Правоохранительная деятельность в рф и ее основные направления. Основные понятия, предмет и система дисциплины правоохранительные органы Направления правоохранительной деятельности в российской федерации

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои относительно самостоятельные задачи. Тем не менее все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.

Представляется возможным выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:

1) правосудие;

2) прокурорский надзор;

3) предварительное расследование уголовных дел;

4) оперативно-розыскная деятельность;

5) организационное обеспечение деятельности судов.

Правосудие в России осуществляется исключительно судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве. Именно суд в силу своего независимого, высокого статуса способен наиболее эффективно, беспристрастно и профессионально осуществлять эти задачи.

В большинстве учебной литературы в качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности рассматривается конституционный контроль. Однако, на наш взгляд, конституционный контроль охватывается понятием правосудия по следующим основаниям. В России функция конституционного контроля осуществляется судебным органом - Конституционным Судом Российской Федерации. Последний выступает в качестве одного из высших органов судебной власти России. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом правосудие является исключительной прерогативой судебной власти, суда. Судебная власть, являясь содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы - осуществления правосудия. Конституционный Суд РФ осуществляет правосудие путем разрешения конституционно-правовых споров о соответствии Конституции РФ различных нормативно-правовых актов по обращению заинтересованных государственных органов и должностных лиц, а также по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов на основании таких принципов как независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Сущность правосудия состоит в том, что оно выступает в качестве главного механизма в разрешении споров о праве. Главная же особенность деятельности Конституционного Суда РФ при осуществлении им правосудия состоит в том, что он решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.).

Таким образом, правосудие как главное направление правоохранительной деятельности реализуется всеми судами, входящими в судебную систему России.

Прокурорский надзор - это функция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Согласно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г.) прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации законов.

Предварительное расследование уголовных дел - это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом. Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается от имени государства решение по делу. Предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями различных правоохранительных органов - прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службы, органов службы судебных приставов.

Оперативно-розыскная деятельность согласно ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 указанного Закона).

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, арбитражных судов - на Высший Арбитражный Суд РФ. Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена - Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суд РФ осуществляется аппаратами этих судов. К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые возложены на органы Министерства юстиции РФ.

Помните, что "Основные направления правоохранительной деятельности" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Правоохранительные органы

Основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации

Выполнила:

Студентка 1 курса

Водолазова Ольга Сергеевна

Ростов-на-Дону 2016

Введение

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.

Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается на решении названных, хотя и весьма важных, но все же ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями, порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Глава 1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности

1 Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - совокупность однородно-обособившихся видов работ, выполняемые уполномоченными органами на основании закона, в порядке установленным законом, направленным на соблюдение прав и свобод человека, общества, государства.

К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

К сожалению, до настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как "правоохранительная деятельность".Любопытное объяснение этому факту дает проф. К.Ф.Гуценко. "Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не «устоялось».

Если юридическая наука и дальше будет такими темпами вырабатывать общий теоретический подход к самому понятию правоохранительной деятельности, то приемлемых научных результатов и разработок можно ожидать лишь к середине XXI в., когда минует период "младенчества" и "отрочества" и наступит период "зрелости".

Вряд ли правоохранительная практика располагает таким временем. Пока идут споры и дискуссии о том, что понимать под правоохранительной деятельностью и какие органы надо считать правоохранительными, криминальная ситуация превращается в реальный фактор, угрожающий национальной безопасности России.

В свете сказанного теоретический анализ понятия и содержания правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, перспектив и направлении ее совершенствования является не только актуальной научной, но и важнейшей социально-политической практической задачей. Имеющиеся научные разработки, выполненные в рамках теории права и государства, административного права, государственного управления, в той или иной мере касающиеся понятия и содержания правоохранительной деятельности, классификации правоохранительных органов, скорее порождают больше вопросов, чем дают на них корректные в научном отношении ответы. В настоящее время специальные исследования, посвященные этим вопросам немногочисленны. Характеристика правоохранительной деятельности дается, как правило, либо в учебной литературе, как уже говорилось, по теории государства и права при рассмотрении функций государства, либо в монографической литературе, посвященной проблеме функций государства.2

Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности.

