История возникновения пожарной безопасности. История создания Пожарной охраны в России

Общие сведения

Пожарная охрана является основной и самой крупной составляющей частью Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подразделения пожарной охраны ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.

В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

Подготовка специалистов пожарной охраны осуществляется в 7 ведомственных ВУЗах государственной противопожарной службы и 21 учебном центре федеральной противопожарной службы. Так же обучением по специальности «Пожарная безопасность» занимается ряд гражданских и военных учебных заведений.

Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Краткая история пожарной охраны

В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.

Писатель Николай Тихонов:

В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.


Орденами и медалями были награждены свыше 31 тыс. человек. Известно о 35 защитниках Отечества, до войны работавших в пожарной охране или ушедших на фронт из пожарной охраны, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. В первые послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники Московский, Горьковский, Варгашинский, Грабовский, Новоторжский автозаводы, Ливенский и Запорожский заводы по производству мотопомп. Было принято решение, положившее начало техническому перевооружению пожарной охраны страны.

В 1957 году открылся факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР. В крупных городах были образованы пожарно-испытательные станции.

В 1958 году пожарную охрану СССР приняли в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.

В СССР с 1966 г . руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили Государственный пожарный надзор, осуществлявший работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной пожарной охраны и профессиональной пожарной охраны, которые тушили пожары в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Некоторые министерства и ведомства (например, Министерство путей сообщения, Министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели собственную ведомственную пожарную охрану.

Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства.

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу.

МВД РСФСР в 1991 образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы.

В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел.

21 декабря 1994 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).

30 апреля 1999 года Указом Президента РФ установлен профессиональный праздник - «День пожарной охраны России».

Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России .

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

В этот день в 1649 г. царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.

Пожарная служба относится к числу старейших государственных служб в России. Еще в 1504 г., в царствование Ивана III, в Москве была создана пожарно-сторожевая охрана, а в 1549 г. Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь первичные средства пожаротушения в каждом доме.

В 1649 г. на Руси были изданы два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу. Первый из них - "Наказ о городском благочинии", вышедший 30 апреля, по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.

В наказе определялся штатный состав пожарной охраны, ее техника, постоянное дежурство, объезды городов, устанавливались наказания за нарушения правил обращения с огнем. Причем эти положения распространялись на все российские города. Впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Второй документ - "Уложение царя Алексея Михайловича", в котором также имелся ряд статей, регламентировавших правила обращения с огнем. Уложение вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом.

Во время царствования Петра I постоянные угрозы возникновения пожаров побудили царя сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 г. при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами. 13 ноября 1722 г. вышел петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовых мелко сидящих судов) и установке на них брандспойтов для тушения пожаров на речных судах и в прибрежных строениях.

Для обеспечения пожарной техникой войсковых подразделений, привлекавшихся к тушению пожаров, в 1740 г. Сенат утвердил нормы, по которым каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной; в батальонах должны были быть вилы, лестницы, большой крюк с цепью; рота оснащалась топорами, ведрами, щитом, лопатами, ручными трубами, крюками. В 1747 г. пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения.

17 марта 1853 г. была утверждена "Нормальная табель составу пожарной части в городах", упорядочившая организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей для городов.

В 1857 г. был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.

С 1858 г. для пожарных целей начал использоваться военно-полицейский телеграф, а в девяностых годах - телефон и электрическая пожарная сигнализация.

С этого времени была также введена новая форма одежды для пожарных: для брандмейстера - каска бронзовая, золоченая, с армейским гербом, парадный полукафтан темно-зеленного сукна, двубортный, с серебряным шитьем, шаровары, сапоги, поясная портупея, хромовые сапоги, шпага. Для рядового пожарного - каска бронзовая с чешуей, полукафтан серого цвета, погоны голубые, шаровары, сапоги, поясная портупея с чехлом для топора.

Большую роль в развитии добровольных пожарных дружин сыграло создание в 1892 г. Российского пожарного общества (с 1907 г. - Императорского).

В 1907 г. в Москве появился первый пожарный автомобиль. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

После революции 17 апреля 1918 г. был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», ставший в истории России первым законодательным актом, в котором задаче борьбы с пожарами придавалось общегосударственное значение . В соответствии с декретом, ежегодный праздник - День пожарной охраны - отмечался 17 апреля.

