Рекомендации по развитию интеллектуального потенциала региона. Экономический и интеллектуальный потенциал россии и его дифференциация по регионам

Главная > Документ

Е.В. МОЛИНА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Представлен анализ сущности понятия «интеллектуальный потенциал», приведена структура интеллектуального потенциала региона, исследованы методические подходы к его оценке, предложены механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона. Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальный потенциал, регион, воспроизводство, образование, оценка, индикаторы, методика Представлено аналіз сутності поняття "інтелектуальний потенціал", наведена структура інтелектуального потенціалу регіону, досліджені методичні підходи до його оцінки, запропоновані механізми керування інтелектуальним потенціалом регіону. Ключові слова : економіка знань, інтелектуальний потенціал, регіон, відтворення, освіта, оцінка, індикатори, методика The analysis of the intension of the term “intellectual potential”, the structure of the intellectual potential of a region are provided, the methodical approaches to its estimation are investigated, the mechanisms of management of a region’s intellectual potential are proposed. Key words: knowledge-driven economy, intellectual potential, region, reproduction, education, estimation, indicators, methods. В 1962 г. американский ученый Ф. Махлуп впервые ввел категорию «индустрия знаний», отнеся к ней сферу образования, научных исследований и разработок, связь, информационное машиностроение и информационную деятельность. А уже к концу XX в. произошел окончательный переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, или «экономике, основанной на знаниях» (knowledge-based economy). Это стало признанием того, что научные знания и специализированные уникальные навыки работников стали главным источником и ключевым условием развития материального и нематериального производства, специфическим и основным ресурсом новой экономики. Человеческий интеллект и порождаемые им знания превратились в реальную производительную силу, стали основой конкурентных преимуществ, интеллектуальной и национальной безопасности стран и регионов. В научной литературе прочное место начинают занимать такие понятия как интеллектуализация экономической деятельности, интеллектоемкость экономики и т.д. На практике ставятся задачи формирования, сохранения, эффективного использования и наращивания интеллектуального потенциала социально-экономических систем как основы развития, оценки уровня их интеллектуализации и способности адаптации к новым экономическим отношениям, выявления условий, обеспечивающих эти процессы или выступающих их тормозом, обостряется потребность формирования механизмов повышения интеллектуального потенциала социально-экономических систем. Всемирный банк проводит регулярные исследования и формирование рейтингов интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index ) и рейтингов использования научных достижений в реальной экономике (Knowledge Economy Index ). Однако подобные работы проводятся, как правило, на макро- и микроуровнях. При этом с ростом самостоятельности регионов и усилением их роли в формировании человеческого капитала, конкурентоспобности и устойчивого развития страны все более актуальными становятся вопросы содержания интеллектуального потенциала локальных территориальных образований, его структуры и функций, приоритетных направлений формирования и закономерностях развития. Поиск ответов на поставленные и является целью настоящей статьи. Переход к новой экономике отмечен появлением огромного количества научных трудов зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию интеллектуальных характеристик социально-экономических систем всех уровней (предприятий и организаций, территориальных образований – регионов, городов, стран), в которых получили развитие такие экономические категории как интеллектуальный потенциал, интеллектуальный ресурс, интеллектуальный капитал и т.д. Трактовка понятия интеллектуальный потенциал отличается широким разнообразием. В самом общем виде интеллектуальный потенциал (человека, общества) рассматривается как совокупность интеллектуальных качеств (интеллектуальных ресурсов), которая может быть использована системой для решения стоящих перед ней задач по самосохранению и развитию. По мнению российских ученых, интеллектуальный потенциал это:

    характеристика интеллектуальной сферы страны или региона и источник новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения; способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере; мера эффективности инновационной экономики, выражающаяся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития ; способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере .
С. И. Вовканич, представитель львовской научной школы, трактует данное понятие как возможность накапливать, создавать и использовать новые знания, проекты, идеи, модели и другую семантическую информацию (научно-техническую, экономическую, правовую и т.д.), которая может стать интеллектуальной собственностью Украины, способствовать её прогрессивной и международной интеграции как полноправного партнера . По мнению В. Петренко, интеллектуальный потенциал – это прогнозируемая интегральная способность личности или группы лиц (персонала организации, предприятия, населения территориальной громады, региона, страны, нации, человечества) к созданию новых духовных и материальных ценностей . Как видим, понятие «интеллектуальный потенциал» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В последнем случае его часто отождествляют либо с интеллектуальным потенциалом человека и условиями его воспроизводства, либо с интеллектуальным капиталом в получившей распространение трактовке Г.-С. Брукинга и, прежде всего, с его структурной составляющей (интеллектуальная собственность, организационные и рыночные активы). На фоне многообразия существующих толкований представляет практический интерес определение интеллектуального потенциала региона как системной совокупности образовательного, научного, инновационного и культурного потенциалов, исторически обусловленных экономическими, социальными, политическими, культурными и т.д. факторами развития региона . Данный подход позволяет выделить сферы и субъектов жизнедеятельности региона (рис.), которые непосредственно участвуют в воспроизводстве его интеллектуального потенциала и конкретизировать основные направления управления данным процессом

Рис. Структура интеллектуального потенциала региона

Очевидно, что к их числу необходимо отнести повышение эффективности и качества образовательного процесса, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития региона, трансформацию интеллектуального потенциала в инновационное развитие, организацию взаимодействия и партнерских отношений всех причастных субъектов. В основе интеллектуального потенциала региона находится интеллектуальный потенциал его населения. Формирование и развитие у населения ключевых компетенций как новая доктрина в содержании образования определяется интеллектуальным потенциалом высших учебных заведений региона. Институт образования играет судьбоносную роль в развитии современного общества. Благодаря образованию человек получает не только специализированные (научные) знания, но и повседневные (будничные), что способствует социализации личности. Как следует из анализа опыта работы наиболее успешных западных университетов, вузы должны стать современными научно-образовательными центрами предпринимательского типа, открытыми внешнему сообществу, способными осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов на основе интеграции образовательной деятельности с фундаментальными и прикладными исследованиями. Они должны удовлетворять потребности, как социума, так и образовательные потребности каждого человека на актуальном для него уровне (парадигма «образование в течение всей жизни»). Для отечественных вузов характерным является отсутствие связи системы образования с хозяйственным комплексом региона, дублирование большого перечня специальностей, на которые на рынке отсутствует спрос, снижение спроса на естественное и техническое образование, поддерживаемые вялотекущей реструктуризацией занятости . Переобучение и повышение квалификации кадров не является приоритетной задачей для абсолютного большинства руководителей предприятий. По новым профессиям в Одесской области в 2008 г. было обучено 5,4% работников промышленности, 3,7% – транспорта и связи. Потенциал образования в обеспечении инновационной деятельности реализуется весьма незначительно. Зарегистрированные патенты используются преимущественно непосредственно в вузах, и лишь небольшая их доля передается другим организациям в виде лицензионных договоров. При этом международный опыт свидетельствует, что целенаправленная политика в сфере образования является более эффективной, чем политика на рынке труда. Уменьшение носителей интеллектуального потенциала непосредственно уменьшает интеллектуально-ресурсный потенциал социально-экономической системы и результативность её функционирования. Поэтому уровень использования интеллектуального потенциала (интеллектопользования) необходимо считать её важной характеристикой, а обеспечение его надлежащего уровня − одной из главных задач органов управления. Первые оценки интеллектуального потенциала территориальных образований получили воплощение в расчетах накопленных населением лет образования, которые производились по методикам оценки человеческого капитала. Однако они являются малоинформативными и малопригодными для решения проблемы интеллектуализации экономики. В соответствии с методикой формирования общества знаний (К-общества), разработанной Департаментом экономического и социального развития ООН (UNDESA) , оценка интеллектуализации производится на основе измерения основных параметров формирования интеллектуального потенциала (средний срок обучения в школе, доля молодежи в населении, развитие информационных средств) с одновременной оценкой факторов, способствующих и тормозящих данный процесс. В числе первых: расходы на НИОКР, образование, охрану здоровья в структуре бюджета, затраты на оборону, количество учеников на одного учителя, свобода общества от коррупции. К факторам торможения отнесены: детская смертность, неравномерность распределения доходов, субсидии для защиты отдельных территорий, выбросы CO 2 на одного человека. Данная методика отличается от многих других тем, что включает оценку параметров качества жизни как необходимого условия развития интеллектуального потенциала. К настоящему моменту получили распространение авторские методики формирования интегрального индекса интеллектуального потенциала региона, опирающиеся на приведенную ниже или подобную систему частных индексов:

