С 1 июля. Кто обязан применять профессиональные стандарты

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

Что такое профстандарт

Профессиональными стандартами называют современные требования к компетенции специалистов. Термин «профессиональный стандарт», который введен в обращение сравнительно недавно и закреплен в Трудовом кодексе РФ федеральным законом от 3.12.2012г. №236-ФЗ, подразумевает описание стандартных требований, предъявляемых к специалисту в конкретной области, то есть перечень определенных знаний, умений и компетенций.

Зачем нужны профстандарты

Профстандатры призваны сократить разрыв между содержанием образования и рынком труда. Профстандарты разрабатываются по профессиям (должностям) или по группам родственных профессий, схожих по психо-физиологическим требованиям и общим базовым технологическим компетенциям.

Профстандарты созданы с целью повысить эффективность профессионального образования и помочь работодателям четко регламентировать трудовые функции специалистов.

Обязательное применение стандартов — кого оно касается

Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Именно такой законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России год назад - в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен.

С 1 июля 2016 года начинает действовать новая статья Трудового кодекса – 195.3. Она определяет порядок обязательного применения профессиональных стандартов для работодателей.

Если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.).

Следовательно, чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, нужно, чтобы требования к квалификации, необходимой работнику, были установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой пример: лица, принимаемые на подземные работы, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профессиональным стандартом (или квалификационным справочником). Это правило предусмотрено ч.1 ст.330.2 Трудового кодекса. Соответственно, применение работодателем профессионального стандарта (или квалификационного справочника) в этом случае обязательно.

Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные акты (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Сам профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда России, а это нормативно-правовой акт. Соответственно, если есть такой правовой акт, то применять его обязательно.

Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профстандартов, будут применять их с учетом собственной специфики деятельности, они вполне могут принять во внимание отдельные положения профстандартов.

Наименование должностей в профстандартах

К наименованию должности требования обязательны в случае, если к конкретной должности (профессии, специальности) "привязаны" компенсации, льготы, ограничения. К примеру, когда периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Или когда запрещена работа по совместительству на должностях и по профессиям, содержащимся в Перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Когда компенсации и льготы работника или действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте. К примеру, признание выполняемой сотрудником работы "вредной" еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом.

Профстандарт и трудовой договор

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом ст. 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. Ответственность и обязанности по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Квалификация работника и требования профстандарта

В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях коллективного договора, соглашений, трудового договора.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Требованиям к образованию и стажу, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно п.13 Письма и ст. 5.27 КоАП РФ, за несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности. Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.

Оценка квалификации работников

22 июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет правительственных законов о проведении в России независимой оценки квалификации работников и соискателей.

Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Оценка квалификации будет представлять собой профессиональный экзамен, порядок его проведения установит правительство. По итогам экзамена выдается свидетельство о квалификации, а если была получена неудовлетворительная оценка – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Предусматривается, что может быть установлен другой порядок проведения оценки квалификации для определенных категорий работников, для которых Трудовым кодексом будут определены особенности регулирования труда, в том числе с выполнением работ с вредными или опасными условиями труда.

Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Вводимые положения не будут применяться к кандидатам на госслужбу и действующим чиновникам.

Координатором системы независимой оценки квалификации станет Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Для организации работы по оценке квалификации в определенном виде деятельности будут создаваться советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого объединения работодателей или ассоциации, представляющие профессиональные сообщества.

Эти советы смогут отбирать юридические лица для проведения оценки квалификации. Центры оценки квалификации будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты.

Национальное агентство развития квалификаций создаст реестр независимой оценки квалификаций. В нем будет содержаться информация о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.

Оценка квалификации по инициативе соискателя будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических и юридических лиц, а также за счет работодателя. Для стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.

1. В соответствии с проектами Минтруда, описание профстандартов должно размещаться на сайте profstandart.rosmintrud.ru;

2. Вести реестр поручено ФГБУ "НИИ труда и социального страхования". В течение 10 дней после регистрации соответствующего приказа в Минюсте России профстандарты, утвержденные Минтрудом России, будут помещаться в реестр.

Задача профстандарта - отражать навыки, опыт, умения и знания, необходимые для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.

Рекомендуется применять профстандарты всем работодателям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Стандарты могут использоваться для определения трудовых функций работников и требований к их квалификации, для разработки локальных нормативных актов, для расчета размера зарплаты и других целей. В Минтруде России подчеркивают, что это повышает производительность труда.

