Курсовая работа: Методы обучения в современной школе. Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова

Педагогический факультет

Кафедра ТиМДиППП

Методы обучения в современной школе

Курсовая работа по педагогике

Выполнила: ст-ка гр. ПиП-12

Проверил: преподаватель

______________________

Караганда 2009г.


Введение

1.1 Понятие о методе обучения

1.2 Классификации методов обучения

Глава 2. Характеристика методов обучения в современной школе

2.1 Традиционные методы обучения в школе

2.2 Игровые и развивающие методы обучения в современной школе

2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Заключение

Список литературы

Введение

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.

Актуальность. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения.

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".

Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" (Т. А. Ильина) вообще без участия учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. (8, 129)

В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Побудить ребенка учиться теперь должны были не розги, а заинтересованность в учебе и результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения. Таким образом, из эволюции методов обучения можно сделать три следующих вывода:

1. Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.

2. Вытекает из предыдущего; хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, составляющие систему.

Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы методов обучения;

Изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.

Глава 1. Теоретические основы методов обучения в современной школе

1.1 Понятие о методе обучения

метод обучение школа

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения - это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

Некие формы движения познавательной деятельности;

Какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

Контроль за процессом обучения;

Управление познавательной деятельностью учеников;

Раскрытие содержания знания в учебном заведении.

Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.

Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения - способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».

Логический подход к определению метода обучения был предложен еще в дореволюционные годы. Позднее в защиту этого подхода выступал МЛ. Данилов. Он был твердо уверен в том, что метод обучения - это «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками». Однако многие исследователи не согласны с этой точкой зрения, справедливо утверждая, что должны учитываться и психические процессы у детей разного возраста. Именно поэтому для успешного достижения результатов обучения так важно воздействовать на развитие психической деятельности. (19, 115)

В рамках этого вопроса интересна и точка зрения Е.И. Петровского, который подходил к определению содержания и сущности методов обучения с общефилософской точки зрения. Он предлагал различать в методах обучения две категории - форму и содержание. Исходя из этого исследователь представлял метод обучения как «форму содержания обучения, соответствующую ближайшей дидактической цели, которую в данный момент обучения ставит учитель перед собой и учащимися». (19, 120)

Романчук Ольга Ивановна

Учитель начальных классов

Средняя школа – гимназия № 12 г. Талдыкорган

Современные методы обучения в начальной школе.

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно – воспитательного процесса.

Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности, то есть метаметодом. Методы обучения состоят из приемов - отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;

Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.

Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.

Машинные: тест.

Методы стимулирования учебной деятельности

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Среди последних наиболее успешными с точки зрения решения названной задачи в начальной школе признаны методы проблемного изложения , частично - поисковый метод, метод исследования, проектный метод.

Рассмотрим более подробно данные методы обучения.

Метод проблемного изложения

Данный метод является переходным от исполнительской деятельности к творческой деятельности. В начальной школе ученики еще не могут самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Частично - поисковый (эвристический) метод обучения заключается в следующих характерных признаках

    Знания детям нужно добывать самостоятельно

    Учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств

    Ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, разрешают проблемные ситуации, проводят анализ, сравнение, обобщение, приходят к выводу, в результате данной работы у учеников формируются осознанные прочные знания. Частично - поисковый метод получил свое название потому, что ученики не всегда самостоятельно решают сложную учебную проблему от начала и до конца Исходя из этого учебная деятельность развивается по схеме - ученики - учитель - ученики и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть ученики добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Исследовательский метод обучения выражается в следующих характерных признаках

    Учитель вместе с учениками формирует проблему, решению которой посвящается отрезок учебного времени

    Знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их процессе исследования проблем сравнения различных вариантов полученных ответов.

    Деятельность учителя сводится к опративному управлению процессом решения проблемных задач.

    Обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Этот метод предусматривает творческое усвоение знаний.

Метод проектной деятельности

Основными достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учеников и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретение ими опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.

Одними из новых являются активные методы обучения.

К активным методам обучения относятся:

    проблемные ситуации,

    обучение через деятельность,

    групповая и парная работа,

    деловые игры, драматизация,

    театрализация, творческая игра «Диалог»,

    «Мозговой штурм», «Круглый стол»,

    дискуссия,

    метод проектов,

    методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога,

    метод эвристических вопросов,

    игровое проектирование,

    имитационный тренинг,

    организационно-деловые игры (ОДИ),

    организационно-мыслительные игры (ОМИ),

    дискуссия, синектика и другие.