    индекс подготовки высшей школы (численность студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. человек населения); индекс уровня образования (состав занятого населения регионов по уровню образования); индекс подготовки научных кадров (численность аспирантов в расчете на 10 тыс. занятых); индекс масштабов занятости научными исследованиями (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике); индекс интенсивности научных исследований (доля внутренних текущих затрат на исследования и разработки в процентах к ВРП).
Сформированный на их основе интегральный индекс позволяет выделить среди регионов благополучные, потенциально благополучные и неблагополучные и разработать конкретный перечень мероприятий по развитию их интеллектуального потенциала. Конструктивным представляется подход, когда оценка интеллектуального потенциала производится в разрезе приоритетных видов деятельности, заложенных в стратегию социально-экономического развития региона. Это может быть аграрный сектор региона, транспорт, машиностроение и т.д. Более информативным является подход, когда показатели интеллектуализации экономики обособляются в 3 группы: входные показатели, показатели процесса интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД) и показатели результата (табл.). Считается, что эффективное управление формированием и развитием интеллектуального потенциала, возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики, и, в первую очередь, сферы образования и науки. . В России, например, одним из наиболее крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов стало создание сети федеральных университетов, стратегической миссией которых является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок .

Группировка исходных показателей интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД)

Показатели

потенциала ИЭД

Показатели процесса ИЭД

Показатели

результата ИЭД

1. Численность исследователей на 10000 занятых 6. Расходы на R&D (Research & Development, НИОКР) в ВРП (%) 8. Экспорт технологий
2. Число персональных компьютеров на 1000 человек населения
3. Численность пользователей Интернет на 1000 человек населения 9. Число патентных заявок на изобретения
4. Численность студентов на 1000 человек населения 7. Расходы на образование в ВРП (%) 10. Доля образования, здравоохранения, социальных услуг в ВРП (%)
5. Доля лиц с разными уровнями третичного образования в численности населения в возрасте 25-64 лет (%)
В работе таких университетов используются Форсайт технологии − систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. В данном случае эффективность формирования и использования интеллектуального потенциала региона повышается за счет:
    снижения неопределенности относительно направлений инновационного развития, подготовки специалистов по востребованным специальностям; организации более активных формы сотрудничества предприятий и университета, способных оказать позитивное влияние на качество интеллектуального потенциала; развития инновационных производств и формирования новых привлекательных рабочих мест, удержания высококвалифицированных работников и привлечения их из других регионов и т.д. .
Краткий обзор процессов интеллектуализации экономики регионов убеждает, что в условиях современной действительности формирование и эффективное использование интеллектуального потенциала региона, создание институциональных условий для его расширенного воспроизводства должно стать приоритетными направлениями региональной политики. Осуществляя целенаправленную политику по реструктуризации социально-экономического потенциала в направлении роста интеллектуального потенциала, регионы повышают свои адаптационные характеристики к требованиям новой экономики. Ключевая роль образовательного потенциала в структуре интеллектуального потенциала региона ставит задачу формирования в регионе института образования как многоосновного института, ориентированного на интеллектуализацию всех слоев населения. При этом эффективное воспроизводство интеллектуального потенциала региона обеспечивается решением двух групп задач: формирование общества знаний и инновационной модели экономики и повышение уровня и качества жизни населения, социализации экономики. Разработке программ и стратегий должна предшествовать разработка концепции развития интеллектуального потенциала региона как интеллектуальной модели – основы для разработки управленческих и политических технологий. Как следует из мирового опыта, в качестве эффективного инструмента управления социально-экономическим развитием, позволяющим вовлекать интеллектуальный потенциал региона в решение стратегически важных задач, а также принимать согласованные решения и осуществлять согласованные действия, выступает Форсайт технология.

Список использованной литературы

    Киршин И.А., Вашурина Е.В., Овчинников М.Н. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона. [Электронный ресурс] Режим доступа: /russian/depository/v13_i3/pdf/12r.pdf Программа развития Уральского федерального университета, 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: Вовканич С. Украінська национальна ідея та її інтелектуальне забеспечення//Український культурологічний центр [Электронный ресурс] Режим доступа: .ua/index.php?lang=u&material_id=14987 Петренко В.П. Управління процесами інтелектокористування в соціально-економічних системах // Наукова монографія – Івано-Франківськ: Нова Зоря, 2006. – 352 с. Максименко И. И. Управление интеллектуальным потенциалом региона: Автореф. дис….к-та экон. наук: 08.00.05. – Пермь., 2010. Моліна О.В. Соціально-економічний розвиток регіонів Українського Причорномор"я: теорія, методологія, практика: Монографія / За редакцією академіка НАН України Б.В. Буркинського.- Одеса: Інститут проблем ринку та економіко-екологічних досліджень НАН України, 2010. – 376 с. Моліна О.В. Підвищення конкурентоспроможності регіону на основі удосконалення відтворення його освітнього потенціалу / О.В. Моліна // Вісник соціально-економ. дослідж. / ОДЕУ. – О., 2010. – Вип. 40. – С. 365-372. Understanding Knowledge Societies. – New York: Department of Economic and Social Affairs of United Nations , 2005. – 178 p. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. М., 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: http :// mon . gov . ru . Рудской, А.И. Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации/ А.И.Рудской, А.И. Боровков, С.В.Романов// Материалы XI Всероссийская конференция ФИИТУ-2007 «Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах», 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: /FEA_news_962.html

Интеллектуальный потенциал

Упоминания об интеллектуальном потенциале России в литературе последнего времени встречаются все чаще. Видимо, это не случайно. Сложившаяся в стране проблемная ситуация, связанная с определением стратегии ее выхода из кризиса, естественным образом подводит к мысли о том, что в числе факторов развития интеллектуальный потенциал страны занимает далеко не последнее место.

Невозможно дать однозначного определения понятию «интеллектуального потенциала», ибо в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются различные виды интеллектуальной деятельности. Поэтому смысл и значение его как раз в том, что он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, когда никакой из них сам по себе вне связи с другими уже недостаточен для решения проблем, например, образование вне взаимосвязи с наукой и т.д. В итоге, все проявления интеллектуального потенциала естественно сопрягаются друг с другом.

Культурное наследие имеет фундаментальное значение и составляет основу духовного и интеллектуального потенциала страны. Это один из важнейших ресурсов, определяющих вектор дальнейшего социально-экономического и социально-культурного развития России.

Велика роль культурного наследия в образовательной и просветительской сфере. В осознании истории и культуры лежит важный аспект патриотической мотивации, нравственного воспитания подрастающих поколений, чувства любви к Родине, уважения к своей национальной культуре и культуре других народов. Историко-культурное наследие позволяет ощутить единство культурного пространства Российской Федерации и одновременно выявить самобытность каждого проживающего в ней народа. В современную эпоху именно бережное отношение к наследию и традициям позволит сохранить уникальность многонациональной культуры России.

В связи с этим в качестве важнейшей стратегической задачи по сохранению наследия, приобретают вопросы формирования историко-культурного каркаса страны, государственной поддержки разнообразных проявлений народной традиционной культуры, в том числе, народных художественных промыслов.

Потенциал историко-культурного наследия России огромен. Он предполагает духовно-нравственное, патриотическое воспитание россиян, развитие просветительской деятельности, краеведения, туризма.

Россия является крупнейшей мировой культурной державой. Неоспорима уникальность по количеству исторических культурных памятников. Их в России более 80 тысяч. Двадцать три объекта культурного наследия включены в список ЮНЕСКО. В России насчитывается более полутора тысяч государственных и муниципальных музеев, но есть еще множество ведомственных, школьных и частных. Более 140 уникальных музеев-заповедников и музеев-усадеб не только хранят память о событиях, людях, традициях исторических мест, но и сохраняют облик исторических ландшафтов.

Нельзя не сказать об огромном богатстве и разнообразии нематериального культурного наследия: о фольклоре, о народных и художественных промыслах, бытовых традициях наших народов.

Следует отметить, что к настоящему времени в России выставлена вертикаль государственного управления охраны культурного наследия. Есть базовый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Историческое наследие России известно и почитаемо во всем мире. Однако в XXI веке оно подвергается недопустимым рискам и опасностям. Каждый год теряется около десяти тысяч памятников культуры - природно-архитектурных, художественных, памятников «охраняемых» и даже из числа музейных экспонатов. А ведь это духовное достояние России, культурное наследие, без которого не может жить ни один народ. Поэтому надо решать срочно и кардинально вопрос об увеличении финансирования культуры .

