Государственная казна. Государственная казна как объект управленческого воздействия Казна российской федерации сумма

Казна Российской Федерации, казна субъекта Федерации и муниципальная казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного (муниципального) имущества. В приложении N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I перечисляется имущество, составляющее казну Российской Федерации: это средства федерального бюджета, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное казначейство Российской Федерации согласно Положению о нем организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями, не является средством обеспечения обязательств Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований и, следовательно, не образует объект взыскания кредиторов по таким обязательствам.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК. Так, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями, собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Как указывается в ст. 115 ГК, в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Ранее статус казенного предприятия был определен Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года N 1003 "О реформе государственных предприятий" и Типовым уставом казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия. Согласно п. 1.5 Типового устава государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам завода в случае недостаточности его денежных средств. Предусмотренная Указом и Типовым уставом конструкция казенного предприятия, таким образом, в значительной мере отличается от конструкции, введенной ГК: во-первых, из Кодекса следует, что казенным может быть как вновь созданное предприятие, так и предприятие, образованное в результате реорганизации федерального государственного предприятия, тогда как Указ исходит из возможности создания казенного предприятия на базе ограниченного круга ликвидируемых (при наличии определенных оснований) федеральных государственных предприятий; во-вторых, право оперативного управления закрепленным имуществом, которым по Указу наделялось казенное предприятие, по существу, аналогично праву, имеющемуся у государственного учреждения (при недостаточности денежных средств у казенного предприятия его расчеты с кредиторами должны осуществляться за счет федерального бюджета). Эти и некоторые другие особенности статуса казенного предприятия, предусмотренные Указом, ограничили практическое значение его положений.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Принцип разграничения ответственности государства и хозяйственных, в том числе государственных, организаций составляет одно из основных начал статуса российских торговых представительств за рубежом. Положение о торговых представительствах СССР за границей, не утратившее к настоящему времени юридической силы, исходит из того, что торговые представительства в качестве ответчика могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных представительствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых государство в международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразило согласие на подчинение торгового представительства суду страны пребывания по указанным спорам. По обязательствам торговых представительств несет ответственность государство с учетом указанных положений. Торговые представительства не отвечают по обязательствам внешнеэкономических, иных хозяйственных организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам представительств.

Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Положения о раздельной ответственности не применяются, если РФ принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.

Литература.

1. Богуславский М.М. Международное частное право. М. 1998 г.

2. Брагинский М.М. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М. 1981 г.

3. Витнявигус П.П. Гражданская правовая субъективность Советского государства. Вильнюс. 1978 г.

4. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М. 1995 г.

5. Шенгелия Р.В. Гражданская правосубъективность советского государства в кредитных отношениях. Тбилиси. 1984 г.

6. Гражданский кодекс РФ (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля 1999 г.)


В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.

К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.

Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:

  • а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
  • б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
  • в) недвижимое имущество в том числе:
    • - здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
    • - объекты инженерного и коммунального назначения;
    • - бесхозное имущество (на период установления собственника);
    • - имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
  • г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;
  • д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;
  • и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.

При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.

В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.

Существование любого государства невозможно без наличия бюджета, средства в который поступают от организаций и частных налогоплательщиков на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Государственная казна используется в качестве основного рычага, с помощью которого регулируются основные сферы жизнедеятельности страны и ее населения. Положительные или отрицательные изменения казны могут привести к соответствующим переменам в жизни общества.

Что входит в понятие государственной казны

Государственная казна представляет собой не просто хранилище, в котором находятся денежные ценности, а сложную систему с большим количеством правил и ограничений. Комплекс правовых и экономических мероприятий направлен на регулирование большого объема ресурсов, принадлежащих государству. Постоянно меняющаяся законодательная база призвана регулировать использование ресурсов в казне с целью их поддержания на необходимом для экономики страны уровне.

Казна формируется за счет налоговых отчислений с различных уровней, природных ресурсов, имущества, находящегося в собственности государства. Действующее законодательство подробно описывает принципы и технологию наполнения государственной казны, а также механизмы взыскания средств и ценностей по решениям суда.

Управление государственной казной выполняется министерством финансов и правительством страны. Механизмы, с помощью которых осуществляется распределение средств, также определены на законодательном уровне и должны исполняться соответствующими органами. За формированием и распределением государственной казны ведется постоянный контроль, к которому привлекаются соответствующие структуры.

Назначение государственной казны

Наполнение государственной казны материальными ценностями происходит постоянно, равно как и отчисления на экономическую деятельность. Рост объемов запасов свидетельствует о хорошем положении дел в стране и позволяет выделять часть ресурсов на реализацию различных проектов. В противном случае правительству приходится регулировать расходную часть, урезать финансирование отдельных отраслей.

