Судья вымогает взятку что делать. Последовательность действий при вымогательстве взятки должностным лицом

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 290 УК РФ

Статья 290 УК РФ. Получение взятки (действующая редакция)

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 290 УК РФ

1. Предметом взятки являются материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера (производство строительных, ремонтных и иных работ, оплата расходов и развлечений, предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) и имущественные права.

Под услугами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими кредитами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

Имущественные права - это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена, например: собственность или право пользования на имущество, дом, земельный участок, автомобиль, в том числе аренда помещений и др.; право на вознаграждение за изготовление или создание вещи или произведения; право на социальное обеспечение (пенсию, пособие).

Услуги нематериального характера не могут быть предметом взятки.

2. Объективная сторона преступления состоит в получении взятки. Взятка должна считаться полученной не только, когда лицо ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль и т.п.), но и тогда, когда соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет и т.д.).

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица также следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки может осуществляться и в завуалированной форме, например: под видом погашения долга, купли-продажи ценных вещей по заниженным ценам или, наоборот, путем покупки-продажи вещи по завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных соглашений о выполнении работ и выплат за них.

3. Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части ее. Оно не включает исполнения действия (бездействие), за которое получается вознаграждение.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить предмет взятки, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.

4. Взятка может быть получена как лично, так и через посредника. Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки в интересах другого лица - взяткодателя.

5. Взятка может быть получена:

За действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК);

Действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последнее в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1 ст. 290 УК);

Общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 290 УК);

Незаконные действия (бездействие) (ч. 3 ст. 290 УК).

6. Субъектом преступления может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействию) другим должностным лицом. При этом оно может, в частности, использовать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

7. Общим покровительством или попустительством по службе признаются действия (бездействие), которые специально не оговариваются, но осознаются участниками как возможные при определенных условиях. Для покровительства характерны активные действия: проявления заботы, внимания; содействие решению тех или иных вопросов.

Попустительство предполагает невмешательство, непринятие мер в связи с нарушениями по службе, нарушениями закона и т.д.

8. Под незаконными имеются в виду действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения.

Если должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое является преступлением, то его действия образуют реальную совокупность должностных преступлений.

9. Получение взятки следует отличать от получения подарка. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" запрещает государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различного рода услуги. Подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями, являются собственностью государства и передаются по акту в государственный орган.

Судебная практика по статье 290 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Постановление N 10П17, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор

    Постановлением прокурора Калининградской области от 24 мая 2008 года в отношении Садыкова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ. Постановлением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 26 мая 2008 года Садыкову избрана мера пресечения в виде заключения под стражу...

  • Решение Верховного суда: Определение N 75-УД15-5, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Суд кассационной инстанции, соглашаясь с данным выводом суда, указал в своем постановлении, что поскольку диспозиция ст. 290 УК РФ не содержит специального признака преступления - совершение преступления сотрудником органа внутренних дел, то признание судом при осуждении Степанова А.С. по данной статье обстоятельством, отягчающим наказание, предусмотренным п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ - совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел, является правильным...

  • Решение Верховного суда: Определение N 55-КГ16-5, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Как установлено судом, 1 апреля 2015 г. в отношении Чебокчиновой Н.М., являющейся педагогическим работником, было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поскольку максимальное наказание за умышленное деяние, предусмотренное частью 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлено в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет то согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, по подозрению в совершении которого Чебокчинова Н.М подвергалась уголовному преследованию, относится к умышленным тяжким преступлениям...

+Еще...

Взяточничество считается одним из наиболее опасных преступлений, совершаемых должностными лицами. Получение незаконного вознаграждения является посягательством на нормальную деятельность аппарата государственного управления. Распространение взяточничества дезорганизует его работу и дискредитирует власть в глазах граждан.

