Презентация основы военного законодательства российской федерации конспект. Презентация на тему правовые основы военной службы

  • Дягилев Александр Людвигович
  • преподаватель-организатор ОБЖ
  • ФГОУ СОШ №138 Минобороны России
  • Город Трехгорный, Челябинской обл.
  • «Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны»
  • Ожегов С. И.
  • Словарь русского языка
  • В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.
  • Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность предусматривает :
  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
  • В период мобилизации , в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами.
Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны
  • Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны
Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных
  • Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных
  • властей,
  • возложении на
  • граждан ряда
  • дополнительных
  • обязанностей и
  • определенных
  • ограничений.
Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
  • Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
  • Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
  • Федеральный Закон «Об обороне»
Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства. Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:
  • освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность - категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.
  • «…они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережет людей, но бросаясь прямо в средину врагов».
  • КАРАМЗИН Николай Михайлович
  • С конца VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружинники были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян, как правило, отцов со старшими сыновьями.
  • В 1550 году царь Иван IV Грозный повелел учредить в Москве
  • «выборных стрельцов из пищалей три тысячи человек… и велел им жити в Воробьевской слободе». Комплектовались стрельцы из числа свободных «гулящих» людей, сыновей или родственников стрельцов. При поступлении на службу стрельцы представляли поручителей. Служба являлась пожизненной. В мирное время стрельцы московские и городовые несли гарнизонную службу, выполняя в городах функции полиции и пожарных.
  • В 1705 году указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 года по 5-7 человек с 1000 мужских душ.
  • В 1874 году в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года.
  • Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет - на пребывание в запасе.
  • «Защита социалистического Отечества,- говорилось в Конституции СССР,- относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».
  • В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.
Сегодня воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:
  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • место жительства;
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы;
  • годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • профессиональная пригодность к подготовке по ВУС и к военной службе на воинских должностях;
  • основные антропометрические данные (рост, окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
  • прохождение военных сборов;
  • владение иностранными языками;
  • наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
  • наличие судимости.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании. Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе:
  • военный комиссар - председатель комиссии;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • секретарь комиссии;
  • врачи-специалисты (хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог).
Врач-специалист, изучив представленные медицинские документы на гражданина и обследовав его, оценивает состояние здоровья, физическое развитие и выносит заключение о категории годности к военной службе. Категории годности к военной службе обозначены буквами «А»,«Б»,«В»,«Г»,«Д». «А» - годен к военной службе;
  • «А» - годен к военной службе;
  • «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • «В» - ограниченно годен к военной службе;
  • «Г» - временно не годен к военной службе;
  • «Д» - не годен к военной службе.
После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления;
  • явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
  • при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
  • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района или города;
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;
  • бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Источники материалов
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  • Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»
  • С. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». Русский язык, Москва, 1990 г.
  • «50 лет Советского искусства». Советский художник, М., 1967 г.
  • http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15359
  • http://artsait.ru/foto.php?art=v/vereshagin/img/67&n
  • http://artsait.ru/foto.php?art=v/vasnecov/img/7&n
  • http://artsait.ru/foto.php?art=l/luchaninov/img/1&n
  • http://artsait.ru/foto.php?art=l/luchaninov/img/2&n
  • http://bibliotekar.ru/karamzin/index.htm

Слайд 1

Правовые основы военной службы

Слайд 2

Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считается почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости.

Слайд 3

Основная задача военной службы – постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Слайд 4

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином военной присяги. Граждане принимают военную присягу на верность своей Родине - Российской Федерации.

Слайд 5

Одним из принципов строительства ВС Российской Федерации является единоначалие. Оно заключается в наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Слайд 6

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия.

Слайд 7

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства

Слайд 8

Конституцией Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Главой государства является президент РФ, он принимает меры по охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Слайд 9

Базовый правовой акт военного законодательства Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» определяет

Основы и организацию обороны

Полномочия органов, государственной власти и субъектов РФ, организаций их и должностных лиц

Права и обязанности граждан РФ в области обороны

Предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны

Основные положения – состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона

Слайд 10

Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащего» определяет

права, обязанности и ответственность военнослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослужащих

Повседневную деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские.

Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» определяет

порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения

Общевоинские и боевые уставы регламентируют

Слайд 11

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Статус военнослужащего определен Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих»

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами РФ

Военнослужащим предоставляются льготы, гарантии и компенсации

Слайд 12

Военные аспекты международного права

«Право войны» - это совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооруженных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение. «Право войны» призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны.

Слайд 13

Группы соглашений в рамках «Права войны»

Гаагские конвенции

Женевские конвенции

Регулируют в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятия оккупации и нейтралитета)

1864 г. – Правила международной охраны больных и раненых воинов. 1949 г. – «О защите жертв войны».

1899 г. – «О законах и обычаях войны на суше». 1954 г. – О культурных ценностях. 1980 г. – О запрещении использования некоторых видов обычных вооружений.

Слайд 14

Международные правила поведения в бою

Веди боевые действия только против комбатантов (комбатант – воин, боец)

Нападай только на военные объекты

Щади гражданское население и его имущество. Помни, что акты мести и взятие заложников запрещены

Не разрушай больше, чем того требует боевая задача

Гуманно относись к больным и раненым. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт

Если комбатанты неприятеля сдаются в плен, пощади их, разоружи их, обеспечь гуманное отношение к ним и их званию, доставь их к своему командиру

Надо знать и помнить, что международное право предоставляет особую защиту определенным категориям лиц и объектов, которые имеют специальные отличительные задачи

Слайд 15

Международным правом на особую защиту пользуются:

Военная и гражданская медицинские службы; военный и гражданский духовный персонал

Гражданская оборона.

Обозначенные культурные ценности под общей защитой

Обозначенные культурные ценности под особой защитой

Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции)

Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, АЭС

Слайд 16

Серьезные нарушения «Права войны» квалифицируются как военные преступления:

Преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью

Преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение

Бесчеловечное и унижающе обращение, сопровождающееся оскорблением человеческого достоинства

Взятие заложников

Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение в том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный (урок-лекция, урок-презентация)

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс, Законы РФ «Об обороне»,

«О воинской обязанности и военной службе», презентация «Правовые основы военной службы»

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

ХОД УРОКА

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

С какой целью создается запас ВС РФ?

— На какие разряды подразделяются граждане, пребывающие в запасе, в зависимости от

возраста?

— В каких случаях военнослужащий подлежит увольнению с военной службы?

  1. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 41, стр. 190-193

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинской обязанностей.

Слайд 3. Основная задача военной службы – постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории РФ.

Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в ВС РФ предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований воинской дисциплины.

Слайд 4. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей.

За нарушения, допущенные при исполнении служебных обязанностей или при уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения граждан, состоящим на государственной службе.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности.

Граждане, поступившие на военную службу, принимают военную присягу на верность своей Родине – Российской Федерации.

Слайд 5. Одним из принципов строительства ВС РФ является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) все полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказа в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является строгим воинским преступлением.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными . Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками .

По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршал РФ, генералы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офицеры. Сержанты и старшины, являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Слайд 6. Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом РФ.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

  1. Нормативно-правовые документы, касающиеся обороны государства.

Слайд 7. Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы ФЗ и другими нормативно-правовыми актами РФ, касающимися обороны государства.

Слайд 8. На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются правовые вопросы обороны и военного строительства.

Слайд 9. Базовым правовым актом военного законодательства является ФЗ РФ «Об обороне», в котором определены:

  • основы и организация обороны РФ;
  • полномочия органов государственной власти РФ;
  • функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и должностных лиц;
  • права и обязанности граждан РФ в области обороны;
  • силы и средства, привлекаемые для обороны;
  • ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны
  • другие нормы, касающиеся обороны.

Слайд 10. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией РФ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Изменения к отдельным статьям названных выше законов, например о праве на отсрочку от призыва на военную службу, закреплены в ФЗ РФ « О внесении в отдельные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву», который вступил в силу с 1 июля 2006г.