А также развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, особенно по обеспечению безопасности.

В соответствии с редакцией ст. 1 Закона О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности, согласно ст. 2 этого Закона, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Кроме того, государством гарантируется защита и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами.

Диапазон деятельности большинства госорганов не ограничивается решением задач по осуществлению правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраной законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют сопряженно с основными функциями. Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких вопросов. Это те органы, которые существуют в основном или главным образом - для осуществления правоохранительной деятельности.

К правоохранительным органам без каких-либо пояснений отнесены законодателем налоговая полиция и таможенные органы.

Нет исчерпывающей формулировки понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" и в указах Президента РФ. Так, в Положении "О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью", утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 г., речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, используется, например, фраза "правоохранительная и иные сферы государственной деятельности". Словосочетания "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы" можно встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о "взаимодействии правоохранительных органов". Эти понятия применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность, главным образом, осуществления правоохранительной деятельности.

Само по себе понятие, выраженное в словосочетании "правоохранительная деятельность", еще, можно сказать, "не устоялось. Вокруг него продолжаются разные обсуждения. Как отмечалось, не способствует конкретизации данного понятия отсутствие четких установок в действующем законодательстве.

Как известно, среди различных ученых существуют различные определения понятия правоохранительной деятельности. Привычное и часто встречающееся - это деятельность правоохранительных органов, суда,прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и, в первую очередь, на борьбу с преступностью.

Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций. В целом правоохранительная деятельность многоаспектна.

Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества.

2 Признаки правоохранительной деятельности

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами.

Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. правоохранительный орган принуждение

Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д.

Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами,

а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее содержании, пока в законодательном порядке специально не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, уголовно-процессуальный Кодекс и некоторые другие.

В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются «личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, но прежде всего на правоохранительные. Это и составляет суть задач последних.

Глава 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих её

1 Функции правоохранительной деятельности

конституционный контроль;

правосудие;

организационное обеспечение деятельности судов;

прокурорский надзор;

выявление и расследование преступлений;

оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

Все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этой связи необходимо особо отметить, что важное место среди них занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т. д. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как и не решен вопрос о понятии правоохранительной деятельности.

С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам следует относить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды), органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которые призваны выявлять и расследовать преступления.

Среди них следственные аппараты органов прокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинских частей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторые другие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органы контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны РФ, должностные лица пограничных войск).

В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам.

Одни являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну команду с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Но их сторонники упускают из виду, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной права. Данное положение практически никто не оспаривает.

2 Общая характеристика органов, осуществляющих правоохранительную деятельность

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами. Пункт 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом: «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за Гражданскими и Военными судами и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики.

Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов федерального значения, суды автономных округов и областей, районные (городские) суды.

Суды субъектов Федерации - Конституционные или Уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по осуществлению правосудия и процессуальной формой функционирования. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается следующими позициями.

Судебная система определена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия. Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ.

Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, а также на основе законов субъектов РФ.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о судоустройстве все суды обладают достаточными организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции.

Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов нынешнего столетия. Именно в 1920 году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой модели правовой охраны Конституции используются термины: "западноевропейская", "европейская", "австрийская". Следует заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является "американская". Главный ее признак - выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции.

Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции - неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства. Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению

Наибольшее количество судов входит во второй блок, в соответствии со статьей 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним, наряду с Верховным Судом РФ, относятся Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские)суды.

К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке.

Арбитражный суд РФ.В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Арбитражным Судом РФ.

Прокуратура РФ. Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.

В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 "Судебная власть", является скорее результатом не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Глава 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ

Следует отметить, что функции правоохранительных органов необходимо отличать от основных направлений деятельности. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.

