Порядок совершения рукоположения. О приступающих к Таинству Елеосвящения

Свой день хиротонии первые пять лет до 1997 года я старался встречать в Александро-Невской лавре у чудотворной иконы «Скоропослушницы». А в 1997 году на дальнем приходе я заложил храм, посвятив его «Скоропослушнице» по блогословению владыки. Это посвящение связано с тем, что именно в поселке Заборье начиналась Дорога Жизни, открытая в 1941 году как раз на праздник «Скоропослушницы» 22 ноября. У нас все помнят начало блокады 8 сентября и ее окончание 27 января, а вот день открытия Дороги Жизни почему-то забывают. Мне захотелось напомнить именно об этом дне храмом у ее начала.
Храм в Заборье был освящен в 2006 году и для меня день хиротонии теперь престольный праздник этого храма. 15 лет встречаю этот день на дальнем приходе. Впрочем, в прошлом году сподобился встречать его в святой земле.
20-летие я также встречал на самом дальнем приходе. Накануне послужили Всенощное бдение. С началом припозднился, закончил ближе к полуночи. Ночевал здесь же в Заборье. Я специально никого не приглашал из батюшек, потому что приглашать в такую даль и глушь не совсем удобно. Доехать сюда по разбитым дорогам – уже немалый подвиг. Тем не менее, утром в храм приехал иерей Михаил, настоятель Свято-Ильинского храма в Ефимовском, а такде, что было для меня полной неожиданностью, иеромонах Игнатий, насельник Александро-Свирского монастыря. Втроем мы и послужили праздничную литругию, совершили водосвятный молебен с акафистом «Скоропослушнице», прошли крестным ходом с народом.
На этой службе я чувствовал за своими плечами 20 лет служения. Но каждая Литургия совершается как первая. Память о юбилее я освятил икону «Сосновской» Божией Матери, которую мне подариа еще раньше раба Божия Ольга из Лодейного поля.
Как-то она спросила, что это за икона: «Сосновская Богоматерь». Ее изображение она увидела на большом образе разных икон Божией Матери. Об этом известно, что он явился на Соловках на сосне еще в древности и является местночтимой Соловецкой святыней. Ольга благословилась написать эту икону, потому что ее родовое гнездо находится в селе Сосновка близ Тихвина. Иконописица Людмила работала над иконой долго и кропотливо. Несколько раз приходила ко мне за советами и консультацией. Когда работа была завершена, Ольга неожиданно сказала:: «Батюшка, а можно я подарю ее Вам». Я этому дару обрадовался, ибо мои дальние храмы стоят среди сосновых боров, о чем говорят и названия сел: «Подборовье», «Заборье»… Я воспринял эту икону как благословение Матери Божией на продолжение здесь моего служения.
Когда я вернулся в Птеребург, наша прихожанка Людмила, встретив меня, сказала: «Вам Матерь Божия сделала подарок к Дню Хиротонии». «Какой?» - удивился я. «22 ноября в Александро-Невской лавре проходил кинофестиваль и на нем был показан фильм режиссера Николая Макарова об иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». И она мне подарила программку этого мероприятия. Да, такое совпадение действительно меня обрадовало.
Прихожане подворья подарили напрестольный Крест. Еще в октябре они спросили меня: "Что Вам подарить к 20-летию?" Я не задумываясь ответил: "Напрестольный Крест. У меня храмов много - обязательно пригодится". Крест был приобретен к поездке в Боровичи, и там, узнав о моем юбилее, этот крест мне преподнес Боровичский владыка Ефрем на Литургии. Я это воспринял как благословение матушки Таисии. Теперь так и называю: "Таисиинский крест".

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение – греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, о которых было уже рассказано, имеет право совершать священник. Это же, седьмое, – только епископ. Оно называется еще Рукоположением, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!»

Над кем совершается Таинство

Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств. Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл Таинства

Чрез положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея (священника) – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Таковы церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом на выборах, как депутатам. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение Таинства

Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Поставление во епископа совершается сразу после чтения Апостола (см. «Богослужение»). Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники

Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владико». Владыка благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы …», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исайе, ликуй…». Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: «Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа.

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключение он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает сразу после чтения Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

Хиротония и хиротесия

Хиротония и – два священнодействия, коренным образом отличающиеся друг от друга. Если первое рассматривается как Таинство Священства , сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство , а хиротесия – обряд, не сообщающий даров Священства, но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви.


