Сравнительный анализ конституций. Принятие конституции ссср Советские конституции 1924 1918 1936 и 1977

Принятие первой Конституции СССР - 1924 г.

Принятие второй («сталинской») Конституции СССР - 1936 г.

Принятие третьей («брежневской») Конституции СССР - 1977 г.

Конституция СССР 1924 г.

Была утверждена 2-м съездом Советов СССР и стала основным законом в СССР. Решение съезда о разработке общесоюзного документа легло в основу создания Конституции СССР.

Конституция СССР включала в себя 2 раздела:

  • Декларацию об образовании СССР - включала в себя принципы объединения и направляла к одной из главных целей в то время - борьбе против мирового капитализма;
  • Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав.

Основные особенности Конституции 1924 г.:

  • Съезд Советов СССР считался главным органом управления, без ведома которого внесение любых изменений в документ было невозможным;
  • союзная республика имела право в любой момент выйти из СССР, но изменить территорию только с ее одобрения; было установлено единое союзное гражданство;
  • ЦИК СССР считался верховным органом власти в перерывах между съездами, а в промежутках между сессиями ЦИК главным органом законодательной власти был Президиум ЦИК СССР;
  • ЦИК СССР учредил Совет народных комиссаров СССР, являющийся главным исполнительным и распорядительным органом, в составе которого был председатель СНК, его заместители и 10 наркомов.

Благодаря Конституции союзные республики во время образования СССР стали частью федеративного союза.

Конституция СССР 1936 г.

Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря. Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства - построение социализма.

Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.

Активное участие в создании текста Конституции принимали и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.

Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:

  • основа экономики - плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
  • у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
    • всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
    • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
  • была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
  • средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
  • партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
  • Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
  • Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.

27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с , занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил .

7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции - официальный государственный праздник.

Конституция СССР 1977 г.

Действовала с 7 октября 1977 г. до (1991), став последней Конституцией Советского Союза. Во время принятия она включала в себя 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. Рассмотрим краткое содержание Конституции:

  • вводная часть - содержала характеристику советского общества, сохраняла принципы прежних конституций. Ее текст был значительно больше, чем Конституции РФ 1993 г.;
  • политическая система - данный раздел включал в себя общие принципы социалистического строя и основу развитого социалистического общества;
  • экономическая система - ее основу составляла государственная и колхозно-кооперативная социалистическая собственность на производственные средства, действовал принцип планового хозяйства;
  • органы власти - увеличился срок управления для верховных и местных Советов, из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума;
  • государственное устройство - без существенных изменений. За республиками Союза осталось право на возможность в любой момент выйти из состава СССР, которым они воспользовались при распаде СССР.

В период действия данной Конституции СССР в нее вносились различные изменения, самым значимым из которых стала отмена 6-й статьи. Была отменена однопартийность, КПСС был снят с руководящей должности, была введена должность Президента СССР.

1. Условия и особенности принятия Конституций 1924, 1936 и 1977 гг.

2. Конституции СССР: общая характеристика, регулирование основ общественного и государственного строя, правового статуса личности, организации публичной власти.

3. Принципы и функции конституций СССР.

3.1. Государственное устройство.

3.2. Статус Союза ССР и республик, эволюция их взаимоотношений.

3.3. Система высших и местных органов власти.

3.4. Права и обязанности граждан. Избирательная система.

3.5. Судебные и прокурорские органы.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция СССР 1924 г. // Сборник законов СССР. М., 1968. Т. 1.

2. Конституция СССР 1936 г. // Советские конституции: Справочник. М, 1963.

3. Конституция СССР 1936 г. с изменениями и дополнениями, принятыми 12 октября 1967 г. // Сборник законов СССР. М., 1968. Т. 1.

4. Конституция СССР 1977 г. // Конституция СССР и развитие советского

5. законодательства. М., 1983.

6. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов М., 1998.

7. История государства и права России в документах и материалах: 1930-1990-е гг. / Автор - сост. И. Н. Кузнецов. М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хрисанфов В. И. История государства и права России 1917-1999. Курс лекций. СПб., 1999. С. 111-135.

