Электроэнергия моп. Что означает электроэнергия моп в квитанции жкх Иначе, такая схема не в интересах жителей

Очень многих россиян в последнее время стало волновать, что это за строка в платежной квитанции – «электроэнергия МОП». Такой повышенный интерес в большинстве случаев объясняется просто – суммы, фигурирующие там, выглядят достаточно солидно, при этом иногда они даже выше, чем основная оплата за использованный свет в квартире.

В первую очередь стоит пояснить, что расшифровка МОП следующая: «места общего пользования». То есть в данном случае имеется в виду электричество, израсходованное на освещение:

  • лестничных площадок;
  • лифтов;
  • входов в подъезды;
  • подвалов;
  • чердаков и пр.

Откуда взялась эта статья расхода

Сейчас в России продолжается комплексное реформирование ЖКХ. В итоге немало предприятий, оказывающих соответствующие услуги населению, систематизируют собственные отношения с потребителем, в число которых в основном входят люди, проживающие в многоэтажках.

Свою деятельность они проводят на основании правительственного постановления, выпущенного еще в 2006-м, номер которого 307. Этот документ регламентирует организацию учета общедомового потребления услуг ХКХ. В частности, там появилась норма, согласно которой необходимо проводить начисление платы за электроэнергию, не только потребленную в квартирах, но и пущенной на общие нужды.

В 2011-м был правительством также принят еще один регулирующий акт (№ 354) систематизирующий:

  • вопросы оплаты услуг ЖКХ;
  • периодичность ее;
  • порядок учета ресурсов;
  • права, и в равной степени обязанности сторон и пр.

По 354 постановлению также сейчас рассчитываются тарифы за следующие коммунальные услуги:

  • отопление;
  • горячее водоснабжение;
  • электричество.

Таким образом, с 2011 года расходуемая на общие нужды всех жильцов электроэнергия больше не входит в содержание жилья и в расчете используется другой норматив.

Соответствующим образом и стоимость была вынесена отдельной строкой в платежках. Исходя из нового формата, совокупно потребленные услуги распределяются между собственниками или же нанимателями помещений. Однако у многих граждан до настоящего времени нет четкого представления о том, за что собственно они платят управляющим компаниям.

Как рассчитывается сейчас электроэнергия МОП

В 354 постановлении четко сформулирован порядок распределения платы за электроэнергию, потраченную на общедомовые нужды.

Так расход ее учитывают при помощи одного счетчика, специально с этой целью установленного в каждом многоквартирном доме. Его показания ежемесячно фиксируются представителями управляющей компании и передаются на предприятие, занимающееся сбытом электроэнергии.

На основе этих данных рассчитывают фактическое потребление путем вычитания совокупного расхода приходящегося на все квартиры. Принимаются к сведению также и траты электричества юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети. В итоге оставшийся объем и считается электроэнергией МОП.

Вот здесь и начинается интересное. В правительственном постановлении указывается, что делят общедомовые киловатты между всеми собственниками пропорционально. То есть больше приходится платить тем, у кого в квартире проживает больше людей.

Государство со своей стороны ввело определенный норматив на потребление электричества МОП из расчета на одного человека. В зависимости от региона величина эта может отличаться.

К примеру, по Петрозаводску он составляет 7 киловатт в месяц.

Что влияет на размер оплаты

Как отмечают специалисты, чаще всего слишком большая сумма, начисленная за электроэнергию МОП, набегает из-за следующих факторов:

  • потребление без заключения договора;
  • хищение электричества физлицами;
  • несанкционированное подключение к общей сети многоквартирного дома;
  • большое общее количество оборудования, являющегося собственностью всех жильцов;
  • точность снятия показаний с индивидуальных счетчиков и их своевременная подача;
  • состояние проводки;
  • недостаточно бережное отношение жильцов к энергоресурсам.

Существует ли возможность отказаться оплачивать электроэнергию МОП

Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с новыми правилами, вся полнота власти в многоквартирном доме передается в руки его собственников. А это, в свою очередь, влечет и ответственность за имущество.

Далее. Само по себе электроснабжение является по определению коммунальной услугой. Ее предоставляют владельцем квартир находящихся в доме. Их законодательно закрепленная обязанность: своевременно оплачивать поступающие счета за расход тех или иных ресурсов.