Для справки. Ст. 195.1 ТК РФ, которая внедрила понятие профстандарта, была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ « О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Первые профстандарты, утвержденные осенью 2013 года, относились к педагогам, специалистам по патентоведению и специалистам по социальной работе. С тех пор Минтруд России регулярно принимает новые стандарты.


С 1 июля текущего года проведение общего собрания будет осуществляться по новым правилам: изменится непосредственно процедура его проведения. Нововведения будут применяться только к собраниям, решение о проведении которых было принято после 1 июля. К внеочередным и очередным общим собраниям, решение о проведении которых было принято до 1 июля, будут применяться старые правила их проведения.

Итак, что же изменится в отношении процедуры проведения общего собрания в АО? Таких изменений на законодательном уровне принято всего 12.

    В отношении общего собрания, проводимого в качестве внеочередного, по вопросу переизбрания (избрания) членов совета директоров АО на 20 дней сократится срок, отведенный на проведение такого собрания по требованию акционеров либо иных уполномоченных лиц, и составит 75 календарных дней. Данный срок может быть уменьшен уставом АО. Для внеочередных собраний по другим вопросам срок, отведенный для проведения собрания, сократится на 10 дней и составит 40 календарных дней с момента предъявления требования o проведении собрания.

    Для проведения собрания акционеров (внеочередного) по вопросу избрания членов директоров по инициативе самого совета срок проведения собрания будет сокращен на 20 дней и составит 70 дней со дня принятия решения o созыве такого собрания. Однако устав может закреплять более короткий срок для проведения такого собрания.

    С 1 июля увеличивается перечень сведений, подлежащих определению советом директоров при подготовке к собранию. Добавляются такие сведения как:

  • в случае наличия в повестке для вопроса об избрании членов совета директоров, должна быть указана точная дата закрытия приема кандидатур, выдвигаемых в совет директоров;
  • формулировки решений по всем вопросам повестки дня, направляемые акционерами в адрес AO, в случае голосования бюллетенями.

Сократятся сроки, отведенные для фиксации акционеров, наделенных правом участия в собрании:

  • для решения вопроса o формировании совета директоров, список акционеров для участия в собрании должен быть зафиксирован в промежутке между 10 днями после принятия решения о проведении собрания и 55 днями до непосредственного проведения самого собрания;
  • для решения вопроса о реорганизации AO данный срок будет колебаться между 10 и 35 днями соответственно;
  • во всех остальных случаях срок будет колебаться между 10 и 25 днями соответственно.
  • АО будет освобождено от обязанности по предоставлению всем заинтересованным лицам выписок из составленного списка потенциально возможных акционеров участников собрания и справок об отсутствующих в данном списке акционеров. Такая обязанность в силу закона o рынке ценных бумаг принадлежит лично регистратору.
  • По некоторым вопросам повестки дня общего собрания (переизбрание членов совета директоров, назначение/увольнение директора АО, реорганизация АО в формах слияния, присоединения и выделения с назначением совета директоров в новом АО) будет сокращен срок на 20 дней и составит 50 календарных дней, отводимый для уведомления акционеров о проведении собрания.

    Информативность сообщения o проведении собрания повысится. Добавятся сведения о категориях (типах) акций, чьи владельцы смогут проголосовать по всем вопросам повестки дня либо их части. A также в случаях предусмотренных уставом, в сообщении необходимо указать адрес официального сайта АО, на котором акционер может оставить свой голос по вопросам повестки дня, в том числе указать адрес электронной почты для направления голосующими акционерами своих бюллетеней голосования.

    С 1 июля все АО могут в уставе предусмотреть 2 новых возможных способа уведомления акционеров o проведении заседания общего собрания:

    • на адреса личных электронных «ящиков» акционеров обществом может быть направлено полноценное сообщение o проведении заседания;
    • на адреса электронных «ящиков» или личных номеров телефонов акционеров обществом может быть разослано короткое текстовое сообщение с указанием информации о том, где акционер может ознакомиться с полным сообщением o проведении заседания.

      Однако и иные возможные способы уведомления закон не отменял, например, посредством печатных изданий или официального сайта АО.

