Сравнение конституций 1924 1936 1977 таблица. Сравнительный анализ конституций

30 декабря 1922 1й съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. В СССР объединились РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская ССР (состоявшая из Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР).

Конституция СССР 1924 г. состоит из:

1. Преамбулы – «Декларация и Договор об образовании СССР составляют Основной Закон СССР»

3. Договор об образовании СССР – второй раздел Конституции. Состоял из 11 глав. Верховным органом власти СССР был съезд Советов, в перерывах между съездами – Центральный Исполнительный Комитет, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатность высшего органа власти сохранялась до распада СССР. Съезды Советов собирались ЦИКом раз в год, внеочередные – по требованию ЦИК, или одной из палат. ЦИК работал сессиями, созываемыми 3 раза в год. Правительство – Совет Народных Комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган, образуемый ЦИКом и ответственный перед ним. В СНК входили наркомы – главы народных комиссариатов (прообразы министров). Высший орган правосудия – Верховный Суд СССР.

Конституция РСФСР 1925 была принята 11 мая 1925 г. 12м всероссийским съездом Советов. Текст аналогичен Конституции РСФСР 1918 г. Новеллы: вместо двух разделов (Декларации прав трудящихся и общих положений) – один раздел «Общие положения», устанавливающий задачей Конституции гарантировать диктатуру пролетариата, подавить буржуазию, уничтожить эксплуатацию человека человеком и осуществить коммунизм. Структура власти: ВЦИК – Президиум ВЦИК – СНК – народные комиссариаты.

Со времени принятия Конституции 1925 в течение 10-12 лет происходила борьба группировок внутри правящей партии – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Результат борьбы – победа И.В.сталина, его методов тоталитаризма и жесткой централизации власти. Впервые принятую конституцию стали связывать с именем лидера – называть «сталинской».

Новая конституция принималась в условиях прогресса экономики, тенденций к гигантизму (огромные заводы, станции и т.п.), коллективизации (национализации крестьянских хозяйств), укрепления обороноспособности и образования в государстве. Весь прогресс был направлен на построение социалистической системы.

Первоначально речь шла о внесении изменений в Конституцию 1924 г., однако Конституционная комиссия под председательством И.В.сталина пришла к выводу о необходимости подготовка текста новой Конституции. 12 июня 1936 проект конституции, одобренный Президиумом ЦИК СССР, был вынесен на всенародное обсуждение, которое длилось 5 месяцев. Официальные власти называли цифру в 50 млн. трудящихся, одобривших проект Конституции. Тщательно создавалась картина всенародного одобрения проекта. 8 декабря 1936 г. 8й съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Конституция не имела преамбулы и состояла из 13 глав.



Конституция 1936 г.:

ü Провозгласила СССР социалистическим государством рабочих и крестьян;

ü Ввела понятие политической основы СССР – ее составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ранее было «Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов»);

ü Ввела понятие экономической основы СССР – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституционно закреплялась плановая экономика;

ü Круг союзных республик был расширен до 11. СССР становился жесткоцентрализованным федеративным государством;

ü Установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения на участие в выборах для отдельных категорий лиц;

ü Новая система органов госвласти – Верховный Совет СССР и Президиум ВС СССР (вместо съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК);

ü Закрепление большого количества прав и свобод граждан – право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование, медицину и т.п. Равноправие мужчин и женщин, свободу слова, печати, собраний и митингов, шествий, демонстраций, право на объединения в общественные организации;

ü Впервые упоминалось о ВКП (б), как политическом ядре СССР.

Конституция РСФСР 1937 была принята 21 января 1937. Основные ее положения текстуально совпадали с положениями Конституции СССР 1936.Из отличий – была глава о бюджете РСФСР.

Следует отметить, что реализация прогрессивной и демократической по тексту конституции была сведена на нет репрессивной политикой сталина и массовыми нарушениями прав человека, продолжавшимися вплоть до Великой Отечественной войны.