Основные функции государственной казны:

  • Пополнение региональных и муниципальных бюджетов для обеспечения деятельности и реализации приоритетных проектов.
  • Накопление ресурсов, их хранение и капитализация.
  • Социальная функция, необходимая для поддержки населения страны и реализации социально значимых задач.
  • Наличие и эффективная работа государственной казны позволяет развивать рыночную экономику, конкуренцию, поддерживать предпринимательскую деятельность.
  • Казна необходима для реализации инвестиционной функции. С помощью финансовых инструментов правительство вкладывает средства в проекты, способные принести прибыль и извлечь ощутимые выгоды для государства.
  • Государственная казна выполняет гарантийную функцию, поддерживая экономику страны и уровень жизнь населения в период экономического кризиса.
Поэтому своевременное пополнение и рост объемов казны позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

Если говорить простым языком, государственная казна представляет собой хранилище в виде банковских счетов, имущества, материальных ценностей, недвижимости. С ее помощью осуществляется движение финансовых потоков в государстве, регулирование экономической деятельности, реализация социальных гарантий и поддержка приемлемого уровня жизни в сложные периоды.

РФ отличается неоднородностью. Существует два уровня ее формирования. Первым является федеральная, а вторым - региональная собственность. Имущество может закрепляться за госпредприятиями и учреждениями на Им также может формироваться казна государства. Реализация прав госсобственности регулируется статьями 214, 124-125 и 113 ГК. Рассмотрим далее, что такое казна.

Общая характеристика

Источники пополнения казны - средства бюджета и муниципальное либо госимущество. При этом в ее формировании участвуют только те объекты, которые не закрепляются за госучреждениями и предприятиями. Данное положение устанавливает 214 статья ГК. Определяя, что такое казна, норма указывает на то, что она может быть федеральной, региональной (республиканской, краевой, областной, окружной). Выступая в качестве совокупности имущества, она не может участвовать в гражданских правоотношениях.

Финансовая составляющая

Некоторые цивилисты, разъясняя, что такое казна, указывают на большую роль бюджетных средств в ее формировании. Они указывают, что именно финансовая составляющая является ее основой. При этом авторы относят к источникам образования казны и средства внебюджетных муниципальных и госфондов. Таким образом, основная часть представлена финансовыми ресурсами, а отношения по их формированию выступают в качестве предмета денежно-правового регулирования. Из этого следует, что государственная казна включает в себя право собственности на которые регулируется нормами различных юридических отраслей. В частности, по постановлению ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 г. в нее включаются валютный и алмазный фонды, а также золотой запас.

Функции собственника

Реализация прав в отношении имущества, посредством которого формируется государственная казна, муниципальные образования и РФ осуществляют непосредственно. При этом функции госсобственика невозможно осуществлять вне деятельности уполномоченных органов. Это означает, что право пользования, владения, распоряжения государство реализует через свои институты власти. В п. 1, 2 125 статьи ГК определено, что муниципальные и госорганы получают и осуществляют юридические возможности и несут обязанности от имени РФ и МО в пределах своей компетенции. Ее границы устанавливаются нормативными актами, закрепляющими правовой статус этих институтов власти. На практике в качестве представителей муниципалитетов и государства в отношении средств бюджета выступают законодательные структуры. Они наделяются соответствующими полномочиями от имени административно-территориальных образований.

Исполнительные органы

В действующем законодательстве определяется компетенция структур местной и госвласти. Нормы предусматривают полномочия по распоряжению, пользованию и владению средствами бюджета не только для представительных, но и для исполнительных органов. Примером, в частности, может служить Орловская обл. в данном регионе организуется в соответствии с областным законодательством, принимаемым в рамках конституционных положений и ФЗ. Высший при этом наделяется полномочиями утверждать нормативные акты, которыми регулируется пополнение казны, порядок распоряжения ее средствами и объектами. Кроме этого, в компетенцию данного института власти входит контроль сохранности и целевого использования имущества, ее составляющего. Постановлением коллегии администрации области №43 определено, что такое казна. Ее составляют бюджетные средства, и недвижимые объекты, не закрепленные за региональными учреждениями и предприятиями на правах оперативного управления/хозяйственного ведения. В нее включены также земельные участки, не переданные в аренду, являющиеся собственностью области.

Объекты

Учитывая законодательное определение, а также нормативные акты регионального уровня, можно определить, что народная казна состоит из:

  1. Средств бюджета.
  2. Ценных бумаг, долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов.
  3. Архивных документов и фондов.
  4. Сооружений, зданий, нежилых и жилых помещений.
  5. Движимых объектов.
  6. Нематериальных и материальных активов.
  7. Историко-культурных ценностей.
  8. Иного имущества, не переданного в хозяйственное ведение/оперативное управление учреждениям/предприятиям.
  9. Незакрепленных земельных участков.

Необходимо сказать, что объекты региональной казны могут располагаться как на территории субъекта, так и за его пределами.

