Понятие виды и порядок ликвидации юридического лица. Виды ликвидации юридического лица

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).


3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам . Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольную;

2) принудительную;

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

Осуществление деятельности, запрещенной законом;

Неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. ().

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее - Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7. Выход из состава участников других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной , начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Предыдущая

Ликвидация ЮЛ предполагает принятие соответствующего решения, подготовку бумаг, погашение задолженностей. Необходимо получить все требуемые справки. Также создаётся ликвидационная комиссия. Ликвидация юридического лица считается завершённой только в том случае, если выполнены все этапы процедуры.

Мероприятие имеет разные основания и подразделяется на различные виды. Проводится оно по различным алгоритмам, в зависимости от совокупности факторов. Однако процедура должна соответствовать ГК РФ.

Виды ликвидации, основания для закрытия юридического лица и правопреемники

В соответствии с ГК РФ, закрытие подразделяется на два вида:

  • Добровольное . Производится по решению учредителей. Подробнее о добровольно ликвидации предприятия .
  • Принудительное . Проводится согласно основаниям, изложенным в ГК РФ. Среди них можно отметить непогашенные обязательства, нарушения закона. Инициируется мероприятие государственными и муниципальными учреждениями. описана в отдельной статье.

Чем отличается упразднение от иных видов реорганизации? В её рамках отсутствуют правопреемники. Они могут быть, но только частично.

Рассмотрим основания ликвидации юридического лица:

  • По решению учредителей или органа ЮЛ;
  • Ввиду наличия нарушений закона, ГК РФ, которые нельзя исправить, отсутствия лицензии на деятельность;
  • Признание банкротства. О процедуре банкротства фирмы .

Прекращение деятельности может осуществляться потому, что компания уже исполнила свою миссию, и оснований к её дальнейшему существованию больше нет.

При ликвидации ЮЛ отсутствуют правопреемники.

Как ликвидировать юр. лицо — прекращение деятельности по Гражданскому Кодексу РФ и необходимые документы

Ликвидировать организацию можно только на основании ГК РФ, иначе в ответ на соответствующее заявление поступит отказ. Кодекс предполагает следование следующему алгоритму:

Обязанности ликвидационной комиссии: сообщения и уведомления

Ликвидационная комиссия имеет некоторый список прав, которые определяет кодекс. В частности, это:

  • Уведомление кредиторов о том, что готовится прекращение деятельности;
  • Взыскание дебиторских задолженностей. Методы взыскания задолженности ;
  • Уведомление об упразднении через СМИ;
  • Представление организации в судебном органе.

Комиссией подготавливаются все требуемые документы, включая ликвидационный баланс и заявление на прекращение. Она совершает выплаты в ФСС и другие инстанции. После того, как все требуемые документы предоставлены, происходит регистрация проведённых изменений.

Напомним, что крайний срок выплат в ФСС – 15 дней с момента ликвидации.

Что происходит с имуществом организации?

Имущество, которое осталось после упразднения, распределяется между учредителями в соответствии с объёмом их доли. Лица получают имущество на основании передаточного акта. Составляется он, согласно ГК РФ, в свободной форме. Однако гражданский кодекс устанавливает минимальный перечень данных, которые требуется указать:

  • Сведения о комиссии;
  • Информация из протокола о назначении комиссии;
  • Порядок, на основании которого передаётся имущество;
  • Стоимость собственности.

Имущество распределяется в соответствии с формой ЮЛ:

  • Имущество бюджетных образований не может быть продано. Оно отправляется в муниципалитет;
  • Собственность некоммерческих учреждений отходит пайщикам и участникам;
  • ОАО должны распределить прибыль от собственности между всеми акционерами.

В любом случае, при проведении сделок с собственностью, должны быть составлены соответствующие документы.

Возможен ли отказ регистрации ликвидации ЮЛ?

Иногда, в ответ на соответствующее заявление, лицо получает отказ в упразднении. Отказ возможен в следующих случаях:

  • Присутствуют не все документы, которые требуются упразднения;
  • и документы оформлены по неправильной форме;
  • Неправильные реквизиты, указанные при оплате пошлины;
  • Кодекс предполагает соблюдение определённых сроков и этапов мероприятия. Если они будут нарушены, поступит отказ;
  • Отказ часто связан с элементарной невнимательностью комиссии или ликвидатора. Это могут быть документы с неправильно указанной информацией, отсутствие нумерации в бумагах, подписей.

Самые распространённые ошибки, в результате которых, согласно ГК РФ, может наступить отказ:

  • Документы заполнены с ошибками или наличиями пропусков;
  • Неправильная форма заявлений;
  • Документы содержат исправления;
  • Бумаги не скреплены;
  • Документы не собраны в полном объёме.

Во всех этих случаях может поступить отказ. Предпринимателям придётся снова проводить процедуру, тратить средства и время. Предотвратить отказ поможет образец заявлений и прочих бумаг. Нужно внимательно заполнять каждую бумагу. В этом случае риск на отказ многократно снижается.

Уведомление сотрудников и Центра занятости об увольнении

Ликвидация юридического лица влечёт за собой увольнение штата сотрудников. Данную сферу регулирует уже не гражданский, но трудовой кодекс. Производить процедуру нужно по правилам, иначе регистрация упразднения не будет произведена. Кодекс предполагает уведомление сотрудников о предстоящих увольнениях за два месяца за проведения увольнений.