Величина платы напрямую зависит от данных общедомового счетчика и совокупно не может превышать показатели упомянутого измерительного прибора. Таким образом формально никаких оснований не платить у граждан нет.

Судебные прецеденты

В то же время несколько лет назад гражданам, проживающим в городе Ливны, находящемся в Орловской области удалось в суде доказать, что им противозаконно завышали оплату за электроснабжение МОП.

Причем иск на управляющую компанию (Жилсервис) подала городская прокуратура. Ее сотрудники вынуждены были поступить таким образом, поскольку им чуть ли не каждый день приходили жалобы от граждан, проживающих в домах, находящихся в ведении указанного выше субъекта хозяйственной деятельности.

Людям отсылались платежки с огромными суммами, размер которых существенно превышал плату за потребление энергии по квартирам.

Как судейским, так и прокурорским чиновникам, понадобилось немало времени, чтобы изучить все представленные документы, а также действующие:

  • нормативы;
  • методики;
  • инструкции.

В результате удалось установить, что проблема возникла из-за неправильно применения формулы расчета. В прокуратуре отметили – представители энергоснабжающей компании принимали к сведению заявленные самими потребителями расходы электроэнергии, в то время как следовало опираться только на данные получаемые со счетчиков.

Услуги, которые предоставляются собственникам жилых помещений в соответствии с законодательством, разделены на жилищные и коммунальные. Если жилищные связаны с содержанием общего имущества многоквартирного дома, то коммунальные предусматривают подачу в многоквартирный дом различных коммунальных ресурсов. Рассмотрим проблему, связанную с услугой по снабжению электроэнергией мест общего пользования (МОП), появление которой в свое время вызвало негодование со стороны собственников квартир.

Что подразумевается под термином «освещение МОП»?

Ранее собственники жилплощади в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение МОП в составе стандартной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда», что фактически являлось коммунальной услугой, и с этим не поспоришь. Этот вывод следует из Правил предоставления коммунальных услуг, в частности, пункт 3 данных правил, и подтверждается Письмом Минрегиона РФ № 11356-ЮТ/07 от 18.06.2007. Минрегион в указанном письме разделяет понятия «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования» и «освещение помещений общего пользования». Под «освещением» понимается жилищная услуга, а именно ее оказание.

На самом деле, на освещение МОП, которые являются общим имуществом жильцов в многоквартирном доме, требуется такой коммунальный ресурс как электроэнергия. При этом расходы на ее оплату по справедливости должны нести собственники квартир в данном доме. Но в таком случае, чем обусловлено их нежелание вносить оплату за новую строку расходов?

В чем же суть проблемы?

Это только на первый взгляд сумма, которая подлежит оплате за освещение МОП, переместилась в счете на оплату из графы «ремонт и обслуживание жилищного фонда» в графу «электроснабжение». Раньше эти расходы оплачивались согласно тарифу на содержание и ремонт, который утверждался общим собранием собственников жилых помещений или органом местного самоуправления. Фактический размер оплаты за услуги становится виден только в том случае, если в многоквартирном доме будет установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Необходимо отметить, что показания общедомового прибора учета отражают как общее энергопотребление во всех помещениях, так и потери энергии во внутридомовых сетях, которые при этом также возмещаются собственниками. Таким образом, образуется превышение количества электроэнергии, которое зафиксировано общедомовым счетчиком над суммарным количеством, плату за которое ТСЖ и управляющие организации и получают от собственников. Не желая терпеть убытки, товарищества и управляющие компании «раскидывают» получившуюся разницу на собственников жилых помещений в многоквартирном доме и включают в счета за услуги такую строку как «освещение МОП», что сопровождается сопротивлением со стороны собственников.

За недобросовестных собственников в ответе ТСЖ и управляющие организации

Обычно «крайними» в данной ситуации становятся управляющие организации и ТСЖ. Нежелание собственников оплачивать электроэнергию, которая необходима для освещения МОП, вынуждает ТСЖ и управляющие компании уклоняться от установления договорных отношений по снабжению электроэнергией МОП. Энергоснабжающая организация обращается в суд и требует взыскание задолженности за электроэнергию, которая была фактически поставлена в дом. В большинстве случаев суды признают такие требования обоснованными и удовлетворяют иски в полном объеме на совершенно законных основаниях.

