Восходящая вертикальная мобильность примеры. Сущность и примеры вертикальной социальной мобильности и горизонтальной

Что такое социальная мобильность? Очень много студентов рано или поздно начинают задаваться таким вопросом. И ответ на него достаточно прост – это изменение социального слоя. Это понятие очень просто выразить через два сходных – социальный лифт или более легкое, бытовое – карьера. В этой статье мы более детально рассмотрим понятие социальной мобильности, ее типы, факторы и другие категории этой темы.

Для начала необходимо рассмотреть такое понятие , как социальная стратификация. Простым языком – структура общества. Каждый человек занимает какое-то место в этой структуре, имеет определенный статус, количество денег и так далее. Мобильность возникает тогда, когда меняется положение человека в обществе.

Социальная мобильность – примеры

За примерами далеко ходить не нужно. Когда человек начинал с обычного школьника, а стал студентом – пример социальной мобильности. Или человек 5 лет был без постоянного места жительства, а потом устроился на работу – пример социальной мобильности. И когда человек меняет профессию на аналогичную по статусу (например, фрилансер, занимающийся фотошопом и копирайтер) – это тоже пример мобильности .

Возможно, вы знаете пословицу “из грязи в князи”, которая также выражает подмеченный народом переход из одного статуса в другой.

Типы социальной мобильности

Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной. Давайте более детально рассмотрим каждый вид.

– это изменение социальной группы при сохранении того же социального статуса. Примеры горизонтальной мобильности – изменение религиозной общины или университета, в котором человек учится. Различают такие виды горизонтальной социальной мобильности:

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность – это то, о чем мечтает огромное количество людей. И точно так же иногда случается, что она вредит. Как так получается? А все очень просто. Но немного подержим интригу и дадим определение, которое вы логически могли вывести немного ранее. Если горизонтальная мобильность – это изменение социальной группы, работы, религии и так далее без изменения статуса, то вертикальная – то же самое, только с повышением статуса.

Вместе с тем, вертикальная мобильность может и не подразумевать изменения социальной группы. Человек может вырасти внутри нее. Например, он стал начальником среди своих расстроенных коллег.

Вертикальная мобильность бывает:

  • Восходящая социальная мобильность. Это когда происходит рост статуса. Например, повышение.
  • Нисходящая социальная мобильность. Соответственно, статус теряется. Например, человек стал бездомным.

Также выделяют такое понятие, как социальный лифт . Это такие очень быстрые социальные лестницы. Хотя многие исследователи не очень любят этот термин, потому что он не очень хорошо описывает специфику продвижения наверх. Тем не менее, социальные лифты существуют. Это такие структуры, в которых человек в любом случае достигнет высот, если будет ответственным исполнителем на протяжении многих лет. Пример социального лифта – армия, где звания даются за количество проведенных на службе лет.

Скоростные лестницы социальной мобильности

Это не совсем лифты, но уже не совсем лестницы. Человеку придется прикладывать усилия для того, чтобы пробиться наверх, но при этом не настолько интенсивные. Если говорить более приземленно, то это те факторы социальной мобильности, которые способствуют продвижению наверх в любом современном обществе . Вот они:

Таким образом, эти пункты, если им следовать, открывают много возможностей перед вами . Главное – начать действовать.

Примеры социальных лифтов

В качестве примеров социальных лифтов можно привести брак, армию, воспитание, подъем по религиозной организации и прочее. Вот полный список, приведенный Сорокиным:

Не пропустите: понятие , ее проблемы и функции в философии.

Социальная мобильность в современном обществе

Сейчас открываются очень большие возможности перед людьми. Пробиться сейчас на вершину вообще просто. А все благодаря рыночной экономике и демократии. Современная политическая система в большинстве стран располагает к тому, чтобы люди становились успешными. Что касается наших реалий, все намного оптимистичнее, чем в советские времена, где фактическими единственными социальными лифтами была армия и партия, но хуже, чем в Америке в силу больших налоговых ставок, плохой конкуренции (очень много монополистов), высокие кредитные ставки для предпринимателей.

Проблема российского законодательства в том, что предпринимателям нередко приходится балансировать на грани, чтобы пробиться в карьере. Но нельзя сказать, что это невозможно. Просто напрягаться придется значительно сильнее.

Примеры быстрой социальной мобильности

Существует огромное количество людей, которые смогли достаточно быстро добиться больших высот. Тем не менее, у каждого понятие “быстро” свое. Для кого-то успех за десять лет – это достаточно быстро (что объективно так), а для кого-то и два года является непозволительной роскошью.

