Прием на работу и учет военнообязанных. Необходимость предъявления военного билета при трудоустройстве Что делать работодателю, если соискатель не предоставляет билет

После окончания института я поступила на работу в отдел кадров большой организации на должность инспектора по кадрам. Недавно у нас уволился инспектор по воинскому учету и мне предложили перевестись на эту должность. Предложили так, что отказаться я не смогла, хотя такой работой раньше не занималась. Кое-что увольнявшийся инспектор мне рассказал, почитала я и должностную инструкцию, но как-то порядок работы до сих пор не «разложился по полочкам». Особенно много вопросов возникает при приеме новых сотрудников. Как поставить их на воинский учет? У кого документы воинского учета можно вообще не спрашивать? И нужно ли сообщать в военкомат о принятых на работу сотрудниках?

Обязанность вести воинский учет возложена на каждого работодателя. Вот только далеко не все из них эту обязанность исполняют. Ваша компания - не в их числе. И это правильно! Специально для вас и всех, кто осознает важность этой функции для государства и ответственно относится к возложенной обязанности, расскажем о том, как правильно при приеме на работу вести воинский учет работника.

Работу специалиста по воинскому учету в любой организации можно условно разделить на три составные части: постановка на воинский учет вновь принятых на работу (заключивших трудовой договор) сотрудников; поддержание в актуальном состоянии сведении воинского учета на установленном и необходимом уровне; снятие работника с воинского учета при прекращении трудовых отношений. Отвечая на ваш вопрос, мы рассмотрим только первую, но наиболее сложную часть работы специалиста - постановку принятого работника на воинский учет.

Кто подлежит воинскому учету?

Воинскому учету в организациях подлежат три группы работников:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе («призывники»);
  • граждане, пребывающие в запасе («военнообязанные»);
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Граждане последней категории ставятся на воинский учет по месту их пребывания, в том числе и в организации прохождения альтернативной гражданской службы, с 12 декабря 2011 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральные законы от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности ) и от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе».

Принимая на работу граждан призывного возраста, нужно знать, что не все из них обязаны состоять на воинском учете. Некоторые призывники освобождены от исполнения воинской обязанности (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности ).

В большинстве случаев призывники освобождаются от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья на основании решения, принимаемого призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования (заключения ВВК). В этом случае им выдается военный билет, в котором в п. 6 раздела III указывается дата, наименование призывной комиссии муниципального образования и ее решение - «Не годен к военной службе» с указанием категории годности гражданина к военной службе - «Д».

К «военнообязанным» относятся:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, ставятся на воинский учет по месту прохождения этой службы

  • граждане мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  • успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при учреждениях высшего профессионального образования и окончившие эти учреждения;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу, предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким- либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу (п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом ВС РФ; далее - Методические рекомендации ).

Работники женского пола подлежат воинскому учету, только если они имеют военно-учетные специальности и профессии, перечень которых см. на .

Не подлежат воинскому учету в организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности;

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Процедуру постановки работника на воинский учет при приеме на работу можно разделить на несколько этапов.

Наша справка

Отметка об отношении к воинской обязанности представляет собой прямоугольный штамп размером 70х20 мм. В штампе указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа. При внесении штампа специальным принтером дополнительно указывается код подразделения сотрудника, осуществившего внесение штампа. Образцы штампов об отношении к воинской обязанности см. на .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Постановлением Правительства РФ от 22.03.2012 № 228 Министерству обороны РФ было поручено определить порядок воинского учета граждан (работников) по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы. Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден

Этап 1 Проверка документов

Шаг 1 Получение от работника документов воинского учета.

При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю документы воинского учета только в случае, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса РФ; далее - ТК РФ ).

Документами воинского учета являются:

1. Для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство);

2. Для военнообязанных - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Шаг 2 Проверка документов воинского учета.

Начать необходимо с проверки наличия в паспорте гражданина РФ отметки об отношении к воинской обязанности (на с. 13 в разделе «Воинская обязанность» ).