  • С 1 июля любое АО обязано будет в течение 5-ти лет с момента состоявшегося общего собрания сохранять информацию о способе уведомления акционеров о проведенном собрании.
  • Акционерным обществам будет разрешено проводить очное собрание, подразумевающее совместное присутствие акционеров, дистанционно c помощью информационных и телекоммуникационных технологий, К примеру, таким средством может послужить видеозвонок, который даст возможность акционеру присутствовать на собрании, физически не находясь на нем, и голосовать по вопросам повестки дня.

    С 1 июля появляется необходимость проведения голосования на очном собрании c помощью бюллетеней для голосования во всех публичных АО и в непубличных AO с количеством акционеров, имеющих голосующие акции, более 50 лиц.

  • Произошла законодательная конкретизация обозначения присутствия акционера на очном собрании акционеров. Итак, присутствовавшим на собрании акционер считается в случае:
    • если акционер прошел регистрацию (лично или на сайте в сети Internet) для участия в собрании;
    • если акционер за 2 дня до собрания передал заполненный бюллетень голосования в общество либо заполнил электронную форму бюллетеня на сайте, указанном обществом для голосования;
    • если акционер для собрания, проводимого в заочной форме, предоставил свой заполненный бюллетень или заполнил его в сети Internet на официальном сайте для голосования до окончания приема бюллетеней;
    • если волеизъявление лиц, давших инструкции по голосованию на собрании, проводимом в заочной форме, своим «номинальным» держателям акций, получено обществом не позднее 2-x дней до даты проведения собрания акционеров либо до даты завершения приема заполненных бюллетеней.

    Ряд важных изменений для плательщиков НДС был введен с июля 2016 года в нашей стране. К примеру, значительно упростился порядок получения вычета НДС по экспортным операциям, но, что касается предприятий-экспортеров товаров в страны Евразийского экономического союза, то для них введен ряд дополнительных требований к документации.

    НДС при экспорте товаров: заявляем по-новому

    В первую очередь, необходимо сказать о том, что ряд важных поправок в Налоговый кодекс страны ввел Федеральный закон от 30 мая 2016 года №150-ФЗ, положения которого вступили в силу 1 июля 2016 года.

    Теперь, с июля 2016 года, предприятия-экспортеры заявляют вычет налога на добавленную стоимость на общих основаниях, тогда как раньше они вели раздельный учет. К примеру, отгружая для экспорта в другие страны различные товары, предприятия принимали к вычету входной налог на добавочную стоимость в особом порядке. То есть, вычет заявлялся в только в квартале, в котором фирма успела собрать весь пакет документов, подтверждающий ее право на ставку налога в 0%. То есть, до всех новшеств в законодательство, все фирмы, которые реализовывали товары на территории страны и, в том числе, занимались их экспортом, вели раздельный налоговый учет для того, чтобы входной налог по товарам, работам и услугам для экспорта учитывался отдельно от реализации товаров внутри страны.

    1. При приобретении или изготовлении товара фирма принимает к вычету «входной» НДС.
    2. Затем предприниматель собирает по совершенной экспортной сделке пакет документов, подтверждающий право компании на нулевую ставку налога и предоставляет все собранные документы в Федеральную налоговую службу. Необходимо сказать, что все собранные документы не являются основанием для повторного вычета и лишь подтверждают нулевую ставку.
    3. В последний день квартала, в течение которого компанией-экспортером собраны документы, им формируется облагаемая база по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%. В связи с чем, фирма лишается права на повторный вычет.

    Получается, что по новому законодательству вычет «входного» НДС при экспорте товаров принимается только один раз – при приобретении или производстве этого товара. Получается, что теперь вычет «экспортного» НДС не отличается от вычета за налог на добавленную стоимость по операциям внутри Российской Федерации. Следовательно, налогоплательщики предприятия-экспортеры больше не обязаны вести раздельный учет налога при совершении операций купли-продажи.

    Необходимо сказать о том, что все изменения применяются только к тем приобретенным или произведенным товарам, которые приняты в фирме на учет с июля 2016 года.

    Но данное правило – вычет «входного» налога на добавленную стоимость до подтверждения операций экспорта – распространяется далеко не на все товары. Так, исключение составили «сырьевые» товары, которые были вывезены в таможенной процедуре экспорта или помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Вычет «входного» НДС при реализации таких товаров осуществляется по прежней схеме – на момент определения налоговой базы после сбора всех документов, подтверждающих нулевую ставку налога.

