Гарантии реализации конституционного права на жилище. §2.3

Конституционные и законодательные гарантии жилищных прав граждан

Право граждан на жилище провозглашено в ст. 40 Кон­ституции наряду с другими основными правами человека и гражданина. Оно имеет важное политико-правовое и соци­альное значение. Закрепленные в Конституции принципы и гарантии получили развитие в ЖК РФ, в частности в ст. 1 «Основные начала жилищного законодательства», ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жи­лище» и ст. 3 «Неприкосновенность жилища и недопусти­мость его произвольного лишения». Однако следует отме­тить, что данное право и раньше имело конституционное и законодательное закрепление. Право граждан на жилище в нашей стране было установлено в Конституции СССР (1977) и Конституции РСФСР (1978), затем в кодифика­ционных жилищных законах: Основах жилищного законо­дательства Союза ССР и союзных республик (1981) и ЖК РСФСР (1983). В частности, ст. 1 ЖК РСФСР дословно воспроизводила положения ст. 58 Конституции РСФСР, предусматривая следующее: «...это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги». Впоследствии текст Конституции по данному вопросу изменялся, и это было отражено в Основах. Было предусмотрено следующее:

«Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых поме­щений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобре­тения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает по­мощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья».

В действующей Конституции, как уже отмечалось, име­ется несколько статей, которые посвящены праву граждан на жилище и другим конституционным правам, непосред­ственно связанным с реализацией данного права:

Ст. 25 - 0 неприкосновенности жилища;

Ст. 27 - 0 свободе передвижения по территории РФ, избрании места пребывания и жительства;

Ст. 40 - о праве граждан на жилище и недопущении его произвольного лишения.


Безусловно, основополагающие нормы содержатся в ст. 40:

«1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть про­извольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного са­моуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуж­дающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законо­дательством нормами.»

Право граждан на жилище согласно ч. 2 ст. 17 Кон­ституции, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения, т.е. его нельзя изъять (отменить), передать другому лицу или отказаться от него. Важно отметить, что права и свободы человека и гражда­нина являются непосредственно действующими. Иначе говоря, право на жилище должно быть реально обеспечено со стороны государства. В противном случае оно будет иметь декларативный характер. По мнению Л. М. Пчелинцевой: «...право граждан РФ не может считаться «мнимым», по­скольку закреплено на высшем законодательном уровне и подкрепляется обязанностью государства по созданию бла­гоприятных условий гражданам для его реализации».

Право на жилище, провозглашенное в Конституции на­шего государства, базируется на важнейших международно-правовых документах по правам человека. В ст. 25 Всеоб­щей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое соци­альное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В ст. 11 Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах также подчеркивается:

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осу­ществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

Из указанных документов следует, что в понятие «до­стойный жизненный уровень человека» входит в качестве обязательной составляющей право на жилище, т.е. оно отно­сится к числу общепризнанных прав и свобод человека. Как известно, общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции).

Данный вопрос нашел отражение в постановлении Пле­нума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некото­рых вопросах, возникших в судебной практике при приме­нении Жилищного кодекса Российской Федерации»:

«Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международ­ном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора чело­веком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основ­ным правам человека и заключается в обеспечении государ­ством стабильного, постоянного пользования жилым поме­щением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании со­действия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25,40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граж­дан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года».

Вместе с тем в юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно понятия и содержа­ния этого конституционного права.

По мнению П. И. Седугина: «...Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, так как оно означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспечен­ным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабиль­ного пользования имеющимся жилищем и одновременно воз­можность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища... По своей юридической природе конститу­ционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для раз­вития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми поме­щениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.». Он также подчеркивал: «...главная цель законодательного регулирования жилищной сферы - это всемерно содействовать развитию инициативы в этой области как граждан, так и организаций в направлении улучшения жилищных условий граждан».

« - возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, да­рения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

Возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законодательством нормами; другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных субсидий государства и кредитов банка;

Возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

Обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

Обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. Это, в частности, призвано сдерживать многочисленные случаи сноса жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности, под предлогом (нередко недостаточно обоснованным) необходимости использования земельного участка, на котором находится дом, для государственных и общественных нужд».

В принципе аналогичны высказывания и других ученых-правоведов по данной тематике. По мнению В.П. Грибанова:

«Право на жилище означает гарантированную законодатель­ством возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами; является сред­ством, обеспечивающим удовлетворение данной потребности».

С.М. Корнеев отмечал:

«Право на жилище имеет две составные части. Во-первых, пра­во на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям; в данном случае речь идет об охране государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, об обеспечении его неприкосновен­ности, недопущении произвольного лишения жилища. Вторая составная часть права на жилище заключается в том, что госу­дарство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем».

В. П. Скрипко считает:

«Конституционное право на жилище означает для гражданина РФ возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а также возможность стабильного пользования имеющимися у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также юри­дическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья».

Однако имеются и иные точки зрения, которые либо по сути исключают право на жилище из числа основных прав человека и гражданина, либо принижают его роль и значение.