При проверке подлинности документов воинского учета и подлинности записей в них необходимо обратить внимание на соответствие данных документов паспортным данным гражданина, на наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях - на срок их действия. Формы этих документов, а также порядок их ведения и хранения установлены в Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (утв. приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500, далее - Инструкция по воинскому учету ).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Основные положения обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по воинскому учету в мирное время по мобилизационной подготовке, в период мобилизации, военного положения, а также в военное время в виде извлечений из Закона о воинской обязанности и Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» размещены непосредственно на последних страницах документов воинского учета. В конце этих текстов отведено место для росписи работника за ознакомление со своими обязанностями и дата ознакомления. Поэтому, подробно разъяснив работнику его обязанности с учетом особенностей мобилизационного плана организации, рекомендуем вам проверить наличие личной подписи работника за ознакомление с ними, и в случае ее отсутствия попросить его расписаться и поставить дату ознакомления

При этом документы воинского учета должны вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц производятся только тушью черного цвета. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициал имени и фамилию должностного лица.

ПРИМЕР

Удостоверение «призывника» имеет обложку с изображением Герба РФ и надписи «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Обязательно нужно проверить наличие отметки о приеме гражданина на воинский учет:

  • в военном билете офицера запаса, а также в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса (штамп размером 35x30 мм, заверенный подписью должностного лица и гербовой печатью);
  • в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (штамп военного комиссариата). Образцы штампов о приеме (снятии) на воинский учет и порядок их заполнения см. на сайте: .

Вы наверняка спросите, а что делать, если при проверке документов обнаружатся какие-либо ошибки, неточности, проблемы? Отвечаем.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 КоАП РФ:


ПОДРОБНЕЕ

В случаях отсутствия отметок на с. 13 паспорта гражданина РФ об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета вы обязаны направлять: офицеров запаса и призывников - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства или месту пребывания; солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет структурных подразделений военного комиссариата, - в орган местного самоуправления. Форма такого направления в нормативных правовых актах не определена, поэтому вы можете разработать свою форму (пример 1 ) и внести ее в Сборник типовых и трафаретных текстов документов кадровой службы.

Кроме того, при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направляйте их владельцев в военный комиссариат, в котором они состоят или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета и устранения выявленных замечаний.

О том, как организовать воинский учет в организации, см.: «Электронная система кадровика». «Разъяснения экспертов».

1. Обязательно проверьте у военнообязанного запаса наличие в военном билете отметки о вручении ему мобилизационного предписания. Такая отметка в виде штампа размером 35x30 мм ставится в военном билете офицера запаса в п. 17 «Отметки о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний» на с. 15-22 (в военных билетах, изданных до 2000 г., - в п. 15 на с. 14-21), а в военном билете солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - в разделе VII «Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний» на с. 16-18.

ПРИМЕР

Мобилизационное предписание с двумя контрольными талонами к нему вклеивается в военном комиссариате на внутреннюю сторону задней обложки военного билета. На практике бывает, что штамп о выдаче мобилизационного предписания в военном билете стоит, а само предписание отсутствует. В такой ситуации нужно направить работника в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета (пример 2 ). 

2. Проверьте у военнообязанного наличие жетона с личным номером Вооруженных Сил РФ, если в военном билете есть отметка о его вручении. Как правило, жетоны изымаются у военнообязанных при увольнении в запас и хранятся в структурных подразделениях военкоматов, однако могут быть случаи, когда жетон с личным номером вручается военнообязанному и в военном билете делается отметка о его вручении в разделе «Особые отметки».

Этап 2 Заполнение личной карточки работника

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по личным карточкам работников (унифицированная форма № Т-2, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» ) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (унифицированная форма № Т-2 ГС (МС)). Раздел II «Сведения о воинском учете» (далее - Раздел II ) личных карточек на военнообязанных заполняется на основании военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а на призывников - на основании удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу (примеры 3, 4, 5 ). Порядок заполнения Раздела II личных карточек работников (военнообязанных и призывников) определен Методическими рекомендациями.

При этом записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а записи в п. 7 и отметки о проведении последней сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) - простым карандашом.

