Сравнительная характеристика конституции 1918 и 1924 года. Принятие конституции ссср

Введение

1.Эволюция политической природы в советских конституциях.

2. Права и свободы граждан по советским конституциям

2.1.Право на труд

2.2.Частная и общественная собственность

2.3. Свобода совести2.4. Идеи равенства2.5. Свобода личности3. Избирательная система4. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям.5. Национально-государственное устройство по советским конституциям.ЗаключениеСписок литературы

Введение

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, основные права и обязанности граждан и так далее.

Идея конституции в обществе созревает как идея ограничения государственной власти правом (в иных правовых системах - законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования - государственная власть - должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.

В этой работе попытаемся провести сравнительный анализ Советских Конституций 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.

Во избежание постоянных повторений при написании контрольной работы введем следующие сокращения:

К-1918 - Конституция РСФСР 1918 года;

К-1924 – Конституция СССР 1924 года;

К-1936 – Конституция СССР 1936 года;

К-1977 – Конституция СССР 1977 года.


1. Эволюция политической природы в Советских Конституциях.

Конституция имеет смешанную политико-правовую природу, как и, в значительной степени, все конституционное право. Возникающие на основе ее норм конституционные отношения также могут быть охарактеризованы как имеющие двойственный характер: политический и правовой одновременно.

Взаимосвязь конституции и политики проявляется в двух основных сферах. Во-первых, в широком смысле политические отношения являются одной из важнейших составных частей конституционного регулирования. Конституционные нормы задают юридические границы политическому процессу. Они закрепляют основы политической системы общества,

Во-вторых, в самой конституции воплощается определенная политика государства, стремления разработчиков проекта закрепить те или иные принципы и политические ценности.

Первая советская конституция (К-1918) - закрепила победу пролетариата и беднейшего крестьянства после Октябрьской революции и активно использовалась большевиками как средство политической борьбы с социальными слоями и классами, не разделявшими идеалы социалистического строительства.

Это отражено в ст.1 К-1918 "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам." и находит продолжение в ст.7,9: "…Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам …", "Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти."

Анализируя первую Российскую Конституцию можно констатировать ее преимущественный политический характер – закрепление нового строя, новых основ государственной власти. Это отражено в первом из шести разделов К-1918 "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая по сути своей и содержанию была скорее политическим, чем правовым документом. Политическое значение диктатуры пролетариата сохранилось и в последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг.. "…Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения …", Ст.2 К-1936: "Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата". Ст.3 К-1936: "Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся."После смерти И. В. Сталина и осуждения культа личности в период правления Н. С. Хрущева стала формироваться доктрина общенародного развитого социалистического государства, которая нашла воплощение в нормах К-1977. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность с прежней доктриной диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития. В К-1977 политической системе и общественному строю отведена целая часть. В этой Конституции была предпринята попытка кроме чисто политического придать ей и всеобъемлющий юридический характер. В К-1977 отражено идея полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 К-1918), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 К-1936). К-1977 впервые записала в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". К-1977 закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы). К-1977 закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе эволюции Конституции СССР в плане политической природы претерпели большие изменения от сугубо авторитарной диктатуры пролетариата, до политики "дальнейшего развертывания социалистической демократии" (ст.9 К-1977). В преамбуле к К-1997 говорится "Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Там же четко определилась политическая цель государства в построении коммунистического общества. Тем не менее, несмотря на всю демократичность, в К-1977 ст.6 закрепляет в Основном законе однопартийную политическую систему.

2. Права и свободы граждан по советским конституциям.

2.1. Право на труд

К-1918 провозгласила идею уничтожения эксплуатации человека человеком и тут же заменяло ее идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность (ст.1 п.е, ст.18). В К-1924 (ст.1 п.у) только упоминается, что установление основных законов о труде находится в ведении верховных органов СССР и определяет в сфере труда орган исполнительной власти (ст.37). В К-1936 правам и свободам граждан отводится целая глава, чего не было в К-1918. В К-1936 (ст.12) "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина…", опять прослеживается идея принудительного государственного труда. Ст.118 К-1936 только гарантирует гражданам право на получение работы с справедливой оплатой труда, но опять же не отменяет всеобщую трудовую повинность. Отдельная глава о правах и свободах граждан имеется и в К-1977. Ст.14 и 40 в Основном законе 1977г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

