Энциклопедия о сергии радонежском небольшой рассказ. Сергий Радонежский: биография

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских , находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского

Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда - Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.

Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.

3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

Сергий Радонежский. Чудо

Теперь он - очень удрученный неудачами - нашел не то, чего искал. Под дубом встретил “старца черноризца, саном пресвитера”. Очевидно, старец его понял.

Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей - через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в “церквице” своей, молился, ничего не “вкушал”, кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в “церквице” своей он “пел утреню”, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый “полк бесовский”. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. (“Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…”) Бесы исчезли.

Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он “боголюбив”.

Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал - с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Юность Преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. И принял нескольких…

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, “имел силу противу двух человек”.

Был первым и на службах.

Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.

Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.

Но братия настаивала. Несколько раз “приступали” к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.

Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.

Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:

Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

Троице-Сергиева лавра (Сергий Радонежский). Лисснер Э.

Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. А Сергий был все так же прост - беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные “отличия” его вообще не занимали. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все - возведенное к предельной легкости, чистоте.

Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. Это время, когда “старичка” слышно на всю Россию, когда сближается он с митр. Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.

Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания - трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным - иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.

Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.

Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством - не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.

Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество - вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью - желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.

Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен.

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он - исповедник братии. , основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вел “клиросное послушание” и хранил Богослужебные книги.

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым ли людям, или князю.

Два митрополита, оба замечательные, наполняют век: Петр и Алексий. Игумен ратский Петр, волынец родом, первый митрополит русский, основавшийся на севере - сначала во Владимире, потом в Москве. Петр первый благословил Москву. За нее, в сущности, положил всю жизнь. Это он ездит в Орду, добывает от Узбека охранительную грамоту для духовенства, непрерывно помогает Князю.

Митрополит Алексий - из сановного, старинного боярства города Чернигова. Отцы его и деды разделяли с князем труд по управлению и обороне государства. На иконах их изображают рядом: Петр, Алексий, в белых клобуках, потемневшие от времени лица, узкие и длинные, седые бороды… Два неустанных созидателя и труженика, два “заступника” и “покровителя” Москвы.

Пр. Сергий при Петре был еще мальчиком, с Алексием он прожил много лет в согласии и дружбе. Но св. Сергий был пустынник и “молитвенник”, любитель леса, тишины – его жизненный путь иной. Ему ли, с детства – отошедшему от злобы мира сего, жить при дворе, в Москве, властвовать, иногда вести интриги, назначать, смещать, грозить! Митрополит Алексий часто приезжает в его Лавру - может быть, и отдохнуть с тихим человеком - от борьбы, волнений и политики.

Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити - все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,- восхождение.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло - летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло.

Время для Димитрия опасное.

До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Д. Донского. Кившенко А.Д.

Русь собралась

18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем - впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.

Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо ему шепнул: “Ты победишь”.

Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.

20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: “Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!”

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: “Многим плетутся венки мученические”. Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: “Мы победили”.

Преподобный Сергий Радонежский. Кончина

Сергий Радонежский пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи - источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь - Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками - и проникнутые духом его.

Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на “Маковицу”, оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

Имя: Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович)

Возраст: 78 лет

Деятельность: иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей

Семейное положение: не был женат

Сергий Радонежский: биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.


Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

26.11.2016

Сергий Радонежский почитается русской православной церковью как святой. Этот удивительный человек обрел славу уже при жизни: люди шли и ехали со всех концов великого княжества, чтобы получить его благословение. Говорят, одно его слово давало несказанное утешение, помогало в горестях, наставляло на путь истинный даже самых заблудших. Какие же интересные факты биографии Сергия Радонежского дошли до нас сквозь тьму веков?

