Среда обитания созданная человеком. Система «человек – среда обитания

Вам, со школы, известно, что «жизнь это , форма существования материи». Человек существует в процессе своей жизнедея-тельности.

Жизнедеятельность по своей сути представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с окружающей средой.

Проявления жизнедеятельности человека более многочисленны, чем у других организмов. И под «жизнедеятельностью человека» понимается не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

Среда обитания человека - это окружающая человека среда, с ее природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека. Она характеризуется совокупно-стью различных факторов (физических, химических, биологических, информацион-ных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедлен-ное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Среду обитания, с негативными факторами называют неблагоприятной.

Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, он воздействует на нее , и может оказывать на среду обитания благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой рассматриваются в аспекте взаимности и эти отношения образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания» . В процессе этого взаимодействия человек реализует свои физиоло-гические и социальные потребности.

В современном мире человек существует в двух средах обитания:

I. Природной (обитание в биосфере),

II. Техногенной (обитание в условиях производства, города, быта).

Современная схема взаимодействия человека со средой обитания

I . Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы.

На протяжении многих ве-ков воздействие человека на биосферу было незначительным, то начиная с середины XIX века , преобразующая роль человека в развитии биосферы существенно возросла .

Это связано было с:

1. Ростом численности населения на Земле.

Это связано с достижениями в медицине, повышением комфортности жизни, ростом с/х, что способствовало увеличению продолжительности жизни человека. Наиболее высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая.

Статистические данные о численности населения Земли .

Годы

1840

1930

1962

1975

1987

2006

Численность населения, млрд чел.

2

3

4

5

6

6,5

Период прироста, лет/

1 млрд чел.

500 тыс.

90

32

13

12

>6

Варианты народонаселения планеты.

1-й вариант - неустойчивое развитие . К концу XXI в. возможен рост численности до 28—30 млрд. чел. В этих условиях Земля уже не сможет (при современ-ном состоянии технологий) обеспечивать население достаточным питанием и предметами первой необходимости . С определенного пе-риода начнутся голод, массовые заболевания, деградация среды оби-тания и, как следствие, резкое уменьшение численности населения и разрушение человеческого сообщества.

2-й вариант - устойчивое развитие . Численность населения стабилизируется на уровне 10 млрд. чел., что при сущест-вующем уровне развития технологий жизнеобеспечения будет соот-ветствовать удовлетворению жизненных потребностей человека и нормальному развитию общества.

2. Урбанизацией населения. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты.

В период 1950— 1990 гг. в городах мира проживало:

К 1990г. в США урбанизировано 70 % населения, в РФ к 1995г. — 76 %.

Интенсивно растут крупные города: в 1959г. в СССР было три города-миллионера , в 1984г. — 22. В 2012 году прибавилось еще два (Красноярск и Воронеж).

Город, страна

Данные на 2000г.

Прогноз на 2015г.

Токио (Япония)

26,5

27,2

Нью-Йорк (США)

16,8

17,6

Сан-Паулу (Бразилия)

18,3

21,2

Мехико (Мексика)

18,3

18,8

Шанхай (Китай)

14,7

23,4

В обозримом будущем в мире появятся мегаполисы с численностью населения 25—30 млн. чел.

По итогам переписи 2002 г., население г. Москвы около 10 млн чел.

Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни , уничтожает в городах природную среду. Для крупных городов характерен высокий уровень загрязнения компонент ов среды обитания . Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсичных примесей по сравнению с воздухом сельской местности (оксида углерода — в 50, оксидов азота — в 150 и летучих углеводородов — в 2000 раз).

3. Ростом потребления энергетических и сырьевых ресурсов, так же а ростом промышленности, с/х произ-водства, численностью транспорта.

Увеличение численности населения Земли, военные нужды стимулируют рост промышленно-го производства, транспорта, приводят к росту потреблению сырьевых ресурсов. Во второй половине XX в. каждые 12—15 лет удваивалось про-мышленное производство ведущих стран мира, что приводило и к удвоению выбросов загрязняющих веществ в биосферу.

В СССР в период с 1940 по 1980г. возросло производство электроэнергии в 32 раза; стали — в 7,7; автомобилей — в 15 раз; добыча угля в 4,7, нефти — в 20 раз.

