Не пропустил пешехода: какой штраф и когда его можно избежать. Как пропускать пешеходов на пешеходном переходе Статья коап пешеходный переход

Пешеходный переход – одно из мест на проезжей части, которое требует повышенного внимания всех участников дорожного движения, так как именно здесь пересекаются пешеходные и транспортные потоки. Как для пешеходов, так и для водителей в этом случае предусмотрены права и обязанности, требующие строгого соблюдения. Осознавая важность обеспечения безопасности на пешеходных переходах, власти страны неизменно предлагают новые формы борьбы с нарушителями.

Как должен вести себя водитель на пешеходном переходе? Какой штраф может быть применен к водителю, не пропустившему пешехода? Как можно защитить себя от штрафа в этом случае? Каково повышение штрафа за такое нарушение в 2018 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Последние изменения в законодательстве

Вопросы безопасности на пешеходных переходах являются одними из самых обсуждаемых как на уровне экспертов, так и среди заинтересованных представителей общественности. Поправки в законодательство, касающиеся взаимоотношений водителей и пешеходов, принимаются достаточно часто: предыдущие изменения ПДД датированы 2014 годом, а уже в октябре 2017 года были опубликованы новые изменения относительно правил поведения на пешеходном переходе. Нововведения затронули:

  • определение пешеходного перехода;
  • правила обгона на пешеходном переходе;
  • порядок пропуска пешеходов на переходе;
  • порядок движения велосипедистов по переходу.

К определению пешеходного перехода теперь добавлена возможность его пересечения трамвайными путями, т. е. водитель трамвая теперь тоже должен соблюдать правила пересечения такого перехода. Пешеходу при этом следует помнить, однако, о повышенной инерционности трамвая, которая не позволит ему остановиться мгновенно.

Такой манёвр, как обгон, теперь на переходе запрещен: ранее запрет касался только случая, когда на переходе находился пешеход. Если один из автомобилей, подъехавших к переходу, уже остановился, то же самое должны сделать и остальные машины, иначе их действия будут расценены как нарушение правил.

Термин «пропустить пешехода» в новой редакции звучит, как «уступить место» и касается теперь, в том числе, и трамвайных путей. Водитель должен остановить машину в том случае, когда пешеход уже идет по переходу или когда он только ступил на него одной ногой.

Размер штрафа

Сумма штрафа зависит от ситуации и степени тяжести допущенного нарушения. Проезд по переходу в тот момент, когда на нём находился пешеход, является административным правонарушением, предусматривающим до последнего времени штраф в размере 1500 рублей. Согласно новым поправкам, эта цифра в 2018 году может находиться в интервале от 1500 до 2500 рублей.

Если же переход регулируемый, то за проезд на красный свет водитель может недосчитаться 1000 рублей на первый раз, при повторном нарушении сумма штрафа может составить 5000 рублей. Для тех, кто продолжает упорно игнорировать сигналы светофора, предусмотрено наказание в виде лишения прав на 4 месяца. Пересечение стоп-линии наказывается штрафом в размере 800 рублей.

В крупных городах на особо оживленных переходах всё чаще устанавливаются камеры видеонаблюдения, облегчающие жизнь автоинспекции и фиксирующие каждое нарушение в зоне видимости. Нарушив правила на таком перекрёстке, можно ждать письмо счастья с указанием суммы, которую необходимо уплатить в качестве штрафа. Следует сказать, что, если с уплатой не тянуть и сделать это в течение 20 дней с момента получения постановления ГИБДД, размер штрафа может быть уменьшен вдвое.

Как правильно проехать пешеходный переход?

Существуют простые правила, придерживаясь которых, водитель может обезопасить себя и пешеходов в момент пересечения «зебры». С регулируемым переходом вопросов, как правило, не возникает: необходимо выполнять требования светофора или регулировщика и не более того. Если, однако, кто-либо из пешеходов не успел перейти дорогу на свой зелёный свет, следует проявить терпение и дождаться, когда дорога будет свободной. Ну и, разумеется, не забывать о существовании стоп-линии.

Приближаясь к нерегулируемому переходу, водитель должен:

  • снизить скорость и посмотреть по сторонам;
  • независимо от того, на какой стороне находится пешеход, если он уже ступил на переход, останавливаться нужно обязательно;
  • однозначно пропустить слепых, а также граждан, направляющихся по проезжей части к транспорту, остановившемуся с противоположной стороны;
  • ни при каких обстоятельствах не совершать обгон на пешеходном переходе и останавливаться, если идущая впереди машина уже остановилась.

