Процесс одобрения законов советом федерации. Законодательный процесс в рф

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.

Поступивший из Государственной Думы закон вместе со стенограммой и другими материалами направляется членам Совета Федерации, а также назначенному руководством Совета Федерации ответственному комитету. Члены Совета Федерации могут организовать обсуждение закона, принятого Думой, в субъектах РФ и, если есть замечания, передают их в соответствующий комитет. Комитет их изучает и указывает в заключении, подлежит ли закон обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон подлежит обязательному рассмотрению, комитет решает, рекомендовать Совету Федерации одобрить или отклонить закон. В случае если закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, комитет принимает одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации не выносить его на заседание или рекомендовать вынести на заседание.

В случае если принимается решение рекомендовать одобрение закона Советом Федерации или рассмотреть его на заседании Совета Федерации, процедура во многом аналогична той, что имеет место в Государственной Думе, хотя имеются и существенные отличия. Сначала на заседании Совета Федерации выступает докладчик ответственного комитета, затем происходит обсуждение закона и голосование. Для одобрения необходимо большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. В противном случае закон считается отклоненным. Принятый Советом Федерации закон направляется Президенту РФ для подписания.

Если Президент РФ отклоняет закон, а Государственная Дума повторно принимает его в той же редакции, преодолев таким образом вето Президента РФ, закон вновь поступает в Совет Федерации, если он ранее им принимался. В этом случае комитет Совета Федерации, который ранее давал заключение по отклоненному закону, рассматривает его повторно и дает новое заключение. На пленарном заседании Совет Федерации принимает решение об одобрении или неодобрении закона, отклоненного Президентом РФ. Закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение голосовало менее 2/3 общего числа членов Совета Федерации. Таким образом, в этом случае Совет Федерации солидаризуется с Президентом РФ, ибо президентское вето можно преодолеть только тогда, когда против него проголосуют не только 2/3 депутатов Государственной Думы, но и 1/3 членов Совета Федерации.


Ряд особенностей существует при рассмотрении в Совете Федерации федерального конституционного закона (для его одобрения необходимо 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации), а также закона о поправках к Конституции РФ. Закон о поправках также должен быть принят в Совете Федерации 3/4 голосов от общего состава. Затем Совет Федерации уведомляет субъекты РФ о принятии закона о поправке к Конституции и в течение пяти дней текст закона рассылается законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству ведет учет данных: какие субъекты РФ одобрили закон о поправке к Конституции РФ в целом, какие внесли предложения об изменениях текста. Затем на пленарном заседании Совета Федерации подводятся итоги: одобрен или нет в течение года закон о поправке 2/3 субъектов РФ. Если получено одобрение менее 2/3 субъектов РФ, рассмотрение данного закона прекращается.

В том случае, когда закон отклонен Советом Федерации может возникнуть дополнительный этап – преодоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

С т а т ь я 103. Принятие федерального закона к рассмотрению в Совете Федерации

1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

2. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом в Совет Федерации направляются также постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - постановление Государственной Думы) о принятии федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу.

Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по этому федеральному закону (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ).

3. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Дополнительно поступившие из Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом.

4. Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства Российской Федерации может служить основанием для отклонения Советом Федерации указанных федеральных законов.

5. Установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.

6. Если федеральный закон, подлежащий в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в Совет Федерации менее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Совета Федерации, то он принимается к рассмотрению и не рассматривается на этом заседании палаты. Федеральный закон может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном заседании Совета Федерации.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

7. После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации либо заместитель Председателя Совета Федерации по согласованию с председателями комитетов Совета Федерации определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот комитет, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

8. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации вправе передать федеральный закон для подготовки заключения нескольким комитетам Совета Федерации, определив комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, и комитеты Совета Федерации – соисполнители (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 24 марта 2006 года № 85-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

9. Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.

(Часть 9 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 104. Обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации

Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации и при наличии замечаний по федеральному закону направить их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона

С т а т ь я 105. Предварительное рассмотрение федерального закона комитетом Совета Федерации

1. Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение.

2. Предварительное рассмотрение комитетом Совета Федерации принятого Государственной Думой федерального закона происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации.

При рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

3. Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации.

4. Если федеральный закон направлен нескольким комитетам Совета Федерации для подготовки заключения, то комитет Совета Федерации - соисполнитель представляет свое заключение в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, как правило, до начала заседания этого комитета (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ).

5. В комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не позднее чем за 24 часа до начала заседания комитета представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону.

(Часть 5 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

(Статья 105 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 106. Заключение комитета Совета Федерации по федеральному закону

1. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, должны содержаться:

указание о том, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

при рассмотрении федерального закона, относящегося к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обобщенная позиция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие решения и направивших их в Совет Федерации;

информация о принятых (отклоненных) Государственной Думой поправках Совета Федерации, членов Совета Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона;

(абзац пятый исключен в соответствии с постановлением Совета Федерации от 17 апреля 2013 года № 110-СФ);

оценка политико-правовых и социально-экономических последствий реализации федерального закона.

В заключении комитета Совета Федерации отражаются результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом «а 1 » части 1 статьи 27 настоящего Регламента.

2. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

3. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

4. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, указывается позиция комитетов Совета Федерации – соисполнителей.

5. Заключение комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, представляется Председателю Совета Федерации.

(Статья 106 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 107. Рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации

1. Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с доклада представителя комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, который информирует палату о позиции комитета. Продолжительность доклада не может составлять более 10 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Если проект принятого федерального закона вносился в Государственную Думу членом (членами) Совета Федерации, рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации может начинаться с доклада члена Совета Федерации. Продолжительность доклада не может составлять более 5 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут выступает представитель комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, а также может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Слово для выступления продолжительностью не более 5 минут может быть предоставлено представителю Правительства Российской Федерации. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону представляется членам Совета Федерации в письменной форме. (Абзац первый в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 83-СФ.)

На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы рассматриваемого федерального закона. Членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, в случае если:

федеральный закон регулирует вопросы, указанные в части 5 статьи 18 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»;

федеральный закон содержит нормы, предусматривающие основания и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, для реализации которых необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (за исключением федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период и федерального закона об исполнении федерального бюджета за истекший год и плановый период) (абзац четвертый в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 ноября 2008 года № 375-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

После выступления представителя Правительства Российской Федерации Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Для выступления в прениях по обсуждаемому федеральному закону предоставляется до 3 минут (абзац шестой введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ) .

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ. )

2. Слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента Российской Федерации или официальному представителю Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации этого федерального закона (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ).

3. По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

4. Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

5. По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания Государственной Думы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства Российской Федерации, указанного в части 4 статьи 103 настоящего Регламента, заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления Совета Федерации, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

(Часть 5 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

6. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

7. Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента.

8. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

С т а т ь я 108. Особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации

В случае если четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений:

а) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации;

б) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание Совета Федерации для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов Совета Федерации имеются замечания (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

(Статья 108 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

С т а т ь я 109. Отклонение федерального закона Советом Федерации

1. В постановлении Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) поручение комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

2. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

3. Председатель Совета Федерации может проинформировать о мотивах отклонения федерального закона Советом Федерации Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

С т а т ь я 110. Направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования

1. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.

2. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации без рассмотрения федеральный закон по истечении четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента, Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ) .

Направление принятых федеральных законов в Совет Федерации

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней направляются на рассмотрение в Совет Федерации.

Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Они могут передать федеральный закон нескольким комитетам Совета Федерации, но при этом только один комитет выполняет роль ведущего.

Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции четырнадцатидневный срок, в течение которого "сенаторы" обязаны рассмотреть поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.

Рассмотрение федерального закона в Совете Федерации

Не будучи профессиональной, верхняя палата парламента физически неспособна выполнять такой же объем работ, который возлагается на Государственную Думу. Но есть законы, которые проходят через Совет Федерации в обязательном порядке. Согласно ст. 106 Конституции, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Итогом всей комитетской работы становится заключение комитета по принятому Государственной Думой федеральному закону, которое принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета.

