Президент республики Армения как субъект конституционного контроля. Административно-правовой статус президента рф и система администрации президента рф Функции президента в административном праве

    ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Е.А. БЫКОВА

    Президент России во время пребывания у власти и, соответственно, в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.
    Максимальная общественная опасность последствий нарушений, допущенных Президентом, вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент как глава государства, как высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее.
    Отличительной особенностью Президента как субъекта конституционно-правовой ответственности является ответственная высокая должность, особое положение в системе органов государственной власти. Его положение среди органов и должностных лиц отличается отсутствием подчиненности при осуществлении государственных обязанностей - своего рода должностная независимость, неприкосновенность, особый занимаемый им государственный статус . Таким образом, Президент одновременно выступает как субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и как лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.
    Из занимаемого Президентом положения вытекает необходимость признания особого характера последствий нарушения им Основного Закона страны - общественная опасность здесь максимальна.
    Действующее законодательство России предусматривает лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента РФ - в Конституции Российской Федерации эта процедура именуется как "отрешение".
    Отрешение Президента от должности - это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемая в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компетентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностей .
    Впервые такая процедура под названием "импичмент" была установлена Конституцией США. Вскоре подобная процедура закрепилась в конституциях многих других государств, в т.ч. и Российской Федерации . В России впервые такая мера была предусмотрена при введении поста Президента в 1991 г.
    Действующая Конституция РФ существенно изменила основания и порядок отрешения Президента от должности. Процедуры отрешения юридически усложнены, в их осуществлении задействованы многие институты верховной власти страны. Действующая Конституция РФ также установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Совершенно очевидно, что уличить Президента в совершении государственной измены или другого тяжкого уголовного преступления, да еще силами Государственной Думы, не располагающей никакими специальными процессуальными полномочиями, - дело безнадежное и бессмысленное.
    Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 Конституции в определенном смысле вызывает удивление: получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. Того, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает. Конечно, наверное, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. И все же, что делать, если такого не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности, в частности, Президент страны должен быть подвергнут уголовной ответственности даже в случае неудавшегося импичмента при наличии состава преступления, которое он совершил.
    Также уголовную ответственность Президент должен нести и в случае отрешения или освобождения от должности. С этой целью необходимо разработать и принять закон, который позволял бы привлекать его к ответственности. Например, в США в случае отрешения Президента от должности его как рядового гражданина могут привлечь к соответствующей уголовной ответственности .
    Сразу же отметим главную отличительную особенность прописанного в нынешней российской Конституции института импичмента Президента: этот институт смешивает два независимых друг от друга понятия - политической ответственности главы государства и его уголовно-правовой, судебной ответственности. Именно это сознательно сделанное составителями так называемого президентского проекта Конституции смешение делает задачу отрешения от должности Президента фактически неосуществимой.
    Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа, и данный порядок отрешения Президента РФ от власти практически нереализуем. В нем участвуют четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на эти должности по представлению Президента РФ (пункт "е" ст. 83 Конституции РФ) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента РФ от должности .
    Безусловно, нельзя обойти молчанием процедуру отрешения от должности российского Президента. В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.
    Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли не решенные в действующем законодательстве проблемы, в частности неурегулированность нормами права процедур предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Попытка отрешения бывшего Президента Б. Ельцина со всей очевидностью показала, что у парламента практически нет шансов на успех, если считать успехом досрочное прекращение полномочий главы государства за уголовно наказуемые деяния. Российский парламент юридически и практически беспомощен в проведении полноценного расследования инкриминируемых Президенту деяний.
    В России допускается привлечение Президента к ответственности не только за юридически наказуемые деяния, но и за аморальное, недостойное поведение. Однако система санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм и механизм их применения почти не разработаны. Набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции - более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать применения такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.
    Недейственность механизма отрешения Президента Российской Федерации от должности зачастую может порождать уверенность главы государства в собственной безнаказанности, стремление действовать по собственному усмотрению, не взирая на Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
    Считаю, что необходимо упростить технологию отрешения в России, разработать механизм его реализации и четко закрепить все это в соответствующем законодательстве.
    Н.М. Колосова отмечает, что в России в "перспективе можно поставить вопрос о создании кодифицированного закона о конституционной ответственности, но для этого российское законодательство должно созреть, пройдя определенные этапы" .
    Г.А. Василевич считает: "Более основательно вопросы конституционно-правовой ответственности следовало бы решать в специальном законе, который мог бы не только вобрать в себя уже имеющиеся положения, содержащиеся в разрозненных актах, но и пойти дальше - комплексно решить вопросы, связанные с такой ответственностью, целями которой являются обеспечение оптимального функционирования государственного механизма, наиболее безболезненное устранение сбоев в нем, совершенствование системы сдержек и противовесов, эффективное обеспечение основных прав и свобод граждан и исполнения ими, а также должностными лицами возложенных на них обязанностей" .
    Кроме того, глава государства должен находиться под контролем общества, нести юридическую и политическую ответственность за злоупотребление властью. Решение данной проблемы представляется наиболее сложным. Причина в том, что необходимо сочетание двух факторов - психологического и институционального, но в нашем случае это выглядит своего рода утопией.
    Как отмечает Л.А. Окуньков, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента - достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая - в чрезмерном ее усложнении. Нужна золотая, разумная середина .

