О проведении контрольных замеров расхода топлива. Акт контрольных замеров расхода топлива Какие бывают махинации с топливом

Организации могут иметь в своем распоряжении автомобили. Они так же являются имуществом организации и подлежат внесению в учетную документацию. Так же учету подлежит весь расходный материал, применяемый для обслуживания автомобилей.

Для того чтобы знать расход топлива и расхождение показателя с расчетными данными используются порядок контрольного замера нормы использованного топлива, после чего оформляется акт контрольного замера расхода топлива. Процесс составления акта содержит некоторые свои нюансы, которые мы и рассмотрим.

Субъекты, составляющие данный документ

Есть определенный круг лиц, на которых организацией возложена обязанность по осуществлению замеров израсходованного топлива и составления акта контрольного замера топлива. Все эти лица являются специалистами в своей области. Из них создается комиссия.

В состав ее входят следующие работники

    инженер (механик) по автомобильным средствам организации;

    водитель, за которым закреплен проверяемый автомобиль;

    экономист отдела по учету затрат на содержание транспортных средств.

Содержание акта контрольного замера топлива

Во-первых, следует отметить, что акт должен оформляться на каждую машину в индивидуальном порядке.

Во-вторых, акт по своей форме относиться к произвольной документации, то есть имеет свободный формат, но в обязательном порядке в нем нужно зафиксировать следующую информацию

    Тип автомобиля

    Марка

    Регистрационный номер

    Общий пробег;

    Маршрута;

    Объем топливного бака;

    Объем топлива на начало исследования

    Объем топлива по завершению исследования;

    Показания спидометра на начало исследования

    Показания спидометра по завершению исследования;

    Фактический топливный расход;

    Расчет конечного показателя топливных затрат на сто километров пробега автомобиля.

В-третьих, в акте нужно отразить дату проведения исследования и участвующих в данном процессе лиц. В конце полученные и зафиксированные в акте результаты подкрепляются подписями этих лиц.

Когда необходимо делать контроль замера топлива

Выделяют две ситуации, когда организация осуществляет данную процедуру.

Первая ситуация: при поступлении нового транспортного средства, на котором отсутствуют сведения начальной или транспортной нормы. В этом случае владелец авто самостоятельно или через компанию-посредника формирует свою норму расхода. При использовании машины может быть такое, что установленной нормы не хватает, тогда и осуществляется замер топлива.

Вторая ситуация: владелец транспортного средства, руководствуясь базовым нормам и коэффициентам коррекции, сформировал норму расхода топлива, которая дает возможность сформировать расход топлива, используя только две переменных: показателя эксплуатационной нормы и показатель пробега авто. Чтобы убедиться в правильности проведенных расчетов осуществляется контрольный замер.

Когда расход топлива переваливает за установленную предельную норму, то берется объяснение по данному поводу с человека, эксплуатирующего автомобиль. Объяснительная пишется на имя директора организации

Ниже расположен типовой образец и бланк акта контрольного замера расхода топлива, вариант которого можно скачать бесплатно.

Утверждаю

РУКОВОДИТЕЛЬ

____________________________

«___» _______________ 2009г.

Акт контрольного замера

нормы расходного топлива _________________ (вид топлива)

для автомашины _________________ (марка)
Комиссия в составе:

(фамилия, имя, отчество, должность; не менее трех человек,

___________________________________________________________________________

один из них - водитель)

составила настоящий акт о том, что ею «___» ______________ 2008г.

произведен контрольный замер расхода топлива на автомобиль _______________ (марка), государственный номер ____________ пробегом на расстояние __________ по маршруту__________________________________________________________________


В ходе замера установлено:

на начало контрольного замера в баке было _________________________________

(цифрами и прописью)

литров бензина марки ________________________

на конец контрольного замера в баке осталось ______________________________

__________________________________________________________________________.

(цифрами и прописью) литров бензина марки

Дозаправки и сливания топлива в ходе замера не производились.

Итого расход бензина за время замера составил _____________________________

(цифрами и прописью) литров
Показания спидометра:

на начало замера _________________________________ (цифрами и прописью) км,

на конец замера __________________________________ (цифрами и прописью) км.

Итого пробег во время замера составил ____________________________________.

(цифрами и прописью) км

В результате контрольного замера определен расход (при нормальных условиях)

топлива на 1 км пробега ___________________________________________________

(цифрами и прописью)

и на 100 км пробега ______________________________ (цифрами и прописью) км.
Дата, подписи представителей комиссии, расшифровки подписей.

НА БЛАНКЕ ОБЩЕСТВА

ПРИКАЗ


ДАТА


г. _____________________

О проведении контрольных замеров расхода топлива

В связи с тем, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные и введенные в действие распоряжением N АМ-23-р Министерства транспорта Российской Федерации 14 марта 2008 г., не содержат норм списания ГСМ для следующей модели автомобиля _____________________, мощность двигателя __________л.с. (______ кВт), рабочий объем двигателя ________, в целях определения фактической величины расходования топлива на 100 км пути
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести контрольные замеры количества топлива, находящегося в баке автомобиля, и показаний счетчика пробега по данному автомобилю.
2. Создать комиссию для проведения замеров в составе:

1) ____________________________;

2) ____________________________;

3) ____________________________;

4) ____________________________ - водитель.