Этап 3 Разъяснение обязанностей по воинскому учету

Специалист по воинскому учету обязан разъяснить работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и моблизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществлять контроль их исполнения, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение этих обязанностей. Да-да! Это тоже входит в ваши обязанности.

Этап 4 Направление сведений о принятых работниках в военный комиссариат

Для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета структурных подразделений военных комиссариатов, руководители, ответственные за военно-учетную работу, должностные лица (работники) организаций обязаны направить в двухнедельный срок в структурные подразделения военкоматов и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых на работу (пример 6 ).

ПРИМЕР 1

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата


ПРИМЕР 2

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения документов воинского учета


ПРИМЕР 3

Личная карточка работника на офицеров запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 4

Личная карточка работника на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 5

Личная карточка на граждан, подлежащих призыву на военную службу (фрагмент )


ПРИМЕР 6

Сведения о принятом работнике, подлежащем воинскому учету

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.11.2012, Год: 2012, Номер: №12

  • Кадровое делопроизводство

Каждая компания, включая и малые предприятия, обязана вести воинский учет. При нарушении такого требования для работодателей предусматривается административная ответственность. Принимая на работу нового сотрудника, компании запрашивают с него сведения о воинском учете. Но что делать, если будущий работник военный билет не предъявляет? Отказать ему в приеме на работу или принять? В статье рассмотрим можно ли принять на работу без военного билета.

Какие работодатели обязаны вести воинский учет

Все работодатели, за исключением предпринимателей обязаны вести воинский учет по своим работникам (№52-ФЗ от 28.03.1998). Принимая на работу нового сотрудника, как организации, так и предприниматели обязаны запрашивать у будущих сотрудников документы воинского учета. Если работник не представляет воинские документы, то организации обязаны об этом сообщить в военкомат. В том случае, если они этого не сделают, для них предусмотрена административная ответственность (21.4 КоАП РФ). На предпринимателей такое требование не распространяется, воинский учет вести они могут, но не обязаны сообщать в военкомат о работниках, не предоставивших информацию по воинскому учету.

Важно! Работодатели не имеют право отказать в приеме на работу соискателям, которые не предоставили такие документы.

Лица, подлежащие воинскому учету

К работникам, которые подлежат воинскому учету относят призывников и военнообязанных (Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006). Подлежит или нет воинскому учету принимаемый работник можно выяснить по паспорту. Если гражданин является военнообязанным, то на странице 13 паспорта будет стоять соответствующая отметка.

Лица, не подлежащие воинскому учету

К лицам, не подлежащим воинскому учету относят:

  • Освобождённых от воинской обязанности, к примеру, не годных к службе, либо ограниченно годных, проходивших службу в ином государстве, а также иных лиц на основании ст. 23 №53-ФЗ;
  • Проходящих военную, либо альтернативную службу;
  • Женщин, которые не имеют военной специальности;
  • Проживающих за пределами РФ;
  • Лиц, имеющих звание офицеров, либо пребывающих в запасе СВР и ФСБ РФ.

Воинский учет в организации

Разделяют два вида воинского учета: специальный и общий. Общему учету подлежат следующие сотрудники:

  • Подлежащие бронированию за компаниями и учреждениями в период военного положения;
  • Проходящие службу в ОВД, Противопожарной службе, уголовно-исполнительных органах, учреждениях, осуществляющих контроль за наркооборотом и т.д.

Остальные работники компании подлежат общему учету.

Документы воинского учета

На основании документов воинского учета, предъявляемых работниками при приеме на работу, организации осуществляют воинский учет. Если граждане при приеме не предъявляют их самостоятельно, то работодатели обязаны запрашивать сведения, подтверждающие статус лица.

Под документами воинского учета понимают:

  • Удостоверение, подлежащего призыву гражданина. Предъявляется удостоверение призывниками;
  • Военный билет (или временное удостоверение) – предъявляется военнообязанными мужчинами.

Если женщина также принадлежит к военнообязанным гражданам, то это должен подтверждать соответствующий штамп в паспорте.