А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что - либо усвоить.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Современная дидактика стоит перед проблемой гуманизации обучения, принципиальным переосмыслением роли учителя и учащихся в учебно – воспитательном процессе, перед необходимостью создания условий для организации учебного сотрудничества во взаимодействии педагог - учащийся. Учебное сотрудничество может сложиться при определенной организации обучения, когда постановка учебных задач требует поиска новых способов действий.Невозможность действовать по готовому образцу создает потребность взаимодействовать со взрослыми.

Вступая в новые отношения с учителем и друг с другом, дети постепенно становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение - умение самостоятельно учится. Кроме того, их отличает хорошая ориентировка в ситуациях, требующих новых способов действий, умение дискутировать, рассуждать, доказывать, наличие творческой, критической, самостоятельной мысли, проявление личностных черт, убеждений и позиций. Работа в малых группах, парах, оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации и произвольного принятия учебной задачи в любой предметной области.

Использованная литература:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически/ Издание 2-е. - СПб.: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.

2. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru.

3. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. – М.: Издательство «Педагогика», 1986. – 240 с.

4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2005. – 474 с

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения - это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

Некие формы движения познавательной деятельности;

Какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

Контроль за процессом обучения;

Управление познавательной деятельностью учеников;

Раскрытие содержания знания в учебном заведении.

Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.

Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения - способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».


Метод обучения зависит:

1) от цели урока. Например, учащимся 5 класса необходимо усвоить спряжение глаголов. В этом случае ни беседа, ни связное повторение не поможет ученикам их закрепить. В этом случае самым действенным методом будет самостоятельная работа учеников, допустим, выполнение упражнений;

2) от этапа урока. Так, на начальном этапе - в период объяснения нового материала - используется метод беседы или сведения, данные в новой теме, предлагаются для домашнего закрепления. Следовательно, на занятии ученики уже будут понимать, о чем идет речь. Чтобы закрепить материал, предлагается выполнить ряд упражнений дома, вспомнить пройденное ранее. Помогает и беседа учителя с учениками;

3) от содержания обучения. Каждый предмет обладает своими специфическими особенностями, соответственно, для его освоения требуется определенный метод. Например, при изучении физики и химии ученикам предлагается сделать ряд лабораторных работ. Благодаря этому они могут закрепить и применить полученные теоретические знания; 4) от психических особенностей и возможностей учеников. У учеников старшего и младшего возраста они будут различными. Маленькие дети очень быстро устают делать одно и то же долгое время, поэтому использовать один метод в работе с ними нецелесообразно. В этом случае лучше чередовать способы воздействия. Можно использовать метод игры, так как у младших школьников высока потребность в моторной деятельности. Но здесь учителю следует постоянно следить за тем, чтобы используемые методы отвечали целям обучения; 5) от местных условий. Здесь играют роль, как контингент детей, так и местные условия. Например, на уроках ботаники необходимо наглядно показать несколько видов растений. Это не составит трудностей сделать сельскому учителю, но у городского может вызвать некоторые затруднения. Если же нет возможности показать объясняемый материал на живом примере, следует воспользоваться другими средствами, например, сделать схемы или рисунки и показать их на доске;

6) от наличия учебных пособий. Огромную роль в выборе метода обучения играет наглядное пособие. Бывает, что без него новый материал объяснить просто невозможно. Так, например, изучая геометрические фигуры, можно изготовить плоские и объемные модели, включить в урок просмотр кинофильма или фотографий;

7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается с трудом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемлемый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие, в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.

Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю.К. Бабанского. Размышляя над проблемой методов обучения в своей книге «Выбор методов обучения в средней школе», он сказал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно-регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы ».

Современные методы обучения в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

Мицуля Елена Андреевна.

Введение ………………………………………………………….…..……

    Классификация методов обучения ……………………..………………….…..…..……………...

      Понятие о методе обучения и их классификации….…….….…..

      Классификация средств обучения ……………………………….

1.3. Классификация методов обучения по характеру

познавательной деятельности……...…….……………………...

    Практическое применение методов обучения по характеру познавательной деятельности на уроках в начальных классах ……………..……………………..…………………………...