Тема: Конституции 1918, 1924, 1936 г.г. и их особенности

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.91K | Скачано: 30 | Добавлен 20.10.13 в 14:16 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2012


Введение 3

1. Конституция 1918г. 5

2. Конституция 1924г. 11

3. Конституция 1936г. 14

4. Заключение 19

5. Список литературы 20

Введение

Конституция (от лат. - constitute - установление) - основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом правовом государстве конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан.

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций - соответственно 1918г.,1924г.,1936г.,1978г., и 1993г.

Сроки их действия составляли последовательно7,12, свыше40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, вступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918г. - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.

30 декабря 1922 было образовано государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 второй Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Она провозглашала объединение трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую Республику.

Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, «полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии». В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усечённом виде.

Конституция 1918г.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918г. Первая Советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917г.

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая 3-м Всероссийским съездом Советов. Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

Таким образом Декларация в течении какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как малой, краткой, временной Конституцией Советского государства.

Тем не менее, на 3-м Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российской республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции.

30 марта 1918г. центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я.М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП.

В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918г. В «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР— Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

Комплекс провозглашенных конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. А так же закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

Конституция отразила такую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей.

Подводя итог, можно выделить следующие особенности:

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).

3. Конституция 1918г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей.

4. К числу отличительных черт Конституции 1918г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

Причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1924 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г.

Конституция 1924г.

31 января1924г. 2-й съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924года.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов". Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.

Договор состоял из 11 глав. В первой определялись предметы ведения верховных органов власти СССР.

Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР.

Третья глава раскрывала порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.

Глава четвертая определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.

Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Он имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания.

Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.

Седьмая глава рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение, и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.

Глава восьмая рассматривала состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.

Девятая глава была посвящена работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда.

Глава десятая раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должны были, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР.

Одиннадцатая глава утверждала герб, флаг и столицу СССР.

Конституция, принятая в 1924 г., в отличие от Конституции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения (хотя в ряде случаев в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высших органов власти Союза ССР и определила, что суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик.

Конституция 1936г.

Конституция 1936г.объясняется вступлением страны в новый этап своего развития.

Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов -- но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое.

Когда же выборы стали тайными, все стал решать подсчет голосов. А его уже вели новые назначенцы. Завершилось построение индустриального общества, основанного на использовании рабского труда. Любой ребенок на вопрос: - Куда мы идем? - мог четко ответить: - К победе коммунизма. Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали не выездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан. Сравнивать условия жизни было не с чем, разве только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру (видимо Сталин лелеял надежду на его войну с Англией и Америкой). Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова. Нападение теоретического "союзника" и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы стратегического сырья находились глубоко за линией фронта. Соответственно никакого права во время войны не существовало, кроме пожалуй уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: "по законам военного времени". Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей(многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны).

Хрущевская "оттепель" была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и кроме того не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно "самодурство" было расценено соратниками по партии как предательство и произошел "тихий" государственный переворот. С этого момента в России начинает строиться общество нового типа - бюрократическое общество.

Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью. В стране инфляция и только что отменили "карточки", для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В стране возникают зачатки гражданского права, которое фактически не работает поскольку право собственности отсутствует. В стране декларируются три вида собственности: государственная, колхозная и личная.

Взаимоотношения граждан с первой и второй регулируются уголовным правом (так как единственное что может сделать гражданин с данным видом собственности - украсть), а по поводу третьей возникают всякие забавные коллизии фактически правовое регулирование(правовой механизм) подменяется ведомственными и иными инструкциями, существующей практикой и т.п. Если скажем с личными вещами все достаточно понятно, в принципе любой собственник мог в полном объеме использовать свои полномочия - то есть владеть, пользоваться и распоряжаться, то скажем с объектами недвижимости дело обстояло значительно сложнее, в этот же период возникает административное право (раньше не было необходимости в его возникновении, фактически все правонарушения были преступлениями) как система норм, описывающая отношения человека и общества. В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения(всего, начиная от сырья, и кончая квартирами и носками для сельпо) для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности. Министерства и ведомства плодятся как грибы после дождя, фактически создается саморегулирующаяся система распределения товаров. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Система распределения товаров начинает не только распределять товары, но и делать заказы на производство новых партий. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве товаров народного потребления. Система колхозов показала полную неспособность организовать производство сельхоз - продукции, растет импорт продовольствия.