2. Чистяков О.И. К 80-летию первой Конституции СССР // Вестник МГУ.Сер.11:Право. 2004. №5. С.3-19.

3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография / Под ред. В.О. Лучина. М., 2003.

4. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года: учеб. пособие. М., 2004.

5. Бычков А. И. Историко-правовая характеристика Конституции СССР 1936 г. // История государства и права. 2012. № 8. С. 17-19.

6. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

7. Цаплин А.М. История российских конституций: от 1918 г. до 1993 г. М., 1997.

8. Конституция СССР и законодательство развитого социализма / Под ред. К.Ф. Гуценко, И.Н. Кузнецова. М., 1984.

9. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.

10. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. М., 1995.

11. Курицын В.М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 г. // Право и жизнь. 1996. № 10.



12. Кушнир А.Г. Первая Конституция СССР: к 60-летию принятия. М., 1984.

13. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

14. Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 1922-1936 гг. М., 1972.

Тема 14. Реформирование системы советского права.

Вторая кодификация: конец 1950-х – начало 1980-х гг.

1. Кодификация уголовного права. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.

2. Задачи и направления модернизации уголовно-процессуального права. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.

3. Кодификация гражданского права. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. Гражданский кодекс РСФСР 1964г.

4. Реформирование гражданского процессуального права. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.

5. Семейное право. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

6. Развитие трудового права. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. КЗоТ РСФСР 1971 г.

7. Административное право. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях 1980 г. Кодекс об административных РСФСР 1984 г.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. // Кодификация российского гражданского права. Екатеринбург, 2003.

5. Основы уголовного законодательства Союза ССР. М., 1958.

6. Сборник законов СССР 1938-1967 гг. М., 1968. Т. 1, 2.

7. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР, 1938-1967 гг. М., 1968.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 27 октября 1960 г. // Законодательство об уголовном судопроизводстве Союза ССР и союзных республик. М., 1963. Т. 1.

ЛИТЕРАТУРА

1. История отечественного государства и права. Ч.2. / Под ред. О.И.Чистякова. М., 2000. С. 413 - 452.

2. Хрисанфов В. И. История государства и права России 1917 - 1999. Курс лекций. СПб., 1999. С. 165-186.

3. Минникес И.В. Источники российского права: этапы эволюции: Учебное пособие. Иркутск, Москва, 2008.

4. Советское трудовое право: учебник для вузов / под ред. В.С. Андреева. М., 1976.

5. Актуальные вопросы советского права: теория и практика. Казань, 1985.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи, периодизация курса истории отечественного государства и права.

2. Образование и особенности Древнерусского государства.

3. Формирование государственных институтов Древней Руси: великий князь, совет при князе, дружина, вече.

4. Правовое положение различных социальных групп Древней Руси (правящий слой, свободное и зависимое население).

5. Источники древнерусского права: правовые обычаи, русско-византийские договоры X века, церковный устав князя Владимира Святославича.

6. Русская Правда: происхождение, редакции, общая характеристика как источника права.

7. Вещное и обязательственное право по Русской Правде,

8. Понятие и виды правонарушений по Русской Правде.

9. Меры юридической ответственности по Русской Правде.

10. Судебный процесс по Русской Правде.

11. Особенности социально-экономического развития и государственного устройства Новгородской и Псковской феодальных республик.

12. Вещное, обязательственное и наследственное право по Псковской судной грамоте

13. Правонарушения, ответственность и судебный процесс по Псковской судной грамоте.

14. Становление органов управления русского централизованного государства: Великий князь. Боярская дума. Приказы. Местное управление.

15. Правонарушения, ответственность и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.

16. Сословно-представительная монархия во второй половине XVI – первой половине XVII вв. Земские соборы и их роль в развитии русского государства.

17. Государственные реформы и политика опричнины в период правления Ивана IV Грозного.

18. Соборное уложение 1649 г.: источники, структура и общая характеристика как источника права.

19. Правовое положение различных социальных групп по Соборному Уложению (правящий слой, посадское население, крестьяне, холопы).