В этом документе неизменно указывается, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон, в соответствии с требованиями ст. 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если такой обязательности нет, то члены комитета ограничиваются оценкой рассматриваемого федерального закона, включающей в себя одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение верхней палаты;

Первый вариант решения - одобрить без рассмотрения на заседании Совета Федерации - принимается, если комитет считает возможным сделать это, без внесения в закон изменений и дополнений.

Противоположное решение - рекомендовать Совету Федерации обсудить федеральный закон на своем заседании - означает, что ответственный комитет неудовлетворен федеральным законом, принятым Думой. Причем предлагаемое отклонение закона может быть двояким: его могут отвергнуть как в целом, так и с предложением внести те или иные изменения и дополнения. При подобном исходе решение ответственного комитета должно быть мотивировано.

Что же касается федеральных законов, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, то здесь процедура выглядит немного иначе. Ответственный комитет имеет право принять одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
б) рекомендовать Совету Федерации отклонить упомянутый федеральный закон, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым такое решение. В некоторых случаях комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, одновременно представляет проект необходимых, по его мнению, изменений и дополнений к тексту закона.
Лишь после этой процедуры происходит рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации.

Одобрение или отклонение федерального закона

Как только Совет Федерации принимает решение о внесении конкретного федерального закона в повестку дня, его рассмотрение в верхней палате можно считать начавшимся. В первую очередь члены палаты заслушивают заключение ответственного комитета. Потом начинается обсуждение, в ходе которого определенная категория должностных лиц Российской Федерации, согласно Регламенту Совета Федерации, обладает правом внеочередного выступления. К их числу относятся: Президент, Председатель Правительства, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор и полномочный представитель Президента в Совете Федерации
.
После того, как обсуждение принятого Государственной Думой федерального закона состоялось, Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

1) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
2) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
Постановление об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, федерального конституционного закона - большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
При отклонении принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

1) отклонить федеральный закон в целом;
2) отклонить федеральный закон ввиду неприемлемости отдельных его положений.
Во втором случае постановление Совета Федерации должно содержать конкретные предложения по изменению закона. В нем также может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой. Кроме этого, в постановлении может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Порядок работы согласительной комиссии определяется регламентами Совета Федерации и Государственной Думы.

В тех случаях, когда Совет Федерации отклоняет федеральный закон, оформляется постановление о его отклонении, которое вместе с федеральным законом в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Повторное рассмотрение федерального закона в Совете Федерации

Конкретный федеральный закон может вернуться в Совет Федерации в двух вариантах. Во-первых, рассматривая повторно ранее отклоненный верхней палатой документ, Государственная Дума может принять его с учетом всех предложений Совета Федерации. Во-вторых, при повторном рассмотрении Государственная Дума может принять закон в редакции, учитывающей лишь часть предложений Совета Федерации.

В первом случае "сенаторы" определяют ответственный комитет, который в своем заключении подтверждает, что все замечания Совета Федерации действительно учтены и на этом основании вносит предложение об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона без обсуждения. Во втором случае закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый, в соответствии с Регламентом.

Рассмотрением Советом Федерации федеральных законов, которые ранее были приняты Государственной Думой является третьей стадией законодательного процесса. Необходимо отметить, что третья стадия законодательного процесса является обязательной.

В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение Совета Федерации.

В Конституции РФ закреплено, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если палата его не рассмотрела в течение 14 дней. Совет Федерации может вообще не рассматривать представленный закон. В таком случае закон автоматически считается принятым (одобренным «по умолчанию»). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ подтвердил, что одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме, т.е. путем голосования, так и в пассивной форме: федеральный закон считается одобренным, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Участие (активное или пассивное) Совета Федерации - обязательный этап законотворческой процедуры .

Как отмечалось выше, в документах, сопровождающих федеральные законы но вопросам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, должно находиться заключение Правительства РФ. При его отсутствии у Совета Федерации может появиться основание для отклонения представленных законов.

Согласно ст. 106 Конституции РФ в Совете Федерации обязательному рассмотрению подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы: о федеральном бюджете; о федеральных налогах и сборах; о финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, денежной эмиссии; о ратификации и денонсации международных договоров РФ; о статусе и защите Государственной границы РФ; о войне и мире. Также обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат все федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ о поправках к Конституции РФ и федеральные законы, отклоненные Президентом РФ (ст. 108 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 23 марта 1995 г. № 1-П дал разъяснение по поводу порядка применения 14-дневного срока для рассмотрения и одобрения в Совете Федерации федеральных законов, перечисленных в ст. 106 Конституции РФ. Из Постановления Конституционного Суда РФ следует, что ст. 106 Конституции РФ не устанавливает особого срока для рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов.

