Закрытие иностранного представительства пошаговая инструкция. Особенности ликвидации филиала

Процесс закрытия представительства иностранной организации на поверку часто оказывается сложнее и длительнее, чем процесс ликвидации российской фирмы. И в том, и в другом случае необходимо подготовить обширный пакет необходимых документов и посетить множество государственных инстанций. Однако все бумаги для ликвидации иностранного филиала ко всему прочему должны быть переведены и надлежащим образом легализованы, что увеличивает время прохождения процедуры. Причин для закрытия иностранного представительства или филиала может быть масса, ниже рассмотрим основные из них.

Цены на услуги

*Примечания:

  1. Налоги (НДС, УСН) в стоимость не включены
  2. Государственные пошлины и сборы в стоимость не включены
  3. ПЕРВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ВСЕГДА БЕСПЛАТНАЯ!

Причины закрытия представительства или филиала

  1. Закончился срок аккредитации на территории РФ, если руководство филиала/представительства заблаговременно не обратилось с просьбой о продлении аккредитации;
  2. Головная компания прекратила свою деятельность за рубежом;
  3. Головная компания приняла решение о закрытии филиала или представительства в России по разным причинам (полный уход с российского рынка, признание нерентабельным конкретного филиала и пр.);
  4. Если филиал нарушил условия открытия или функционирования на территории РФ, то органы государственной власти имеют полное право закрыть его. Такое же решение может быть принято в случае нарушения российских законов.

Документы, необходимые для начала процесса закрытия

Если деятельность филиала или представительства прекращается по инициативе головной компании, то процедура начинается с принятия ею решения о ликвидации. Принятое и документально оформленное решение необходимо предоставить в орган, который выдает аккредитацию. Вместе с решением необходимо собрать следующий пакет документов:
  1. Свидетельство об открытии филиала/представительства и другие аккредитационные документы;
  2. Доверенность на работу руководителя;
  3. Свидетельство о внесении в государственный реестр.
Не стоит забывать о том, что любые документы, связанные с деятельностью иностранного юридического лица, должны быть переведены, апостилированы и нотариально заверены.

Этапы закрытия иностранного представительства (филиала)

  1. После принятия и легализации решения о ликвидации его необходимо предоставить в аккредитующий орган (Торгово-промышленная палата или Министерство юстиции), причем сделать это нужно не позднее 15 календарных дней с даты принятия решения. Туда же нужно предоставить и весь комплект документов, указанный выше. Если все документы удовлетворяют требованиям чиновников, то в течение 3 недель будет выдана справка об исключении представительства/филиала из государственного реестра.
  2. Во время процедуры ликвидации представительство должно закрыть все имеющиеся договоры и произвести окончательные взаиморасчеты с партнерами, в т.ч. погасить имеющиеся кредиты.
  3. Особое внимание необходимо уделить процедуре увольнения всех сотрудников, чтобы избежать нежелательных споров и даже судебных разбирательств. Чтобы процесс происходил законно, сотрудников следует уведомить за 2 месяца о предстоящем закрытии. Кроме того, необходимо полностью выплатить заработную плату включая все положенные работникам компенсации.
  4. После произведения всех платежей необходимо закрыть расчетные счета в банках.
  5. По итогам всей деятельности необходимо правильно заполнить бухгалтерскую отчетность.
  6. Закрытие иностранного представительства должно быть произведено и в налоговых органах. Это один из самых сложных этапов процесса ликвидации. Чтобы приступить к его началу, необходимо избавиться от любой задолженности представительства/филиала по налогам и сборам. Когда все денежные вопросы решены, вы подписываете акт об отсутствии задолженности перед бюджетом. Улаживать вопросы придется и в том случае, если по налогам есть переплата, т.е. после всех взаиморасчетов бюджет остался должен компании. Если сумма не принципиальна, то можно просто написать письмо об отказе от нее.
    Важно знать, что если налоговой инспекции какие-то документы покажутся подозрительными, то она вполне может назначить выездную проверку. Чтобы этого не случилось, необходимо своевременно обратиться в отдел камеральных проверок и предоставлять любые интересующие его сотрудников документы. Также в налоговые органы необходимо сдать подготовленные заранее бухгалтерские закрывающие документы.
    Лишь после того, как у сотрудников целых 3 отделов налоговой инспекции не останется вопросов к проходящему процедуру закрытия представительству или филиалу, можно получить документ о снятии с налогового учета.
  7. Кроме налоговой инспекции представительство или филиал необходимо снять с учета в фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования), куда нужно предоставить достаточно обширный пакет документов. Важно знать, что сотрудники ПФ аналогично работникам налоговой инспекции могут назначить проверку для получения интересующих их документов. Если этап пройден успешно, то по его окончании выдаются документы, подтверждающие снятие с учета в фондах.
  8. Обязательным является возврат всех свидетельств персональной аккредитации, если таковые получались для сотрудников филиала.
  9. По окончании процедуры ликвидации будут уничтожены все печати и штампы иностранного представительства или филиала.
Руководитель, решивший прекратить деятельность филиала/представительства, часто сталкивается с тем, что открыть подразделение гораздо проще, чем его закрыть. Ведь по итогам ликвидации только справок необходимо получить как минимум 5. А количество разнообразных документов, которые требуют чиновники всех рангов, исчисляется десятками. Чтобы процесс закрытия филиала или представительства иностранной компании не превратился в одну сплошную головную боль, мы предлагаем вам воспользоваться услугами юридической компании «Ваш поверенный». Мы знаем все тонкости и подводные камни процесса ликвидации, которых на пути возникает немало. А значит наша помощь поможет вам сэкономить время и нервы в процессе закрытия, а также произвести все процедуры юридически грамотно.

