Соглашения о разделе продукции (СРП). Разбираем закон

Основания для прекращения права пользования недрами

1. По формальным обстоятельствам - по истечении установленного в лицензии срока действия, если не последовало ее продления;

2. По субъективным обстоятельствам - при отказе владельцалицензии от права на пользование недрами. Непредусматривается никаких ограничений этого права. Недропользователь не обязан мотивировать свой отказ. Отказ не ведет к возникновению каких-либо новых обязательств;

3. По объективным обстоятельствам - при возникновении зафиксированного в лицензии соответствующего условия, а также в случаеперехода права пользования недрами, оформленного с нарушениемзаконодательства.

Основания для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами:

Обладатель лицензии в течение установленного срокане приступил к пользованию недрами в предусмотренныхобъемах;

Возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

Возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровьюлюдей в зоне влияния работ;

Нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;

Систематическое нарушениеправил пользования недрами;

Ликвидация предприятия, которому недра были предоставлены в пользование.

Право пользования недрами прекращается путем аннулирования лицензии в следующие сроки:

По истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления о допущенных нарушениях и непринятия мер по их устранению.

С даты принятия решения (при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, находящихся в зоне влияния работ);

Владелец аннулированной лицензии или лицо, не получившее лицензии, имеет право обжаловать эти решения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

Закон РФ «О недрах» устанавливает определенный перечень требований к содержанию лицензии, которые могут либо включаться в саму лицензию, либо оформляться в виде приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. Одним из таких приложений является договор определенной, закрепляемой лицензией, формы.

Договор недропользования - соглашение об установлении, изменении или прекращении прав недропользования в котором фиксируются конкретные условия, на которых государство предоставляет участок недр в пользование.

Существуют три основных условия , определяющие характер договора недропользования:

1.Право собственности на добытую продукцию –государствовправе либо сохранить за собой право на добытую продукцию, либо передать его недропользователю.;

2. Правовой режим взаимоотношений государства и недропользователя - возможно на основе


v административного права (право пользования недрами предоставляется на основе положений Закона РФ «О недрах»),

v гражданского законодательства (право пользования недрами предоставляется на основе положений ФЗ «О СРП»)

Следует отметить, что в чистом виде практически ни одно из них не реализуется.

3.Налоговый режим - устанавливает две альтернативы: общий режим и специальный налоговый режим применительно к недропользованию в форме раздела продукции.

Сочетание перечисленных условий теоретически позволяет получить восемь разновидностей договоров. Однако в настоящее время в России менее широко применяютсялицензионное соглашение, соглашение о разделе продукции, концессионный договор, сервисный контракт.


ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Первоначально этот документ назывался «Условия лицензии на пользование участком недр». Данное приложение к лицензии(на трех-пяти страницах)содержало перечень обязательств владельца лицензии:

Вести работы в соответствии с требованиями действующего законодательства;

Довести добычу по годам до определенного уровня;

Выплачивать установленные платежи за право пользования недрами и другие налоги;

Привлекать субподрядчиков по согласованию с органом, выдавшим лицензию, и по практически все.

Первые конкурсы, особенно проводимые с участием иностранных инвесторов, выявили полное неприятие такой формы представления условий пользования недрами.

В последние годы лицензионное соглашение превращается в солидный, объемистый документ, содержащий до 30 и более отдельных статей и несколько приложений.

Лицензионное соглашение регулируется преимущественно административными методами,не соответствует понятию "сделка" и является неотъемлемой частью лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают не с момента заключения лицензионного соглашения, а с момента государственной регистрации лицензии.

Структура лицензионного соглашения:

1) Общие положения (статьи, определяющие цели и предмет соглашения; намерения сторон участвовать в социальном развитии соответствующего региона);

2) Регулирование производства (статьи, регламентирующие структуру управления проектом, производственные требования и обязательства недропользования);

3) Регулирование правовых отношений (право на территорию; распоряжение недрами; право собственности на имущество; переуступка прав; отказ от прав; процедура разрешения споров; форс-мажор и т.д.);

4) Регулирование экономической деятельности (статьи, касающиеся перечня, порядка и ставок платежей и налогов, которые должен платить недропользователь);

5) Процедурные вопросы (конфиденциальность; дата вступления договора в силу; и т.п.).