Можно ли принять на работу без военного билета

Отказать работнику в приеме на работу, если он не предоставил документы воинского учета нельзя. В соответствии с ТК РФ, трудоустраиваясь, граждане обязаны предъявлять такие документы. Но если они этого не делают, работодатели должны запросить их самостоятельно. В случае отказа в принятии на работу на таком основании, компания нарушает трудовые права работника.

Организация воинского учета

Важно! За воинский учет в компании отвечает руководитель.

Руководитель компании или предприниматель решает кого из сотрудников назначить ответственным за ведение воинской работы, либо ведет учет сам. Для этого работодатель в произвольной форме издает приказ. Возложить обязанность по организации такого учета можно не только на кадрового работника, но и на бухгалтера. Для этого в трудовом договоре или инструкции к договору необходимо предусмотреть соответствующую обязанность. Либо оформить на бухгалтера совмещение, либо совместительство.

Ответственность работодателя

В случае нарушения работодателем порядка по ведению воинского учета предусматривается административная ответственность. При этом штраф предусматриваются как для руководителя компании, так и для сотрудника, ответственного за воинский учет.

Вид нарушения Размер штрафа, рублей
Неоповещение военкомата о том, что был принят или уволен работник, подлежащий воинскому учету 300 – 1 000
Ненаправление в установленный срок в ответ на запрос военкомата сведений о работниках, подлежащих воинскому учету 300 – 1 000
Непредоставление списка граждан, которым на будущий год должно исполниться 17 лет 300 – 500
Неоповещение работника о повестке с военкомата, а также необеспечение работнику возможности явки в указанное военкоматом место 500 – 1 000

Срок, в который работодатель обязан предоставить сведения по лицам мужского пола, которым на следующий год исполняется 17 лет – до 1 ноября. Предоставляются такие сведения каждый год.

Штраф на компанию имеют право наложить военные комиссары, при этом такие нарушения не относят к длящимся. То есть срок, по которому компания может быть привлечена к ответственности не превышает 2 месяца. Срок отсчитывают со дня совершения нарушения.

Порядок оповещения военкомата

Работодатели отчитываются перед военкоматами по месторасположению компании. Отчет может подготовить сам руководитель, либо сотрудник, ответственный за ведение воинского учета. В военкомат предоставляют следующие сведения:

  • Список работников, подлежащих учету при их поступлении на работу. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты приема сотрудника;
  • Список работников, подлежащих учету при их увольнении. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты увольнения сотрудника;
  • Ответ на запрос военкомата о сотрудниках, состоящих на воинском учете, либо обязанных состоять на воинском учете. После запроса военкомата такие данные предоставляются в срок до 2-х недель;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых составляет 15 и 16 лет. Предоставляются такие списки каждый год в сентябре;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых в будущем году составит 17 лет, то есть по тем работникам, у которых в будущем году будет первоначальная постановка. Отчет предоставляется в срок до 1 ноября, ежегодно.

Помимо этого, компании обязаны вести журнал по проверкам воинского учета, а также бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Такой журнал необходимо зарегистрировать, пронумеровать, прошнуровать, а также заверить подписью руководителя и печатью компании (Читайте также статью ⇒

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Работодатель при оформлении трудового договора с соискателем обязан затребовать военный билет. Игнорирование этого требования – нарушение закона.

Законодательное обоснование

Военник входит в состав бумаг, нужных при устройстве в фирму (на основании статьи 65 ТК РФ). Если сотрудник не предоставит билет работодателю, последний может отказать в должности. Перечень лиц, которые должны иметь рассматриваемый документ, изложен в ФЗ №53 от 28 марта 1998 года. Этот закон регламентирует пункты, касающиеся военной обязанности. Рассмотрим подробнее части этого нормативного акта:

  • Статья 1 устанавливает обязательное несение воинской службы.
  • Статья 2 объясняет, что такое военная служба.
  • Статья 7 регламентирует ответственность руководителя компании за прием на службу человека, не предоставившего билет.
  • Статья 10 устанавливает перечень обязанностей, касающихся воинского учета.

Воинский учет в компаниях регламентируется также Положением, установленным Постановлением Правительства №719 от 27 ноября 2006 года.