Из этого следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;

взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;

определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительной деятельности, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими нашими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения.

Заключение

Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы. Характер правоохранительной деятельности в силу широты и особенностей целей, задач и функций обусловливает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции - экономические, социально-культурные, экологические, финансовые, в области здравоохранения, а также таможенные, налоговые и ряд других. Не может быть государственного органа, который бы не был заинтересован в качественной правоохранительной деятельности и не способствовал ей, даже если его компетенция на первый взгляд далека от этого. Изложенное позволяет сделать несколько общих выводов, касающихся общетеоретической постановки проблемы правоохранительной деятельности.

Во-первых, в связи с коренными политическими и социальными преобразованиями, рыночной трансформации экономики, ранее сложившиеся в науке определения (понятия) правоохранительной деятельности сегодня не отражают как происходящие в правовой сфере изменения, так и сложноорганизованную природу самой структуры этой деятельности. Поэтому сегодня правоохранительная деятельность не вписывается в традиционные представления и приобретает новое адекватное его богатству и сложности социальное содержание и направленность.

Во-вторых, в ходе рассуждения о данной теме смогла предоставить более развернутое определение правоохранительной деятельности, где данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств и правонарушений.

А также предупреждение (профилактика) преступлений, где данные функции присущи государственным органам и общественным объединениям (организациям).

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, имеет высокую общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психологического климата.

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В Российской Федерации существует большая и развитая система правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества.

Список использованной литературы

Баскаков В. И. Прокурорский надзор: Учеб. - М.: БЕК, 2013 - 342с.

Божьев В. П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 С. 314с.

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С. 32

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - С. 45

Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. - М.: Спарк, 2013 - C. 14

Воронцова С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 440с.

Галков В. А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие. - Белгород, 2014 - 481с.

Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие.- Белгород, 2014 - С.21

Громов Н. А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2012 - 433с.

Громов Н. А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2012 - С.25

Введение

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие «правоохранительная деятельность». Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ.

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

Объектом исследования является общественные отношения регулируемые нормами российского законодательства складывающееся в процессе осуществления правоохранительной деятельности на территории Российской Федерации.

Предметом исследования является правовой режим функционирования правоохранительной деятельности.

Целью исследования является рассмотрение правоохранительной деятельности и уяснение ее роли в правотворческом процессе.

Задачами исследования являются:

1) рассмотрения понятие и основных направлений правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

2) рассмотрение роли правоохранительных органов в правотворческой деятельности.

Методологическую базу курсовой работы составляют общенаучные и специальные методы, такие как: теоретико-правовой, сравнительно-правовой, логико-теоретический, статистический, исторический, метод моделирования и другие, использование которых позволило систематизировать исследование и сделать объективные выводы.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, другие нормативные правовые акты.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

правоохранительный судебный контроль правосудие

Правоохранительной деятельность в Российской Федерации

Понятие и основные направления правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности - обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Результатом действия режима законности является правопорядок - общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

Реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

Осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

Установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

Реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

Ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы - правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

Обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры. Правоохранительные органы Российской Федерации. Поляков М.П., Федулов А.В. Учебное пособие / 4-е изд. - М.: 2009. -- С. 67

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Конституционный контроль;

Правосудие;

Организационное обеспечение деятельности судов;

Прокурорский надзор;

Выявление и расследование преступлений;

Оказание юридической помощи.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение "своих" результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголов­ных дел, материалов об административных правонарушениях; созда­ние условий для нормальной деятельности судов; выявление и ус­транение нарушений закона с помощью средств прокурорского ре­агирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкрет­ных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, возмож­ности пользоваться квалифицированной юридической помощью, осо­бенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственно­сти, а равно оказание других юридических услуг. Достижение таких результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и допол­няют друг друга. Ниже в соответствующих главах учебника будет дана подробная характеристика каждого (каждой) из них. Здесь необходимо особо отметить важное значение и роль первых двух направлений (функций) - конституционного контроля и право­судия. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судеб­ной властью.