    Заключение ………………………...……………………….…….….

Введение

«Метод обучения должен быть возведен в искусство.

Его надо поставить на столь твердые основы,

чтобы обучение наверняка шло вперед

и не обманывалось бы в своих результатах…»

Я.А. Коменский

Переход на новые учебники в школах особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования - противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

С изменением методов изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем - «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной или педагогической. Характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения - «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения во взаимодействии с современными методами обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов и методов к образованию младшего школьника.

Объект исследования - ребенок и учебный процесс.

Предмет исследования - современные методы обучения в начальной школе.

Цель работы – исследовать методы обучения в современной школе в начальных классах обучения.

Задачи:

    рассмотреть теоретические основы методов обучения;

    изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе;

    рассмотреть их применение на уроках;

1.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

1.1Понятие о методе обучения и их классификация

Методы обучения (греч.«путь к чему-либо») – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач, является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

    от цели урока;

    от этапа урока;

    от наличия учебных пособий;

    от личности учителя;

Функции методов, приемов и средств обучения:

    Обучающая;

    Мотивационная;

    Развивающая;

    Воспитательная;

    Организационная

    Классификация методов обучения:

    • ПРИЗНАК

      МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

      Н.М.Верзилин,

      Е.Я.Голант,

      Е.И.Петровский,

      Д.О.Лордкипанидзе

      источнику получения знаний

      словесные;

      наглядные;

      практические.

      М.А.Данилов,

      Б.П.Есипов

      дидактическим

      методы сообщения новых знаний;

      методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

      методы проверки и оценки ЗУН.

      И.Я.Лернер,

      М.Н.Скаткин

      характеру познавательной деятельности

      объяснительно-иллюстративный;

      репродуктивный;

      проблемное изложение;

      частично-поисковый;

      исследовательский.

      Ю.К.Бабанский

      на основе целостного подхода

      к процессу обучения

      методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

      методы стимулирования и мотивации учения;

      методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

      М.И.Махмутов

      сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося

      методы преподавателя;

      методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).

  • Классификация по источнику получения знаний.

    Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

    «+»

    Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.

    Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками.

    «–»

    Факты и представления даются в готовом виде.

    Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.

    Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.

    РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.

    Ведущая функция обучающая.

    Сопутствующие функции : развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

    Педагогические требования:

    Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:

    С целью изложения нового материала.

    С целью обобщения.

    С целью закрепления материала.

    С целью подготовки к восприятию материала.

    Быть эмоциональнее.

    Иметь четкую логику изложений.

    Излагаться простым и доступным языком.

    Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.

    Занимать 10-15 минут.

    Необходимо учитывать структуру:

  • Развитие событий.

    Кульминационный момент.

    Финальная часть.

    Широкое использование наглядности.

    БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.

    Ведущая функция побуждающая.

    Педагогические требования:

    Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

    В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.

    Вопросы не должны содержать ответа.

    Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.

    Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.

    Не ставить длинные или двойные вопросы.

    Не должно быть «подсказывающих» вопросов.

    Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.

    «+»:

    Активизирует деятельность ученика на уроке.

    Развивает память и речь.

    Помогает контролировать знания учащихся.

    Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.

    ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.

    Ведущая функция побуждающая.

    Педагогические требования:

    Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:

    Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.

    Последовательное изложение материала.

    Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):

    Элементы беседы.

    Показ приемов работы, порядка действий.

    Проверка качества усвоения материала.

    ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.

    ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

    РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

    Конспектирование.

    Составление плана текста.

    Тезирование.

    Цитирование.

    Аннотирование.

    Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).

    Составление базовых понятий по теме, разделу.

    Сущность метода : овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.

    Педагогические требования:

    Отбирать посильный для учащихся труд.

    Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.

    Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.

    Работа с учебником не должна занимать в начальной школе 10-15 минут.

    Факторы, определяющие эффективность:

    Умение выделять главное в изучаемом материале.

    Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.

    «–»:

    Малоэкономичен, большие затраты времени.

    Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.

    Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.

    ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.

    Наглядные методы обучения :

    способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

    Цель:

    Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.

    Развитие наблюдательности.

    Изучение конкретных свойств предметов.

    Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.

    В начальных классах применяется наглядность :

    Естественная (гербарий,минеральные камни).

    Рисунковая.

    Объемная.

