Конституция ссср 1924 и 1936 сравнение. Сравнительный анализ конституций

Конституция 1918 г. Победа Советской власти на большей

части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к не-

обходимости подготовки и принятия основополагающего юридиче-

ского документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся

общественные отношения и фактически сформировавшиеся струк-

туры власти, которые определялись понятием ≪диктатура пролета-

риата≫ (Советы, партия, профсоюзы).

Рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:

Углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с ми-

ровой войной и усугублявшегося стихийными процессами после

Октября 1917 г.

Партийные методологические установки, которые подразуме-

вали, что республика, для которой составлялась Конституция,

есть переходный этап на пути к мировой социалистической

революции или федерации республик;

Организационные проблемы, связанные с переводом правитель-

ства из Петрограда в Москву.

проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов - пред-

седатель ВЦИКа

В Конституции закреплялась система государственного управ-

ления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьян-

ских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры

пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись ос-

новы национальной политики, принципы Советской Федерации.

Первые четыре главы (Раздел первый) повторяли Декларацию

прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Все-

российском съезде Советов в январе 1918 г.

Конституция 1924

определяла верховным органом власти нового го-

сударства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были

созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съез-

дов Советов. В периоды между съездами Советов верховным орга-

ном власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет

Союза, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Нацио-

нальностей. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК СССР образовал первое союзное прави-

тельство - Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Органами хозяйственного государственного управления в Сою-

зе являлись общесоюзные и объединенные отраслевые наркоматы.

Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались

только в Союзе. Сюда входили наркоматы иностранных дел, внешней

торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и теле-

графа. Объединенными назывались наркоматы, которые имелись

в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руково-

дили соответствующими наркоматами республик. Третью группу со-

ставили наркоматы, которые имелись только в союзных республиках.

Конституция подчеркивала добровольность объединения рес-

публик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза.

Гарантировалось право союзных республик на постоянство терри-

торий, хотя и допускались территориальные изменения, но только

с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным пра-

вом союзных республик было также право на собственное граждан-

ство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гра-

жданином Союза.

Конституция 1936 г. Происшедшие изменения в государственном

устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Зако-

не) Союза Советских Социалистических Республик.

союзном съезде Советов.

В Конституции была фактически закреплена руководящая роль

ВКЩб) в обществе

Поскольку была провозглашена победа социализма в стране

(такой вывод был сделан на основе тезиса о ликвидации эксплуата-

торских классов и невозможности вследствие этого реставрации ка-

питализма), в Конституции были отражены новые отношения в об-

ществе. Отменялись ограничения прав граждан по классовому

признаку, провозглашались права граждан (неприкосновенность лич-

ности, тайна переписки). Была изменена избирательная система:

провозглашалась система всеобщего, равного и прямого избира-

Изменялась и структура государственной власти. Высшим орга-

ном власти являлся Верховный Совет СССР (ст. 30), состоявший из

двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национально-

стей. Между сессиями Верховного Совета власть осуществлял Пре-

зидиум в составе Председателя, одиннадцати заместителей, секре-

таря и 24 членов Президиума.

дарственной власти был Совет народных комиссаров.

Комиссариаты делились на общесоюзные (обороны, иностранных

дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта,

тяжелой и оборонной промышленности) - они руководили отрас-

лями на всей территории СССР, и союзно-республиканские (пищевой,

легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животно-

водческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел,

юстиции, здравоохранения

Советы депутатов трудящихся являлись местными органами го-

сударственной власти, а исполнительными и распорядительными

органами - избираемые ими исполнительные комитеты.

В Конституции было законодательно закреплено преобразова-

ние Казахской и Киргизской автономных республик в союзные,

вошедшие в состав СССР в качестве субъектов Федерации, упразд-

нение ЗСФСР; Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

ССР стали субъектами Федерации. Таким образом, в состав СССР

включались 11 союзных и 22 автономные республики, 9 автономных

областей и 10 национальных округов (52 национальных государства

и национально-государственных образования).

В течение января-марта 1937 г. на основе Конституции СССР

были утверждены Конституции союзных республик.

Разумеется, принятие новой Конституции имело историческое

значение. Но, как свидетельствуют известные факты, продеклари-

рованные в ней принципы и нормы в значительной степени не реа-

лизовались.__

Конституция 1977 г

редной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных

этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической

революции. Здесь же определяется понятие развитого социалисти-

ческого общества и фиксируется, что сложилась новая историче-

ская общность людей - советский народ, который и ≪закрепляет

основы общественного строя и политики СССР, устанавливает пра-

ва, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели

социалистического общенародного государства и провозглашает их

в настоящей Конституции≫.

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу

и 174 статьи.

В первом разделе представлены основные положения, характе-

ризующие политическую и экономическую системы страны, соци-

альные, культурные отношения, а также принципы внешней поли-

тики и защиты отечества.

В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их

взаимоотношения с государством, а также структура национально-

государственного устройства СССР, основанного на свободном

союзе 15 Советских Социалистических Республик.

Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принци-

пы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших орга-

нов государственной власти и управления в СССР, Союзных рес-

публиках и местных органов власти. Высшим органом государствен-

ной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению

Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из

двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национально-

стей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся

Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего

органа государственной власти в периоды между его сессиями. Ра-

бочими органами Совета Союза и Совета Национальностей явля-

лись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом госу-

дарства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Последние разделы Конституции были посвящены организации

судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурор-

ского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб,

флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.

Конституция 1993 В непростой обстановке

после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федераль-

ное Собрание - новый орган представительной власти, заменивший

принята новая Конституция Российской Федерации, определившая си-

стему государственного устройства постсоциалистической России.

Конституция РФ закрепила политические изменения, происшед-

шие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, нацио-

нальных отношений, закрепила федеративное устройство России, оп-

ределила структуру власти, отношения центральных и местных органов

управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод чело-

века и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Основного Закона Российской Федерации -

Россия есть демократическое федеративное государство с республи-

канской формой правления. Носителем суверенитета и единственным

источником власти в стране является ее многонациональный народ,

который осуществляет свою власть непосредственно, а также через

органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ст. 10 Конституции закрепила демократический республиканский

правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие

закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конститу-

ции, самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Рос-

сийской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

суды Российской Федерации.

В новой системе органов государственной власти Российской

Федерации доминирующее положение занимает пост Президента

России. Соотношение полномочий, функций главы государства с за-

конодательной и исполнительной властями свидетельствует о прези-

дентском характере республики.

Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в це-

лом отвечает условиям переходного периода, который не может быть


Похожая информация.


С 1918 г. и до настоящего времени в России действуют Основные законы, содержание которых пересматривается при каждой смене политической эпохи с учетом "интересов" очередного государственного лидера. За 75 лет "конституционного развития" Советское государство "сменило" четыре Основных закона, которые воспринимались обществом как политико-правовые декларации, имеющие направляющее значение для развития текущего законодательства, но не как законы прямого действия. Российское общество привыкло к "гибкой" Конституции, которая может подстроиться под любые текущие изменения и является скорее не обязательным законом, а программой развития на несколько десятилетий, что позволяет использовать ее как политический документ харизматического типа (ленинская Конституция 1918 г., ленинско-сталинская Конституция 1924 г., сталинская Конституция 1936 г., брежневская Конституция 1977 г.), который может корректировать действия парламента.

Конституция 1918 г

В апреле 1918 г. ВЦИК утвердил Конституционную комиссию. В ее состав, наряду с большевиками, вошли представители левых эсеров и других партий, имевших собственные взгляды на социальный строй в России и пути его конституционного оформления. Решающую роль в подготовке текста сыграли В. И. Ленин, Я. М. Свердлов, II. И. Бухарин и И. В. Сталин; именно их проект и был взят за основу.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Основной закон РСФСР: первую Конституцию рабоче-крестьянского Советского государства – государства диктатуры пролетариата. Это был важнейший политикоюридический документ переходной эпохи (от капитализма к социализму), законодательно закрепивший преобразования, осуществленные на основе декретов Советской власти за первые 8 месяцев ее деятельности.

Основной закон 1918 г. законодательно закрепил общегосударственную систему Советов в РСФСР как политическую форму диктатуры пролетариата, союз рабочих и крестьян и равноправие народов как социальную основу Советского государства, экономическую основу государства рабочих и крестьян – общественную социалистическую собственность на орудия и средства производства.

Зафиксированное в этой Конституции положение о диктатуре пролетариата В. И. Ленин связывал с руководящей ролью большевистской партии, хотя в самом тексте Конституции нет прямого указания на это.

Конституция определила федеративное устройство Российской Советской Социалистической Республики. Федерация строилась по национально-федеративному принципу на основе добровольного объединения национальных республик и областей.

Текст Конституции включал преамбулу из 6 разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В ней закреплялась следующая система органов власти и управления республики: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, формируемый из представителей городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей) – высшая власть; Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК), избираемый съездом – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР; Совет народных комиссаров (СНК), образуемый ВЦИК, – орган общего управления делами РСФСР (т.е. Правительство); народные комиссариаты, образуемые ВЦИК – органы отраслевого управления; местные органы власти – областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов, а также городские и сельские Советы; исполнительные органы Советов – исполнительные комитеты.

Первая советская Конституция РСФСР признавала право местных Советов устанавливать обложение "...налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства". Руководствуясь этим конституционным принципом, III Всероссийский съезд Советов постановил: "местные дела" должны "...решаться исключительно местными Советами...", а за центральными властями оставить контроль за соблюдением "основ федерации" и проведение "...мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе".