Общая характеристика

Необходимо понимать, что взяточничество не существует само по себе. Оно рассматривается как средство, которое придает преступной деятельности большую эффективность и, следовательно, повышенную опасность. Фактически взятка – двусторонняя сделка. Она заключается между подкупающей стороной и субъектом, продающим свои возможности и полномочия. Как правило, взятка выражается в передаче денежных средств, имущества, ценных бумаг. Они могут приниматься под разными предлогами:

  1. Оказания мат. помощи.
  2. Оплаты услуги или работ по договору.
  3. Предоставления займа на какие-либо цели.
  4. Возврата долга.

Специфика преступления

Особенность преступления заключается в том, что взятку субъект может получить как за незаконные действия либо бездействия служащего, так и за работу, которая относится к непосредственной его компетенции. При этом сотрудник был вправе, в соответствии с установленным порядком, выполнить в пользу субъекта, дающего незаконное вознаграждение, либо представляемых им лиц, какую-либо задачу или ничего не предпринимать.

Вымогательство взятки

Статья УК РФ № 290 устанавливает ответственность за совершение этого преступления. Она предусматривается в части пятой, пункте "б". За вымогательство взятки статья УК РФ предусматривает наказания в виде:

  1. Денежного взыскания. Его размер составляет 70-90-кратную сумму взятки.
  2. 7-12 лет заключения в тюрьме.

За вымогательство взятки УК РФ допускает к последнему виду наказаний вменить дополнительно запрет на осуществление определенной деятельности или пребывание на конкретных постах, установленных судом, до 3-х лет, а также штраф величиной, равной 60-кратному размеру полученного незаконного вознаграждения.

Способ совершения деяния

В процессе вымогательства взятки со стороны должностных работников они могут обращаться непосредственно к гражданам. Однако чаще всего виновные пользуются услугами третьих лиц. В случае вымогательства взятки посредниками могут быть близкий друг, член семьи, знакомый адвокат и пр. При этом действия самих участников преступления - лица, берущего, и субъекта, предоставляющего вознаграждение, - обычно тщательно скрываются ими. Передача ценностей осуществляется в большинстве случаев в отсутствии свидетелей.

Квалификация

Для выявления преступления необходимо установить, присутствуют ли признаки вымогательства взятки. От этого будет зависеть возможность привлечения к ответственности виновных. Субъект рассматриваемого преступления специальный. Если подозревается вымогательство взятки, нужно установить, занимает ли виновный какой-либо пост в госструктуре. Такие субъекты временно, постоянно или по особым полномочиям являются представителями власти.

Они также могут выполнять административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции в госорганах, муниципальных и государственных подразделениях, учреждениях местного самоуправления, в Вооруженных силах, прочих воинских формированиях и войсках страны. По законодательству, сотрудники МВД выступают в качестве представителей власти и являются должностными лицами. Они наделяются распорядительными полномочиями в установленном порядке и реализуют их в отношении субъектов, которые не находятся в служебной зависимости от них. При совершении должностными лицами преступлений, которые не касаются исполнения ими своих обязанностей, соответствующего состава не образуется. При наличии оснований такие деяния могут квалифицироваться по иным уголовным нормам.

Характерные черты преступления

Вымогательство взятки должностным лицом проявляется следующим образом:

  1. Разговор о возможном вознаграждении обладает иносказательным характером. При этом речь служащего состоит из простых односложных предложений. В нем не содержится открытых заявлений относительно того, что решить вопрос чиновник может исключительно после передачи ему денежных средств либо оказания услуги.
  2. В процессе разговора служащий, отказывая в содействии субъекту (говоря, например, что не сможет помочь, что это незаконно, что он не имеет возможностей), мимикой либо жестами показывает свою готовность обсудить вероятные варианты разрешения ситуации в другом месте, в иное время и в более спокойной обстановке.
  3. Характер либо сумма вознаграждения не озвучивается. При этом соответствующие цифры могут записываться служащим на листе бумаги, набираться на калькуляторе либо компьютере, после чего демонстрируются гражданину.
  4. Служащий может перенаправить продолжение контакта третьему лицу, которое непосредственно не связано с решением возникшего вопроса.