Так, В. И. Иванов полагает:

«...Право на жилище... нельзя понимать только в качестве обя­занности государства предоставлять каждому находящемуся на территории России жилое помещение. Суть конституционной нормы видится в другом: никто в РФ не может быть вынуждаем к бродяжничеству, к жизни «на улице». Важно отметить, что жили­ще в этом аспекте - место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий «домашний очаг», защищающий его от неблагоприятных воз­действий внешней окружающей среды. С этой точки зрения в качестве жилища могут быть ночлежные дома и другие помеще­ния, приспособленные для проживания граждан. Поэтому право на жилище может быть рассмотрено в качестве требования, сформулированного как нравственный принцип социального общества: каждый вправе иметь крышу над головой. Во-вторых, здесь закрепляется правовой принцип, обращенный ко всем ветвям власти и определяющий требования к должностным ли­цам и содержанию нормативных актов. В-третьих, конституци­онная норма включает в себя и субъективное право требования каждого обеспечить его жилищем способами, имеющимися как у государства, так и у юридических лиц (организаций). В России жилищем до сих пор является помещение, которое в некоторых развитых странах не признается таковым. Бараки, времянки, вагончики - повседневное явление нашего быта. Исходя из этого нельзя отождествлять жилище в России только с благоустроенным жилым помещением, а право на него - с правом проживания именно в таком помещении...».

Однако указанное мнение не является преобладающим в научной литературе, и, на наш взгляд, такой подход не осно­ван на Конституции, которая содержит соответствующие нормы прямого действия. Ими следует руководствовать­ся непосредственно, в том числе при разрешении спорных вопросов в судебном порядке. Принципиальное значение по данному вопросу имеет постановление Пленума № 8, в котором указано, что суд непосредственно применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего права, свободы, обязанно­сти человека и гражданина и другие положения.

Безусловно, Конституция закрепляет основные поло­жения и не содержит конкретного правового механизма реализации жилищных прав граждан, в том числе права на жилище. Эти положения конкретизируются и развиваются в соответствующих федеральных законах, в частности в нор­мах главного жилищного законодательного акта - ЖК РФ.

Право граждан на жилище, конечно, предполагает обе­спечение человека жилым помещением. Статьей 40 Кон­ституции, жилищным и гражданским законодательством предусмотрены возможные способы (формы) решения жи­лищного вопроса, в том числе:

Приобретение жилых помещений на основании договоров купли-продажи, мены и других сделок;

Приобретение или строительство жилого дома (квартиры) с помощью субсидий или жилищных кредитов;

Предоставление жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

Предоставление жилого помещения в домах ЖК или ЖСК.

Таким образом, из Конституции следует, что государство в лице соответствующих органов (должностных лиц) долж­но позаботиться о каждом гражданине в зависимости от его имущественного, социального положения и иного статуса.

Важную роль в реализации конституционного права на жи­лище призваны выполнять органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Конституции (ч. 2 ст. 40) содержится указание на их обязанность поощрять жилищ­ное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. При этом они должны руководствоваться положениями ч. 2 ст. 40 Конституции, предусматривающи­ми льготное обеспечение жилищем двух категорий граж­дан: «малоимущих» и «иных, указанных в законе граждан». Эти граждане, нуждающиеся в жилище, вправе получить его бесплатно или за доступную плату. Иначе говоря, кто-то должен получить бесплатное (социальное) жилье, кто-то с частичной оплатой его стоимости, а кто-то (более состоя­тельный) вправе решить задачу обеспечения жильем с по­мощью различных льгот, например налоговых.

Конституция РФ о праве граждан на жилище; юридические гарантии осуществления права на жилище.

Конституция РФ (ст. 40) провозглашает право каждого гражданина РФ на жилище. Основные же принципы и механизмы реализации данного конституционного права российских граждан, как и важнейшая часть правового регулирования жилищных отношений, определена в ЖК РФ.

В российском законодательстве понятие "жилище" определено в ч. 2 ст. 15 ЖК. Жилищный кодекс устанавливает, что жилище - это изолированное помщ., которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или часть его; квартира, ее часть; комната.

Конституционное право на жилище предполагает гарантированную законом возможность для каждого быть обеспеченным постоянным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищных условий, а также обеспечение для проживающих в жил. домах, жил. помщ.х здоровой и безопасной среды обитания.

В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Как следует из ч. 2 ст. 76 Основного Закона, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Это относится и к иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые могут иметь жилье в России, хотя порядок предоставления жилья гражданам РФ и тем, кто не имеет российского гражданства, а также отдельным категориям граждан РФ неодинаков.

В то же время Конституция РФ и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечивать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечением государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление жилья малоимущим и иным установленным законом категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.

Важной гарантией конституционного права на жилище является недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жил.пом. возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом закон­ные владельцы жил.пом. вправе истребовать занимаемое ими жил.пом. из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Право на жилище предполагает законные способы приобретения жилья; самовольная застройка, захват жилья незаконны. Приобретение права на жилище, как указал Конституционный Суд, не зависит от наличия так называемой прописки (административного акта).

Конституционное право на жилище дополняется также нормами о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25 Конституции РФ), правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства (ст. 27 Конституции РФ) и др.

Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для законно проживающих в соответствующем помщ. лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан.

Принципы жилищного права.

В юридической литературе выделяют следующие принципы права, которые имеют отношение и к жилищному праву. Общеправовые принципы :

1) справедливость (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2) демократизм (народовластие) (право должно выражать интересы большинства);

3) равенство права; 4) гуманизм (человеколюбие); 5) свобода субъектов права;

6) законность; 7) ответственность за вину;8) взаимной ответственность государства и личности;

9) единство норм права; 10) реальность норм права.