Самые мелкие Советы являли собой образец "прямой демократии", т.е. эго были органы, состоявшие только из граждан. Крупные Советы состояли из избираемых представителей граждан. Первое время, такие Советы иногда называли "Совдепами" (Советами депутатов), в отличие от Советов нижнего уровня. "Белые" называли в то время территорию Советской Республики "Совдепией". Советы были органами местного самоуправления и пользовались значительной самостоятельностью. Однако уже в декрете народного комиссариата внутренних дел о роли местных Советов при новом строе говорилось: "На местах органами управления, органами местной власти являются Советы, которые должны подчинять себе все учреждения, как административного, так и хозяйственного, финансового и культурно-просветительного значения... Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Таким путем создается связный, во всех частях однородный организм – Республика Советов". Следовательно, Советы, являясь органами местного самоуправления, в конечном счете, подлежали контролю со стороны центральных правительственных органов.

Подобный контроль исходил из марксистского тезиса о том, что: "Коммуна должна стать политической формой даже самой маленькой деревни... Собрание делегатов, заседающих в главном городе округа, должно было заведовать общими делами всех сельских коммун каждого округа, а эти окружные собрания, в свою очередь, должны были посылать депутатов в национальную делегацию..." Этот проект, послуживший прототипом российских Советов, вполне согласовывался с идеей местного самоуправления в противоположность бюрократической централизации власти. Из контекста тезиса достаточно ясно, что К. Маркс мыслил с позиции отмирания государства. Здесь отсутствует мысль о дроблении страны на "союз мелких государств, о чем мечтали Монтескье и жирондисты"; напротив, единство нации должно было "...стать действительностью посредством уничтожения... государственной власти".

Строго следуя в фарватере марксистской доктрины, большевики считали, что конечная цель состоит в переходе к будущему "социалистическому унитаризму", т.е. федерация в особых условиях национальной проблемы в России представляет собой переходную ступень к чему-то лучшему, совершенному. Поэтому вполне объяснимо, что большевики форсировали процесс концентрации власти в своей партии. Не Советы как носители народовластия, а Советы как органы диктатуры пролетариата были необходимы большевистской партии. Последняя отводила им роль рычагов, с помощью которых постоянно могла осуществляться основная задача диктатуры пролетариата – борьба с буржуазией.

Помимо этого первая советская конституция не устанавливала право на труд, отдых и образование, а открыто вставала на классовые позиции в вопросах о реализации основных гражданских и политических прав и свобод. В дальнейшем в процессе конституционного развития Советского государства конституционное право постепенно освобождалось от стремления выступать инструментом классового господства и приобретало характер универсального правового регулятора.

Конституция 1924 г. Эта Конституция СССР была ориентирована на дальнейшую централизацию власти, она создала законодательную основу для объединения экономических ресурсов отдельных республик, использования исторически сложившегося разделения труда между ними, оказания систематической помощи "отсталым" республикам в решении хозяйственных и культурных задач.

Состояла Конституция из: краткой преамбулы, Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

В Союз объединились 4 Советские Социалистические Республики – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Это был договор четырех республик, ставших после создания СССР союзными республиками в его составе.

Согласно Конституции Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Подобная двухпалатная структура высшего органа власти сохранялась до конца существования Союза ССР.

Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИК 1 раз в год, внеочередные – по решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления – на съездах Советов республик.

Съезд включал представителей городских Советов и Советов городских поселений (из расчета 1 депутат от 25 000 избирателей), представителей губернских съездов Советов (из расчета 1 депутат от 125 000 жителей).

На Съезде избирался Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них (всего 414 членов), а Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и автономных областей (по 1 от каждой).

ЦИК можно было рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Президиум ЦИК (по Конституции) являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК; СНК СССР – Правительство было исполнительным и распорядительным органом ЦИК, формировался ЦИК и был ответственен как перед ним, так и перед его Президиумом. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные – для республик, в которых имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задание союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).

За союзными республиками сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои Конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере ее текст идентичен тексту Конституции 1918 г. Но были и новшества в структуре и содержании. Например, она объявляла, что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению Союза, согласно статье I Конституции СССР.

По сравнению с Конституцией РСФСР 1918 г. в Конституции РСФСР 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета". К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РСФСР, окончательное утверждение Конституций автономных республик. Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИК, в том числе общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др.

В разделе III "Об устройстве Советской власти" Конституция РСФСР 1925 г. отразила уже известную систему органов РСФСР: Съезд – ВЦИК – Президиум ВЦИК – СНК – народные комиссариаты. Новым здесь было включение уполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство Республики. В свою очередь, для народных комиссариатов РСФСР Конституция определяла, что, подчиняясь высшим органам РСФСР, они осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (статья 38).

Новшеством в Конституции 1925 г. стала и глава 4 "Об автономных Советских социалистических республиках и областях".

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция РСФСР вступила в действие.

В данной Конституции мы коснемся только третьего раздела, который озаглавлен «Конструкция Советской власти». Раздел третий, а конкретно главы 6-8 Конституции, посвящен организации и деятельности центральных и местных органов государственной власти и управления.