Поведение гражданина

Как себя вести, если имеет место явное вымогательство взятки должностным лицом? УК РФ предусматривает ответственность только в том случае, если будет доказана вина субъекта и установлены прочие элементы преступления. В этой связи, рекомендуется:


Для привлечения к ответственности за вымогательство взятки необходимо собрать как можно больше доказательств виновности служащего. Поэтому правоохранительные органы рекомендуют не брать инициативу на себя, а позволить чиновнику выговориться и сообщить как можно больше сведений.

Варианты разрешения ситуации

После того как было совершено вымогательство взятки, гражданин может поступить по-разному. Он может, во-первых, пойти на сделку со служащим и предоставить ему то, что тот требует для разрешения ситуации. В этом случае уголовная ответственность грозит не только субъекту, совершившему вымогательство взятки. предусматривает наказание за предоставление незаконного вознаграждения.

При этом доказательное значение будет иметь сам факт передачи средств, оказания услуг и пр. Второй вариант заключается в прекращении всяких контактов со служащим, отказываясь, таким образом, идти на преступление. Гражданину в таких случаях придется смириться с тем, что важная для него проблема не будет решена. Но при этом чиновник будет продолжать осуществлять незаконную деятельность, становясь все более коррумпированным. И третий вариант - разоблачить субъекта, понимая, что только совместными действиями с правоохранительными органами можно искоренить это преступление. В любой ситуации человек обязан сохранять свое достоинство, не становиться пособником незаконных деяний.

Заявление о вымогательстве взятки

Если гражданин, ставший жертвой коррумпированности чиновника, решает встать на путь противодействия преступлениям, то ему следует обратиться в правоохранительные органы. Он может сделать письменное либо устное сообщение о совершенном деянии. Заявление о вымогательстве взятки должно содержать:

  1. Информацию о служащем, требующем незаконное вознаграждение. В частности, указываются: Ф.И.О., занимаемая должность, наименование учреждения.
  2. Описание характера вознаграждения.
  3. Указание суммы.
  4. Описание конкретных действий/бездействий, за совершение которых вымогается взятка.
  5. Место, время, способ передачи вознаграждения.

Наказание за вымогательство взятки вменяется вне зависимости от того, когда именно было получено вознаграждение - после либо до совершения оговоренных бездействий/действий служащим.

Предмет

В качестве него могут выступать не только денежные средства или иные материальные ценности. Взяткой может быть услуга либо какое-либо имущественное право. Например, возможность получить кредит на льготных условиях или ссуду, выдача которой не соответствует общим банковским положениям. Так, при з/п в 20 тыс. р. финансовая организация может предоставить заем до 200 тыс. р., но субъект, совершающий вымогательство взятки и имеющий право принять решение о кредитовании, выдает гражданину 500 тысяч. Предметом преступления считается услуга или выгода имущественного характера, которые предоставляются безвозмездно, однако, по общим правилам, оплате подлежат. Например, это может быть получение туристической путевки, строительство дачи, ремонт в квартире и так далее. Выгодами имущественного характера являются: занижение стоимости предоставляемого имущества или приватизируемых объектов, снижение арендного платежа, ставки процента за пользование кредитными средствами. Все это должно обладать денежной оценкой. Когда в качестве предмета преступления выступает услуга, то деяние будет считаться оконченным с первых действий, которые направлены на ее предоставление.

Освобождение от ответственности

В примечании к 291 статье УК говорится, что субъект может избежать наказания за дачу взятки, если имело место ее вымогательство или он добровольно сообщил правоохранительным органам о совершенном преступлении. В этом положении закреплено одно из специальных обстоятельств освобождения от ответственности лица при его деятельном раскаянии. Стоит отметить, что, в сравнении с предыдущей редакцией УК, суть данного института в действующем законодательстве раскрыта более полно. Сущность деятельного раскаяния в том, что лицо, в предусмотренных нормами Основной части Кодекса обстоятельствах, может освобождаться от ответственности за совершенное им преступление. Для этого ему необходимо совершить активные действия. Например, это может быть явка с повинной, оказание помощи при раскрытии преступления и так далее. Особенностью этого юридического института выступает правомерность, общественная полезности, добровольность и активность действий субъекта. Применение специальных оснований для освобождения от ответственности допустимо только к лицу, совершившему преступление.