В марте 1999 г. министр внутренних дел РФ издал приказ считать профессиональным праздником работников пожарной охраны 30 апреля, в ознаменование 350‑летия "Наказа о градском благочинии". Учитывая исторические традиции и заслуги пожарной охраны, ее вклад в обеспечение пожарной безопасности Российской Федерации, Президент РФ в апреле 1999 г. издал Указ, которым установлен День пожарной охраны - 30 апреля.

В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

Знаковое событие произошло в конце ХХ века. Впервые в России за всю ее многовековую историю 18 ноября 1994 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон "О пожарной безопасности", который определил общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Новым этапом в развитии противопожарной службы явилось создание государственной пожарно-спасательной службы. 9 ноября 2001 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности», в соответствии с которым Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Пожарная охрана в России подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. В ее составе 220 тысяч человек, 13,6 тысяч зданий и сооружений, в числе которых более 4 тысяч зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются : организация разработка и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений; организация и осуществление государственного пожарного надзора; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах; профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 млн выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, материальных ценностей на сумму более 120 млрд рублей. Одно из важнейших направлений деятельности ГПС - осуществление пожарного надзора. Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тысяч пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 млрд рублей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История становления и развития отечественной неразрывно связано с историей России. За годы своего существования пожарная охрана России прошла долгий тернистый путь от примитивных организационных мер по борьбе с огнем до создания мощной государственной структуры, способной решать самые сложные задачи по спасению людей и защите населенных пунктов страны от .

Фотография из архива пожарно-спасательной части № 1 г. Ижевска

Борьба людей с огнем со времен Древней Руси и вплоть до ХIV в. осуществлялась исключительно подручными средствами и не имела организационного порядка, более того, «запущенные» пожары вообще не тушились, так как пожар считался Божьей карой за людские грехи, и тушить его значило идти против воли Всевышнего. Кроме того, в то время у людей не хватало знаний для осуществления противопожарных технических и профилактических решений, а вот строительного материала – леса и искусных строителей было предостаточно, да и строения той эпохи были достаточно просты. Вследствие чего огненная стихия неоднократно «пожирала» целые города, строения которых состояли только из деревянных конструкций с соломенными крышами.

В дошедших до нас летописях неоднократно указываются году полного уничтожения городов: Москвы, Ярославля, Пскова, Твери, Костромы, Юрьева, Вятки, Пензы, Ладоги, Руссы и т.д. В летописях отмечались только «великие», губившие весь город пожары, а если в результате пожара сгорали 100-200 домов, то данный пожар не считался значимым и в хроники не заносился. К указанному периоду времени у населения уже сложилось понимание существенного отличия причин пожара, умышленного поджога и пожара по неосторожности. По действующим тогда законам («Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная правда») за умышленный поджог предусматривалась «Зажигателя гумна или дома послать в заточение, а дом его отдать на разграбление, заплатя прежде за убыток тому, чей дом или гумно им сожжено; а посылка в заточение зависит от воли князя». За происшедший пожар по неосторожности к виновному лицу наказание не предусматривалось, так как такой пожар считался Божьей волей.

Целенаправленные попытки государственной власти организовать борьбу с пожарами относятся к периоду создания на Руси централизованного государства. В 1434 г. Великий князь Московский Василий II Темный указывает о порядке обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту, если не считать отвлеченных рассуждений и благих пожеланий в «поучении» Владимира Мономаха, то это первый (известный нам) нормативный акт противопожарной защиты на Руси.

Наиболее значимую роль в обеспечении пожарной безопасности вносит Государь Всея Руси Иван III, который в 1472 г. обнародует, своего рода, противопожарные правила режимного характера, ограничивающих пользование в быту печами, свечами, лучинами, а также предписывающих заниматься в дали от строений гончарам, кузнецам и оружейникам. В 1493 г. по указанию Иван III в Москве строятся противопожарные рвы, и создается противопожарный разрыв от стен Кремля длинной 200 м, для чего сносятся все сгораемые строения, включая церкви. По Судебнику Ивана III (1497 г.) за поджог устанавливается смертная казнь, а в 1504 г. в Москве учреждается пожарно-сторожевая охрана, призванная беречь город от пожаров и воров. Город был разделен на участки, а на концах улиц поставлены решетчатые ворота-заставы, запирающиеся на ночь, группу сторожей возглавлял «решетчатый приказчик». Во главе стояли служивые значительные люди «объезжие головы», в обязанность которых входило и руководство городскими жителями при тушении пожаров.