    Федеральный закон от 30 мая 2016 года №150-ФЗ внес поправки в пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ, согласно которым к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгметаллы, а также недрагоценные металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности. Другими словами, для такой продукции вычету сумм «входного» НДС, облагаемой по нулевой ставке, производятся на момент определения налоговой базы, так же, как это было ранее. Вычет в ФНС разрешено будет заявить только после сбора всего пакета документов, которые подтвердят обоснованность ставки налога на добавленную стоимость в 0% на данные виды товаров.

    Что же касается товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной.

    Новые КБК по НДС на 2016 год

    Еще один важный документ, который начал действовать в России с 1 июля 2016 года – это Приказ Министерства финансов РФ от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость…» Согласно документу, утвержден перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также коды видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

    Из 26 кодов операций по НДС в перечне осталось только 24: некоторые операции были отменены (к примеру, коды 03,04,05,07,08,09,11 и 12), а некоторые коды были добавлены (к примеру, 14, 15, 29 – 32). Оставшиеся же коды, в большинстве, законодателями были уточнены и расширены, но ряд КБК по НДС на 2016 год остались без изменений (к примеру, коды 10, 18,19,20,22,23,24,27 и 28).

    Новые КБК по НДС предприниматели должны использовать уже в отчетности за третий квартал. Интернет-журнал «Бизнес.ру» приводит таблицу новый кодов бюджетной классификации по налогу на добавленную стоимость, которые действуют на территории нашей страны с 1 июля 2016 года.

    Наименование операции по НДС

    Код операции по НДС

    Отгрузка (передача) или приобретение товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06; 10; 13; 14; 15; 16; 27; составление или получение единого корректировочного счета-фактуры, операции по восстановлению сумм налога, указанные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170 (за исключением подпунктов 1 и 4 пункта 3 статьи 170), статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации

    Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг (включая посреднические услуги)), передачи имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06,28.

    Операции, совершаемые налоговыми агентами, перечисленными в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2011, N 50, ст. 7359).

    Отгрузка (передача) или получение товаров, работ, услуг, имущественных прав на безвозмездной основе.

    Проведение подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) капитального строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости.

    Передача имущественных прав, перечисленных в пунктах 1 - 4 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации

    Составление (получение) счета-фактуры комиссионером (агентом) при реализации (получении) товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, в котором отражены данные в отношении собственных товаров (работ, услуг), имущественных прав, и данные в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (приобретаемых) по договору комиссии (агентскому договору)

    Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением операций, перечисленных по коду 17.

    Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем-физическим лицом, оплаченных наличным расчетом.

    Составление или получение корректировочного счета-фактуры в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.

    Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств Евразийского экономического союза

    Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории

    Операции по восстановлению сумм налога, перечисленные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170, статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

    Операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172

    Приобретение услуг, оформленных бланками строгой, отчетности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

    Регистрация счетов-фактур в книге покупок в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 статьи 165 и пунктом 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Регистрация счетов-фактур в книге покупок в отношении сумм налога, ранее восстановленных при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

    Составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налога.

    Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при реализации и (или) приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

    Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

    Корректировка реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, предприятия в целом как имущественного комплекса на основании пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации

    Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз.1 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

    Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз. 2 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

    Принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных или подлежащих уплате в случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

    Новые обязанности по выставлению счета фактуры и ведению книги продаж

    Ряд важных изменений, касающихся заполнения счета-фактуры вступили в силу с 8 августа 2016 года в нашей стране. Так, подпункты 5 пункта169 статьи Налогового кодекса РФ «Счет-фактура» были дополнены важными уточнениями. Согласно подпункту 15, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, теперь должны быть указаны также и коды вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Данные сведения указываются только в отношении товаров, вывезенных за пределы нашей страны на территорию государства-члена Евразийского союза. В перечень этих стран входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Заполнять данный реквизит– код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза– в счете-фактуре при отгрузках товаров внутри нашей страны не нужно.

    Стоит отметить, что действие тарифов на газ разделяется на два периода: тарифы на газ с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 и тарифы на газ с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года.

    Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 10.06.2016 № 74-Р «Об установлении цен на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)»

    Данный раздел находится в стадии редактирования и наполнения информацией.