Конституция закрепила организацию и взаимоотношения высших органов государственной власти. Всероссийский съезд Советов, осуществлявший высшую власть в РСФСР (ст. 24-27 гл. 6). В периоды между съездами действовал его орган - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, отвечавший перед Всероссийским съездом Советов (ст. 29, 31), его Президиум. Совет Народных Комисаров (СНК) для общего управления делами Республики и 18 народных комиссариатов для руководства отдельнымиотраслями (ст. 35, 43). СНК был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИК (ст. 46). В Конституции была определена компетенция этих органов, они наделялись законодательными и исполнительными полномочиями.

В самом начале, в Конституции были заложены противоречия и возможности конфликта во взаимоотношениях между высшими органами государственной власти. В ст. 49 гл. 9, дан примерный перечень вопросов общегосударственного значения, которые относились к области совместного ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК. Но этот перечень вопросов был не полный, так как ст. 50 предоставляла право Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК расширить их полномочия в других вопросах, которые они признают подлежащими их рассмотрению.

Читая ст. 51 мы видим два вопроса, которые относятся только к исключительному ведению Всероссийского съезда Советов это: Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции, и Ратификации мирных договоров. Причем формулировки ст. 51 и ст. 49 служили для возможности конфликта между ВЦИК и Всероссийским съездом Советов из за отсутствия разъяснения, какие положения следует считать «основными» для ВЦИК, а какие для Съезда.

Во взаимоотношениях между ВЦИК и СНК так же были серьезные противоречия. Если в ст. 32 ВЦИК давал общее направление деятельности правительства и всех органов Советской власти, в статьях 33, 40, 41 рассматривал, утверждал или отменял решения СНК, а также образовывал СНК (ст. 35). В то же время СНК будучи подотчетен ВЦИК, имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимал все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни (ст. 38), т.е. просматривался явный параллелизм и недостаточная разграниченность в законодательной деятельности ВЦИК и СНК. И что самое интересное, в примечании к ст. 41 Совнаркому дается право принимать неотложные решения, минуя вышестоящие организации в частности ВЦИК.

Исходя из наличия таких противоречий в отношениях между высшими органами государственной власти, представлялся широкий простор для использования этих противоречий в нарушении вертикали власти и выдвижении на первый план Совнаркома во главе с лидером правящей партии. Еще один орган верховной власти, который в Конституции был упомянут только в ст. 45 Президиум ВЦИК. Этот орган первоначально был создан как технический, вспомогательный. В первом положении о ВЦИК предусматривалось, что президиум должен организовывать и вести повседневную практическую работу ВЦИК. Со временем, однако, функции Президиума ВЦИК расширяются. Он начинает издавать нормативные акты наркоматов, рассматривает споры между коллегиями наркоматов и народными комиссарами. В последующем, кроме организационно-технических и административных функций он приобретает также законодательные права. В перерывах между сессиями ВЦИК он как бы замещает собой этот орган власти, а затем он получил право отменять постановления СНК и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК.

После образования в 1922 году СССР, назрела необходимость в создании новой Конституции, чем и явилась Конституция 1924 года.

Конституция СССР оформила структуру верховных органов власти. С учетом специфики многонационального государства, верховные органы власти должны были отражать специфические нужды и потребности, как всех национальностей Союза, так и отдельных национальностей.

Верховным органом власти был Съезд Советов (ст. 8). ЦИК состоял из двух равных в законодательной сфере палат. Союзного Совета представлявшего население союзных республик, и Совета Национальностей представлявшего интересы союзных республик и автономных республик, а также автономных областей. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять решения органов власти субъектов федерации (ст. 20). В период между сессиями его полномочия переходили к Президиуму ЦИК высшему законодательному, исполнительному и распорядительному органу ст. 29 ответственному перед ЦИК и СНК - исполнительному и распорядительному органу, имеющему некоторые законодательные полномочия (ст. 37-39). СНК был ответственен предЦИК и его Президиумом (ст. 31, 40, 41). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК, отдельных народных комиссариатов и советов народных комиссаров союзных республик (ст. 31, 32). Также было 10 народных комиссариатов делившихся на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединенные (для союзного и одновременно республиканского уровней) (ст. 50-54, 67,68).

После произошедших в стране с 1924 по 1936 г. существенных экономических, политических и социальных изменений, пришел черед новой Конституции СССР 1936 г.

По новой Конституции высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР (избирался на 4 года), состоявший из двух равноправных палат: Совета

Союза (избиравшимся по территориальным округам) и Совета Национальностей (по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам) (ст. 30, 31, 33-39). Законодательная власть принадлежала исключительно Верховному Совету СССР, в отличие от предыдущей Конституции.

В межсессионный период действовал Президиум Верховного Совета СССР высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган, в круг его полномочий входили: издание указов, толкование законов, роспуск Верховного Совета СССР (при наличии неразрешимых разногласий между палатами), проведение референдумов, отмена постановлений и распоряжений СНК, ратификация международных договоров, назначение и освобождение от должности народных комиссаров, назначение и смещение высшего командования вооруженных сил СССР и т. д. (ст. 49).