  1. Будущий основатель Троице-Сергиевой лавры родился в 1392 году в семье представителей боярских родов. Его отец Кирилл и мать Мария были очень уважаемыми людьми, помогали бедным.
  2. Новорожденный получил имя Варфоломей. Еще до его появления на свет случилось чудо, о котором рассказывают летописи. Однажды беременная Мария пришла в церковь, и младенец трижды прокричал во чреве. Женщину обступили, стали уверять, что это не к добру. Насилу она выбралась из толпы. А потом оказалось, что таким невероятным образом заявили о себе не злые, а светлые силы небес: у Марии родился будущий святой.
  3. Варфоломей вместе со старшим братом пошел в школу, когда настал возраст, подходящий для учебы. Однако если старший, Стефан, все хватал на лету, то младшенькому совсем не давалась грамота. Все чаще стали его посылать вместо школы пасти коров. Расстроенный, бродил мальчик по полю, а в один прекрасный день увидел рядом с собой старца-странника. Варфоломей привел дедушку домой, где Мария накормила и напоила путешественника. И тот сказал ребенку: «Я слышал, ты не можешь учиться? А ну-ка, иди прочти мне молитву». Изумленный Варфоломей вдруг уразумел буквы и начал легко читать!
  4. Варфоломей с детства мечтал о монашеском сане. Выучившись, он вместе с братом ушел в лесную чащу, где вырубил себе келью. Братья жили вместе, не принимая подаяния, много трудились, молились.
  5. Когда Стефан, не выдержав тягот лесной жизни, ушел в город, к Варфоломею (который уже принял имя Сергий) стали стекаться люди, жаждавшие молитвенных трудов и уединения. Монастырь разросся, окреп.
  6. Свою смерть Сергий предсказал еще до того, как начал терять силы. Он принял обет молчания и в течение последних шести месяцев не произнес ни слова. При нем неотлучно находился лишь любимый ученик.
  7. Однажды Сергию предложили митрополичий сан. Он отказался.
  8. Сам Дмитрий Донской приезжал к Сергию за благословением на Куликовскую битву. Сергий Радонежский предсказал победу и все время боя молился за русское войско. Когда падал в сражении русский воин, он мысленно видел его смерть и говорил о ней ученикам.
  9. Сергий славился умением излечивать телесные и душевные недуги. Однажды убитый горем крестьянин привез к нему только что скончавшегося от тяжелой болезни малолетнего сына. Сергий взял ребенка, натер его травами, помолился над ним - и мальчик ожил.
  10. Кроме Троице-Сергиевой лавры, русский святой построил еще 5 храмовых комплексов.
  11. В монастырях, где главою становился Сергий, братия жила строго. Все было общее, милостыню просить не разрешалось. Монахи обеспечивали себя сами. Если Сергий узнавал о нарушении монастырского устава, провинившийся покидал обитель.

Сергий Радонежский был великим человеком. Он, несомненно, обладал огромной силой духа, несгибаемой волей. Весь мощный поток энергии души он направил на служение Богу и человеку, помогая слабому Божьему созданию выдерживать посланные судьбой испытания. Главными заветами, которые он оставил потомству, были: работать, преодолевать трудности, не роптать на свой жребий и подавать руку помощи тому, кто в этом нуждается. Такова была вся его жизнь - непрерывный труд подвижника.

3 мая 1314 года у Кирилла и Марии в Ростовской области появился на свет сын. Первое чудо произошло до рождения мальчика. В один из дней Мария, будучи беременной, пошла в храм. Во время богослужения, малыш, находящийся в животе матери три раза закричал. Через сорок дней после рождения, его окрестили и назвали Варфоломеем. Мать с отцом поведали священнослужителю о крике сына из утробы. На что духовник ответил, что отрок в будущем станет служить Святой Троице.

Когда мальчик вырос, он стал учиться грамоте, но обучение ему давалось с трудом. В один из дней Варфоломей повстречал священника и поведал духовнику о трудностях с обучением и попросил его помощи. Священник дал ему кусок просфоры и сказал, что теперь Варфоломей будет читать хорошо. Священник пошёл в храм и стал молиться, а Варфоломею сказал читать песнопение. Чудом он стал читать на много лучше, чем раньше. Спустя время Варфоломей стал поститься и читать молитвы.

Спустя некоторое время семья Варфоломея переехала в город Радонеж. Отрок изъявил желание стать монахом, но родители попросили его, чтобы он дождался, когда они умрут. Кирилл и Мария ушли в монастыри и там умерли. Наследство, доставшееся от отца, Варфоломей передал младшему брату Петру, а старший брат Стефан ушел в монахи. Варфоломей принял решение уйти в лес и построить там церковь и позвал с собой своего брата Стефана. Они нашли в чаще безлюдное место, возвели не большую хижину и построили там храм, который был освящен митрополитом Киевским во имя Святой Троицы. Игумен Митрофан постриг Варфоломея в монахи и назвал его Сергием. В это время ему было около 20 лет.