Эта ветвь государственной власти, по идее, должна стать не­отъемлемым атрибутом правового государства, продвижение к ко­торому объявлено одной из основных целей переустройства рос­сийской государственности в ближайшем будущем. Такое государ­ство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влия­ния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.

Правосудие - функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе, подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по конкретному уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами с соблюдением требований закона, всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т.д. (более подробно понятии и содержании правосудия, его роли и месте в системе правоохранительных функций см. § 1 гл. IV учебника).

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация - это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.

Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине таких функций, центральном звенеих системы в целом и т.п.

3. Второстепенные и вспомогательные правоохранительные функции.

Правоохранительные функции - это основные направления воздействия на любые случаи нарушения прав и законных интересов физических мер в установленной законом форме.

Правоохранительные функции разделяют на:
- Главные

Второстепенные и вспомогательные.
Главные непосредственно связанные с борьбой с преступностью. К ним относятся:

1. профилактическая (т.е. предупреждение правонарушений, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность);
2. защитная (защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц);

3. охранная (охрана общественной безопасности, общественного порядка, собственности);
4. оперативно-розыскная;

5. расследования преступлений;
6. судебного рассмотрения дел;

7. рассмотрения дел об административных правонарушениях
8. исполнение приговоров, решений, определений и постановлений судов, постановлений органов дознания и досудебного следствия и прокуроров.

4. Понятие правоохранительного органа и его признаки.

Понятие, признаки и виды правоохранительных органов

Правоохранительным органом является учреждение, должностное или иное лицо, которое согласно закону уполномочено защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки правоохранительного органа:

– правовая регламентация его статуса и деятельности;

– выполнение стоящих перед ним задач (защищать и охранять права и законные интересы физических, юридических лиц, государства в целом, а также обеспечивать законность и правопорядок);

– наличие в его распоряжении предусмотренных законом прав, позволяющих решать стоящие перед ними задачи.

Правоохранительные органы подразделяют на две большие группы:

– государственные;

– негосударственные.

К государственным правоохранительным органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также Государственный комитет по контролю за наркотиками и психотропными средствами.

К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.

5. Система правоохранительных органов.

Система правоохранительных органов

Система правоохранительных органов – единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.

Систему правоохранительных органов образуют:

1) органы суда (суды): а) система конституционных судов РФ – возглавляется Конституционным судом РФ и включает в себя Конституционные(уставные) суды субъектов РФ; б) систе- ма судов общей юрисдикции – состоит из системы общих судов и системы военных судов. Возглавляется Верховным судом РФ (Военной коллегией Верховного суда) и структурно состоит из судов субъектов РФ (окружных, флотских судов), районных, городских (гарнизонных) судов и мировых судей; в) система арбитражных судов – состоит из арбитражных судов субъектов, арбитражных судов федеральных округов и Высшего арбитражного суда РФ;

2) иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из: органов прокуратуры; органов внутренних дел; федеральной службы безопасности; органов государственной охраны; органов государственной налоговой службы; таможенных органов; органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органов предварительного расследования; органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как: конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-разыскная функция; исполнение судебных решений; оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам; предупреждение преступлений и иных правонарушений.

6. Понятие предмета дисциплины "Правоохранительные органы Украины" и круг сведений, входящих в него.

С учетом этого,

7. Понятие учебной дисциплины "Правоохранительные органы Украины" и ее система.

Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», как и предмет любой другой дисциплины, определяется кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и определяется предмет рассматриваемой дисциплины.