Совет Народных Комиссаров СССР становится высшим исполнительным и распорядительным органом, подотчетным Верховному Совету, а между сессиями Президиуму Верховного Совета (ст. 64-70). В ведомство СНК входили вопросы управления общесоюзными и союзно-республиканскими Народными Комиссариатами, государственного бюджета и финансов, обеспечению общественного порядка, защита интересов государства, внешней политики, в общем, все вопросы, связанные с управлением государства и его нормальным функционированием (ст. 64-70). Ответственность правительства перед законодательным органом подкреплялась правом обращения депутатов с запросами (ст. 71). Число общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов увеличилось по сравнению с Конституцией 1924 г. с 10 до 18 (ст. 77, 78).

Преемницей Конституций 1918, 1924, 1936 годов, явилась Конституция СССР 1977 г. В преамбуле к новой Конституции было сказано о сохранности и преемственности идей и принципов прежних Конституций.

V раздел новой Конституции СССР посвящался высшим органам государственной власти управления. Единую систему государственной власти, по Конституции, составляли советы народных депутатов. Высшим органом государственной власти по прежнему являлся Верховный Совет СССР (избирался сроком на 5 лет), который был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, в том числе принятие и изменение Конституции, принятие бюджета страны т.д. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (ст. 108-110), имеющих право законодательной инициативы. В случае разногласий между палатами, вопрос проходил следующие инстанции: согласительная комиссия, совместное заседание палат, следующая сессия Верховного Совета СССР или всенародный референдум (ст. 115). Депутаты Верховного Совета имели право запроса к руководителям всех высших органов (ст. 105). Так же право издавать законы имели: Президиум Верховного Совета СССР работающий между сессиями и осуществляющий функции высшего органа государственной власти (подотчетный Верховному Совету) и Совет Министров СССР - Правительство СССР - являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР (ст. 128). Совет Министров СССР был ответственен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему, а в период между сессиями подотчетен Президиуму Верховного Совета СССР, был правомочен, решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР в пределах своих полномочий (ст. 130, 131). Имел право контроля и отмены решений Советов Министров союзных республик. Совет Министров СССР слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии (ст. 129). Право законодательной инициативы принадлежало также: Союзным республикам в лице их высших органов государственной власти, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР и общественным организациям в лице их общесоюзных органов (ст. 113).

На основе анализа верховных органов власти по Конституциям СССР 1917, 1924, 1936, 1977 гг. мы можем проследить эволюционный путь развития каждого из них.

Сравнение Конституций 1924 и 1936 годов

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав: об общественном устройстве, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально в новой конституции регламентировалось государственное устройство СССР.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. По Конституции 1924 года Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет. В Конституции 1936 года вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа: Совет Союза и Совет Национальностей. Различие было в том, что по Конституции 1936 года уравнивалось число депутатов обеих палат, а по Конституции 1924 года в Совете Союзов было больше депутатов, чем в Совете Национальностей.

Как и в конституции 1924 года, две палаты были равны, т.к. законопроект получал силу закона только в случае его принятия каждой из палат.

Вместо Президиума ЦИК, существовавшего по Конституции 1924 года, был создан Президиум Верховного Совета.

По Конституции 1936 года, Верховный совет действовал в сессионном порядке, в период между сессиями его заменял Президиум Верховного Совета СССР, так же, как и в Конституции 1924 в перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК.

По Конституции 1924 года, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. По Конституции 1936 года, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -- перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Таким образом, по Конституции 1936 года, произошло разделение законодательной и исполнительной власти в деятельности союзных органов. Исключительное право принимать законы получил Верховный Совет СССР. Совет Министров провозглашался высшим исполнительным органом. Потому верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность правительства. Президиум Верховного Совета СССР имел право издавать только подзаконные акты, указы.

По конституции 1936 года высшая судебная власть отделялась от исполнительной; высшей судебной властью обладал Верховный Суд СССР.

Из этого следует, что Конституция 1936 года закрепила разделение властей.

По Конституции 1924 года, Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. А по Конституции 1936 года, Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

По Конституции 1936 года Министерства делились на общесоюзные и союзно-республиканские на федеральном уровне и на союзно-республиканские и республиканские на республиканском уровне, ровно как и по Конституции 1924 года Народные Комиссариаты делились на общесоюзные и объединенные, и на объединенные и республиканские.

По Конституции 1936 органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся, т.е. было введено новое название советов - советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формулировка подчеркивала социальные различия рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Исходя из всего перечисленного, можно определить принципы формирования органов власти и управления в центре и на местах. Во-первых, это разделение властей.

Во-вторых, Конституция 1936 года закрепила существовавший по Конституции 1924 принцип федерализма, который достигался разделением наркоматов на три группы, так же Министерства делились на 3 группы.

Объединенные наркоматы, которые стали называться союзно-республиканскими министерствами были построены по принципу централизма, так же как и по Конституции 1924 года.