Отраслевые принципы жилищного права (принципы, которые присущи только жилищному праву, и в которых проявляется его сущность и значение для общества. Жил.зак-во закрепляет:

1) необходимость обеспечения органами гос. власти и МСУ условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасности;

2) неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища;

3) беспрепятственное осуществление вытекающих из жилищных отношений прав;

4) равенство участников жил.отношений по владению, пользованию и распоряжению жил.пом.;

5) восстановление нарушенных жил.прав, их судебная защита;

6) обеспечение сохранности жил.фонда и использования жил. помщ. по назначению.

Свобода выбора места жительства . Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и постоянного или временного жительства в любой части страны. В обеспечении данного принципа институт прописки был заменен на институт регистрации по месту жительства.

Доступность пользования жилищным фондом . Один из самых сложных принципов с точки зрения его реализации на практике, и в настоящее время, является декларативным. С одной стороны, каждый человек может получать в свое пользование и в собственность жил.пом.. С другой стороны, высокая стоимость жилья, особенно в крупных городах, квартирной платы и коммунальных услуг не всегда позволяет гражданам воспользоваться данным правом на практике.

Целевое использование жилищного фонда . В ч. 1 ст. 17 ЖК подчеркивается, что жил. пом. предназначено для проживания граждан (собственников и нанимателей, членов их семей и др.). Жил.пом. может быть использовано не только для личного проживания, но и для проживания иных лиц: нанимателей и поднанимателей (на основании договора), временных жильцов (на возмездной основе). Допускается использование жил.пом. для осуществления проф.деятельности или ИП деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жил.пом.. Не допускается размещение в жил.пом.промышленных производств.

Равенство участников жилищных отношений . Участниками жилищных отношений являются не только граждане РФ, но и юридические лица (организации), РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ). Следует отметить, что рaвенство участников жилищных отношений - общее правило, жилищное законодательство регулирует и иные отношения, не предусматривающие юридическое равенство их участников. Например, отношения складываются между органами, осуществляющими учет нуждающихся в жилье граждан и предоставление им жил. помщ., и гражданами, желающими получить жилье на условиях договори социального найма (гл. 7 ЖК РФ).

Судебная защита жилищных прав .Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Принцип приоритета норм международного договора по отношению к нормам национального закона в Российской Федерации является определяющим практически для всех отраслей права и законодательства. Действие данного конституционного принципа теперь подтверждено на отраслевом уровне применительно к жилищному законодательству, поскольку в ст. 9 ЖК РФ установлен приоритет норм международного права по отношению к нормам национального жилищного законодательства.

Источники жилищного права.

Источники жилищного права - оформленные в установленном порядке нормативные акты, регулирующие правовые отношения между субъектами жилищного права.

Система жилищного законодательства представляет собой совокупность источников жилищного права, которые можно разделить на следующие группы:

1. Конституция РФ;

2. федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации;

3. законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

4. нормативные акты органов местного самоуправления.

Положения Конституции РФ лежат в основе всего жилищного законодательства. Фактически можно выделить три конституционные статьи, непосредственно затрагивающие жилищные права и свободы граждан.

Прежде всего речь идет о ст. 40 Конституции, ч. 1 которой гласит: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Часть 2 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ в настоящее время такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нужда ющимся в жилище.

ЖК РФ является базовым актом, поскольку в нем закреплены принципиальные (базисные) положения жилищного права. Он выполняет роль основного (головного) акта системы жилищного законодательства и включает в свой состав нормы, имеющие принципиальное значение для всей отрасли. Нормы ЖК РФ детализируются и конкретизируются в нормативных актах субъектов РФ.

К числу федеральных актов жилищного законодательства относятся также принятые в соответствии с указанными федеральными законами указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшую роль в правовом регулировании жилищных отношений играют нормативно-правовые акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ.

Жилищный кодекс РФ содержит большой перечень вопросов, подлежащих решению Правительством РФ: утверждение типового договора социального найма жил. помщ. (ст. 63), установление перечня заболеваний, при которых совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной квартире невозможно (ст. 51), установление порядка отнесения помщ. к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жил. помщ. (ст. 100), утверждение порядка пересчета платежей за коммунальные услуги (ст. 155), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157), определение порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальные услуги (ст. 159) и др.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. На практике для единообразного применения федерального жилищного законодательства указанные органы издают методические рекомендации по различным вопросам.

Так, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации определена в ст. 13 ЖК РФ.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Компетенция органов местного самоуправления определена в ст. 14 ЖК РФ.

Порядок признания помщ. жил.и, а жил. помщ. непригодными для проживания. Требования к жил. помщ.м

По ст. 15 ЖК жил.пом. может быть признано непригодным для проживания. Многоквартирный дом согласно м.б. признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Порядок признания помщ. непригодным для жилья, а также подлежащим сносу установлен в Положении, утвержденном постановлением Правительства от 28.01.2006 №47.