    Размер платы за пользование природным газом, реализуемым населению Московской области с 01.07.2016 г. при наличии у абонента приборов учета газа (газовых счетчиков)
    Московской области 2016 год
    № п/п Направления использования газа населением Единица измерения Цена (тариф)
    1 полугодие 2 полугодие
    1. Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа)руб./куб. м руб./куб.м 5,8 +100,00% 5,91 +1,90%
    2. Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) руб./куб.м 5,13 +100,00% 5,23 +1,95%
    3. Отопление с одновременным использованием газа по направлениям, указанным в пунктах 1, 2 настоящего Прейскуранта руб./куб.м 5,037 +100,00% 5,14 +2,04%
    4. Индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) сверх стандарта нормативной площади жилого помещения при отсутствии приборов учета газа руб./куб.м 6,059 +100,00% 6,184 +2,06%
    5. Отопление нежилых помещений при отсутствии приборов учета газа руб./куб.м 6,258 +100,00% 6,387 +2,06%
    6. Отопление и (или) выработка электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах руб./куб.м 4,891 +100,00% 4,991 +2,04%
    7. руб./куб.м
    8. руб./куб.м

    1. В отапливаемую площадь жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) не включаются площади теплых чердаков и подвалов, подвала (подполья), холодных, неотапливаемых веранд, балконов, лоджий, террас, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду

    2. При расчете платы за пользование природным газом в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах), не оборудованных приборами учета газа, следует руководствоваться постановлением Правительства Московской области от 09.11.2006 № 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа».

    3. В жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование природным газом в целях отопления производятся по ценам, указанным в пункте 4 таблицы «Цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах)».

    4. Размер стандарта нормативной площади жилого помещения, применяемый при расчете платы за пользование природным газом в целях отопления, установлен Законом Московской области № 120/2009-ОЗ «О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области».

    5. В цене на природный газ учтены расходы по локализации аварийных ситуаций, кроме происшедших по вине абонента.

    6. Цена на природный газ не включает в себя стоимость технического обслуживания и ремонта газового оборудования зданий и бытового газоиспользующего оборудования, а также стоимость работ по отключению и включению бытового газоиспользующего оборудования.

    7. Цена на природный газ не включает в себя комиссионное вознаграждение, взимаемое банками и платежными системами за услуги по приему платежей населения.

    Размер платы за пользование природным газом, реализуемым населению Московской области с 01.07.2016 г.
    при отсутствии у абонента приборов учета газа (газовых счетчиков)
    № п/п Направление вида использования газа Нормативы потребления газа в месяц (утверждены постановлением Правительства МО от 09.11.2006 № 1047/43) Цены на газ в руб./1куб.м с 01.07.2016 (расчитаны в соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам МО от 10.06.2016г. №74-Р) Размер платы за газ, приведенный к объемам потребления
    При отсутствии индивидуального (поквартирного) отопления
    1 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения 10,00 куб.м/чел. 5,91 59,10
    2 Приготовлении пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения 23,10 куб.м/чел. 5,23 120,81
    3 11,60 куб.м/чел. 5,91 68,56
    4 13,10 куб.м/чел. 5,23 68,51
    При наличии индивидуального (поквартирного) отопления, в том числе с одновременным использованием газа по другим направлениям
    1 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения 23,10 куб.м/чел. 5,140 118,73
    2 Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения 11,60 куб.м/чел. 5,140 59,62
    3 Нагрев воды с использованием газового водонагревателя 13,10 куб.м/чел. 5,140 67,33
    4 Индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) в пределах станданта нормативной площади 5,140 35,98
    5 Индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) сверх станданта нормативной площади 7,00 куб.м/кв.м отапливаемой площади 6,184 43,29
    6 Прочие цели (отопление нежилых помещений) при отсутствии приборов учета газа 26,00 куб.м/кв.м отапливаемой площади 6,387 166,06

    В связи с многочисленными вопросами по применению профессиональных стандартов Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов.

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" поступают многочисленные вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов.
    Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов и размещены на официальном сайте Минтруда России в системе Интернет.
    Направляем данные материалы для организации разъяснительной работы. Минтруд России готов принять участие в данной работе, в том числе, в формате вебинаров.

    Приложение

    ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

    1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?
    Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.
    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

    2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?
    Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
    Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. N 46).
    Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.
    Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

    3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?
    Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
    Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

    4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?
    В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода.

    5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?
    Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) профессиональные стандарты применяются "в качестве основы для определения требований к квалификации работников". Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких - снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?



    7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?
    Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
    Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

    8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?
    Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.
    При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

    9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?
    Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

    10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.
    Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
    Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
    По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
    Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?
    Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?
    Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.
    При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

    13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?
    ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
    согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
    согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
    Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
    В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.