Длительность процесса закрытия иностранного филиала

Процедура ликвидации филиала иностранной компании отнимает достаточно много времени и сил и может растянуться на 3-4 месяца. Однако все этапы обязательны для прохождения, ведь ошибки в самой процедуре или несоблюдение сроков может повлечь реальные санкции. А это не только административная ответственность, но и финансовые штрафы, под которые может попасть как головная компания, так и непосредственно директор представительства. Уменьшить время, затрачиваемое на закрытие филиала иностранной фирмы, достаточно легко – стоит лишь обратиться к профессиональному юристу, который не раз проходил данную процедуру от решения до справки о снятии с учета. «Ваш Поверенный» - это 20 лет успешного юридического опыта, всегда безукоризненно подготовленные документы, которые принимают с первого раза. Нам сложно даже сосчитать, сколько раз мы вместе с нашими клиентами проходили процедуру закрытия филиала, мы знаем абсолютно все ее подводные камни. Наши юристы – не просто профессионалы, многие из них бегло говорят на разных иностранных языках, что делает общение с представителями иностранных компаний свободным и конструктивным. По желанию клиента мы проводим консультацию, где подробно и в деталях останавливаемся на всех тонкостях процесса ликвидации. После того, как вы узнаете обо всех «секретах» процедуры, вам непременно захочется заказать у нас комплексное сопровождение закрытия филиала, чтобы процесс перестал вызывать головную боль. «Ваш Поверенный» предлагает идеальное соотношение: минимум времени и вашего участия, максимум гарантий и юридической пользы!

Понятие иностранного представительства относится в некоторых странах к терминам налогового законодательства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В качестве иностранного представительства выступает юридическое лицо, которое образовано по действующим законам в каком-либо иностранном государстве на ее территории. К ним принадлежат компании, фирмы, корпоративные образования, международные организации, их филиалы, представительства, имеющие гражданскую правоспособность.

Правовые основы деятельности

Всякая иностранная компания имеет право зарегистрироваться и вести экономическую деятельность на территории России, создавая филиал либо представительство. В ее обязанности по гражданскому праву входит выплата налогов наряду с отечественными компаниями. При этом ее регистрация и ликвидация производится по основаниям законодательной базы существующей в России.

Законодательство

Основополагающим законом, позволяющим вести представительствам зарубежных стран производственную деятельность, используя свои средства, является Федеративный закон с названием «Об иностранных инвестициях в РФ», выпущенный за номером 160-ФЗ.

Он позволяет инвесторам из других стран совершать капиталовложения, чтобы извлекать прибыль, создает условия для осуществления предпринимательской деятельности на территории страны.

С помощью указанного закона привлекаются и результативно используются в экономике страны:

Отечественное законодательство помогает сохранить общенациональную независимость, обеспечивает безопасность экономики введением жестких ограничений по вкладам заграничных инвесторов в некоторые отрасли промышленности, препятствует вывозу полученного дохода за пределы Федерации.

Условия функционирования

В странах, где развита рыночная экономика, основанием которой служат принципы независимого предпринимательства, договорных взаимоотношений среди хозяйствующих субъектов его использование регулируется национальным законодательством.

Государственная политика России ориентирована на применение национального режима, что это означает для нее? Если рассматривать вопрос с точки зрения ограничений международной торговли, то его использование в целом желательно для страны. Но в отношении деятельности иностранных компаний может привести к ослаблению местной национальной экономики, позволив им достаточно легко решить вопрос выхода на внутренний рынок, вступая в свободную конкуренцию с местными компаниями.