Мотивы деятельного раскаяния

Причинами, по которым субъект совершает активные действия для последующего освобождения от ответственности, могут быть побуждения нравственного или иного характера. К примеру, лицо может не иметь уверенности в том, что у него получится скрывать преступление, он может просто бояться наказания. Любой мотив сообщения о деянии должен сопровождаться осознанием возможности быть освобожденным от ответственности. На добровольность может указывать понимание субъектом того факта, что органы правопорядка не осведомлены о совершенном поступке или, если они и располагают какой-либо информацией, то у них нет сведений о месте нахождения виновных. Если лицо осознает, что правоохранительным структурам известно о преступлении, и они предпринимают соответствующие меры для задержания злоумышленника, добровольность не имеет места. Побудить виновного признаться в содеянном могут знакомые, друзья, родственники или другие лица. Тем не менее решение о добровольном сообщении принимает сам субъект преступления.

Провокация

Она представляет собой действия, которые направлены конкретно на добывание искусственных доказательств для последующего привлечения служащего к ответственности или последующего шантажа. Они совершаются вопреки явному несогласию должностного лица на получение взятки или при его неосведомленности. Провокация считается завершенной с момента передачи материальных ценностей либо оказания служащему услуг. Если он все же принял предмет взятки, то он может быть привлечен к ответственности. Если будет доказана провокация, то он должен быть освобожден от ответственности. ВС разграничивает указанное преступление и подстрекательство оперативников на получение служащим взятки. В частности, указано, что действия такого рода нарушают положения Закона, регламентирующего оперативную деятельность. Вне зависимости от того, принят ли был объект взятки или нет, этот факт не может квалифицироваться как взяточничество.

Взяточничество является одной из самых острых проблем российской действительности. С вымогательством со стороны должностных лиц граждане сталкиваются регулярно. К сожалению, немногие знают, как правильно вести себя в такой ситуации. Более того, часто человек соглашается с требованиями нечистоплотного служащего и идёт на дачу взятки. А между прочим, законом карается не только мздоимец, но и дающий взятку гражданин.

О том, что делать и куда обращаться,

если у вас вымогают взятку

Что делать если вымогают взятку? Если вы столкнулись с вымогательством, то первая и главная рекомендация – вести себя спокойно, не давать волю эмоциям и возможному негодованию. Необходимо выслушать взяточника, дать ему выговориться. Важно не выражать согласия или отказа от предложенного метода «решения проблемы». Лучше всего отвечать уклончиво, ссылаясь на то, что вам необходимо подумать. Так или иначе, следует договориться с взяточником о следующей встрече.

Хороший совет, который часто дают сотрудники правоохранительных органов гражданам, сталкивающимся с этой проблемой: при наличии подозрений, что у вас будут вымогать взятку, следует заранее взять на встречу записывающее устройство . Зафиксированное, озвученное предложение взяточника оказать помощь (или проявить бездействие) за вознаграждение с вашей стороны будет веским доказательством того, что у вас вымогали взятку.

После произошедшего разговора не следует распространяться о нём, так как это может помешать последующим оперативным мероприятиям. Необходимо сразу же обратиться в службу собственной безопасности того органа, в котором вас склоняли к даче взятки. На сегодняшний день, практически любая структура имеет свою антикоррупционную службу.

Также можно обратиться с заявлением непосредственно в правоохранительные органы. Если гражданин сталкивается с нежеланием принять заявление, то за ним остаётся право обратиться с жалобой в вышестоящие органы.