Ж.помщ. пригодно для постоянного проживания, если оно отвечает требованиям жил. законодательства, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о градостроительной деятельности. Правительством РФ устанавливаются порядок признания помщ. жил.пом. и требования, которым должно отвечать жил. помщ.. Сами критерии отнесения помщ. к категории жилья в настоящее время Кодексом не установлены. Данный предмет относится к ведению Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 установлен порядок признания жил.пом. непригодными для проживания независимо от их формы собственности и принадлежности к жилищному фонду. Действие названного Положения не распространяется на жил.пом., расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Основания и порядок признания жил.пом. непригодным для проживания устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время применяется Положение о признании помщ. жил., жил.пом. непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Непригодными для проживания признаются жилые помщ., находящиеся в ветхом или аварийном состоянии, а также помщ., где выявлены вредные факторы среды обитания.

Вопросы признания жил.пом. непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями, которые создаются органами исп. власти России и ее субъектов, а также органами местного самоуправления. Уровень комиссии зависит от статуса жилищного фонда, к которому принадлежит непригодный для проживания или сносимый дом.

Комиссия на основании заявления собственника помщ. или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помщ. установленным в Положении требованиям и признает жил.пом. пригодным (непр.) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

Все требования к жил.пом . можно разделить на две группы. В первую группу можно включить требования, без которых помщ. вовсе не может считаться жил. помщ.м, а во вторую - требования, предъявляемые к той или иной категории жил. помщ. (например, комнаты в общежитиях, помщ., предоставляемые по договорам социального найма, и т.д.).

Согласно ст. 15 ЖК РФ жил.пом. признается изолированное помщ., которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техн. правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Основные требования к жилому помщ., предусмотренные Положением:

1. Не объект капитального строительства, т.е. наличие регистрации как жил.пом.

2. Техническая пригодность (исправные несущие конструкции, обустройство имущества безопасным образом, наличие инженерных систем, теплоизоляция внешних стен, защита от дождя, лифт в 6-ти и более эт.домах, др.).

3. «Изолированность» подразумевает наличие в жил.пом. отдельного входа.

Жилые помщ. должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Отметка пола жил. помщ., расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

Размещение жил. помщ. в подвальном и цокольном этажах не допускается. Размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях.

Комнаты и кухни в жилом помщ. должны иметь непосредственное естественное освещение. Межквартирные стены и перегородки должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 50 дБ. Концентрация вредных веществ в воздухе жил. помщ. не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест.

ОБМЕН (м/д нанимателями).

Наниматель жилого помещения по ДСН с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жил.пом.на предоставленное по ДСН другому нанимателю. Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жил.пом.на предоставленные по ДСН найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.

Если между нанимателем жилого помещения и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.

Обмен жил.пом. в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Обмен жилыми помещениями может быть совершен между гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных как в одном, так и в разных населенных пунктах на территории РФ. Осуществляется без ограничения количества его участников при соблюдении требований.

Обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений не допускается в случае:

1) к нанимателю обмениваемого жил.пом. предъявлен иск о расторжении или об изменении ДСН;

2) право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;

3) обмениваемое жил.пом. признано в установленном порядке непригодным для проживания;

4) принято решение о сносе дома или его переоборудовании для использования в других целях;

5) принято решение о капитальном ремонте с переустройством и (или) перепланировкой;

6) в результате обмена вселяется гражданин с одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Обмен осуществляется с согласия соответствующих наймодателей на основании заключенного между указанными нанимателями договора об обмене жилыми помещениями.

Договор об обмене жилыми помещениями заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного соответствующими нанимателями. Он представляется нанимателями каждому из наймодателей, с которыми у них заключены ДСН обмениваемых жил.пом, для получения согласия на осуществление соответствующего обмена. Такое согласие или отказ оформляется наймодателем в письменной форме и должны быть выданы не позднее чем через 10 рабочих дней со дня обращения. Отказ наймодателя в даче согласия допускается только в случаях, предусмотренных статьей 73 (условия, когда обмен невозможен).

Отказ наймодателя в даче согласия на обмен может быть обжалован в судебном порядке.

Договор об обмене жилыми помещениями и соответствующее согласие каждого наймодателя приводит к рассторжению старых и заключению новых ДСН с нанимателями. Расторжение и заключение указанных договоров социального найма осуществляются наймодателем не позднее чем через 10 рабочих дней со дня обращения и представления им документов.

Обмен может быть признан судом недействительным по основаниям, установленным ГК для признания сделки недействительной, в том числе если совершен с нарушением требований ЖК.

В случае признания обмена недействительным стороны с подлежат переселению в ранее занимаемые ими жилые помещения. Если обмен признан недействительным вследствие неправомерных действий одной из сторон договора об обмене жилыми помещениями, виновная сторона обязана возместить другой стороне убытки, возникшие вследствие такого обмена.

Наемные дома

Наряду с уже существующим социальным и коммерческим наймом жилых помещений, ФЗ ввел новый институт найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Наемным домом является здание, которое (или все помещения в котором) принадлежит одному лицу на праве собственности. Кроме того, все жил.пом. в этом здании должны быть предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания только по 2 видам Д:

1. найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2. найма жилых помещений (ст. 671 ГК РФ).

Предусмотрено два вида наемных домов: социального и коммерческого использования, причем в домах социального использования максимальная доля жилых помещений, предоставляемых по ст. 671 ГК РФ, не может превышать 50 % от общего числа жилых помещений (в том числе по общей площади). Остальные помещения должны передаваться гражданам с низким доходом (но не малоимущим) по договору найма 671жилищного фонда социального использования.

Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма 671в порядке, установленном ГК РФ.

Законно закреплены порядок учета наемных домов социального использования, порядок гос., мун. или иной поддержки для их создания, эксплуатации, порядок управления наемным домом.

Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования является жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся таким домом жилой дом.

По смыслу закона нанимателями могут быть граждане РФ с уровнем дохода, не позволяющим им приобрести жилое помещение за счет собственных или заемных средств, но и не входящие в категорию малоимущих. Максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества для признания их нуждающимися в таком жилье определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, должны быть поставлены на соответствующий учет, который ведется органами местного самоуправления.

При этом граждане по своему выбору могут подать заявление одному из наймодателей таких помещений, в том числе и в строящемся наемном доме, которые ведут учет таких заявлений.

В качестве наймодателей выступают органы, реализующие полномочия собственника помещений государственного или муниципального жилищного фонда, уполномоченные ими организации, а также организации - собственники помещений частного жилищного фонда, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В случае заключения договора найма жилого помещения в порядке ст. 671 ГК РФ на срок не менее года, а также при заключении договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 674 ГК РФ, ст. 91.1 ЖК РФ).

Все наемные дома социального использования и земельные участки, под их строительство, подлежат учету в муниципальном реестре органами местного самоуправления.

По истечении срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения, если наниматель соответствует условиям, установленным ЖК РФ. Однако если по истечении срока действия договора наниматель перестал соответствовать условиям, перечисленным в ч. 1 ст. 91.9 ЖК РФ, право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения за ним сохраняется в случае отсутствия других граждан, имеющих право на заключение данного договора, или наличия иных жилых помещений, которые могут быть предоставлены указанным гражданам. Договор найма в указанном случае заключается на один год.


Создание и деятельность ТСЖ

Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помщ. в многоквартирном доме для совместного управления : 1. общим имуществом в многоквартирном доме; 2. имуществом собственников помщ. в нескольких многоквартирных домах; 3. имуществом собственников нескольких жил. домов в целях :

Обеспечения владения, пользования и распоряжения в пределах законодательства

Осущ-я деятел-ти по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества

Предоставления коммун.услуг лицам, пользующимся этими помщ.ми

Для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества.

Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помщ. в многокв. доме.

ТСЖ создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом.

ТСЖ является ЮЛ с момента его гос. регистрации . ТСЖ имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

ТСЖ отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, и не отвечает по обязательствам членов. Члены ТСЖ не отвечают по обязательствам ТСЖ.

Устав ТСЖ принимается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников. Собственники в одном многокв.доме могут создать только одно ТСЖ. Решение о создании ТСЖ принимается собственниками на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников. Протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками, проголосовавшими за принятие таких решений. Товарищество собственников жилья может быть создано :

1) собственниками помщ. в нескольких многокв.домах, если данные дома расположены на зем.участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования

2) собственниками нескольких расположенных близко жил. домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами при условиях п.1..

Товарищество собственников жилья вправе :

1) заключать договор управления многокв.домом и иные обеспечивающие управление многокв.домом, в т.ч. содержание и ремонт общего имущества;

2) определять смету доходов и расходов на год, в т.ч. необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества, затраты на кап. ремонт и реконструкцию дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ГК и уставом цели;

3) устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собст-ка в соответствии с его долей;

4) выполнять работы для собственников помщ. и предоставлять им услуги;

5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами, кот.предусмотрены законодательством;

6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;

7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущ., принадлежащее ТСЖ.

ТСЖ вправе в судебном порядке возместить причиненне убыти в рез. неисполнения собств-и обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов. ТСЖ по решению общего собрания собственников помщ. в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

ТСЖ может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

2) строительство доп.помщ. и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

На основании решения общего собрания членов ТСЖ доход от хозяйственной деятельности ТСЖ используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ГК и уставом товарищества.


Общие положения о капитальном ремонте (КР) общего имущества в многоквартирном доме. Фонд капитального ремонта (ФКР)

Перечень услуг и работ по КР общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда КР, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Нормативным правовым актом субъекта РФ этот перечень может быть дополнен услугами и работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов и другими видами услуг и работ.

Если собственниками принято решение об установлении взноса на КР в размере, превышающем минимальный размер взноса на КР, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания может использоваться на финансирование любых услуг и работ по КР общего имущества.

Органы гос. власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты которыми, в том числе:

1) устанавливается мин. размер взноса на КР общего имущества в МКД;

2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния МКД;

3) создается региональный оператор;

4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки;

5) устанавливается порядок подготовки и утверждения рег.программ и требования к ним;

Региональной программой КР общего имущества в МКД определяются предельные сроки проведения собственниками и (или) региональным оператором КР. Региональная программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Региональная пр. формируется на срок, необходимый для проведения КР общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением аварийных и подлежащих сносу. В региональную программу могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70%, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и работ по КР в расчете на 1м 2 общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ.

2) перечень услуг и работ по капитальному ремонту;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

Очередность проведения КР определяется в рег.программе исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ и могут быть дифференцированы по мун. образованиям. В первоочередном порядке должно предусматриваться проведение КР в домах, где требовалось проведение КР на дату приватизации первого жилого помещения а он не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы.

Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном нормативно-правовым актом субъекта РФ исходя из общей площади своего жилого помещения, или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот дом.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений:

 в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу;

 в случае принятия уполномоченным органом решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка;

 по достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Гражданско-правовые дисциплины»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ

Реферат

по дисциплине «Жилищное право РФ»

Руководитель Разработал

Старший преподаватель студент гр. ЮП-311

Захаров А.В.

Глушенок Н. С.

_____________ __________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)


Краткая рецензия:

____________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_________________________________

(запись о допуске к защите)

________________________________

_________________________________

(оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)

Новосибирск 2008 год


Введение3

1. Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище

1.1. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище

1.2. Понятие жилого помещения

2. Основные конституционные гарантии граждан на жилье

3. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что право на жилье – это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на жилище обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией права на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.

Жилищное строительство – важнейшая составляющая государственных приоритетов социально-экономического развития. Решение проблемы наращивания темпов жилищного строительства имеет многоцелевой результат: удовлетворение потребностей общества в жилье, создание нормальных и безопасных условий жизнедеятельности, снятие социальной напряженности в обществе. Именно поэтому жилищная реформа рассматривается как составная часть комплекса мер по стабилизации и выводу экономики из кризиса, так как отсутствие почти у одной трети граждан нормальных жилищных условий превратило эту проблему в одну из самых острых социальных проблем.

Целью данной работы является изучение особенностей конституционных прав на жильё.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изложить правовые аспекты конституционного права граждан на жилище: дать определение конституционного права граждан на жилье, понятие жилого помещения;

Раскрыть принципы реализации конституционного права граждан на жилище;

Исследовать правовые аспекты реализации и защиты конституционного права граждан на жилье;

Рассмотреть деятельность органов по обеспечению конституционных прав граждан на жилье на современном этапе.

Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа и частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).


1. Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище

1.1. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище

Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года содержит нормы о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Конституция Российской Федерации (КРФ) провозглашает право на жилище и относится к группе важнейших социально-экономических прав граждан. Содержание права на жилище следует определить путем указания на две его главные составные части.

Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям. В данном случае речь идет об охране государством имеющегося у лица субъективного гражданского права на конкретное жилище. В Конституции РФ это выражено путем провозглашения принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной жизни (ст. 23).

Во-вторых, конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище». Так же в статье предусмотрено бесплатное или за доступную плату обеспечение жильем малоимущих и иных перечисленных в законе граждан.

Указанные особенности органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют государственно-правовой, конституционный характер. Следовательно, право на жилище следует рассматривать как институт конституционного права, но не как институт гражданского или жилищного права.

Право на жилище и его неприкосновенность – это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный Кодекс, Гражданский Кодекс, Федеральные законы и т.п.). Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц, законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в Федеральном законе. В случае его нарушения используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои права и получить соответствующую компенсацию.

Вступившие в силу с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) готовился более 10 лет. Прежний Кодекс – от 24 июня 1983 года – безнадежно устарел. Кроме того, только на федеральном уровне до принятия нового ЖК РФ действовало более трех тысяч актов жилищного законодательства, которые в итоге позволяли по-разному трактовать права и обязанности участников жилищных отношений. Понятно, что даже специалистам было сложно разобраться, что к чему, а граждане тем более защищали свои права с трудом. Поскольку Конституция СССР 1978 года всем предоставляла право (для многих только на бумаге) получить бесплатное жилье, а очередь на него была огромной и бесконечной, то люди, которые эту очередь контролировали, имели огромные возможности для злоупотреблений.

В соответствии с данным Кодексом, конституционное право граждан на жилье обеспечивалось путем создания условий для получения кредита на строительство или для приобретения жилья лицами, находящимися на учете для предоставления жилищного займа. Субъектами права собственности на жилье могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, и, наконец, государство.

В новом ЖК РФ четко прописаны права, обязанности и ответственность всех, кто пользуется жилыми помещениями. Любой закон – это компромисс. После первого чтения проекта нового Закона в него было внесено около двух тысяч поправок, их которых 700 было принято.

В соответствии со ст. 72 КРФ жилищное законодательство находится в совместном ведении субъектов, соответственно к ведению субъектов РФ отнесена значительная часть вопросов, например, признание «малоимущими». Малоимущими, согласно ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном жилищным законом соответствующего субъекта РФ. Принадлежность к такой категорий граждан зависит не только от величины заработной платы, но и от размера других доходов, а также от наличия в собственности недвижимости, иных объектов, которые подлежат налогообложению (дача, квартира, автомобиль и др.). Но сами критерии оценки в разных субъектах Федерации, конечно же, разные, поэтому и нормативы будут разными.

Необходимо особо подчеркнуть, что те лица, которые были поставлены на жилищный учет до введения в действие нового ЖК РФ, продолжают оставаться в очереди. Органы государственной власти и органы местного самоуправления сохраняют перед ними свои обязательства.

В российском законодательстве понятие « жилище» раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры. Термин « жилище» означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт, иное инженерное оборудование)Грудцына Л. Ю. Жилищное право России/ Под ред. Н. М. Коршунова.- М.: Эксмо, 2012.- С. 67. Жилое помещение должно отвечать определенным требованиям, чтобы выступать в качестве такового. Однако критерии, предъявляемые к жилому помещению, не всегда были четко обозначены в законодательстве, что на практике являлось причиной многочисленных злоупотреблений.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом.