В нее включаются: сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих судебную и правоохранительную деятельность, а равно иных, преимущественно общественных организациях и органах, призванных активно содействовать такого рода деятельности. Центральное место занимают сведения о построении этих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных функциях, направлениях и задачах деятельности, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание также фокусируется на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

С учетом этого, дисциплину «Судебные и правоохранительные органы Украины» можно определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия в условиях правового государства, а следовательно, и органов, призванных осуществлять его, в дисциплине значительное место отводится освещению понятия правосудия и его принципов, построения судебной системы, организации и основных функций судов общей юрисдикции всех их звеньев - районных или городских, областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда Украины.

Система дисциплины также охватывает темы, посвященные Министерству юстиции, прокуратуре. Министерству внутренних дел Украины, Конституционному Суду и арбитражным судам Украины. Она также включает в себя специальную тему об адвокатуре, которая призвана выполнять весьма важную функцию в связи с охраной прав и законных интересов прежде всего граждан, а также о товарищеских судах, наблюдательных комиссиях и др.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» - один из вводных предметов, дающих, как отмечалось выше, исходные сведения об органах и организациях, обеспечивающих осуществление судебной и правоохранительной деятельности во всех ее формах и проявлениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, получаемыми при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу таких дисциплин относится прежде всего «Конституционное право Украины», в рамках которого, наряду с освещением многих других проблем, дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции Украины и прежде всего положений, содержащихся в разделах VII и VIII Конституции Украины, специально посвященных правосудию и деятельности прокуратуры.

8. Взаимосвязь дисциплины с другими учебными дисциплинами.

дисциплину «Судебные и правоохранительные органы Украины» можно определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия в условиях правового государства, а следовательно, и органов, призванных осуществлять его, в дисциплине значительное место отводится освещению понятия правосудия и его принципов, построения судебной системы, организации и основных функций судов общей юрисдикции всех их звеньев - районных или городских, областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда Украины.

Система дисциплины также охватывает темы, посвященные Министерству юстиции, прокуратуре. Министерству внутренних дел Украины, Конституционному Суду и арбитражным судам Украины. Она также включает в себя специальную тему об адвокатуре, которая призвана выполнять весьма важную функцию в связи с охраной прав и законных интересов прежде всего граждан, а также о товарищеских судах, наблюдательных комиссиях и др.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» - один из вводных предметов, дающих, как отмечалось выше, исходные сведения об органах и организациях, обеспечивающих осуществление судебной и правоохранительной деятельности во всех ее формах и проявлениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, получаемыми при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу таких дисциплин относится прежде всего «Конституционное право Украины», в рамках которого, наряду с освещением многих других проблем, дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции Украины и прежде всего положений, содержащихся в разделах VII и VIII Конституции Украины, специально посвященных правосудию и деятельности прокуратуры.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с административным правом Украины, одной из задач которого является изучение закономерностей организации и функционирования органов государственного управления. Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции Украины, Министерство внутренних дел Украины и подчиненные им учреждения, осуществляют государственное управление. В связи с этим некоторые аспекты их организации и функции, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе «Административное право Украины». Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

Наиболее тесно дисциплина «Судебные и правоохранительные органы Украины» связана с дисциплиной «Уголовный процесс», основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности как судов общей юрисдикции так и тех правоохранительных органов, которые призваны раскрывать преступления, изобличать виновных в их совершении и определять меры правового воздействия на них или принимать решения об их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было неосновательным, а равно анализ отношений, которые возникают в процессе такой деятельности между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация судебных и правоохранительных органов в значительной мере зависит от того, как закон определяет содержание возложенной на них деятельности. И наоборот, содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т.е. от того, как, например, строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом - защитником обвиняемого и следователем.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом «Гражданский процесс», который также имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - об имущественных и некоторых неимущественных спорах. Это очень широкий круг дел, например, о выселении, лишении родительских прав, восстановлении на работе, взыскании невыплаченного долга, расторжении брака и др.

Не изолирована дисциплина «Судебные и правоохранительные органы Украины» и от таких юридических дисциплин, как «Теория государства и права» и «История государства и права Украины». Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении «Теории государства и права», «Истории государства и права Украины», а в значительной мере и «Истории государства и права зарубежных стран».