Какое наказание грозит за дачу взятки

Нужно ли давать взятку или нет – каждый решает сам. По УК РФ дача взятки предусматривает наказание согласно 291 статье. Закон представляет широкий спектр возможных последствий, начиная от взыскания штрафа и заканчивая реальным тюремным заключением . Всё зависит от характера взятки и того, совершает ли гражданин проступок впервые. Если попытка подкупа госслужащего происходит в первый раз, лицо может понести наказание через наложение штрафа в несколько сотен минимальных размеров оплаты труда либо присуждением исправительных работ сроком до двух лет. Также лицо дающее взятку может лишиться свободы на срок до трёх лет.

Если говорить о повторном эпизоде преступления или вознаграждении чиновника за осуществление незаконных действий (или пребывание в бездействии), то наказание заметно суровее, так как предусматривает присуждение штрафа размером от семисот до одной тысячи МРОТ либо лишение свободы на срок до восьми лет.

Конечно, если вымогательство происходило по инициативе госслужащего или гражданин самостоятельно сообщил о факте подкупа чиновника правоохранителям, то уголовная ответственность ему не грозит. Под вымогательством следует понимать угрозу со стороны чиновника совершить действия, наносящие вред гражданину.

Как наказывается вымогательство и получение взятки

Под термином «взятка» понимается не только денежное вознаграждение, но и самые разнообразные формы материальных благ: ценные бумаги, банковские чеки, движимое и недвижимое имущество, продажа товара по заведомо заниженным ценам (либо приобретение чего-либо у взяточника по завышенным), предоставление услуг, возвращение несуществующего долга, выдача кредита по заниженным процентным ставкам, снижение арендной или любой другой платы и даже такой экзотичный способ, как преднамеренное проигрывание какой-либо объекта, представляющего ценность, в карты. Не зависимо от способа вознаграждения, суть преступления одна и та же.

Ответственность за получение и вымогательство взятки, разумеется, гораздо более суровое, чем за дачу. Если рассматривать подробнее, сколько дают за взятку, то коррупционер может понести серьёзное наказание: УК РФ предусматривает штраф в размере от двадцатипятикратной до стократной суммы взятки либо исправительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до пятнадцати лет. Независимо от способа взыскания, преступнику запрещается занимать ряд должностей на срок до трёх лет.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, и признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. , который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует .

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи 290 УК преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по . Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения ().

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи 290 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи 290 УК России позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

В современном законодательстве под взяткой понимаются материальные ценности или имущественные выгоды, которые передаются должностному лицу для того, чтобы он совершил определенные действия или наоборот бездействовал в интересах взяткодателя.

Получение и дача взятки являются уголовно наказуемыми деяниями. Ответственность за них предусмотрена ст.290 и 291 УК РФ.

Предметом взятки являются: деньги, ценные бумаги, туристические путевки, ремонтные работы и так далее. Выгоды имущественного характера могут выражаться в занижении арендной стоимости или, например, процентных ставок по кредитному договору.

Законы «О противодействие коррупции» и «О государственной гражданской службе» категорически запрещают должностным лицам принимать вознаграждения от физических или юридических лиц за совершения своих должностных обязанностей. Вместе с тем Гражданский кодекс допускает принятие подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей.


Проблема коррупции в стране является одной из самых злободневных. Трудно найти человека, который хоть раз не сталкивался с открытой или завуалированной просьбой должностных лиц помочь им материально за совершение каких либо действий с их стороны в интересах взяткодателя.

В связи с этим, одним из квалифицирующих составов преступления, предусмотренное статьей 290 Уголовного кодекса «Получение взятки» является вымогательство взятки (п.б, ч.5 ст.290 УК РФ).

Вымогательство взятки должностным лицом

Вымогательство взятки - это требования должностного лица передать ему материальные ценности или организовать для него получение имущественной выгоды под угрозой совершения им действий, которые нарушат права и законные интересы взяткодателя, либо искусственное преднамеренное создание условий, в которых потерпевший будет вынужден дать взятку, чтобы избежать неблагоприятных последствий для себя.