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируется уставами , которые подразделяются на боевые и общевоинские .

Воинские уставы – это официальные нормативно-правовые документы, регламентирующие поведение и деятельность военнослужащих, жизнь, быт, несение службы в ВС, подготовку личного состава подразделений, частей и соединений и определяющие основы их боевых действий.

Боевые уставы определяют основы боевых действий соединений, частей и подразделений данного вида ВС в бою и операции.

Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов ВС положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К ним относятся:

* Устав внутренней службы ВС РФ; Дисциплинарный устав ВС РФ; Строевой устав ВС РФ.

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ;

Выводы:

  1. Военная служба требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей.
  2. Организация военной службы нормативно закреплена в законодательстве и Конституции РФ
  3. Общевоинские уставы регламентируют повседневную жизнь воинских частей.

III . Закрепление материала:

— Что такое «военная служба»?

— Какова основная задача военной службы?

— В чем заключается единоначалие в ВС РФ? — Какие вы знаете уставы ВС РФ?

Какими документами регламентированы организация и исполнение обязанностей в/службы?

  1. IV . Итог урока
  2. V . Домашнее задание: 41, стр. 190-193


Правовые основы воинской службы

преподаватель- организатор ОБЖ Фотеев А.В


  • Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы. Она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей.
  • Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований воинской дисциплины.

  • Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ.
  • Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей.
  • К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности.

по возможному


  • Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является единоначалие . Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего..


  • Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации дано право:
  • формировать и возглавлять Совет безопасности РФ; утверждать военную доктрину РФ; назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (статья 83).
  • формировать и возглавлять Совет безопасности РФ;
  • утверждать военную доктрину РФ;
  • назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (статья 83).
  • Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение (статья 87).
  • Меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности осуществляет Правительство Российской Федерации (статья 114).
  • На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются правовые вопросы, касающиеся обороны и военного строительства. Базовым правовым актом военного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации

«Об обороне», в котором определены:

  • основы и организация обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны; функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны; предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба; основные положения - состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона; положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.
  • основы и организация обороны;
  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны;
  • функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны;
  • предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;
  • основные положения - состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;
  • положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.

  • Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» определяет права, обязанности и ответственность военнослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослужащих.
  • Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

  • «Право войны» - это совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооруженных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушения.
  • «Право войны» призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны.
  • традиционно существуют две группы соглашений в рамках «Права войны»:
  • 1) Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятия оккупации и нейтралитета); 2) Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооруженных конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших), о защите гражданского населения, об отношении к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским службам.
  • 1) Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятия оккупации и нейтралитета);
  • 2) Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооруженных конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших), о защите гражданского населения, об отношении к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским службам.
  • Основные Гаагские конвенции датируются 1907 г., Женевские конвенции - 1949 г., Гаагская конвенция о культурных ценностях - 1954 г., дополнительные протоколы к Женевским конвенциям и Конвенция о запрещении использования некоторых видов обычных вооружений соответственно 1977 и 1980 гг.

Международные правила поведения в бою

  • Веди боевые действия только против военных.
  • Нападай только на военные объекты.
  • Щади гражданское население и его имущество. Относись

к гражданским лицам с уважением, защищай их от дурного обращения. Помни, что

  • акты мести и взятие заложников запрещены.
  • Не разрушай больше, чем того требует боевая задача.
  • Если неприятел ь сда е тся в плен, пощади его, разоружи его, обеспечь гуманное отношение к н е м у, к его званию, доставь его к своему командир у.
  • Гуманно относись к больным и раненым. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт.
  • Надо знать и помнить, что международное право предоставляет особую защиту определенным категориям лиц и объектов, которые имеют специальные отличительные задачи.

Международное право на особую защиту

1. Военная и гражданская медицинская службы; военный духовный персонал; гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны).

Отличительным знаком медицинской службы является красный крест на белом поле или равноценная ему эмблема в виде красного полумесяца на белом фоне.