Иван Грозный в период своего царствования издает рад противопожарных указов режимного характера (1547, 1582 гг.), а с 1583 г. московские правила и нормативные акты становятся обязательными для всего царства российского. По Судебнику 1550 г. предусматривается возможность поджигателю избежать смертной казни в случае полного возмещения ущерба истцу. В этом же году впервые на Руси зарождается служба пожаротушения, которая возлагается на созданное стрелецкое войско. Тактика тушения пожара стрельцами заключалась в подаче воды подручными средствами, созданием противопожарного разрыва за счет разборки соседних строений, установлением защитных экранов (натянутая шкура животных, обильно поливаемая водой).

В 1620 г. царем Михаилом Федоровичем Романовым при Земском приказе создается первая в России профессиональная пожарная команда, названная по немецкому образцу – «пожарной станцией», размещалась она в Земском дворе, состояла из 120 человек, содержащихся за казенный счет. Для конного обоза пожарной станции в немецких землях были закуплены ручные пожарные насосы – «заливные пожарные ящики».

Первые организационные меры по предупреждению и тушению пожаров

Царь Алексей Михайлович Романов в Соборном уложении 1649 г. вводит смертную казнь за поджог через сжигание осужденного и впервые допускает исковое возмещение ущерба за пожар, происшедший по неосторожности, с арендатора жилья в случае предварительного договора. 30 апреля 1649 г. обнародуется царский «Наказ о Градском благочинии», в котором упорядочивается система тушения пожаров и устанавливаются меры пожарной профилактики.

В России VIII в. прошел под знаком Петровских преобразований, которые коснулись также и пожарного дела. Организация тушение пожаров при Петре I возлагалась на полицмейстера столицы. В тушении пожара принимали участие воинские соединения и простые обыватели, которым эта обязанность вменялась в повинность. Противопожарный инструмент размещался в воинских частях и административных зданиях города, а горожане прибывали на пожар со своим противопожарным инвентарем. Роспись горожан, выполнявших данную повинность, и их участие на пожаре отслеживали представители полиции.

В целях сохранности и своевременной доставки к месту пожара пожарного обоза с противопожарным инвентарем, в Москве и Санкт-Петербурге создаются пожарные конторы (позже переименованные в пожарные экспедиции), во главе с брандмайором. Так, Москва была организационно поделена на 20 частей, в каждой из которой был создана пожарная команда во главе с брандмейстером. Дислоцировалась такая команда в «съезжем доме», где находился полностью укомплектованный конный пожарный обоз. В штат пожарной экспедиции были приписаны 61 мастеровой и 1500 обывателей, отрабатывающих пожарную повинность и дежуривших в три смены. В сельской местности противопожарный инвентарь хранился, как правило, в церкви.

В период своего царствования Петр I издает ряд указов, регламентирующих противопожарные мероприятия в городах и на объектах, а также вводит штрафные санкции за их нарушения. В 1718 г. издается специальный императорский указ «О строении», ставший началом строительного противопожарного нормирования. На вооружение пожарных формирований прочно входят ручные пожарные насосы (вначале закупаемые за границей, а позже и отечественные), пожарные рукава и лестницы. Меняется и тактика тушения пожаров – с развитием пожарной техники появляется возможность локализации пожара в пределах горящего объекта.

Развитие пожарной охраны в XIX веке

Качественный скачок в пожарном деле происходит в период царствования императора Александра I, создавшего в 1803 г. в столице, а в 1804 г. в Москве профессиональную военизированную пожарную охрану, комплектующуюся из солдат-рекрутов Внутренней Стражи, не пригодных к строевой. С этого момента обыватели были освобождены от пожарной повинности, а организацией пожаротушения стали заниматься профессионалы. Во главе пожарной охраны столицы становится брандмайор, 11 ее пожарных частей возглавляют брандмейстеры с общей численностью 1602 человека. Впоследствии по указанной системе и на основании «Нормального табеля составу пожарных частей в городах» от 1853 г. создается пожарная охрана в 460 городах России.

Для упорядочения в 1832, 1857 гг. издаются Пожарные уставы, в которых обобщаются все узаконенные нормативно-правовые документы по вопросам пожарной безопасности России. Пожарные части на местах финансируются в основном за счет городских бюджетов, а личный состав комплектуется из военного ведомства. В сельской местности тушение пожаров возлагается на местных жителей во главе с сельским старшиной. После проведения Военной реформы и отмены рекрутской системы набора войск, с 1873 г. пожарные части начинают комплектоваться вольнонаемными лицами. Финансирование пожарной охраны полностью ложится на Земские собрания и Городские думы. Служба в пожарных частях была круглосуточной с нахождением личного состава на казарменном положении. С 1803 г. и до Октябрьской революции 1917 г. пожарная охрана в России подчинялась министерству внутренних дел.