Учитывая тот факт, что проблема оплаты собственниками помещений коммунальной услуги «энергоснабжение МОП» появилась не так давно недавно, судьям на местах редко приходится сталкиваться с делами по взысканию задолженности с собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Однако такие дела не отличаются, например, от взыскания с собственников задолженности оплаты за жилое помещение или пользование коммунальными услугами.

Сколько собственник должен платить?

Отдельно следует рассматривать вопрос распределения расходов по оплате электрической энергии между собственниками, потребленной на нужды всего дома. Согласно Приложению 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, расчет оплаты за электроснабжение определяется в зависимости от наличия и общих, и индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Если ни в одном жилом помещении дома нет прибора индивидуального учета электроэнергии, то в соответствии Приложением 2, устанавливать плату за электроснабжение в жилых помещениях следует соответственно числу лиц, зарегистрированных в квартире. Из зафиксированного общедомовым счетчиком количества потребленной электроэнергии нужно вычесть суммарный объем электроэнергии, израсходованной в нежилых помещениях за тот же расчетный период. Именно эта разница должна распределяться между собственниками жилых помещений. Особое внимание следует обратить на то, что в этом случае не должны применяются нормативы энергопотребления. Таким образом, оплата за электроснабжение жилых помещений может меняться в течение года.

Если приборы учета энергии есть только в части помещений, значит алгоритм расчета будет усложняться. Собственники квартир не оборудованных счетчиками, оплачивают электрическую энергию согласно установленным нормативам энергопотребления, а обладатели приборов учета должны платить за тот объем электроэнергии, который отличается от того, что был зафиксирован индивидуальными счетчиками.

Если же во всех помещениях дома, в котором существует коллективный счетчик, установлены собственные приборы учета электроэнергии, то используется формула, в которой суммарный объем энергии, рассчитанный по соответствующим нормативам будет равен нулю. Иными словами, расходы на электроэнергию затраченную на МОП, будут распределены согласно показаний индивидуальных приборов учета.

Выходит, что согласно установленному законодательству, стоимость электрической энергии, расходуемой на освещение МОП, включается в оплату коммунальной услуги электроснабжения. И даже при установке общедомового средства учета граждане пока не готовы оплачивать электроэнергию в размере, который превышает фактическое потребление ими электроэнергии внутри жилого помещения.

1. Энергоснабжение МОП является коммунальной услугой.

2. Данная услуга оказывается собственникам квартир, а значит, именно они должны оплачивать ее на основании показаний общедомового счетчика электроэнергии.

3. Принимая во внимание тот факт, что услуга энергоснабжения МОП оказывается энергоснабжающими компаниями на основании договоров с ТСЖ или управляющими организациями, последние должны нести обязанность по оплате указанной услуги.

4. От платежеспособности собственников напрямую зависит платежеспособность исполнителей коммунальных услуг. Взыскание товариществом или управляющей организацией с собственников жилых помещений задолженности по оплате электрической энергии влечет взыскание данной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам управляющей организации или ТСЖ.

Получая квитанции по ЖКХ, многие встречаются с незнакомой аббревиатурой «МОП» без расшифровки. Данная строка, предусмотренная в платежных документах, характеризует некоторую сумму выплат, которая в ней указывается. В связи с этим возникают вопросы, связанные с расчетом количества денежных средств по оплате электроэнергии в многоквартирном доме.

Что это такое

Эта аббревиатура означает места общего пользования. Ими могут пользоваться абсолютно все, но при этом они являются собственностью жителей дома.

В строительстве МОП определяет то, какой ремонт произведен в данных местах: сложность строительных работ, дизайн-проект и использованные материалы.

Определение

Данное название характерно для многоквартирных домов. В статье 36 Жилищного Кодекса РФ указаны помещения МКД (многоквартирного дома), которые включены в состав МОП. По сути, сюда входит вся площадь дома, исключая квартиры, которые находятся в личной собственности их владельцев. Соответственно, все эти места должны надлежащим образом обслуживаться. Они не являются частью квартир, но нуждаются в постоянном уходе и осмотре специалистами.


Нормативы

Сюда входят:

  • периодичность осуществления предусмотренных работ (например, раз в неделю);
  • стоимость предоставляемых услуг (например, текущий ремонт МОП - 3,58 руб.).

Что включается

В состав МОП включены площади различных помещений, которые находятся в общем доступе. Они зависят от планировки дома и предусмотренных проектировщиком мест для обеспечения различных нужд собственников.