2. Гражданская оборона. Гражданская оборона обозначает систему мероприятий по защите и выживанию гражданского населения.

Отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний темно-синий треугольник на оранжевом фоне.

3. Обозначенные культурные ценности под общей защитой.

Отличительный знак культурных ценностей под общей защитой представляет собой бело-голубоватый щит.

4. Обозначенные культурные ценности под особой защитой. Отличительный знак культурных ценностей под особой защитой обозначается тремя знаками, расположенными треугольником (один знак внизу).

5. Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции.

Отличительный знак установок и сооружений, содержащих опасные силы, представляет собой группу из трех ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной оси.

6. Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции).


Серьезные нарушения «Права войны» квалифицируются как военные преступления. В отношении их установлены санкции уголовного характера.

  • Как серьезные нарушения квалифицируются следующие действия, направленные против людей:

Преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение;

Преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью;

Бесчеловечное и унижающее обращение, сопровождающееся оскорблением человеческого достоинства;

Взятие заложников и др.

  • - преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение; - преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью; - бесчеловечное и унижающее обращение, сопровождающееся оскорблением человеческого достоинства; - взятие заложников и др.

  • Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом , исключительным по важности и необходимости.

Главной задачей военной службы является _______________________________к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является _____________________


Используемая литература:

  • www.ru.wikipedia.org
  • «Основы безопасности

жизнедеятельности»

//А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин,

В.А.Васнев //М. «Просвещение» 2006 – 157 с.




Конституции Российской Федерации 1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2.Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3.Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Статья 59


Конституции Российской Федерации В ведении Российской Федерации находятся: к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира; м) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; Статья 71


Федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в области обороны: «Об обороне»,«Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»,«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе»,«О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»,«О статусе военнослужащих», «О гражданской обороне»,«О гражданской обороне», «О государственном оборонном заказе»«О государственном оборонном заказе»


Оборона Российской Федерации осуществляется и в соответствии с международным правом. Международно- правовой нормой, закрепляющей право государств на оборону, является статья 51 Устава ООН, провозглашающая право государств на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Оборона Российской Федерации регламентируется также нормами бюджетного, гражданского, финансового и других отраслей законодательства Российской Федерации.




К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся: вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства;вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; применение любого оружия одним государством против территории другого государства;применение любого оружия одним государством против территории другого государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;


Применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств; засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.


Статья 87 Конституции Российской Федерации 1.Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. 2.В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. 3.Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.


В соответствии с Федеральным законом «Об обороне», в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации, федеральным законом объявляется состояние войны. Согласно статье 106 Конституции Российской Федерации указанный федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.




В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне также привлекаются: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации;Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации; Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации,Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации;Железнодорожные войска Российской Федерации; Войска гражданской обороны Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Войска гражданской обороны Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются: инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти; служба внешней разведки Российской Федерации,служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности;органы федеральной службы безопасности; федеральные органы государственной охраны;федеральные органы государственной охраны; федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.


Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики страны, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.


К мобилизации относятся: перевод экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;перевод экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов на структуру и состав военного времени;перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов на структуру и состав военного времени; проведение мероприятий по переводу экономики организаций на работу в условиях военного времени;проведение мероприятий по переводу экономики организаций на работу в условиях военного времени; организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время, а также ряд других мер в данной сфере.организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время, а также ряд других мер в данной сфере.


Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Задачи и организация гражданской обороны определяются Федеральным законом «О гражданской обороне».


Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения. Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Российской Федерации.


В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет;воинский учет; обязательную подготовку к военной службе;обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу;призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву;прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе;пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.


В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.военное обучение в период военного положения и в военное время.




Важную роль в обеспечении обороны страны и безопасности государства играет Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г Военная доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно- политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.


Военной доктриной определены следующие основные внешние угрозы: территориальные претензии к Российской Федерации;территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; международный терроризм;международный терроризм; наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников; создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях, расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях, расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации; создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников.создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников.