В качество субъекта здесь всегда выступает должностное лицо, наделенное государством или органом местного самоуправления определенным кругом полномочий: работники государственных и муниципальных органов власти, сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, государственных корпораций и Вооруженных сил РФ.


Преступление всегда совершается с прямым умыслом. В качестве основного мотива выступает корысть.

Как доказать вымогательство взятки сотрудником ГИБДД?

К сожалению, вымогательство взяток на дорогах сотрудниками ГИБДД является повсеместным явлением. Не зная, как правильно действовать в такой ситуации, а также опасаясь больших штрафов или лишения прав на управление транспортным средством многие водители соглашаются с требованиями сотрудников ГИБДД и дают взятки.

Что делать если у Вас вымогают взятку на дороге?

  1. постарайтесь записать на камеру телефона или диктофон факт вымогательства взятки. Важно,чтобы на записи было зафиксировано не только требование передать средства, но и Ф.И.О., должность вымогателя. Включенный диктофон или камера могут остановить преступника от совершения им неправомерных действий. Если же запись сделать удалось, то полученные материалы, Вы должны передать вышестоящему начальству или в прокуратуру;
  2. также Вы можете позвонить по “телефону доверия”, его номер должен быть указан на дверце полицейской машины, которая Вас остановила. Водитель автомобиля, в отношении которого совершаются неправомерные действия со стороны сотрудников ГИБДД имеет право на вызов на место конфликта вышестоящих сотрудников, либо на написание письменной жалобы.

Вымогательство взятки сотрудником полиции

Вымогательство взятки сотрудниками правоохранительных органов явление частое. Если у Вас вымогают денежные средства оперуполномоченные , то следует:

  1. позвонить по “горячей линии” МВД 8 800 250 02 35, которая создана для борьбы с коррупцией и превышением должностных преступлений со стороны полицейских и сообщить о факте вымогательства;
  2. обратиться с письменным заявлением в Управление собственной безопасности МВД. Для того, чтобы заявление не “потерялось” можно отправить его почте заказным письмом с уведомлением. В заявление обязательно указать: Свои Ф.И.О. и контакты, аналогичную информацию, но еще с указанием должности лица, который вымогает у Вас взятку, обстоятельств вымогания. По Вашему заявлению будет проведена внутренняя служебная проверка.
  3. обратиться с письменным заявлением в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело в отношении сотрудника правоохранительных органов, который вымогает у Вас взятку.

Важно! Для квалификации вымогательства взятки не имеет значения, была ли реальная возможность у виновного осуществить свои угрозы, если у лица, который передает взятку, есть достаточные основания полагать, что угроза будет приведена в действие.

П. «б», ч.5 ст.290 УК РФ предусмотрены следующие виды наказания:

  1. штраф в размер от 70-до 90 кратного суммы взятки;
  2. лишение свободы от 7 до 12 лет. В данном случае обвиняемый будет лишен права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретную должность на срок до 3 лет. Также ему будет назначена штрафная санкция в размере 60-кратной суммы вымогаемой взятки.

Важно! Следует помнить, что дача взятки наравне с получением и вымогательством взятки, является уголовно наказуемым деянием.

Поэтому, чтобы избежать ответственности при вымогательстве следует немедленно обратиться в правоохранительные органы, либо в прокуратуру, а не соглашаться с требованиями преступника. Только добровольное заявление и содействие следствию является основанием для освобождения от уголовной ответственности. В заявлении обязательно должны быть указаны следующие сведения: Ф.И.О. лица, вымогающего взятку, его должность, место работы, сумма, которую он вымогает, время, дата и место передачи материальных ценностей. В данном случае, деньги и ценности, переданные потерпевшим виновному лицу, с целью избежать негативных последствий возвращаются законному владельцу.

Чтобы Ваше заявление было правильно оформлено и не в дальнейшем возникло проблем с законом в связи с этим инцидентом, рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.