Высокими темпами развивались химическая промыш-ленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов и др.

Постоянно увеличивается мировой автомобильный парк : с 1960 по 1990г. он вырос со 120 до 420 млн. автомобилей.

Развитие промышленности, технических средств сопровождается вовлечением в производство все большего числа химических элементов и тем самым увеличением выброса загрязняю-щих веществ:

Использование в производстве химических элементов

В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, и количество их увеличи-вается.

Интенсификация с/х производства . В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями используются удобрения и фитотоксиканты.

При избыточном при-менении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами , фосфорными удобрениями — фтором, стронцием , при использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила ) соединениями тя-желых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами (нитратами).

Пестициды , применяемые для защиты растений от вредителей, опасны и для человека. Попадая в пищевые цепи, питьевую воду они обладают мутагенным и другими отрицательными воздействиями на человека.

4. Техногенные аварии и катастрофы.

До середины XX в. человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы. Появление ядерных объектов, рост химических и других производств, сделали человека спо-собным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы . При-мером тому служат трагедии в Чернобыле, Бхопале.

И последнее это связано:

5. С войнами и вооруженными конфликтами.

II . В результате активной деятельно-сти человека во многих регионах нашей планеты была разрушена биосфера и замещена техносферой.

Техносфера - это новый тип среды обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. С одной стороны, это благоприятно отразилось на условиях жизни и положительно сказалось на продолжительности жизни людей.

Но техносфера породила очередной парадокс — с одной стороны человечество обезопасило себя от многих естественных опасностей, но пришло к другим опасностям, связанным с производ-ством, использованием техники и технологий.

Сейчас на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах и в мегаполисах.

Территория Москве (данные 2000г.) занята следующим образом.

Среда обитания человека

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду.

Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

Создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны обитания, так и себе подобных.

Среда обитания – это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

В составе окружающей среды выделяют:

Природная среда (Биосфера) - область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов - разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

Техногенная среда (Техносфера) - среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

Классификация условий для человека в системе "человек - среда обитания":

Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

Допустимые . Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

Опасные . Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

устранением источников опасности;

повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов, составляющих структуру труда.

Элементы непроизводст­венной среды: природная среда в виде географо-ландшафтных, геофизических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и др.природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и произ­водственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горной промышленности, геологии, геодезии и других.

Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности.

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и тому подобное.

Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К сожалению, появление жилища, огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи – все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так, продолжалось до середины XIX века – начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

Высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

Рост потребления и концентрации энергетических ресурсов;

Интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

Массовое использование средств транспорта;

Рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и другие) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свобо­ду и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зави­симым от окружающей его среды. Именно за счет нее он удовлетворя­ет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах, в отдыхе и т. п.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедея­тельность человека, его здоровье и потомство.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодейст­вии, образуя постоянно действующую систему «человек - среда оби­тания». В процессе эволюционного развития Мира, составляющие этой системы непрерывно менялись. Совершенствовался человек, увеличивалась численность населения Земли, и возрастал уровень его урбанизации, изменялись общественный уклад и социальная основа человеческого общества. Изменялась и среда обитания: расширялась территория освоенных человеком земель и ее недр, естественная при­родная среда испытывала всевозрастающее влияние человеческого сообщества; появились искусственно созданные человеком бытовая, городская и производственная среды.

Отметим, что естественная среда самодостаточна и может сущест­вовать и развиваться без участия человека, а все иные виды среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не мо­гут и без участия человека обречены на старение и разрушение.


На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном из биосферы, а также включает в себя Галактику, Солнечную систему, космос и недра Земли.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворить свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении сво­ей коммуникабельности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, главным образом, на биосферу. Для достижения этих целей

он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия техничес­ких средств с целью наилучшего соответствия людским социаль­но-экономическим потребностям.

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами и посел­ками, промышленными зонами, промышленными предприятиями. К техносферным условиям относятся также условия пребывания лю­дей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях го­родов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она ру­котворна и после создания может только деградировать.

2. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ»

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обита­ния и ее составляющих между собой основано на передаче между эле­ментами системы потоков масс веществ и их соединений, энергий всех видов и информации. В соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского:«Жизнь может существовать только в про­цессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и ин­формации».

Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих по­требностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и т. п. В то же время человек в жизненное про­странство выделяет потоки механической и интеллектуальной энер­гии, потоки масс в виде отходов биологического процесса, потоки те­пловой энергии и др.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечива­ет поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что соз­дает, в свою очередь, потоки растительной и животной масс в биосфе­ре, потоки абиотических веществ (воздух, вода и др.), потоки энергии различных видов, в том числе и при стихийных явлениях в естествен­ной среде.

Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции; потоки отходов (выбросы в атмо­сферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отходы, различные энер­гетические воздействия). Последние возникают в соответствии с за­коном о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физи­ко-химической формы в другую или перемещены в пространстве,). Техносфера способна также создавать спонтанно значительные пото­ки масс и энергий при взрывах и пожарах, при разрушении строи­тельных конструкций, при авариях на транспорте и т. п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, ха­рактерные для человека как личности, кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, управлении общест­вом, сотрудничестве с другими общественными формациями. Соци­альная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразо­вание естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т. п.

Характерные потоки масс, энергий и информации для различных компонент системы «человек + среда обитания» следующие:

Основные потоки в естественной среде:

· солнечное излучение, излучение звезд и планет; космические лучи, пыль, астероиды;

· электрическое и магнитное поля Земли;

· круговороты веществ в биосфере, в экосистемах, в биогеоценозах;

· атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в том

· числе и стихийные;

Основные потоки в техносфере:

· потоки сырья, энергии;

· потоки продукции отраслей экономики;

· отходы экономики;

· информационные потоки;

· транспортные потоки;

· световые потоки (искусственное освещение);

· потоки при техногенных авариях;

Основные потоки в социальной среде:

· информационные потоки (обучение, государственное управ­ление, международное

сотрудничество и т. п.);

· людские потоки (демографический взрыв, урбанизация насе­ления);

· потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

Человеческий организм неразрывно связан с той средой, в которой он существует. Используя ее природные ресурсы, он удовлетворяет свои насущные потребности и, сам того не замечая, изменяет окружающую местность, формирует совершенно новые ландшафты. В результате активной человеческой деятельности формируется особая система: «человек - среда обитания». Именно этой системе и будет посвящена наша статья.

Итак, среда обитания человека - это что такое? Из каких компонентов она состоит? Как эта среда влияет на человека? И как сам человек воздействует на окружающую его среду? Ответы на все эти вопросы вы найдете далее.

Среда обитания человека - это… Определение понятия

Ежедневно человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей - биологических, социальных, трудовых, экономических и т. д. Причем у жителя крупного мегаполиса круг этих потребностей намного шире, нежели у обитателя глухой деревни. Ресурсы для их удовлетворения он, разумеется, берет из окружающей среды.

Итак, что же такое среда обитания человека? Это, в самом широком понимании, совокупность биотических (естественных) и абиотических (искусственных) условий и факторов, в которых проживает конкретный вид. Более простыми словами, это та действительность, которая окружает человека и воздействует на него (прямо или опосредованно). В биологии это понятие нередко пересекается с термином «ареал».

Среда обитания человека - это достаточно сложная система, состоящая из нескольких подкомпонентов. О ее структурной организации пойдет речь далее в нашей статье.

«Человек - среда обитания»: общие черты системы

В своем жизненном цикле человеческий организм тесно и непрерывно взаимодействует с окружающей средой, образуя тем самым упомянутую в подзаголовке систему. В XXI веке взаимодействие человека и среды обитания можно условно выразить в следующей схеме:

Как видно из этой схемы, человек взаимодействует с биосферой через так называемую техносферу, им же созданную. Техносфера начала формироваться в тот момент, когда Homo Sapiens впервые взял в свои руки примитивные орудия труда и начал преобразовывать окружающий ландшафт.

Со временем человек совершенствовался, численность общемирового населения увеличивалась, изменялся общественный уклад жизни. Вместе с этим изменялась и окружающая среда: в ней появлялись города, промышленные предприятия, транспорт, активно осваивались подземные недра и глубины Океана. Прошло еще немного времени - и человек впервые вышел в открытый Космос.