История советской пожарной охраны начинается с Декрета Совета Народных Комисаров «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанного 17 апреля 1918 г. В.И. Лениным. С этого момента пожарная охрана страны переходит на государственное финансирование и в разные исторические периоды организационно входит в состав:

  • Народного Комиссариата по Страхованию и борьбе с огнем (1918-1920 гг.);
  • Народного Комиссариата Внутренних Дел (1920-1931 гг.; 1934-1946 гг.);
  • Народный Комиссариат Коммунального Хозяйства (1931-1934 гг.);
  • Министерство Внутренних Дел СССР (1946-1962 гг.; 1968-1991 гг.);
  • Министерство Охраны Общественного порядка (1962-1968 гг.).

18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об органах государственного пожарного надзора РСФСР». С этого дня ведет свой отчет государственный пожарный надзор страны, сотрудники которого осуществляли противопожарную профилактику в населенных пунктах и на объектах экономики.

С 1 сентября 1933 г. на базе Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства начинается подготовка специалистов с высшим пожарно-техническим образованием.

В 1938 г. в НКВД создается военизированная пожарная охрана, которая первоначально организуется на объектах обороны и энергетики. В этом же году Приказом НКВД СССР № 101 был установлен День пожарной охраны (17 апреля).

Оснащенная отечественной техникой, пожарная охрана страны в предвоенные годы стала мощной мобильной государственной структурой, с доблестью выдержавшей все тяготы Великой Отечественной войны. Неувядаемой славой покрыли себя герои пожарные, отстоявшие под смертельным огнем врага Москву, Ленинград и другие прифронтовые города и населенные пункты. Родина по заслугам оценила самоотверженный труд и героизм огнеборцев – более 32 тыс. пожарных были награждены орденами и медалями, а пожарная охрана Ленинграда (в 1942 г.) и Москвы (в 1947 г.) были награждены высшей наградой Родины – орденом Ленина.

В послевоенный период советские пожарные продолжили славный путь своих героических предшественников, проявляя мужество и отвагу при тушении наиболее сложных пожаров. В 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За отвагу на пожаре». Многие бойцы и командиры пожарной охраны были награждены государственными наградами при ликвидации сложных пожаров: гостиницы «России» (г. Москва 1977 г.), Чернобыльской АЭС (1986 г.), гостиницы «Ленинград» (г. Ленинград 1991 г.) и др.

Пожарная охрана России

В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей. 23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.

30 апреля 1999 года Президент РФ Б. Ельцин подписал указ № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности , объединения сил и средств, при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Борьба с огненной стихией всегда считалась призванием и делом мужественных, сильных духом людей, готовых по первому зову прийти на помощь.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром.
В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.
В ХIV и ХV веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры.
В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.
С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).
В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.
В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда "водоливными трубами".
В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров.
В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал « Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.
Постоянные угрозы возникновения пожаров в Адмиралтействе и во флоте побудили Петра 1 сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Для борьбы с огнем на судостроительных верфях и в портовых сооружениях полагалось иметь 5 больших и 10 малых крюков, 10 вил, 7 парусин, 50 щитов, на каждые 40 м. указанных строений - 2 бочки с водой и 1 приставную лестницу. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами. 13 ноября 1718 года выходит петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовых, мелко сидящих судов) и установке на них брандспойтов для тушения пожаров на речных судах и в прибрежных строениях.
Для обеспечения пожарной техникой войсковых подразделений, привлекавшихся к тушению пожаров в 1740 году Сенат утвердил следующие нормы: каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной; в батальонах должны были быть вилы, лестницы, большой крюк с цепью; рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, 4 ручными трубами, 2 малыми крюками.
В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения. При Сенате имелась 1 большая труба с рукавами, 2 малых трубы и 20 ведер; при коллегиях по 2 больших трубы, 4 малых трубы, по 10 ведер и необходимое число бочек для воды; при Святейшем Синоде - 1 большая труба и ведра; при всех канцеляриях и конторах - по 2 чана с водой внизу здания и по 2 - на чердаке.
17 марта 1853 года была утверждена “Нормальная табель составу пожарной части в городах”, упорядочившая организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей. Для городов с населением до 2 тыс. человек пожарным командам полагалось иметь: 2 повозки для доставки заливных труб, 7 лошадей, 2 линейки для перевозки пожарной команды, 4 бочки, не более 2 повозок для перевозки багров, лестниц и большое количество топоров, ломов, лопат, багров и крюков.
Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года декретом "об организации государственных мер борьбы с огнем ("Пожарное дело", 1918, №5. C.59), в соответствии с которым до 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля.
В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.
C 1918 г. до 2002 г. пожарная охрана России функционировала в рамках органов внутренних дел (НКВД, МВД).В 2002 г. пожарная охрана России передана в введение МЧС России.

Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

История образования пожарной охраны в России

Пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. С незапамятных времен стихия огня уничтожала все на своем пути, пожару приписывались сверхъестественные силы, он считался «Карой небесной за грехи людские».
В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV века, в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал 100-200 дворов, даже не упоминали. Простота возведения жилых построек, избыток строительного материала (леса было предостаточно) позволяли легко восстанавливать пострадавшие селения. Поэтому уже тогда складывалось пренебрежительное отношение населения к мерам пожарной безопасности.

Однако укрупнение городов, развитие средств производства приводило к тому, что убытки от пожаров с каждым годом становились все ощутимее.
В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. Признавая наиболее распространенной причиной пожаров беспечность населения при обращении с огнем, Иван III придал борьбе с пожарами от бытовых причин законодательную силу. Первые противопожарные правила, изданные в 1504 г., предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.
Принятие в ХV-XVI веках законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности.
С 1583 г. московские законодательные акты, касающиеся правил пожарной безопасности, становятся обязательными и для других поселений.
С 1550 г. на тушение пожаров в Москве стали высылать стрельцов, а в двадцатые годы XVII века в столице была создана первая пожарная команда.

В 1649 г. на Руси были приняты два указа, имевшие отношение к пожарному делу. «Наказ о градском благочинии» предписывал всем состоятельным людям держать во дворах медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех. Все дворы Москвы распределялись по частям, а списки людей, которые должны были следовать на пожар с запасом воды, хранились в Земском приказе. Этим «Наказом» впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Второй документ, датированный тем же годом, — «Уложение царя Алексея Михайловича». В нем имелся ряд статей, определявших правила обращения с огнем. «Уложение» вводило ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара по неосторожности с виновного взыскивали убытки в размере «что Государь укажет». За поджог наказание было самым суровым, «зажигальщиков» (поджигателей) предписывалось сжигать. Через 5 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.
Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. выходит указ, в котором повелевалось во всех городах России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам». В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания, касающиеся строительства в селах и деревнях.
В годы правления Петра I была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандсбойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «... и беречь от огня богатства государства Российского...».
Указом от 29 ноября 1802 г. в Санкт-Петербурге при съезжих дворах была организована постоянная пожарная команда, формируемая из солдат внутренней стражи. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.
Новой страницей в деле предупреждения пожаров и пропаганды мер пожарной безопасности среди населения можно считать появление в России в середине XIX века добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Серьезным вкладом в развитие противопожарной пропаганды в стране были книги знатоков пожарного дела, в которых они пытались систематизировать опыт работы пожарных команд, давали советы по использованию наиболее эффективных способов предупреждения пожаров и их тушения, рекомендации в области соблюдения требований пожарной безопасности в строительстве. Постоянная и плодотворная работа по освещению вопросов пожарной охраны началась лишь с образованием в
1892 г. Российского пожарного общества. Общество занималось изданием специальной литературы, организацией пожарных съездов и выставок, освещало вопросы профилактики на страницах журналов и газет (в первую очередь журналов «Пожарный» и «Пожарное дело»).

При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.
В течение 19-го века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. В России была создана одна из лучших конструкций гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.
К 1917 г. в России сложилась довольно развитая система взаимодействия органов власти, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение пожаров и обучение мерам борьбы с огнем.

