Именные иконы. Тропарь, кондак и канон святому великомученику Димитрию Солунскому

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.

Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Прославление великого благоверного князя Московского Дмитрия Донского в лике святых стала возможной благодаря его огромным заслугам перед Отечеством и Церковью. Своим личным благочестивым примером Димитрий Донской показал, как во благо и спасение ближних, приносится жертва во имя Христа. И как сам Господь помогает в богоугодных делах.

Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского, уже в юном возрасте проявил себя талантливым государственным правителем. Ратовал за единство русских территорий, потому звали его собирателем русских земель. Святой Димитрий был освободителем Руси от монгольского ига. На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра. Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.

Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»

На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.

По просьбе великого князя Димитрия в храмах постоянно служились панихиды в память о погибших воинах. Благоверный князь Димитрий стал учредителем новых традиций в истории церковного устава. Это поминальная Димитриевская суббота и ещё одно чудо — событие, связанное с обретением мощей прославленного святого воина Александра Невского.

Мощи Александра Невского хранятся в Успенском Владимирском соборе, и в ночь перед битвой князя Димитрия с монголами, служители храма увидели, как из алтаря вышли два старца, одетые в облачения митрополитов. Они подошли к гробнице Александра Невского и сказали: «Восстань Александре, будь скор на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Князь Александр Невский восстал и видение исчезло.

В чём помогает икона Дмитрия Донского

Историки отмечают высокоморальные качества великого князя Димитрия, его почитание Бога и сила духа стали непоколебимой стеной для внешних врагов.

Данный образ помогает проявить силу воли и бесстрашие

Молитвенное обращение к иконе святого Дмитрия Донского помогает:

  • разрешить и устранить проблемы, связанные с политическими вопросами;
  • решить дела государственного устроения;
  • в урегулировании военных конфликтов.

Икона святого Дмитрия будет полезна для людей, занимающих посты управления самого высокого государственного значения, дипломатов, политиков. В жизни князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым.

Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери. Ещё икона Дмитрия Донского помогает в наше неспокойное время в защите дома от нежелательного вторжения.

Молитва иконе

О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Дмитрий Солунский. Конец XII — начало XIII в.

Как известно, Всеволод Большое Гнездо родился в 1154 году во время княжеской охоты, происходившей на берегах реки Яхромы. На месте этого события Юрий Долгорукий сразу же заложил город Дмитров, названный так в честь святого патрона сына. В конце XII - начале XIII века «великий Всеволод» направил в родной город икону с образом Дмитрия Солунского.

Равная по величине фреске икона предназначалась для установки в храме неподалеку от царских врат, на грани столба, фланкировавшего нишу центральной апсиды. Воин-мученик представлен на ней в образе властелина и триумфатора. Он сидит на троне, держит в руках символ власти - меч, увенчан кесарской короной-стеммой. Изображение словно бы выполнено по описанию византийского историка, повествующего о триумфе императора: «царь сидел на двуглавом кресле, высоком и отделанном золотом, опирал ноги на скамейку, и роскошные одежды сверкали на нем. Он гордо поднял голову, выпятил грудь, багрянец битвы румянил его щеки, глаза были сосредоточены и свидетельствовали о напряженной работе мысли».

Патрон Всеволода находится под защитой Христа, благословляющего из небес верного ему воина. Наличие фигуры Христа приравнивает в известной мере икону из Дмитрова образу «Богоматери Боголюбской». Но если на последнем перед Христом за князя и народ предстояла Богоматерь, то на иконе, посланной в Дмитров, эту миссию уже выполняет святой патрон князя. И такая характеристика Дмитрия вполне соответствовала устремлениям самого заказчика, особенно в пору, когда Всеволод Большое Гнездо достиг признанного могущества, властно вмешивался в политические дела соседних княжеств и горделиво помышлял «о гегемонии» во всем восточнохристианском мире.