Однако, Конституция 1936 года отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства. В совместное ведение Союза и Республик перешли вопросы здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции, а раньше эти вопросы Республики решали самостоятельно.

В связи с подготовкой и принятием конституции 1936 года происходила перестройка государственного аппарата в направлении его централизации. В связи с ликвидацией системы съездов советов вводится вертикальная система субординации советов и устанавливается двойное подчинение местных исполкомов своему совету и вышестоящему исполкому. Свертываются начала местного самоуправления, сужаются права местных советов и усиливается централизм в государственном управлении. Централизации государственного аппарата способствовали следующие факторы:

переход от территориального к отраслевому управлению народным хозяйством ликвидируется функциональное построение гос. аппарата. С ломкой территориальной системы и функционального управления произошло разделение ВСНХ на отраслевые наркоматы, нарком, тяжпром, легкпром, наркомлес и т.д. В каждом наркомате сосредоточилась вся работа по отрасли.

Ликвидация коллегиальности и установление единоначалия в Министерствах.

Усиление контроля за деятельностью гос. аппарата сверху. Для этого при СНК создается спец. орган гос. контроля - комиссия советского контроля. На местах уполномоченные КСК контролировали, как местные органы власти и государственные учреждения выполняют решения центра. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) упразднялась, а ее функции по контролю снизу (народа) перешли к профсоюзам и депутатским комиссиям местных советов.

Усиление партийного контроля за деятельностью гос. аппарата. С ликвидацией РКИ был расформирован объединенный орган ЦКК РКИ, т.е. партийный контроль отделялся от государственного. Для осуществления партийного контроля вместо ЦКК создавалась комиссия партийного контроля (КПК). Она избиралась партийным съездом и имела на местах своих уполномоченных. Местные комиссии партийного контроля упразднялись.

Т.о., усиливался контроль центральных партийных органов за местными, и в построении партийного аппарата как и в гос. аппарате укреплялся централизм. Также было ликвидировано функциональное построение партийного аппарата. Вместо функциональных отделов в парткомах образуются отраслевые отделы: сх, промышленный, транспортный и т.д. это было сделано в целях усиления партийного контроля за гос. аппаратом, т.к. в конце 30-ых годов парторганизациям было предоставлено право контроля деятельности администрации на предприятиях и в учреждениях. Некоторые историки на основе того факта делают вывод о начале слияния партийного и советского гос. аппарата.