2.2. Частная и общественная собственность

В К-1918 понятие частной собственности отсутствует, согласно этой Конституции все богатства страны объявляются общенародным достоянием, собственностью рабоче-крестьянского государства . В К-1936 появилось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом (ст.10). Ст.7 дает право и колхозникам иметь в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Вводится разделение социалистической собственности (ст.5) на формы государственной и кооперативно-колхозной. Охрана общественной социалистической собственности в К-1936 возложена ст.131 на каждого гражданина, лица покушающиеся на общественную собственность объявляются врагами народа.В К-1977 понятие частной собственности определено так же как и в К-1936. По К-1977 граждане получает право на личное пользование землей согласно ст.13. В эту же статью вносится оговорка, что "имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества."Социалистическая (общественная) собственность представлена в К-1977 так же как и в К-1936 с небольшой разницей; в понятие социалистической собственности включено так же имущество профсоюзов и других общественных организаций. Земля, недра, воды и леса определены в понятие исключительной собственности государства. Согласно ст.10 К-1977 теперь государство охраняет свою собственность. Лица, посягающие на социалистическую собственность теперь наказываются по закону.2.3. Свобода совести Общий принцип "Церковь отделена от Государства и школа от церкви" прослеживается во всех Советских Конституциях. Первая Конституция 1918г. лишила духовенство части гражданских прав, в частности избирательного, но не запрещала религиозную пропаганду (ст.13 К-1918) и одновременно, предоставила свободу действий атеистам. К-1936 восстановила равенство избирательных прав, однако действовавшее законодательство жестко ограничивало в правах на религиозную деятельность, (ст.124 К-1936). В К-1977 ст. 52 откровенно двусмысленна, с одной стороны она провозглашает свободу вероисповедания, но не разрешает вести религиозную пропаганду, только "…отправлять религиозные культы…", заметим при этом, что атеистическая пропаганда правомерна. Тем не менее, духовенство по К-1977 получило защиту Государства в плане запрещения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Вся атеистическая деятельность организовывалась и направлялась правящей коммунистической партией, которая отрицала любую религию. Даже не смотря на положения Конституций, официально отказ от государственного атеизма зафиксирован в законе от 25 октября 1990 года "О свободе совести и религиозных организациях".2.4. Идеи равенства К-1918 юридически закрепила равенство мужчин и женщин. Это было достижением пролетарской культуры. Впервые в истории России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в эмансипации женщин. "Человек", как субъект права не был заявлен в К-1918. Основная терминология К-1918 "Гражданин", "Трудящийся". Эти понятия и определили понимание меры свободы и равенства граждан в обществе. Исходя из определений К-1918 (ст.7) мужчины и женщины имели одинаковый статус, они были равны, были "трудящимися массами". Можно сказать, что классовая идеология в К-1918 привела к обезличиванию человека, личности и в том числе путем стирания гендерных характеристик. В разделе "Активное и пассивное избирательное право" нет прямого указания на пол, есть лишь обобщающая формула "лица обоего пола". Женщина должна была а) заниматься домашним хозяйством и б) обеспечивать кому-то возможность производственного труда. Эти два условия были обозначены и соединены с признаком женского пола. Так, по пролетарски, упрощенно были закреплены избирательные права женщин.Ст.3 К-1918 вводит для граждан всеобщую трудовую повинность. Соединение политических прав с обязанностью трудиться означало, что граждане обоих полов были обязаны трудиться, чтобы быть субъектами правовых отношений.К-1924 не затрагивает положение человека гражданина, мужчины и женщины в обществе.В К-1936 две статьи (122, 123) затрагивают вопросы равноправия. Ст.123 затрагивает общие вопросы равноправия, ст.122 – равноправия мужчин и женщин. В целом К-1936 закрепило равенство лишь по двум социальным показателям: расы и национальности. Это лишь говорит об ограниченности понимания равноправия. Ст.122 закрепила, что "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной". Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого. Вряд ли тут можно говорить о идее равенства полов, здесь отсутствует основная идея уважения прав человека вне зависимости от пола. Подобная ситуация и в ст.137, где "женщины пользуются равными правами избирать и быть избранными наравне с мужчинами". Ст.135 о всеобщих выборах закрепила право избирать в независимости от пола. В представлении советского государства женщина была не только труженицей, но и матерью. Роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться (ст.122). Статус отцовства в К-1936 не был предусмотрен. К-1936 провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка. Не смотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен. Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений по К-1936 нет оснований. Ст. 35 К-1977 закрепила равные права женщин и мужчин, а так же предоставление женщинам равных с мужчиной возможностей. Это гарантировало не только равенство в правах, но и равенство фактическое. Теперь мужчины и женщины имели равные права без изъятий. В ст.53 впервые был затронут институт брака и семьи, вопрос о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях.2.5. Свобода личности Ст.127, 128 К-1936 гарантировала Гражданам СССР неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.В К-1977 эти принципы получили более широкое толкование. Ст. 56 определила понятие личной жизни и охрану ее законом, а ст.57 вменила в обязанность всех государственных органов и должностных лиц уважение личности, охрану прав и свобод. Кроме того, в К-1977 предусмотрено право граждан осуществлять ответные правовые действия за ущемление своих прав. Право человека на свободный выбор места жительства принадлежит к числу основных и должно быть признано естественным правом. Это право зафиксировано в статье 13 п.1 Всеобщей декларации прав человека и в статье 12 п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, который с 1976 года вступил в силу и, следовательно, имел на территории Советского Союза статус закона. Тщетно было бы, однако, искать какой-либо советский законодательный акт, который бы если не гарантировал, то хотя бы декларировал это право. Не было права свободного выбора места жительства и в последней Конституции СССР от 7 октября 1977 года, где не забыто даже "право на пользование достижениями культуры", хотя эта Конституция была принята уже после вступления в силу упомянутого Пакта и должна была быть с ним согласована. Тем более отсутствовало упоминание об этом праве в предыдущих советских конституциях. Права и свободы граждан по Советским Конституциям не исчерпываются, рассмотренными в этой главе. Необходимо отметить, что все Конституции провозглашали право граждан на бесплатное образование, во всех была определена обязательная воинская повинность, рассматривались вопросы свободы слова, печати, собраний. Поднимались социальные вопросы права на охрану здоровья, права на отдых, пенсионного обеспечения и другие. Во всех конституциях страны до 1977 года в триаде "государство - общество - гражданин" государству отводилось первое, решающее и доминирующее место, государство само определяло характер, содержание, объем и порядок общественных отношений и место в них гражданина. В К-1977 изменился сам характер взаимоотношений между ними: государство отныне не "дарует" человеку права и свободы, а признает и защищает уже имеющиеся у индивида права. Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в К-1977 г. (в К-1936 глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).
3. Избирательная система

По К-1918 прямые выборы проводились в сельские и городские Советы. Применялся так называемый производственно-территориальный принцип выборов. Т.е. работающее население в городах избирало депутатов по производственным единицам. Остальное население в городах и сельской местности избирало депутатов по территориальному принципу, т.е. по месту жительства. Выборы проводились на открытых собраниях избирателей. Для остальных уровней выборы были многостепенные, т.е. депутатов (делегатов) вышестоящих съездов Советов избирали депутаты (делегаты) нижестоящих Советов или съездов Советов. Нормы представительства на выборах давали преимущества рабочим перед крестьянами, т.е. в городах один депутат избирался от меньшего числа избирателей (населения), чем в сельской местности.