Об ответственности пешеходов

Определённая доля ответственности за безопасность на переходе возложена и на пешеходов, которые должны переходить улицу исключительно в предназначенных для этого местах, причём делать это под прямым углом к бордюру, если нет диагональной разметки. Заметив приближающееся транспортное средство, пешеход должен постараться покинуть проезжую часть без задержек и остановок. Ст. 12.29 и 12.30 КоАП предусматривают штрафные санкции для пешеходов, нарушающих ПДД, в размере от 500 до 1500 рублей.

Автомобиль - это средство передвижения, которое можно рассматривать как потенциальную угрозу жизни и здоровью для посторонних людей. Особенно опасными для человека считаются «зебры» - то есть место перехода проезжей части. Поэтому следует чётко знать последние поправки в ПДД, касающиеся пропуска пешеходов, и разного рода нюансы в законах.

Что значит «пропустить пешехода»

Вокруг статьи 12.18 КоАП имеются разногласия, так как её формулировка постоянно меняется, и водитель не может быть уверен, что «правильно» пропустил пешехода и при этом не нарушил какого-либо правила.

Итак, «уступить дорогу», согласно ПДД Российской Федерации (п. 1.2.), это значит «не мешать, не становиться помехой». Трактовка предписывает водителю не начинать движение по проезжей части, если это мешает другим участникам движения (в частности, пешеходам), то есть они будут вынуждены поменять траекторию движения или же свою скорость.

Однако сами водители прекрасно понимают, что на практике доказать, что скорость или характер движения человека были изменены именно из-за действий автовладельца, практически невозможно. Поэтому формулировка этого пункта ПДД явно требовала каких-то более конкретных пояснений. И в конце 2014 года пункты 14.1 и 14.2 ПДД были доработаны и конкретизированы - они касались правил проезда пешеходных переходов без регулировщика или светофора.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

То есть водитель должен внимательно следить за линиями разметки на дороге и за установленными знаками и выполнять ряд действий, предписываемых ПДД:

  • снижать скорость движения перед знаком перехода для пешеходов и разметкой «зебра»;
  • внимательно следить за тротуарными зонами на предмет наличия пешеходов, желающих перейти улицу;
  • прикидывать скорость движения пешехода и его расстояние до «зебры»;
  • своевременно сбрасывать скорость при выявлении намерения пешехода выйти на проезжую часть.

Важно отметить, что старая редакция пункта 14.1 ПДД РФ гласила, что водитель должен остановиться, как только пешеход ступил на разметку «зебры». Однако после доработки данного пункта это необязательно: автомобиль имеет право проехать через «зебру», если траектории пешехода и машины никак не совпадают, а количество полос на проезжей части позволяет безопасно завершить такой манёвр.

Если на дороге более двух полос в одну сторону, то водитель имеет право проехать по одной из них уже при начале движения пешехода по «зебре»

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Штрафные санкции для автовладельцев год из года растут, и штраф за непропуск пешехода тоже стал выше. В 2018 году это нарушение «оценивается» в сумму 1500 - 2500 рублей.

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (ст. 12.18 КоАП РФ)

Обычно такие штрафы выписываются на месте сотрудниками ГИБДД: по факту непропуск пешехода - это одновременное нахождение на «зебре» как пешехода, так и автомобиля в опасной близости друг от друга. Важно, что конкретный размер штрафа может определить только инспектор ГИБДД, отталкиваясь от конкретной ситуации нарушения и риска аварии.


Знак устанавливается непосредственно перед «зеброй», предупреждая водителей о возможности появления пешеходов

Эксперимент со штрафами

На территории Российской Федерации несколько лет проводятся пилотные экспериментальные запуски автосистемы фиксации нарушений на пешеходных переходах (то есть на «зебре»). Тестирование системы проводилось в столице (Москве) и Зеленограде, попутно - на территории г. Улан-Удэ.

Камеры, установленные на самых оживлённых переходах городов, в автоматическом режиме фиксировали «непропуск пешеходов» и передавали данные в ведомство ГИБДД, откуда водителям уже рассылались письменные уведомления.