    Звуковая (аудиозаписи).

    Графическая

    НАБЛЮДЕНИЕ:

    Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.

    Наблюдение в классе.

    Задачи:

    Развить интерес к окружающей жизни.

    Научить анализировать природные и социальные явления.

    Педагогические требования:

    Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).

    Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.

    Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).

    ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.

    Педагогические требования:

    Наглядность применять в меру.

    Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.

    Должна соответствовать возрасту.

    Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.

    Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.

    В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.

    При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.

    Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.

    ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.

    Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.

  1. ВИДЕОМЕТ ОД

    Практические методы обучения .

    Назначение: формирование умений и навыков.

    УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

    Устные : способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

    Письменные : закрепление знаний, их применение.

    Графические : помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.

    Учебно-трудовые : обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.

    В зависимости от учащихся:

    Воспроизводящие .

    Тренировочные .

    Творческие .

    Педагогические требования:

    Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.

    Знание правил выполнения действий.

    Системность проведения упражнения.

    Учет достигнутых результатов.

    Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.

    Могут проводиться:

    В иллюстративном плане : учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.

    б)В исследовательском плане : ученики сами на основании метода приходят к новым методам

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

    В начальной школе игры по правилам.

    Функции:

    Активизирует познавательные процессы.

    Воспитывает интерес и внимание детей.

    Развивает способности.

    Учит действовать детей по правилам.

    Закрепляет знания и умения.

    Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации.

    Элементы дидактической игры:

    Игровая ситуация.

    Упражнение.

    Компоненты дидактической игры:

    Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.

    Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.

    Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.

    Контрольно-оценочный:

    стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.

    Понятие «средства обучения» :

    В широком смысле : все то, что способствует достижению целей образования (методы, формы, содержание).

    В узком смысле : учебные и наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.

  1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  2. Дидактическое обеспечение:

    • Диски с записями.

      Кассеты с записями.

    Дидактическое обеспечение:

      Диафильмы.

    • Диапозитивы.

      Записи на дисках.

    Дидактическое обеспечение:

      Компьютерные установки.

      Кинофильмы.

      Видеофильмы.

      Телепередачи.

      Записи на дисках.

      Лингафонные кабинеты.

    Устройства:

      Кинопроектор.

      Видеокамера.

      Телевизор.

      Мультимедийные проекторы.

    Устройства:

      Магнитофон.

    • Компьютер.

      Музыкальный центр.

      Радиоприемник.

    Устройства:

      Диапроекторы.

      Слайдопроекторы.

      Графопроекторы.

      Компьютеры.

      Фотокамеры.

    Аудио

    (звуковые)

    Аудиовизуальные

    Визуальные (зрительные)

  3. 1.3 Классификация методов обучения по типу, характеру познавательной деятельности.

  4. ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД

    Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

    Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,- слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

    Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

  5. РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД

    Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы, работают по инструкции. Для повышения эффективности репродуктивного метода дидакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие самоконтроль (обратную связь). Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся. По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. Следовательно, при любом варианте сочетания этих двух методов первый принципиально предшествует второму.

    Заметную роль при осуществлении этого метода играет алгоритмизация , идею которой разработал Л. Н. Ланда. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

    Строго говоря, применение алгоритма предполагает использование обоих методов - информационно-рецептивного и репродуктивного: его сообщают, а затем ученик воспроизводит его предписания.

    Алгоритм как средство реализации обоих или одного из методов в ряде случаев весьма эффективен. Но сущность познавательной деятельности при его применении указанным образом не выходит за рамки деятельности, организуемой этими методами. Оба охарактеризованных метода отличаются тем, что они обогащают знания, навыки и умения учащихся, формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается другими методами. И первым из них является проблемное изложение

  6. МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

    В основе современного проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889–1960).

    Проблемное обучение (ПбО), рассматривается как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами.

    Ключевое понятие ПбО – учебная проблемная ситуация – означает психическое состояние мыслительного взаимодействия учеников, группы учащихся с проблемой под руководством преподавателя. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении.

    Учебная проблемная ситуация характеризуется:

    а) типом противоречия, выявляемого преподавателем совместно с учащимися;

    б) наличием известных способов решения подобных проблем;

    в) дефицитом новых данных или теоретических знаний;

    г) возможностями обучаемых при выполнении поставленного задания.