Начав рассмотрение федерального закона в 14-дневпый срок, предусмотренный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении данного закона. Если Совет Федерации в течение указанного срока не завершит рассмотрение закона, принятого но вопросам, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ, то он не может считаться автоматически одобренным, а его рассмотрение должно продолжаться на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении. Отметим, что обязательные законы должны находиться в верхней палате парламента до вынесения окончательного решения палатой, даже если нарушен 14-дневный срок.

В научной литературе выделяют особую стадию - преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой но отклоненному Советом Федерации закону. Согласительные процедуры занимают важное место среди процедур законодательного процесса. Они предполагают совместные поиски общего решения при возникших разногласиях. Согласительные процедуры между палатами парламента происходят в определенных случаях: при возникновении разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации по поводу закона, принятого Государственной Думой и переданного на рассмотрение Совета Федерации. Эта процедура подробно регулируется в регламентах обеих палат .

Следует отметить, что при отклонении закона Советом Федерации возникшие коллизии могут быть разрешены и без использования согласительных процедур, поскольку создание согласительной комиссии является правом, а не обязанностью палат.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы, который в течение пяти дней должен быть направлен Президенту РФ для промульгации.

Конституционным Судом РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10 дано толкование понятия «принятый федеральный закон», под которым понимаются законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации, законы, повторно принятые Государственной Думой в случае несогласия с решением Совета Федерации, и законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в ранее принятой редакции.

В соответствии со ст. 103 Регламента поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в течение 24 ч вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации.

После поступления федерального закона в Совет Федерации Председатель палаты определяет ответственный комитет, который имеет право приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей СМИ. Председатель палаты имеет право передать федеральный закон нескольким комитетам. В случае несогласия или расхождения во мнениях каждый комитет Совета Федерации имеет возможность представить свое заключение в ответственный комитет Совета Федерации.

Необходимо отметить, что установленный Конституцией РФ 14-днсв- ный срок рассмотрения закона исчисляется со дня, следующего за днем регистрации в Совете Федерации.

Согласно ст. 106 Регламента в случае, если федеральный закон не входит в перечень обязательных к рассмотрению Советом Федерации (ст. 108 Регламента), ответственный комитет в своем заключении предлагает одно из следующих решений:

  • 1) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты. В этом случае Председатель Совета Федерации может:
    • - либо согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации;
    • - либо отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой;
  • 2) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон. Если ответственный комитет считает необходимым - отклонить федеральный закон в целом либо внести в него изменения и дополнения, что вполне возможно.

Что касается федеральных законов, для которых в Конституции РФ закреплена процедура обязательного рассмотрения в Совете Федерации, то ответственный комитет вправе рекомендовать Совету Федерации принять одно из следующих решений: одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой, или отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым ответственный комитет считает необходимым его отклонить. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации.

Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании.

Рассмотрение закона в Совете Федерации начинается с оглашения заключения ответственного комитета, материалов Правового управления по данному закону и проекта постановления Совета Федерации, внесенного ответственным комитетом. При обсуждении предоставляется слово представителю Правительства РФ для защиты своих позиций и оглашения официального отзыва о рассматриваемом законе.

При обсуждении закона, который должен быть рассмотрен в Совете Федерации, председательствующий ставит его одобрение на голосование. В случае если вопрос окажется недостаточно подготовленным, палата парламента вправе перенести рассмотрение закона на следующее заседание, где этот процесс должен быть завершен. Данное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. В противном случае председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении данного закона.

Если 14-дневный срок в отношении закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 112 Регламента, пропущен, то закон направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П отметил, что одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме. Федеральный закон считается одобренным, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Иными словами, пропуск 14-дневного срока означает молчаливое одобрение федерального закона.