Заключение

Историческое значение Конституции 1918г. Заключалось в создании правовой базы для последующего законодательства. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

Конституций с1917 по 1977 год. За этот период принято 4 Конституции: 1918, 1924, 1936, 1977. Принятие каждой из них означало, существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Конституция 1977 года

Главная причина разработки новой Конституции была связана с существенным изменением политического режима в стране. Верховный Совет СССР постановлением от 25 апреля 1962 г. решил "образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР" и утвердил ее состав во главе с Н.С. Хрущевым. Естественно, с приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева он стал Председателем Конституционной комиссии. Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным – в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.

Впервые на необходимость изменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. К весне 1977 г. проект Основного Закона был подготовлен. 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он заслушал доклад о проекте Конституции, обсудил его и постановил: одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией, передать вопрос о проекте Конституции в Президиум Верховного Совета СССР и рекомендовать ему вынести проект на всенародное обсуждение.

Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 5 июня и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным, в нем приняло участие свыше 140 млн. человек, т.е. более четырех пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, воинским частям и месту жительства. Всего поступило около 400 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.

27 сентября состоялось заседание Конституционной комиссии, на котором были подведены итоги всенародного обсуждения. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками (она предлагала изменения в 110 статьях проекта и одну новую статью - о наказах избирателей) и решила передать его в Президиум Верховного Совета СССР для последующего внесения на рассмотрение Верховного Совета СССР. Заседание Президиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен проект, уточненный и дополненный с учетом предложений, поступивших в ходе его всенародного обсуждения. Президиум постановил внести на рассмотрение Верховного Совета СССР: проект Декларации Верховного Совета о принятии и объявлении Конституции; проект Закона об объявлении дня принятия Конституции всенародным праздником; проект Закона СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

В этом перечне самого проекта Конституции. 3 октября 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он принял постановление "О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения". В нем не только одобряется в основном представленный Конституционной комиссией проект, но и говорится: "Внести проект Конституции на рассмотрение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва". Это дает основание утверждать, что официально проект Конституции СССР был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССР Центральным Комитетом КПСС.

Преемственность весьма скромна в данной Конституции, и зачастую выражается в лозунгах по поводу укрепления социализма, о его новом этапе.

    Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов

В Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. По конституции 77 года социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г. 8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" – её составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" – её составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г.), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 Конституции СССР 1936 г.). Конституция 1977 г. впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 7-8). Конституция сказала (ст. 5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48).

Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа. Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст. 6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в статье 1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Впервые в ст. 9 специально зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является «дальнейшее развертывание социалистической демократии» и указаны пути ее развития.

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти, которые получают новое навание «Советы народных депутатов». Особая роль Советов обусловила включение в Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пяти лет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Содержится в конституции и ряд следующих моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Еще одна особенность содержания Конституции 1977 г. - более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности.

Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

На конституционном уровне провозглашались новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.д. Конституция одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию "долг граждан".

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

В Конституции 1936 г. была одна краткая глава "Государственное устройство", в Конституции 1977 г. раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие – соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным округам (это понятие пришло в данной Конституции на смену понятию "национальные округа").

К существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Введено новое определение Союза ССР (ст. 70) как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статей Конституции: ст. 16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс), ст. 73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории страны), ст. 89 (Советы - единая система органов государственной власти) и др.

Наконец, следует отметить и такую особенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл. 4) об основах внешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципы отношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренние традиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.).

Таковые главные отличия и особенности Конституции СССР 1977 г.

    Заключение

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержанию соответствовали Конституции СССР. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР, содержали и ряд особенностей при сопоставлении с Конституцией СССР.

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения.

Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1977 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны.

Список литературы

    Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М, 1983.

    Развитие русского права второй половины XVII - XVIII в. М., 1992.