Они обладают всеми юридическими преимуществами наравне с национальными предприятиями, позволяет не платить пошлины за импорт продукции, выбрать наиболее подходящую систему налогообложения.

В стране заграничные компании обладают правоспособностью и занимают нижеперечисленные положения, позволяющие вести хозяйственную деятельность в качестве:

  • филиала, исполняющего какой либо круг деятельности представительства от имени иностранной компании, организовавшего его. К головной компании предъявляется требование, заключенное в ориентации к коммерческой деятельности, чтобы на нее можно было возложить непосредственную имущественную ответственность за принятые на себя обязательства;
  • дочерние, зависимые компании, ведущие коммерческую деятельность, пользуясь инвестициями, поступающими от инвестора, подданного иностранного государства. Если отечественная фирма выступающая посредником между потребителем и производителем, пожелает войти в состав коммерческой компании, расположенной за рубежом, то приобретает его правовое положение, который теряет, выходя из нее;
  • свободной экономической зоны, где установлен особый режим в финансово-хозяйственной деятельности заграничных вкладчиков и компаний, использующих свои капиталовложения, государственных предприятий, отдельных граждан;
  • оффшорной зоны для привлечения капиталовложений подданных какого-либо государства, имеющих постоянное место жительства за пределами территории страны. В зоне нерезиденты могут хранить валютные средства, для чего пользуются льготными условиями в отношении налогообложения;
  • проводится политика поощрения инвестиций, поступающих из-за границы.

Прекращение работы

Чтобы прекратить хозяйственную деятельность иностранного представительства необходимо руководствоваться нормативными актами, регулирующими данный вопрос.

Основаниями для закрытия представительства служат такие предлоги:

  • закончился срок действия аккредитации зарубежного представительства без своевременного продления;
  • если была закрыта головная компания в той стране, где она была зарегистрирована, а ее представительство находилось в России;
  • если были допущены неоднократные правонарушения действующего законодательства Российской Федерации или нарушены условия разрешения, то орган, выдавший аккредитацию, имеет право вынести решение, которое станет основанием для ликвидации;
  • при прекращении действия соглашения, заключенного между правительствами России и иностранного государства, которое явилось основанием для открытия представительства;
  • в головной организации было принято решение о прекращении деятельности его представительства на территории Федерации.

В ходе осуществления процедуры по прекращению работы необходимо подготовить соответствующие документы, передать отчетность в налоговую службу, которая должна провести камеральную проверку. Пакет документов для его закрытия сдается в ГРП для проведения процедуры по прекращению деятельности.

Иностранное представительство снимается с учета согласно положениям статьи 84 налогового кодекса РФ.

При осуществлении снятия она руководствуется приказом МНС, принятом в апреле 2000 года под номером АП-3-06/124 и содержащем положения, в котором разъяснены особенности учета в налоговой службе иностранных компаний.

Смотрите видео о налогообложении доходов иностранных граждан

Окончание аккредитации

Аккредитацией в международном праве называется процедура наделения полномочиями, позволяющими осуществлять какую-либо деятельность, в том числе и экономическую. При проведении аккредитации иностранному представительству выдается свидетельство, подтверждающее о занесении в ведомость сводного государственного реестра. Оно получает аккредитацию на определенный срок в соответствии с нормативными актами, в течение которого имеет право проводить финансово-хозяйственную деятельность.

Иностранное представительство аккредитуется на срок от 1,2 года до 3 лет, и продлеваться по его желанию на последующий промежуток времени.

По его окончанию представительство прекращает свою деятельность на территории Федерации, после чего возвращает выданную ему документацию вместе с визами для сотрудников, карточками по аккредитации в Регистрационную палату, печать подает для уничтожения.

Если представительство пожелает продолжать свою деятельность, то оно подает прощение о продлении срока в ГРП, приложив необходимые документы. Срок подачи документации регламентирован нормативными актами. В регистрирующую палату документы сдаются заблаговременно, за три недели до завершения срока разрешения на производство деятельности.

Досрочно

Иностранное представительство имеет возможность прекратить свое существование досрочно по собственному желанию. Для осуществления своего намерения проводит общее собрание, которое протоколируется для передачи принятого решения в Государственную Регистрационную палату. Вопрос рассматривается в ГРП, после чего выдает свидетельство о ликвидации иностранного представительства.

Письменные уведомления об окончании деятельности иностранного представительства подлежат оформлению в течение трех рабочих недель.

Срок отсчитывается с момента подачи документов по ликвидации. В некоторых случаях его сокращают до одной рабочей недели. Извещение регистрационной палаты о прекращение деятельности является основанием для его снятия с учета в налоговой службе, со всех социальных внебюджетных фондах, органе статистики.