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Соглашение о разделе продукции -вид договора,в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Федеральныйо закон «О соглашениях о разделе продукции» выделяет следующие существенные условия СРП:

1. Инвестору предоставляются исключительные права на участок недр, т. е. государство не имеет права предоставлять данный участок недр другому пользователю.

2. Предоставляются права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. В лицензионном соглашении такие права предоставляются на основе совмещенной лицензии.

Представляет право пользования недрами на основе гражданского права.

СРП заключаются, как правило, по итогам конкурсаилиаукциона. Подготовка проекта соглашения осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной продукции :

1. Обычный (индонезийская модель – по стране происхождения)

v из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;

v между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами;

v со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль.

Прямой

v исключается этап определения компенсационной продукции;

v инвестор не уплачивает налог на прибыль;

v размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором.

Концессионный договор – договор, по которомуправо пользования недрами происходит на основе гражданско-правовых отношений с передачей пользователю недр права собственности на добытую из недр продукцию при общем налоговом режиме.

Субъектами соглашения являются:

- концедент - сторона, передающая права;

- концессионер - сторона, получающая права.

Контракт на предоставление услуг (сервисное соглашение) - подрядный договорна основе гражданско-правовых отношений с различной формой расчетов оплаты. Применяется в сфере недропользования при производстве капитального ремонта скважин, а также работ по интенсификации добычи.

Предполагает следующие варианты оплаты:

1. Соглашение с риском - вознаграждение определяется размерами прироста объемов добычи. Величина прироста добычи объективно во многом определяется природным фактором, а не технологией. В результате величина вознаграждения становится неопределенной.

2. Соглашение без риска - размер вознаграждения определяется обязательством выполнить заранее оговоренный объем технологических операций. Результат этих операций не влияет на размер вознаграждения.

Одним из способов привлечения крупных и долгосрочных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс является освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции. Нормы и правила, регулирующие осуществление деятельности на основе соглашения о разделе продукции (далее – СРП), определены уже упоминавшимся выше Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – ФЗ «О СРП»).

Согласно ФЗ «О СРП»,соглашение о разделе продукции (СРП) является договором , в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр , указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями ФЗ «О СРП»., устанавливаются отдельными федеральными законами.

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О СРП».

Сторонами СРП являются:

1) Российская Федерация (т.к. недра находятся в госсобственности) – от имени которой в Соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, или уполномоченный орган;

2) инвестор (пользователь).

Инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О СРП» инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Передача прав и обязанностей по соглашению совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью соглашения, в порядке и в сроки, определенные соглашением, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта.

СРП заключается по итогам проводимого аукциона на право заключения соглашения. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Так как недра находятся в госсобственности и передаются инвестору в пользование, то результаты, полученные инвестором от использования недр, т.е. продукция, подлежит разделу между инвестором и государством . Далее необходимо разграничить понятия:

· продукция;

· произведенная продукция.

Продукция (согласно ст.346.34 НК РФ) – полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Произведенная продукция количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытой инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенной на количество технологических потерь в пределах установленных нормативов.

Под разделом продукции при выполнении СРП понимается раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении.

Согласно ФЗ «О СРП» предусмотрено два варианта раздела продукции между государством и инвестором, которые, как правило, называют «традиционный раздел» и «прямой раздел». Соответственно они подразумевают два типа налогообложения при применении СН СРП.

Традиционный раздел продукции. При применении этого способа раздел продукции производится в три этапа.

На первом этапе определяется компенсационная продукция – часть произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ.

На втором этапе рассчитывается часть продукции , стоимостной эквивалент которой используется инвестором для уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

На третьем этапе определяется прибыльная продукция (общая продукция за вычетом компенсационной и НДПИ), которая разделяется между государством и инвестором.

Прямой раздел продукции. При прямом способе раздела продукции сначала определяется общий объем произведенной продукции и ее стоимость.

Далее происходит раздел между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;

Следует отметить, что помимо прямого и традиционного способов раздела продукции при выполнении СРП, на практике сложился третий способ, который применяется в соглашениях о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «О СРП». В настоящее время таких соглашений три: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и соглашение о разработке Харьягинского месторождения. Их особенность заключается в том, что правила исчисления и уплаты налогов регулируется исключительно текстами этих соглашений.