После Октябрьской революции 1917 г. проблемы борьбы с пожарами были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства. Уже 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который на многие годы стал определяющим документом, обозначившим основные направления развития и совершенствования пожарной охраны страны.
В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны. С этой реорганизацией в системе пожарной охраны было установлено единоначалие. Отдел руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами и другими пожарными формированиями.
В 1922 году, несмотря на тяжелейшие состояние советской экономики, правительство выделило средства для приобретения необходимого противопожарного оборудования, в частности, автомашин за границей. В 1925 году в Москве завод АМО выпустил первый пожарный автомобиль АМО-Ф-15. К началу 1927 года на вооружении профессиональной пожарной охраны страны насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей.
В декабре 1924 года открылся Ленинградский пожарный техникум с трехгодичным сроком обучения. В 1930 году было образовано Всесоюзное пожарно-техническое общество, в задачи которого входило рассмотрение вопросов внедрения научно-технических достижений в практику пожарной охраны.
Для проведения научных исследований и организации конструкторских разработок в области противопожарной защиты в 1931 году создается пожарно-испытательная лаборатория, а с 1934 года — Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория (ЦНИПЛ).
10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).
По решению ГУПО отдельные предприятия по производству пожарно-технического вооружения были объединены в специализированный трест.

В 1936 году в Ленинграде на базе института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны. Началась планомерная подготовка инженерно-технических кадров.
5 июля 1937 г. на базе Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории (ЦНИПЛ) был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны НКВД СССР (ЦНИИПО), с организацией которого научные исследования в области пожарной охраны приняли планомерный, целенаправленный характер.
Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре», в котором была расширена область деятельности работников ГПН, их обязанности и права. Это послужило дальнейшему изучению причин возникновения пожаров с целью выработки научно-обоснованных мер, направленных на их устранение.
В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу.
7 ноября 1941 пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие — вернулись к тушению пожаров. Ряды пожарных пополнило много женщин. Только в 1942 году их было мобилизовано 6 тысяч человек. Простые люди, дети под руководством пожарных активно обучались способам борьбы с пожарами, учились обезвреживать зажигательные бомбы.
Трудная и важная задача разработки новых современных видов пожарно-технической продукции и модернизация существующей пожарной техники была возложена на научные и конструкторские подразделения ЦНИИПО.
Большое внимание уделялось подготовке специалистов для пожарной охраны. В 1957 году создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР в Москве.
Развивалось и международное сотрудничество в области пожарной безопасности. В 1958 году пожарная охрана вошла в состав Международного Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ).
В 1977 г. Советом Министров СССР были приняты два документа, определившие направления работы пожарной охраны: постановление «О мерах по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства» и постановление, утвердившее «Положение о государственном пожарном надзоре». Эти постановления включали в себя меры, направленные: на повышение технической оснащенности пожарных частей; улучшение тактической отработки и организации тушения крупных пожаров; усиление контроля за соблюдением мер пожарной безопасности.
Большое внимание уделялось развитию научных исследований и разработок, направленных на практическую деятельность по повышению боеспособности пожарной охраны. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО) получили широкое распространение работы по проектированию и внедрению автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения на различных объектах, создавались новые средства и способы тушения пожаров, началась активная работа по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность пожарной охраны.
К началу 80-х годов пожарная охрана Советского Союза практически преобразовалась в инженерную службу, в составе которой находилось около 200 тыс. человек личного состава, более 150 тыс. военизированных сотрудников и около 30 тыс. пожарных автомобилей различного назначения.
1 ноября 1985 г. был введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны.
Чернобыльская катастрофа, другие крупные пожары и аварии, приведшие к многочисленным жертвам и огромным материальным потерям, выдвинули на первый план задачу по координации и взаимодействию всех специальных служб к действиям в экстремальных условиях. Приказом МВД СССР в 1989 г. создано 8 «Региональных специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД России по проведению аварийно-спасательных работ», основными задачами которых стало: участие в тушении крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В республиканских и областных центрах созданы специализированные части с аналогичными задачами.
В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны были переданы на места в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.
В 1993 г. Совет Министров Российской Федерации постановлением № 849 преобразовал СПАСР МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС поставлен ряд принципиально новых задач, в т.ч. разработка государственных мер нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности, разработка единой научно-технической политики, координация противопожарной деятельности министерств и ведомств.
21 декабря 1994 г. президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Отныне проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. По закону — это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.
30 апреля 1999 года Указом Президента установлен профессиональный праздник пожарных «День пожарной охраны».
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России) и включена в ее состав с 1 января 2002 г.
Указанное состояние в области пожарной безопасности стало следствием несовершенства нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, накопившихся проблем в техническом оснащении подразделений пожарной охраны, организации ее работы, развала жилищно-коммунального хозяйства, незанятости населения в экономике, обострения социальных проблем. Следствием этого стало то, что более 70% людей погибает при пожарах в жилье по причине пьянства, игнорирования элементарных правил пожарной безопасности.

