Что говорят когда человек умер царствие небесное. «Пусть земля тебе будет пухом» — что эта фраза означает

Царствие (царство) небесное кому . Устар. Высок. Выражение, употребляемое при пожелании покойному загробной жизни в раю. - Супруга наша Авдотья Петровна скончалась… Терентий, взглянув на образ, перекрестился. - Царствие ей небесное! (М. Горький. Трое).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Царствие (царство) небесное" в других словарях:

    Царствие (царство) небесное - кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113 …

    Царство небесное - Эта статья о словосочетании; О фильме см.: Царство небесное (фильм). Царство Небесное (тж. Царствие небесное, ивр. ‎מלכות השמים‎, Malkuth haShamayim, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором «небеса» заменяют имя Бога… … Википедия

    Царство Небесное - это статья о словосочетании. о фильме см. «Царство небесное» «Царство Небесное» (Царствие небесное, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором небеса заменяют божественное имя (Лк. 15:18). Известно по Евангелию от Матфея,… … Википедия

    царствие(царство) ему небесное{!} - Ср. Был у меня дядя царствие ему небесное! Последнее прибавляю единственно потому, что так уже принято, когда говорят о покойниках... Григорович. Мой дядя Бандурин. Ср. Весь в батюшку родителя, не тем будь помянут, царство ему небесное... Гордыня … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Царство небесное - Выражение царство небесное особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Царствие(царство) ему небесное! - Царствіе (во) ему небесное! Ср. Былъ у меня дядя царствіе ему небесное! Послѣднее прибавляю единственно потому, что такъ уже принято, когда говорятъ о покойникахъ... Григоровичъ. Мой дядя Бандуринъ. Ср. Весь въ батюшку родителя, не тѣмъ будь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Царство небесное - См. Царствие небесное (ЦАРСТВИЕ) … Большой словарь русских поговорок

    ЦАРСТВИЕ - (царство) небесное кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113. Преставиться в царствие небесное. Книжн. Умереть. Мокиенко 1990, 98 … Большой словарь русских поговорок

    Царство Божие - (Царство Христово, Царство небесное) изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные покаяние и вера … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    царство - (царствие), Царство Божие правление людей или Бога А. Темы в Библии ЦАРСТВО как тема: второй Царств: 2Цар 5:12 третьей Царств: 3Цар 4:21 Б. Земные царства 1. Основные царства библейской истории Васанское царство: Чис 32:33 Аморрейское царство:… … Библия: Тематический словарь

Книги

  • Русские монастыри. Южный Урал и Зауралье , Феоктистов А. А., Кузнецов А., Боев А. К., Нечаева М. Ю.. Главное содержание духовного воскрешения Святой Руси - преображение самих человеческих сердец, в которых опустошенность посттоталитарного времени, возникшая на обломках прежней…

2 Русский язык - это просто кладезь всевозможных крылатых выражений и афоризмов, происхождение которых следует искать в глубине истории. Наверное каждый человек хоть раз в жизни обязательно побывает на похоронах, если не на чужих, то свои он точно не обойдёт стороной. А вы знаете, какая самая популярная фраза возникает в голове, когда начинаешь задумываться об этом печальном мероприятии? Обычно, индивидуум повторяет избитую, и покрывшуюся пылью поколений поговорку "Пусть земля ему будет пухом ", значение которой до конца не понимает. Чтобы расшифровать эти, и многие другие выражения, мы создали сайт сайт, поэтому добавьте этот ресурс в закладки, у нас почти каждый день появляется полезная инфа .
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хочется показать вам ещё несколько популярных новостей по тематике поговорок и пословиц. Например, что значит Почить в бозе ; как понять Мочить корки ; что означает Бережёного бог бережёт ; смысл выражения Посыпать голову пеплом и т. п.
Итак, продолжим, что значит Земля пухом ?

Земля пухом - этим выражением обычно завершают надгробную речь


Пусть земля ему будет пухом - это синоним выражению "Царствие небесное ", и порой эти два фразеологизма употребляются в одной связке, хотя это в корне не верно


Происхождение "Пусть земля будет тебе пухом " имеет языческие корни. Этот фразеологизм впервые стал использоваться во времена Древнего Рима, и звучал от так: "Sit tibi terra levis ". Сама цитата была заимствована у известного в узких кругах римского автора Марка Валерия Марциала - "Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes", что можно перевести, как "Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости".
Некоторые историки считают, что это некий вид древнеримских ругательств, например если покойный чем-то сильно вам досадил. Ведь никому не хочется, чтобы псы объедали мясо с ваших костей.
Однако, большинство филологов убеждены, что это не совсем правильная трактовка, потому что данная фраза использовалась ещё задолго до этого прославленного поэта.