Разумеется, такая система автоматической фиксации нарушений значительно снижает затраты на содержание штата государственной дорожной автоинспекции, но в то же время алгоритм ПО камер ещё не до конца проработан и в ряде случаев ошибался.


Автоматическая фиксация нарушений на переходах пока не доведена «до ума»

Как должен поступать пешеход на переходе

Пешеход - полноправный участник дорожного движения, как и любое транспортное средство. Выходя на дорожную часть - «зону автомобилиста», пешеход должен подчиняться правилам безопасного движения.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Различаются обязанности пешеходов на перекрёстках разных видов. Так, при наличии светофора (регулируемый перекрёсток), человек должен подчиняться сигналам светофора, регулировщика или, если таковые отсутствуют, транспортного светофора (п.4.4 ПДД РФ).


Пешеходы переходят проезжую часть строго по правилам: по «зебре» и при включённом зелёном сигнале светофора

Однако п. 4.5 - 4.7 чётко описывают поведение пешехода при движении на нерегулируемых перекрёстках:

  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Находясь на «зебре» без светофора, пешеход должен постоянно следить за траекторией автомобилей

Пешеходов могут оштрафовать за пренебрежение данными правилами на сумму от 500 до 1500 рублей (в зависимости от тяжести последствий нарушения) по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Таким образом, Правила дорожного движения обязывают пешехода самостоятельно заботиться о своей безопасности и учитывать характер движения автомобилей и расстояние до них. Всем без исключения пешеходам, независимо от положения на дороге, предписывается пропускать спецавтомобили различных служб, двигающихся с проблесковыми маячками и звуковой сиреной (скорая помощь, пожарные машины, автомобили полиции и т. п.).

Обязанности водителей на переходе: когда нужно уступить дорогу

Согласно Правилам дорожного движения, пропускать пешеходов необходимо не только на «зебрах» и светофорах. В ПДД очень чётко и понятно прописаны случаи, когда пешеход имеет право без помех продолжить движение, а автомобилист должен остановиться и пропустить его:

  • человек переходит с одной тротуарной зоны на другую через дорогу, а автомобиль в это время появляется из-за поворота (пункт 13.1 ПДД РФ);
  • человек переходит с тротуарной зоны на другую тротуарную зону через дорогу, где нет «зебры», а автомобиль поворачивает с главной дороги на прилегающую, то есть заезжает на дворовую территорию (пункт 8.3 ПДД РФ); то же правило действует и в случае выезда транспортного средства с территории двора;
  • пешеход незрячий, о чём свидетельствует белая трость в руке (пункт 14.5 ПДД РФ);
  • пешеход или группа пешеходов направляются к общественному транспорту (автобус, троллейбус) рядом с остановочным пунктом (пункт 14.6 ПДД РФ).

Зная эти нюансы ПДД, водитель будет увереннее чувствовать себя за рулём. Однако знание данных правил не даёт гарантии того, что каждый пешеход будет им следовать. В подавляющем количестве случаев перехода пешеходы «надеятся» на то, что водитель самостоятельно успеет разобраться в дорожной ситуации и «вовремя» затормозит.


«Зебра» - это территория пешеходов в зоне движения автомобилей

Когда не нужно пропускать

На законодательном уровне прописаны так же и случаи, когда водитель может не останавливаться на «зебре»:

  1. Если на «зебре» стоит светофор, он в рабочем состоянии и для пешеходов горит красный сигнал (запрет).
  2. Если существует высокий риск столкновения с машиной, которая идёт сзади, из-за экстренного торможения перед «зеброй» - в данном случае непропуск пешехода обязательно нужно обозначить звуковыми сигналами.

Однако понятно, что данные правила не отменяют ответственности водителей: если пешеход начал переходить дорогу, потребуется затормозить или резко изменить траекторию движения, чтобы избежать столкновения.

Как доказать свою невиновность и обжаловать штраф за непропуск пешехода

Действительно, законно и справедливо выписанный штраф за непропуск пешехода - это яркое напоминание водителю о его обязанностях. В конце концов, любое транспортное средство может причинить пешеходу тяжёлые увечья и даже стать причиной его гибели. Но бывает и так, что инспектор ГИБДД «перегибают палку» и наказывает водителей за те нарушения, которые не доказаны или доказать крайне сложно.