Хиротония (греч. хэир – рука и тонэо – тянуть, избирать голосованием; рукоположение ) является по большому счету первым моментом Таинства Священства. Формально хиротония – это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя.

Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники – из дьяконов, в архиереи – из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей; Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-у Правилу Святых Апостолов, – по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.


Дьяконская хиротония


1. Хиротония дьякона – после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…».

2. Священника – после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

3. Епископа – перед чтением Апостола.


Хиротесия (греч. хэир – рука и тифими – возлагаю, назначаю; руковозложение ) – богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы – из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма.

Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.

1. В чтеца и певца – перед чтением Часов, по облачении архиерея.

2. В иподьякона – по прочтении Часов, перед началом Литургии.


Посвящение в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку, читает две установленные для этого молитвы, постригает крестовидно волосы на его голове и надевает на него короткую фелонь.

Подробно чины руковозложения и рукоположения будут описаны ниже.

Во время пения Херувимской песни на главу посвящаемого возлагается воздух.

Воздух передается дьякону.

Возглас: «Повели, повелите, повели Преосвященнейший Владыко».

При пении тропарей ставленник троекратно обходит вокруг Престола.

Посвящаемый становится на колени перед Престолом.

Архиерей возлагает край омофора на главу поставляемого.

Архиерейское благословение.

Архиерей возлагает руку на главу хиротонисуемого.

Тайносовершительная молитва.

Хор: «Господи помилуй – Кирие элейсон».

Две молитвы.

Мирная ектенья.

Облачение поставляемого в епитрахиль, пояс и фелонь.

Вручение креста и служебника рукоположенному.

Приветствие сослужителей целованием.

Новопоставленному иерею даются части Святого Агнца.

Читается 50-й псалом.

Новопоставленный иерей возвращает части Святого Агнца архиерею.

Причащение Святых Таин.

Чтение заамвонной молитвы.


Во время пения Херувимской песни архиерей подходит к жертвеннику и полагает воздух либо на плечо, либо на голову посвящаемого, стоящего тут же. На Великом входе посвящаемый несет этот воздух (или дискос с Божественным Агнцем), символизируя тем самым окончание своего дьяконского служения.

Перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла» посвящаемый ставится посреди храма и творит три поклона.

Хиротония во священника. Возложение креста


После этого протодьякон и дьякон, а не иподьяконы, как в случае с дьяконской хиротонией, подводят его к Царским вратам.

1) в алтаре ставленника принимают священники (а не протодьякон), в лик которых он вступает;

2) вокруг Престола его обводит старший из священников (протоиерей или архимандрит);

3) рукополагаемый во священника преклоняет пред Престолом не одно, а оба колена , в знак того, что он принимает большее, чем дьякон, служение. При этом возглас «вонмем» произносит священник, а не протодьякон.

Во время кругового обхождения поются те же три песнопения, что и при дьяконской хиротонии. Троекратное обведение посвящаемого вокруг Престола с целованием углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, символизирует вечный союз иерея с Иисусом Христом.

Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Иерей, обводивший ставленника вокруг Престола возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго диакона, во пресвитера; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа ».

В ответ весь храм трижды поет: «Господи, помилуй», затем протодьякон возглашает: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы.

1. В первой, обращаясь к Господу, – «Боже безначальный и безконечный» – архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере».

2. Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы: «Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священно-действовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения. Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твоея».

Эта молитва как бы «устанавливает» те пять действий, которые будут определяющими в жизни человека, воспринявшего в Таинстве благое иго священнослужения. Они следующие.

1. Своим служением сохранять непрерывность апостольского преемства, непорочно предстоя жертвеннику Искупителя.

2. Проповедовать Евангелие Христово, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа, как Спасителя мира.

3. Благовествовать Божественную истину не только словом, но и всеми своими делами.

4. Совершать Литургию, принося бескровную жертву славословия и благодарения.

5. Крестить водой и Духом Святым во имя Пресвятой Троицы, рождая людей в новую жизнь и служа их духовному росту.


Мирную ектенью произносит не протодьякон, а иерей, добавляя к ней прошения:

«О архиереи нашем (имярек), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся»;

«О рабе Божием (имярек), ныне проручествуемом пресвитере и спасении его, Господу помолимся»;

«Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся».

После этого архиерей дает рукополагаемому священнические одежды : епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия. Рукополагаемый в ответ целует то, что получает, и затем руку архиерея.

Подавая посвящаемому священнические одежды, архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос».