Ликвидация представительства иностранной компании

По действующим нормативным актам и законодательству ликвидация иностранного представительства осуществляется строго в порядке, который установлен в них. Так как оно не относится к самостоятельному юридическому лицу, то в их отношении не применяется условие о публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», периодических изданиях и СМИ, уведомление кредиторов.

При прекращении хозяйственной деятельности представительства, принадлежащего иностранной компании, с долгами составляется акт, по которому производится их погашение.

По завершению выплат ему выдается справка, удостоверяющая о погашении обязательств по долгам.

Вся процедура проводится поэтапно, куда включены следующие мероприятия:

  • проведение общего собрания, где принимается решение о ликвидации;
  • оформление необходимых документов, в том числе декларацию о доходах с исчислением суммы налога;
  • осведомление всех заинтересованных лиц, в том числе сотрудников о принятом решении;
  • рассмотрение вопросов, касающихся увольнения, дальнейшего трудоустройства сотрудников, компенсаций и денежных вознаграждений;
  • отправление уведомления в ГРП, используя существующие способы подачи документов.

Документы и инстанции

Для закрытия иностранного представительства подаются в ГРП виды документов:

  • заявление о ликвидации иностранного представительства на территории страны за подписью лица, уполномоченного от имени головной компании с указанием регистрационного номера, дату выдачи разрешительного документа, продолжительность действия разрешения, обоснованную причину прекращения экономической деятельности;
  • копию официальной бумаги, где запротоколировано решение о ликвидации представительства на территории Федерации, заверенное в нотариальной конторе;
  • свидетельство, удостоверяющее о проведении процедуры регистрации с указанием присвоенного регистрационного номера – ОГРН и изменениями, введенными в него, если таковые имели место, присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, полученное с налоговой службы, где оно поставлено на учет;
  • учредительные документы, устав представительства с указанием поправок, которые были в них введены, если таковые были осуществлены;
  • протоколы собраний об открытии представительства, избрании руководителей;
  • доверенность на имя уполномоченного лица, производящего ликвидацию по просьбе иностранной компании;
  • справку о закрытии расчетного счета в банке.

Если имеются документы на иностранном языке, то они должны быть переведены на русский язык и заверены в нотариальной конторе.

Также соответствующий пакет документов должны быть представлены в налоговую службу, районные внебюджетные фонды, чтобы снять представительство с учета в них.

Финансовая несостоятельность фирмы служит причиной для ликвидации. Читайте подробнее о

Продажа имущества при ликвидации предприятия поможет расплатиться с долгами. Подробнее в

Компенсация работникам при ликвидации предприятия состоит из нескольких видов платежей. Примеры расчётов

Сроки

Заявление о ликвидации иностранного представительства находится на рассмотрение две недели, отсчитанного со дня его подачи в налоговую службу при условии отсутствия причин для осуществления налоговой проверки. Если все-таки необходимо проведение проверки, то заявление рассматривается по ее завершении.

Общий срок процедуры по прекращению деятельности составляет около одного месяца, если необходимо провести налоговую проверку, то она затягивается до трех месяцев.

Вместе с подготовкой документов представительством процедура может занять время на его ликвидации до 6 месяцев .

Пенсионный фонд России принимает решение о снятии с учета в течение 10 рабочих дней , после получения им уведомления о закрытии, чтобы снять с учета ФСС потребуется одна рабочая неделя.

Стоимость

Многие посреднические фирмы и консалтинговые центры предлагают свои услуги по прекращению экономической деятельности, которые они оказывают за определенное вознаграждение.

Величина денежного вознаграждения колеблется от 20 тыс. рублей до 75 тыс., включая государственную пошлину и сборы за ускорение процедуры ликвидации.

Законодательными актами Российской Федерации установлен единый порядок прекращения деятельности как для филиалов, так и для представительств иностранных юридических лиц, что подтверждается определением Верховного суда РФ от 14.05.02 г. № 64-Г02-10. В качестве обоснования своей позиции Верховный суд РФ указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалы юридических лиц обладают функциями представительств. Напомним, что в соответствии со ст. 55 ГК РФ на представительство возлагается функция представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту. Филиал в свою очередь осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.

Государственный контроль за ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.08 г.). Выполнение процедуры по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц возложено на Государственную регистрационную палату при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.99 г. № 1419, Устав Государственной регистрационной палаты при Минюсте России, раздел II, ст. 12).