Таким образом, Конституция СССР 1924 года явилась результатом образования Советского Союза и его логическим завершением. Колебания между формой юридического закрепления этого государства завершилось в пользу именно Основного закона, а не Договора. Союзный договор стал, следовательно, лишь определенным этапом в истории оформления Союза ССР. Споры о форме конституирующего документа были проявлением как определенных сепаратистских настроений в рядах руководителей некоторых союзных республик, в первую очередь Украины, так и простым непониманием важности правильной правовой формы закрепления нового государства. Победила, однако, рациональная линия, отвечавшая требованиям времени и дальнейшей перспективы развития СССР.

Философ А.Н. Медушевский выдвинул странную идею о том, что партия в Конституции 1924 г. "формально закрепляя федеративный принцип, ...реально проводила курс на последовательное сворачивание прав республик и превращение их в автономии". Юристы знают, что превратить союзное государство в государство с автономными образованиями практически невозможно и, конечно, такого процесса в истории Советского государства не было. Другое дело, что Ленин и Сталин никогда не скрывали, а наоборот, подчеркивали временный характер федеративного устройства, полагая, что ему на смену должен прийти социалистический унитаризм - форма государственного единства, более удобная для развития экономики, культуры и пр.

Конституция союзного государства, каким стал Советский Союз с 1922 года, исходила из концепции разделения суверенитета, то есть субъектами суверенных прав и обязанностей стали как сам Советский Союз, так и его члены, между которыми были построены гармоничные отношения. СССР взял на себя наиболее важные функции, обеспечивающие прочность государства и дальнейшее его развитие. Права Союза были исчерпывающе зафиксированы в законе. Остальные ничем не ограниченные возможности оставались за республиками - членами союзного государства. Это обеспечивало свободное развитие как самого Союза, так и его членов - союзных республик, необходимую свободу всякого рода самоопределения, в первую очередь хозяйственного и культурного. Советский Союз не ограничивал развитие народов, а наоборот, создавал условия для их дальнейшего роста. Не случайно уже в период до создания второй Конституции Союза в него вошли три новых союзных республики, получившие такие же права, как и государства-учредители.

Гармония между государством в целом и его частями в федерации не означает, конечно, "гармонии федеративного и унитарного начал" в федеративном государстве, как это утверждает один автор. Федерализм и унитаризм - диаметрально противоположные принципы организации государственного единства: или государство простое, или оно сложное - третьего не дано. Конечно, можно превратить любое федеративное государство в унитарное и наоборот, но это уже другой вопрос. Одновременно же и то же государство не может быть неким гермафродитом - и федерацией, и унитарным государством .

Конституция создала и закрепила систему высших органов власти, управления и юстиции, а также органов государственной безопасности. Эти органы создавались исходя из опыта строительства союзных республик, и прежде всего РСФСР. Всесоюзный съезд Советов почти полностью копировал Всероссийские съезды, особенно по порядку образования и составу. Да и компетенция его была сходна с кругом полномочий съездов Советов РСФСР. Вместе с тем имелись неизбежные отличия, вытекавшие из особенностей правовой природы Союза.

Центральный Исполнительный Комитет СССР уже отличался от ВЦИК и ЦИК других союзных республик. В ходе строительства Союза и разработки его Конституции родилась идея двухпалатности, обусловленная стремлением более четко и конкретно обеспечить интересы союзных республик. Эта идея не вытекала из опыта отношений между республиками накануне образования Союза, но была вполне плодотворной, как новая форма организации связей внутри федерации.

Конструкция ЦИК Союза ССР определила и новую структуру Президиума ЦИК. При этом как сам ЦИК Союза, так и его Президиум изменялись в последующие годы в силу возникновения новых членов союзного государства, включавших в эти органы своих представителей.

Совет Народных Комиссаров СССР был также подобен правительствам союзных республик. Однако состав его резко отличался. Это проистекало из идеи трех видов наркоматов, родившейся еще до образования СССР, в ходе организации связей между Советской Россией и союзными с ней республиками, но теперь поднятой на новую ступень. Надо сказать, что ведомства по количеству распределялись почти равномерно: пять народных комиссариатов стали общесоюзными, пять - союзно-республиканскими, или, по тогдашней терминологии, объединенными, и шесть относились к республиканским. Такая конструкция, как и создание второй палаты ЦИК Союза, решала все ту же задачу - обеспечить наилучшее сочетание интересов Союза в целом с особенностями его членов. Первая группа наркоматов отвечала наиболее общим интересам федеративного государства, связанным, прежде всего, с внешними функциями, вторая группа сочетала дела общесоюзные с республиканскими, наконец, третья имела дело с национальной спецификой каждой союзной республики.

В отличие от конституций союзных республик Основной закон Союза уделил специальное внимание, специальную главу органу правосудия - Верховному суду СССР. Верховные суды существовали и в союзных республиках, прежде всего в РСФСР, но ни одна из конституций этих республик не уделяла им никакого внимания. Поэтому в данном вопросе Основной закон Союза шел по непроторенному пути. Правда, и функции Верховного суда СССР отличались от задач верховных судов республик. Он был связан с судебной системой членов Федерации сложными узами. С одной стороны, он стал как бы вершиной судебной системы всего Союза, с другой стороны, процессуально мало координировал свою деятельность с судами членов Союза.

В отличие от конституций союзных республик, Основной закон Союза включил специальную, хотя и маленькую, главу об органах государственной безопасности - об Объединенном государственном политическом управлении.