Если мы станем "копать" глубже, то можно выяснить, что до наших дней сохранились древние надгробия, на которых выбиты буквы "S·T·T·L ", как вы уже поняли, это аббревиатура от выражения "Sit tibi terra levis". Хотя существовало несколько вариантов подобных эпитафий, их значение сводилось к одному - "Земля Пухом".

Кто играл в старые игрушки, то наверное обращал внимание, что после гибели героя, появлялась могильная плита с сокращением "R.I.P " (Rest In Peace), что значит "покойся с миром". По сути , это аналог той, древней эпитафии, которую использовали в Римской Империи.
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что в этой фразе заключены глубокие религиозные мотивы, причём далеко не христианские.

Так почему, люди желали, чтобы Земля была пухом ? Дело в том, что в те времена, человечество было довольно диким, и верило во все эти языческие представления об окружающем мире. В то время, считалось, что душа человека после смерти продолжает оставаться в теле. И в том случае, если покойному будет неудобно, или что-то будет причинять дискомфорт, то оно сможет выбраться из могилы. Именно из-за этих верований до сих пор бояться тревожить покой мёртвых, и даже снимают фильмы о восстании мертвецов из могил.

Правда, если вы услышите, как убитая горем жена, говорит о покойном муже - "Пусть земля ему будет пухом", то это явно не тот момент, когда её необходимо наставлять на путь истинный. Если вы всё-таки желаете рассказать человеку, какой подлинный смысл "Земля пухом", то вам нужно найти время, и объяснить, что в православии не используют данный фразеологизм.

Прочтя эту статью, вы узнали что значит Земля пухом , и теперь больше не попадёте

Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так - «Sit tibi terra levis». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости) Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы - S·T·T·L - это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L - «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись - R.I.P. (Rest In Peace) - покойся с миром.

То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.

Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» - употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке. Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения. PS. На фото фрагмент древнеримской надгробной плиты, где есть надпись «Sit tibi terra levis».

Часто слышу: «Пусть земля будет пухом» . Понятно, что это «атеизм». А что же на самом деле желают, какой смысл скрыт в этой фразе? Людмила, г. Пушкино.

Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так — «Sit tibi terra levis ». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis , molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes» . (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости)

Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы — S·T·T·L — это эпитафия от – «Sit tibi terra levis » (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit » (Да будет земля пухом) или S·E·T·L — «Sit ei terra levis » (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись — R.I.P. (Rest In Peace ) — покойся с миром.

То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.

Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» — употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке.

Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ: ОСОБЕННОСТИ ПОМИНОВЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших - родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие - это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в будние дни Великого Поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода - «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких.

Священник Андрей Безручко , настоятель Никольской церкви г. Воскресенска, клирик храма Воскресения Христова села Воскресенское ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения - родительские субботы, ведь, поминовение, итак, совершается на литургии?

Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало,потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

В Великом посту полная литургия совершаться не может среди недели, поэтому, не может быть в эти дни поминовения усопших. С понедельника по пятницу (в будние дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме - не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении , потому что дни поста - дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1-го часа. И, поэтому, в Великом Посту определяется 2-я, 3-я, 4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших - в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17-я Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела,и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в этот день и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

- Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы . Остальные дни в Церковном календаре - это дни поминовения усопших . Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов , но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших - Радоница (вторник второй недели после Пасхи) , так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших - это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически - в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских - это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

- Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках - в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча - это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

- В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …» , какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

- Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д...Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно - решить этот вопрос со священником.

- Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» - это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

- Какой смысл поминальной трапезы?

Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать - нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

- Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения - в грех. Поэтому, все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но их советую тем, кто воздерживается - не пить, а тем, кто хочет выпить - не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать - потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит - они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается - могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок - разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

- Как правильно говорить «Царство ему небесное» или ?

Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное» , а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом» , потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

- Каких людей в храме нельзя поминать?

- В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу - Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель» , и вот это понимается так, что если разрешит настоятель - можно подавать записки, если нет - значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

- Можно ли их поминать домашней молитвой?

В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

- Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого Поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.