Аккредитация представительств иностранных фирм осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89 г. № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». В соответствии с п. 14 данного Положения деятельность представительства иностранной фирмы прекращается по следующим основаниям:

По истечении срока, на который выдано разрешение, и если иностранная фирма не обратилась с просьбой о продлении срока деятельности представительства.Аккредитация представительствам и филиалам иностранных юридических лиц предоставляется на 1, 2 или 3 года. Срок, которым ограничивается деятельность филиала или представительства, указывается в разрешении на его открытие;

В случае ликвидации иностранной фирмы, имеющей представительство;

В случае прекращения действия заключенного с иностранным государством межправительственного соглашения, на основании которого открыто представительство, если это прямо предусмотрено положениями такого соглашения;

По решению соответствующего аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий, на которых иностранной фирме разрешены его открытие и деятельность, или нарушения российского законодательства;

По решению иностранной фирмы, открывшей представительство.

Закрытие филиала или представительства иностранного юридического лица производится путем лишения его аккредитации и исключения из соответствующего сводного государственного реестра. Данный реестр ведется Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 5.09.98 г. № 1034). Перечень документов, необходимых для закрытия филиала или представительства иностранной организации, устанавливает Государственная регистрационная палата при Минюсте России. Данный перечень опубликован на сайте Минюста России.

Для закрытия филиала или представительства иностранного юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

Письменное заявление в ГРП при Минюсте России о прекращении деятельности в Российской Федерации;

Нотариально заверенная копия решения иностранного юридического лица о прекращении деятельности в Российской Федерации;

Оригинал разрешения на открытие представительства;

Оригинал свидетельства о внесении представительства в сводный государственный реестр;

Аккредитационные карточки сотрудников представительства и членов их семей;

Нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ГРП при Минюсте России.

Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверении апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным (нотариально либо в консульском загранучреждении) переводом на русский язык.

Филиал или представительство иностранного юридического лица прекращает деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации. При закрытии представительства выданные ему разрешение на открытие и свидетельство о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний подлежат возвращению в Государственную регистрационную палату при Минюсте России. Печати и штампы также подлежат сдаче для уничтожения. В Государственную регистрационную палату при Минюсте России возвращаются аккредитационные карточки.

Письма Государственной регистрационной палаты при Минюсте России с извещением о прекращении деятельности представительства оформляются в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. При необходимости срок оформления может быть сокращен до пяти рабочих дней.

Филиал или представительство иностранной организации должны пройти процедуру снятия с налогового учета и процедуру снятия с учета в фондах – медицинского, социального страхования и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Снятие с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства регулируется положениями ст. 84 НК РФ. Кроме того, особенности снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены приказом Минфина России от 30.09.10 г. № 117н. Данным приказом, вступившим в силу с 24 декабря 2010 г., установлен заявительный и упрощенный порядок снятия с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства.

Заявительный порядок применяется в случае, если филиал или представительство иностранной организации являются действующими, предоставляют налоговые декларации, осуществляют банковские расчеты. Снятие с налогового учета данных организаций осуществляется на основании заявления, представляемого в порядке п. 5 ст. 84 НК РФ. Указанное заявление подается в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности. Заявление о снятии с налогового учета может быть представлено непосредственно в налоговый орган, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если заявление передается в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

К заявлению о снятии с налогового учета прикладываются следующие документы (п. 26 приказа Минфина России № 117н):

Решение уполномоченного органа иностранной организации о закрытии филиала, представительства иностранной организации;

Выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий прекращение деятельности иностранной организации в этой стране, – в случае если прекращается деятельность иностранной организации;

Налоговые декларации (расчеты) по налогам, составленные на дату прекращения деятельности иностранной организации.

Снятие с налогового учета производится в течение 10 дней со дня получения заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ). Датой снятия с учета в налоговом органе отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности иностранной организации через указанное отделение. О снятии с налогового учета иностранной организации направляется соответствующее уведомление по установленной форме.
Упрощенная процедура снятия с налогового учета предусмотрена в отношении недействующих иностранных организаций. Данная процедура не предполагает представления документов по перечню, установленному п. 26 приказа № 117н, не требуется в том числе и заявление иностранной организации. В п. 34 приказа Минфина России № 117н установлены следующие основания для применения упрощенной процедуры снятия с налогового учета иностранной организации:

Непредставление иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

Отсутствие в течение последних 18 месяцев операций по банковским счетам иностранной организации, открытым на основании свидетельства о постановке на учет, выданного налоговым органом.

Налоговый орган по месту учета иностранной организации осуществляет снятие ее с учета по упрощенной процедуре при наличии:

Документа налогового органа, подтверждающего факт непредставления иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

Документа банка, в котором открыт счет недействующей иностранной организации, подтверждающего отсутствие в течение последних восемнадцати месяцев операций по банковскому счету, или документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в налоговом органе информации о наличии у иностранной организации счетов в банках;

Документа налогового органа об отсутствии у недействующей иностранной организации недоимки по налогам и сборам, задолженности по уплате соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации на дату снятия ее с учета в налоговом органе.