9. Характеристика источников учебной дисциплины "Правоохранительные органы Украины".

это письменные материалы, из которых с применением соответствующих методов получают знания о предмете курса. Источники бывают: руководящие (важнейшие политические документы, решения); юридические (законы, подзаконные акты, нормативные акты (индивидуальные и акты применения права) министерств и ведомств); и литературные (учебники, учебные пособия, сборники, монографии, статьи, иные публикации).

В рамках дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины» изучается совокупность законодательных актов, в которых регламентируются основы организации и деятельности суда, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, арбитража, а также адвокатуры и других общественных организаций, задачами которых является прежде всего содействие правоохранительной деятельности.

Основным среди них является Конституция Украины - акт, в котором решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни: зафиксированы основы общественного строя и политики, исходные начала взаимоотношений государства и личности, ее основные права, свободы и обязанности, государственное и территориальное устройство, структуру и порядок образования органов законодательной и исполнительной власти, их основные задачи, а также ряд других вопросов.

Для данной дисциплины особое значение имеют конституционные положения, содержащиеся в разделе VII и VIII Конституции, где решены вопросы структуры соответствующих органов, основы их взаимоотношений, порядок образования, а так же определены главные задачи. В этих же разделах сформулированы основные принципы построения ряда правоохранительных органов и отправления правосудия в нашей стране. Не меньшее значение для данной дисциплины имеют и положения других разделов Конституции Украины, в частности, раздел II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», где четко закреплены основные права, свободы и обязанности граждан Украины.

Предписания Конституции Украины - юридическая база для выработки и принятия всех других законодательных актов, в том числе актов по вопросам организации и деятельности как судебных так и правоохранительных органов.

К законам этой группы относятся Законы Украины (с соответствующими дополнениями и изменениями) «О судоустройстве Украины» от 5.06.81 г., «О статусе судей Украины» от 15.12.92 г., «Об органах судейского самоуправления» от 2.02.94 г., «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.93 г. и др. Эти законодательные акты регламентируют построение судебных органов, полномочия председателей судов и судей, других должностных лиц, их аттестацию, порядок применения дисциплинарной ответственности, их отзыв и досрочное освобождение, правовую защиту и др.

Вместе с тем упомянутыми законами не исчерпывается вся совокупность законодательства, имеющего отношения к организации судебных и правоохранительных органов. В дополнение к названным источникам можно привести другие законодательные акты, которые регламентируют организацию, основные функции и задачи органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, арбитража, службы безопасности, а также адвокатуры и других общественных организаций и их органов, призванных способствовать осуществлению правоохранительной деятельности.

Для общей характеристики законодательных источников дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины» важно знать, что по вопросам организации судебных и правоохранительных органов имеются следующие основополагающие акты:

Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.96 г.;

Закон Украины «О прокуратуре Украины» от 5.11.91 г.;

Закон Украины «Об арбитражном суде Украины» oт 4.06.91 г.;

Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г.;

Закон Украины «О Службе безопасности Украины» от 25.03.92 г.;

Закон Украины «О Национальной Гвардии Украины» от 4.11.91 г.;

Закон Украины «О Пограничных войсках Украины» от 4.11.91 г.;

Закон Украины «О нотариате» от 2.09.93 г.;

Закон Украины «О государственной таможне» от 18.12.91 г.;

Закон Украины «Об адвокатуре» от 19.12.92 г.;

- «Положение о Министерстве юстиции Украины», утвержденное распоряжением Президента Украины от 30.12.1997 г.

Имеются также акты, регулирующие организацию и основные функции не государственных общественных формирований - товарищеских судов, наблюдательных комиссий и т.д.

При характеристике источников, имеющих непосредственное отношение к изучаемой дисциплине, следует иметь в виду, что многие положения, закрепленные в законодательных актах, нередко уточняются и развиваются в предписаниях приказов, инструкций и указаний. Они могут издаваться руководителями правоохранительных министерств и ведомств, но только на основании закона и в строгом соответствии с ним.