20. Право собственности, обязательственное право, институт наследования по Соборному Уложению.

21. Основные виды преступлений, цели и виды наказаний, судебный процесс по Соборному Уложению.

22. Реформа государственного аппарата в первой четверти XVIII в.: полномочия монарха, сената, коллегий, местные органы власти.

23. Реформа государственной службы. Табель о рангах.

24. Создание фискальной службы, прокуратуры, полиции.

25. Реформа судебной системы в первой четверти XVIII в.

26. Преступления и наказания по Воинским Артикулам 1715 г.

27. Государственные преобразования в период правления Екатерины II. Реформа Сената. Губернская реформа 1775 г.

28. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

29. Реорганизация государственного аппарата в первой четверти XIX в.: Государственный совет, министерства, канцелярия императора.

30. Систематизация российского законодательства (создание Полного Собрания законов и Свода законов Российской империи).

31. Свод законов Российской империи 1832 года. Структура, характеристика основных разделов.

32. Основные государственные законы: форма государства, органы верховного и подчиненного управления.

33. Законы о состояниях: правовое положение сословий.

34. Законы гражданские (вещное, обязательственное, семейное и наследственное право).

35. Законы уголовные.

36. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Понятие преступления и проступка. Состав преступления. Система преступлений.

37. Наказания уголовные и исправительные. Обстоятельства, исключающие ответственность по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.».

38. Крестьянская реформа 1861 г. и ее законодательное оформление.

39. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.

40. Военная реформа 1867 г. Устав о воинской повинности 1874 г.

41. Судебная реформа 1864 г.: причины реформы, подготовка и законодательное оформление.

42. Новые принципы судоустройства и судопроизводства. Формирование судейского корпуса.

43. Система судебных органов: виды судебных инстанций и их подсудность.

44. Реорганизация прокуратуры, судебные следователи, создание адвокатуры и нотариата.

45. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Исторические условия принятия, содержание, юридическое и политическое значение.

46. Полномочия высших органов государственной власти и правовой статус подданных по Основным законам Российской империи 1906 г.

47. Февральская революция 1917г. Правовые акты Временного правительства. Изменения в государственном аппарате.

48. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов и его декреты.

49. Создание государственного аппарата Советской России в 1917 – 1918 гг. Всероссийское учредительное собрание.

50. Разработка, принятие и основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

51. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

52. Правоохранительные органы в период НЭПа. Судебная реформа 1922 г. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.

53. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

56. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

57. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

58. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. и Уголовный процессуальный кодекс РСФСР 1922 г.

59. Национально - государственное строительство в 1917-1922 гг. Образование СССР.

60. Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1924 г.

61. Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1936 г.

62. Изменения в государстве и праве в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные государственные органы.

63. Судебная система в 1930-е - начале 50-х гг.: нарушение норм социалистической законности.

64. Основные положения Конституции СССР 1977 г.

65. Изменения в государственном и общественном строе страны в период перестройки (1985 - 1991 гг.).

66. Децентрализация СССР. Распад Союза и образование СНГ.

Сравнение Конституций 1924 и 1936 годов

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав: об общественном устройстве, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально в новой конституции регламентировалось государственное устройство СССР.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. По Конституции 1924 года Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет. В Конституции 1936 года вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа: Совет Союза и Совет Национальностей. Различие было в том, что по Конституции 1936 года уравнивалось число депутатов обеих палат, а по Конституции 1924 года в Совете Союзов было больше депутатов, чем в Совете Национальностей.

Как и в конституции 1924 года, две палаты были равны, т.к. законопроект получал силу закона только в случае его принятия каждой из палат.

Вместо Президиума ЦИК, существовавшего по Конституции 1924 года, был создан Президиум Верховного Совета.

По Конституции 1936 года, Верховный совет действовал в сессионном порядке, в период между сессиями его заменял Президиум Верховного Совета СССР, так же, как и в Конституции 1924 в перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК.