Что касается образования, здесь в очередной раз необходимо отметить наличие в России глубочайшей региональной дифференциации. Образовательный потенциал регионов различаются в разы (значение итогового показателя в Москве 90.20, в то время как в республике Ингушетии - 35.61). Учитывая взаимосвязь уровня образования и социально-экономического развития регионов, можно сказать, что регионы-аутсайдеры изначально обречены на отставание в развитии.

Очевидно, наличие в регионах вузов способствует повышению количества молодежи, получающей высшее образование, так как уровень удовлетворения запроса граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания. Прежде всего, это связано с финансовой стороной вопроса. Далеко не каждый житель региона способен обеспечить своему ребенку получение высшего образования, особенно если это связано с переездами в другие населенные пункты (очевидно, что чем дальше от дома, тем сложнее). Ежегодно сокращается количество бюджетных мест в вузах, увеличивается стоимость обучения. Кроме того, имеет место отсутствие (недостаток) мест в общежитиях даже в крупнейших вузах страны, стипендии, вынуждающие студента либо оставаться на обеспечении у родителей, либо устраиваться на работу. Все это явно не способствует повышению качества образования в России. Именно поэтому показатель образовательного обеспечения региона очень важен как одна из составляющих не только образованности страны, но и ее качественного образования.

Получается замкнутый круг. Отсутствие в регионах развитых систем образования вынуждает молодежь уезжать учиться в другие регионы. Получив образование, специалист редко возвращается назад, так как стремится устроиться на престижную работу и улучшить условия своей жизни. В результате происходит внутристрановая миграция, когда из менее экономически развитых регионов население (в основном его молодая часть) перемещается в более развитые. Это, в конечном счете, и приводит к таким колоссальным разрывам в социально-экономическом развитии регионов России. Наиболее ярким примером подобного явления служит Москва, жизнь в которой грозит стать невыносимой из-за стремительного роста численности населения, в том числе и за счет приезжих из регионов .

Уровень образования и состояние науки в стране связаны напрямую. Но наука менее инертна, чем система образования и за годы реформ она претерпела весьма существенные изменения. Более чем вдвое сократилась численность научного персонала, причем, отечественная наука теряла и квалифицированных специалистов (“утечка мозгов”). Произошло, старение научных кадров, ибо ослаб приток молодежи, в результате чего по многим направлениям остро встала проблема преемственности научных поколений. Перестало обновляться научное оборудование, что негативно влияло на исследовательскую активность. А ведь наука, в особенности фундаментальная - основа основ и современного образования и технологии, т.е. интеллектуального потенциала в целом. Значительно снизился престиж науки и научного труда, который в советские времена был достаточно высок. Не в последнюю очередь все эти негативные последствия связаны с многолетним мизерным государственным финансированием науки и, соответственно, с низкой оплатой научного труда. В финансовом отношении наука оказалась зажатой в тиски и с другой стороны. Чудовищная приватизация и упадок производства лишили его стимулов к обновлению технологии. Потребность в использовании научно-технических разработок свелась к минимуму. Сокращение бюджетных ассигнований дополнялось отсутствием заказов, а, следовательно, и финансирования со стороны и государства и производства. От этого особенно пострадала отраслевая наука, занимавшаяся технологическими разработками. Большой урон понесла и наука ВПК.

Ныне в России более 4000 организаций выполняют научные исследования и разработки. Конечно, научно-технический потенциал страны значительно ослаб. По мнению Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое. Но в условиях кризиса правительство РФ склоняется к форсированному сокращению государственного сектора науки в целях облегчения обязательств бюджета. Однако следует иметь в виду, что наука, как элемент высокой культуры, легко разрушается, но очень трудно и не быстро создается. Учитывая, что ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета (а это - более 95% всех бюджетных ассигнований на науку) составляют всего 55,4 млрд. руб. или 1,71% расходов бюджета РФ, сколько-нибудь заметной экономической выгоды эта мера не даст, но существенно подорвет перспективы развития страны на долгие годы .

В федеральной собственности в настоящее время находится более 2 тысяч организаций, выполняющих исследования и разработки (включая отраслевые институты в организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий, организации ОПК и др.), в том числе организаций собственно государственного сектора науки - 1341, из них 851 - академических .

При решении вопроса о том, сколько институтов следует оставить на государственном балансе, необходимо иметь в виду, что, во-первых, научный потенциал страны и так уже сильно ослаблен. Даже если предположить, что сокращение государственного сектора науки все-таки необходимо, в любом случае это сокращение не должно обгонять процесса формирования институциональных условий, позволяющих провести реорганизацию с минимальными потерями.

Одним из острейших вопросов институциональной перестройки научной сферы является сохранение и реорганизация отраслевой науки, которая в РФ традиционно выполняет основную часть прикладных исследований.

Российский научно-технический потенциал территориально располагается весьма неравномерно. Еще десять лет назад примерно 70% всех научных исследований выполнялось в научных центрах, вузах и лабораториях, расположенных в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и на Урале.

Кроме нескольких крупных городов, значительная часть научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в наукоградах. Именно с ними неразрывно связано становление, развитие и перспективы отечественной науки и наукоемкой промышленности, а также создание и производство вооружений.

Сегодняшние наукограды весьма различны по масштабу, характеру, видам деятельности. Наиболее крупные из них имеют численность населения более 200 тыс. Это Бийск, Дзержинск, Зеленоград, Комсомольск-на-Амуре. Население таких городов, как Балашиха, Димитровоград, Ковров, Королев, Миасс, Мичуринск, Северск превышает 100 тыс. человек. Около 100 тыс. человек имеют Железногорск, Жуковский, Новоуральск и другие.

Еще одна неотъемлемая составляющая интеллектуального потенциала - технологическое применение науки, создание инновационного продукта, развитие научно-технической и инновационной деятельности. Ее оценка уже проводилась в соответствующей главе данной работы.

Итак, можно полагать, что интеллектуальный потенциал России остается достаточно развитым. Он частично деградировал, но еще не полностью утерял способности обеспечить современный уровень образования, а по некоторым направлениям также научный и технологический прогресс. Однако и этот потенциал по ряду причин задействован не полностью.

Транскрипт

1 УДК Е.В. Молина, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем рынка и экономикоэкологических исследований НАН Украины Интеллектуальный потенциал региона Представлен анализ сущности понятия «интеллектуальный потенциал», приведена структура интеллектуального потенциала региона, исследованы методические подходы к его оценке, предложены механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона. Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальный потенциал, регион, воспроизводство, образование, оценка, индикаторы, методика. В 1962 г. американский ученый Ф. Махлуп впервые ввел категорию «индустрия знаний», отнеся к ней сферу образования, научных исследований и разработок, связь, информационное машиностроение и информационную деятельность. А уже к концу XX в. произошел окончательный переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, или «экономике, основанной на знаниях» (knowledge-based economy). Это стало признанием того, что научные знания и специализированные уникальные навыки работников стали главным источником и ключевым условием развития материального и нематериального производства, специфическим и основным ресурсом новой экономики. Человеческий интеллект и порождаемые им знания превратились в реальную производительную силу, стали основой конкурентных преимуществ, интеллектуальной и национальной безопасности стран и регионов. В научной литературе прочное место начинают занимать такие понятия, как интеллектуализация экономической деятельности, интеллектоемкость экономики и т. д. На практике ставятся задачи формирования, сохранения, эффективного использования и наращивания интеллектуального потенциала социально-экономических систем как основы развития, оценки уровня их интеллектуализации и способности адаптации к новым экономическим отношениям, выявления условий, обеспечивающих эти процессы или выступающих их тормозом, обостряется потребность формирования механизмов повышения интеллектуального потенциала социально-экономических систем. Всемирный банк проводит регулярные исследования и формирование рейтингов интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index) и рейтингов использования научных достижений в реальной экономике (Knowledge Economy Index). Однако подобные работы проводятся, как правило, на макро- и микроуровнях. При этом с ростом самостоятельности регионов и усилением их роли в формировании человеческого капитала, конкурентоспобности и устойчивого развития страны все более актуальными становятся вопросы содержания интеллектуального потенциала локальных территориальных образований, его структуры и функций, приоритетных направлений формирования и закономерностей развития. Поиск ответов на поставленные вопросы и является целью настоящей статьи. Переход к новой экономике отмечен появлением огромного количества научных трудов зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию интеллектуальных характеристик социально-экономических систем всех Е.В. Молина,