    Проблемные ситуации подразделяют по ряду оснований, таких, как область научных знаний, или дисциплина (математика, история, психология и т. д.); направленность на поиск нового (новые знания, способы действия, перенос известных знаний и способов действия в новые условия); уровень проблемности (в зависимости от остроты противоречий).

    Разделяют две тактики построения проблемной ситуации:

    а) «от знаний к проблеме». Движение к проблеме от предметного содержания знания («потребление» готовых достижений науки) недостаточно способствует выработке у студентов умений и навыков самостоятельного научного поиска;

    б) «от проблемы к знаниям». Движение от субъективного опыта аудитории, включаемого в логику решения научной проблемы, побуждая искать пути и средства ее решения, целенаправленно формирует активного субъекта познавательной деятельности.

  7. ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

    Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, назван частично-поисковым. Отдельные дидакты и методисты предлагают его называть эвристическим. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства, как и при других методах,- устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т. д., но способом, характерным для данного метода.

    Ученик же воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.

    В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем - сделать выводы из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т.д.

    Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.

    Третьим вариантом служит построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.

    Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги часто порознь, усилиями разных учеников. Каждый из шагов или большинство их требуют проявления каких-то черт творческой деятельности, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

  8. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

    Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.

    Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

    Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности

    Такую роль играют исследовательские задания по всем предметам.

    Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок (неделя, месяц).

    Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.

    Этими этапами являются:

    Наблюдение и изучение фактов и явлений;

    Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);

    Выдвижение гипотез;

    Построение плана исследования;

    Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями;

    Формулирование решения, объяснения;

    Проверка решения;

    Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний:

    Говоря об исследовательском методе, мы должны, разумеется, все время помнить, что это учебные исследования, т. е. предназначенные для усвоения уже известного обществу опыта, уже решенных проблем. Все задания этого рода должны быть доступны учащимся и вписываться в контекст программ. При исследовательском методе также применяются устное и печатное слово, средства наглядности, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты и их реальные и символические изображения, лабораторные работы, опыт и т. д.

    Учащихся необходимо учить так, чтобы они постепенно овладевали отдельными этапами научного познания, решения проблем, приобретали отдельные черты творческой деятельности. Этой цели служат уже описанные два других метода, предшествующие и сопровождающие собственно исследовательский метод. Они предшествуют ему, когда у учащихся еще нет опыта целостного решения проблем, они сопутствуют ему, когда необходимо приступить к усвоению опыта решения нового и сложного типа проблем или когда надо осветить проблему, самостоятельное решение которой учащимся недоступно.

  1. Практическое применение различных методов обучения на уроках в начальных классах.

    Урок математики в 1 классе.

    ТЕМА: ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (закрепление)

    ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний;

    Задачи:

    Развивать навык устного счета, речь, память, мобильость и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности

    Воспитывать интерес к математике, культуру общения, чувство взаимовыручки;

    Создать эмоциональный и психологический климат в классе, для восприятия учебного материала.

    МЕТОДЫ: частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение

    ХОД УРОКА:

    1.Организация класса.

    А) Психологический настрой под звуки фонограммы песни "Маленькая страна"

    Ребята, сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. А сейчас я хочу пригласить вас вместе с гостями в путешествие по стране "Мультипотамии" Вы ведь все очень любите мультфильмы. Ну как согласны?

    Но дверца в эту страну закрыта на необычный замок, шифр которого нам нужно отгадать.

    Давайте попробуем его открыть.

    2.УСТНЫЙ СЧЁТ

    А)открытие замка (решение примеров)

    1+1= 3+4= 8-2= 5+4= 3+7= 9-9=

    (шифр замка 2,7,6,9,10,0.)

    Б) ХАРАКТЕРИСТИКА ШИФРА ЗАМКА

    Н-р: 2 - обозначает два предмета, находится на втором месте в числовом ряду, меньше 3,но больше 1 и т.д.

    3.ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧИСЕЛ

    Давайте подставим к каждому из чисел 0 и посмотрим,что из этого получится

    (20,70,60,90,100)

    МОЛОДЦЫ, ВОТ И ОТКРЫТА ДВЕРЦА В СТРАНУ МУЛЬТИПОТАМИЮ!

    (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

    III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНЙ ТАБЛИЧНЫХ СЛУЧАЕВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

    В нашей удивительной стране нас встречают первыми девочка с голубыми волосами и Деревянный мальчик. Как же их зовут?

