.

Глазуровка

Измельченные глазури наносят с помощью одного из доступных методов. В центробежном глазуровщике или дисковании, глазурь подается через вращающийся диск, который распределяет глазурь на плитке. При способе водопада поток глазури падает на плитку, когда она проходит по конвейеру под ним. Иногда глазурь просто распыляется. Существует также трафаретная печать. В этом процессе глазурь продавливают через сито с резиновым ракелем или через другое устройство.

Сухая глазуровка включает в себя применение порошков, измельченных фритт (стеклянных материалов), и гранулированной глазури на мокрой поверхности плитки. После обжига, частицы глазури сливаются друг с другом, образуя прочную поверхность, подобную граниту.

Обжиг

После глазуровки плитка подвергается обжигу, укрепляющему ее и дающему нужную пористость. После формирования заготовки сушат медленно (в течение нескольких дней), при высокой влажности, чтобы предотвратить образование трещин и усадки. Далее наносится глазурь, а затем плитки обжигают в печи или печи. Хотя некоторые виды плитки требуют двухступенчатого процесса обжига, плитка мокрого помола обжигается только один раз, при температуре 2000 градусов по Фаренгейту или более. После обжига плитка пакуется и отправляется на склад.


Печи, используемые для обжига плитки.

Плитка, получаемая путем сухого помола вместо мокрого помола, как правило, требует двухступенчатого процесса. В этом случае плитка проходит через низкотемпературный обжиг под названием суп обжига до глазуровки. Этот шаг удаляет летучие вещества из материала, большинство или все усадки. После чего производят обжиг и глазуровку одновременно. Оба процесса обжига происходят в туннеле или непрерывной печи, которая состоит из камеры, через которые заготовки медленно двигаются по конвейеру на огнеупорных волокнистых лентах, построенных из материалов, устойчивых к высоким температурам, или в специальных контейнерах. Обжиг в туннельной печи может занять от двух до трех дней, при температуре около 2372 градусов по Фаренгейту (1300 градусов Цельсия).

Для плитки, которая требует только однократного обжига - обычно это плитка, которая получена мокрым формованием - используются фрезерные ролики. Эти печи перемещают заготовки на роликовом конвейере и не требуют дополнительного оснащения. Обжиг в роликовой печи может длиться 60 минут, температура обжига около 2102 градусов по Фаренгейту (1150 градусов по Цельсию) или более.

После обжига и испытаний керамическая плитка готова, она пакуется и отправляется.

Экологичность

Огромное количество загрязняющих веществ генерируется в ходе различных этапов производства; эти выбросы должны контролироваться в соответствии со стандартами. Среди вредных веществ, образующихся при производстве плитки, являются фтор и соединения свинца, которые образуются при обжиге и глазуровке. Соединения свинца были значительно сокращены с недавним развитием, без примеси свинца или с низким содержанием свинца глазури. Выбросы фтора собираются в скрубберы, устройства, которые в основном распыляют воду, чтобы удалить вредные загрязнители. Это можно контролировать также с помощью сухих процессов: тканевыми фильтрами с покрытием из извести. Эта известь может быть переработана в качестве исходного материала для будущей плитки.

Промышленное производство керамической плитки также образуют сточные воды, образующиеся при фрезеровании, глазуровке и сушке распылением. Отходы производства плитки также возвращают в процесс подготовки сырья для повторного использования.

Контроль качества

Большинство производителей керамической плитки в настоящее время используют методы статистического контроля процессов (SPC) для каждого шага производственного процесса. Многие также тесно сотрудничают со своими поставщиками сырья, чтобы получаемое сырье соответствовало требованиям. Статистический контроль процесса состоит из диаграмм, которые используются для контроля различных параметров обработки, таких как размер частиц, фрезерное время, температура сушки и время, давление прессования, размеры после прессования, плотность, температура и время обжига, прочие. Эти графики помогают выявить проблемы с оборудованием, повысить его эффективность.

Конечный продукт должен удовлетворять определенным требованиям в отношении физических и химических свойств. Эти свойства определяются с помощью стандартных тестов. определяемые характеристики включает механическую прочность, стойкость к истиранию, химическую стойкость, водопоглощение, стабильность размеров, морозостойкость и коэффициент линейного теплового расширения. Совсем недавно добавился параметр сопротивление скольжению, который может быть определен путем измерения коэффициента трения.

Перспективы


В целях поддержания роста рынка, производители керамической плитки будут сосредотачиваться на разработке и продвижении новых моделей с различными прочностными и эксплуатационными характеристиками. Особое внимание сейчас уделяется крупногабаритным, прочным, гранитным, полированным моделям. Высокая прочность достигается благодаря особому составу сырья, новым технологиям глазуровки, производству на усовершенствованной аппаратуре. Автоматизация производства керамической плитки будет играть ведущую роль в работе по увеличению объемов производства, снижении затрат и улучшению качества. Кроме того, изменения в технологии производства керамической плитки, вызванные проблемами окружающей среды и энергетических ресурсов, будут продолжаться.