2 280 ISSN Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму (4) уровней (предприятий и организаций, территориальных образований регионов, городов, стран), в которых получили развитие такие экономические категории, как интеллектуальный потенциал, интеллектуальный ресурс, интеллектуальный капитал и т. д. Трактовка понятия интеллектуальный потенциал отличается широким разнообразием. В самом общем виде интеллектуальный потенциал (человека, общества) рассматривается как совокупность интеллектуальных качеств (интеллектуальных ресурсов), которая может быть использована системой для решения стоящих перед ней задач по самосохранению и развитию. По мнению российских ученых, интеллектуальный потенциал это: характеристика интеллектуальной сферы страны или региона и источник новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения; способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере; мера эффективности инновационной экономики, выражающаяся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития ; способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере . С.И. Вовканич, представитель львовской научной школы, трактует данное понятие как возможность накапливать, создавать и использовать новые знания, проекты, идеи, модели и другую семантическую информацию (научнотехническую, экономическую, правовую и т. д.), которая может стать интеллектуальной собственностью Украины, способствовать её прогрессивной и международной интеграции как полноправного партнера . По мнению В. Петренко, интеллектуальный потенциал это прогнозируемая интегральная способность личности или группы лиц (персонала организации, предприятия, населения территориальной громады, региона, страны, нации, человечества) к созданию новых духовных и материальных ценностей . Как видим, понятие «интеллектуальный потенциал» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В последнем случае его часто отождествляют либо с интеллектуальным потенциалом человека и условиями его воспроизводства, либо с интеллектуальным капиталом в получившей распространение трактовке Г.-С. Брукинга и, прежде всего, с его структурной составляющей (интеллектуальная собственность, организационные и рыночные активы). На фоне многообразия существующих толкований представляет практический интерес определение интеллектуального потенциала региона как системной совокупности образовательного, научного, инновационного и культурного потенциалов, исторически обусловленных экономическими, социальными, политическими, культурными и т. д. факторами развития региона . Данный подход позволяет выделить сферы и субъектов жизнедеятельности региона (рис. 1), которые непосредственно участвуют в воспроизводстве его интеллектуального потенциала и конкретизировать основные направления управления данным процессом. Очевидно, что к их числу необходимо отнести повышение эффективности и качества образовательного процесса, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития региона, трансформацию интеллектуального потенциала в инновационное развитие, организацию взаимодействия и партнерских отношений всех причастных субъектов.

3 Интеллектуальный потенциал региона Образовательный потенциал региона Научный (научнотехнический) потенциал региона Инновационный потенциал региона Культурный потенциал региона Рис. 1. Структура интеллектуального потенциала региона В основе интеллектуального потенциала региона находится интеллектуальный потенциал его населения. Формирование и развитие у населения ключевых компетенций как новая доктрина в содержании образования определяется интеллектуальным потенциалом высших учебных заведений региона. Институт образования играет судьбоносную роль в развитии современного общества. Благодаря образованию человек получает не только специализированные (научные) знания, но и повседневные (будничные), что способствует социализации личности. Как следует из анализа опыта работы наиболее успешных западных университетов, вузы должны стать современными научно-образовательными центрами предпринимательского типа, открытыми внешнему сообществу, способными осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов на основе интеграции образовательной деятельности с фундаментальными и прикладными исследованиями. Они должны удовлетворять потребности как социума, так и образовательные потребности каждого человека на актуальном для него уровне (парадигма «образование в течение всей жизни»). Для отечественных вузов характерным является отсутствие связи системы образования с хозяйственным комплексом региона, дублирование большого перечня специальностей, на которые на рынке отсутствует спрос, снижение спроса на естественное и техническое образование, поддерживаемые вялотекущей реструктуризацией занятости . Переобучение и повышение квалификации кадров не является приоритетной задачей для абсолютного большинства руководителей предприятий. По новым профессиям в Одесской области в 2008 г. было обучено 5,4% работников промышленности, 3,7% транспорта и связи. Потенциал образования в обеспечении инновационной деятельности реализуется весьма незначительно. Зарегистрированные патенты используются преимущественно непосредственно в вузах, и лишь небольшая их доля передается другим организациям в виде лицензионных договоров. При этом международный опыт свидетельствует, что целенаправленная политика в сфере образования является более эффективной, чем политика на рынке труда. Уменьшение носителей интеллектуального потенциала непосредственно уменьшает интеллектуально-ресурсный потенциал социально-экономической системы и результативность её функционирования. Поэтому уровень использования интеллектуального потенциала (интеллектопользования) необходимо считать важной характеристикой социально-экономической системы, а обеспечение его надлежащего уровня одной из главных задач органов управления. Первые оценки интеллектуального потенциала территориальных образований получили воплощение в расчетах накопленных населением лет образования, которые производились по методикам оценки человеческого капитала. Однако они являются малоинформативными и малопригодными для решения проблемы интеллектуализации экономики. В соответствии с методикой формирования общества знаний (К-общества), разработанной Департаментом экономического и социального развития ООН (UNDESA) , оценка интеллектуализации производится на основе измерения основных параметров формирования интеллектуального потенциала (средний срок обучения в школе, доля молодежи в населении, развитие информа- 281

4 ционных средств) с одновременной оценкой факторов, способствующих и тормозящих данный процесс. В числе первых: расходы на НИОКР, образование, охрану здоровья в структуре бюджета, затраты на оборону, количество учеников на одного учителя, свобода общества от коррупции. К факторам торможения отнесены: детская смертность, неравномерность распределения доходов, субсидии для защиты отдельных территорий, выбросы CO 2 на одного человека. Данная методика отличается от многих других тем, что включает оценку парамет ров качества жизни как необходимого условия развития интеллектуального потенциала. К настоящему моменту получили распространение авторские методики формирования интегрального индекса интеллектуального потенциала региона, опирающиеся на приведенную ниже или подобную систему частных индексов: индекс подготовки высшей школы (численность студентов высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. человек населения); индекс уровня образования (состав занятого населения регионов по уровню образования); индекс подготовки научных кадров (численность аспирантов в расчете на 10 тыс. занятых); индекс масштабов занятости научными исследованиями (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике); индекс интенсивности научных исследований (доля внутренних текущих затрат на исследования и разработки в процентах к ВРП). Сформированный на их основе интегральный индекс позволяет выделить среди регионов благополучные, потенциально благополучные и неблагополучные и разработать конкретный перечень мероприятий по развитию их интеллектуального потенциала. Конструктивным представляется подход, когда оценка интеллектуального потенциала производится в разрезе приоритетных видов деятельности, заложенных в стратегию социально-экономического развития региона. Это может быть аграрный сектор региона, транспорт, машиностроение и т. д. Более информативным является подход, когда показатели интеллектуализации экономики обособляются в 3 группы: входные показатели, показатели процесса интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД) и показатели результата (табл. 1). Таблица 1 Группировка исходных показателей интеллектуализации экономической деятельности (ИЭД) Показатели потенциала ИЭД 1. Численность исследователей на занятых 2. Число персональных компьютеров на 1000 человек населения 3. Численность пользователей Интернета на 1000 человек населения 4. Численность студентов на 1000 человек населения 5. Доля лиц с разными уровнями третичного образования в численности населения в возрасте лет (%) Показатели процесса ИЭД, % 6. Расходы на R&D (Research & Development, НИОКР) в ВРП 7. Расходы на образование в ВРП Показатели результата ИЭД 8. Экспорт технологий 9. Число патентных заявок на изобретения 10. Доля образования, здравоохранения, социальных услуг в ВРП (%) 282