Однажды во время молитвы произошло чудо, стены в церкви разошлись, и в нее ступил сам сатана, он велел Сергию покинуть храм и пугал его. Но Сергий изгнал его своей молитвой. Спустя время другие монахи поселились рядом с Сергием. Каждый возвел хижину. Когда монахов стало 12, вокруг хижин построили ограду. Когда игумен Митрофан скончался Сергий с монахами пошёл к епископу, за новым наставником. Епископ наказал самому Сергию быть игуменом. Сергий дал свое согласие.

Первое время к церкви не было хорошей дороги. Спустя время люди стали строить свои дома по близости, которые разрослись в села. Монахи проявляли недовольство, что рядом нет воды. Святой Сергий долго молился и вблизи появился источник, вода которого исцеляла. Возле реки Волги проживал сановник, которого мучил бес. Преподобный Сергий прогнал дьявола. С того времени большое количество мирян стали посещать святого. Перед битвой с ордынским князем Мамаем, князь Дмитрий попросил благословения у Сергия и победил. Впоследствии в честь этого был возведен Успенский монастырь.

Свою кончину святой Сергий предсказал за 6 месяцев и передал игуменство ученику Никону. Сергий Радонежский отошел в мир иной 25 сентября 1392 года, прожив 78 лет. Сергий хотел, чтобы его похоронили за пределами церкви, рядом с остальными монахами. Но митрополит Киприан дал свое благословение, чтобы Сергия положили с правой стороны в церкви. Огромное количество людей в день похорон пришло попрощаться со святым Сергием Радонежским.

Биография и житие Сергия Радонежского кратко для детей 2, 4 класса

Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.

Мария, нося ребенка в утробе, вела праведный образ жизни. Она строго соблюдала все посты и молилась. Еще тогда она решила, что если на свет появится мальчик, то посвятит его службе господней. И, как предзнаменование будущего ребенка, произошло, однажды, чудо в храме во время молитвы Марии. Ребенок трижды прокричал из чрева матери. Священником было это истолковано так, что он вырастет служителем Святой Троицы.

После рождения, на сороковой день от роду, младенец был крещен. Имя дали ему Варфоломей. Были у него и еще два брата – Петр и Стефан.

Мальчик рос. Пришло ему время обучаться грамоте. Братьям его эта наука давалась легко, а Варфоломею с большим трудом. Он очень сильно переживал из-за этого.

Однажды, по просьбе отца, отправился Варфоломей на поиски лошадей. И по дороге встретил мальчик в поле святого старца. Рассказал он ему о своих трудностях в обучении и попросил помолиться за него. В ответ на это старец дал юнцу кусочек просфоры и сказал, что будет знать он отныне грамоту очень хорошо.

Варфоломей пригласил старца в дом к своим родителям. Он не отказался. А мальчику с тех пор все науки стали легко даваться.

Прошло несколько лет и Варфоломей стал строго соблюдать все посты и читать молитвы, готовя себя к службе Всевышнему. Перечитал он не мало книг святых.

Вскоре, он вместе со всей семьей переселился в земли Ростовские, в Радонеж. Переезд был связан с бесчинствами в Твери московского воеводы. Поселилось семейство подле местной церкви.

Братья Варфоломея нашли себе жен. А он стремился к богослужению. Попросил он отца с матерью благословить его на это. На что родители попросили его дождаться, покуда они закончат свой земной путь, а после уже и посвящать себя Господу.

Через какое-то время ушли они в монастыри. И там настигла их смерть. К этому времени, у Стефана умерла жена и он тоже нашел себе приют в монастырской келье. Наследство родителей отдал Варфоломей все другому своему брату – Петру.

Позвал он Стефана на поиски подходящего места для строения обители. И выстроили они с ним на пустыре небольшую церквушку, освятив ее во имя Святой Троицы. Через какое-то время брат покинул Варфоломея. Тяжелой оказалась для него жизнь на лоне природы. Ушел он в московский монастырь. Там стал он игуменом.