Деятельность человека на современном этапе его развития направлена, прежде всего, на решение трех основополагающих задач:

  1. Удовлетворение элементарных биологических потребностей в пище, воде и чистом воздухе.
  2. Создание максимальных комфортных условий для проживания.
  3. Разработка методов защиты от негативных воздействий окружающей среды (например, землетрясений, наводнений, экстремальных перепадов температуры и т. п.).

В системе «человек - среда обитания» происходит постоянный обмен потоками вещества, энергии, а также информации, в соответствии с фундаментальными Законами сохранения жизни. Однако этот обмен должен осуществляться в определенных допустимых пределах. Любое превышение уровней этих потоков обязательно сопровождается негативными последствиями, причем как для самого человека, так и для окружающей его среды обитания.

Естественная и искусственная среда

В экологической науке принято различать естественную (природную) и искусственную (техногенную) среду обитания. Первая включает в себя компоненты исключительно природного происхождения: воздух, воду, горные породы, почвенный покров, растительный и животный мир. Выглядит естественная среда обитания человека примерно так, как показано на следующем снимке. На фото - джунгли реки Амазонки, крупнейший в мире тропический лес.

Разумеется, в наше время на Земле практически не осталось естественных ландшафтов, не затронутых какой-либо деятельностью человека. Какая среда обитания называется искусственной? Техногенная среда насыщена, а иногда перенасыщена, веществами и объектами антропогенного происхождения. Это жилые здания, промышленные сооружения, дороги, трубопроводы, линии электропередач и т. п. Природные компоненты и комплексы в техногенных ландшафтах присутствуют, но в сильно видоизмененном виде.

Основные факторы среды обитания

Среда обитания человека имеет очень сложную, многоуровневую и многокомпонентную структуру. Она включает в себя ряд более мелких подсистем:

  • природную (литосфера, атмосфера, гидросфера);
  • социальную;
  • производственную;
  • бытовую;
  • космическую и пр.

Отдельные элементы окружающей среды, которые в той или иной степени воздействуют на живые организмы, принято называть экологическими факторами. Их можно разделить на три большие группы:

  1. Биотические (или органические).
  2. Абиотические (или неорганические).
  3. Антропогенные (или техногенные).

Важно отметить, что действие всех вышеперечисленных факторов всегда взаимообусловленное. Так, например, чрезмерная и неконтролируемая вырубка леса в горном регионе может спровоцировать речные паводки и наводнения. И от этого в первую очередь пострадают сами жители данного региона, начавшие активно видоизменять окружающий природный ландшафт.

Биотические факторы

К биотическим факторам среды ученые относят разнообразные воздействия одних живых организмов на другие в пределах одного биогеоценоза. Вот лишь несколько примеров подобных влияний:

  • Сокращение популяции полевых мышей в неурожайные годы.
  • Разрушение почвенного покрова кротами.
  • Уничтожение древесной растительности колонией бобров.
  • Сбор насекомыми нектара и транспортировка пыльцы растений.

Ключевым биотическим фактором является количество, а также качество поглощенной пищи. Он влияет как на продолжительность жизни, так и на плодовитость особей конкретного вида. Причем биологи пришли к одному интересному выводу: более мелким животным требуется гораздо больше еды для поддержания нормальной жизнедеятельности, нежели крупным (в расчете на единицу массы тела, разумеется). Так, синица при весе в 10-12 г ежедневно съедает около 30% от собственной массы тела, дрозд (80-90 г) - не более 10%, а сова (900 г) - всего 4-5%.

Абиотические факторы

К абиотическим факторам относятся условия среды неорганического характера, влияющие на живые организмы. Это - солнечный свет, температура и влажность воздуха, ветер, атмосферное давление, химический состав почвы, радиационный фон и так далее. Многие абиотические факторы оказывают решающее воздействие на скорость протекания всех биологических процессов в живых организмах.

Для любого абиотического фактора существует три зоны его воздействия:

  • оптимальная;
  • зона угнетения;
  • гибельная.