5 Считается, что эффективное управление формированием и развитием интеллектуального потенциала возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики, и, в первую очередь, сферы образования и науки . В России, например, одним из наиболее крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов стало создание сети федеральных университетов, стратегической миссией которых является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок . В работе таких университетов используются Форсайт-технологии система методов экспертной оценки стратегических направлений социальноэкономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. В данном случае эффективность формирования и использования интеллектуального потенциала региона повышается за счет: снижения неопределенности относительно направлений инновационного развития, подготовки специалистов по востребованным специальностям; организации более активных форм сотрудничества предприятий и университета, способных оказать позитивное влияние на качество интеллектуального потенциала; развития инновационных производств и формирования новых привлекательных рабочих мест, удержания высококвалифицированных работников и привлечения их из других регионов и т. д. . Краткий обзор процессов интеллектуализации экономики регионов убеждает, что в условиях современной действительности формирование и эффективное использование интеллектуального потенциала региона, создание институциональных условий для его расширенного воспроизводства должно стать приоритетным направлением региональной политики. Осуществляя целенаправленную политику по реструктуризации социально-экономического потенциала в направлении роста интеллектуального потенциала, регионы повышают свои адаптационные характеристики к требованиям новой экономики. Ключевая роль образовательного потенциала в структуре интеллектуального потенциала региона ставит задачу формирования в регионе института образования как многоосновного института, ориентированного на интеллектуализацию всех слоев населения. При этом эффективное воспроизводство интеллектуального потенциала региона обеспечивается решением двух групп задач: формирование общества знаний и инновационной модели экономики и повышение уровня и качества жизни населения, социализации экономики. Разработке программ и стратегий должна предшествовать разработка концепции развития интеллектуального потенциала региона как интеллектуальной модели основы для разработки управленческих и политических технологий. Как следует из мирового опыта, в качестве эффективного инструмента управления социально-экономическим развитием, позволяющим вовлекать интеллектуальный потенциал региона в решение стратегически важных задач, а также принимать согласованные решения и осуществлять согласованные действия, выступает Форсайт-технология. Список использованной литературы 1. Киршин И.А. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона / И.А. Киршин, Е.В. Вашурина, М.Н. Овчинников // 2. Программа развития Уральского федерального университета, 2009 // 283

6 3. Вовканич С. Українська национальна ідея та її інтелектуальне забеспечення / С. Вовканич // Український культурологічний центр // http//intellect. org.ua/index.php?lang=u&material_id= Петренко В.П. Управління процесами інтелектокористування в соціально-економічних системах / В.П. Петренко // Наукова монографія. Івано-Франківськ: Нова Зоря, с. 5. Максименко И.И. Управление интеллектуальным потенциалом региона: автореф. дис.... канд. экон. наук: / И.И. Максименко. Пермь, Моліна О.В. Соціально-економічний розвиток регіонів Українського Причорномор я: теорія, методологія, практика: монографія / О.В. Моліна / за редакцією академіка НАН України Б.В. Буркинського. Одеса: Інститут проблем ринку та економіко-екологічних досліджень НАН України, с. 7. Моліна О.В. Підвищення конкурентоспроможності регіону на основі удосконалення відтворення його освітнього потенціалу / О.В. Моліна // Вісник соціально-економ. дослідж. / ОДЕУ. О., Вип. 40. С Understanding Knowledge Societies. New York: Department of Economic and Social Affairs of United Nations , p. 9. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. М., 2009 // Рудской, А.И. Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации / А.И. Рудской, А.И. Боровков, С.В. Романов// Материалы XI Всероссийская конференция ФИИТУ-2007 «Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах», 2007 // FEA_news_962.html Подано аналіз сутності поняття «інтелектуальний потенціал», наведено структуру інтелектуального потенціалу регіону, досліджено методичні підходи до його оцінки, запропоновано механізми управління інтелектуальним потенціалом регіону. Ключові слова: економіка знань, інтелектуальний потенціал, регіон, відтворення, освіта, оцінка, індикатори, методика The analysis of the intension of the term «intellectual potential», the structure of the intellectual potential of a region are provided, the methodical approaches to its estimation are investigated, the mechanisms of management of a region s intellectual potential are proposed. Key words: knowledge-driven economy, intellectual potential, region, reproduction, education, estimation, indicators, methods. Надійшло до редакції


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ И РЕГИОНА: МЕСТО И РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ Киршин Игорь Александрович, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента Казанского государственного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

НАПРАВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Н.Ф. Чеботарев, доцент кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Финансовый университет при Правительстве

П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Остроухов В.М. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского Аннотация: Рассматриваются

Кузнецова Н.В., г. Казань, Академия управления «ТИСБИ» Оценка инновационного потенциала Республики Татарстан Оценка инновационного потенциала Республики Татарстан проведена в разрезе анализа основных показателей

УДК 330.1 Кучеренко Н.А. студент направление «Государственное и муниципальное управление» Поволжский государственный университет сервиса Россия, г. Тольятти ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Н. П. Советова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Обоснование инновационной стратегии развития экономики страны и ее регионов предполагает изначально необходимость оценки

УДК 332.1:331.101.262(470.4) Алякина Людмила Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ

Качество дополнительного образования взрослых Обучение Наука Инновации Материалы Республиканской научно-практической конференции МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Белорусский национальный технический

УДК 005.336.4 Лапаев С.П., Есенбаева А.А. Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected] СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ СОСТАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В статье рассмотрены понятие

Оценка инновационного а высших учебных заведений * Evaluation of the innovation potential of higher education institutions Ашмарина Светлана Игоревна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой прикладного менеджмента

Алимбаев А.А.*, Исмаилова Р.А. ** * Научно-исследовательский институт регионального развития, Республика Казахстан, г. Караганда ** Казахский университет экономики, Республика Казахстан, г. Астана НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УДК 316.32.000.141 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Гордиенко О.И., доцент УО «Полоцкий государственный университет» г. Новополоцк, Республика

УДК 330.322.2 РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И НАУКИ Шарова О.О. Уфимский государственный нефтяной технический университет e-mail: [email protected] В статье рассматриваются

ОБ ИНФРАСТРУКТУРНОМ ПОДХОДЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Камиева Алмагуль Акболатовна канд. пед. наук, доцент, первый проректор Казахстанского университета

Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона И.А.Киршин доцент, доктор экон. наук, заведующий кафедрой менеджмента, Казанский (Приволжский) федеральный

Инновационная политика как основа модернизации национальной экономики Сиднева Ж.К., к.э.н., доцент, Национальный университет пищевых технологий, г. Киев В настоящее время сформировалось глубокое понимание

УДК 332.1 О КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРАХ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНА Мезенцева Е.В. к.э.н., доцент, заведующий кафедрой Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.тихорецке,

1 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ М. М. Ковалев, А. А. Шашко Целью нашего исследования были разработка инструментария для определения индекса инновационного потенциала

27 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИЯ, ИННОВАЦИИ, ОБРАЗОВАНИЕ Н. В. Суша К началу нового столетия в Республике Беларусь сформировалась развитая система высшего образования, достаточно сложная, состоящая из

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Концепции федеральной целевой программы ««Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» В 2010

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 апреля 2007 г. N 43-п О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА В соответствии с подпунктом 1 пункта 1

Балынский Игорь Александрович магистрант Ушаков Владислав Валериевич канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» г. Керчь, Республика Крым ТРУДОВЫЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВ АНИЯ И НАУКИ РОССИЙС КОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В Ы С Ш А Я Ш К О Л А Э К О Н О М И К И И У П Р А В Л Е Н И Я К а ф е д р а э к о н о м и ч е с к о й

А. В. Гаранина ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Целью исследования были разработка инструментария для определения индекса инновационного потенциала регионов Беларуси и

ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 2010 г. П Р О Г Р А М М А развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 330.34 Кауфман Н.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» Сургутский государственный университет Россия, г. Сургут Ширинкина Е.В., кандидат экономических наук, доцент

УДК 332(470.2) О. С. Петрова, Д. П. Малышев ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В статье проводится оценка инновационного потенциала субъектов Северо-Западного

А.Г. ВОРВУЛЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В статье делается попытка оценить состояние и перспективы развития кадрового потенциала главной инновационной составляющей национальной экономики

Программа стратегического развития Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт экономики, управления и права (г.казань)» на 2013 2020 годы I. Общие положения Программа

SWorld 1-12 October 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/oct-2013 SCIENTIFIC RESEARCH AND THEIR PRACTICAL APPLICATION. MODERN

УДК 331.101.6:331.107.266 Инвестиционная стратегия и политика финансовых и нефинансовых организаций О.М. Орленко преподаватель Одесский национальный экономический университет Украина г.одесса ИНВЕСТИЦИИ

ВОЗМОЖНОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ Т.Н. Середа Полоцкий государственный университет Особенности стратегического управления регионом определяются

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИ УДК 338.242.2; 332.055.2 Л. Н. Чайникова Конкурентная среда как элемент системы управления конкурентоспособностью регион Предложена концептуальная модель системы управления

УДК 338:001.895(571.53) И.Ю. Новикова ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В статье раскрыты основные подходы к содержанию понятия инновационный

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ» «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА» В современных

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «Менеджмент» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «Инновационный менеджмент» «Управление инновационной системой организации» Предметом

Ускорение с обновлением оценка условий инновационного развития регионов Аннотация Рассматриваются вопросы инновационного развития регионов в условиях современной экономики. Отражена значимость инновационного

