Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.

Человек, по мнению А. Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей.

Характеризуя человека как индивида, Б. Г. Ананьев писал, что имеются основания для выделения двух основных классов индивидуальных свойств:

1) возрастно-половых;

2) индивидуально-типических.

В первый класс входят:

1) возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;

2) конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов). Определяя указанные свойства как первичные, а психофизические функции и органические потребности – как вторичные, названные авторы отмечают, что в темпераменте и задатках происходит высшая интеграция всех этих свойств. Определяя отличие личности от индивида, А. Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

Для Б. Г. Ананьева исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность.

А. Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

5. Факторный анализ в изучении личности

В западных теориях личности зрительную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.

В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ.

Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации.

В психической жизни З. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»).

З. Фрейд занимался проблемами неврозов, разработал психоанализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий, расширяя сферу применения психоанализа.

Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из «я» и «оно». Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Э. Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

6. Ролевые теории личности

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. Админ теории менед-та(А Файоль) и теория бюрократического построения орг-и(М Вебер)
  3. Алексеев. Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
  4. Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
  5. Билет 3 вопрос Основы теории управления социальными системами.
  6. Биологическое и социальное в личности. Биологизаторские и социологизаторские концепции

Человек занимает в обществе определенное положение, в социологии называемое понятием «статус». Человек обладает целым набором статусов. Одновременно он может быть сыном, отцом, мужем, калмыком, депутатом.

Статусы можно подразделить на две основные группы: предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивный статус человек получает от рождения - пол, расовая принадлежность, фамилия. Достигаемый статус (врача, инженера, бухгалтера, специалиста) приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий. Чтобы обрести достигаемые статусы, необходимо получить образование, пройти конкурсный отбор при устройстве на работу, выдержать испытательный сроки постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Для каждого человека один из его статусов будет главным. Так, мужчина может идентифицировать свой статус с местом работы и должностью, женщина - с социальной позицией мужа. Достигаемые статусы связываются со способностями человека. Например, при приеме на работу учитываются не столько знатность происхождения, пол или национальность, сколько уровень профессиональной подготовки и т.п.

Иногда статусы могут быть смешанными. Различают также временные и постоянные статусы. Временные статусы преходящи и четко не определены. Например, человек лишается статуса молодого в период вступления в зрелый возраст жизни; выпускник вуза, получивший диплом об образовании, теряет статус студента.

С понятием «статус» тесно связана другая категория, называемая ролью. Роль - система предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса. По-другому, роль - предписанные ожидания поведения в соответствии с занимаемым статусом. Статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, а роль представляет собой аспект статуса.

Роли подразделяются на три группы:

1) психосоматические, характеризующиеся биологическими потребностями, адаптированными к культуре;

2) психодраматические, в которых ожидания социального окружения определяют поведение личности;

3) социальные, которые связаны с ожиданиями поведения, соответствующего определенному социальному статусу.

Человек выполняет соответствующие своему статусу социальные роли, а совокупность ролей, выполняемых индивидом, называется ролевым набором. Это связано с тем, что в реальной жизни индивид взаимодействует с лицами, наделенными разнообразными статусами. В течение жизни человек осваивает и меняет множество ролей.



Сначала он осваивает роль, ребенка, затем ученика, товарища, студента, молодого работника, опытного специалиста, мужа или жены, отца или матери и т.д.

Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии 30-х годов (Дж.Мид) и получила развитие в различных социол.течениях (пр.вс.-Парсонса). Личность-функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль-модель поведения, заданная соц\ной позицией личности в системе соц\ных отношений.

Составляющие социальной роли:

1) ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли);

2) ролевое поведение (то, что он реально выполняет в рамках своей роли). Межличностная роль-функции, выполняемые человеком в личных отношениях с др. людьми. Принятие роли - попытка принять на себя поведение личности в др. ситуации или др. роли. Исполнение роли - действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.



Роли могут пониматься:

1) объективно (с точки зрения общественного значения роли);

2) субъективно (преломляясь в сознании индивида).

Ролевой конфликт-противоречия, возникающие между функциями, выполняемыми одним человеком (пример-конфликт между профессиональной и семейной жизнью женщины). Усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности.

ролевой игра управленческий тренинг

Личность - это относительно устойчивая структура всех составляющих характера индивида, определенное количество самых индивидуальных качеств, которые определяют его неповторимость. Понятие личности нужно для усвоения разнообразных ситуаций, в том числе связанных с ролевыми исполнениями, и управления ими.

Ролевая теория личности заключается в том, что каждый индивид играет свою роль в жизни (несколько ролей). В рамках этой теории рассматриваются такие определения как "социальный статус" и социальная роль". Их необходимо различать, например, как это сделал А. Кравченко: "мы занимаем статус, но играем роль". На эту же тему высказались и А. В. Филиппова и А. С. Страданченкова - "Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе" . Испoлнениe рoли дoлжнo сooтвeтствoвaть приятым сoциaльным нoрмaм, oжидaниям oкружaющих и социальному статусу личности . "Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации" - считает Фролов С.С, и можно отметить, что это наиболее полное определение роли .

Как отметил Дж. Мид, одно из главных мест в "самоидентификации индивида самим собой" занимает еще в детском возрасте игра, в которой дети учатся примерять на себя роль другого и воспринимать себя как объект чьих-то ожиданий. В процессе дальнейшего развития игра превращается в соревнование, в котором участник должен принимать различные взаимосвязанные роли своих соперников.