В общий перечень площадей МОП относят:

  • лестницы и лифты;
  • предбанники для хранения вещей;
  • чердак и бойлерная;
  • крыша;
  • крыльцо;
  • места, предназначенные для курения и т. п.

Все вышеупомянутые места предназначены для создания максимального комфорта жителей дома.


МОП включают предоставление необходимых видов работ для поддержания нормального их состояния. Нормативным актом, устанавливающим порядок использования и содержания мест для общего использования, является ЖК РФ и Постановление Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 г.

Виды работ:

  1. Выявление неисправностей каких-либо видов оборудования и их частей, находящихся на территории МОП.
  2. Проверка на работоспособность осветительных приборов возле и внутри подъездов.
  3. Осмотр противопожарного оборудования и средств сигнализации.
  4. Вывоз мусора.
  5. Озеленение в летний период времени.


Уборка

В местах общего пользования должна обязательно проводиться уборка. Ее регулярность, стоимость и виды работ прописаны в договоре с УК.

В уборку, как правило, входят:

  • борьба с грызунами и насекомыми;
  • уборка снега придомовой территории;
  • покос травы;
  • очистка крыши;
  • содержание подъезда в надлежащем состоянии.

Если имеется мусоропровод, то, соответственно, очистка данного места по мере необходимости.


Ремонт

Сроки проведения общего КАП ремонта устанавливаются, исходя из особенностей технической эксплуатации разных жилых строений. Однако сотрудники управляющей компании при выявлении необходимости проведения ремонтных работ оборудования, лифтов, лестничных проем и т. п., обязаны незамедлительно принять меры по устранению неполадок.


Расчет стоимости электроэнергии

У большинства собственников возникает вопрос: электроэнергия МОП - что это? Ранее все затраты на электроснабжение мест общего пользования входили в графу расходов на «Содержание и ремонт жилого помещения», но с внесением соответствующих изменений были оттуда вычтены.

Расчет суммы оплаты определяется по площади квартиры. Общедомовое имущество делится пропорционально площади каждой квартиры, а не количеству проживающих. После того как показания приборов учета сняты, они направляются в управляющую компанию. Она делает расчет, который определяет ежемесячную стоимость «Электроснабжения МОП».

При расчете электроэнергии, которая тратится на общественные нужды, опираются на показатели:

  • общего потребления электричества в доме;
  • совокупности потребления электричества во всех жилых помещениях;
  • затрат электроэнергии юридический лицами, которые подключены к общедомовой сети.


Возможные проблемы

При установке в местах общего пользования дополнительного освещения или при незаконном подключении к электросети, суммы денежных средств, которые связаны с утечкой электроэнергии, выплачивают все жильцы дома.

Погашение счета за электроснабжение общественных помещений рассчитывается по квадратным метрам: у какого собственника больше площадь, тот больше и оплачивает.

Учет энергопотерь

Утечка электроэнергии, как правило, связана с множеством неблагоприятных факторов.

Например:

  • устаревшая электрическая проводка;
  • отсутствие энергосберегающих лампочек;
  • поломка счетчика;
  • незаконное подключение к сети и т. д.

Для учета энергопотерь и уменьшения суммы по оплате за электроснабжение МОП жильцы должны собрать инициативную группу. Она будет контролировать снятие показаний индивидуальных счетчиков всеми жильцами дома и выявлять незаконные подключения к электросети.


Кто и сколько платит

Все расходы, связанные с предоставлением коммунальных услуг, в которые входит и содержание MOП, несут собственники помещений. Это установлено статьей 39 п.1 ЖK PФ. Постановление №354 определяет, что собственники обязаны каждый месяц производить оплату электроснабжения MOП, даже если они не проживают в данном месте. Общее количество людей, которое зарегистрировано в жилом помещении, не имеют отношения к освещению общественных мест дома.

Ответственность за неуплату

Договоры, заключенные c коммунальным компаниями, предусматривают ответственность за неисполнение обязанностей по оплате предоставленных ресурсов. Если собственник систематически не оплачивает необходимую сумму денежных средств, то поставщик энергоресурса имеет полное право подать в суд и взыскать с такого лица задолженность. Как показывает практика, в большинстве случаев, если УK и TCЖ подают иски на взыскание долга c собственника, суд их удовлетворяет.