Обычно когда люди ищут примеры людей, которые быстро добились успеха, надеются, что их пример покажет им, что необязательно что-то делать. Но это катастрофически не так . Работать придется, и много, и даже совершать кучу провальных попыток. Так, Томас Эдисон перед тем как сделать лампочку дешевой, перепробовал 10 тысяч различных комбинаций, его компания 3 года терпела убытки, и только на четвертый год он достиг ошеломительного успеха. Быстро ли это? Автор статьи считает, что да. Быстро достичь социального успеха возможно лишь в том случае, если совершать очень большое количество продуманных действий и попыток каждый день. А для этого нужна недюжинная сила воли.

Выводы

Итак, социальная мобильность – это изменение места в структуре общества. Причем по статусу человек может оставаться таким же (горизонтальная мобильность), выше или ниже (вертикальная мобильность). Лифт – это институт, в рамках которого становится доступным достаточно быстрое продвижение по лестнице успеха. Выделяют такие лифты, как армия, религия, семья, политика, образование и так далее. Факторы социальной мобильности – образование, деньги, предпринимательство, связи, мастерство, репутация и прочее.

Типы социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная (восходящая и нисходящая).

В последнее время характерна большая мобильность, нежели раньше, особенно на постсоветском пространстве, но еще есть куда идти. Особенности социальной мобильности таковы, что каждый может стать успешным, но не всегда – в желаемой сфере . Все зависит от общества, где человек хочет двигаться в восходящем направлении.

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной.

Пригоризонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и социальных групп происходит в иные, но равные по статусу социальные общности. Таковыми можно считать перемещение из государственных структур в частные, перемещение с одного предприятия на другое и т. п. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (миграция, туризм, переселение из деревни в город), профессиональная (смена профессии), религиозная (смена религии), политическая (переход из одной политической партии в другую).

Привертикальной мобильности происходитвосходящее инисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс. Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, - со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Для количественной характеристики социальной мобильности используют показатели ее скорости. Подскоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция и число страт (экономических, профессиональных, политических и т. п.), которые проходят индивиды в их движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, молодой специалист после окончания института может в течение нескольких лет занять должности старшего инженера или заведующего отделом и т. п.

Интенсивность социальной мобильности характеризуется числом индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном положении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов даетабсолютную интенсивность социальной мобильности. Например, за годы реформ в постсоветской России (1992-1998) до одной трети «советской интеллигенции», составлявшие средний класс Советской России, стали «челноками.

Совокупный индекс социальной мобильности включает в себя ее скорость и интенсивность. Таким путем можно сравнить одно общество с другим, чтобы выяснить, (1) в каком из них или (2) в какой период социальная мобильность по всем показателям выше или ниже. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной, политической и иной социальной мобильности. Социальная мобильность - важная характеристика динамичности развития общества. Те общества, где совокупный индекс социальной мобильности выше, развиваются значительно динамичнее, особенно если этот индекс относится к управляющим слоям.

Социальная (групповая) мобильность связана с появлением новых социальных групп и влияет на соотношение основныхсоциальных слоев, чей статус перестает соответствовать сложившейся иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие (менеджеры) крупных предприятий. На основе этого факта в западной социологии сложилась концепция «революции управляющих» (Дж. Бернхейм). Согласно ей, административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и вытесняя класс собственников средств производства (капитанистов).

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Паление социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряюших свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Маргиналы - это социальные группы, утратившие прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычной деятельностью, оказавшиеся неспособными адаптироваться к новой социокультурной (ценностной и нормативной) среде. Их прежние ценности и нормы не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Усилия маргиналов для адаптации к новым условиям порождают психологические стрессы. Поведение таких людей отличается крайностями: они либо пассивны, либо агрессивны, а также легко преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки. Типичный лидер маргиналов в постсоветской России - В. Жириновский.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

10)Понятие соц контроля
Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

§ процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

§ процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;


11)Основная проблематика социологии рекламы
Главной
проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте. Это два аспекта одного и того же процесса. Первый аспект связан с пониманием того, как рекламные образы, создаваемые для продвижения товаров, услуг, идей влияют на само общество, как реклама меняет его культурные, нравственные устои; может ли реклама изменить общественную атмосферу или культурные парадигмы конкретного общества, или она призвана пропагандировать только то, что в обыденной жизни уже есть. Все эти вопросы, в их более широкой постановке – о роли коммуникативных институтов в общественной жизни, активно обсуждаются еще с начала ХХ-го столетия, когда средства массовой информации стали стремительно вторгаться в общественную жизнь. Нельзя сказать, что в настоящий момент эти вопросы нашли свое разрешение.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияния общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института. Почему, например, в условиях функционирования советской общественной системы реклама как общественный институт практически отсутствовала, а возникновение зачатков рыночного общественного механизма привело к институционированию рекламы? Что происходит с рекламой в условиях кризиса общественной системы? Каким содержанием наполняется рекламное пространство в период политической нестабильности?