Разберем это зонирование на конкретном примере. Дерево береза прекрасно себя чувствует в таежной природной зоне умеренного климатического пояса. Это - оптимальная зона воздействия климатического абиотического фактора для конкретного рода растений. С продвижением на север, в лесотундре, березовые рощи заметно мельчают и чахнут (зона угнетения). Еще севернее, в тундровой зоне встречаются лишь некоторые карликовые виды березы. Здесь проходит зона гибели для данного дерева.

Среди абиотических факторов среды наиболее значимым является солнечный свет. Ведь это основной источник энергии для большей части организмов на планете Земля. В частности, для растений. С помощью фотосинтеза они превращают энергию солнечного света в энергию химических связей, участвующих впоследствии в синтезе органических соединений.

Антропогенные факторы

Антропогенные факторы возникли сразу же после появления на Земле человека разумного. К ним относятся все формы человеческой деятельности, направленные на видоизменение окружающей среды и влияющие на жизнь других живых организмов (растительных и животных). Примеры антропогенных факторов среды: охота, рыбалка, вырубка леса, загрязнение воздуха промышленными выбросами, селекция и т. д.

Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено лишь одним аспектом. Дело в том, что в наши дни судьба планетарной флоры и фауны, по сути, находится в руках человека.

Ограничивающие факторы среды

Понятие среды ввел в обиход немецкий ученый Ю. Либих еще в середине позапрошлого века. Он изучал влияние химических веществ, содержащихся в почве, на рост растений. По итогам своих исследований он сформулировал следующий принцип: «величина и устойчивость урожая определяется критически малым количеством того или иного вещества».

Разберем этот принцип на конкретном примере. Речная форель хорошо себя чувствует в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/литр. Если же эта величина опускается ниже 1,6 мг/литр, то форель в такой среде погибает. Таким образом, дефицит кислорода является ограничивающим фактором для речной форели.

Для человека одним из важнейших ограничивающих факторов природной среды выступает климат. Изучая карты расселения Земли, можно прийти к выводу, что подавляющее большинство жителей нашей планеты проживают в умеренном и субтропическом климатическом поясе. А некоторые части земного шара, как, например, Антарктида и Гренландия, и вовсе практически не заселены.

Классификация условий среды для человека

Каково воздействие среды обитания на человека? Прежде всего, стоит отметить, что человеческий организм, наряду с другими живыми организмами, получает все необходимое для своей жизнедеятельности из окружающей среды. Речь идет о природных ресурсах и условиях.

Факторы и условия среды обитания принято делить на четыре типа, в зависимости от того, насколько они комфортны или некомфортны для человека:

  1. Оптимальные - гарантируют человеческому организму сохранение жизни и здоровья, а также высокую работоспособность.
  2. Допустимые - приводят к некоторому дискомфорту и снижению продуктивности труда, не оказывая при этом негативного воздействия на здоровье человека.
  3. Опасные - оказывают негативное воздействие на здоровье человеческого организма, способствуют постепенной деградации социальной среды.
  4. Очень опасные - наносят значительный урон здоровью и могут привести к смерти человека.

Влияние человека на окружающую среду

Влияние человека на среду обитания может быть как положительным, так и негативным. Стремительное увеличение численности населения, рост потребления энергии, возникновение крупных мегаполисов - все это привело к частичной или же полной деградации многих природных комплексов и ландшафтов. Целые регионы нашей планеты в XIX-XX веках изменились до неузнаваемости.

Кризис во взаимоотношениях в системе «человек - среда обитания» привел к возникновению целого ряда глобальных экологических проблем. Решение каждой из них требует колоссальных усилий международных организаций, правительств различных государств и общественности. К самым острым экологическим проблемам современности можно отнести следующие:

  • Изменение климата Земли (глобальное потепление).
  • Истощение запасов пресной воды.
  • Разрушение озонового шара.
  • Загрязнение атмосферы.
  • Загрязнение внутренних вод и океана.
  • Загрязнение и деградация почв.
  • Радиоактивное загрязнение.
  • Уничтожение биологического разнообразия планеты.

Пагубное влияние человека на среду обитания имеет и зеркальный эффект. Так, учеными уже доказано, что люди, живущие в загрязненных районах, более склонны к различным заболеваниям (в частности, сердечнососудистым недугам). Несколько веков индустриализации и тотальной урбанизации привели к тому, что обновленная окружающая среда стала слишком «агрессивной» к человеку.