По Конституции 1924 года, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. По Конституции 1936 года, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -- перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Таким образом, по Конституции 1936 года, произошло разделение законодательной и исполнительной власти в деятельности союзных органов. Исключительное право принимать законы получил Верховный Совет СССР. Совет Министров провозглашался высшим исполнительным органом. Потому верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность правительства. Президиум Верховного Совета СССР имел право издавать только подзаконные акты, указы.

По конституции 1936 года высшая судебная власть отделялась от исполнительной; высшей судебной властью обладал Верховный Суд СССР.

Из этого следует, что Конституция 1936 года закрепила разделение властей.

По Конституции 1924 года, Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. А по Конституции 1936 года, Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

По Конституции 1936 года Министерства делились на общесоюзные и союзно-республиканские на федеральном уровне и на союзно-республиканские и республиканские на республиканском уровне, ровно как и по Конституции 1924 года Народные Комиссариаты делились на общесоюзные и объединенные, и на объединенные и республиканские.

По Конституции 1936 органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся, т.е. было введено новое название советов - советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формулировка подчеркивала социальные различия рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Исходя из всего перечисленного, можно определить принципы формирования органов власти и управления в центре и на местах. Во-первых, это разделение властей.

Во-вторых, Конституция 1936 года закрепила существовавший по Конституции 1924 принцип федерализма, который достигался разделением наркоматов на три группы, так же Министерства делились на 3 группы.

Объединенные наркоматы, которые стали называться союзно-республиканскими министерствами были построены по принципу централизма, так же как и по Конституции 1924 года.

Однако, Конституция 1936 года отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства. В совместное ведение Союза и Республик перешли вопросы здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции, а раньше эти вопросы Республики решали самостоятельно.

В связи с подготовкой и принятием конституции 1936 года происходила перестройка государственного аппарата в направлении его централизации. В связи с ликвидацией системы съездов советов вводится вертикальная система субординации советов и устанавливается двойное подчинение местных исполкомов своему совету и вышестоящему исполкому. Свертываются начала местного самоуправления, сужаются права местных советов и усиливается централизм в государственном управлении. Централизации государственного аппарата способствовали следующие факторы:

переход от территориального к отраслевому управлению народным хозяйством ликвидируется функциональное построение гос. аппарата. С ломкой территориальной системы и функционального управления произошло разделение ВСНХ на отраслевые наркоматы, нарком, тяжпром, легкпром, наркомлес и т.д. В каждом наркомате сосредоточилась вся работа по отрасли.

Ликвидация коллегиальности и установление единоначалия в Министерствах.

Усиление контроля за деятельностью гос. аппарата сверху. Для этого при СНК создается спец. орган гос. контроля - комиссия советского контроля. На местах уполномоченные КСК контролировали, как местные органы власти и государственные учреждения выполняют решения центра. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) упразднялась, а ее функции по контролю снизу (народа) перешли к профсоюзам и депутатским комиссиям местных советов.

Усиление партийного контроля за деятельностью гос. аппарата. С ликвидацией РКИ был расформирован объединенный орган ЦКК РКИ, т.е. партийный контроль отделялся от государственного. Для осуществления партийного контроля вместо ЦКК создавалась комиссия партийного контроля (КПК). Она избиралась партийным съездом и имела на местах своих уполномоченных. Местные комиссии партийного контроля упразднялись.

Т.о., усиливался контроль центральных партийных органов за местными, и в построении партийного аппарата как и в гос. аппарате укреплялся централизм. Также было ликвидировано функциональное построение партийного аппарата. Вместо функциональных отделов в парткомах образуются отраслевые отделы: сх, промышленный, транспортный и т.д. это было сделано в целях усиления партийного контроля за гос. аппаратом, т.к. в конце 30-ых годов парторганизациям было предоставлено право контроля деятельности администрации на предприятиях и в учреждениях. Некоторые историки на основе того факта делают вывод о начале слияния партийного и советского гос. аппарата.

законодательный власть конституция

Конституция 1977 года

Главная причина разработки новой Конституции была связана с существенным изменением политического режима в стране. Верховный Совет СССР постановлением от 25 апреля 1962 г. решил "образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР" и утвердил ее состав во главе с Н.С. Хрущевым. Естественно, с приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева он стал Председателем Конституционной комиссии. Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным – в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.