законодательный власть конституция


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра государственного и муниципального управления и политики
Курсовая работа
Тема: Сравнительная характеристика советских
конституций 1917, 1924, 1936 и 1977 года
по дисциплине: История государственного управления
Выполнил ст. гр. ГУП-06:
Нижегородцев А.Г.
Проверил: Батура А.И.
Чита 2008
Содержание
Введение
Конституция 1918 года
Конституция 1924 года
Конституция 1936 года
Конституция 1977 года
Заключение
Список использованных источников
Введение
За период с 1917 по 1977 в СССР было принято 4 Конституции: 1918, 1924, 1936, 1977. Принятие каждой из них означало существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
После Великой Октябрьской социалистической революции перед большевиками стоял ряд задач по внедрению соответствующей идеологии в массовое сознание. Дело в том, что Россия (до революции) в отличие от западных стран имела очень необычное государственное устройство: большие города, которые являлись сосредоточием политической экономической, культурной жизни страны и огромные просторы неструктуризированной (полное отсутствие дорог и иной инфраструктуры) сельской местности с чрезвычайно низким уровнем культуры, образования, материального обеспечения. Подъем промышленности в России в начале 20 века потребовал привлечения огромного количества рабочей силы с низким уровнем квалификации (или уровнем квалификации не требующем получения образования как базовой системы понятий). В городах такой ресурс отсутствовал. Фактически началась миграция сельского населения в город. Была создана система профподготовки кадров для промышленности, удовлетворяющая необходимым темпам роста. В результате за 10-15 лет образовался (фактически "с нуля") класс людей имеющих профессию, но не имеющих образования. Расслоение в городе прежде всего по финансовому признаку достигло огромных размеров. Как следствие этого расслоения произошла первая попытка передела существующего положения (передела собственности) в 1905 году. Фактически эти события представляли собой стихийный крестьянский бунт (наподобие Пугачевского или Разинского бунта). Какая либо идеология восстания отсутствовала. Так же на тот момент официальная идеология государственного устройства была дискредитирована некоторыми внешними событиями: русско-японской и начавшейся вскоре после нее 1-й мировой войной. Отречение Николая II осложнило и без того непростую ситуацию. Лозунг "За веру, Царя и Отечество" перестал быть актуальным. Параллельно в России появились мысли о возможности устройства демократического общества. На рубеже смены двух идеологий "царско-патриархальной" и "западно-демократической" внезапно появился призрак коммунизма. Семена идеи о всеобщем равенстве упали на благодатную почву сельской патриархальной России. Народившийся рабочий класс расстался с тем минимумом старой идеологии (которую вынес из деревни) и не приобрел идеологии демократической (в связи с отсутствием образования). Здесь необходимо учесть, что срок в 10-15 лет для таких событий - срок очень небольшой, в связи с чем можно считать скорость произошедших изменений просто реактивной. Что произошло дальше всем известно: октябрьский переворот и публикация новой идеологии. Село новую идеологию не приняло в связи, с чем потребовались меры по введению военного коммунизма и продразверстки (фактически официального грабежа крестьян). Для страны с совершенно новым государственным устройством необходимо было свое особое (новое) право.
1. Конституция 1918 года
10 июля 1918 г постановлением V Всероссийского съезда Советов, принята Конституция РСФСР. По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года. Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.
К числу отличительных черт Конституции 1918-го года относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Документ включал формулировки чисто политического характера, ориентированные на все мировое сообщество. Так, в статье 3 говорилось: "Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах". При этом открыто признавалась необходимость применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Первая большевистская Конституция в этом смысле была самой откровенной. Принятая на основе написанной В. И. Лениным "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", она определяла прежде всего тактику и способы разрушения всех старых основ государства. Основные принципы - отказ от долгов "как первый удар международному банковому, финансовому капиталу" и обещание идти по этому пути "вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала". Большевики и не пытались скрыть, что своих целей они смогут добиться, только полностью отказавшись от демократии. Первый Основной закон коммунистической России гласил: "Эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Принцип тайного голосования и разделения властей отвергался как "пережиток буржуазного парламентаризма". Аргументация была проста: чего, мол, таиться от товарищей и противопоставлять их друг другу? "Полномочные представительства трудящихся масс" избирались на собраниях открытым голосованием. В этих условиях даже недовольное большинство не осмеливалось голосовать против власти. Те же, кто все-таки отваживался открыто высказать свое несогласие, объявлялись "контрой", с которой поступали по законам революционного времени. Говоря о верховных органах власти и конституционном контроле, следует отметить: Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.
2. Конституция 1924 года
Следующая Конституция принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918-го года Конституцией 1924-го года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924-го года. Последняя устанавливала, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции". Очередные задачи советской власти оставались все теми же, что и в первые месяцы революции. За прошедшее время большевики отстояли власть в гражданской войне, но ее еще предстояло укрепить и обезопасить. Очистить страну от скрытых и потенциальных врагов и превратить ее в мощный плацдарм для дальнейшего завоевания мира. А для этого в одинаковой степени подходила любая конституция - как первая российская, так и первая советская. Военный коммунизм привел к остановке промышленности, а продразверстка - к голоду. Для решения этих двух проблем была введена новая придумка НЭП: фактически не отменяя официальной идеологии, большевики допустили существование частной собственности и связанных с ней экономических отношений. Умирает Ленин, его место занимает Сталин. Курс руководства меняется: НЭП сворачивается, а за основу принимается американская модель построения общества (развитая индустриальная база тяжелой промышленности и обслуживающее ее нужды сельское хозяйство). В советский союз приглашаются на работу западные специалисты и одновременно начинаются первые "чистки" - с целью избавления от носителей старой "большевистской" идеологии, партия избавляется от людей, которые сохранили память о том, с чего все начиналось. Развернувшаяся индустриализация требует привлечения огромного количества рабочей силы. Для обеспечения потребности в "рабсиле" ужесточается уголовное законодательство, фактически "уголовное право" (термин условен) в тот момент выполняет функцию привлечения огромных людских масс для выполнения общественных задач (построение индустриально развитого общества в течение короткого исторического периода). Огромный запас человеческих ресурсов позволяет использовать людей как "одноразовый" материал. Сроки уголовных наказаний фактически являются пожизненным заключением - заключенные умирают до окончания срока заключения. Для оправдания жестокости уголовного наказания используется идеология "классовых