В том случае, если сотрудник ГИБДД собирается выписать водителю протокол о правонарушении за непропуск пешехода, а данный факт не имел места, необходимо тщательно во всём разобраться. Многие автолюбители сегодня используют видеорегистраторы - достаточно просто ознакомить с записями последних минут инспектора, чтобы тот убедился в несостоятельности своих намерений. К тому же пригодится и помощь свидетелей. Даже сам пешеход, которому не уступили дорогу, может быть свидетелем защиты - нужно просто ему сказать, что на него также будет наложен штраф, так как он выскочил прямо под колёса автомобиля.


Сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль при фиксации непропуска пешехода

Если же факт нарушений, как говорится, «налицо», можно апеллировать нюансами в законодательстве. Так, статья 2.7 КоАП говорит о том, что административное правонарушение может не сопровождаться наложением штрафа в тех случаях, когда у лица есть крайняя необходимость - например, водитель вёз в больницу ребёнка или же направлялся в родильный дом с женой. В данном случае потребуется, однако, доказать наличие «крайней необходимости».

Инспектор ГИБДД может сократить сумму штрафа при наличии «смягчающих обстоятельств». Согласно статье 4.2 КоАП, к обстоятельствам, смягчающим административное нарушение, относятся:

  • раскаяние нарушителя;
  • исправление поведения или своего поступка;
  • признание вины полностью;
  • помощь следствию;
  • своевременная компенсация последствий;
  • беременность /наличие малолетних детей;
  • состояние аффекта.

Помимо этого, на решение сотрудника ГИБДД, принимающего решение о наложении штрафа, могут повлиять разного рода и другие факторы:

  • неудовлетворительное дорожное покрытие;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • яркая реклама в зоне видимости;
  • непрогнозируемое поведение пешехода.

На сложных перекрёстках с множеством полос труднее доказать свою невиновность

Видео: как избежать штрафа за непропуск пешехода

Действия водителя при обжаловании штрафа

Важно, что при составлении протокола об административном правонарушении водителю нужно обязательно его подписать. В ином случае обжаловать правоту будет гораздо труднее. На обратной стороне протокола есть графа «Объяснения нарушителя» - в ней рекомендуется описать свою точку зрения и указать на невиновность либо смягчающие обстоятельства. Это позволит оспорить штраф.

В течение 10 дней с момента оформления протокола водитель может написать письмо-жалобу руководителю отдела ГИБДД (статья 30.3 КоАП РФ). Одновременно можно подать исковое заявление в районный суд, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы, подтверждающие невиновность (фото и видеоматериалы). В том случае, если доказательства отсутствуют, можно апеллировать другими факторами и обязательно указать их в своём заявлении:

  • отсутствие сертификации на измерительные приборы у сотрудника ГИБДД;
  • отсутствие свидетелей и понятых;
  • ошибки и неточности при написании протокола и т. п.

Судебные органы рассматривают документы в течение 2 месяцев с момента получения заявления и пакета документов. В случае если их вердикт не в пользу водителя, нарушитель может обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.


При оформлении жалобы необходимо внимательно и без ошибок оформить бланк данного документа

Таким образом, если внимательно вчитаться по все изменения и поправки в ПДД и КоАП, то можно заметить, что преимущество при движении отдаётся именно пешеходам. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен за рулём, чтобы обеспечить безопасность движения себе и окружающим. Слепое следованием всем правилам не даёт гарантии безопасности на дорогах: необходимо постоянно контролировать дорожную ситуацию и иметь план на случай внезапного выхода человека на дорогу.

Время чтения: 3 минут

Автолюбители зачастую пренебрежительно относятся к пешеходам, позволяя себе не пропускать их тогда, когда это нужно и предусмотрено ПДД. Учитывая, что пешеходы являются участниками дорожного движения, за игнорирование их прав водитель может быть подвергнут административной ответственности. Одна из распространенных ситуаций – когда водитель не дает человеку перейти через пешеходный переход. Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу закон и попытаемся ответить на вопрос: какой штраф, если не пропустил пешехода в 2019 году, грозит водителю?

Понятие пешеходного перехода

В связи с последними изменениями, касающимися отношений на дороге между пешеходами и водителями, понятие пешеходного перехода подверглось изменениям. Теперь это часть не только дороги, но и трамвайных путей. Она выделяется специальными дорожными знаками, разметкой на дороге и, в некоторых случаях, – светофорами.