Крайне важным и значимым для России достижением Владимира Путина стала ликвидация, отмена так называемого Соглашения о разделе продукции (федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995).

Соглашение о разделе продукции было подписано в 1995 году Б. Ельциным под влиянием США. Согласно ему, 264 важных и крупных месторождения природных ресурсов (нети, газа, меди и других) России попали в международную юрисдикцию.

Суть соглашения

Целью Соглашения о разделе продукции стало привлечение в экономику РФ иностранных инвестиций. В соответствии с данным документом, право собственности на имеющиеся в РФ газовые и нефтяные ресурсы сохранялось за Россией, а разработка месторождений велась компаниями-инвесторами. Россия получала долю прибыли от эксплуатации инвесторами природных ресурсов. Но лишь после возмещения инвесторами своих затрат. Никаких налогов иностранные компании, добывающие российские природные ресурсы, не платили.

Подписав Соглашение о разделе продукции, Россия надеялась на рост иностранных инвестиций и, следовательно, на увеличение денежных поступлений в бюджет.

Как на практике действовало Соглашение

Россия не получала практически никаких денег от добычи нефти на её территории. Почему? Потому что иностранные компании-инвесторы предоставляли отчёты об огромных затратах, которые вряд ли были правдоподобными. Содержание офисных помещений, оплата проживания и перелёта сотрудников, юридические услуги – согласно предоставляемым компаниями-инвесторами документам, их расходы были огромны, и постоянно увеличивались. В бюджет Российской Федерации с 1 доллара поступало менее 20-ти центов – ничтожно малые суммы. Фактически российская нефть и прочие природные ресурсы не принадлежали нашей стране. На протяжении долгих лет деньги от продажи нефти утекали за границу.

Действия В. Путина по отмене Соглашения о разделе продукции

С самого первого года вступления в должность Президента РФ В.В. Путин начал борьбу с действующим Соглашением (законом). На это потребовалось немало времени. В 2004 году, при помощи внесения соответствующих поправок в действовавшее на тот момент Соглашение, удалось отменить его практически полностью. Из 262 соглашений отменены были 260. Лишь проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по-прежнему действуют на условиях Соглашения о разделе продукции. Но это – сложные проекты, находящиеся в отдалённых районах, и требующие огромных денежных инвестиций.

Отмена соглашения: итоги для России

Благодаря отмене документа, в российский бюджет стали поступать денежные средства от добычи полезных ископаемых (прежде всего, нефти) в полном объёме. Если бы соглашение продолжило своё существование, огромные деньги от продажи нефти, газа и других ресурсов продолжали бы поступать за границу, минуя российский бюджет.

Отмена Соглашения позволила увеличить бюджет России более чем в 3 раза.

Ликвидация Соглашения о разделе продукции позволила Российской Федерации встать на путь независимого развития, а не колониального, как это фактически было раньше.

Серьёзная прибыль, полученная в результате добычи и продажи газа и нефти, в результате отмены Соглашения, стала, наряду с увеличением цен на энергоносители, основой для значительного роста российской экономики.

Личная заслуга Владимира Путина заключается в том, что внутри России он пошёл против созданной иностранцами системы. В частности, против системы экономики, государственной власти, управления. Его действия по отмене Соглашения о разделе продукции стали переломом развития Российской Федерации в сторону независимого свободного государства.

СРП - договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Режимом СРП предполагается, что добываемая продукция делится на три основные части. Первая из них остается в распоряжении инвестора как компенсация его затрат. Вторая часть принадлежит государству, и третья - прибыльная часть продукции - также остается в распоряжении инвестора (ст.346.34, 346.35 НК РФ).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении СРП, признаются организации, являющиеся инвесторами такого соглашения. При выполнении СРП налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного инвестору (ст.346.36 НК РФ).

Порядок налогообложения. СРП предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством, разделом продукции (прибыльной доли продукции, передающейся государству). То есть в отличие от других СРП система налогообложения при выполнении СРП предусматривает замену ряда налогов не другим налогом, а неналоговым платежом, размер которого определяется в договорном порядке.

Особенности налогообложения при исполнении СРП - особенности применения налоговых ставок, порядка исчисления налогов, порядка уплаты налогов, сроков уплаты налогов, установленные в Законе о соглашениях о разделе продукции (Закона № 225-ФЗ), в части 2 НК и других актах законодательства о налогах и сборах.