Существуют различные стадии освоения ролевых функций:

  • 1. Имитация, то есть дети повторяют поведение взрослых, не понимая его;
  • 2. Стадия ролевых игр. Игры, в которых дети принимают поведение, как исполнение ролей: например, пожарного, полицейского и т.д. В некоторых играх дети говорят за всех героев (разными голосами за разных персонажей).

Стадия коллективных игр. Те игры, в которых личность учится осознавать как всей группы, так и одного человека. На этой стадии формируется оценка своего поведения согласно стандартам, установленными "сверху". Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство принадлежности к этому обществу. Примером может являться член любой спортивной команды.

Одним из ключевых понятий рассматриваемой теории является "социальная роль". Оно было введено в начале 20 века Э. Дюргеймом, М. Вебером, а позднее - Т. Парсоносоном, Р. Липтоном и другими.

"Социальная роль (от франц. Role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений" .

Это определение рассматривается в двух аспектах:

  • 1. Ролевое ожидание - это модель поведения, которую ожидают от личности, зная ее социальный статус;
  • 2. Ролевое исполнение - это реальное поведение человека в соответствии каким-либо социальным статусом.

В структуре социальной роли выделяют некоторые элементы:

  • ·Описание типа поведения;
  • ·Предписания, требования;
  • ·Оценка выполнения предписанной роли;
  • ·Санкции, носящие как положительный, так и отрицательный характер .

В рамках ролевой теории были выявлены некоторые феномены. Такие как ролевой конфликт - это внутреннее разногласие ролевых требований в разных социальных общностях, и интеграция, и дезинтеграция ролевой структуры личности - следствие равновесия или конфликтности социальных отношений .

Ролевые конфликты можно проклассифицировать:

  • 1. Те конфликты, которые вызваны столкновением в понимании роли самой личностью и окружающими людьми. Например, несоответствие предпочитаемого преподавателем метода обучения и метода, требуемого начальством (кафедрой).
  • 2. Конфликт между сторонами одной и той же роли. "Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества" .

Конфликт между качествами, нужными для исполнения социальной роли с одной стороны, и ожиданиями, которые предъявляются значимыми людьми, с другой стороны. Например, для начальника - мужчины эмоциональная сдержанность, авторитарность, жесткость только поможет подняться по карьерной лестнице, а в личной жизни применяя те же качества многого не добиться, девушкам эти черты неприятны. Поэтому мужчине приходится выбирать между высокой должностью и семьёй .

Конфликт, вызванный разными требованиями к исполнению одной роли. Например, от женщины требуют высокого результата на работе, а муж требует высокой самоотдачи дома .

Разногласия между качествами, которыми обладает человек, и требованиями, соответствующими его социальной роли. В таком случае человеку приходится "переступать через самого себя" .

За разногласиями, как феномен, следует ролевая напряженность, которая проявляется в бытовых и рабочих неурядицах. В таких случаях следует выбирать, что важнее для конкретного человека. Она возникает в рамках только одной роли.

Таким образом, социальная роль - это образец поведения, который выбирает индивид соответственно своему социальному статусу. Роль у одного человека не обязательно одна, очень часто можно наблюдать разное количество ролей и процесс их смены в зависимости от обстоятельств. Не всегда большое множество ролей (даже если их 2) мирно уживаются в одной личности. В таких случаях у личности возникают внутренние конфликты и напряженности, которые можно решить путём расставления приоритетов.

Социальная роль - это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится.
Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли -дело сугубо индивидуальное.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.
Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.
Теория Личности Ролевая

Теория, согласно к-рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынуждено выполняемых соц функций и образцов поведения - ролей, обусловленных соц статусом личности в данном сооб-ве или соц группе Основные положения Тлр сформулированы в соц психологии Дж Мидом и в социологии соцантропологом Р Линтоном

В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Именно культура регулирует поведение людей в обществе. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей

Социология культуры.

Культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная - состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная - люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая - культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 4.Объединяющая - обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры: материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура культуры : Ценности - социально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов).

34.​ Образование как важнейший фактор мобильности современного общества.

В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397. .

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции образования

Социологический анализ проблем развития образования подтверждает, что образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.

35.​ Самореализация и самоутверждение молодежи как политическая и социокультурная проблема.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:

Ролевого ожидания

Ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли;

Предписание (требования), связанные с данным поведением;

Оценка выполнения предписанной роли;

Санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Социальный статус понимается как структурная единица которая определяет место индивида в социальной структуре и характеризуется определенной структурой прав и обязанностей.

Роль – динамический объект статуса.

Социальное действие – система включающая в себя множество актеров, имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли. (Парсонс).

Ролевой плюрализм – участие одних и тех же актеров в ряде коллективов.

Важнейшей составляющей процессов социализации общества является расширение ролевого плюрализма.

Ролевой набор – Совокупность ролевых отношений личности, которые определяются ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов.

Статусный набор – статусы, которые занимает личность.

Эспектации – конфликт между ожиданием людей занимающих разные статусы.

Ролевой конфликт. Механизм объединения статусов и ролей для предотвращения конфликта:

Объединение статусов временный отказ от какой-либо роли;

Объединение ролей, более эффективное их выполнение.

Классы социальных ролей (Морено):

1). Психосоматические (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания роли);

2). Психодраматические (соотношение конкретных требований социального окружения);

3). Собственно социальные роли (статусная обусловленность и заданность социальных ролей).

Отличие статуса и роли:

Статус – место индивида в социальной системе.

Роль –функциональное назначение того или иного статуса.

Статус – устойчивое статическое положение индивида.

Роль – характеризует динамический аспект статуса.