Голова Дмитрия Солунского — Деталь иконы

Икона «Дмитрий Солунский» может считаться потому произведением программным. Она создавалась в целях укрепления авторитета власти великого князя владимирского. Принципы ее художественного решения были взяты за основу последующими великокняжескими мастерами, особенно писавшими патрональные иконы для сына «великого Всеволода» князя Юрия в 1220-е годы.

Великого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского канонизировали в лике Святых в 1988 году - в честь тысячелетней годовщины крещения Руси его великим предком, Святым Владимиром Крестителем. Святой Дмитрий Донской в историю России вошёл как успешный продолжатель объединения земель и княжеств вокруг Московского княжества. Кроме того, в истории Российского государства навсегда останется память о Куликовской битве, где Святой Дмитрий Донской и его войска дали отпор войскам Золотой Орды, положив тем самым начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. На иконе благоверного князя Дмитрия Донского Святой изображается в богатом княжеском одеянии, с мечом в одной руке и смиренно поднятой другой рукой, застывшей в жесте "ладонь праведника". Тем самым раскрывается характер Святого Дмитрия - он почитал Христа и был великим воином.

Отцом Дмитрия был Иван Второй Красный Рюрикович, правнук великого воина, мудрого дипломата и успешного правителя - государственника Александра Невского. Иван Красный умер когда Дмитрию Донскому было девять лет. На маленького мальчика свалилась огромная ответственность - ему предстояло управлять Московским княжеством, набиравшим силу и ставившего себе целью подмять под себя все другие княжества. Как показывают исторические хроники, на Дмитрия Ивановича Донского и принимаемые им решения с самых первых дней воцарения на княжеском престоле сильно влияли Святой чудотворец Киевский митрополит Алексий и честолюбивые московские бояре. В это время внутри Золотой Орды, которой княжества Руси платили дань, началась так называемая "великая замятня" - междоусобная борьба между наследниками и родственниками за ханство, начавшаяся со смертью Бердибека, вылившаяся в частую смену правителей. В результате неявки представителей умершего Ивана Красного за получением ярлыка на княжение в Сарай - Бату, столице Золотой Орды, московское княжение получил Дмитрий Константиновичу, суздальского князя. Но влиятельнейшие московские бояре не желали сдавать свои главенствующие позиции, и в возрасте 11 лет Дмитрий Донской отправился вместе с ними за ярлыком на княжение. В тот момент ханская власть разделилась между сарайским ханом Мурадом и любимцем грозного Мамая Абдуллой. Воспользовавшись неразберихой в разграничении полномочий между двумя правителями, Дмитрий Донской и москвичи смогли получить княжеский ярлык на юного князя от первого из них, хана Мурада. Так Дмитрий Иванович стал московским князем. Через два года после получения ярлыка Дмитрий, его родной брат Иван и их двоюродный брат Владимир встали во главе войска, идущего войной на Владимир, где великокняжеский престол занял Дмитрий Суздальский. Оценив силу и численность московского воинства, суздальский князь уступил престол, практически не оказав никакого сопротивления. Мамай, не желая сдавать великокняжеский престол неподконтрольному ему Дмитрию Донскому, направил с послами ещё один ярлык на княжение для суздальского князя Дмитрия Константиновичу. Но тот смог продержаться всего лишь 12 дней, чуть меньше двух недель. Великокняжеский престол всё равно остался за Святым Дмитрием. Этот конфликт между Мамаем и Дмитрием Донским впоследствии обернулся тяжёлыми кровопролитными боями, усилением междоусобицы и разорением множества земель русских. Но для Руси, как свободного единого государства, дальнейшая история показала необходимость воцарения Дмитрия на великокняжеском престоле, пусть даже и путём усиления вражды с Золотой Ордой.

Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, он женился на дочери своего недавнего соперника Дмитрия Константиновича князя Суздальского, желавшего загасить конфликт между Москвой и Суздалем. Его жене, Евдокия Дмитриевна (известная в православии как преподобная Святая Евфросинья Московская), на момент венчания в Коломенской Воскресенской церкви, было всего лишь тринадцать лет. Несмотря на юный возраст обоих, брак был счастливым и плодотворным: У Дмитрия Ивановича и Евдокии родилось 12 детей. Крестником двух его детей стал преподобный Святой подвижник Сергий Радонежский, друживший с Киевским Патриархом Алексием. И Сергий и Алексий всю жизнь Дмитрия Донского сопровождали его, давая тому неоценимые советы и благославляя на судьбоносные поступки.

Все последующие годы Дмитрий Иванович, князь Московский, Суздальский и Владимирский провёл в делах единения Руси, подчинив за время своего княжения Новгородского, Нижегородского, Рязанского, Тверского, Галичского, Костромского, Стародубского князей. Помимо этого Святой Дмитрий выиграл несколько важных стычек у волжских булгар, остановил у Рязанской реки Вожа войска татаро-монгольского мурзы Бегича и выиграл самое важное сражение, навсегда вошедшее в историю России - Куликовскую битву.

К Куликовской битве Мамай, теневой правитель Орды, готовился два года. Предыдущий поход его мурзы Бегича закончился поражением татаро-монгол, необходима была передышка и пополнение войска. Отдых от завоеваний длился два года, за это время Мамай с помощью своих послов собрал в свои войска огромное число наёмников из кочевых племён Азии. Кроме того, Мамай договорился с литовским князем Владиславом Ягайло и Рязанским князем Олегом о встрече с их войсками на южном берегу Оки, откуда и планировалось всем скопом напасть на войска Святого Дмитрия.

Дмитрий Иванович, оповещённый разведчиками, собрал войска со всех подчинённых ему княжеств. На удивление, забыв о междоусобных распрях, все князья, кроме Олега Рязанского, объединились вокруг Дмитрия. Был составлен план: в Москве оставалась лишь небольшая часть воинства, резерв основных войск. Остальные войска перешли через Оку, и обойдя рязанские земли с запада, двинулись к Дону. Желая застать неприятеля врасплох, Дмитрий Иванович и его соратники форсировали Дон, выбравшись на другую сторону этой великой реки. Перед отправлением Святого Дмитрия и его воинство благословил преподобный Сергий Радонежский, напророчив победу. Вместе с войском отправились и два монаха - богатыря, Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Непосредственно перед битвой стоявшему в дозоре воину было видение: Святые страстотерпцы Борис и Глеб. вооружённые мечами и освещая себе путь зажжёнными свечами, напали на татаро-монгольских воинов, порубив их все до единого. В это же время во Владимире, пономарю церкви, где хранилась гробница Александра Невского было видение: два старца подняли из гроба великого полководца, чтобы помочь своему потомку в будущем кровопролитном сражении. Выйдя во двор, фигуры растворились в воздухе.

8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. в устье рек Дон и Непрядва, состоялась великая Куликовская битва. Наверняка каждый из Вас помнит картину Михаила Авилова к этой битве - "Битва Пересвета с Челубеем". Пересвет победил в этом одиночном поединке, выбив Челубея из седла. Но в итоге оба воина всё равно погибли, уже во время основного сражения. Судьба двух великих воинов стала иллюстрацией исхода Куликовской битвы - Русь победила, но ценой огромных потерь: из 150 000 человек в живых осталось только 40 000. Предания гласят, что Силы Небесные помогали русскому воинству в этой сече, ангелы, возглавляемые архистратигом архангелом Михаилом. вместе с княжескими богатырями разили огненными стрелами и мечами неприятелей. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого воина, в первых рядах сражался с врагом. После окончания битвы благоверного князя нашли оглушённого, лежащим под деревом. Доспехи на нём были разбиты, но сам он был цел. По случаю победы, донские казаки подарили Дмитрию образ Богоматери, позже названную Донской иконой Божией Матери. Самого великого князя с этого дня стали называть Донским - в честь реки, рядом с которой он выиграл столь важное сражение.