Главный нормативный акт, обуславливающий необходимость предоставления билета, – статья 65 ТК РФ. В этой статье указано, что военнообязанные лица должны подготовить билет или временное удостоверение, а лица в призывном возрасте – специальное удостоверение. Бумаги нужны даже тем сотрудникам, которые не ходили в армию. Им также выдается соответствующее удостоверение. В нем проставляется отметка о том, что человек не проходил воинскую службу.

Для чего нужен военник при трудоустройстве

Если компания принимает лицо на должность, она должна известить об этом факте военкомат. Если трудоустраиваться пришел человек, подлежащий призыву, но не предоставивший военного билета, принимать его на работу рискованно. Таких лиц трудоустраивают в компанию крайне неохотно. Связано это с данными обстоятельствами:

  • Риск привлечения работодателя к ответственности.
  • Прием и обучение такого специалиста не совсем выгодно для компании, так как его могут призвать на службу. То есть работодатель вложится в сотрудника, но ничего не получит взамен.

Как правило, при отказе в трудоустройстве соискателю не называют причину решения работодателя. Связано это с тем, что лицо в связи с незаконным отказом в работе может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.

Кого можно принимать без билета

Требовать документ у всех без исключения соискателей работодателю не нужно. В частности, предоставлять военный билет не нужно этим категориям лиц:

  • Женщины.
  • Несовершеннолетние лица.
  • Мужчины старше 60 лет.
  • Иностранные граждане.

Важно! Принимать мужчин старше 60 лет без билета можно, но только с оговоркой. В частности, актуально это только в том случае, если соискатель не имеет звания, предполагающего военной обязанности.

Кого принимать на работу нельзя

  • Военнообязанные лица. Это мужчины в призывном возрасте (от 18 до 27 лет). На основании предоставленного билета составляется отчет о трудоустройстве военнообязанного. Бумага направляется в военкомат.
  • Мужчины старше 27 лет. Для данных лиц призывной возраст закончен. Однако они все равно должны предоставлять документ. На его основании оформляется личная карта по форме . В этой карте указываются сведения о воинском учете.
  • Лица, находящиеся в резерве. Это лица от 50 до 65 лет, которые имеют звание, предполагающее нахождение в резерве.

Сотрудник не может скрывать от работодателя информацию о своем звании. Это существенные сведения, которые должны сообщаться при трудоустройстве.

Какие страницы военника важны

При приеме мужчины на работу нужно сделать копии этих страничек:

  • Отметка призывной комиссии.
  • Запись о несении службы и демобилизации.
  • Информация о звании и наградах.
  • Записи о запасе и военных сборах.
  • Метрические сведения.
  • Отметка о том, что лицо было поставлено на учет или снято с него.
  • Идентификационный номер билета.

О наличии этих копий должен позаботиться представитель кадровой службы. Важно, чтобы копии были четкими. Информация с них должна хорошо читаться.

Ответственность за прием на работу без военника

Компания может трудоустроить человека даже тогда, когда он не предоставил билет. Однако она должна оповестить о приеме на работу соискателя военкомат. На направление оповещения предоставляется 2 недели. Необходимость уведомления военкомата установлена пунктом 1 статьи 4 ФЗ №53 «О воинской обязанности» от 28 марта 1998 года. Если работодатель этого не сделает, на него накладывается административная ответственность на основании части 3 статьи 21.4 КоАП РФ. Штраф составит от 3 до 10 размеров .

Если руководитель трудоустраивает в компанию сотрудника, не предъявившего военный билет, он нарушает положения статьи 5.27 КоАП РФ. За это правонарушение предполагается следующий штраф:

  • 10 000-20 000 рублей для должностных лиц.
  • 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • 50 000-100 000 рублей для ЮЛ.

Чем большую ответственность берет на себя компания, тем больший штраф на нее накладывается.

Не принимают на работу без военника: что делать

Закон относительно трудоустройства без билета весьма двояк. Компании обязаны направлять военкомату оповещение о приеме на работу мужчины призывного возраста. Одновременно работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве на основании отсутствия документа. Это может быть истолковано как необоснованный отказ, определение которого содержится в статье 64 ТК РФ. Как правило, руководитель не извещает соискателя об истинной причине отказа. Однако человек все равно может оспорить решение работодателя. Для этого ему нужно обратиться в трудовую инспекцию с соответствующей жалобой. Альтернативный вариант – направление иска в суд. Соискатель может одновременно обращаться и в суд, и в инспекцию.