    Литература

    1. Курдубанова М.Ю. Конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия "Право". 2009. N 1. С. 17.
    2. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О.Г. Румянцева, В.И. Додонова. М.: Инфра-М, 2008. С. 348.
    3. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 412.
    4. Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. N 4. С. 4 - 16.
    5. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде РФ". М., 2006. С. 357.
    6. Колосова Н.М. Особенности конституционной ответственности в России // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 92.
    7. Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 53 - 54.
    8. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 54.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Президент занимает особое место в системе государственного управления, поскольку этот государственный орган (или должностное лицо, данный вопрос в теории конституционного права окончательно не решен до сих пор) – единственный в системе государственного управления, кто никогда не исполняет функций объекта управления.

Административно-правовой статус президента РФ определяется его полномочиями. Полномочия президента в сфере государственного управления могут быть объединены в следующие группы:

    Кадровые полномочия.

    Общие полномочия: согласованное функционирование органов исполнительной власти; определение внутренней и внешней политики; проведение согласительных процедур; полномочия главы Совбеза; полномочия главнокомандующего.

    Полномочия по вводу специальных режимов.

    Прямое руководство органами исполнительной власти: Минобороны, Минюст, МВД, МИД, МЧС, ФСБ.

Административно-правовой статус президента РФ имеет особый механизм реализации.

Он выражается в существовании специальных структур, способствующих реализации полномочий президента.

    Администрация Президента РФ.

Администрация Президента РФ является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

Нормативная основа деятельности: «Положение об Администрации Президента РФ», утверждено Указом Президента РФ от 06.04.2004 №490.

В состав Администрации входят:

    Руководитель Администрации, его первый заместитель, два заместителя Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, советники Президента РФ, старшие референты, референты Президента РФ;

    управления Президента Российской Федерации;

    иные самостоятельные подразделения Администрации.

    обеспечение реализации Президентом РФ своих полномочий;

    осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;

    разработка общенациональных проектов и контроль за их реализацией.

    обслуживание законопроектной и законотворческой деятельности (подписание и обнародование законов);

    подготовка необходимых Президенту РФ документов;

    обеспечение деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

    осуществление контроля за исполнением федеральных законов и указов Президента РФ;

    учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления.

    Представители Президента РФ.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа в целях обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства.

Нормативная база статуса: Положение «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», утверждено Указом Президента РФ от 19.01.2010.

Задачи полномочного представителя:

    организационная, состоящая в проведении работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;

    контролирующая, которая включает в себя контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

    информационная, в рамках которых полномочный представитель готовит регулярные доклады и предложения.

    получать необходимую информацию;

    направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

    организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

    привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

    образовывать совещательные и консультативные органы.

    Государственный совет.

Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Нормативная основа статуса: «Положение о Государственном совете РФ», утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 в ред. от 12.03.2010.

Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности. Члены Госсовета обязаны лично принимать участие в его работе.

Административно-правовой статус президента РФ и система Администрации Президента РФ

Президент России – глава государства и гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; Президент РФ – глава государства, но фактически он и глава исполнительной власти.

В качестве главы государства Президент РФ:

– представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

– определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

– назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания;

– проводит руководство внешней политикой страны, ведет переговоры, подписывает международные договоры РФ;

– принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых дипломатических представителей;

– реализует многие другие прерогативы, присущие главе государства.

Деятельность Президента РФ направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, на достижение единства системы госвласти. Наиболее тесно деятельность Президента РФ связана с исполнительной ветвью власти, в системе и структуре которой он наделен очень широкими и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Президент России имеет полномочия, свидетельствующие о наделенности особым управленческим статусом по сравнению и во взаимосвязи с Правительством РФ. В рамках своего статуса главы государства Президент РФ также является высшим носителем, организатором и руководителем системы государственной исполнительной власти в стране.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных

Из книги Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации автора Ерохина Татьяна Вячеславовна

§ 3.1. Административно-правовой статус медицинского учреждения Прежде чем перейти к рассмотрению понятия и основных элементов административно-правового статуса медицинского учреждения, необходимо выяснить, что следует понимать под медицинским учреждением.Больницы,