Нельзя не констатировать, что нормативно - правовыми актами предъявлялись разные требования к жилому помещению. Понятие жилища, согласно ст.673 «Объект договора найма жилого помещения» ГК РФ, определяется как изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Еремичев И.А. и Страунинг Э.Л. В своем издании дают краткое определение жилому помещению, говоря, что оно представляет собой помещение, предназначенное для проживания граждан и отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям. В свою очередь, продолжают они, жилые помещения образуют жилищный фонд. Под жилищным фондом в свою очередь понимается совокупность всех жилых помещений, независимо от формы собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные помещения в других строениях, которые пригодны для проживанияЕремичев И. А., Страунинг Э. Л. Жилищное право: Схемы и комментарии.- М.:Юриспруденция, 2011.-с. 12. Сфера жилищного законодательства, включающая регулирование обширного круга отношений, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами жилищных прав, безопасность жилища, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, связанных с обеспечением граждан (физических лиц) жилыми помещениями, распределением, учетом жилья и лиц, нуждающихся в его получении, непосредственной реализацией права пользования жилым помещением, обслуживанием и ремонтом жилья, обеспечение его сохранностиГринев В. П. Жилищное и градостроительное законодательство: сло.- справ.- М.: ГроссМедиа, 2006.- С. 39;..

Обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, приняло на себя государство. Государство обязано выполнять целый комплекс мероприятий для удовлетворения потребностей граждан: осуществлять программу строительства благоустроенного жилья; обеспечивать справедливое распределение жилой площади, охрану жилищного фонда и т.п.

Выделяются некоторые обязанности государственных органов: порядок учета жилищного фонда, распределение и предоставление гражданам жилых помещений; доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья; содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу; правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере и т.д.); сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством; контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере и др.

Право граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площадиАйман Т. О. Жилищное право РФ.: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА- М, 2002.- С. 19. Из права на жилище вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто - то сможет лишить его этого помещения по каким - либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Теоретическое осмысление проблем правовой природы права на жилище продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики в условиях развивающихся рыночных отношений, одной из основных целей которой является решение жилищной проблемы, создание механизмов (в том числе правовых) для реального осуществления гражданами права на жилище. Проблема доктринального определения права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего

Осуществлениянаучногоисследования различных аспектов конституционного права граждан РФ на жилище, включая формы и гарантии его реализации. Несомненно, практическая реализация нормы о праве каждого на жилище тесно связана с экономическими возможностями государства, политической и правовой ситуацией в стране. Тем не менее, это право является подлинным, а не правовым стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. Речь может лишь идти о достижении разумного баланса между экономическими возможностями государства и объемом, формами реализации социальных прав граждан, в том числе и конституционного права граждан на жилище. Богданов Е.В. в своих работах справедливо обращает внимание на то, что государство приняло на себя обязанности по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права. Богданов Е.В. приходит к выводу о том, что граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношениях. Как мы уже говорили, право граждан на жилище закреплено в основополагающем Законе - Конституции РФ. Далее в нашей работе мы рассмотрим непосредственное « конституционное право граждан на жилище». Определим исторический путь нынешнего права, основные возможности, вытекающие из данного права.