А Варфоломей попросил старца Митрофана постричь его в монахи. При постриге и принял он имя Сергий. Был он на то время чуть старше 20 лет.

И стал жить он в своей хижинке, усердно молясь. Искушали его бесы всячески, но Сергий был стоек. Не поддался на их соблазны, а изгонял их. Как-то раз посетил его сам сатана, но святой и его изгнал.

Навещали иногда Сергия монахи. А со временем, некоторые стали и селиться там вместе с ним. Церквушка стала расстраиваться.

После смерти игумена, по настоянию епископа Афанасия, Сергий принял этот святой сан.

Творил святой много чудес разных. По молитве Сергия возник родник неподалеку от основанной им церкви. Мог он и больного исцелить, и умершего воскресить. И стали приходить к нему за помощью люди страждущие.

Однажды, было Сергию видение, что будет его церковь приютом для нищих и странников и будет полна она народа.

Вернулся в церковь и брат Стефан. Но, как-то раз, Сергий, обидевшись на него, покинул обитель. Построили он себе келью на реке Киржач. Но пришли туда к нему иноки из церкви Святой Троицы.

Через какое-то время святой вернулся назад, оставив в новой обители игуменом одного из своих учеников.

Продолжил жизнь свою там Сергий. Продолжал творить он чудеса, исцелять больных. Приходили к нему за советами и благословением. Сам великий князь московский Дмитрий посетил святого, прежде чем пойти на битву с Ордой, произошедшей на Куликовом поле. Получив на нее благословение Сергия, князь спокойно повел свое войско в бой.

Сергий не только молился и исцелял людей. Много он работал на благо своего монастыря. Постепенно, стала его обитель и приютом для страждущих, что было ему предсказано в видении.

25 сентября 1392 года Сергий Радонежский скончался. Оставил он после себя игуменом ученика своего Никона. Сергий положил начало пустынной монашеской жизни.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился в селе Варницы недалеко от Ростова 3 мая 1319 года, Его называют - Варфоломей. Кирилл и Мария, родители будущего святого, принадлежали к боярам. Кроме Варфоломея у них родились еще двое мальчиков Петр и Стефан.

По легенде Мария пошла в церковь и во время исполнения молитвы ее ребенок из чрева издает громкий крик. Будучи во младенческом возрасте он удивляет всех, тем что в среду и пятницу не пьет молоко матери, а если Мария в другие дни кушала мясо, то он также не употреблял в этот день молоко от ее груди. И матери Варфоломея впоследствии пришлось не употреблять мясную пищу.

В семилетнем возрасте вместе с братьями его отправляют на учебу, но грамота ему тяжело дается. Варфоломей очень желал научиться писать и читать. После его непрестанных молитв об даровании ему понимания грамоты, он встречает старца, которого просит помочь в его беде. Старец благославляет отрока и говорит, что отныне ты будешь все разуметь, даже лучше чем твои братья. И с этого дня Варфоломей удивительным способом стал понимать грамоту.

Мальчику были интересны книги о жизни святых. Прочтя их Варфоломею приходит вдохновение в установленные дни держать строжайший пост с отказом от пищи, а в оставшиеся дни употреблять в пищу исключительно хлеб и воду, а также все ночи посвящает усердной молитве.

В 1328 года Варфоломей с семьей переезжает в Радонеж. И в возрасте 12 лет он решает принять обет монашества, но родители ставят условие, что это произойдет только после того как они умрут, так как Петр и Стефан обзавелись семьями, а он остается их оставшейся опорой. Этого ждать долго не пришлось Кирилл и Мария умерают, а перед кончиной, по традиции, принимают постриг в иноки и схимничество.

После их смерти Варфоломей направляется в Хотьково-Покровский монастырь, где брат Стефан, после кончины своей жены принял постриг. Желая осуществить строжайший монашеский подвиг, братья у реки Кончуры основывают обитель. И Варфоломей прямо в Радонежском бору возводит церквушку в честь Святой Троицы. Его брат не смог выдержать строжайшей отшельнической дисциплины и уходит.