Конституция 1924 года просуществовала с точки зрения исторической весьма не долго - каких-то 12-13 лет. Но это были сложные и ответственные годы строительства социализма, победа которого была увенчана принятием нового Основного закона СССР, построенного на новых принципах.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

  • 1. это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;
  • 2. нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:
    • а) высший орган власти - Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);
    • б) Совет народных Комиссаров (СНК - высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);
    • в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий - 3 года);
  • 3. в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;
  • 4. закреплялась политическая основа СССР - советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;
  • 5. экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);
  • 6. хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;
  • 7. труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;
  • 8. принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;
  • 9. центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:
    • а) представительство страны в международных отношениях;
    • б) решение вопросов войны и мира;
    • в) принятие в состав СССР новых республик;
    • г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;
  • 10. статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. В этом также была ее особенность. В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: это была самая демократическая Конституция в мире в тот период; демократическая по форме эта Конституция была бездействующим Основным Законом; она была перечеркнута чрезвычайными мерами; в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли; это был клочок бумаги и т.д.

Таковы принципы, основное содержание, особенное Конституции СССР 1936 г. и ее оценка в литературе.

Сравнительная характеристика Конституции РСФСР 1918 года и Конституции СССР 1924 года

  1. Сравнение принципов построения РСФСР и СССР как многонациональных государств.

В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик в состав, которого первоначально вошли 4 республики: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Белорусская Социалистическая Советская Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, которая в свою очередь состояла из Советской Социалистической Республики Азербайджан, Советской Социалистической Республики Армения и Советской Социалистической Республики Грузия. Как и РСФСР по Конституции 1918 года СССР по Конституции 1924 года был провозглашен федерацией, в которую республики входили на принципе добровольности. Но были различия в принципах построения РСФСР и СССР.

Во-первых, СССР строился только на национально-территориальном признаке, в отличие от РСФСР, где наряду с национально-территориальным принципом был закреплен административно- территориальный принцип построения федерации, т.е. существовали не только национальные республики, но и области и края, построенные по административно- территориальному признаку.

Во- вторых, СССР объявлялся союзом равноправных республик, в то время как в РСФСР такого равноправия между субъектами федерации не закреплялось. Из этого можно сделать вывод, что республики, входившие РСФСР занимали более высокое положение, чем субъекты, образованные по административно- территориальному признаку.

В-третьих, в конституции СССР 1924 года закреплялось право свободного выхода республик из состава СССР. Такое положение также отсутствовало в Конституции РСФСР 1918 года.

В-четвертых, закреплялся принцип открытости Советского Союза для всех существующих и будущих социалистических республик. Это означало, что любая социалистическая республика, пожелавшая вступить в СССР, может беспрепятственно это сделать. Такой принцип не был провозглашен в РСФСР.

Таким образом, и РСФСР И СССР были федерациями. Но в Конституции РСФСР 1918 года были провозглашены всего три принципа построения многонационального государства. Это принцип добровольности, административно- территориальный и национально-территориальный принципы. В Конституции СССР по сравнению с Конституцией РСФСР сохранялись принцип добровольности и национально-территориальный принцип построения, но уже отсутствовал административно- территориальный принцип. Кроме этого были закреплены принципы, равноправия, открытости для вступления новых субъектов федерации, принцип свободного выхода из состава СССР.

  1. Сравнение систем и принципов формирования федеральных органов РСФСР и СССР по Конституциям 1918 и 1924 годов.

Верховным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. В перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК. Таким образом, в отличие от государственного устройства РСФСР, где Президиум ВЦИК не был отдельным государственным органом, а только готовил вопросы для обсуждения во ВЦИК, в СССР Президиум ЦИК стал самостоятельным органом государственной власти. СНК СССР в отличие от СНК РСФСР не обладал законодательными полномочиями и выполнял только распорядительные и исполнительные функции.

Главным принципом построения государственного аппарата был федерализм, т.е. разграничение полномочий между органами республик и федеральными органами государственной власти. Оно достигалось разделением наркоматов на три группы: общесоюзные, существовавшие только в Союзе и решающие общефедеральные вопросы, объединенные наркоматы, которые создавались и в Союзе и в республиках, и республиканские наркоматы, создававшиеся только в республиках. В свою очередь в РСФСР такого разделения наркоматов не было.

Появлялись новые наркоматы и другие органы государственной власти. Так, например, было образовано Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) при СНК, которое имело в республиках местные органы ГПУ. Председатель ОГПУ входил в состав СНК СССР с правом совещательного голоса.

Сохранялся принцип централизма, но он занимал второстепенное положение, т.к. на его основе строилась деятельность только объединенных наркоматов. Сохранялся принцип коллегиальности органов государственной власти, как и по конституции РСФСР, так как верховный орган Всесоюзный съезд Советов был коллегиальным органом. Также сохранился принцип демократизма в формировании государственного аппарата, т.к. Советы оставались выборными органами. Выборы оставались непрямыми, а многоступенчатыми. В Конституции 1924 года уже нет принципа классовости в формировании системы государственных органов, как это было в Конституции РСФСР 1918 года.

Таким образом, Конституция СССР 1924 года сохранила принципы демократизма, коллегиальности в построении госаппарата, меньшую роль стал играть принцип централизма, большее значение стал иметь принцип федерализма. Полностью отсутствует принцип классовости в построение системы государственных органов. Произошли изменения в построении системы федеральных органов. СНК СССР не выполнял законодательных функций, Президиум ЦИК вошел в систему государственных органов, ЦИК стал двухпалатным, в него входили Союзный Совет и Совет Национальностей, произошло деление наркоматов на три группы: общесоюзные, объединенные и республиканские, появились новые органы - ОГПУ и др.

проанализировать Конституции Советского Союза (1924, 1936, 1977 годов) с точки зрения обеспечения прав этносов.