Основания формирования

Народная казна включает в себя только те объекты, которые соответствуют требованиям законодательства. Среди оснований для отнесения имущества к рассматриваемой категории следует отметить:

  1. Отсутствие постоянного пользования и аренды на земельные участки, предоставленные предприятиям и учреждениям в хозяйственное ведение/оперативное управление.
  2. Изъятие неиспользуемого и излишнего либо эксплуатируемого не по установленному назначению имущества.
  3. Отказ учреждения/предприятия от прав оперативного управления/хозяйственного ведения на материальные ценности, прекращение аренды и бессрочного пользования земельными участками.
  4. Наличие остатка объектов после ликвидации федеральных, региональных или муниципальных организаций
  5. Отсутствие собственника материальных ценностей, отказ законного владельца от своих прав на имущество или их утрата по другим основаниям, определенным в действующих нормах, которые в порядке и в случаях, установленных законом, перешли в собственность РФ, субъекта или муниципалитета.

Учет

Для обеспечения контроля над состоянием объектов предусматривается реестр госимущества. В региональной базе присутствует соответствующий раздел "Казна". Учет имущества осуществляется путем внесения сведений о его составе, стоимости, способе приобретения, сроке и основаниях его регистрации. При необходимости может указываться и иная информация. Включение имущества в специальный раздел и исключение объектов из него производится на основании приказов (решений) региональных исполнительных органов по управлению материальными ценностями субъектов.

Муниципальная казна

Она формируется в соответствии с ГК, ФЗ №131, Уставом МО и прочими нормативными актами местных органов власти. Согласно указанным документам, представительный институт разрабатывает положение, в котором определяются уполномоченные структуры, управляющие имуществом, порядок учета и использования объектов. В акте также могут присутствовать и иные условия, касающиеся формирования казны. В ее состав включаются:

  1. Бюджетные средства МО.
  2. Доли в уставных капиталах экономических субъектов, акции и прочие ценные бумаги.
  3. Муниципальный жилфонд.
  4. Нежилые помещения, сооружения, здания.
  5. Земельные участки и иные природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности.
  6. Прочее движимое/недвижимое имущество, которое не закрепляется за предприятиями/учреждениями на управления.

Как и объекты региональной казны, муниципальное имущество может располагаться на территории МО или за его пределами.

Леонид Александрович РОДИОНОВ , начальник отдела № 17 УФК по Самарской области, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Самарского филиала Московского ГПУ, советник ГГС РФ 1-го класса. Статья посвящена правовому анализу института казны в контексте государства, его признаков и устройства.

Признаки государства

Мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество мнений и суждений об основных признаках государства. Прежде всего, это наличие аппарата власти и управления (система публичной власти). Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения и армия, территория государства, институт гражданства, сфера юрисдикции. Одним из основных признаков государства является суверенитет.

Другими словами, государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а также государственной казной. Казна также является признаком государства, поскольку с ней связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Сущность казны и сущность государства

В теории марксизма отмечается, что в налогах воплощено экономическое выражение сущности государства. В литературе можно часто встретить мысль, что налоги необходимы для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания публичной власти. Сбор налогов - это один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны.

Основная часть доходов федерального бюджета РФ в 2011 году была обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: вывозным таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций. За счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, сформировано 98,8 % общего объема поступлений в федеральный бюджет.

В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений. Понятие казны разно-образно. М. Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии дает определение казны как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В статье 214 Гражданского кодекса дано понятие казны как «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями...». В пункте 2 ст. 97 Бюджетного кодекса также говорится о казне: «Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну». Само государство выступает субъектом частноправовых отношений. Оно приобретает недвижимое и движимое имущество, становится должником или кредитором.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса. Имущество казны России (государства), составляющее основу национального богатства, как признака государства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета и возможностей пополнения активов).

Сущность казны раскрыта в функции самого государства. Инвестиции, социальная направленность и организационно-управленческая функция выражаются в обеспечении деятельности органов государственной власти. Гарантийная функция выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга, займов и иных обязательств как внутри страны, так и вне ее.

Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества (объект правоотношений). Данная трактовка приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. С другой - она выступает как субъект правоотношений1.

Формирование казны осуществляется в основном органами государственной власти различных уровней. В современных условиях развития экономики России финансы, денежные фонды, государственная казна становятся основным рычагом управления всеми сферами общественной жизни, признаком государства. В связи с этим спектр использования дефиниции «государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а также особенностями участия РФ, субъектов РФ в имущественных и финансовых правоотношениях.

Об ответственности государства

Согласно Гражданскому кодексу Российская Федерация ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. То имущество данных субъектов, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета образуют согласно ст. 214 Гражданского кодекса государственную казну РФ, казну субъекта РФ и казну муниципального образования.

Российская Федерация является равноправным наряду с гражданами и юридическими лицами участником гражданских правоотношений. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей правового положения вышеназванных субъектов. По общему правилу исполнения судебных актов о взыскании средств с юридических лиц (государства) взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника и только в случае их недостаточности на иное имущество. Сложно, однако, представить полное отсутствие денежных средств у Российской Федерации.

В этом смысле нужно согласиться с Р. Е. Артюхиным в том, что составной и наиболее ликвидной частью казны являются средства соответствующего бюджета. Именно на них, а не на имущество в натуральном выражении судами обращается взыскание по искам, обязанность удовлетворения которых возлагается на РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Правовые отношения

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.