3. Результаты контрольных замеров оформить актом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на __________________________________.


РУКОВОДИТЕЛЬ

ФИО

НА БЛАНКЕ ОБЩЕСТВА

ПРИКАЗ


ДАТА


г. _________________

О нормах расхода топлива и ГСМ

В связи с приобретением нового автотранспорта для определения затрат на его содержание и в целях подтверждения экономической обоснованности списания ГСМ для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. На основании акта контрольного замера расхода топлива от ДАТА АКТА установить следующие нормы расхода топлива для автомобиля АВТОМОБИЛЬ государственный регистрационный знак ______________:

Л/100 км - летняя норма расхода топлива;

Л/100 км - зимняя норма расхода топлива.
2. Нормы расхода топлива и ГСМ, установленные настоящим приказом, применять с даты ввода в эксплуатацию указанных транспортных средств.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на ___________________________.


РУКОВОДИТЕЛЬ

ФИО

Расчет норм экспериментальным способом проводится по следующему алгоритму.

1. Издается приказ руководителя об определении фактической величины расходования топлива на 100 км пути.

2. Перед выездом каждого автомобиля ответственным лицом проводятся контрольные замеры количества топлива, находящегося в баке автомобиля, а также снимаются показания счетчика пробега.

3. В течение срока, определенного в приказе, в установленном законодательством порядке заполняются путевые листы, в которых указываются все необходимые реквизиты, в том числе пробег за день.

4. По истечении установленного приказом срока проводятся контрольные замеры количества топлива в баке и снимаются показания счетчика пробега.

5. Определяется пробег автомобиля за период исходя из показаний счетчика пробега.

6. Определяется расход топлива за период:

Количество заправленного в бак топлива + Остаток на начало дня (дня, установленного в приказе) - Остаток на конец дня (дня, установленного в приказе).

7. Определяется расход топлива на 100 км пути по формуле:

Расход топлива за период: Пробег автомобиля за период x 100 км.

8. Результаты расчетов оформляются актом.

9. Разработанная норма расхода топлива, как и корректирующие коэффициенты, утверждаются приказом руководителя организации.

Бывает, что для расчета нормы или обоснования расхода топлива без контрольного замера не обойтись.

Пример:

Учреждение приобрело автомобиль, для которого в Методических рекомендациях (утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р) нормы расхода бензина нет. Оно обратилось в расчетный центр, где эту норму определят по специальной программе-методике (п. 6 Методических рекомендаций). В те нормы, которые указаны в технической документации, автомобиль «не вписывается». Поэтому на время, пока специализированный центр выполняет расчеты, решено установить норму по результатам контрольного замера.

Пример:

На балансе учреждения числится единственный легковой автомобиль LADA (ВАЗ) 2106 со сроком эксплуатации более 20 лет. Расход топлива на нём превышает предельные нормы рекомендованные Минтрансом России. Для обоснования такого расхода учреждение было вынуждено провести контрольный замер.

Единой методики проведения контрольного замера нет. При этом можно выделить такие подходы:

  1. Провести один контрольный замер в «идеальных» условиях для определения базовой нормы (например, в летний период, на ровной дороге с твёрдым покрытием, без длительного простоя, с выключенным «климат-контролем», с условно-постоянной скоростью). И далее применять к ней коэффициенты, рекомендованные Минтрансом России.
  2. Провести не один, а несколько замеров - в зависимости от тех условий, в которых предстоит использовать автомобиль:
    1. в летний период и в зимний период;
    2. в черте города и за его пределами;
    3. с обогревом и без него;
    4. загруженный автомобиль и порожний;
    5. и пр. и пр.

По итогам каждого замера (или по итогам нескольких замеров в одних и тех же условиях по «среднему» показателю) определить эксплуатационную норму для конкретных условий (зимняя «городская» норма, летняя загородная норма и пр.). Маршруты для таких замеров лучше продумать, чтобы они отражали реальные условия, в которых будет находиться автомобиль. Никакие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом России, к таким нормам не применять.

На практике встречаются и другие способы определения норм, объединяющие указанные два подхода.

Пример:

Учреждением выбран такой порядок расчета норм расхода топлива:

  • определить летнюю норму в черте города по маршруту, на котором чаще всего будет использоваться автомобиль;
  • для расчета зимней нормы применить к летней норме повышающий коэффициент, рекомендованный для региона Минтрансом России.

У учреждения отсутствует потребность использовать автомобиль за пределами города.

Любой контрольный замер сводится к тому, чтобы посчитать фактический расход топлива, соотнести его с пройденным километражем и вывести норму - л/100 км или л/км.

Километраж определяется по одометру. А для расчета потраченного топлива есть варианты. К примеру:

  • до начала контрольного заезда измерить количество бензина в баке (например, слить весь бензин в мерную ёмкость и залить в бак снова), провести контрольный заезд и измерить остаток бензина в баке;
  • начать и закончить контрольный замер на заправочной станции (и лучше на одной и той же) - заправиться в начале заезда «под завязку», и по окончании сделать то же самое; сколько бензина войдёт в бак по окончании контрольного заезда, столько и было истрачено.