УДК 330 Ю. В. МАРКИНА 1, Ю. В. ШАРИКОВА 2, 2017 1,2 Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Россия E-mail 1,2: [email protected] ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНЫХ

Приложение к типовой методике оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытноконструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденной

Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г. И.Н. Молчанов ИННОВАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Выступление на совещании органов исполнительной власти по вопросу развития инновационных систем нефтегазодобывающих и промышленных регионов 18 сентября 2013 года, Западно Сибирский Инновационный центра

Концептуальные основы научной деятельности Выборгского филиала РАНХиГС Нормативной базой основ научной деятельности Выборгского филиала РАНХиГС являются: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Основные методологические подходы к оценке результативности развития сферы науки и инноваций на основе единой системы прогнозных расчетов Целью исследования, выполняемого в рамках данной НИР является повышение

УДК 658.009.12 Т.П. Гончаренко, Украинская академия банковского дела Национального банка Украины ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ

Л. А. Климова, асп.; рук. Н. С. Желток, к. э. н., доцент (Белорусско-Российский университет, г. Могилев) ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В условиях переходной экономики резко обостряются экономические

Доклад: НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРСАЙТ РФ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Виктория Желтова (Мовилы), эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад» III Российский Венчурный

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Развитие науки и технологий 2013 2020 годы Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации в рамках

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНОВ Соловей О.В. Филиал Уральского государственного университета путей сообщения, г. Златоуст Многоуровневая система подготовки кадров

Проект Предложения по возможным направлениям деятельности Межведомственного координационного совета РАН «Социальные показатели и индикаторы развития российского общества» Страна несет большие потери из-за

І международная научно-практическая конференция «Роль и значение интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики», 4-6 ноября 2009 г., г. Хмельницкий, Украина Direction of governmental

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТРОМСКАЯ

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Степанова Н.А. ФГНУ Институт региональной экономики Севера В статье анализируется

Бартова Елена Валентиновна соискатель сектора региональной экономики, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук [email protected] производственный потенциал промышленного

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

134 Вопросы экономики и права. 2011. 7 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ СТРАНЫ 2011 И.М. Подмолодина доктор экономических наук, профессор 2011 Е.Ю. Куницын Воронежская государственная технологическая

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Развитие науки и технологий годы Министерство образования и науки Российской Федерации формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора

Определение форм взаимодействия вузов и предприятийработодателей И. П. Тавлуй Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины Общество, которое ориентируется на позитивные изменения,

Трибуна молодого ученого Павел Жук, аспирант Панъевропейского университета, Братислава, Словакия (Email: [email protected]) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Вашко И.М., Академия управления при Президенте Республики Беларусь СТРУКТУРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Структура национальной экономики представляет

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Кузнецова Елена Сергеевна г. Мурманск, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет» Инновационное технологическое

Методика оценки результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Федерального архивного агентства, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические

226 Финансы, денежное обращение и кредит Финансирование инновационного процесса в малом бизнесе 2011 А.А. Майоров Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected] Статья раскрывает

УДК 631.158:331.101.262:005 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РЕГИОНА Прока Нина Ивановна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Организация предпринимательской

А головы все равно нужны цели и задачи прогнозирования подготовки высококвалифицированных кадров для наукоемких отраслей промышленности на современном этапе Характерной особенностью мировой экономики на

Интеллектуальный потенциал управления регионом – это сумма знаний и навыков работников органов управления, а также управленческие и административные возможности органов управления регионом в целом.

Интеллектуальный потенциал образует, прежде всего, компетенция персонала управления. Компетенция сотрудников администрации и других органов управления это их образование, квалификация, знания, опыт, умения и навыки, способность действовать в разнообразных ситуациях, творческие способности, моральные ценности и отношение к работе. Компетенция сотрудников администрации – это такая составляющая интеллектуального потенциала, которая принадлежит конкретным работникам. Это то, что может быть утрачено с уходом конкретных людей из администрации и других органов управления регионом.

В интеллектуальном потенциале можно выделить внутреннюю и внешнюю его структуру. Внутренняя структура интеллектуального потенциала управления регионом–это концепции и стратегические планы развития региона, управленческие ноу-хау, компьютерные и административные системы управления, базы данных и системы мониторинга, оргструктура и культура органов управления регионом. Это такие элементы интеллектуального потенциала, которые остаются в администрации независимо от того, поменялся ли состав персонала управления или нет.

Внешняя структура интеллектуального потенциала управления регионом– это отношения органов управления с местным сообществом, с потенциальными и реальными инвесторами, с предпринимателями, с правительством, с другими регионами, а также международные связи и имидж региона. Эти элементы интеллектуального потенциала определяются внешними связями органов управления региона и характеризуют эффективность этих связей.

Соотношение между составляющими интеллектуального потенциала управления регионом представлено на рисунке, где показано, что границы между основными составляющими интеллектуального потенциала носят достаточно условный характер. Некоторые элементы интеллектуального потенциала можно отнести с равной степени к различным его составляющим.


Соотношение составляющих интеллектуального потенциала

Так, например, культура органов управления относится в равной мере и к компетенции сотрудников администрации, и к внутренней структуре интеллектуального потенциала. Имидж региона, в значительной мере создаваемый и поддерживаемый органами управления этого региона, можно отнести не только к внешней, но и к внутренней структуре.


Такая важная составляющая интеллектуального потенциала управления регионом, как стратегия его развития, в равной степени может быть отнесена как к внутренней, так и внешней структуре, а также к компетенции сотрудников администрации. Действительно, стратегия – это такой элемент интеллектуального потенциала управления регионом, который остается в рамках администрации независимо от того, поменялись ее сотрудники или нет. В то же время без соответствующего проникновения в сознание каждого сотрудника администрации соответствующих навыков стратегия останется нереализуемым документом. Поэтому ее можно отнести и к компетенции персонала управления. Одновременно стратегия будет нежизнеспособна, если она не будет широко обнародована и если она не будет известна жителям региона, потенциальным и реальным инвесторам, если ею не заинтересуются правительственные учреждения и институты. Поэтому она в определенной мере может быть отнесена и к внешней структуре интеллектуального потенциала.


В то же время в составе интеллектуального потенциала есть элементы, однозначно относимые к той или иной составляющей интеллектуального потенциала. Например, уровень образования сотрудников – это элемент компетенции персонала управления; компьютерная система, используемая в управлении, – это элемент внутренней структуры, а налаженные международные связи однозначно относятся к элементу внешней структуры.


Интеллектуальный потенциал в принципе нельзя разложить на составляющие так, чтобы сумма их оценок была равна общей оценке всего интеллектуального потенциала организации. Взаимодействие разных составляющих интеллектуального потенциала носит сугубо нелинейный характер. Например, не всегда чисто человеческая компонента достаточна для формирования мощного интеллектуального потенциала. Для этого необходимо высокую компетентность работников дополнить элементами потенциала в виде соответствующей оргструктуры, информационных технологий, управленческих процедур и т.д. В то же время для освоения новых информационных технологий, для внедрения управленческих процедур необходимо осуществлять обучение сотрудников.


Недостаточно обучить работников и соединить их вместе в рамках администрации региона. Необходимо также создать соответствующие базы данных, административные и компьютерные системы, оснастить организацию техническими средствами, наладить эффективный обмен информацией, предпринять шаги по налаживанию широких внешних связей. Только в этом случае можно говорить о высоком интеллектуальном потенциале управления регионом. В противном случае высокая квалификация сотрудников не сможет быть использована.


В интеллектуальном потенциале управления регионом имеются некоторые критические элементы, которые полностью могут свести к нулю все другие составляющие. Одним из таких элементов являются моральные качества сотрудников администрации и их устойчивость к коррупции. Если сотрудники администрации в значительной степени подвержены коррупции, то все остальные составляющие потенциала уже не имеют значения и интеллектуальный потенциал управления регионом в целом можно в этом случае оценивать как близкий к нулю.


Все три составляющих интеллектуального потенциала управления (компетенция сотрудников, внутренняя и внешняя структура интеллектуального потенциала управления регионом) взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект. В этом случае происходит перекрестное влияние одних видов интеллектуального потенциала на другие. Так, внешняя структура может укреплять престиж региона, способствовать привлечению инвестиций в регион. Внутренняя структура снижает излишнюю зависимость администрации от человеческого фактора. Компетенция работников администрации способствует разработке новых идей в региональном управлении и новых проектов.