  • 4.Качество, количество и ассортимент товара по договору купли-продажи. Последствия нарушения условий о качестве, количестве и ассортименте.
  • 5.Договор розничной купли-продажи.
  • 6.Права покупателей и их защита по договору розничной купли-продажи.
  • 7.Понятие и признаки договора поставки.
  • 8.Структура договорных отношений по поставке.
  • 9.Исполнение договора поставки: время, место, участники.
  • 10.Последствия ненадлежащего исполнения договора поставки.
  • 11.Договор продажи недвижимости.
  • 12.Юридическая характеристика и элементы договора дарения. Форма договора.
  • 13. Запрещение, ограничение и отмена дарения.
  • 14.Договор постоянной ренты.
  • 15.Договор пожизненной ренты.
  • 16. Договор пожизненного содержания с иждивением.
  • 17.Понятие, элементы и виды договора аренды. Форма договора.
  • 18.Права и обязанности арендодателя по договору аренды.
  • 19.Права и обязанности арендатора по договору аренды.
  • 20.Прекращение договора аренды. Право арендатора на возобновление договора.
  • 21.Договор проката.
  • 22.Договор аренды транспортных средств.
  • 23.Договор аренды зданий и сооружений
  • 24. Договор лизинга.
  • 25.Жилищные фонды в рф: классификация и их значение.
  • 26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.
  • 27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.
  • 28.Юридическая характеристика и элементы договора социального найма жилого помещения.
  • 29.Права и обязанности сторон по договору социального найма жилого помещения.
  • 30.Договор поднайма. Временные жильцы.
  • 31.Обмен жилых помещений по Жилищному кодексу рф.
  • 32.Приватизация жилых помещений: понятие, правовое регулирование, принципы, условия, оформление.
  • 33.Правовое положения членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения.
  • 34.Наем жилого помещения на коммерческой основе: юридическая характеристика, элементы, срок, отличие от договора социального найма.
  • 35.Расторжение договора социального найма жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
  • 36.Расторжение договора социального найма жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
  • 37.Расторжение договора найма жилого помещения по Гражданскому кодексу рф- основания и порядок.
  • 38.Понятие и элементы договора подряда. Отличие от смежных договоров.
  • 39.Права и обязанности подрядчика по договору подряда. Риск подрядчика.
  • 40.Права и обязанности заказчика по договору подряда.
  • 41. Договор бытового подряда: понятие, оформление, содержание, ответственность.
  • 42. Договор строительного подряда: понятие, элементы, ответственность сторон.
  • 43. Структура договорных связей по договору строительного подряда.
  • 44.Договор возмездного оказания услуг.
  • 45. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.
  • Глава 40 гк, состоящая из 17 статей. В ней отражаются самые главные положения. Транспортное законодательство не может от них отклониться.
  • 46. Обязательство по подаче транспортных средств: понятие, содержание, ответственность.
  • 47.Договор перевозки грузов: юридическая характеристика, элементы, оформление, правовое регулирование
  • 48.Содержание договора перевозки грузов. Ответственность сторон за его ненадлежащее исполнение.
  • 49.Договор перевозки пассажиров и багажа.
  • 50.Юридическая характеристика и область применения договора займа.
  • 51. Договор банковского кредитования: юридическая характеристика, элементы, отличие от договора займа.
  • 52.Права, и обязанности сторон по договору банковского кредитования. Санкции за ненадлежащее исполнение договора.
  • 53 Вексель.
  • 54.Договор банковского вклада: понятие, юридическая характеристика, элементы оформления.
  • 55. Договор банковского счета: понятие, элементы, заключение, виды.
  • 56.Права и обязанности сторон по договору банковского счета. Прекращение договора.
  • 57.Платежное поручение как форма безналичных расчетов.
  • 58.Аккредитив как форма безналичных расчетов.
  • 59. Безналичные расчеты чеками.
  • 60.Безналичные расчёты по инкассо.
  • 61. Понятие и виды страхования.
  • 26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.

    В современных условиях, исходя из анализа положений Конституции Российской Федерации (ст. 40), ЖК РФ, ГК РФ (ст.ст. 671-672) и других нормативных правовых актов, с учетом изменившихся приоритетов со стороны государства можно выделить следующие основные формы реализации гражданами Российской Федерации права на жилище:

    а)приобретение или строительство жилья гражданами за собственные средства без ограничения размера жилой площади или с помощью полного или частичного финансирования государством (для отдельных категорий граждан);

    б)приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение и др.);

    в)предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы предоставления жилой площади.

    Иные формы жилищного обеспечения носят, как правило, временный характер, т.е. речь идет об обеспечении не постоянным, а временным жильем. К таким формам относится предоставление:

    Служебного жилого помещения;

    Специализированных жилых помещений (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.);

    Жилого помещения по договору безвозмездного пользования;

    Жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда (как правило, без ограничения размера площади).

    Право на жилище - это гарантированная законодательством возможность пользоваться жилым помещением. Юридическая природа этого права вызывает спор в науке, т.к. нет однозначного мнения к какой отрасли его отнести.

    Гарантия этого права : ст. 40 Конституции РФ - «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Малоимущим и другим лицам, указанным в законодательстве жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. (В настоящее время нет такого закона). Органы ГВ поощряют жилищное строительство. Формы реализации права:

    Приобретение и пользование жильем в режиме социального найма;

    Вступление в жилищные, жилищно-строительные кооперативы;

    Приобретение жилья в частную собственность;

    Индивидуальное строительство.

    27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.

    В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями. Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством. Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.

    Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

    Основанием возникновения найма из социального фонда является совокупность юридических фактов. Признание гражданина, нуждающимся в жилом помещении. Самым распространенным критерием является: метраж на каждого человека; Учет - норма, по которому определяется нуждаемость (в НО - 7 м2 на каждого проживающего жилой площади); составление жилого помещения (ветхий фонд); проживание в 2-х неизолированных комнатах семей, не состоящих в родственных связях; в квартире (коммунальной) есть больной определенным заболеванием; другие.

    1.Постановка на очередь (заявление подается в местную администрацию или на предприятие, которое имеет жилищный фонд).

    Очередь: общая; внеочередники (лица, чье жилище разрушено; дети, оставшиеся без попечения родителей после выхода из интерната); первоочередники (участники ВОВ, семьи, кормильцы, которые погибли на производстве или получили увечья; герои Советского Союза; лица, страдающие определенными формами хронических заболеваний). Лицо, поставленное на очередь, получает справку, в которой отражается решение о постановке или не постановке на очередь. Возможно оспаривание.

    2.Решение администрации I предприятия о предоставлении жилой площади.

    3.Выдача ордера. Ордер - административный акт, выдаваемый местной администрацией, где указывается кому выдан, состав семьи, описание квартиры. Лишь с момента выдачи ордера, у лица возникает субъективное право на жилье. Возникает исковая форма защиты права. Ордер может быть признан недействительным в судебной порядке, по основаниям, предусмотренным

    законодательством. Срок исковой давности - 3 года. Заключение договора найма жилого помещения. Договор заключается на основе ордера.

    Договор заключается в письменной форме (ст. 674 ГК) без страха недействительности.

    Договор бессрочный.

    "