Эксперт по бюджетному учету и отчетности Фирсанова Н.Е.

Акт контрольного замера расхода топлива составляется по результатам проверки комиссией фактического расходования горючего для транспортного средства. Данная проверка проводится с целью проверки фактических данных с нормативными, установленными для данного транспортного средства.

Акт содержит результаты контрольной проверки и заключение комиссии. Скачать образец акта контрольного замера топлива можно по ссылке в конце статьи.

Для списания топлива владельцы транспортных средств используют установленные законодательством нормативы, либо используются нормы, установленные для каждого конкретного ТС организацией самостоятельно. Контрольный замер проводится с определенной периодичность для того, чтобы проверить, совпадают ли фактические расходы с топлива с этими нормативами.

Нормативы по расходу ГСМ утверждаются приказом руководителя и списываются на основании .

Для проведения замеров создается руководителем организации специальная комиссия, которая определяет, сколько транспортное средство тратит горючего, и составляет акт.

Образец оформления

Члены комиссии назначаются директором компании, в состав комиссии может быть включен представитель руководящего состава, водитель, управляющий проверяемым транспортным средством, механик, его обслуживающим, экономист, который установил нормативы по расходу горюче-смазочных материалов.

Таким образом, комиссия по проведения контрольной проверки включает в себя лиц, тем или иным образом связанных с проверяемым ТС.

Среди членов комиссии выделяется ее председатель. Все члены комиссии перечисляются в акте, председатель указывается первым. Для каждого следует прописать ФИО и должность. Также следует указать номер и дату приказа, которым утвержден данный состав.

Проверка расхода топлива должна проводиться в отношении каждого конкретного транспортного средства. Наименование ТС и его государственный номер следует указать в заголовке акта.

В тексте акта прописывается временной промежуток, на протяжении которого проводились замеры, прописывается вид топлива, используемого ТС, условия, при которых проводилась проверка.

Далее прописываются полученные результаты — количество литров в начале проверки, соответствующие показания спидометра, количество залитого топлива, остаток бензина и конечные показания спидометра, пробег в километрах. Пробег и расход должен подтверждаться путевыми листами, которые водитель ежедневно заполняет.

Казалось бы, не ничего проще: залил полный бак, выездил его до нуля, заливаем еще раз и все повторил. Посмотрел на датчики и записал результаты.
Но, оказывается, для корректного замера количества потребляемого вашим автомобилем топлива, необходимо учитывать множество факторов.

Как же правильно замерить какой расход топлива.


Факторы, влияющие на расход топлива.

Чтобы правильно измерить расход топлива, нужно помнить о факторах, которые непосредственно влияют на расход топлива - это погодные условия, заставляющие нас пользоваться кондиционером, печкой, включать подогрев сидений или заднего стекла), привычный стиль вождения, уровень давления в шинах и состояние износа (последнее очень сильно влияет), а также техническое состояние самого автомобиля.

Также нужно учитывать следующие нюансы:

Указатель уровня топлива на автомобиле обычно показывает только примерное значение количества топлива. А нам нужно знать значение с точностью до десятых литра.

Большинство указателей уровня топлива не имеет точной шкалы, и показывает примерный его уровень. Если под разными углами смотреть на стрелку, то можно значительно ошибиться в количестве топлива.

Указатель уровня топлива показывает более-менее корректное значение, только в случае, когда автомобиль стоит на ровной, горизонтальной поверхности, а так происходит далеко не всегда.

После дозаправки топлива многие указатели уровня адаптируются через какое-то время и начинают показывать правдивое значение. Некоторые автовладельцы об этом не знают.

Именно поэтому, для точного замера расхода топлива не стоит обращать внимание на стрелку указателя уровня.

Учитываем все эти ньюансы и переходим непосредственно к замерам:

Вариант 1. Наиболее распространенный замер на 100 км.

1.Заливаем полный бак бензина;

2.Обнуляется счетчик расчета километража;

3.Проехать некоторое расстояние, лучше 100 километров, чтобы не рассчитывать пропорцию;

4.Снова заехать на заправку и залить полный бак;

5.Записать сколько залили бензина и какое расстояние проехали от предыдущей заправки (где обнулялся счетчик);

6.Разделить количество километров пробега на количество литров топлива, долитого при 2-ой заправке;

Вариант 2.

На АЗС заправляете полный бак, не до момента когда пистолет отщёлкнется, а именно ПОЛНЫЙ, до самого края горловины. Можете это сделать самому, либо попросить работника заправочной станции, но проследить, как он это делает.

Снова заправляетесь НА ТОЙ ЖЕ САМОЙ ЗАПРАВКЕ и снова ПОД ГОРЛЫШКО.

На чеке можно записать показания одометра, на котором вы засечен пробег с момента предыдущей заправки под горлышко.

У вас есть две цифры - количество израсходованных литров бензина (пробито на чеке), количество пройденных километров (прописано от руки). Делим литры на километры, умножаем на 100 и вы узнаете какой расход топлива в литрах на 100 километров у вашего автомобиля.