Впервые на необходимость изменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. К весне 1977 г. проект Основного Закона был подготовлен. 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он заслушал доклад о проекте Конституции, обсудил его и постановил: одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией, передать вопрос о проекте Конституции в Президиум Верховного Совета СССР и рекомендовать ему вынести проект на всенародное обсуждение.

Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 5 июня и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным, в нем приняло участие свыше 140 млн. человек, т.е. более четырех пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, воинским частям и месту жительства. Всего поступило около 400 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.

27 сентября состоялось заседание Конституционной комиссии, на котором были подведены итоги всенародного обсуждения. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками (она предлагала изменения в 110 статьях проекта и одну новую статью - о наказах избирателей) и решила передать его в Президиум Верховного Совета СССР для последующего внесения на рассмотрение Верховного Совета СССР. Заседание Президиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен проект, уточненный и дополненный с учетом предложений, поступивших в ходе его всенародного обсуждения. Президиум постановил внести на рассмотрение Верховного Совета СССР: проект Декларации Верховного Совета о принятии и объявлении Конституции; проект Закона об объявлении дня принятия Конституции всенародным праздником; проект Закона СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

В этом перечне самого проекта Конституции. 3 октября 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он принял постановление "О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения". В нем не только одобряется в основном представленный Конституционной комиссией проект, но и говорится: "Внести проект Конституции на рассмотрение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва". Это дает основание утверждать, что официально проект Конституции СССР был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССР Центральным Комитетом КПСС.

Преемственность весьма скромна в данной Конституции, и зачастую выражается в лозунгах по поводу укрепления социализма, о его новом этапе.

    Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов

В Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. По конституции 77 года социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г. 8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" – её составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" – её составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г.), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 Конституции СССР 1936 г.). Конституция 1977 г. впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 7-8). Конституция сказала (ст. 5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48).

Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа. Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст. 6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в статье 1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Впервые в ст. 9 специально зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является «дальнейшее развертывание социалистической демократии» и указаны пути ее развития.

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти, которые получают новое навание «Советы народных депутатов». Особая роль Советов обусловила включение в Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пяти лет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Содержится в конституции и ряд следующих моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Еще одна особенность содержания Конституции 1977 г. - более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности.

Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

На конституционном уровне провозглашались новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.д. Конституция одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию "долг граждан".

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

В Конституции 1936 г. была одна краткая глава "Государственное устройство", в Конституции 1977 г. раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие – соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным округам (это понятие пришло в данной Конституции на смену понятию "национальные округа").

К существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Введено новое определение Союза ССР (ст. 70) как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статей Конституции: ст. 16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс), ст. 73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории страны), ст. 89 (Советы - единая система органов государственной власти) и др.

Наконец, следует отметить и такую особенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл. 4) об основах внешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципы отношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренние традиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.).

Таковые главные отличия и особенности Конституции СССР 1977 г.

    Заключение

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержанию соответствовали Конституции СССР. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР, содержали и ряд особенностей при сопоставлении с Конституцией СССР.

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения.

Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1977 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны.

Список литературы

    Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М, 1983.

    Развитие русского права второй половины XVII - XVIII в. М., 1992.

    Черменский Е.Д Четвертая Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976.

    Королев А.И. Первая русская революция и Манифест 17 октября 1905 г /Кн.: Советское государство и право. М., 1986.

    Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции, М.; Политиздат, 1980,1987.

    История советской конституции (в документах) 1917- 1956 гг. М -: Госюриздат, 1957.

    Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М.: Наука, 1982.

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

    Конституция России: природа, эволюция, современность (http://constitution.garant.ru/DOC_1676651_sub_para_N_200.htm)

    Конституция (Основной Закон) СССР. 1977 г. М.: Политиздат, 1977.

сравнительно СССР 1977 года (в редакции 1990 года ). Глава 8 Закон СССР ...