В 1337 году Варфоломей получает посвящение в монахи от игумена отца Митрофана и нарекается в честь великомученика Сергия. Прошло время и к нему начали приезжать другие монахи и иноки, образовывая обитель в последствии ставшей Троице-Сергеевой Лаврой. Община росла - и вокруг нее начали обосновываться труженики и крестьяне.

Отец Сергий отличался особой любовью к труду и возвел своими руками некоторые кельи, а также выполнял всю хозяйственную работу в обители. Труд он соединял с непрестанною молитвою и постом. Монахи часто удивлялись, как их преподобный все время тяжело работает и постится, но здоровье не ухудшается, а на оборот.

В 1354 годы преподнобного Сергия возводят в сан иегумена. Слава о нем распространяется и Филофей, будучи патриархом, передает ему некоторые дары с пожеланием дальнейших духовных подвигов. По патриаршему наставлению в монастыре вводится общинно-жительный строй. Он предполагал равенство в имуществе, носить такую же одежду и обувь как у всех, питаться из общего котла и повиноваться иегумену и признанным старцам.

Кроме Троицко - Сергиевой обители преподобный основывает и другие монастыри, где вводит общинно-жительный устав. Вот некоторые из них:

  • Высоцкий монастырь в Серпухове
  • Благовещенский монастырь в городе Кержач
  • Георгиевский монастырь, расположенный на реке Клязьме
  • Старо-Голутвин близ Коломны

А последователи Сергия преподобного основывают в дальнейшем приблизительно 40 монастырей на родной земле.

Сергий Радонежский приобрел и славу миротворца, что имело важное значение в Куликовской битве. Дмитрий Донской перед баталиями получает благословение старца. Сергий предрекает небывалый разгром войска татар. И нарушая принятые каноны, напрявляет вместе с князем двух иноков. И в святой день рождества Богородицы русское войско побеждает.

На протяжении всего своего жизненного пути преподобный Сергий видел различные мистические видения.

И близко к своей смерти он передает иегуменство и наставления близкому ученику Никону и отрекается от земного. Скончался святой Сергий Радонежский осенью 1392 года.

4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Юлий Ким

    Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Успенский Эдуард

    Успенский известен в узких кругах, как писатель культовых детских произведений. Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей. В творческий мир, он ворвался за счет таких произведений как Крокодил Гена и Чебурашка, Дядя Федор

  • Клод Моне

    Оскар Клод Моне - французский художник, основатель импрессионизма. Им написано более 25 картин. Наиболее известные: Впечатление. Восходящее солнце, Водяные лилии, Руанский собор и портрет Камиллы Донсье.

  • Елена Исинбаева

    Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года. Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике. Одновременно с физкультурной школой получает образование в лицее с техническим уклоном

  • Владимир Иванович Даль

    Владимир Иванович Даль является великим выдающимся русским писателем и врачом. Огромным достижением этого человека является создание толкового словаря нашего великого русского языка.

Радонежский Сергий (май 1314 или 1322 – 25.09.1392) – русский иеромонах, основатель нескольких монастырей, в том числе крупнейшего в России –Троице-Сергиевой Лавры.

Известен как духовный наставник русского народа, основоположник его духовной культуры. Отнесен к лику святых.

Ранние годы

Сергий не оставил письменного наследия, основные сведения о нем изложены в житии Епифания – ученика Радонежского. Епифаний Премудрый ответственно подошел к написанию жития, использовал разные источники, в том числе рассказы брата Сергия. Для писания характерны упоминания о чудесах. В то же время в нем отсутствуют сведения о годе рождения Сергия, вместо даты указана витиеватая формулировка, из-за которой возникло много споров среди исследователей.

При рождении Радонежский был назван Варфоломеем, появился на свет он в деревне Варницы под Ростовом. В семье было трое сыновей, Варфоломей – средний. В детстве посещал школу, хотя в те времена это было редкостью. Предполагается, что изучил там греческий язык. Учеба давалась мальчику с трудом, поначалу, однако позже он стал преуспевающим учеником. С юных лет соблюдал пост, много молился.