В случае снятия иностранной организации с учета в упрощенном порядке уведомление о снятии с учета в налоговом органе на территории Российской Федерации иностранной организации не выдается.

Процедура закрытия Представительства или Филиала осложняется требованиями к большому пакету документов для каждого отдельного государственного органа, т.е. процесс закрытия состоит из нескольких этапов и занимает достаточно длительное время.

Закрытие Филиала/Представительства иностранного юридического лица возможно по следующим основаниям:

  • прекращение деятельности Филиала/Представительства на территории Российской Федерации на основании решения головной компании;
  • прекращение деятельности головной компании в стране регистрации,
  • прекращение деятельности Филиала/Представительства по решению уполномоченного гос. органа.

Процедуру закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица можно разделить на несколько этапов:

  1. Регистрация прекращения действия аккредитации в Межрайонной инспекции №47 по г. Москве (данная процедура применима для Филиалов/Представительств, внесенных в Реестр филиалов и представительств иностранных юридических лиц, в иных случаях, процедура осуществляется с этапа №2).

    В состав процедуры входит: подача пакета документов в МИФНС № 47, включая Заявление установленной формы.

    Результат процедуры: МИФНС № 47 выдает Информационный лист с записью о прекращении действия филиала/представительства.

  2. Снятие иностранной компании с налогового учета в МИФНС47.

    В состав данной процедуры входит: получение справки по налогам, штрафам, пеням, сборам; закрытие всех текущих договоров; увольнение сотрудников и закрытие расчетного счета в банке; сдача всей необходимой отчетности и проведение сверок по всем налоговым платежам.

    По результатам проведения процедуры снятия с учета в налоговом органе МИФНС № 47 выдается следующий документ - Уведомление о снятии с налогового учета.

  3. Снятие иностранной компании с учета в Пенсионном фонде РФ.

    В состав процедуры входит: сверка отчетностей и выплат с ПФР; погашение недоимок, пени (при наличии).

    По результату ПФ РФ выдает документ - Уведомление о снятии с учета в территориальном органе ПФ РФ.

  4. Снятие иностранной компании с учета в Фонде социального страхования РФ.

    В состав процедуры входит: сверка отчетностей и выплат с ФСС.

    Результат: ФСС России выдает документ - Решение о снятии с учета в ФСС РФ.

Услуга «Закрытие Филиала/Представительства иностранного юридического лица» включает:

  • устное консультирование по процедуре закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица;
  • разработка необходимых документов;
  • осуществление сопровождения процедуры закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица в налоговых органах и государственных внебюджетных фондах;

Дополнительно Вы можете заказать:

  • бухгалтерское сопровождение процедуры закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица (составление и сдача отчетности);
  • осуществление взаимодействия с территориальной ИФНС (по месту налогового учета организации) и внебюджетными фондами по вопросам проведения сверок расчетов, а также сопровождение иных процедур, связанных с закрытием Филиала/Представительства иностранного юридического лица (участие в проведении камеральной и/или выездной проверке);
  • иные услуги, необходимые для успешного осуществления закрытия Филиала/Представительства иностранного юридического лица;

Перечень необходимых документов:

  • уведомления о регистрации в качестве страхователя в ПФР и ФСС.
  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с присвоенным номером НЗА;
  • свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе с присвоенным номером ИНН;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационное письмо Росстата;

Обжаловать отказы в государственной регистрации по смене адреса необходимо!

Общество с ограниченной ответственностью заключило договор аренды с собственником по новому адресу и разместило там свой офис. После переезда Общество представило копию договора аренды в территориальную ИФНС. Затем были поданы документы на государственную регистрацию изменений смены адреса в пределах одного места нахождения. Однако через 5 рабочих дней ИФНС №46 по г. Москве выдала отказ с основанием, что поданные документы содержат недостоверные сведения об адресе, и информация подтверждена территориальной ФНС, к которой относится адрес.

Юристы компании «Клифф» подали жалобу в УФНС по г. Москве на полученный отказ, указав, что регистрирующий орган вправе выносить решения об отказе при наличии только подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, а также, что в отказе должны быть указаны конкретные обстоятельства, которые, по мнению регистрирующего органа, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Подтвержденной информации у регистрирующего органа о недостоверности представленных сведений не имелось, на основании этого в отказе не были указаны конкретные обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности адреса.