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 5. Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права 1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами - участниками управленческих административно-правовых

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

Тема 7. Правовой статус Президента РФ и его Администрации в системе исполнительной власти России 1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

2. Правовой статус и структура Администрации Президента РФ Об администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле к ней относятся формируемое им Правительство РФ со всеми своими центральными и территориальными органами

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления 1. Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений 1. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений Под предприятием по действующему законодательству

Из книги автора

Тема 11. Служба и служащие (административно-правовой статус) 1. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего Каждая социальная категория граждан - рабочий, крестьянин, пенсионер - имеет свой строго определенный

Из книги автора

Тема 14 Конституционно-правовой статус Президента РФ Институт президента (от лат. praesidens - «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако

Из книги автора

3.1. Конституционный статус Президента РФ Должность Президента России была учреждена в 1991 г., а первый президент был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. президент является главой государства, символом верховной

Из книги автора

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданинаЧеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –

Из книги автора

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство

Из книги автора

52. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ОРД. СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ Система наблюдения за исполнением закона органами, осуществляющими ОРД, включает в себя: а) судебный контроль; б) контроль (общий контроль) за ОРД, осуществляемый в пределах определяемых

Из книги автора

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и

Из книги автора

Правовой статус, структура и система Администрации Президента РФ Администрация Президента РФ – государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ как главы государства по осуществлению им государственной власти и проводящий контроль за исполнением

Административно-правовые основы государственного управления в сфере использования и охраны недр

В Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» вопросам полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования посвящена ст. 3...

Анализ и учет риска при принятии государственных решений в органах власти

Решающими инструментами минимизации влияния венчурных (рисковых) факторов на управление государством и принимаемые им решения являются контроль и управление рисками...

Государство как субъект и объект управления

Понятие субъекта в теории государственного управления неоднозначно. Субъект государственного управления Ї это "органы государственной власти...

Институт президента

В государствах с республиканской формой правления высшим должностным лицом, как правило, является президент. Его правовой статус, выражающийся прежде всего в объеме полномочий и порядке их осуществления...

Качество и эффективность государственного управления

Оценка государственного управления, безусловно, может быть связана с выполнением ряда некоторых универсальных условий, к примеру, выполнения принципов организации власти в демократических государствах. Однако...

Объект и субъект муниципального управления

Определить субъект муниципального управления можно, лишь ответив на вопросы, кто регулирует общественные отношения в муниципальном образовании, связанные с обеспечением решения вопросов местного значения...

Организационные структуры управления регионом

Органы государственного управления: понятие и виды

государственное управление законодательство Органы государственного управления -- это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции...

Развитие системы государственного управления

Эффективность - это показатель, оценивающий соотношение между затратами и полученным результатом. В экономической науке обстоятельно разработана категория экономической эффективности и соответствующие критерии ее оценки...

Роль органов исполнительной власти в государственном управлении

Субъект государственного управления -- это органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства...

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь

Хозяйственное управление связано с созданием материальных благ, изготовлением, выработкой и созданием какой-нибудь продукции, производством товаров, оказанием услуг, осуществлением купли и продажи и т.д...

Как уже отмечалось выше на основе Декларации “О государственном суверенитете РСФСР”, принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года...

Суверенитет государства в современных условиях

На основе Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года...

Суверенитет государства и свобода личности

Как уже отмечалось выше на основе Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года...

Федеральный орган исполнительной власти: понятие, система, структура, отрасли и сферы управления

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в характере их деятельности...

Присутствие в правовом статусе главы государства - Президента РФ - элементов административно-правового статуса связано прежде всего с тем, что Президент РФ занимает в системе органов государства совершенно особое место. Он обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать существенное (часто решающее) влияние на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Основы правового статуса Президента РФ содержит Конституция РФ, которая в ст. 11 определяет, что наряду с другими органами власти государ­ственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ. В соответствии со ст. 80 Консти­туции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Кон­сти­туцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий­ской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Субъектом административного права Президента РФ делает то обстоятельство, что в Основном Законе нашей страны закреплен ряд полномочий Президента РФ в области исполнительной власти :

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

Совместно с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Рос­сийской Федерации;

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

Принимает решение об отставке Правительства РФ;

Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Го­сударственной Думой вопрос об освобождении от должности Пред­седателя Центрального банка РФ;

По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

Утверждает военную доктрину РФ;

Формирует Администрацию Президента РФ;

Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;

Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тиче­ских представителей Российской Федерации в иностранных государ­ствах и международных организациях;

Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, а также между органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

Ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сий­ской Федерации;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

Является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;

В случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с не­замедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Кроме того, перед вновь избранным Президентом РФ Правитель-ство РФ слагает свои полномочия. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ отставка Правительства РФ принимается и отклоняется также Президентом РФ. Президент РФ может и самостоятельно принять решение об отставке Правительства РФ.