  • Конституция Чувашской Республики правовое качество

    Реферат >> Государство и право

    В научный оборот сравнительно недавно и в... Конституций СССР и РСФСР. 25 июня 1936 года ... 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР , а 12 апреля 1978 года ... результате анализа технико-юридических свойств Конституции Чувашской Республики...

  • 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция РСФСР вступила в действие.

    В данной Конституции мы коснемся только третьего раздела, который озаглавлен «Конструкция Советской власти». Раздел третий, а конкретно главы 6-8 Конституции, посвящен организации и деятельности центральных и местных органов государственной власти и управления.

    Конституция закрепила организацию и взаимоотношения высших органов государственной власти. Всероссийский съезд Советов, осуществлявший высшую власть в РСФСР (ст. 24-27 гл. 6). В периоды между съездами действовал его орган - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, отвечавший перед Всероссийским съездом Советов (ст. 29, 31), его Президиум. Совет Народных Комисаров (СНК) для общего управления делами Республики и 18 народных комиссариатов для руководства отдельнымиотраслями (ст. 35, 43). СНК был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИК (ст. 46). В Конституции была определена компетенция этих органов, они наделялись законодательными и исполнительными полномочиями.

    В самом начале, в Конституции были заложены противоречия и возможности конфликта во взаимоотношениях между высшими органами государственной власти. В ст. 49 гл. 9, дан примерный перечень вопросов общегосударственного значения, которые относились к области совместного ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК. Но этот перечень вопросов был не полный, так как ст. 50 предоставляла право Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК расширить их полномочия в других вопросах, которые они признают подлежащими их рассмотрению.

    Читая ст. 51 мы видим два вопроса, которые относятся только к исключительному ведению Всероссийского съезда Советов это: Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции, и Ратификации мирных договоров. Причем формулировки ст. 51 и ст. 49 служили для возможности конфликта между ВЦИК и Всероссийским съездом Советов из за отсутствия разъяснения, какие положения следует считать «основными» для ВЦИК, а какие для Съезда.

    Во взаимоотношениях между ВЦИК и СНК так же были серьезные противоречия. Если в ст. 32 ВЦИК давал общее направление деятельности правительства и всех органов Советской власти, в статьях 33, 40, 41 рассматривал, утверждал или отменял решения СНК, а также образовывал СНК (ст. 35). В то же время СНК будучи подотчетен ВЦИК, имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимал все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни (ст. 38), т.е. просматривался явный параллелизм и недостаточная разграниченность в законодательной деятельности ВЦИК и СНК. И что самое интересное, в примечании к ст. 41 Совнаркому дается право принимать неотложные решения, минуя вышестоящие организации в частности ВЦИК.

    Исходя из наличия таких противоречий в отношениях между высшими органами государственной власти, представлялся широкий простор для использования этих противоречий в нарушении вертикали власти и выдвижении на первый план Совнаркома во главе с лидером правящей партии. Еще один орган верховной власти, который в Конституции был упомянут только в ст. 45 Президиум ВЦИК. Этот орган первоначально был создан как технический, вспомогательный. В первом положении о ВЦИК предусматривалось, что президиум должен организовывать и вести повседневную практическую работу ВЦИК. Со временем, однако, функции Президиума ВЦИК расширяются. Он начинает издавать нормативные акты наркоматов, рассматривает споры между коллегиями наркоматов и народными комиссарами. В последующем, кроме организационно-технических и административных функций он приобретает также законодательные права. В перерывах между сессиями ВЦИК он как бы замещает собой этот орган власти, а затем он получил право отменять постановления СНК и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК.

    После образования в 1922 году СССР, назрела необходимость в создании новой Конституции, чем и явилась Конституция 1924 года.

    Конституция СССР оформила структуру верховных органов власти. С учетом специфики многонационального государства, верховные органы власти должны были отражать специфические нужды и потребности, как всех национальностей Союза, так и отдельных национальностей.