    Совершенно верно. Это Мальвина и Буратино .

    Мальвина решила научить Буратино решать примеры и написала ему их на листке. Буратино был очень любопытным мальчиком и решил посмотреть чем-же писала Мальвина. Он сунул нос прямо в чернильницу,а из неё выплеснулась клякса и залила все примеры.Давайте поможем Буратино решить примеры, пока Мальвина пошла в свой домик.

    Работать будем по вариантам

    1-й вариант увеличивает каждое из данных чисел на 3

    2-й вариант уменьшает каждое из чисел на 3

  2. Пока вы работаете я тихонечко посмотрю все ли пишут чистенько и аккуратно, не появился ли в нашем классе тоже любопытненький мальчик Буратино.

    Молодцы с работой справились хорошо! Надеюсь, нам с вами удалось помирить Мальвину и Буратино. Теперь он никогда не будет огорчать свою подругу.

    IV. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

    Ой, мы попали с вами в подводный мир в гости к Осьминогам .

    Осьминог-папа решил искупать своих осьминожек -деточек и поставил ванночку.

    Всего у папы Осьминога было 8 детей, 6 он уже искупал. Сколько осталось искупать деток папе Осьминогу?

    (ребята решают задачу в тетрадях) Решение: 8-6=2

    Ответ: осталось искупать 2 осьминожка.

    "Рядом жила тоже семья осьминогов, но у них было 10 деток - осьминожек. На сколько детей осьминожек больше во второй семье,чем в первой?"

    Решение: 10-8="

    Ответ: на 2 осьминожка больше чем в первой семье.

    Молодцы! Хорошо справились с заданиями от Осьминожек.

    Но можно ли эти задачи назвать обратными? Почему? Докажите.

    5. РАБОТА В ПАРАХ (СРАВНЕНИЕ ДЛИН ОТРЕЗКОВ

    (слышатся крики ме-ме-ме…!)

    -Кажется кто-то кричит! Наверное, кто-то попал в беду. Так и есть! Да это же козлёнок, но какой-то необычный. Очень грустный и глаза совсем не радостные. Может кто-нибудь из вас знает как он оказался в нашей Мультипотамии?Правильно он попал к нам из сказки"Алёнушка и братец Иванушка".Почему Иванушка превратился в козлёнка? Правильно,он не послушал свою сестричку Аленушку. А, вы, всегда слушаетесь старших?

    Молодцы! Видно дальним был путь Алёнушки и Иванушки раз он не смог потерпеть и выпил водицы из козлиного копытца.

    Какие единицы измерения длины вы знаете? (мм, см, м, км)

    Назовите самую маленькую единицу измерения, самую большую.

    Вот вам карточки, на которых начерчен отрезок, измерьте его,напишите сколько он сантиметров, сравните свой отрезок с отрезком соседа, Найдите сумму и разность ваших отрезков.

    (защита работ)

    VI. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИ Е КРУГЛЫХ ДЕСЯТКОВ.

    Кто же нам всё время вредит и мешает?

    Правильно это Баба-Яга, вот она проказница!

    Что же она натворила!? Своей волшебной метлой вымела числа в наших примерах:

    .+20 = 30 70 + …. = 90 10 + …. = 30 …. +20 =90

    30 - ….= 20 30 - …. =10 90 - …. = 70 90 - …. = 20

    (Решают в виде игры "Кто быстрее?" 1-ряд - первый столбик,2-й ряд второй столбик)

    Обиделась на нас Баба -Яга и улетела в свой лес, готовить свои пакости. Можно отравляться дальше.

    VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ

    А, вот и хитрец Кот в сапогах . Он многих обманул и для вас тоже приготовил хитрое задание. Нужно найти числа в словах:

    Сорока, семья, стол, стриж, пятница (40, 7, 100,3, 5,)

    Молодцы, ребята! Не удалось вас запутать Коту в сапогах!

    8. Игра "Найди ошибки"

    Чья это удивительная машина? Конечно же Гномика из мультфильма Белоснежка и семь гномов"

    СТАРЫЙ ГНОМ, В ПОДАРОК СЫНУ

    СДЕЛАЛ СЧЁТНУЮ МАШИНУ.