Основные направления формирования и развития интеллектуального потенциала управления регионом сводятся к позитивным изменениям основных его составляющих – компетенции персонала органов управления регионом, внутренней и внешней структур.


Компетенция сотрудников в основном может быть увеличена в процессе и в результате их подготовки и переподготовки. Именно поэтому система непрерывного обучения сотрудников администрации, их стажировки, формирование обучающейся администрации, формирование управленческих команд и кадрового ядра администрации, внедрение современных технологий индивидуального и группового обучения выступают в качестве средств повышения интеллектуального потенциала регионального управления.


Цель обучения – обеспечить организацию достаточным количеством людей с навыками, знаниями и способностями, необходимыми для достижения ее целей. Обучение работников региональных и муниципальных органов управления особенно актуально в трех случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда работник получает повышение по службе или ему поручают другую работу. В-третьих, когда в результате проверки или аттестации выясняется, что человеку не хватает знаний и навыков для выполнения его работы.


Успех всей системы подготовки кадров сильно зависит от того, как относится руководство к обучению своих сотрудников, как оно формирует цели такого обучения, насколько руководство заботится о самом процессе обучения. Особенно важно, как происходит процесс закрепления полученных знаний и навыков на рабочем месте. Нередки случаи, когда процесс обучения и практика деятельности организации не согласуются друг с другом и в результате происходит отрыв полученных знаний и навыков от реальной практики. Очень важно, чтобы процесс обучения работника стал своеобразным стимулом для его работы, способствуя продвижению по службе, профессиональному росту, успеху, испытанию собственных сил.


Региональная администрация сегодня сама должна стать обучающейся организацией, в рамках которой идет постоянный процесс повышения квалификации ее сотрудников. Постоянное обучение сотрудников администрации способствует созданию ценностей, привносит новое в работу региональной администрации и каждого ее сотрудника. По форме обучение не всегда должно быть традиционным и систематическим. Оно происходит и непосредственно в процессе работы, и в процессе изучения работы сходных организаций, и в общении с коллегами и, конечно же, в рамках семинаров и специальных курсов.


Повышение квалификации происходит также и в процессе запланированной ротации. Перемещая специалиста из отдела в отдел, можно ознакомить его со всеми сторонами деятельности организации, что в результате существенно повысит его понимание целей, функций, технологий работы и узких мест организации. В процессе подобного перемещения специалист уясняет необходимость координации и взаимосвязь между целями отдельных подразделений. Такие знания жизненно необходимы для успешной работы, особенно руководителя.


Современный российский чиновник, как правило, сконцентрирован в первую очередь на задании и на своем непосредственном руководителе; главная его цель – удовлетворить начальника. Новое время диктует новые требования к работнику. Он должен в первую очередь удовлетворить потребителя своих услуг. Для работников муниципальных и региональных органов управления – это жители региона или города. Требуются работники, ответственные за потребителя, которые видят свою миссию в решении проблем жителей города и региона. В связи с этим во всех органах власти на местах необходимо:


  • качественно изменить кадровый потенциал, осуществить подготовку, повышение квалификации кадров, повысив их адаптацию к новым условиям и требованиям;
  • сформировать руководящий состав как команду личностей, создать условия для появления нестандартных идей, для участия каждого в выработке и реализации управленческих решений.
1

В статье предложена система показателей для оценки интеллектуального потенциала регионов. Рассчитаны интегральные индексы интеллектуального потенциала регионов Приволжского федерального округа за 2000–2011 гг. Сравнительный анализ позволил выявить высокий уровень дифференциации регионов по компонентам интеллектуального потенциала. Для структурной и отношенческой составляющих интеллектуального потенциала характерно асимметричное развитие, для образовательного потенциала – гармонический тип развития. В исследуемый период интеллектуальный потенциал у всех регионов увеличился, но его компоненты изменялись несбалансированно. Если образовательный потенциал у всех регионов увеличивался, то большая часть регионов свой научный потенциал сохранить не смогла. Нижегородская область имеет самый высокий интегральный индекс инновационного потенциала на протяжении всего анализируемого периода, но его показатели значительно ниже соответствующих показателей развитых стран.

интеллектуальный потенциал

интегральный индекс

экономика знаний

образовательный потенциал

научный потенциал

1. Задумкин К.А. Кондаков И.А. Научно-технический потенциал региона: оценка состояния и перспективы развития. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 205 с.

2. Киршин И.А., Вашурина Е.В., Овчинников М.Н. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i3/pdf/12r.pdf (дата обращения: 14.03.14).

3. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг общественного мнения. – 2008. – № 3. – С. 17–30.

4. Макаров П.Ю. Механизм управления интеллектуальным капиталом региона в интересах инновационного развития: дис. ... канд. эконом. – Владимир, 2012. – 155 с.

5. Макашева Н.П., Нестерова О.А. Оценка интеллектуального потенциала на рынке труда Томской области // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 2(14). – С. 87–98.

Процессы формирования и становления экономики знаний, в которой главным фактором и ресурсом развития становится производство, распределение и эффективное использование научных знаний и технологий, акцентировали внимание на такой экономической категории, как «интеллектуальный потенциал».

В настоящее время в отечественной и зарубежной науке отсутствует единое понимание феномена интеллектуального капитала. Исследование данной проблемы представлено в трудах зарубежных авторов Д. Белла, Э. Брукинг, Т. Паркинсона, Дж. Тобина, Л. Эдвинсона.

В России при изучении интеллектуального потенциала используются три основных подхода:

  1. Экономический - интеллектуальный потенциал определяется совокупностью знаний и интеллектуальных способностей человека, с помощью которых создается и реализуется продукт.
  2. Социально-экономический - акцентируется внимание на способности системы (страны, региона, предприятия) найти решение для достижения определенных
    результатов.
  3. Социальный - исследуется интеллектуальный потенциал личности и его содержание, изучаются основные составляющие интеллектуальной жизни общества, в частности наука и образование .

Приведем несколько определений интеллектуального потенциала.

Левашов В.К. интеллектуальный потенциал определяет как совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях интеллектуальной жизни общества - науке и образовании - и измеренная величина которых показывает созданную и накопленную способность к творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов .

Интеллектуальный потенциал можно рассматривать как меру эффективности инновационной экономики, выражающуюся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития .

Независимый Институт социальной политики трактует интеллектуальный потенциал как способность системы (государства, региона, предприятия и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии и т.д. .

Задумкин К.А. и Кондаков И.А. исследуют научно-технический потенциал как совокупность ресурсов и результатов научно-технической деятельности, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и внешней средой в определенных организационно-управленческих условиях для решения задач текущего и перспективного развития территории (в рамках данного исследования - региона), повышения ее конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста .

Мировой Банк (World Bank) традиционно определяет рейтинг интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index) и рейтинг использования научных достижений в реальной экономике (Knowledge EconomyIndex) .

Основными элементами интеллектуального потенциала являются:

  1. человеческий компонент - знания, неотделимые от своего носителя (умения, навыки и т.п.) и потенциал человека как генератора знаний;
  2. структурный компонент - знания, не «привязанные» к конкретному человеку и формирующие региональные условия;
  3. отношенческий компонент - знания, возникающие в ходе отношений, устанавливаемых системой с внешней средой: способность к внедрению и самостоятельной генерации инноваций, востребованность его продукции, привлекательность для инвестиций и совместных проектов .

Материалы и методы исследования

На первом этапе анализа были определены показатели, характеризующие основные элементы интеллектуального потенциала (табл. 1). На выбор показателей существенное влияние оказало наличие статистических показателей за анализируемый период для всех исследуемых регионов. Использование статистических данных повышает объективность полученных результатов и расширяет возможности их применения в части межрегиональных сравнений и изучения динамики состояния интеллектуального потенциала.

Таблица 1

Показатели интеллектуального потенциала региона

Группа показателей

Обозначение

Показатель

Значение

Показатели образовательного потенциала

Доля занятого населения с высшим образованием, %

Доля расходов на образование в ВРП, %

Численность студентов ВПО на 10000 населения

Показатели социального благополучия

Коэффициент Джини

Уровень безработицы, %

Показатели научного потенциала

Численность исследователей на 1000 человек, занятых в экономике

Доля внутренних затрат на НИР в ВРП, %

Показатели информационно-коммуникационной составляющей

Число персональных компьютеров на 100 работников

Удельный вес компьютеров, имеющих выход в интернет, %

Показатели отношенческого капитала

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

Число используемых передовых производственных технологий

Число созданных передовых производственных технологий

Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме товаров, работ и услуг, %

На втором этапе выбранные показатели были преобразованы в сопоставимый вид методом линейного масштабирования, применяемым, например, при расчете Индекса развития человеческого потенциала. При обратной связи оцениваемого показателя расчет производился по следующей формуле:

При прямой связи оцениваемого показателя использовалась формула:

где I - индекс показателя интеллектуального потенциала; X i - фактическое значение i-го показателя; X min и X max - минимальное и максимальное значения показателя в рассматриваемый период среди всех исследуемых регионов, i - количество показателей.