Альтернативный вариант – получение военника. Выдается он в следующих случаях:

  1. Несение службы в войсках.
  2. Признание человека непригодным к службе.
  3. Прохождение учебы на военной кафедре.

Если человек не был призван до 27 лет, он должен обратиться в военкомат, пройти специальный осмотр и предоставить объяснительную записку.

Что делать работодателю, если соискатель не предоставляет билет

Работодатель находится в наиболее сложном положении. Он рискует и при приеме сотрудника без билета, и при отказе ему в должности. В первом случае руководитель может быть привлечен к ответственности, а во втором – наказан за необоснованный отказ в трудоустройстве. Существует два выхода из сложного положения:

  1. Отказ соискателю в должности на основании ложных причин. К примеру, работодатель может сослаться на то, что специалист не соответствует профессиональным требованиям.
  2. Прием на работу без военника. В этом случае работодателю нужно обязательно направить соответствующее уведомление в военкомат.

Однако последний вариант также нельзя назвать однозначным, так как оповещение направляется на основании военного билета, предоставленного сотрудником.

Для всех мужчин трудоспособного возраста одним из главных документов наряду с паспортом и трудовой книжкой является военный билет.

Он входит во все обязательные перечни документов, в том числе и тот, что установлен для граждан при . Но несмотря на его обязательность в некоторых случаях возможен прием на работу без военного билета. Рассмотрим все правила приема сотрудников мужского пола на работу и разберемся, в каких случаях отсутствие военного билета не будет считаться нарушаться трудового законодательства.

Военнообязанными в Российской Федерации считаются все мужчины, которые . Данный термин может относиться и к женщинам, если они выбрали профессию военнослужащего добровольно, получили определенную специальность и звание, а также работают в воинских частях или находятся в запасе.

Военнообязанным может стать только тот гражданин, который уже отметил свое 18-летие. Обязанности по отношению к защите родины возникают у мужчин при достижении совершеннолетия, а исчерпывают себя при пересечении определенного возрастного рубежа или при постановке вердикта о его непригодности к службе.

Обязанными быть призванными к защите страны в случае возникновения необходимости считаются:

  1. Проходящие срочную службу в армии или службу .
  2. Находящиеся в увольнительном режиме.
  3. Еще не призванные по разным причинам граждане, которые имеют установленную для службы годность.
  4. Уволенные в запас, но не достигшие предельного возраста.
  5. Окончившие военные кафедры различных учебных заведений.
  6. Освобожденные от призыва в армию, но являющиеся годными для армейской службы.

Освобождение от призыва полностью или в виде временной отсрочки выдается следующим категориям:

  1. Учащиеся в высших учебных заведениях.
  2. Ученые.
  3. Проходящие обучение на военных кафедрах.
  4. Имеющие судимость.
  5. Занимающиеся воспитанием несовершеннолетнего ребенка в одиночку.
  6. Имеющие на руках нетрудоспособных и тяжелобольных членов семьи.
  7. Те, у кого есть задолженности по кредитам или иным платежам, при условии, что выплаты присуждены в судебном порядке.

Освобождение для многих категорий является лишь временной мерой, однако стоит учитывать, что призыв имеет ограниченные возрастные сроки – граждане старше 27 лет в армию не забираются.

По возрасту от воинской обязанности освобождаются лица, достигшие:

  1. В 50 лет при получении звания старшего прапорщика.
  2. 55 лет – капитаны и лейтенанты.
  3. 60 лет все звания от майоров до подполковников.
  4. В 65 лет все вышестоящие после подполковника звания.

Не стоит путать освобождение от обязательств перед родиной с выходом на пенсию.

Необходимость учета военнообязанных лиц

Организация и ведение учета военнообязанных лиц на предприятиях регламентируется Положением о воинском учете, которое утверждено Постановлением Правительства РФ N 719 в 2006 году.