Испытывая материальные трудности, его семья перебралась в Радонеж. Похоронив родителей, Варфоломей передал свое наследство младшему брату и отправился к старшему Стефану в Хотьково. Братья покинули деревню и стали искать пустынное место, где поставили келью, позже построили маленькую церковь. Вскоре Стефан устал от изолированной жизни и отправился в московский монастырь, где за свои благодетели получил сан священника, позже стал игуменом.


Первое сохранившееся изображение Радонежского, 1420-е годы

Основные вехи жизни

Варфоломей в возрасте 20 (23) лет принял постриг, получил имя Сергий и продолжил жизнь в одиночестве. Постепенно вокруг него стали селиться ученики. В 1342 году был основан Троицкий монастырь, в котором Радонежский стал игуменом. Условия существования монахов были тяжелыми, они часто голодали. Сергий на своем примере показывал, что нужно жить своим трудом, запрещал инокам просить милостыню. После того, как монастырь перешел в удел князя Владимира, который регулярно оказывал поддержку, жизнь в нем изменилась к лучшему.

После введения в обители нового устройства – общежития – Сергий во избежание конфликта ушел из монастыря и создал на берегу реки Киржач новую обитель, ставшую впоследствии Благовещенским монастырем. Позже основал еще несколько монастырей: под Коломной, на Клязьме, в Серпухове. Везде настоятелями оставил своих учеников.

Радонежский был духовным наставником большого числа учеников, которые открыли в общей сложности около сорока монастырей, а их последователи в свою очередь – около пятидесяти. Сергий пользовался глубоким уважением митрополита Алексея и имел возможность стать его преемником, но не захотел.

Преподобный обладал удивительной способностью к примирению враждующих, убедил многих князей подчиниться московскому князю, укрепив тем самым русские земли. Повлиял на отказ заключения торгового соглашения Московского княжества с Мамаем, а затем благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Сергий скончался глубоким стариком, передав игуменство одному из ближайших своих учеников Никону. Перед смертью дал братии последнее наставление. Погребен был в церкви.

С жизнью преподобного Сергия связывают много чудес, которые упоминаются в повествовании Епифания, работе церковного историка Е. Голубинского.

  • Будучи в материнской утробе, он трижды закричал во время службы в церкви.
  • В детстве Варфоломей встретил старца, который угостил мальчика просфорой. После этого Варфоломей стал лучшим учеником в школе.
  • Однажды, после молитвы Радонежского над ручьем близ обители, открылся большой источник.
  • Исцелил страдающего продолжительной бессонницей больного, а также бесноватого богача. Молитвой воскресил умершего от болезни мальчика.
  • Наказал обидчика одного бедного человека, отобравшего у того свинью. Лихоимец не смог воспользоваться присвоенным мясом, оно испортилось и было поедено червями, несмотря на зимний период.
  • Один греческий священник отказывался верить в чудеса преподобного. При встрече с Сергием он внезапно ослеп, Радонежский после исповеди вернул священнику способность видеть.
  • Сергию было два чудесных видения: ему являлась Богородица с апостолами, а также голос, сопровождаемый стаей красивейших птиц, предрек ему большое количество учеников.

Почитание преподобного Сергия

Радонежский оказал значительное благотворное воздействие на многие поколения вперед. Целью его жизни и деятельности было нравственное воспитание людей. Известный историк Ключевский считает чудом его влияние на народ. Описанию жизни преподобного посвящали себя его ученики, исследователи, историки во все времена.

По свидетельству Пахомия Логофета, спустя тридцать лет после смерти преподобного его мощи остались нетленными. В 1919 году советские власти подвергли мощи вскрытию и передали их в музей, располагавшийся в Троице-Сергиевой Лавре. Во время войны музейный фонд был эвакуирован в Соликамск. В 1946 году мощи были переданы церкви, теперь покоятся в Троицком соборе.

Причисление Сергия к лику святых относят к 1452 году. Радонежский также почитается как святой в католицизме. Ему посвящено более семисот храмов в мире. До появления русской живописи преподобный изображался на иконах. Позже его образ вдохновил многих художников: М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха и др. Также есть и скульптуры с образом Радонежского. Святому установлены памятники во многих российских городах, о нем написано не одно художественное произведение, снят документальный фильм.