    К СОЖАЛЕНИЮ, ОНА

    НЕДОСТАТОЧНО ТОЧНА.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕД ВАМИ

    БЫСТРО ВСЁ ИСПРАВИМ САМИ!

    0 + 8 + 2 = 10 6 + 4 + 1 = 12 15 - 2 - 3 = 8 7 - 3 - 2 = 4

    Гномик очень рад, что вы помогли ему исправить ошибки счётной машины и дарит вам по изумрудику из своего ларца.

    Посмотрите внимателно,какую форму имеют ваши изумрудики?

    (Повторяем геометрические фигуры)

    Поверните изумрудики обратной стороной. Что вы видите? (Мордочки)

    А теперь наш урок подходит к концу.

    Нарисуйте ротики, если вам понравилось наше путешествие, то улыбающийся ротик, если не понравилось путешествие, то прямой ротик.

  3. Урок: русского языка

    Класс: З

    Тема: Личные местоимения.

    Цели: закрепить знания учащихся о местоимении.

    Задачи:

    Формировать умение различать личные местоимения в тексте,

    Развивать умение наблюдать, сравнивать,

    Воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.

    Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно- диалогический.

    Ход урока

    Урок начинается при входе в класс. "Входной билет" - назвать личное местоимение.

    1. Введение в урок.

    Ребята, начнём урок русского языка.

    Что вы от него ждёте?

    Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

    А все ли смогли пройти на урок? Значит, вы сумели получить входной билет. Молодцы!

    Проверим, как вы готовы к уроку.

    Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой?

    Всё, что надо, под рукой.

    2. Проверка домашнего задания.

    Самоконтроль.

    1. Сравни свою работу с образцом.

    2. Найди ошибки и исправь их.

    3. Дай качественную оценку своей работе.

    Ученики получают карточки.

    Я - 1 лицо, ед.число.

    Оно - 3 лицо, ед. число.

    Ты - 2 лицо, ед. число.

    Что было трудным при выполнении домашнего задания?

    3. Минутка чистописания.

    Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки.

    В лесу живёт,

    Бурый цвет ему идёт. (медведь)

    Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный непарный по звонкости-глухости.

  4. - (Д) Мы будем писать буквы Е и М. Буква Е находится в группе существительных - в лесу, цвет. Буква М находится в местоимении, она обозначает согласный звонкий непарный звук.

    (Ее Мм Ем Ме медведь)

    Вспомните, как пишется слово медведь. (Мёдом ведает.)

    Где водится бурый медведь?

    4. Актуализация знаний.

    Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.)

    Как избежать повтора слов?

    Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова?

    А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями?

    5. Повторение изученного о местоимении.

    Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.

    Что такое местоимение?

    Назовите личные местоимения.

    Мы с вами знаем тему сегодняшнего урока. А какую же цель мы поставим перед собой?

    (На доске запись: повторить (личные местоимения)

    учиться (находить личные местоимения в тексте)

    определять (слова, на которые указывают местоимения)

    Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу личных местоимений.

    Единственное число Множественное число

    1-е лицо я мы

    2-е лицо ты вы

    3-е лицо он, она, оно они

    Прочитайте вопросы.

    Сейчас, используя эту таблицу, мы вспомним правила написания писем.

    Какими местоимениями ты пользуешься, когда пишешь письма?

    -(Д) Когда я писала письмо в клуб "Ровесник", я использовала местоимения "вы" и "ты". К Тамаре Николаевне я обращалась "Вы", потому что она взрослый человек, а к Маше, Мише и Косте - "ты", потому что они мои ровесники.

    А на что указывает местоимение "оно"?

    - (Д) Местоимение "оно" указывает на предмет среднего рода, о котором идёт речь. На небе появилось солнышко. Оно ярко светит.

    А о ком ты составила предложение?

    В каких случаях мы используем местоимение "они"?

    - (Д) Местоимение "они" мы используем, когда говорим о нескольких предметах. На дереве висели яблоки. Они уже созрели.

    6. Физминутка.

    Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

    Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

    Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

    Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).

    7. Тренировочные упражнения.

    Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки.

    На кого указывает местоимение "я"? ("ты", "мы")

    Поработаем с текстом. Прочитайте отрывок из текста.