Помимо вышеуказанного, юридическое лицо действительно находилось по указанному адресу и осуществляло свою деятельность, о чем была уведомлена территориальная налоговая, но в ходе проведения регистрационных действий никаких проверок ею не проводилось, с собственником помещения и с генеральным директором Общества никто не связывался.

На основании изложенных доводов, УФНС по г. Москве отменило решение об отказе в государственной регистрации и вынесла решение о государственной регистрации изменений в связи со сменой адреса.

Открытие представительства иностранной компании со сложной организационной структурой

Специалисты компании «Клифф» осуществили сопровождение процедуры открытия представительства в РФ компании, инкорпорированной в Великобритании, при этом имеющей управление и контроль на территории республики Кипр со статусом ее налогового резидента. Благодаря тщательной аналитике документов специалисты компании «Клифф» смогли разобраться в ситуации и собрали правильный и полный пакет документов, удовлетворяющий требованиям российского регистрирующего органа.

Выход на российский рынок состоялся

С помощью специалистов компании «Клифф» удалось осуществить выход на российский рынок субъекта предпринимательской деятельности, имеющего сложную правоспособность, - коммандитного товарищества с участием юридических лиц Германии и Польши. Юристы компании «Клифф» внимательно проанализировали документы, приняли грамотные решения о порядке оформления документов, в том числе порядка принятия решения об открытии представительства, и обосновали право на открытие представительства.

Управляющий партнер, адвокат

01.07.2016

С начала 2015 года в России вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), известные как «закон о деофшоризации». Данный закон создает механизм налогообложения иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, возлагая на налогоплательщиков ряд новых обязанностей и предусматривая меры ответственности за их неисполнение.

Указанный закон касается всех резидентов РФ, использующих в своём бизнесе иностранные (в первую очередь – офшорные) компании или иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ), причём независимо от того, являются ли они участниками таких компаний или осуществляют контроль над ними иным образом. Поэтому в новых условиях налогоплательщикам следует оценить последствия деофшоризации для своего бизнеса и для себя лично и определить стратегию действий по обеспечению соблюдения действующего законодательства.

Сохранение существующих иностранных компаний и структур влечет обязанности по представлению в налоговые органы РФ уведомлений об участии в них и/или контроле над ними, последующему декларированию их прибыли в составе своей налоговой базы в России (по НДФЛ для физических лиц либо по налогу на прибыль для организаций) и уплате налога.

В этой связи налогоплательщики могут прибегнуть к определенным изменениям в корпоративной структуре, в том числе, к ликвидации ее отдельных звеньев. В некоторых случаях именно ликвидация офшорной компании может стать оптимальным решением в связи с процессом деофшоризации.

Однако, и в случае ликвидации иностранной компании необходимо учитывать налоговые последствия для ее участников и контролирующих лиц. Если активы ликвидированной иностранной компании (например, земельные участки, дома, автомобили, водные и воздушные суда, деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, например, доли в российских ООО, права требования и пр.) переходят к её учредителям (участникам), у последних, если это физические лица, возникает налоговая база по НДФЛ.

В этой связи российское законодательство позволяет, при определённых условиях, перевести активы ликвидируемой иностранной компании на физическое лицо без налоговых последствий для последнего. Очевидно, это одна из мер, призванных стимулировать отказ налогоплательщиков от использования подконтрольных иностранных компаний, или, по крайней мере, смягчить последствия для них такого отказа.

Освобождение от налога

НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ доходов контролирующего лица (кроме денежных средств) в виде стоимости имущества, полученного в результате ликвидации контролируемой иностранной компании.

Согласно п. 60 ст. 217 НК РФ (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ), налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (ИСБОЮЛ) налогоплательщиком, указанным в настоящем абзаце, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (ИСБОЮЛ) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (ИСБОЮЛ) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации;
  • процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (ИСБОЮЛ) завершена до 1 января 2018 года.

Кроме того, п. 60 ст. 217 НК РФ предусматривает следующие «уважительные причины», позволяющие воспользоваться освобождением даже в случае, если ликвидация иностранной компании завершится после 1 января 2018 года.

В случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 января 2017 года , но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация завершена до окончания действия таких ограничений и (или) судебных разбирательств.

В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) ИСБОЮЛ, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2018 года, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация такой иностранной организации завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения.

Таким образом, до 1 января 2018 года налогоплательщики (налоговые резиденты РФ) могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций или структур. Возможность использовать данную льготу не зависит от резидентства или страны регистрации компании или иной структуры.

Важно отметить, что указанная налоговая льгота может применяться, только если полученные налогоплательщиком «ликвидационные» активы не являются денежными средствами. Деньги, распределённые в пользу контролирующего лица в результате ликвидации иностранной компании (структуры), подлежат налогообложению НДФЛ в обычном порядке.