Принимая решение об отклонении закона, Совет Федерации выносит постановление, где может содержаться перечень разделов, глав, статей, по которым необходимо преодолеть разногласия с Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. После этого в пятидневный срок Совет Федерации направляет в Государственную Думу свое постановление об одобрении либо отклонении федерального закона. А одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в течение пяти дней направляется Председателем палаты Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Что касается принятого Государственной Думой федерального закона, не относящегося к разряду обязательно рассматриваемых в Совете Федерации и не рассмотренного в 14-дневный срок, то на 15-й день со дня поступления из Государственной Думы он также направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.

Федеральный закон в случае отклонения Советом Федерации поступает в Совет Государственной Думы, а затем в ответственный думский комитет, который по итогам рассмотрения может в соответствии со ст. 127 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовать палате одно из следующих решений:

  • а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;
  • б) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;
  • в) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по поводу федерального закона, принятого Государственной Думой и отклоненного Советом Федерации, по инициативе любой из палат, поддержанной другой палатой, может быть создана согласительная комиссия на паритетных началах.

Постановление одной из палат о создании согласительной комиссии направляется в другую палату, а если необходимо участие в работе комиссии представителей Президента РФ и Правительства РФ - и в эти органы.

Депутаты, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях с правом совещательного голоса. Кроме этого, комиссия вправе при необходимости привлекать работников Правового управления и других подразделений Аппарата Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации, приглашать ученых и специалистов в качестве экспертов для содействия в выработке единого текста федерального закона.

Комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст обсуждаемого закона. В соответствии со ст. 129 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации она может принять решение об изменении редакции отдельных статей, в отношении которых не имелось возражений верхней палаты, если такое изменение обусловлено новой редакцией закона.

Необходимо отметить, что решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутаций Государственной Думы и Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации. Оно принимается открытым голосованием, но согласительная комиссия может установить и иной порядок голосования.

Все заседания согласительной комиссии стенографируются. По итогам заседания согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые вносятся изменения. Мнения представителя Президента и представителя Правительства РФ, участвующих в заседании согласительной комиссии с правом совещательного голоса, фиксируются в протоколе отдельно но каждому принятому комиссией решению. После этого все названные выше документы вместе с протоколом согласительной комиссии, в котором фиксируются предложения о преодолении возникших разногласий или обосновывается невозможность преодоления разногласий, данным составом согласительной комиссии передаются в палаты для рассмотрения на ближайших заседаниях.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие дополнительные поправки Государственной Думой не рассматриваются.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить данной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений.

В случае принятия Государственной Думой закона в редакции согласительной комиссии он в течение пяти дней направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Если Государственная Дума при повторном рассмотрении не приняла обсуждаемый закон в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации о его отклонении, то федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в таком порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет об этом Председателя Совета Федерации.

Если при голосовании в Государственной Думе в соответствии со ст. 132 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложение о принятии отклоненного Советом Федерации закона не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый закон считается непринятым. Если протокол согласительной комиссии будет содержать обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом комиссии, то в соответствии со ст. 115 Регламента при его рассмотрении на заседании Совета Федерации палата вправе принять одно из следующих решений:

  • а) изменить предложения Совета Федерации о редакции отдельных положений обсуждаемого федерального закона;
  • б) изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии;
  • в) отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Принятое палатой решение оформляется постановлением, которое в течение пяти дней после его принятия должно быть направлено в Государственную Думу.

Существуют особенности рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации федеральных конституционных законов. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов о вопросах, предусмотренных самой Конституцией РФ.

На федеральный конституционный закон не распространяется положение ч. 1 ст. 105 Конституции РФ о том, что «федеральные законы принимаются Государственной Думой». В отличие от этого, в Совет Федерации передается не принятый Государственной Думой закон, а одобренный ею проект федерального конституционного закона. Законопроект превращается в принятый федеральный конституционный закон только после того, как он одобрен указанным большинством голосов членов Совета Федерации. Если Совет Федерации отклоняет проект федерального конституционного закона, то возможны те же последствия, которые возникают при отклонении Советом Федерации федерального закона (ст. 105 Конституции), за исключением положения ч. 5 ст. 105 Конституции: Государственная Дума не может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием.