На третьем этапе рассчитывались пять промежуточных индексов методом средней арифметической соответствующих показателей: индекс образовательного потенциала (IEP), индекс социального благополучия (ISW), индекс научного потенциала (ISP), индекс информационно-коммуникационной составляющей (ITC) и индекс отношенческого капитала (IOC).

Интегральный индекс интеллектуального потенциала региона (IP) рассчитывался методом взвешенной средней арифметической промежуточных индексов. Вес коэффициентов определялся на основании экспертной оценки.

Результаты исследования и их обсуждение

В анализируемый период наблюдался значительный рост образовательного потенциала всех регионов, что обусловлено стремительным ростом количества студентов. К 2008 г. численность студентов на 1000 человек населения в среднем увеличилась на 72 % по сравнению с 2000 г., затем численность ежегодно сокращалась, но в среднем показатель в 2011 г. был на 52 % выше, чем в 2000 г. Увеличение численности студентов проходило достаточно равномерно во всех регионах. Среднее значение размаха асимметрии в анализируемый период составило 1,51 раза.

Рост численности студентов предопределил увеличение доли занятого населения с высшим образованием, в среднем по регионам рост составил 32,6 %. Наибольший удельный вес занятых с высшим образованием зафиксирован в Самарской области - 33,6 %, в лидирующей группе (показатель больше 25 %) еще 6 регионов: Ульяновская, Нижегородская и Саратовская области, Республика Татарстан, Чувашская Республика и Мордовская Республика.

Отрицательное влияние на образовательный потенциал оказал показатель «Доля расходов на образование в ВРП» (E2). У большей части регионов расходы на образование даже в номинальном выражении в период с 2009г. по 2011 г. сокращались, что привело к снижению показателя E2 в среднем по регионам на 35,4 %. Лишь у 3 регионов (Нижегородская, Пензенская и Самарская области) показатель E2 в 2011 г. был выше уровня 2000 г.

Оценивая социальное благополучие исследуемых регионов, отметим две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, произошло существенное снижение уровня безработицы, с другой стороны - увеличилась дифференциация населения по доходам.

Научный потенциал у всех регионов снизился, среднее сокращение составило 23 %, что связано прежде всего с оттоком специалистов из отраслей, занимающихся научными исследованиями и разработками. Так, в Республике Марий Эл данный показатель сократился на 90 %.

По внутренним расходам на научно-исследовательские разработки (S2) наблюдается сильная дифференциация среди регионов. В лидирующей группе (показатель S2 больше 1 %) представлены 5 регионов: Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Пензенская области и Пермский край, у остальных регионов (аутсайдеров) данный показатель варьируется от 0,1 до 0,68 %. Динамика показателя S2 у регионов-лидеров имеет общую направленность: с 2000 по 2005 г. наблюдался рост, с 2005 по 2008 г. - значительное сокращение, с 2009 г. по 2011 г. - восстановление до уровня 2005 г. Доля внутренних расходов на НИР в ВРП у регионов аутсайдеров в анализируемый период была стабильной. Размах асимметрии показателя S2 варьировался в рассматриваемый период от 29,8 раза (2008 г.) до 48,3 раза (2011 г.). Размах асимметрии номинальных внутренних расходов на НИР ежегодно возрастал и составил в 2012 г. 325,9 раза.

Существенный прорыв произошел в информационно-коммуникационной составляющей: показатель IT1 в среднем по регионам увеличился в 4 раза, показатель IT2 - в 2,6 раза. При этом дифференциация между регионами значительно сократилась, по показателю IT1 размах асимметрии уменьшился с 1,5 раза в 2000 г. до 1,23 раза в 2011 г., размах асимметрии по показателю IT2 сократился почти в 2 раза.

Абсолютным лидером по объему инвестиций на душу населения (О1) в течение всего анализируемого периода является Республика Татарстан, что связано в первую очередь с реализацией крупномасштабных проектов («Тысячелетие г. Казань», подготовка к летней универсиаде 2013 г.), обеспечивших большой приток инвестиций, в том числе из федерального бюджета. Дифференциация регионов по показателю О1 с 2000 по 2008 г. имела тенденцию к сокращению, размах асимметрии сократился более, чем в 2 раза. После финансового кризиса 2008 г. дифференциация регионов ежегодно усиливалась и к 2011 г. размах асимметрии увеличился на 35 % относительно 2008 г.

Нижегородская область использует самое большое количество передовых технологий (О2), опережая ближайших конкурентов - Республику Башкортостан и Самарскую область - в среднем в 4 раза. Оренбургская область и Республика Марий Эл имеют самые низкие показатели О2, в среднем в 40 раз ниже по сравнению с лидером. Несмотря на сохраняющийся высокий уровень дифференциации по данному показателю (размах асимметрии в 2011 г. равен 17,4 раза), имеет место положительная динамика ее сокращения.

По количеству созданных передовых производственных технологий (О3) лидируют Нижегородская и Самарская области, в которых за 12 лет было создано 667 и 435 технологий соответственно. Высокие показатели О3 (более 100 технологий) зафиксированы еще у двух регионов - Пермский край и Саратовская область. Самые низкие показатели О3 (менее 30 технологий) у 4 регионов - Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Оренбургская и Кировская области.

Высокие темпы роста доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (О4) продемонстрировали Кировская область (654 %), Нижегородская область (417 %), Республика Татарстан (392 %) и Ульяновская область (367 %). В 2011 г. можно выделить 5 инновационно-активных региона ПФО (показатель О4 выше 15 %) - Республика Мордовия, Самарская область, Ульяновская область, Нижегородская область и республика Татарстан. Отметим, что зарегистрированные максимальные значения показателя О4 в регионах ПФО значительно ниже показателей развитых стран.

Результаты расчетов интегрального индекса интеллектуального потенциала представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика интегрального индекса интеллектуального потенциала регионов ПФО России

Субъекты ПФО

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Таким образом, в анализируемый период интеллектуальный потенциал всех исследуемых регионов увеличился. Лидером по темпам наращивания интеллектуального потенциала является Республика Мордовия (темп роста - 2,5). Высокие темпы роста интеллектуального потенциала также зафиксированы у Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Оренбургской области. Отметим, что данные регионы в 2000 г. находились в группе аутсайдеров с низким значением интегрального индекса. Наименьший прирост интеллектуального потенциала - у Республики Марий Эл. Пять регионов ежегодно наращивали интеллектуальный потенциал - Республика Татарстан, Оренбургская область, Ульяновская область, Республика Мордовия и Самарская область. В течение всего периода у Нижегородской области был самый высокий индекс интеллектуального потенциала, но его показатели значительно ниже соответствующих показателей развитых стран. У большинства регионов наблюдается несбалансированность развития его элементов: если образовательный потенциал у всех регионов увеличивался, то большая часть регионов не смогла сохранить свой научный потенциал.

Заключение

Анализ интеллектуального потенциала регионов ПФО выявил высокий уровень дифференциации по его компонентам. Человеческий капитал в анализируемый период развивался в регионах ПФО по гармоническому типу - размах асимметрии соответствующих показателей снижался. Для структурной и отношенческой составляющих инновационного потенциала характерно асимметричное развитие. Регионы, имеющие относительное преимущество по показателям внутренних затрат на НИР в ВРП и численности созданных передовых производственных технологий в начале исследуемого периода, в дальнейшем его наращивали, а отстающие регионы ухудшали свое положение. Социально-экономическая дифференциация регионов является существенным препятствием формирования экономики инноваций в России. Поэтому необходимо уделять особое внимание сбалансированному развитию интеллектуального потенциала регионов. Только эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства позволит активизировать генерацию инноваций, их коммерциализацию, а инновационный потенциал региона станет основным инструментом систе-
мы мониторинга.

Рецензенты:

Рудольф К.В., д.э.н., профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань;

Сафиуллин Л.Н., д.э.н., профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 07.05.2014.

Библиографическая ссылка

Котенкова С.Н. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-7. – С. 1447-1451;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34359 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»