Процедура ликвидации иностранной компании

Ликвидация иностранной компании осуществляется по законодательству страны её регистрации. Она может включать, в частности, такие стадии, как назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии), публикация сообщения о ликвидации в местных СМИ, урегулирование вопросов с кредиторами (при наличии) и др. Особые правила, касающиеся ликвидации, могут содержаться также в уставе компании. Соответственно, в каждом случае сроки ликвидации будут зависеть от требований законодательства соответствующей юрисдикции, правильного и своевременного оформления и подачи в местные органы необходимых для ликвидации документов.

При этом под «ликвидацией» иностранной компании следует понимать официальную добровольную ликвидацию компании, предусмотренную законом страны ее инкорпорации. Простое «бросание» компании или процедура административного «вычеркивания» из реестра (strike-off) для данных целей не приемлемы.

Надлежащее проведение и документальное оформление ликвидации зависят от самой иностранной компании и её контролирующих лиц, и обычно осуществляется во взаимодействии с регистрационным агентом компании или местными юристами.

Какими документами можно подтвердить стоимость полученного имущества?

Как было указано выше, к заявлению налогоплательщика об освобождении указанных доходов от налогообложения, должны прилагаться документы, содержащие сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации на дату получения имущества от такой иностранной организации.

НК РФ не раскрывает, какие именно документы должны подтверждать стоимость имущества, от кого они должны исходить, и каким требованиям отвечать. Необходимо учитывать, что российские налоговые органы не наделены компетенцией по установлению соответствия документов, оформляющих ликвидацию и отражающих стоимость имущества, иностранному законодательству.

Предполагается, что документами, подтверждающими стоимость имущества, могут быть балансовые документы компании, составляемые в рамках процедуры ликвидации (финансовая отчетность, ликвидационный баланс) и иные документы, содержащие стоимостную оценку имеющегося у компании имущества на дату перехода данного имущества к её акционеру/контролирующему лицу. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык.

В письме от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38363 Минфин России для выяснения конкретных документов, требуемых для представления в налоговые органы в целях освобождения от налогообложения, рекомендует обращаться в налоговый орган по месту жительства.

Налоговый вычет при последующей продаже имущества

В случае последующей продажи налогоплательщиком имущества, полученного от ликвидированной КИК, НК РФ предоставляет возможность уменьшить свой доход для целей исчисления НДФЛ (применив имущественный налоговый вычет) на сумму, равную стоимости имущества ликвидированной организации по данным её учёта на дату ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества.

Согласно ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождались от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 НК РФ, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав) на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидированной организации на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации , указанную в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом статьи 105.3 НК РФ.

Таким образом, для применения вычета согласно пп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ, необходимо, чтобы:

  • налогоплательщик воспользовался освобождением от НДФЛ дохода в виде стоимости имущества, полученного от ликвидированной КИК;
  • имеется надлежащее документальное подтверждение стоимости имущества (которое прилагалось к заявлению о вышеуказанном освобождении);
  • размер заявляемого вычета не превышает рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения.

Реализация ценных бумаг, полученных при ликвидации КИК

В отношении ценных бумаг, полученных от ликвидированной КИК и затем реализованных налогоплательщиком, НК РФ предусматривает отдельное правило, также позволяющее уменьшить налоговую базу, с учётом специфики определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (которая заключается в том, что налоговой базой признаётся положительный финансовый результат (доходы за вычетом расходов) по совокупности операций, исчисленный за налоговый период).

Согласно п. 13.2 ст. 214.1 НК РФ, при реализации ценных бумаг, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде стоимости таких ценных бумаг освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная стоимости таких ценных бумаг по данным учета ликвидированной иностранной организации (прекращенной (ликвидированной) ИСБОЮЛ) на дату получения ценных бумаг от такой иностранной организации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг, определяемой с учетом ст. 105.3 НК РФ.

В заключение, ещё раз обозначим срок, до которого должна быть полностью ликвидирована иностранная компания, чтобы ее владелец смог воспользоваться освобождением полученного им дохода от НДФЛ: это 1 января 2018 года (с некоторыми исключениями, которые могут быть обусловлены законами страны регистрации компании).

Также важно обратить внимание, что всё вышесказанное касается освобождения от налога на доходы физических лиц именно в России, в случае распределения в их пользу имущества ликвидированной контролируемой иностранной компании. Это не означает, что у самой компании в стране, где она была зарегистрирована, отсутствует налоговая обязанность. Процедуре добровольной ликвидации компании как правило предшествует требование не только расчетов с кредиторами, но и уплаты всех причитающихся налогов и обязательных платежей в соответствующей стране.