    Черменский Е.Д Четвертая Государственная Дума и свержение царизма в России. М., 1976.

    Королев А.И. Первая русская революция и Манифест 17 октября 1905 г /Кн.: Советское государство и право. М., 1986.

    Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции, М.; Политиздат, 1980,1987.

    История советской конституции (в документах) 1917- 1956 гг. М -: Госюриздат, 1957.

    Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М.: Наука, 1982.

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

    Конституция России: природа, эволюция, современность (http://constitution.garant.ru/DOC_1676651_sub_para_N_200.htm)

    Конституция (Основной Закон) СССР. 1977 г. М.: Политиздат, 1977.

сравнительно СССР 1977 года (в редакции 1990 года ). Глава 8 Закон СССР ...

  • Конституция Чувашской Республики правовое качество

    Реферат >> Государство и право

    В научный оборот сравнительно недавно и в... Конституций СССР и РСФСР. 25 июня 1936 года ... 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР , а 12 апреля 1978 года ... результате анализа технико-юридических свойств Конституции Чувашской Республики...

  • советский конституция законодательство право

    Конституция 1924 года провозгласила идею уничтожения эксплуатации человека человеком и тут же заменяло ее идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность (ст.1 п.е, ст.18). Также упоминается, что установление основных законов о труде находится в ведении верховных органов СССР и определяет в сфере труда орган исполнительной власти (ст.37). В Конституции 1936 года правам и свободам граждан отводится целая глава, чего не было в Конституции 1924 года. В Конституции 1936 года (ст.12) "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина…", опять прослеживается идея принудительного государственного труда. Ст.118 К-1936 только гарантирует гражданам право на получение работы с справедливой оплатой труда, но опять же не отменяет всеобщую трудовую повинность. Отдельная глава о правах и свободах граждан имеется и в Конституции 1977 года. Ст.14 и 40 в Основном законе 1977 г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

    1.История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.

    Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции. В этот период времени функции её конституции выполняли декреты Советской власти, т.е. акты, принимаемые Всероссийским съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров (правительством). Принятые в это время акты конституционного значения можно подразделить на четыре группы.

    Первая группа – это акты, направленные на устранение эксплуататорской системы хозяйства и создание экономических основ Советской власти. К ним следует отнести Декрет II Съезда “О земле”, Положение о рабочем контроле от 27 ноября 1917 г., “О социализации земли” – Декрет от 9 февраля 1918 г. и др.

    Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства. К этой группе относятся, в частности, «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917 г., а также “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, принятая III Всероссийским съездом 25 января 1918 г. В этом документе в обобщенной форме закреплялись основы общественного и государственного строя. “Декларация” объявила Россию Республикой Советов. По форме государственного устройства республика учреждалась как федерация советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций.

    Третья группа декретов посвящена созданию механизма Советского государства. К числу таких актов следует отнести специальное Обращение II Всероссийского съезда Советов от 8 ноября “Об учреждении Совета Народных депутатов”; Декрет II Съезда “О полноте власти Советов” и др.

    Четвертой группой декретов Советская власть стремилась установить демократические основы правового положения граждан. Такими декретами были: Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” (введен институт гражданства); постановление СНК от 11 ноября “О восьмичасовом рабочем дне”; декрет СНК от 2 февраля 1918 г. “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” и др.

    2. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР и представите его на утверждение следующего съезда Советов. Конституционная комиссия была образована ВЦИК 1 апреля 1918 г. в составе: большевики – Свердлов Я.М., Сталин И.В., Покровский; левые эсеры – Шрайдер и Магеровский; эсеры-максималисты – Бердников; было также шесть представителей от наркоматов. В комиссии работали специалисты от наркомюста, НКВД и ВЦИК. Комиссия работала с 5 апреля по 5 июля 1918 года. 4 июля 1918 г. проект Конституции был представлен на обсуждение V Всероссийского съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята.

    Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года. – Принятая V Съездом Конституция состояла из шести разделов: I-й – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II-й – Общие положения; III-й – Конструкция Советской власти; IV-й – Избирательное право; V-й – Бюджетное право; VI-й – О гербе и флаге РСФСР. Т.е., Конституция, по сути дела, содержала все необходимые компоненты, определяющие устройство государства. Однако характер обстановки, которая сложилась в стране к моменту принятия Конституции, наложила на неё специфические особенности по содержанию, форме и на политико-правовые свойства.

    Прежде всего, в статье 9 Конституции была определена основная задача «...рассчитанной на настоящий переходный период Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет деления на классы, ни государственной власти».

    Что наиболее характерно для Конституции РСФСР 1918 г.?

    Во-первых, в Конституции была провозглашена новая форма правления. В статье 1-й раздела I-го Конституции было установлено, что Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам;

    во-вторых, в Конституции закреплялась форма государственного устройства Российской Республики. В статье второй названного раздела закреплялось положение о том, что Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерациясоветских национальных республик. Были определены также основные принципы федерации и областной автономии;

    в-третьих, за трудящимися (!) Конституция закрепила целый ряд демократических прав и свобод. Так, за трудящимися закреплялась свобода выражения мнений (ст.14), свобода собраний (ст.15), митингов и шествий (ст.15), свобода совести (ст.13), свобода союзов (ст.16), свобода доступа к знаниям (ст.17). Конституция закрепила равноправие граждан, специально оговаривая гарантии равных прав, независимо от расовой и национальной принадлежности;

    в-четвертых, Конституция закрепила основные принципы избирательного права. Выборы в Российской Республике провозглашались не вполне всеобщими, не вполне равными, многостепенными53;

    в-пятых, в Конституции закреплялась система органов государственной власти в центре и на местах. При этом, вся полнота государственной власти принадлежала высшему представительному органу – Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В систему высших органов государственной власти входили также: ВЦИК, как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган; Совет Народных Комиссаров для общего управления делами РСФСР и соответствующие народные комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления, которые образовывал ВЦИК. В систему местных органов входили – областные, губернские, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также их исполнительные комитеты.

    Все отмеченные особенности Конституции РСФСР 1918 года характеризуют её как конституцию революционного типа, принятую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергавшую все прежние государственно-правовые установления, которые существовали до революции. Именно – революции, а не переворота.

    Полагаем, что именно с этих позиций следует подходить к изучению особенностей Конституции 1918 г., а не отвергать всё к ряду, как это делают Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. в учебнике “Конституционное право России” (Стр. 63-64). В предложенной ими интерпретации нет ни одного выхода, ни одной положительной ссылки на те или иные положения Конституции 1918 г. Это, понятно, не научный подход.

    2. Конституция СССР 1924 года - первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

    Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

    Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.

    По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения.

    В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

    комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР

    бюджетную комиссию

    комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ

    комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР

    комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах

    комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

    26-27 июня проект Конституции был обсуждён, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.

    Структура Конституции 1924 года

    Конституция СССР состояла из двух разделов:

    Договор об образовании СССР.

    Декларация об образовании СССР

    В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:

    «Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»

    «доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»

    «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

    Договор об образовании СССР

    Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

    Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

    Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

    Глава III. О Съезде советов СССР

    Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР

    Глава V. О Президиуме ЦИК СССР

    Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР

    Глава VII. О Верховном суде СССР

    Глава VIII. О народных комиссариатах СССР

    Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении

    Глава X. О союзных республиках

    Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

    [править]

    Основные положения Конституции 1924 года

    Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

    внешние отношения и торговля,

    решение вопросов о войне и мире,

    организация и руководство вооруженными силами,

    общее руководство и планирование экономики и бюджета,

    разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

    Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

    Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

    В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

    В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

    ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

    Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

    По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

    3. Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже - «Конституция победившего социализма») - основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

    Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

    По мнению историка О. В. Хлевнюка более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., Сталин писал

    По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму…

    В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики».

    В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Н. И. Бухарин считал себя автором основной части текста конституции.

    Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

    Структура Конституции

    Принятая в 1936 году конституция содержала 13 глав и 146 статей.