То есть одна из главных проблем социологии рекламы связана с исследованием механизмов, закономерностей функционирования рекламы как общественного института, ее влияния на общество и обратного воздействия общества на рекламу .

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности. Например, как реклама влияет на семью и как семейный быт влияет на методы, средства распространения информации рекламного характера. Несомненный интерес вызывают проблемы влияния рекламы на воспитательные и образовательные институты общества. И, конечно, рекламистов очень интересует, как изменения в образовательной сфере отразятся на функционировании отдельных видов рекламной практики: реклама на телевидении, в прессе, на радио и т.д.

Особо в этом ряду стоит проблема влияния рекламы на средства массовой информации, поскольку именно средства массовой информации являются основными носителями рекламы. Как, например, повлияет на изменение рекламной практики возникновение интерактивного телевидения? Или функциональное слияние телевизора и компьютера?

Прогноз развития средств массовой информации как носителей рекламы очень важен, поскольку он позволяет прогнозировать развитие рекламного рынка, распределение и перераспределение финансовых потоков между различными субъектами рекламной индустрии.

Таким образом, прогнозирование изменений общественных институтов и влияние этих изменений на формы, способы, средства распространения рекламы выступает одной из главных проблем социологии рекламы.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы. Как известно, общество – это постоянно развивающийся социальный организм. Основной вектор развития задается отдельными постоянными общественными процессами. В частности, одним из таких существенных процессов выступает социальная мобильность. Реклама существенным образом меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.

Не менее важным выступает процесс лигитимации властных институтов общества. Во многом он связан с политической рекламой, умением специалистов в области политических технологий, используя механизмы и средства политического маркетинга, конституировать демократические институты общества.

Важно также здесь подчеркнуть необходимость анализа влияния рекламы на процесс интеграции и дезинтеграции общественной системы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама». Другими словами, речь идет о взаимосвязи рекламного воздействия и культуры конкретного общества, о влиянии культуры на рекламу и рекламы на культуру конкретного общества. В практическом смысле это значит: какова эффективность зарубежных рекламных спотов, которых на отечественном телевидении достаточно много? Не отторгаются ли они массовым сознанием, поскольку не учитывают национальную культуру и менталитет отечественных потребителей? Каким должно быть рекламное сообщение, рассчитанное на так называемого «нового русского» или домашнюю хозяйку, не обремененную тугим кошельком? В общем, проблемы менталитет и реклама, культура и реклама, национальные стереотипы и реклама составляют значительный блок вопросов, включенных в предметное поле социологии рекламы.

Если перевести все вышеотмеченные вопросы с достаточно высокого философского уровня на операциональный, связанный с практической деятельностью социолога, то можно сказать, что его при изучении рекламы как общественного института интересует: как реклама влияет на поведение людей, как реклама влияет на общественные настроения, как реклама влияет на интеграцию общественной жизни, как реклама влияет на социальную мобильность, как реклама влияет на лигитимацию власти, на какую систему символов опирается реклама, какие механизмы воздействия использует, с какой эффективностью.


12)Основная проблематика социологии и культуры

13)Основная проблематика социологии образования


Похожая информация.


II. Понятие социальной мобильности. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность.

Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в рамках стратификации общества, т. е. изменение их общественного положения, статуса. Люди перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда – группами, реже – целыми стратами и классами.

Согласно теории флуктуаций Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968), социальная мобильность – это перемещения индивидов внутри социаль­ного пространства, которое представляет некую вселенную, состоящую из народонаселения земли.

П.Сорокин выделяет три формы социальной стратифика­ции: экономическую, политическую и профессиональную.

Социальная стратификация – это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Совокупность групп, входящих в социальную вселенную, а также совокупность отношений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Подобно геометрическому пространству в социальном есть несколько осей измерения, главные среди которых вертикальная и горизонтальная.

Го­ризонтальная мобильность –переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне стратификации.

Вертикальная мобильность – переход из одной страты в другую, расположенных на разных уровнях иерархии. Существуют два типа такой мобильности: восходящая - продвижение по социальной лестнице вверх и нисходящая – ­перемещение вниз.