Расположение переходов проектируется с учетом обеспечения удобства и безопасности, а регулирование правил движения на них должно обеспечить спокойный проход или проезд. Согласно нововведениям, штрафы ГИБДД за пешеходный переход в 2019 грозят и водителю трамвая, который не пропустит пересекающего дорогу человека.

Что значит «не пропустил»

Последние изменения в Правилах коснулись обгона и опережения на таком участке дороги. Теперь эти действия запрещены, иначе можно получить наказание за то, что не пропустил пешехода, по статье 12.18 КоАП РФ. Если два автомобиля движутся на соседних полосах, и один из них тормозит перед переходом, то и параллельно едущий должен сделать это.

Теперь в нормативных актах нет понятия «пропустить пешехода». Введено другое – «уступить дорогу».

То есть участник дорожного движения не имеет права совершать какой-то маневр, если этим может вынудить другого участника, который обладает преимуществом, поменять направление движения или его скорость. Исходя из этого, водитель должен остановить автомобиль, как только пешеход вступил на проезжую часть либо уже передвигается по ней. А тот должен пройти, не останавливаясь и не замирая перед машиной.

Необходимо упомянуть и о новых правилах перехода проезжей части для велосипедистов: по «зебре» они должны теперь передвигаться пешими, ведя велосипед в руках, иначе рискуют быть оштрафованным на 800 рублей.

Какие установлены штрафы

А теперь попробуем дать ответ на вопрос, какой штраф выпишет водителю ГИБДД в 2019 году, если тот не пропустил пешехода на пешеходном переходе? Можно выделить три вида правонарушений, за которые назначаются разные денежные взыскания:

Пешеходный переход хоть и предназначен для того, чтобы люди могли безопасно им пользоваться для пересечения дорожной полосы, не является столь безобидной зоной. При движении по пешеходным переходам стоит учитывать ПДД даже тем, кто не находится в этот момент за рулем. По статистике ГИБДД, большй процент ДТП приходится именно на неправильное поведение пешеходов. В новой редакции закона штраф за пешехода можно получить за то, что ранее не было нарушением.

Новая редакция ПДД

С 2014 года введены обновления в ПДД, которые определяют взаимодействие пешеходов и водителей на дороге. При этом считаться нарушением, а следовательно и караться штрафом, будет то, что могло быть не включено в старую версию Правил.

Несмотря на немногочисленность поправок, стоит обратить внимание на все пункты, поскольку они имеют большое значение для автолюбителя.

Изменения ПДД можно разделить следующим образом: дается более точное понятие пешеходного перехода, для велосипедистов вводится запрет на проезд по пешеходному переходу, определены новые правила пропуска пешеходов и введен запрет на обгон на пешеходных переходах.

Рассмотрим эти изменения более подробно:

  • Под пешеходом теперь подразумевается не только человек, находящийся в зоне «зебры», но и тот, кто переходит дорогу напрямую на трассе все специальных разметок. Теперь часть ответственности за ПДД ложится на пешеходов в том плане, что у машин всегда есть определенный тормозной путь, а водитель не всегда сможет успеть затормозить. Также никто не отменял большие загруженные автомобильные потоки.
  • Согласно пункту 14.1 ПДД, водитель не мог осуществлять обгон ТС на переходе только при наличии на нем пешеходов, то теперь это условие постоянно и не зависит от наличия человека в пределах «зебры» .
  • Термин «Пропустить пешехода» заменили на «уступить дорогу», что означает - вне зависимости от скорости пешехода водитель обязан его пропустить, даже если тот пару мгновений назад наступил на полосатую дорожку.
  • Велосипедистам же пунктом 24.8 ПДД прописана необходимость спешиваться . Эта поправка существенно облегчает жизнь водителям, если в ДТП виноват велосипедист.

Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе

Сумма наказания за нарушение правил пропуски пешехода регламентируется статьей 12.18 КоАП. Если водитель не пропустил пешехода, штраф составляет не менее 1500 рублей .

Однако, стоит учитывать один важный факт. Если пешеход сам виноват в случившемся ДТП, так как перешел дорогу при красном сигнале светофора или в месте, не отмеченном специальной разметкой, то именно он, а не водитель, обязан уплатить штраф за нарушение Правил.

В этом случае он создал опасную ситуацию для всех участников движения.