В каждой организации должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета.

По правилам при наличии сотрудников, подлежащих такому учету в количестве менее пятисот человек, ответственное лицо назначается в размере одной единицы и может совмещать данный вид деятельности с иными обязанностями. А вот при превышении полутысячи, но при условии, что таких учетных сотрудников не более двух тысяч, необходимо обязательно выделять отдельного работника для систематизации данных. Далее количество ответственных увеличивается на дополнительную единицу с прибавлением каждых последующих трех тысяч сотрудников.

Обязанность работодателей вести строгий учет всех обязанных граждан позволяет получать оперативную информацию о нахождении того или иного гражданина и иметь возможность призвать его на сборы или службу в любое удобное время. Постоянное контролирование документации воинского учета позволяет своевременно выявлять неточности, нарушения, фальсификации. При возникновении мельчайших нюансов или дополнительных вопросах работник направляется в военный комиссариат.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя весьма обширны при ведении учета своих сотрудников. При приеме нового работника сведения о наличии у него воинских обязательств выясняются в первую очередь.

Затем на основании полученных сведений производятся такие действия:

  1. Заполняется личная карточка нового работника. В ней указываются все личные сведения, которые касаются образования, семьи, места жительства, другие сведения.
  2. При изменениях обстоятельств в личной жизни, образовании, профессии в карточку вносят соответствующую запись.
  3. Карточки военнообязанных хранят отдельно от иных работников.
  4. Уполномоченный работник обязан своевременно оповещать граждан о мобилизационных призывах, необходимости подготовки к очередному посещению комиссариата, разъяснять возникающие вопросы, информировать об ответственности за несоблюдение правил учета.

По отношению к комиссариатам кадровые работники обязаны:

  1. Своевременно уведомлять их о приеме граждан данной категории на работу или об их .
  2. Заявлять об обнаруженных ошибках, несоответствиях, фальсификациях или иных проблемах с военным билетом.
  3. Предоставлять информацию об изменениях личных сведений о сотруднике.

Срок любого информирования – две недели с момента получения соответствующей информации.

Военкоматы могут запрашивать ежегодно также сведения о молодых парнях в возрасте 15, 16 и 17 лет. Такие запросы заполняются в осенние периоды.

Нужен ли военный билет при трудоустройстве

Нужен ли военный билет при трудоустройстве? Ответ можно найти в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечисляет обязательный перечень документов, которые работодатель обязан официально требовать при оформлении нового работника в штат организации. В пункте 5 статьи установлено обязательность предоставления военного билета для всех военнообязанных лиц. Этот пункт обязателен и исключению не подлежит.

Следует понимать, что если мужчина уже достиг 18 лет, то он обязан иметь военный билет на руках. Документ выдается даже в том случае, если гражданин освобожден от воинской службы. В этом случае в документе стоит отметка о соответствующем решении.

Трудоустройство без военного билета возможно для следующих категорий работников:

  1. Женщины.
  2. Несовершеннолетние.
  3. Мужчины, достигшие 50-летнего рубежа. Из данной группы есть исключения, если, например, звание предполагает увеличение возраста.
  4. . Они не могут призываться под флаги РФ, а соответственно их учет не является необходимым.

Отсутствие военного билета может быть заменено справкой временного образца, например, о его утере. Вообще в ТК РФ нет четких указаний об обязательности отказа гражданам, не предъявившим документ.

Ответственность за прием без военного билета

Ответственности за прием на работу гражданина без военного билета в законодательстве не предусмотрено.

Работодатель не может отказать в приеме, опираясь именно на данный аргумент. А вот последствия не уведомления о приеме такого работника действительно существуют.

Как говорилось ранее, все сведения о приеме работников данной категории, должны передаваться в военкоматы в течение двух недель. Если такое условие не соблюдается, то административная ответственность налагается непосредственно на работника, отвечающего за предоставление информации. Штраф может быть назначен в сумме от 300 до 1000 рублей.

При отсутствии военного билета соискатель направляется в военкомат для получения приписного удостоверения. Такой вариант позволит избежать проблем и административной ответственности.

Вам это будет интересно