В настоящее время пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:
. Государственная противопожарная служба;
. Муниципальная пожарная охрана;
. Ведомственная пожарная охрана;
. Частная пожарная охрана;
. Добровольная пожарная охрана.

В настоящее время общая численность подразделений ГПС составляет около 260 тыс. чел. (из них 154,5 тыс. чел. рядового и начальствующего состава и 105,5 тыс. чел. гражданского персонала).
Серьезным шагом вперед стал принятый в июле 2008 года Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Появился основополагающий закон, который урегулировал тысячи норм и правил, регламентирующих сферу пожарной безопасности.

В целях реализации плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007—2010 гг., замысла реформирования войск гражданской обороны проводится большая работа по формированию организационной структуры федеральной противопожарной службы с учетом расширения ее функций, которая позволит оптимизировать эффективность системы обеспечения пожарной безопасности в сложившихся социально-экономических условиях.
Также Принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», который определил правовое поле для организации договорных подразделений федеральной противопожарной службы.
Постановлением Правительства от 29 декабря 2007 г. № 972 была утверждена Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», которая направлена на то, чтобы все наше общество, все уровни государственной власти были задействованы в реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарные автомобили являются основными средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение боевых действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей. На начало 2009 г. производство пожарных автомобилей осуществляется на 17 предприятиях в различных регионах России. Освоено более 80 моделей пожарных автомобилей согласно действующему типажу. В 2008 г. было произведено около 1600 единиц пожарной техники. Всего на вооружении подразделений ФПС МЧС России находится более 15 700 единиц основных и специальных пожарных автомобилей, что составляет около 82% их штатной положенности.
В настоящий период МЧС России с участием ФГУ ВНИИПО и предприятий-изготовителей пожарной техники в рамках единого тематического плана НИОКР ведут активные работы по созданию в перспективе нового комплекса мобильной пожарной техники: пожарно-спасательного автомобиля для Севера, высокоманевренного оперативного транспортного средства для экстренных пожарно-спасательных работ, модульного мобильного комплекса для сбора и утилизации различных опасных веществ, модульной установки для получения и подачи газонаполненной пены, пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением для работ в туннелях.
По-прежнему значительная работа проводится МЧС России в области профилактики пожаров. Известный тезис о том, что «пожар легче предупредить, чем потушить» реализуется в серьезной и разнообразной работе министерства в области пропаганды пожарно-технических знаний и обучения населения мерам пожарной безопасности.

В связи с реализацией задач по разработке и внедрению новых форм и методов воздействия на оперативную обстановку с пожарами в стране МЧС России большое внимание уделяется развитию пожарной науки. Приказами МЧС России в 2003 г. принята Концепция развития Федерального Государственного Учреждения «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России и в 2007 г. Программа развития научно-технической базы ФГУ ВНИИПО МЧС России на 2008- 2010 гг. C 2002 года штатная численность ФГУ ВНИИПО МЧС России увеличена на 87 ед. и в настоящее время составляет 1160 чел. С 2002 года объем финансирования ФГУ ВНИИПО МЧС России по статьям развития материально-технической базы увеличился более чем в 2,5 раза.
Следует отметить, что, несмотря на значительные успехи, достигнутые МЧС в области предупреждения и тушения пожаров, результаты этой работы пока еще не могут полностью удовлетворять потребностям сегодняшнего дня. Неутешительная статистика количества пожаров и гибели людей, при всей ее динамике к снижению этих показателей, по сравнению с ведущими странами мира остается очень серьезным негативным фактором, характеризующим общее состояние решения социальных и экономических проблем в стране.
Безусловно, одними только структурными реформами решить эту проблему невозможно. Здесь необходим целый комплекс мер, направленный на совершенствование всей системы обеспечения пожарной безопасности в целом. И это связано не только с развитием пожарной охраны, улучшением ее технического обеспечения, совершенствованием подготовки кадров, социальным обеспечением сотрудников пожарной охраны и т.д. Проблема эта гораздо шире, и основа ее решения состоит в осознании государством приоритетности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья своих граждан, сохранностью их имущества — именно тех вопросов, которые, в силу своего назначения, призвано решать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

За предоставленную информацию благодарим Центр подготовки презентационных материалов ФГУ ВНИИПО МЧС РФ.