Новорукоположенный после завершения вышеописанных действий целует омофор и руку архиерея ; затем целует сослужителей в рамена (плечи), выражая тем апостольскую любовь, которая должна соединять служителей алтаря, и становится как равный в ряду священников.

При целовании дискоса и Потира к ним прежде других иереев приступает хиротонисанный, ибо в этот день он имеет первенство.

После преложения Святых Даров архиерей, взяв Святое Тело в руки и отломив верхнюю часть с надписью «ХС» (Христос), кладет ее на особый дискос и дает новопоставленному, говоря при этом: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник, принимая, целует руку архиерея и начинает читать 50-й псалом, моля Господа сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.

Перед возглашением «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею. Рукоположенный первым из священников приступает к Причащению (по обычной практике – после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.

После этого новопоставленный читает заамвонную молитву , делая явным для присутствующих на службе свое вступление в чин священства.

Хиротония во священника совершается только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого, но не бывает на Литургии Преждеосвященных Даров.

Чинопоследование начинается после перенесения Святых Даров с жертвенника на престол по окончании Херувимской песни с тем, чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров.

Архиерей, подойдя к жертвеннику, полагает возду́х (покров) на плечо (или на голову) посвящаемого. На великом входе, заканчивая диаконское служение, он несет его (или дискос с Божественным Агнцем). Затем рукополагаемый поставляется посреди церкви, откуда его при начале чина хиротонии ведут к царским вратам протодиакон и диакон. Далее все совершается точно так же, как в чине диаконской хиротонии, с той лишь разницей, что вокруг престола его обводит один из пресвитеров; рукополагаемый преклоняет перед престолом оба колена в знак того, что он приемлет служение большее и дар высший, нежели диакон. Во время кругового обхождения поются те же три песнопения.

Это троекратное обведение хиротонисуемого вокруг святого престола с целованием его углов выражает посвящение его Пресвятой Единосущной и Нераздельной Троице, вечный союз иерея с Воплощенным Словом. Кроме того, этим знамену́ется предстоящее пресвитерское служение великой Тайне Христовой, совершающейся на святой трапе́зе. Весь круг деятельности священника должен иметь своим средоточием святое Таинство Вечного Первосвященника, вошедшего "не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за вас пред лицо Божие... однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих..." (Евр. 9, 24, 28).

Перед произнесением архиереем тайносовершительной молитвы "Божественная благодать..." возглашает "Вонмем" обводивший иерей, а не диакон. В самой молитве слова "благоговейнейшаго иподиакона во диакона" заменяются на "благоговейнейшаго диакона во пресвитера". При чтении архиереем молитвы над рукополагаемым протодиакон возглашает: "Господу помолимся", но ектению: "Миром Господу помолимся" произносит не протодиакон, а иерей. В ней он просит: "О архиереи нашем (имярек) , священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его, Господу помолимся. О рабе Божием (имярек) , ныне проручеству́емом пресвитере и спасении его, Господу помолимся. Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство дарует, Господу помолимся".

По прочтении молитв архиерей подает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, которую надевают по снятии ораря, затем - пояс, фело́нь и книгу Служебник как руководство для священнодействия. Принимая даваемое архиереем, рукополагаемый целует поочередно то, что получает, и руку дающего. После всего он целует омофор архиерея и его руку. При подавании одежд и облачении в них возглашается и поется: "Аксиос".

После того новопоставленный иерей "отходит и целует архимандриты и сослужители вся в ра́мена", выражая этим приветствие и почтение при вступлении в чин иерейский и союз любви апостольской. Затем он становится в ряд с пресвитерами.

При целовании дискоса и потира на словах: "Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя" после архимандритов прежде других подходит хиротонисанный, ибо в этот день он имеет первенство среди иереев. За ним прочие иереи целуют святые сосуды, а потом плечо и правую руку архиерея.

После преложения Даров архиерей, взяв Святое Тело и отломив верхнюю часть - Христос, дает ее новопоставленному со словами: "Приими залог сей и сохрани его цел и невредимь до последняго твоего издыхания, о нем же и΄маши истя΄зан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". При этом соблюдается следующий порядок: архиерей полагает на особый дискос антиминсную гу́бу и на нее часть Святого Агнца и дает дискос новопосвященному. Священник, принимая, целует руку архиерея и, отойдя, стоит у престола и читает 50-й псалом. Перед возглашением: "Святая святым" он возвращает Святой Хлеб архиерею. Рукоположенный первым из священников приступает к причащению, ибо на нем совершилось обновление благодати Божественного Духа. После он читает заамвонную молитву, являя людям свое вступление в чин священства.