Отдельным типом нарушения считается, когда автовладелец препятствует движению людей на пешеходном переходе при зеленом сигнале для пешеходов. В этом случае штраф за пешеходный переход составит:

  • Если продолжено движение на красный свет, предусмотрен штраф от 1000 рублей, при повторном нарушении сумма может достигать 5000 р. Когда имеются регулярные рецидивы, водитель может лишиться удостоверения на 4-6 месяцев.
  • Если авто остановилось на территории пешеходного перехода , а не с краю от него, и создает помехи движению пешеходов, полагается штраф не менее 800 рублей.

Таким образом, если водитель не пропустил пешехода, пересекающего дорогу через «зебру», то на него налагаются совсем другие санкции, чем если бы он просто пересек пешеходный перекресток при включенном красном свете светофора. При фиксации на видео обычно все заканчивается выплатой максимального штрафа. Если пешеход не был пропущен, вступает в силу статья 12.18 КоАП.

Уголовная ответственность наступает, когда пешеход не только не был пропущен, но еще и оказался сбит водителем.

Не пропустил пешехода как доказать свою невиновность

Бывают ситуации, когда вы сбили на пешеходном перекрестке человека, который сам виновен в возникновении ДТП. В таких случаях вы можете доказать инспектору свою непричастность к нарушению следующими способами:

  • Использовать показания самого потерпевшего, если он подтвердит, что сделал неверное решение и пошел через дорогу в неположенный момент
  • Если пешеход покинул место ДТП и находится вне зоны досягаемости для инспектора, у вас также есть шанс оправдаться, поскольку нет пострадавшего

Если водитель не уступил дорогу пешеходу или проехал на красный свет, провоцируя ситуацию с риском для всех участников движения, будьте готовы заплатить штраф инспектору. Если же ваше нарушение было зафиксировано на камеру, лучше всего будет проверить штраф на официальном сайте ГИБДД. Оплатить его, чаще всего, можно либо через интернет, либо через иные службы, предоставляющие такую возможность.

"Принцип двух свободных полос" - не закон, а разумный подход к взаимоотношениям водителя и пешехода на нерегулируемом переходе", - считают в ГАИ. Как трактуют ПДД инспекторы и водители? На каких дорогах пропуск пешеходов - камень преткновения между автомобилистами и ДПС?

ПДД требуют, но не поясняют. "Комментарии к ПДД" поясняют, но "носят рекомендательный характер"

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, "снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам ". Из этого, казалось бы, следует, что пешеход как минимум должен находиться на переходе, но некоторые сотрудники ГАИ трактуют эту норму по-другому: уступить дорогу нужно даже пешеходу, которого... нет.

ПДД разъясняют, что же подразумевается под "уступить дорогу ": не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление и/или скорость движения.

Вместе с тем этими же словами в КоАП сформулировано не что иное, как "создание аварийной обстановки" - это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе - но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад - и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, а не, например, внезапно зазвонивший телефон! - выходит, водитель не только "не уступил дорогу", но и "создал аварийную ситуацию". И административную ответственность уже должен нести не за "непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам" (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание тем самым "аварийной ситуации" (ч. 10 той же статьи). Что, как мы уже выяснили, с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 100-500 тысяч за "непропуск" против 500 тыс - 1 млн рублей с лишением "прав" на срок до 2 лет или без лишения за "аварийную ситуацию". Дорогая, однако, несостыковка.

Единственное понятное для водителей руководство по пропуску пешеходов, прописанное в "Комментариях к ПДД", - это "принцип двух свободных полос": водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля . "Работает" принцип только на дорогах с двумя и более полосами движения в каждом направлении и только в случае, когда пешеход(ы) движется с одной стороны: если люди начали переход с обеих сторон навстречу друг другу - однозначно нужно остановиться, а не считать полосы в надежде "проскочить".

Но есть нюанс: комментарии к ПДД с юридической точки зрения - не более чем толстая книга для желающих понимать, что в том или ином случае имели в виду составители правил, и руководствоваться написанным в ней никто не обязан . Соответственно, и "принцип двух свободных полос", как пояснили в ГАИ, сугубо рекомендательный - инспекторов лишь "ориентируют на разумный подход в разрешении конфликтов автомобиль - пешеход на переходе ", что формально не обязывает отдельно взятого сотрудника ГАИ руководствоваться им при определении меры вины.