Превосходство это основано на постоянно развивающихся системах связи и управления. Недалек тот день, когда все вооруженные силы США, включая самые мелкие тактические единицы, будут связаны единой системой управления, позволяющей в режиме реального времени реагировать на изменения оперативной обстановки на поле боя.


Вряд ли со стороны НАТО или США последует наземный удар по России, подобный тому, какой нанес Гитлер в июне 1941 г. или тому, какой нанесли сами США по Ираку весной 2003 г. Экономические, политические, да и военные убытки такой акции для Запада были бы слишком велики. Вряд ли возможна и прямая оккупация территории.




Характеристика вооруженных сил США по состоянию на Регулярные ВС - 1,434 млн. человек МБР «Минитмен-3» – 500 единиц МБР «Пискипер» – 50 единиц Всего 1550 боевых зарядов суммарной мощностью 470 Мт


ПЛАРБ «Огайо» – 14 единиц Всего 336 БРПЛ «Трайдент-2» на которых находится боевых зарядов суммарной мощностью Мт


Бомбардировщиков В-2 – 21 единица Бомбардировщиков В-1В – 89 единиц Бомбардировщиков В-52– 93 единицы Радиус действия: 4, 12 и 8 тыс. км Суммарная бомбовая нагрузка – тонн


Самолетов с радиусом действия 1000 км: Штурмовиков F-117A – 51 единица Истребителей F-14А – 144 единицы Истребителей-бомбардировщиков F-15 – 736 единиц Истребителей-бомбардировщиков F-16 – 1739 единиц Истребителей-бомбардировщиков F/A-18 – 768 единиц Суммарная бомбовая нагрузка этих самолетов составляет 4 тыс. тонн.


Атомных многоцелевых подводных лодок «Лос- Анджелес» - 51 единица, по 20 крылатых ракет на каждой. Атомных многоцелевых подводных лодок «Си Вулф» - 2 единицы, по 50 крылатых ракет на каждой. Всего на 53 подводных лодках – 1200 крылатых ракет с дальностью стрельбы до 2,5 тыс. км.




В Сухопутных войсках: Танков «Абрамс» – единиц БМП «Бредли» – единиц БТР М113 – единиц


Артиллерийских орудий – единиц РСЗО MLRS – 830 единиц






Характеристика вооруженных сил НАТО по состоянию на Регулярные вооруженные силы– 2 млн. 217 тыс. человек Регулярные вооруженные силы – 2 млн. 217 тыс. человек Боевых самолетов – 4 тыс. единиц Истребитель-бомбардировщик«Ягуар» Истребитель-бомбардировщик FB-111










В таких условиях Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.




Можно с высокой долей вероятности утверждать, что в гипотетическом военном конфликте Китай вряд ли применит собственное ядерное оружие, а так как технический уровень вооружения воюющих сторон примерно одинаков, война, скорее всего, примет формы 2-й мировой, но с большей дальностью и вероятностью поражения объектов.


Характеристика вооруженных сил Китая по состоянию на Регулярные ВС – 2,255 млн. человек Мобилизационные ресурсы – 208 млн. человек Боевых самолетов – 4 тыс. единиц Истребитель- бомбардировщик J-8
В Сухопутных силах: Танков – единиц Легких танков – 1000 единиц БМП и БТР – 4500 единиц Боевая машина пехоты WZ-501






Характеристика вооруженных сил Японии по состоянию на Регулярные ВС – 239,9 тыс. человек Мобилизационные ресурсы – 29,2 млн. человек Боевых самолетов – 270 единиц




В военно-техническом плане исламские фундаменталисты пока еще очень слабы, открытое военное противостояние с армиями ведущих государств мира приводит к закономерному результату, который мы дважды наблюдали в Ираке: в 1991 и 2003 гг. Отсюда и перевод войны в ассиметричные, не прямые формы, в террористическую и партизанскую войну.


Военной доктриной определены и следующие основные внутренние угрозы: попытка насильственного свержения конституционного строя;попытка насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.