    "Ника был вовсе не маленький мальчик. Он даже в школу ходил. Но он не мог сам одеваться. Его одевали папа с мамой. А раздеваться Ника почему-то мог. Папа с мамой бывало ему говорят: "Ведь ты сам разделся. Теперь сам попробуй одеться". А он машет руками: "Я не могу, я не умею:" Папа с мамой его убеждают: "Мы не можем одевать тебя всю жизнь!" А он ногами стучит, согласиться не хочет: "Вы же мои родители!" Так они Нику и не уговорили самого одеваться. И зря: Вот что вышло:"

    Много ли в тексе личных местоимений? Понимаете, на кого указывает каждое из них? Прочитайте только те предложения, где местоимения указывают на родителей Ники.

    Сколько, людей участвуют в разговоре? Назовите их. Найдите те местоимения, которые указывают на то, что людей несколько.

    Каким местоимением пользуется Ника, когда говорит сам о себе?

    Каким местоимением пользуются родители, когда говорят сами о себе?

    Каким местоимением пользуются родители, когда обращаются к Нике?

    А каким, пользуется Ника, когда обращается к родителям?

    8. Самостоятельная работа .

    Постарайтесь записать текст правильно. Найдите в тексте личные местоимения и выпишите их со словами, на которые они указывают.

    1) Лопух интересно размножается. Его плоды крепко держатся за одежду человека. Они крепятся к ней с помощью колючек.

    2) Лопух - лекарственное растение. С его помощью легко снимается боль. в нём очень много витаминов.

    Ещё природа не проснулась,

    Но сквозь редеющего сна

    Весну прослышала она

    И ей невольно улыбнулась.

    (В карточках для слабых учащихся подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.)

    9. Итог урока.

    Вставьте на месте пропусков нужное местоимение. (Запись на доске.)

    Карандаш с бумагой взял,

    Нарисовал дорогу,

    На __ быка нарисовал,

    А рядом с ___корову.

    Сделал розовым быка,

    Оранжевой - дорогу.

    Потом над ___ облака

    Подрисовал немного.

    Какие слова вставили? Какой частью речи они являются? Назовите слова, на которые указывают местоимения. Какой частью речи они являются?

    10. Домашнее задание.

    1-ый уровень. Тетрадь для самостоятельной работы №1. № 32, с. 37.

    2-ой уровень. Найти в учебнике "Литературное чтение" и выписать 5 предложений с местоимениями. Указать лицо и число. Подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.

    3-ий уровень. Творческое задание. Написать фрагмент письма, используя местоимения.

    11. Рефлексия.

    Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, положите свой билет в зелёный конверт. Если при выполнении некоторых заданий вам потребовалась помощь - в жёлтый. Если пока ещё многие задания были для вас трудными - в красный.

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  6. Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы.

    Можно выделить несколько видов классификации методов обучения: классифицируют с точки зрения учебной деятельности, в соответствии с источниками знаний, согласно дидактическим задачам, также по степени самостоятельности учащихся, по способу организации познавательной деятельности учащихся. Существуют также своеобразные подходы к методам обучения в связи с их многообразием и возможным пополнением новых способов учебы.

    В зависимости от степени педагогического управления деятельностью учащихся принято различать методы учебной работы под управлением самого учителя и самостоятельных занятий учеников. Несмотря на самостоятельность учеников, все-таки происходит опосредованное управление их учебной деятельностью. Связано это, прежде всего с тем, что во время самостоятельной работы ученик опирается на сведения, полученные ранее, на указания учителя и т.д.

    Поэтому можно отметить, что проблема классификации методов обучения довольно сложна и до сих пор не разрешена окончательно.

    Но существует точка зрения, согласно которой каждый отдельный метод следует рассматривать как целостную и независимую структуру.

    В настоящее время в современных средне образовательных школах наряду со словесными, наглядными, практическими используют также такие методы обучения как дидактические игры, проблемные методы, программное и компьютерное обучение, дистанционное обучение.

    Но пользуясь современными методами, мы не должны забывать, что это просто инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели. Все «штучки», которые можно показать в использовании современных методах, учителя должны не забывать, что они прежде всего обучают детей и от содержания в применении стоит не отходить. А наоборот сделать содержание тем посредством методов более интересным и любопытным в обучении школьника.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.

    Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.

    Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.

    Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе //Начальная школа - 1998 - №4, стр. 28

    Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000

    Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1975.

    Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с

    Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование – 1994, №4.

    Савин Н. В. Педагогика. М., Просвещение, 1978.

    Размещено на http://www.a