    Верховным органом власти был Съезд Советов (ст. 8). ЦИК состоял из двух равных в законодательной сфере палат. Союзного Совета представлявшего население союзных республик, и Совета Национальностей представлявшего интересы союзных республик и автономных республик, а также автономных областей. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять решения органов власти субъектов федерации (ст. 20). В период между сессиями его полномочия переходили к Президиуму ЦИК высшему законодательному, исполнительному и распорядительному органу ст. 29 ответственному перед ЦИК и СНК - исполнительному и распорядительному органу, имеющему некоторые законодательные полномочия (ст. 37-39). СНК был ответственен предЦИК и его Президиумом (ст. 31, 40, 41). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК, отдельных народных комиссариатов и советов народных комиссаров союзных республик (ст. 31, 32). Также было 10 народных комиссариатов делившихся на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединенные (для союзного и одновременно республиканского уровней) (ст. 50-54, 67,68).

    После произошедших в стране с 1924 по 1936 г. существенных экономических, политических и социальных изменений, пришел черед новой Конституции СССР 1936 г.

    По новой Конституции высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР (избирался на 4 года), состоявший из двух равноправных палат: Совета

    Союза (избиравшимся по территориальным округам) и Совета Национальностей (по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам) (ст. 30, 31, 33-39). Законодательная власть принадлежала исключительно Верховному Совету СССР, в отличие от предыдущей Конституции.

    В межсессионный период действовал Президиум Верховного Совета СССР высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган, в круг его полномочий входили: издание указов, толкование законов, роспуск Верховного Совета СССР (при наличии неразрешимых разногласий между палатами), проведение референдумов, отмена постановлений и распоряжений СНК, ратификация международных договоров, назначение и освобождение от должности народных комиссаров, назначение и смещение высшего командования вооруженных сил СССР и т. д. (ст. 49).

    Совет Народных Комиссаров СССР становится высшим исполнительным и распорядительным органом, подотчетным Верховному Совету, а между сессиями Президиуму Верховного Совета (ст. 64-70). В ведомство СНК входили вопросы управления общесоюзными и союзно-республиканскими Народными Комиссариатами, государственного бюджета и финансов, обеспечению общественного порядка, защита интересов государства, внешней политики, в общем, все вопросы, связанные с управлением государства и его нормальным функционированием (ст. 64-70). Ответственность правительства перед законодательным органом подкреплялась правом обращения депутатов с запросами (ст. 71). Число общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов увеличилось по сравнению с Конституцией 1924 г. с 10 до 18 (ст. 77, 78).

    Преемницей Конституций 1918, 1924, 1936 годов, явилась Конституция СССР 1977 г. В преамбуле к новой Конституции было сказано о сохранности и преемственности идей и принципов прежних Конституций.

    V раздел новой Конституции СССР посвящался высшим органам государственной власти управления. Единую систему государственной власти, по Конституции, составляли советы народных депутатов. Высшим органом государственной власти по прежнему являлся Верховный Совет СССР (избирался сроком на 5 лет), который был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, в том числе принятие и изменение Конституции, принятие бюджета страны т.д. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (ст. 108-110), имеющих право законодательной инициативы. В случае разногласий между палатами, вопрос проходил следующие инстанции: согласительная комиссия, совместное заседание палат, следующая сессия Верховного Совета СССР или всенародный референдум (ст. 115). Депутаты Верховного Совета имели право запроса к руководителям всех высших органов (ст. 105). Так же право издавать законы имели: Президиум Верховного Совета СССР работающий между сессиями и осуществляющий функции высшего органа государственной власти (подотчетный Верховному Совету) и Совет Министров СССР - Правительство СССР - являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР (ст. 128). Совет Министров СССР был ответственен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему, а в период между сессиями подотчетен Президиуму Верховного Совета СССР, был правомочен, решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР в пределах своих полномочий (ст. 130, 131). Имел право контроля и отмены решений Советов Министров союзных республик. Совет Министров СССР слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии (ст. 129). Право законодательной инициативы принадлежало также: Союзным республикам в лице их высших органов государственной власти, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР и общественным организациям в лице их общесоюзных органов (ст. 113).

    На основе анализа верховных органов власти по Конституциям СССР 1917, 1924, 1936, 1977 гг. мы можем проследить эволюционный путь развития каждого из них.