Так, приказы, указания и инструкции Министерства внутренних дел Украины содержат предписания, касающиеся деятельности как центрального аппарата, так и многочисленных территориальных органов внутренних дел. Например, приказ МВД Украины № 469 от 2.09.94 г. объявил структуру аппарата МВД Украины, приказом МВД Украины № 235 от 1.10.91 г. утверждено Положение об отделе по контролю за дознанием МВД Украины; приказом № 474 от 1.08.93 г. создана ГСБЭП (Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями), а приказом МВД Украины № 745 от 25.11.92 г. предусмотрены необходимые меры по совершенствованию структуры и организации деятельности органов предварительного следствия в системе МВД Украины.

Издаваемые Генеральным прокурором Украины приказы, указания и предписания, обязательны для исполнения всеми органами прокуратуры. Так, например, приказом Генерального прокурора Украины № 2 от 4.04.92 г. предусмотрена организация работы с кадрами в органах прокуратуры Украины.

Большую роль играют также руководящие разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда Украины. Эти разъяснения оформляются в виде постановлений и содержат, как правило, предписания по вопросам надлежащего применения законодательства, в том числе того, которое регламентирует организацию и деятельность правоохранительных органов. Постановление Пленума Верховного Суда Украины, содержащее руководящие разъяснения, обязательно не только для нижестоящих судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

10. Понятие судебной власти.

Судебная власть в Украинереализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского,хозяйственного, административного, криминального, а также конституционногосудопроизводства. Судопроизводство осуществляется Конституционным СудомУкраины и судами общей юрисдикции. Юрисдикция судов распространяется на всеправоотношения, которые возникают в государстве. На сегодня основнымрегулятором судебной власти в Украине являются Конституция Украины и ЗаконУкраины «О судоустройстве Украины» от 02 февраля 2002 г., в которыхопределены правовые основы организации судебной власти и осуществлениеправосудия в Украине, система судов общей юрисдикции, основные требованияотносительно формирования корпуса профессиональных судей, система и порядокосуществления судейского самоуправления, а также общий порядок обеспечениядеятельности судов и регулирование других вопросов судоустройства.

В условиях становления Украины как демократического, правового, социального государства существенно повышается роль судебной власти. Функцию осуществления правосудия положено, согласно Конституции Украины (ст. 6), на суды, которые действуют независимо от законодательной власти. Никакой орган государственной власти, кроме судов, не имеет права брать на себя функцию и полномочия по осуществлению правосудия. Исключительно суды имеют право признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его криминальному наказанию. Суды защищают гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина (ст. 55). На повышение роли судов направлены впервые закрепленные в Конституции положения о том, что компетенция суда распространяется на все правоотношения, которые возникали в государстве. Судебная власть, как и другие ветви государственной власти, выполняет свои полномочия в установленных Конституцией границах и согласно законам Украины.

Целью правосудия является защита конституционного порядка, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Впервые в истории украинского конституционализма Основной Закон Украины 1996 года закрепил судебную власть как равноправную и самостоятельную в системе других ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной (ст. 6).

В статье 1 Закона Украины от 7 февраля 2002 г. « О судоустройстве Украины» установлено, что государственная власть в Украине осуществляется на началах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную и что органы судебной власти выполняют свои полномочия исключительно на основании, в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Это их исключительная функция, поскольку никакие другие органы не имеют права его реализовывать. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Те лица, которые незаконно взяли на себя выполнения функций суда, несут ответственность, которая предусмотрена законом. Осуществляя правосудие на началах верховенства права, суд обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

11. Место и роль судебной власти в системе органов

К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся:

  • - конституционный контроль;
  • - правосудие;
  • - прокурорский надзор;
  • - охрана общественного порядка;
  • - расследование преступлений;
  • - защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;
  • - правовая работа и некоторые другие.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.