1.Права этносов в Конституции СССР 1924 года......................................... 3

2.Конституция СССР 1936 года о правах этносов....................................... 7

3.Положения Конституции СССР 1977 года о правах этносов.................... 9

Список литературы:...................................................................................... 12

1. О правах этносов по Конституции СССР 1924 года

Образование нового государства ознаменовалось принятием Основного Закона - Конституции СССР 1924 года. Указанный документ представляет интерес в связи с особенностями территориального устройства государства и складывающимися взаимоотношениями между союзными единицами – республиками. Любопытно, что каждая из них – это самостоятельное государство, в основе своей имеющее титульную или государствообразующую нацию. Естественно, что актуальным для новой советской власти был вопрос формирования такой системы вертикальных («центр-республика») и горизонтальных («республика-республика») взаимоотношений, которые бы содействовали укреплению новой формы государственности, но никак не служили бы источником распрей и конфликтов на национальной почве.

Обозначенный вопрос тем более актуален, что проблема межнационального взаимодействия испокон веков выступала слабым местом человеческой цивилизации. Действительно, исторический анализ показывает, что самые тяжелые, самые кровопролитные войны и столкновения случались именно ввиду национальной и религиозной ненависти.


Проблема заключается еще и в том, что, действительно, к национальному вопросу примешивается и вопрос религиозный, поскольку в указанных «ноообразованиях» советского государства существовали (и до сих пор существуют) различные трационные конфессиональные сообщества.

Исходя из указанного исследовательский интерес представляет изучение особенностей регламентации правового положения этносов (национальных образований) нормами Конституции СССР 1924 года.

При этом указанное исследование целесообразно осуществлять в с учетом специфики социально-политической и экономической ситуации, сложившейся на момент принятия указанного документа.

Период новой экономической политики дает оснвоания предположить, что советская власть делала ставку на смягчение социально-экономической политики в вопросе сохранения и упрочения собственного положения. Это также, на наш взгляд, выражалось и в национальной политике, в рамках которой руководство провозгласило достаточно обширный набор прав и свобод этнических собществ, входящих в состав государства.

Согласно положениям Раздела первого данного документа - «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик», являвшейся своего рода преамбулой к тексту документа, национальные союзные республики, а также их население наделялись определенными конституционными характеристиками.

Налицо идеологизированность и политизированность ключевых положений анализируемого документа.

Специфично использование такого термина как «клубок национальных противоречий» как угрозы системе и строю капитализма. Отсюда становится ясным то значение. которое придавалось руководством страны национальному вопросу и грамотной национальной политике.

Далее констатируется, что «только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов». Обозначенная норма есть не что иное, как закрепленный в Конституции фундаментальный принцип, положенный в основу взаимоотношений национальных республик и их населения: идея братского сотрудничества и обстановка взаимного доверия были признаны характеристикками государства, достигшего цели построения социализма.

Логика законодателя очевидна: «Союз является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем…».

Приведенные тезисы получают свою дальнейшую конкретизацию в специальных нормах Конституции СССР 1924 года. Так, Глава 2 «О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве» устанавливает понятие суверенитета союзных республик, что следует понимать как возможность самостоятельного решения вопросов государственного управления . В частности, суверенитет проявляется в праве республик принимать собственные конституции и вносить в них изменения самостоятельно. Кроме того, императивно закреплено положение о невозможности изменения территориальных границ союзных республик.


Законодатель указывает, что ограничением суверенитета являются пределы, указанные в Конституции – их суть сводится к перечислению предметов ведения центральной власти Союза. По вопросам, не входящим в указанные пределы, каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик.

Как видим, принцип равноправия народов, провозглашенный в преамбуле, конкретизирован в рассмотренной выше норме о суверенитете республик. Помимо этого, данный принцип уточняется в ч.7 данной главы, устанавливающей единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

Далее повторно предписывается сохранение за каждой из союзных республик права свободного выхода из Союза (ч. 4 гл. 2). Согласно ч.6 данной главы решение данного вопроса предполагает выражение мнения каждой из союзных республик.

Если мы проанализируем Главу 10 Конституции 1924 года «О союзных республиках», посвященную государственным органам республик, то сможем обнаружить, что республиканский механизм управления аналогичен центральному аппарату с той лишь разницей, что имеется некотрое ограничение по вопросам ведения.

Интересно, что при иерархической соподчиненности данных уровней власти, «право амнистии , а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохраняется за центральными исполнительными комитетами этих республик».

По большому счету, положения Конституции СССР 1924 года достаточно демократичны в плане определения основных направлений и сущностных моментов национальной политики государства. Полагаем, что именно подобная политика была необходима и целесообразна на рассматриваемом этапе формирования новой формы государственности России.

2. Конституция СССР 1936 года о правах этносов

Если в предыдущей части работы мы оценили Конституцию 1924 года в качестве достаточно демократичной в отношении национальной политики, то в научной литературе Конституция СССР 1936 года определяется как одна из самых демократических конституций современности и политической истории СССР, в частности.

Работа с текстом данного документа, по сути, подтверждает указанный вывод. В то же время, следует различать декларируемое от фактического. Рассматриваемый период – середина периода правления – времени жесткого, требовательного ко всем и к каждому, предтеча широких репрессий и легендарно-тиранического 37-го года.

Из содержания ст. 6 Конституции СССР 1936 года, включающей в себя указание на принадлежность основных материальных активов, в том числе, природных ресурсов, государству или народу - «…являются государственной собственность ю, то есть всенародным достоянием», следует, что, во-первых, продолжается «линия» закрепления принципа равноправия народа, а во-вторых, что государство отождествляет себя с народом, что, конечно, очень показательно.