В Законе № 225-ФЗ были установлены нормы об освобождении инвесторов от взимания отдельных видов налогов и сборов, а также особенности исчисления и уплаты инвесторами налогов, взимавшихся до введения в действие части 2 НК:

налога на прибыль предприятий;

налога на добавленную стоимость;

платежей за пользование недрами.

Правила освобождения от уплаты налогов и сборов и особенности исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей были установлены в п.1-3 ст.13 Закона № 225-ФЗ следующим образом:

1. За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия соглашения с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (за исключением предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи), предусмотренных законодательством РФ. Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, часть прибыльной продукции, являющаяся долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты налогов, сборов, иных обязательных платежей и уточненную на сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в истекшем периоде. При этом распределение между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ части прибыльной продукции, принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента подлежит корректировке на основе договоров, указанных в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

2. Налог на прибыль уплачивается инвестором в порядке, установленном законодательством РФ, с учетом следующих особенностей:

объектом обложения этим налогом является определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения. При этом такая стоимость уменьшается на сумму платежей инвестора за пользование заемными средствами, разовых платежей инвестора при пользовании недрами, а также на сумму других не возмещаемых инвестору в соответствии с условиями соглашения затрат, состав и порядок учета которых при определении объекта обложения налогом на прибыль устанавливаются соглашением в соответствии с законодательством РФ. В случае, если указанные затраты превышают стоимость принадлежащей инвестору части прибыльной продукции, в последующие периоды объект обложения налогом на прибыль уменьшается на сумму соответствующей возникающей разницы до полного ее возмещения;

уплата налога на прибыль инвестора при выполнении работ по соглашению производится обособленно от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности. При этом применяется ставка налога на прибыль, действующая на дату подписания соглашения;

льготы по налогу на прибыль, предусмотренные законодательством РФ, а также налогообложение суммы превышения фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной, сумм выплаченных дивидендов или доходов от долевого участия при взимании налога на прибыль не применяются;

налог на прибыль, взимаемый по ставке зачисления этого налога в бюджеты субъектов РФ, вносится в бюджет субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, независимо от места регистрации плательщика;

по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается инвестором в натуральной или стоимостной форме.

3. При исчислении налога на добавленную стоимость при реализации инвестором принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения произведенной продукции из подлежащей взносу в бюджет в соответствующем периоде суммы указанного налога вычитаются все суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения работ по соглашению товарно-материальным ценностям, а также по работам и услугам.

Разница, возникающая в случае превышения сумм указанного налога, уплаченного инвестором поставщикам за приобретаемые товарно-материальные ценности, над суммами указанного налога, исчисленными при реализации произведенной продукции, являющейся собственностью инвестора, подлежит возмещению инвестору в порядке и в сроки, установленные законодательством РФ, с уточнением суммы этой разницы, исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в соответствующем истекшем периоде.

После начала добычи минерального сырья уточненная сумма указанной разницы, не возмещенная инвестору из бюджета к соответствующему дню, возмещается ему за счет уменьшения принадлежащей государству в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции на величину ее стоимостного эквивалента.

Обороты между инвестором и оператором соглашения по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по соглашению, а также операции по передаче денежных средств, необходимых для финансирования указанных работ в соответствии с утвержденной в установленном соглашением порядке сметой, освобождаются от налога на добавленную стоимость".

В соответствии с п.7 ст.13 Закона № 225-ФЗ операторы соглашения, а также юридические лица (подрядчики, поставщики, перевозчики и другие лица), участвующие в выполнении работ по соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором, освобождаются от взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе на таможенную территорию РФ товаров и услуг в соответствии с проектной документацией, предназначенных для проведения указанных работ, а также при вывозе за пределы таможенной территории РФ минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашения собственностью инвестора.

СРП по существу включает две подсистемы налогообложения:

1) СРП с уплатой НДПИ и определением компенсационной продукции. В этом случае инвестор должен уплачивать следующие налоги и сборы:

2) налог на прибыль организаций;

5) платежи за пользование природными ресурсами;

6) плату за негативное воздействие на окружающую среду;

7) водный налог;

8) государственную пошлину;

9) таможенные сборы;

10) земельный налог;

2) СРП на условиях прямого раздела продукции. В данном случае инвестор уплачивает:

2) государственную пошлину;

3) таможенные сборы;

5) плату за негативное воздействие на окружающую среду. Инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. Законодательством предусмотрены особенности определения налоговой базы по отдельным налогам.