Истощённые войска Мамая вернулись домой, но место правителя уже занял потомок Чингизидов Тохтамыш. Мамаю пришлось скрываться у своих союзников генуэзцев в Восточном Крыму, где он и погиб от руки предателя. Новый хан потребовал от Дмитрия Донского платить дань, но великий князь, окрылённый победой на Куликовом поле, ответил отказом. Тохтамыш, собрав войска. двинулся на Москву. Войско Дмитрия было сильно истощено, поэтому совет князей принял решение сдать город. Тохтамыш сжёг Москву; её жителей, из числа тех, кто остался в живых, его воины увели в рабство.

Оценив ситуацию, Святой Дмитрий направил к Тохтамышу "покаянное посольство", итогом которого стало установление нового размера дани Золотой Орды и закрепление наследственного Великокняжества за московскими князьями. Как и Святой Александр Невский, прапрадед Дмитрия Донского, благоверный князь оказался искуснейшим дипломатом.

К сожалению, повреждения, полученные Великим благоверным князем в ходе Куликовской битвы сказались на его здоровье. Он долго болел, и в 1389 году скончался, передав наследственную власть своему сыну Василию.

Иконе Святого Дмитрия Донского молятся с просьбой сохранить единство, отвести угрозы от семьи, оградить от нападения врагов, с просьбой укрепить веру. Дмитрий Донской, как и его знаменитый предок Александ Невский, покровитель людей военных профессий.

На этой странице Вы можете купить икону Дмитрия Донского.

Святого Дмитрия Солунского еще называют Апостолом Павлом. Его преднамеренно убили, после того как он публично сказал о том, что является христианином. В России к Дмитрию относились с особым почетом. Во-первых, несмотря на то, что он жил в Греции, люди считали святого Дмитрия Солунского русским, называя его покровителем и главным помощником. Во-вторых, этот святой был воином, который помогал в разных боях, а их в прошлом России было немало.

Прежде чем разобраться, в чем помогает Дмитрий Солунский, рассмотрим некоторые факты из его жизни. Согласно истории родители святого были славянами и верующими. Именно поэтому они строили свою жизнь по заповедям. В своем доме родители имели церковь, где и был окрещен Дмитрий. В те времена христианство было запретным, поэтому люди никому не рассказывали о своей вере. Отец Солунского был проконсулом и когда он умер, его должность занял сын. Он не стал скрывать своей веры и сразу перед своими подданными рассказал, что является христианином. Дмитрий понимал, что император не простит ему такой выходки и решил готовиться к смерти. Он раздал все свое имущество бедным, начал поститься и . Так и случилось, сначала Солунского посадили в темницу, а затем, убили. На месте где он был похоронен, люди построили небольшую церковь.

В чем помогает святой Дмитрий Солунский?

После того как были найдены мощи святого, они начали мироточить и люди, используя выделяющее миро, смогли исцелиться от многих болезней. С того времени верующие стали замечать многочисленные чудеса, которые происходят с теми, кто дотрагивался до мощей или читал молитвы Дмитрию Солунскому. Помогает святой исцелиться от различных заболеваний и в первую очередь от глазных. Поскольку великомученик Дмитрий Солунский считается покровителем всех воинов, возносят молитвы ему родные военнослужащих, которые находятся на службе или же участвуют в военных действиях. Могут обращаться к нему и сами военные, о преодолении тягот службы и о помощи в разных операциях и т.д. Обращаются к нему также люди, нуждающиеся в обретении мужества перед серьезными проблемами.

Чтобы лучше понять, в чем помогает икона и мощи Дмитрия Солунского, предлагаем вспомнить некоторые чудеса, связанные с этим святым:

Это только небольшой перечень чудес, которые показывают силы Дмитрия Солунского.