врагов", запускается система "охоты на ведьм" - политические процессы того времени не имели задачи борьбы с иной идеологией, они были необходимы как показательный "отлов" врагов народа для подтвержденья тезиса об их (врагов народа) наличии. Право этого периода российской истории можно охарактеризовать как "уголовно-трудовое". Уголовно-ударные стройки возникают во всех уголках нашей необъятной страны. Образуется ГУЛАГ, который выполняет функцию поставщика рабочей силы на народные стройки, в то же время позволяющий не соблюдать даже тех минимальных норм продолжительности рабочего времени и условий работы, принятых вне лагеря. Затраты на питание и обмундирование являются мизерными. Система лагерей находится как бы вне общества, поскольку большинство находящихся в ней не имеют права переписываться со своими родными. Носители иной идеологии либо эмигрировали, либо были репрессированы. В соответствии с Конституцией СССР 1924 года верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками. Центральные исполнительные комитеты союзных республик имели право опротестовывать декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР. В исключительных случаях ЦИК и республик и их президиумы имели право приостанавливать распоряжения народных комиссаров СССР (при явном их несоответствии постановлениям СНК или ЦИК СССР).
3. Конституция 1936 года
Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов - но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое. Когда же выборы стали тайными, все стал решать подсчет голосов. А его уже вели новые назначенцы. Завершилось построение индустриального общества, основанного на использовании рабского труда. Любой ребенок на вопрос: - Куда мы идем? - мог четко ответить: - К победе коммунизма. Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали невыездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан. Сравнивать условия жизни было не с чем, разве только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру (видимо Сталин лелеял надежду на его войну с Англией и Америкой). Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова. Нападение теоретического "союзника" и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы стратегического сырья находились глубоко за линией фронта. Соответственно никакого права во время войны не существовало, кроме пожалуй уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: "по законам военного времени". Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей (многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны). Хрущевская "оттепель" была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и кроме того не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно "самодурство" было расценено соратниками по партии как предательство и произошел "тихий" государственный переворот. С этого момента в России начинает строиться общество нового типа - бюрократическое общество. Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью. В стране инфляция и только что отменили "карточки", для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В стране возникают зачатки гражданского права, которое фактически не работают, поскольку право собственности отсутствует. В стране декларируются три вида собственности: государственная, колхозная и личная. Взаимоотношения граждан с первой и второй регулируются уголовным правом (так как единственное что может сделать гражданин с данным видом собственности - украсть), а по поводу третьей возникают всякие забавные коллизии фактически правовое регулирование(правовой механизм) подменяется ведомственными и иными инструкциями, существующей практикой и т.п. Если скажем с личными вещами все достаточно понятно, в принципе любой собственник мог в полном объеме использовать свои полномочия - то есть владеть, пользоваться и распоряжаться, то скажем с объектами недвижимости дело обстояло значительно сложнее, в этот же период возникает административное право (раньше не было необходимости в его возникновении, фактически все правонарушения были преступлениями) как система норм, описывающая отношения человека и общества. В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения(всего, начиная от сырья, и кончая квартирами и носками для сельпо) для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности. Министерства и ведомства плодятся как грибы после дождя, фактически создается саморегулирующаяся система распределения товаров. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Система распределения товаров начинает не только распределять товары, но и делать заказы на производство новых партий. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве товаров народного потребления. Система колхозов показала полную неспособность организовать производство сельхоз - продукции, растет импорт продовольствия.
4. Конституция 1977 года
Конституция СССР 1977-го года на протяжении своего существования претерпела множество изменений и поправок. Первые 10 лет Конституция характеризовала Россию как страну "развитого социализма", что означало превращение советского государства из инструмента диктатуры пролетариата в общенародное государство, а сама диктатура трансформировалась в "ведущую роль рабочего класса". Классовый характер Конституции подчеркивался и тем, что в тексте прямо отражалась роль коммунистической партии в качестве "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций". Вместе с тем рамки "социалистической демократии" были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и места жительства. Конституция закрепила также более полный перечень прав и свобод граждан, впервые включив в него право на жилище и охрану здоровья. Принятие Брежневской Конституции было вызвано экономическими трудностями, которые испытывал СССР. Милитаризованная коммунистическая экономика не могла производить ничего, кроме ракет и танков, а население нуждалось хотя бы в минимальном улучшении своего материального положения. Где-то с середины 70-х возникают перебои в снабжении продуктами, сначала в центральной России, а потом и в больших городах. В более мелких городах была введена карточно-талонная система на продукты питания. Деньги обесценились, так как их наличие не гарантировало их покупательную способность. Под эгидой борьбы с пьянством были введены талоны на водку. Поэтому Москва вынуждена была всерьез принять стратегию "мирного сосуществования двух систем" - хотя бы потому, что, исповедуя эти принципы, проще было покупать на мировом рынке потребительские товары и стратегические технологии. Ну а после подписания Хельсинкского акта выяснилось, что у старой доброй Сталинской 1936 года имеются серьезные изъяны. А точнее, государственная практика серьезно разошлась с конституционными принципами. Леонид Брежнев был генеральным секретарем правящей партии и не занимал никаких государственных постов. Для партийно-советской бюрократии этого было достаточно, чтобы считать Брежнева руководителем страны. Но остальной мир не желал подписывать договоры и соглашения с лидером пусть и единственной, но только партии. С подачи советских диссидентов мир и задался вопросом: а на каком, собственно, основании господин Брежнев и возглавляемая им партия правят страной? Советская Конституция не предоставляет такого права ни партии, ни ее главе. Следовательно, коммунистический режим Брежнева антиконституционен. Вплоть до 7 октября 1977 года диссиденты вели борьбу под лозунгом "Выполняйте свою конституцию". До этого момента диссиденты могли действовать в конституционном поле. С принятием новой конституции они оказались вне закона.
В Конституцию включили знаменитую статью 6 о руководящей роли КПСС. Диссиденты и сочувствующий им Запад расценили новую конституцию как "государственный переворот"
и т.д.................