    Структура Конституции СССР 1936 г.:

    Глава I. Общественное устройство

    Глава II. Государственное устройство

    Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик

    Глава IV. Высшие органы государственной власти Союзных республик

    Глава V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

    Глава VI. Органы государственного управления Союзных республик

    Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик

    Глава VIII. Местные органы государственной власти

    Глава IX. Суд и прокуратура

    Глава X. Основные права и обязанности граждан

    Глава XI. Избирательная система

    Глава XII. Герб, флаг, столица

    Глава XIII. Порядок изменения конституции

    Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

    Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

    всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

    право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

    Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

    Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

    В статье 126 раздела "Основные права и обязанности граждан" Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

    Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

    Правительство страны сохраняло своё название - Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

    Внесение изменений

    Изменение Конституции являлось прерогативой Верховного Совета СССР, причём решение об изменении должно было приниматься при поддержке его большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат. В Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с изменениями в структуре правительства СССР:

    Законом СССР от 25 февраля 1947 г. была утверждена новая редакция Конституции. В дальнейшем внесение изменений продолжалось:

    Празднование Дня Конституции

    До 1977 года 5 декабря отмечался как официальный государственный праздник - День Конституции.

    4. Последующее развитие конституционной системы РСФСР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Именно на её основе была принята четвертая Российская Конституция – Конституция (Основной закон) РСФСР 12 апреля 1978 г. Она также принималась высшим органом государственной власти – Верховным Советом.

    Для неё можно определить следующие особенности:

    во-первых, изменилась структура Конституции: впервые появилась самостоятельная её часть – преамбула; в Конституции было 11 разделов, 22 главы. Она стала более объемной за счет расширения предмета конституционного регулирования. Так, только в первом разделе в качестве самостоятельных были включены главы – “Политическая система”, “Экономическая система”, “Социальное развитие и культура”, “Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества”;

    во-вторых, Конституция установила значительно расширенный комплекс социально-экономических, политических и личных прав и свобод, уточнялось содержание отдельных основных прав (так, право на труд в ст. 38 новой редакции было представлено как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Был усовершенствован институт основных обязанностей;

    в-третьих, автономные области и автономные округа были перечислены в Конституции, и их статус стал определяться не положениями, а Законами РСФСР;

    в-четвертых, в Конституции была значительно расширена регламентация статуса представительных органов; Верховный Совет был “...правомочен решать все вопросы, отнесенные... к ведению РСФСР”;

    в-пятых, Конституция закрепила руководящую роль Коммунистической партии.

    Конституция РСФСР 1978 г. как и Конституция СССР 1977 г., в отличие от предыдущих конституций, носила более идеологизированный характер, особо подчеркивая все ещё её классовую сущность.

    Глубокие изменения общественного строя после 1985 года в СССР не могли не сказаться на содержании Конституции СССР и, соответствен но, Конституции РСФСР 1978 года. Её текст неоднократно и весьма существенно менялся. Начавшийся процесс перестройки (демократизации по Горбачеву М.С.) был ознаменован принятием Законов от 27 октября 1989 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР” и “О выборах народных депутатов РСФСР”. С принятием этих законов существенно изменилась система государственных органов РСФСР и порядок их избрания. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов,Верховный Совет РСФСР стал постоянно действующим двухпалатным высшим органом государственной власти.

    Всё дальнейшее реформирование Конституции РСФСР осуществлялось Съездом народных депутатов.

    В этом плане наиболее значимыми изменениями являются следующие:

    Из официального наименования государства и республик в его составе исключено определение – «советская», «социалистическая». Государство стало наименоваться Российская Федерация – Россия; в декабре 1991 г. изменилась символика государства;

    отменено исключительное положение КПСС в политической системе; было узаконено политическое многообразие;

    узаконена множественность и равноправие различных форм собственности, в том числе и частной (Закон от 15 декабря 1990 г.);

    в Конституцию инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г., что, по мнению законодателей, должно было подтвердить демократический характер проводимых в России преобразований и подтвердить признание ею принципов и норм международного права;

    исполняя волю народов РСФСР, выраженную на референдуме РСФСР 17 марта 1991 г., Съезд народных депутатов 24 мая 1991 г. принимает Закон о внесении изменений в Конституцию, в соответствии с которым в РСФСР вводится институт президента, а сам президент объявляется высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР.