При выполнении СРП от обложения НДС освобождаются некоторые операции между инвесторами, между инвестором и государством. Инвестору по СРП возмещается НДС в случае, если налоговые вычеты по нему превышают исчисленную сумму налога. При несвоевременном возмещении НДС начисляются проценты (ст.346.39 НК РФ). При обложении НДПИ для СРП введена исключительно твердая ставка налога. Налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых; налоговая ставка (например, 340 руб. за тонну) умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. При исполнении СПР применяется понижающий коэффициент 0,5 (ст.346.37 НК РФ). Налог на прибыль организаций при выполнении СРП на условиях прямого раздела продукции не исчисляется и не уплачивается. Сумма потенциального налога на прибыль учитывается при определении пропорций раздела продукции. Ставка налога на прибыль при выполнении СРП - 20%, и она применяется в течение действия всего срока СРП (ст.346.38 НК РФ).

Налоговые декларации. Инвесторы должны представлять отдельные налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения участка недр по налогам, которые подлежат уплате при СРП соответствующего вида. Необходимо иметь в виду, что налогоплательщик представляет налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности (ст.346.40 НК РФ).

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении определяются все необходимые условия рационального и эффективного использования недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. При этом содержание соглашения должно соответствовать ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Перечни участков недр, правололь-зования которыми возможно на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ. Проекты их вносятся в ГД совместно Правительством РФ и представительными органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположены соответствующие участки недр. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в С. о р.п. Сторонами соглашения являются:

а) РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченные им органы, например территориальные органы управления государственным фондом недр;

б) инвесторы, которыми вправе быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе до-roвоpa о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

Лицензия на пользование участком недр выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней со дня подписания соглашения на срок его действия и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием на то. что данный участник выступает от имени всего объединения. В лицензии указываются все инвесторы (участники объединения).

Соглашение заключается органом, уполномоченным государством, с инвестором - победителем конкурса или аукциона. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами,планами и сметами,которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Помимо общих требований о рациональном использовании и охране недр, природной среды,безопасном ведении работ соглашением должны предусматриваться дополнительные обязательства инвестора:предоставлять юридическим лицам РФ при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т.п. на основании отдельных договоров с инвесторами; страховать ответственность в связи с возмещением убытков в случае аварий; вывезти все сооружения и иное имущество после завершения работ. Стороны должны предусмотреть в соглашениях условие: не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки,закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории РФ.

В соглашении определяются условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвесторами. Распределение продукции, полученной государством после раздела с инвесторами, между РФ и субъектами РФ осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами. Инвестор уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и платежи за пользование недрами: разовые (бонусы) при заключении соглашения, ежегодные - за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярные (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи или от стоимости произведенной продукции. Инвестор освобождается от других обязательных платежей: налогов, сборов, акцизов и т.п. За пользование землей и другими природными ресурсами плата производится в соответствии с законодательством РФ. Инвестор не освобождается от обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан РФ, а также от платежей в Государственный фонд занятости населения РФ.

Закон "О соглашениях о разделе продукции" разрешает инвестору передавать (полностью или частично) свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или гражданину только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по данному соглашению. Для этого требуется составление письменного акта и переоформление лицензии. С согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в ходе реализации соглашения. Государство гарантирует защиту имущественных и иных прав инвесторов: на него не распространяется действие нормативных актов, которые устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных в соответствии с С. о р.п., за исключением предписаний органов надзора за безопасностью работ,охраной недр, природной среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасностью. Кроме этого, Закон обеспечивает стабильность условий соглашения:

если в течение срока действия С. о р.п. законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действующих на момент заключения соглашения законодательных актов. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением. Споры между государством и инвестором разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде. в арбитражном суде или в третейском суде, в том числе в международных арбитражных институтах.

Лит..-Теплов О.,Клюкин Б;Не-дра и право. М., 1994.

Жариков Ю.Г.


Энциклопедия юриста . 2005 .