Основные характеристики социальной мобильности

1. Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей:

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происхо­дит именно так.

Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объем мобильности – это число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем ис­числяется количеством переместившихся индивидов, то он назы­вается абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то относительным и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности , определяет ко­личество перемещений по всем стратам вместе, а дифференциро­ванный – по отдельным стратам, слоям, классам. Например, в индустриальном обществе 2/3 населения мобильны – этот факт относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, ­к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется также как процент­ная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

2. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается также двумя показателями:

Первый – это коэффициент мобильности вы­хода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллиген­тами или крестьянами.

Второй коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев по­полняется тот или иной слой. Он обнаруживает со­циальное происхождение людей.

3. Критерии оценки мобильности

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:

Число и размер классов и статусных групп;

Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной ста­тус;

Распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они ис­пользуются для того, чтобы можно было отличить один тип стра­тификации от другого.

4. Классификация социальной мобильности

Различают главные и неглавные виды, типы, формы мобильности.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Можно классифицировать социальную мобильность по разным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность , когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.

Кроме них иногда выделяют организованную мобильность , когда перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, обществен­ные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (пере­селение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Существуют два основных вида социальной мобильности ­межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – верти­кальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Мобильность практически не происходит в демографической сфере: перемещение из одного возраста в другой не относится к явлению межпоколенной мобильности.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водо­проводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой со­циальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного по­коления к другому.

Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глу­бокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значи­тельной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоя­тельств, сопровождавших их рождение.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни не­сколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­тем начальником цеха, директором завода, министром машино­строительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а вто­рой - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – пе­ремещение из сферы физического труда в сферу умственного.

II.Горизонтальная мобильность.

Миграция, эмиграция, иммиграция.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подоб­ные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобиль­ностьподразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизи­тельно эквивалентными.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохра­нении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео­графическая мобильность превращается в миграцию . Если дере­венский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в го­род на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Миграция – это территориаль­ные перемещения. Они бывают сезонными , т. е. зависящими от времени года (туризм, лечение, учеба, сельхозработы), и маятни­ковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. По существу оба вида миграции являются времен­ными и возвратными. Миграция–перемещение населения внутри одной страны.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков- инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение- принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

В этой главе мы рассмотрим сущность, причины, типологию, механизмы, каналы социальной мобильности, а так- же факторы, влияющие на нее.

Классификация мобильности.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы„которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрнпоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно проложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус? (Попробуйте сначала разобраться в этом самостоятельно, а потом прочитайте главу до конца.)

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50 - 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры в доказательство данного тезиса.)

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества - экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограниченна в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а переход из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

Обратимся теперь к конкретным видам и типам мобильности.

ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г.н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3.4. Индивидуальная мобильность:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство объясняется тем, что обе страны - индустриально развитые державы, а различия объясняются своеобразием политического режима правления. Так, исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих и в США, и в России происходят из рабочих; и в США, и в России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

Подтверждается и другая закономерность: на социальную мобильность в обеих странах наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности служащих. Хотя второму могут помогать родители.

Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники - иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означает следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70 - 80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность - перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П.Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Так, поднимаются из рабочих в верхний - средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитания;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Вспомните других литературных персонажей, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)

Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться вверх сложнее, чем мужчинам. Часто они повышают свой социальный статус лишь благодаря вы- годному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, женщины такой ориентации выбирают те профессии, где вероятнее всего найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или места работы? Приведите примеры из жизни или литературы, когда замужество выступало в роли "социального лифта" для женщин незнатного происхождения.

В течение советского периода наше общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. В конце этого периода мобильность замедлилась, но в 90-е годы снова возросла.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира по темпам социальной мобильности.

Структурная мобильность

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация связана не только с межклассовыми, но и с внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале ХХ века преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы в развитых странах 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. таких осталось 20%.

По мере того, как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная

мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных обществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализации и от фабрики к офису - на поздних. Сегодня в развитых странах свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10 - 15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокращались вакансии рабочих специальностей и расширялись в сфере управления. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее, количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности для рядовых американцев высшего образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация завершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказаться на характере социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции - выходцев из рабочих и крестьян - составляет одну треть, а в бывших социалистических странах - три четверти. В странах типа Англии, давно прошедших стадии индустриализации, доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах эта доля очень высока и достигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два противоположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя - слой высших руководителей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных рабочих - слои, заполняющие самую престижную и самую не престижную сферы деятельности. (Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос "почему?")