Несовершенство законодательства в этой сфере провоцирует конфликт "водитель - пешеход - ГАИ" едва ли не больше, чем, собственно, сами непростые их взаимоотношения на дороге. Поэтому пенять не на кого: каждой из трех сторон фактически дано право трактовать ПДД по-своему. И каждый же останется по-своему прав.

Когда уступать?

сайт попросил начальника отдела ГАИ Октябрьского района Минска Сергея Багаева разъяснить на практике, как должен вести себя водитель, подъезжая к нерегулируемым переходам на дорогах с разным количеством полос в каждом направлении движения, а также - как должны инспекторы ДПС подходить к рассмотрению ситуаций, связанных с "непропуском пешеходов".

- Как только пешеход ступил на проезжую часть - водитель обязан уступить ему дорогу. То есть - предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности, - он может ехать, и наказывать его инспектор ДПС не должен , - считает Сергей Багаев .

Получается, пока пешеход стоит на кромке тротуара , демонстрируя однозначное намерение перейти дорогу, или приближается к пешеходному переходу по тротуару - водитель не должен снижать скорость или останавливаться ?



- Хоть в ПДД это прямо и не сказано, но, на мой взгляд, - должен. Установленные на дороге знаки "Пешеходный переход" и нанесенная разметка "зебра" не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности : ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, троллейбус не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека - который, вроде бы, только "намеревается", и участником дорожного движения вы его не считаете - просто убьет огромным боковым зеркалом этого транспортного средства.

Разумнее всего, по мнению представителя ГАИ, "снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода - он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями ".


Гайд по полосам

Разберем различные дорожные ситуации вместе с представителем ГАИ на конкретных примерах.





Одна полоса движения в каждом направлении

- Здесь все просто и однозначно. Если на дороге всего две полосы (или три - две в одну сторону и одна во встречном направлении), водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу - справа по ходу движения его машины или слева , - поясняет Сергей Багаев . - Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля - водитель может продолжать движение.

А если пешеход по каким-то одному ему известным причинам сделает шаг назад, развернется и побежит обратно или начнет падать в ту полосу, из которой уже вроде бы вышел?

- Останавливаться на проезжей части, в том числе и на переходе, пешеходу запрещено - равно как и стоять на разделительной линии разметки. Так регламентируют его обязанности ПДД. Но давайте допустим, что он действительно, перейдя вашу полосу, начал заваливаться назад. Ведь что угодно может быть: сердечный приступ, состояние алкогольного опьянения. И вы, продолжив движение, совершите наезд. Возможно, по ПДД водитель будет прав, а пешеход - нет, но кого это знание уже спасет? На мой взгляд, лучше убедиться, что пешеход отошел от автомобиля так далеко, чтобы ваши траектории не пересеклись даже в случае форс-мажора.




Две и более полосы движения в каждом направлении

- Здесь можно применять "принцип двух свободных полос". Законодательно он нигде не закреплен - лишь в порядке разъяснения прописан в "Комментариях к ПДД", но инспекторы ГАИ, равно как и водители, на эту теорию ориентируются , - рассказал Сергей Багаев . И заверил: штрафовать водителя, который движется по первому ряду, когда через 5 полос слева от него на дорогу ступает пешеход, никто не будет. Однако, по мнению представителя ГАИ, "гораздо проще снизить скорость или даже остановиться перед переходом: а вдруг в движении водитель полосы, " оставшиеся" до человека, неправильно посчитает или пешеход перейдет на быстрый бег? "













Нюансы есть лишь при наличии или отсутствии на многополосной дороге "островка": если он есть, пешеход имеет право там остановиться и чувствовать себя, "как на тротуаре" - то есть полностью защищенным. Водитель же, в свою очередь, имеет право относиться к пешеходу, "как будто тот на тротуаре", - ежесекундно контролируя, но не останавливаясь.

Если же "островка" на дороге нет, то останавливаться на разделительной линии разметки пешеходу запрещено.

- С другой стороны, если стоит выбор между "продолжить в соответствии с ПДД переход проезжей части, невзирая на не сбавляющий скорости "МАЗ" справа" и "нарушить правила, остановившись на линии" - я бы выбрал второе , - шутит Сергей Багаев . И серьезно добавляет: "Правила дорожного движения лучше "пересоблюсти", чем "недособлюсти " - и это касается обеих сторон конфликта "водитель - пешеход ".