Президент РФ играет важную роль в сфере исполнительной власти. В частности, Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет непосред­ственное руководство блоком так называемых силовых органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, СВР России и др.).

Президент РФ - это высшее должностное лицо государства и одновременно государственный орган . Статус Президента РФ в качестве органа может вызвать определенные сомнения, поскольку Президент РФ - это конкретное физическое лицо, отвечающее опре­деленным конституционным критериям, победившее на выборах Президента РФ. Однако осуществление президентских полномочий, что совершенно очевидно, невозможно одним лицом, пусть даже Президентом РФ. Аппарат Президента РФ включает в себя централизованные и территориальные органы управления, реали­зующие функции Президента РФ как на уровне федерации, так и на местах.

Должность Президента РФ является выборной. Избирается Пре­зидент РФ на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Фе­дерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Феде­рации не менее 10 лет. При этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, в которой клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Он может также по собственной воле досрочно прекратить исполнение полномочий в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Примечатель-но, что во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Пра­ви­тельства РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью , что является важнейшей гарантией его независимости. Неприкосновенность Президента РФ проявляется прежде всего в таких особенностях его правового статуса, как невозможность легитимного привлечения Президента РФ к уголовной, административной, любой другой ответственности, за исключением политической, меры которой закреплены в Конституции РФ. Такого рода меры ответственности - это отрешение от должности, так называемый импичмент.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Фе­дерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении уста-новленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государствен-ной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при нали-чии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Реше­ние Совета Федерации об отрешении Президента Рос­сийской Феде­рации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Пре­зи­дента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РФ осуществляет свою деятельность посредством издания следующих правовых актов: указы Президента РФ, носящие ярко выраженный нормативно-правовой характер, то есть содержащие нормы, в том числе и административного права, а также распоряжения Президента РФ, не имеющие нормативного характера и отвечающие признакам индивидуальных управленческих актов. В соответствии с Конституцией РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ руководствуется в своей деятельности принципом законности. Следовательно, его акты не должны противоречить Кон­ституции РФ и федеральным законам.

Итак, организационная структура института Президента РФ сложна и закреплена непосредственно в Конституции РФ. Среди многочисленных полномочий Президента РФ, отраженных в ней,- полномочия по формированию Администрации Президента РФ и назначению полномочных представителей Президента РФ, закрепленные в ст. 83 Конституции РФ.

Администрация Президента РФ является центральным органом управления в системе института Президента РФ согласно Указу Пре­зидента РФ от 6 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. В состав Администрации Президента РФ помимо традиционных структур также входят помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Пре­зидента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Феде­рального Собрания РФ, Конституцион­ном суде РФ, управления Пре­зи­дента РФ и т. д.

Цели деятельности Администрации Президента РФ:

Обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства;

Осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;

Подготовка предложений Президенту РФ о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

Содействие Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

Разработка общей стратегии внешней политики Российской Феде­рации, обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

Разработка совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

Обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государ­ственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

Содействие Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

Обеспечение реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.

Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции :

Организация подготовки законопроектов в порядке законодательной инициативы;

Подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Го­сударственной Думой;

Подготовка предложений о подписании Президентом РФ федераль­ных законов либо об их отклонении;

Подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Пре­зиденту РФ документов;

Обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

Подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;

Обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государ­ст­венного Совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

Осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

Подготовка проектов обращений Президента РФ в Кон­сти­ту­цион­ный суд РФ;

Подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

Обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

Обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

Обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

Содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

Обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

Организационное обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по осуществлению актов помилования;

Сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

Учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ;

Обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Задания для самоконтроля

1. Перечислите полномочия Президента РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.

2. Вправе ли Президент РФ исполнять обязанности Председателя Правительства РФ?

3. Дубов обратился в суд с заявлением о признании недействительными Указов Президента РФ об освобождении его от должности председателя Федеральной энергетической комиссии и о назначении на эту должность Верховцева, поскольку согласно ФКЗ «О Правительстве РФ» и Указа Президента РФ о системе ФОИВ решение этого вопроса отнесено к ведению Правительства РФ.

В ответ на аргументы представителей Президента РФ о том, что он действовал в пределах предоставленных ему ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» полномочий, Дубов заявил, что решение этих вопросов произошло без участия Председателя Правительства РФ, который в это время находился в заграничной командировке, поэтому не мог внести Президенту РФ соответствующие представления.

Разрешите дело по существу.

(ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года; Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года; ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14 апреля 1995года.)