Изучение Главы II «Государственное устройство» показывает, что основная масса норм, касающихся суверенитета республик, его ограничения центральной властью, гражданства национального населения республик, вопросов изменения территориальных границ, остались в прежнем виде, не изменив своего содержания. При этом указанная глава дополнена нормами: о праве республики участвовать во внешнеполитической деятельности – причем, характер возможных к заключению соглашений с иностранными государствами конкретно не указывается; о наличии республиканских войсковых формирований; о соотношении юридической силы законов республик и общесоюзных – при этом устанавливается верховенство последних в ситуациях коллизионных противоречий. Что интересно, принцип гражданства дополнен – наряду с общесоюзным гражданством предоставлена возможность иметь гражданство конкретной республики.

Следует отметить, что в Главе X «Основные права и обязанности граждан » мы не встретим норм о дискриминации по признаку национальности, гражданства и проч. Это очень существенная характеристика, которую следует толковать как последовательное закрепление принципа равноправия народов Союза.

3. Права этносов в положениях Конституции СССР 1977 года

Конституция СССР 1977 года, как правило, в школьных учебниках по новой и новейшей истории определяется как Конституция «развитого социализма». Это утверждение в основе своей имеет употребление указанного термина непосредственно в тексте закона.

Солидный объем вводной части - преамбулы документа, связан с перечислением основных исторических перепитий, имевших место в истории формирования Советской России – это объясняется юбилейной датой 60-летия Октябрьской революции, случившейся на момент принятия Основного закона. Далее здесь же говорится о свершившейся «дружбе наций и народностей СССР», а также следует толкование указанного выше термина «развитый социализм» применительно к характеристикам советского общества. В частности, указывается, что «это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ».

Ст. 1 закрепляет положение о том, что Союз ССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Как видим, не утрачивает своей актуальности принцип равноправия – не напрасно преамбула к документу говорит о преемственности с ранее принятыми Конституциями СССР. В ст. 2 уточняется, что вся власть в СССР принадлежит народу. Прежние, рассмотренные выше Конституции СССР 1924 и 1936 гг. не содержали такого прямого указания, ограничиваясь лишь определением принадлежности природных ресурсов государству, т. е., народу.

В отличие от Конституций 1924 и 1936 гг. ст. 7 Конституции 1977 года предусматривает запрет на разжигание розни по национальному признаку, что очень показательно и характеризует специфику развития общественных отношений в указанной сфере.

Исходя из содержания ст. 19 Конституции 1977 г. следует, что социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции с уточнением о способствовании государства, в частности, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Очевидно, это достаточно несущественная трансформация формы выражения принципа равноправия народов и наций государства.

Впервые на конституционном уровне говорится о поощрении народного художественного творчества (ст. 27) – это означает ослабление «повального» уравнивания, в том числе, за счет стирания границ национальной идентичности, и предоставляет некоторые возможности для развития форм идентификации, прежде всего, культурной специфики наций.

Ст. 33 дублирует норму Конституции СССР 1936 г. об общесоюзном и союзном гражданстве, а ст. 34 – устанавливает равноправие народов, перечисляя признаки, по которым оно может быть нарушено. Положения ст. 36 специально посвящены характеристике равноправия граждан СССР различных рас и национальностей. При этом «осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР». Этой же нормой вводится принцип наказуемости дискриминации, в том числе, по национальному признаку.

При изложении особенностей государственного устройства, законодатель формулирует сущность Союза Советских Социалистических Республик – это «единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма» (ст. 70).

Таким образом, мы можем заключить, что провозглашенные в Конституции СССР 1924 г. основные принципы взаимоотношений национальных республик между собой и центром, в порядке правопреемства получили свое закрепление в нормах последующих Основных законов государства, несколько видоизменяясь в связи с развитием общественных отношений, и юридической техники законодателя, все более освобождающегося от идеологической нагрузки при формулировании основных положений закона.

Список литературы:

1. Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических республик (Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года) // http://www. /dokumentyi/konstitutsiya-sssr-1924-goda-tekst. html

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 01.01.2001) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990.

4. , Чистяков истории советской Конституции. М., 1987.

Чистяков истории советской Конституции. М., 1987. С. 61.

1.История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.

Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции. В этот период времени функции её конституции выполняли декреты Советской власти, т.е. акты, принимаемые Всероссийским съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров (правительством). Принятые в это время акты конституционного значения можно подразделить на четыре группы.

Первая группа – это акты, направленные на устранение эксплуататорской системы хозяйства и создание экономических основ Советской власти. К ним следует отнести Декрет II Съезда “О земле”, Положение о рабочем контроле от 27 ноября 1917 г., “О социализации земли” – Декрет от 9 февраля 1918 г. и др.

Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства. К этой группе относятся, в частности, «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917 г., а также “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, принятая III Всероссийским съездом 25 января 1918 г. В этом документе в обобщенной форме закреплялись основы общественного и государственного строя. “Декларация” объявила Россию Республикой Советов. По форме государственного устройства республика учреждалась как федерация советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций.

Третья группа декретов посвящена созданию механизма Советского государства. К числу таких актов следует отнести специальное Обращение II Всероссийского съезда Советов от 8 ноября “Об учреждении Совета Народных депутатов”; Декрет II Съезда “О полноте власти Советов” и др.

Четвертой группой декретов Советская власть стремилась установить демократические основы правового положения граждан. Такими декретами были: Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” (введен институт гражданства); постановление СНК от 11 ноября “О восьмичасовом рабочем дне”; декрет СНК от 2 февраля 1918 г. “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” и др.

2. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР и представите его на утверждение следующего съезда Советов. Конституционная комиссия была образована ВЦИК 1 апреля 1918 г. в составе: большевики – Свердлов Я.М., Сталин И.В., Покровский; левые эсеры – Шрайдер и Магеровский; эсеры-максималисты – Бердников; было также шесть представителей от наркоматов. В комиссии работали специалисты от наркомюста, НКВД и ВЦИК. Комиссия работала с 5 апреля по 5 июля 1918 года. 4 июля 1918 г. проект Конституции был представлен на обсуждение V Всероссийского съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята.

Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года. – Принятая V Съездом Конституция состояла из шести разделов: I-й – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II-й – Общие положения; III-й – Конструкция Советской власти; IV-й – Избирательное право; V-й – Бюджетное право; VI-й – О гербе и флаге РСФСР. Т.е., Конституция, по сути дела, содержала все необходимые компоненты, определяющие устройство государства. Однако характер обстановки, которая сложилась в стране к моменту принятия Конституции, наложила на неё специфические особенности по содержанию, форме и на политико-правовые свойства.

Прежде всего, в статье 9 Конституции была определена основная задача «...рассчитанной на настоящий переходный период Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет деления на классы, ни государственной власти».

Что наиболее характерно для Конституции РСФСР 1918 г.?

Во-первых, в Конституции была провозглашена новая форма правления. В статье 1-й раздела I-го Конституции было установлено, что Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам;

во-вторых, в Конституции закреплялась форма государственного устройства Российской Республики. В статье второй названного раздела закреплялось положение о том, что Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерациясоветских национальных республик. Были определены также основные принципы федерации и областной автономии;

в-третьих, за трудящимися (!) Конституция закрепила целый ряд демократических прав и свобод. Так, за трудящимися закреплялась свобода выражения мнений (ст.14), свобода собраний (ст.15), митингов и шествий (ст.15), свобода совести (ст.13), свобода союзов (ст.16), свобода доступа к знаниям (ст.17). Конституция закрепила равноправие граждан, специально оговаривая гарантии равных прав, независимо от расовой и национальной принадлежности;

в-четвертых, Конституция закрепила основные принципы избирательного права. Выборы в Российской Республике провозглашались не вполне всеобщими, не вполне равными, многостепенными53;

в-пятых, в Конституции закреплялась система органов государственной власти в центре и на местах. При этом, вся полнота государственной власти принадлежала высшему представительному органу – Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В систему высших органов государственной власти входили также: ВЦИК, как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган; Совет Народных Комиссаров для общего управления делами РСФСР и соответствующие народные комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления, которые образовывал ВЦИК. В систему местных органов входили – областные, губернские, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также их исполнительные комитеты.

Все отмеченные особенности Конституции РСФСР 1918 года характеризуют её как конституцию революционного типа, принятую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергавшую все прежние государственно-правовые установления, которые существовали до революции. Именно – революции, а не переворота.

Полагаем, что именно с этих позиций следует подходить к изучению особенностей Конституции 1918 г., а не отвергать всё к ряду, как это делают Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. в учебнике “Конституционное право России” (Стр. 63-64). В предложенной ими интерпретации нет ни одного выхода, ни одной положительной ссылки на те или иные положения Конституции 1918 г. Это, понятно, не научный подход.

2. Конституция СССР 1924 года - первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.

По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения.

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР

бюджетную комиссию

комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ

комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР

комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах

комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

26-27 июня проект Конституции был обсуждён, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.

Структура Конституции 1924 года

Конституция СССР состояла из двух разделов:

Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:

«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»

«доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»

«новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

Глава III. О Съезде советов СССР

Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР

Глава V. О Президиуме ЦИК СССР

Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР

Глава VII. О Верховном суде СССР

Глава VIII. О народных комиссариатах СССР

Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении

Глава X. О союзных республиках

Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

[править]

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

внешние отношения и торговля,

решение вопросов о войне и мире,

организация и руководство вооруженными силами,

общее руководство и планирование экономики и бюджета,

разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

3. Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже - «Конституция победившего социализма») - основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

По мнению историка О. В. Хлевнюка более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., Сталин писал

По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму…

В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики».

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Н. И. Бухарин считал себя автором основной части текста конституции.

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

Структура Конституции

Принятая в 1936 году конституция содержала 13 глав и 146 статей.

Структура Конституции СССР 1936 г.:

Глава I. Общественное устройство

Глава II. Государственное устройство

Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава IV. Высшие органы государственной власти Союзных республик

Глава V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

Глава VI. Органы государственного управления Союзных республик

Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик

Глава VIII. Местные органы государственной власти

Глава IX. Суд и прокуратура

Глава X. Основные права и обязанности граждан

Глава XI. Избирательная система

Глава XII. Герб, флаг, столица

Глава XIII. Порядок изменения конституции

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 раздела "Основные права и обязанности граждан" Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название - Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Внесение изменений

Изменение Конституции являлось прерогативой Верховного Совета СССР, причём решение об изменении должно было приниматься при поддержке его большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат. В Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с изменениями в структуре правительства СССР:

Законом СССР от 25 февраля 1947 г. была утверждена новая редакция Конституции. В дальнейшем внесение изменений продолжалось:

Празднование Дня Конституции

До 1977 года 5 декабря отмечался как официальный государственный праздник - День Конституции.

4. Последующее развитие конституционной системы РСФСР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Именно на её основе была принята четвертая Российская Конституция – Конституция (Основной закон) РСФСР 12 апреля 1978 г. Она также принималась высшим органом государственной власти – Верховным Советом.

Для неё можно определить следующие особенности:

во-первых, изменилась структура Конституции: впервые появилась самостоятельная её часть – преамбула; в Конституции было 11 разделов, 22 главы. Она стала более объемной за счет расширения предмета конституционного регулирования. Так, только в первом разделе в качестве самостоятельных были включены главы – “Политическая система”, “Экономическая система”, “Социальное развитие и культура”, “Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества”;

во-вторых, Конституция установила значительно расширенный комплекс социально-экономических, политических и личных прав и свобод, уточнялось содержание отдельных основных прав (так, право на труд в ст. 38 новой редакции было представлено как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Был усовершенствован институт основных обязанностей;

в-третьих, автономные области и автономные округа были перечислены в Конституции, и их статус стал определяться не положениями, а Законами РСФСР;

в-четвертых, в Конституции была значительно расширена регламентация статуса представительных органов; Верховный Совет был “...правомочен решать все вопросы, отнесенные... к ведению РСФСР”;

в-пятых, Конституция закрепила руководящую роль Коммунистической партии.