Заключение

Среда обитания (окружающая среда) - это сложная, многоуровневая система, определяющая качество жизни человеческого организма. И в ней происходит постоянный и непрерывный процесс взаимодействия между человеком, с одной стороны, и всеми компонентами среды, с другой. Нередко это взаимодействие наносит значительный ущерб природным комплексам и ландшафтам нашей планеты.

Содержание

Тема 1 2

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ». 2

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11

МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 23

СУЩНОСТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 28

ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 36

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ 45

Второй круг опасностей воздействует непосредственно на источники опасностей первого круга. В него входят:


  • отходы объектов экономики и быта, негативно воздействующие на компоненты природной среды и элементы техносферы;

  • технические средства, материальные и энергетические ресурсы, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем безопасности;

  • недостаточная подготовка руководителей производства по вопросам обеспечения безопасности проведения работ.
Опасности третьего круга не всегда выражены достаточно четко. К ним прежде всего относятся: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков при проектировании технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной государственной системы руководства вопросами безопасности в масштабах отрасли и экономики всей страны; недостаточное развитие системы подготовки научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

При разделении ноксосферы (сфера опасности) на отдельные круги опасностей, что является достаточно условным, необходимо учитывать следующее: пренебрежение требованиями безопасности в их первом круге сопровождается, как правило, травмами, отравлениями или заболеваниями человека или группы людей; пренебрежение требованиями безопасности на втором круге опасностей, как правило, отдаляет по времени негативные последствия, но увеличивает масштабы их воздействия на людей (массовые отравления при загрязнении биоресурсов отходами, гибель людей при обрушении строительных конструкций и т. п.).

Действия по локализации опасностей техносферы носят комплексный характер и включают огромный пласт индивидуальной, общечеловеческой и государственной деятельности людей. Формы и системы обеспечения безопасности многообразны и изменяются от средств индивидуальной защиты личности до общегосударственных законодательных актов. Достижение безопасности человека в техносфере - задача как индивидуального, так и всенародного масштаба; задача, непосредственно связанная как с действиями каждого человека в сфере деятельности, быта и отдыха, так и с действиями руководителей производственных процессов, отраслей экономики и государства. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере - путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы, фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: региональном, биосферном, глобальном.
Примечание *Селитебная зона - территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
5. ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном - до 50 % рабочего времени - отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности . Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и характеризуется повышенными энергетическими затратами;


механизированные формы труда . Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;
формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством . При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

групповые формы труда - конвейер . Эта форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;
формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом.

Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Труд руководителя учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций, как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания,- это творческий труд . Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.

Энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности, выделяется в его организме в процессе окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без участия кислорода (анаэробное окисление).

Совокупность химических реакций в организме человека называется обменом веществ. Для характеристики суммарного энергетического обмена веществ используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.
Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12... 16 ч после приема пищи в положении лежа). Энергозатраты на процессы жизнедеятельности в этих условиях для человека массой 75 кг составляют 87,5 Вт.

Изменение позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов приводят к дополнительным затратам энергии.


Так, в положении сидя за счет работы мышц затраты энергии превышают на 5... 10 % уровень общего обмена, в положении стоя - на 10...15 %, при вынужденной неудобной позе - на 40...50%.
При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % основного обмена (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией - на 94 %, у операторов вычислительных машин - на 60... 100 %. Повышение обмена веществ и расхода энергии при работе приводит к повышению теплообразования. При тяжелой физической работе температура тела может повышаться на 1...1,5°С.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим значение для оптимизации условии труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом непрямой калориметрии, т. е. полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа).


С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии, отсюда наблюдаются различные суточные энергозатраты человека, МДж:
Работники умственного труда (инженеры, врачи, педагоги и др.) - 10,5... 11,7
Работники механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы, рабочие, обслуживающие автоматы и др.) - 11,3...12,5
Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шоферы, хирурги, полиграфисты, литейщики, сельскохозяйственные рабочие и др.) - 12,5...15,5
Работники, выполняющие тяжелую работу (лесорубы, грузчики, горнорабочие, металлурги и др.) - 16,3...18,0.