Мероприятие выполняется по следующему алгоритму:

  1. Извещение центра занятости о предстоящих процедурах. Если в организации более 15 сотрудников, уведомлять учреждение занятости за три месяца. Если же штат включает в себя менее 15 человек, направлять извещение в орган занятости нужно за два месяца. В учреждения занятости требуется направить бумагу в письменной форме, в которую включены сведения о квалификации, должности и зарплате каждого сотрудника. Правила направления извещений в орган занятости определяет соответствующий закон. В частности, это положение «О занятости населения»;
  2. Формирование приказов об увольнении;
  3. Проведение расчётов, проведение выплат зарплат и выходных пособий;
  4. Внесение соответствующих сведений в трудовые книжки.

По ТК уведомить сотрудников об увольнении нужно за 2 месяца.

При оформлении увольнений бумаги заполняются по форме Т-8. Согласно закону о занятости, существуют разные сроки предупреждения сотрудников:

  • При занятости только на сезонных работах – за неделю;
  • При занятости на два месяца, о чём внесена соответствующая отметка в трудовой договор – за три дня.

Стоимость ликвидации

Стоимость ликвидации определяется в зависимости от сложности ситуации. Регистрация изменений в государственных структурах потребует уплаты пошлины. Стоимость включает в себя и оплату услуг юридических компаний. Обращение к ним неизбежно в тех случаях, когда имеются долги.

Дополнительная информация о ликвидации юр. лица. и способах закрытия фирмы в этом видео:

Регистрация будет иметь тем большую стоимость, чем более проблемное предприятие. Обращение к юридическим фирмам поможет полностью соблюсти кодекс, не допустить ошибок.

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось.

Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением. Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.

Особым случаем ликвидации юридического лица является его банкротство.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.

Ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени. Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом. Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации. Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами.

Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов.

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом. Названными действиями завершается вторая стадия ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов. При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя либо участников юридического лица. В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной законом. В соответствии с ним предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов. В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к пятой очереди.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд.

Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом. Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

По общему правилу право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам) - добровольная ликвидация. Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона. Например, согласно п. 2 ст. 119 ГК фонды могут ликвидироваться только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК, а именно:

в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Статья 65 ГК предусматривает, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Ликвидация юридического лица представляет собой довольно длительную процедуру, несмотря на простоту составляющих ее процедур и довольно подробно описанный и регламентированный порядок.

Так, ст. 20 Закона о государственной регистрации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принимавшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в регистрирующий орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

В случае нарушения вышеуказанного срока учредители юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 50 МРОТ.

Лицом, уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по установленной форме, является учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о его ликвидации.

На основании Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, представленного в регистрирующий орган, вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

21 Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).+ Закон РФ от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"

Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Общие положения

Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества, учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет. В этой связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности (банкротства) <91>.

У указанного института есть и своя, специальная задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

Основу соответствующего института, помимо комментируемой статьи 65, составляют Закон РФ от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"<92>, а также ряд изданных в его развитие актов. Эти акты, адресованные, судя по их наименованию, только предприятиям, распространяются и на некоторые другие виды юридических лиц. Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. Процедура, связанная с ликвидацией по указанному основанию, может применяться только в отношении определенных юридических лиц. В это число входят прежде всего те, кто отнесен п. 2 ст. 50 к коммерческим организациям, то есть хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям. Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и некоторые некоммерческие организации. Имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды (далее в тексте по отношению ко всем этим юридическим лицам используется термин "предприятия").

Казенные предприятия обладают одновременно признаками, присущими и коммерческим, и некоммерческим организациям. Учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), признано невозможным применение к ним процедуры банкротства.

Действующее законодательство содержит и еще одно ограничение: указанная процедура может быть применена только в случаях, когда общая сумма заявленных кредиторами требований составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Банкротом признается юридическое лицо, которое не в состоянии удовлетворить требования кредиторов в связи с тем, что его обязательства превысили стоимость принадлежащего ему имущества и соответственно структура его баланса оказалась неудовлетворительной. Закон от 19 ноября 1992 года формализовал это общее требование, признав, что речь идет о случаях, когда предприятие приостановило текущие платежи, при этом не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения соответствующих обязательств.

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"<93>, изданное в развитие Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий"<94>, устанавливает систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Эта система включает три коэффициента: "текущей ликвидности", "обеспеченности собственными средствами" и "восстановления (утраты) платежеспособности".

Первый из них характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременность погашения срочных обязательств предприятием. Второй - наличие у предприятия собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости, а третий - наличие или отсутствие возможности восстановить неплатежеспособность в течение определенного времени. При этом названы контрольные размеры первых двух коэффициентов.

В принципе если хотя бы один из коэффициентов окажется ниже указанной величины, это может служить основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако окончательный вывод зависит от учета третьего по счету коэффициента. Это объясняется тем, что при определенных его значениях, указанных в постановлении от 20 мая 1994 года, предприятие может быть признано платежеспособным или по крайней мере имеющим реальную возможность восстановить свою платежеспособность, если даже первый или второй коэффициенты либо оба вместе отклонились от контрольных значений<95>.