Конституция РСФСР 1978 г. как и Конституция СССР 1977 г., в отличие от предыдущих конституций, носила более идеологизированный характер, особо подчеркивая все ещё её классовую сущность.

Глубокие изменения общественного строя после 1985 года в СССР не могли не сказаться на содержании Конституции СССР и, соответствен но, Конституции РСФСР 1978 года. Её текст неоднократно и весьма существенно менялся. Начавшийся процесс перестройки (демократизации по Горбачеву М.С.) был ознаменован принятием Законов от 27 октября 1989 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР” и “О выборах народных депутатов РСФСР”. С принятием этих законов существенно изменилась система государственных органов РСФСР и порядок их избрания. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов,Верховный Совет РСФСР стал постоянно действующим двухпалатным высшим органом государственной власти.

Всё дальнейшее реформирование Конституции РСФСР осуществлялось Съездом народных депутатов.

В этом плане наиболее значимыми изменениями являются следующие:

Из официального наименования государства и республик в его составе исключено определение – «советская», «социалистическая». Государство стало наименоваться Российская Федерация – Россия; в декабре 1991 г. изменилась символика государства;

отменено исключительное положение КПСС в политической системе; было узаконено политическое многообразие;

узаконена множественность и равноправие различных форм собственности, в том числе и частной (Закон от 15 декабря 1990 г.);

в Конституцию инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г., что, по мнению законодателей, должно было подтвердить демократический характер проводимых в России преобразований и подтвердить признание ею принципов и норм международного права;

исполняя волю народов РСФСР, выраженную на референдуме РСФСР 17 марта 1991 г., Съезд народных депутатов 24 мая 1991 г. принимает Закон о внесении изменений в Конституцию, в соответствии с которым в РСФСР вводится институт президента, а сам президент объявляется высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР.

Завершая рассмотрение данного вопроса второй главы “Учебного пособия”, следует отметить некоторые общие особенности развития конституционного законодательства Российской Федерации (РСФСР) за период пребывания её в составе Союза ССР:

1) это требование соответствия Конституции союзной республики, какой была и РСФСР, Конституции СССР (п.11, ст. 73 Конституции СССР 1977 г.);

2) это преемственность в ней принципов государственного строительства, закрепленных в предыдущих конституциях;

3) постоянное расширение предмета конституционного регулирования, приведение её положений в соответствие с новыми условиями развития государства и общества;

4) определенные новые тенденции были характерны и для формы каждой новой конституции, прежде всего для её структуры, композиции;

5) каждая новая конституция значительно укрепляла научную основу; в новой конституции появлялись новые статьи, главы, разделы, основанные на последних научных разработках в соответствующей области;

6) каждая новая конституция не только закрепляла достигнутые успехи социального развития, но и содержала программные положения, направленные на совершенствование общественного и государственного строя;

7) изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. после 1990 г. стали свидетельствовать об основных направлениях качественного преобразования социалистического государства, а тем самым и о качественном изменении сущности самой Конституции.

С распадом Союза ССР Российская Федерация приобрела статус независимого суверенного государства, а, следовательно, и её Конституция должна была отразить и закрепить факт соответствующих преобразований социально-экономического и политического строя государства. Конституция РСФСР со всеми её изменениями и дополнениями, а таких за период с 27 октября 1989 г. по 10 декабря 1992 г. было внесено около 350, уже не соответствовала новым условиям развития государства и общества.

Впервые вопрос о необходимости новой для России Конституции был поставлен на I-м Съезде народных депутатов, который 22 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию, которая завершила свою работу в октябре 1993 года. Подготовленный проект Конституции был вынесен на референдум и утвержден 12 декабря 1993 г. Новая Конституция Российской Федерации вступила в силу 25 декабря 1993 г. с момента её официального опубликования. По своей структуре действующая Конституция значительно отличается по форме, по содержанию, по своей сущности.

Конституция Российской Федерации 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов и девяти глав, которые насчитывают 137 статей. Особенности их содержания раскрываются в учебном курсе “Государственное право Российской Федерации”. Задача “Учебного пособия” в данном случае сводится к изучению характерных особенностей самой Конституции с точки зрения теории государственного права.

Структура конституции – это логическая связанность различных институтов, расположения норм в тексте конституции. В основе обобщения конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы), лежит, во-первых, единство предмета правового регулирования, т.е. связанность правовых норм единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют; во-вторых, взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

В Конституции Российской Федерации на первое место поставлена Преамбула, т.е. вводная часть, которая дана для уяснения сущности Конституции. В ней изложены цели Конституции, названы исторические условия её принятия. Преамбула имеет вспомогательный характер. Обычно признается, что положения преамбулы правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений Конституции. Главное, на что хотели обратить внимание разработчики проекта Конституции, в том, чтобы подчеркнуть следующее: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, ...принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”. Первый раздел Конституции – это её основное содержание. Раздел состоит из девяти глав:

Глава I – Основы конституционного строя;

Глава II – Права и свободы человека и гражданина;

Глава III – Федеративное устройство;

Глава IV – Президент Российской Федерации;

Глава V – Федеральное Собрание;

Глава VI – Правительство Российской Федерации;

Глава VII – Судебная власть;

Глава VIII – Местное самоуправление;

Глава IX – Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел II называется “Заключительные и переходные положения”.

Опираясь на сказанное, можно дать следующее определение понятия Конституции Российской Федерации – Конституция Российской Федерации является основным законом государства, закрепляющим основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, принципы организации и деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и являющимся юридической базой всего текущего законодательства. В учебниках студенты могут познакомиться и с другими определениями.