Как отмечалось выше, федеральный конституционный закон считается принятым, если поступивший из Государственной Думы в Совет Федерации проект одобрен большинством, не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Вместе с законопроектом, одобренным Государственной Думой, в Совет Федерации направляются стенограмма заседания Государственной Думы и прилагаемые к нему документы.

Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации определяют ответственный комитет, на заседании которого оглашаются или распространяются официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых Советом Федерации проектах федеральных конституционных законов.

Кроме этого, ответственному комитету или комитетам поручается подготовить заключение по проекту конституционного закона, в котором он вправе рекомендовать Совету Федерации одно из следующих решений:

  • - одобрить проект федерального конституционного закона;
  • - отклонить проект федерального конституционного закона;
  • - внести изменения и дополнения, предложенные ответственным комитетом, в одобренный Государственной Думой проект конституционного закона и одобрить его в редакции Совета Федерации.

Процедура рассмотрения проекта федерального конституционного закона на заседании Совета Федерации аналогична процедуре рассмотрения федерального закона. При одобрении комитетом Совета Федерации проекта федерального конституционного закона Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение либо провести голосование по одобрению проекта закона без обсуждения, либо обсудить законопроект.

Постановление об отклонении проекта федерального конституционного закона в течение пяти дней со дня принятия направляется в Государственную Думу. Если Государственная Дума одобрит проект федерального конституционного закона в редакции Совета Федерации, повторное голосование на заседании Совета Федерации не проводится. В случае если повторное рассмотрение Государственной Думой проекта федерального конституционного закона, отклоненного Советом Федерации, приведет к частичному согласию с предложениями верхней палаты, то данный проект закона будет рассматриваться Советом Федерации как вновь принятый.

Что же касается законов о поправках к Конституции РФ, то гл. 16 Регламента при рассмотрении данных вопросов определяет следующую процедуру. В соответствии со ст. 108 и 136 Конституции РФ проект закона о поправке к Конституции РФ после одобрения Государственной Думой должен быть рассмотрен в Совете Федерации. Председатель Совета Федерации направляет поступивший из Государственной Думы проект закона о поправке к Конституции РФ в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а при необходимости - и в другие комитеты Совета Федерации.

В данном случае на комитет по конституционному законодательству и государственному строительству ложится нагрузка обобщения предложений других комитетов палаты парламента к данному законопроекту и подготовки заключения, по итогам которого комитет вправе рекомендовать Совету Федерации одобрить или отклонить данный законопроект о поправке к Конституции РФ. Принятие законопроекта о поправке возможно только в том случае, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

При отклонении законопроекта Совет Федерации может предложить Государственной Думе создать согласительную комиссию и в постановлении об отклонении изложить свою редакцию отдельных положений проекта закона. Данное постановление вместе с проектом закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.

В случае одобрения Советом Федерации федерального закона Председатель Совета Федерации в течение пяти дней с момента принятия закона должен опубликовать для всеобщего сведения уведомление о принятии закона, текст самого закона о поправке с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации, а также информацию об условиях вступления в силу принятого закона и о порядке его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Текст закона о поправке к Конституции РФ направляется для рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть данный вопрос. Учет данных из субъектов осуществляет комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Это показывает, какое внимание Совет Федерации уделяет мнению, высказанному субъектами РФ.

Закон о поправке к Конституции РФ считается одобренным законодательным (представительным) органом субъекта РФ, если данный орган одобрил его в целом, без предложений о внесении в него изменений и дополнений, и направил постановление об этом в Совет Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству оглашает на заседании палаты заключение о результатах рассмотрения федерального закона законодательными (представительными) органами субъектов РФ, после чего результаты рассмотрения оформляются постановлением Совета Федерации, в котором должны содержаться следующие сведения: наименование законодательного (представительного) органа субъекта РФ, который одобрил закон о поправке к Конституции РФ; дата принятия, номер постановления законодательного (представительного) органа субъекта РФ; общее число законодательных (представительных) органов субъектов РФ, одобривших закон о поправке к Конституции РФ; результаты рассмотрения (для одобрения закона необходимо, чтобы «за» высказались законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ).

Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний направить их в комитет Совета Федерации, ответственный за его рассмотрение. В данном случае комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета.

Постановление Совета Федерации незамедлительно направляется Президенту РФ и в законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Текст закона в соответствии со ст. 139 Регламента в течение семи дней с момента установления результатов его рассмотрения в субъектах РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. В противном случае при отсутствии необходимого числа голосов субъектов РФ процедура рассмотрения закона прекращается.

Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» предусматривается процедура обжалования постановления Совета Федерации о результатах рассмотрения федерального закона о поправках в Верховный Суд РФ. Причем это право принадлежит всего двум субъектам - Президенту РФ и законодательному (представительному) органу субъекта РФ. Согласно ч. 4 сг. 11 Закона Президент РФ и законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делуо толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации».
  • См.: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г.№ 33-СФ (далее - Регламент).
  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
    • Конституционные источники
    • Законодательные источники
    • Подзаконные и локальные источники
    • Судебные источники
    • Договорные источники
    • Международные источники
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Понятие основ конституционного строя
    • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
    • Конституционные принципы федеративного устройства
    • Основные конституционные начала общественного устройства
  • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
    • Достоинство человека в контексте современной российской истории
    • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
    • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
    • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
    • Право на объединение
    • Негосударственные организации
    • Некоммерческие организации
    • Общественные объединения
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
    • Политические партии
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
    • Российская Федерация - суверенное - федеративное государство
    • Становление федерации в России и ее особенности
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
    • Из истории российского парламентаризма
    • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
    • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
    • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
    • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации - орган государственной власти
    • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
    • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
    • Структура государственных должностей в Правительстве
    • Компетенция Правительства
    • Правовые акты Правительства
    • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Право граждан на судебную защиту
    • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
    • Система органов судебной власти
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
    • Процесс становления региональных избирательных систем
    • Избирательные системы субъектов Российской Федерации
    • Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Поступивший из Думы закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель председателя Совета Федерации) определяет комитет (комиссию), ответственный за рассмотрение закона, при этом он вправе передать закон нескольким комитетам (комиссиям), определив основной из них. Члены Совета Федерации организуют обсуждение закона в субъектах Федерации и при наличии замечаний но закону направляют их в комитет (комиссию), ответственный за рассмотрение закона.

По итогам подготовки закона к слушанию ответственный комитет (комиссия) принимает заключение, в котором дает оценку закона и формулирует одно из следующих решений: рекомендовать палате одобрить принятый Думой закон; рекомендовать палате отклонить принятый Думой закон. В заключении излагаются мотивы, по которым предлагается закон отклонить.

Рассмотрение принятого Думой закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения комитета (комиссии), ответственного за рассмотрение закона, и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом (комиссией). Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ для оглашения официального отзыва Правительства по закону. После этого Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Если принято решение об обсуждении закона, то по его результатам Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить принятый Думой закон; отклонить принятый Думой закон.

Решение об одобрении или отклонении принятого Думой закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока. Данный срок исчисляется со

дня, следующего за днем регистрации закона в Совете Федерации. Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете федерации, не был рассмотрен в течение 14 дней, он направляется Президенту для подписания и обнародования. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание председателем Совета Федерации распоряжения.

В практике работы Совета Федерации первого созыва (1993-1995 гг.) имели место случаи, когда федеральные законы, по которым истек 14-дневный срок, задерживались до очередного заседания Совета Федерации и не направлялись на подпись Президенту, в связи с чем Дума была вынуждена направлять эти законы Президенту РФ напрямую, минуя Совет Федерации.

Именно так была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, «залежавшаяся» в сейфе председателя Совета Федерации. В связи с этим Советом Федерации был направлен запрос в Конституционный Суд о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ. В принятом по этому поводу постановлении от 23 марта 1995 г. Конституционный Суд исключил возможность направления вступивших в силу законов напрямую, минуя Совет Федерации, однако подтвердил обязанность Совета Федерации строго соблюдать 14-дневный срок рассмотрения федеральных законов, по которым не требуется обязательного решения Совета Федерации.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Думой, а также содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

Принятый Думой и одобренный Советом Федерации закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется председателем Совета Федерации Президенту для подписания и обнародования.