Плохая осведомленность о том, что означает новый пункт, появившийся в квитанции, влечет нежелание населения его оплачивать. Каждый собственник обязан знать, что освещение мест общего пользования - это платная услуга, которая всегда существовала, но выделилась в отельную строку относительно недавно. Поэтому оплачивать ее важно и нужно.


Уловки управляющих компаний

Уловки, к которым прибегают управляющие компании, заключаются во включении в список платных услуг еще и дополнительных. Поэтому во многих многоквартирных зданиях создан «совет дома». Он проверяет отчет действий УК.

Проверке подлежат:

  • услуги, на которые произведена трата средств, собранных с жильцов;
  • надлежащее исполнение договора УК;
  • перечень услуг, предоставляемых УК.


Другие расшифровки аббревиатуры

Стоит отметить, что аббревиатура «МОП» имеет еще множество значений. Она может расшифровываться, как «тряпка для уборки и мытья пола». Специальная насадка для швабры или щетки, которая подходит по размеру и типу крепления. Предназначена для уборки и ухода за полами.


Также аббревиатура может означать «младший обслуживающий персонал». В него входят такие работники, которые не участвуют в процессах производства продукции и управления данными процессами. Они выполняют функции обслуживания.

Видео

В видео дана информация, что такое МОП в многоквартирном доме.

В следующем видео содержится расшифровка МОП в строительстве.

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме. До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст. 36 п. 1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

  • лифтовые шахты и кабины,
  • коридоры и лестничные площадки,
  • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
  • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла). Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных. Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

Регион Норматив (кВт·ч в месяц на кв. метр) Все нормативы
МКД с лифтами МКД без лифтов
Московская область (г. Москва) 0,61 2,88
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) 0,43 1,66
Нижегородская область 0,39 1,60
Свердловская область (г. Екатеринбург) 1,96 4,16
Саратовская область (г. Саратов) 1,82 2,44
Омская область (г. Омск) 1,039 1,943
Томская область (г. Томск) 0,82 1,42
Новосибирская область (г. Новосибирск) 0,728 0,973
Липецкая область (г. Липецк) 0,37 1,24
Ростовская область (Ростов-на-Дону) 0,55 2,24
Ярославская область (г. Ярославль) 0,646 1,010
Республика Татарстан (г. Казань) 0,272 0,272
Республика Крым (г. Симферополь) 0,21 0,58
Краснодарский край (г. Краснодар) 0,322 1,412
Республика Башкортостан (г. Уфа) 0,295 0,791
Республика Адыгея (г. Майкоп) 0,315 1,357

Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2020 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об) , где:

  • V об - показания общего счетчика;
  • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - суммарная площадь всех квартир дома.

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Если объем ОДН отрицательный

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

Что делать, если нет счетчика?

В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об) ,
где:

  • N одн - норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
  • S ои - суммарная площадь всего общедомового имущества;
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2020 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину — составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома. Следующие по убыванию расходы на различное оборудование, например, насосов, подающих горячую воду и отопления в системы дома круглосуточно, а также лифтов. И совсем незначительные, но также необходимые, — это затраты энергии на подключение электрооборудования, используемого для проведения ремонтных работ.