    Завершая рассмотрение данного вопроса второй главы “Учебного пособия”, следует отметить некоторые общие особенности развития конституционного законодательства Российской Федерации (РСФСР) за период пребывания её в составе Союза ССР:

    1) это требование соответствия Конституции союзной республики, какой была и РСФСР, Конституции СССР (п.11, ст. 73 Конституции СССР 1977 г.);

    2) это преемственность в ней принципов государственного строительства, закрепленных в предыдущих конституциях;

    3) постоянное расширение предмета конституционного регулирования, приведение её положений в соответствие с новыми условиями развития государства и общества;

    4) определенные новые тенденции были характерны и для формы каждой новой конституции, прежде всего для её структуры, композиции;

    5) каждая новая конституция значительно укрепляла научную основу; в новой конституции появлялись новые статьи, главы, разделы, основанные на последних научных разработках в соответствующей области;

    6) каждая новая конституция не только закрепляла достигнутые успехи социального развития, но и содержала программные положения, направленные на совершенствование общественного и государственного строя;

    7) изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. после 1990 г. стали свидетельствовать об основных направлениях качественного преобразования социалистического государства, а тем самым и о качественном изменении сущности самой Конституции.

    С распадом Союза ССР Российская Федерация приобрела статус независимого суверенного государства, а, следовательно, и её Конституция должна была отразить и закрепить факт соответствующих преобразований социально-экономического и политического строя государства. Конституция РСФСР со всеми её изменениями и дополнениями, а таких за период с 27 октября 1989 г. по 10 декабря 1992 г. было внесено около 350, уже не соответствовала новым условиям развития государства и общества.

    Впервые вопрос о необходимости новой для России Конституции был поставлен на I-м Съезде народных депутатов, который 22 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию, которая завершила свою работу в октябре 1993 года. Подготовленный проект Конституции был вынесен на референдум и утвержден 12 декабря 1993 г. Новая Конституция Российской Федерации вступила в силу 25 декабря 1993 г. с момента её официального опубликования. По своей структуре действующая Конституция значительно отличается по форме, по содержанию, по своей сущности.

    Конституция Российской Федерации 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов и девяти глав, которые насчитывают 137 статей. Особенности их содержания раскрываются в учебном курсе “Государственное право Российской Федерации”. Задача “Учебного пособия” в данном случае сводится к изучению характерных особенностей самой Конституции с точки зрения теории государственного права.

    Структура конституции – это логическая связанность различных институтов, расположения норм в тексте конституции. В основе обобщения конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы), лежит, во-первых, единство предмета правового регулирования, т.е. связанность правовых норм единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют; во-вторых, взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

    В Конституции Российской Федерации на первое место поставлена Преамбула, т.е. вводная часть, которая дана для уяснения сущности Конституции. В ней изложены цели Конституции, названы исторические условия её принятия. Преамбула имеет вспомогательный характер. Обычно признается, что положения преамбулы правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений Конституции. Главное, на что хотели обратить внимание разработчики проекта Конституции, в том, чтобы подчеркнуть следующее: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, ...принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”. Первый раздел Конституции – это её основное содержание. Раздел состоит из девяти глав:

    Глава I – Основы конституционного строя;

    Глава II – Права и свободы человека и гражданина;

    Глава III – Федеративное устройство;

    Глава IV – Президент Российской Федерации;

    Глава V – Федеральное Собрание;

    Глава VI – Правительство Российской Федерации;

    Глава VII – Судебная власть;

    Глава VIII – Местное самоуправление;

    Глава IX – Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

    Раздел II называется “Заключительные и переходные положения”.

    Опираясь на сказанное, можно дать следующее определение понятия Конституции Российской Федерации – Конституция Российской Федерации является основным законом государства, закрепляющим основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, принципы организации и деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и являющимся юридической базой всего текущего законодательства. В учебниках студенты могут познакомиться и с другими определениями.