В последнее время часто задают вопрос о новой строке, появившейся месяц-второй назад в счетах на оплату ЖКУ - «Электроснабжение МОП». В моем, например, счете за февраль в строке «Освещение МОП» указывался «тариф» - 0,5 руб./кв. м, за март в строке «Освещение МОП» уже была сумма с минусом и появилась услуга «Электроснабжение МОП фев 2011»…
Что это за услуга? Новая ли?..
Сообщаю о своих исследованиях. Как и предполагал, «Электроснабжение МОП» - такая же коммунальная услуга, как водоснабжение, водоотведение, отопление, газ и электроэнергия (которую мы привычно оплачивали по показаниям счетчиков или по нормативу). В соответствии с Жилищным Кодексом, постановлениями Правительства РФ №№ 306, 307, 491 собственники обязаны оплачивать содержание общедомового имущества и коммунальные услуги на его содержание.
То есть, собственник должен оплачивать не только электричество, которое он потребляет непосредственно в своей квартире, но и то, которое расходуется на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу лифтов и другого имущества дома... Больше того, во внутридомовых сетях неизбежны ПОТЕРИ электроэнергии (как утверждают специалисты, от 10 и выше %%), которые также оплачиваются из нашего кошелька.
Предвижу вопросы, но сначала закончу ликбез…
Как определяется доля электроэнергии на общее имущество, которую должен оплатить собственник? Арифметически - просто. В расчете этой доли используются три величины.
ПЕРВАЯ - это объем потребленной домом энергии (по показаниям общедомового прибора учета).
ВТОРАЯ - суммарный объем электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов.
ТРЕТЬЯ величина - суммарный объем электроэнергии по нормативам потребления.
Первая величина делится на сумму второй и третьей, и полученный КОЭФФИЦИЕНТ умножается на показания квартирного прибора учета. Коэффициент заведомо больше единицы. Полученное произведение и есть та сумма, которую должен оплатить собственник за электроэнергию С УЧЕТОМ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА… Но. Тех, кто не имеет счетчиков и оплачивает электричество по нормативу, этот коэффициент обходит стороной: теоретически в нормативах все учтено (и потери, и объем услуги на содержание общедомового имущества). А в квитанциях сумма в строке «Электроснабжение МОП» как раз и должна быть разницей между суммой по нашему счетчику и этой же сумой, помноженной на коэффициент…
Такой порядок расчета определен постановлением 307 еще в 2006 году. Попытки оспорить его в судах оказались безуспешными…
Желающие могут ознакомиться с текстом письма Минрегионразвития РФ от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07 на эту тему (ниже). Еще есть хороший комментарий по ссылке http://gkh.avbn.ru/jkh_articles/?11358 .
Почему только сейчас стали вводить доплату по электричеству? Толком никто не объясняет. (Есть, конечно, версия, что доплату не вводили по причине опасения «социальной напряженности».) Некоторые директора управляющих организаций утверждают, что якобы вмешалась прокуратура, предписав компаниям выставлять собственникам 100% потребление домом электроэнергии. Но, кстати, некоторые ульяновские УО начали выставлять корректировку по электроэнергии еще больше года назад. И корректировки эти оказались практически сравнимы с суммами по показаниям счетчиков.
С одной стороны, понятно, что дом в целом потребляет электроэнергии больше, чем сумма объемов электроэнергии по квартирным счетчикам и нормативам. И эту разницу энергетикам нужно оплатить. Понятно, что сделать это можно только за наш счет.
С другой стороны возникают вопросы и претензии как к законодателям, так и к управляющим организациям.
Справедливо ли, что оплачивающие по нормативу (но потребляющие больше нормативного за счет большего количества проживающих, чем прописанных), не должны оплачивать «Электроснабжение МОП»?
Что делают УО для снижения потерь в электросетях?
Как бороться с неплательщиками, ведь из-за них увеличивается нагрузка на добросовестных собственников?
Как бороться и кто борется с воровством электроэнергии?
Наконец, справедливо ли - чем больше платишь по квартирному счетчику, тем больше платишь за «Электроснабжение МОП»?..
И напоследок, цитата из факсограммы Минрегионразвития № 18/14 от 24 января 2011 года: «ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ… МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ ПУНКТА 5 РАЗДЕЛА I ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2010 г. № 42 ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ РОСТА ПЛАТЕЖЕЙ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В 2011 ГОДУ ВЫШЕ 15 ПРОЦЕНТОВ СООБЩАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ…»
Вспомнили? Да?
Больше 15% - НЕЛЬЗЯ!
Популизм? Без сомнения. С одной стороны (законодательной и экономической) требовать оплачивать все и вся. С другой стороны - пытаться избежать"социальной напряженности"…

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПИСЬМО от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07
Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Приложением N 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги:
при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В отношении электроснабжения примером этого могут служить пункты 24 и 25 приложения к Правилам установления нормативов при определении норматива электроснабжения расчетным методом, а также пункт 10 приложения к Правилам установления нормативов, учитывающий в формуле определения норматива электроснабжения с применением метода аналогов и экспертного метода "суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета";
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктами 15 - 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, одной из составляющих, на основе которой рассчитываются тарифы на электрическую энергию, является размер необходимой валовой выручки организации от реализации каждого вида продукции (услуг), куда включаются, в том числе, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до сведения органов местного самоуправления, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов и организаций коммунального комплекса, действующих на территории субъектов Российской Федерации.
Ю.П.ТЫРТЫШОВ