Выезд с дворовой территории считается перекрестком. Дорога на прилегающей территории

По данной теме.

Ниже излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.

Место пересечения/примыкания/разветвления дорог на одном уровне. Для правильного определения зоны перекрестка необходимо провести условные линии, соединив ими противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Звучит сложно и непонятно. Примерно, как правила игры в подкидного - знают и играть умеют все, а, прочитав правила на бумаге мало что понятно. Поэтому, лучше всего зону перекрестка продемонстрировать наглядно на рисунке.


Надо понимать, что перекрестки могут иметь самую разнообразную форму, на перекрестках могут сливаться и разветвляться дороги, которые имеют одну или несколько проезжих частей. По этой причине следует уметь четко определять количество проезжих частей, которые образуют перекресток. Для этого следует визуально продлить проезжую часть на перекресток, как показано на рисунке ниже.

Необходимо верно определять принадлежность пересечения к перекресткам, поскольку на перекрестках действуют требования раздела 13 ПДД + действие некоторых дорожных знаков распространяется до ближайшего перекрестка. По этой причине, в тех местах, где пересечение дорог не считается перекрестком (выезд с прилегающих территорий, пересечение на разных уровнях), действие таких знаков не прекращается. В то же время, если перекресток образован пересечением нескольких проезжих частей, действие знака может уже не распространяться на второе по ходу пересечение.

На левом рисунке изображен перекресток, на правом - выезд с прилегающей территории):


Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения при помощи соответствующих сигналов, и непосредственно осуществляющее регулирование. Регулировщик в обязательном порядке должен иметь соответствующую экипировку. Регулировщиками могут быть сотрудники полиции, военной автоинспекции, работники дорожных служб, дежурные на ж.д. переездах и паромных переправах во время исполнения служебных обязанностей. Указания регулировщика на перекрестке имеют наивысший приоритет, ими следует руководствоваться в первую очередь.

Дорога, которая обозначается знаками (по отношению к пересекаемой дороге):


Кроме этого, главной считается дорога:

  • с твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге;
  • любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Второстепенная дорога, на которой покрытие имеется только непосредственно перед перекрестком и в его пределах, не является равнозначной по отношению к пересекаемой.

Надо обратить внимание, что пересекающиеся дороги с твердым, но разным (например, асфальт и булыжник) покрытием являются равнозначными, если нет никаких соответствующих знаков. То же самое относится и к грунтовым дорогам.


Водитель, увидев знаки приоритета 2.5 или 2.4 должен считать себя на второстепенной дороге по отношению к пересекаемой.


Преимущество (приоритет). Право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другм участникам движения. Надо понимать, что водитель, имеющий преимущество, обязан им воспользоваться, чтобы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения, и не создавать аварийно-опасную ситуацию. Здесь надо сделать особую оговорку. Дело в том, что в большом городе в часы пик часты ситуации, когда водители, находящиеся в плотном транспортном потоке, намеренно нарушают правило своего приоритета, пропуская транспортные средства. Хорошо это или плохо сейчас не будем разбираться. В большинстве случаев это продиктовано разумной необходимостью и дорожной ситуацией с одной стороны, и элементарной вежливостью и водительской солидарностью - с другой.

Уступить дорогу . Требование к участнику дорожного движения не начинать/продолжать/возобновлять движение или маневр, если это может вынудить других участников движения, которые имеют по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость своего транспортного средства.

Термин "уступить дорогу" является антиподом термина "приоритет" и тесно связан с ним. Можно сказать, что эти два термина являются базовыми, на которых строятся ПДД. Водитель должен хорошо знать и применять на практике понятия приоритета движения, дабы избегать конфликтных ситуаций на дороге.

Автолюбители-новички часто теряются на перекрестках: где останавливаться, куда поворачивать, кого пропускать? Вопросов в голове возникает сразу много. Разберемся, что такое перекресток, и какими бывают перекрестки; в чем особенности каждого, и что должен знать начинающий водитель.

Что такое перекресток

Перекресток – это точка пересечения дорог на одном уровне. Определение термина «перекресток» содержит ключевое слово – пересечение: транспорт пересекается в одной точке, согласно правилам дорожного движения пропускает друг друга и разъезжается каждый по своему направлению. Перекресток – место, где чаще всего возникают аварийные ситуации: наезд, столкновение. Поэтому водитель должен быть крайне внимателен во время пересечения перекрестка.

Виды перекрестков по конструкции

Перекрестки могут иметь разную форму, поэтому обратите внимание, какие есть виды мест пересечения дорог.

Виды перекрестков по конструкции (конфигурации):

Четырехсторонние.

Т-образные.

У-образные.

Х-образные.

Круговые.

В зависимости от вида перекрестка, существуют правила безопасного движения транспорта по нему.

Четырехсторонние


Четырехсторонний перекресток – наиболее распространенный вид и наиболее опасный, так как имеет 32 конфликтных точки между потоками машин. Статистика показывает, что на четырехсторонних перекрестках аварий случается в 2 раза больше, чем на других видах перекрестков. Даже если на перекрестке работает светофор, надежнее будет перед перекрестком снизить скорость. Доверяйте своим глазам больше, чем сигналу светофора.

Важно! Не пытайтесь начать движение на перекрестке на желтый свет. Возможно, какой-то другой водитель решит в это время еще проскочить перекресток на желтый сигнал светофора – аварии не избежать.

Т-образные


Т-образные перекрестки представляют собой перекрещивание 3-х дорог: машины двигаются с трех сторон, и на точке вхождения в перекресток угол может составить 90 градусов (но не всегда).

У-образные


У-образные перекрестки напоминают собой букву «У»: угол слияния дорог больше и меньше 90 градусов. На таком перекрестке транспорт движется с трех сторон: одна дорога – главная (это излом дороги) и две второстепенные (могут входить под разными углами).

Х-образные

Х-образные перекрестки – это четырехсторонние перекрестки (смотри выше). Транспорт движется с четырех сторон.

Круговые


Круговые перекрестки – это N-сторонние перекрестки, которые облегчают развязку транспорту благодаря движению по кругу. Число аварий на таком перекрестке значительно меньше, чем на стандартном Х-образном перекрестке.

Внимание! На круговых перекрестках водители должны руководствоваться правилом «помехи справа».

Виды перекрестков по очередности движения

Типы перекрестков по очередности движения:

Регулируемые.

Нерегулируемые.

Регулируемые

Регулируемые перекрестки – это перекрестки, на которых стоят и работают светофоры или регулировщики.

Нерегулируемые

Нерегулируемые перекрестки – это перекрестки, на которых отсутствуют светофоры и не стоят регулировщики, водители сами определяются с очередностью проезда. К нерегулируемым перекресткам относят также перекресток, на котором:

Есть светофор, но он не работает.

Светофор работает в режиме мигающего желтого света.

Есть регулировщик, но он не подает сигналов, регулирующих движение.

Внимание! Если на перекрестке одновременно работает и светофор, и регулировщик, то приоритет принадлежит регулировщику! Водитель обязан выполнять команды инспектора, даже если разметка на дороге, знаки и сигналы светофора не позволяют этого делать.

Алгоритм проезда любого перекрестка

Алгоритм проезда любого перекрестка выглядит следующим образом:

Водителю надлежит правильно сориентироваться заблаговременно (еще до въезда на перекресток) и определить, к какому виду он относится.

Водитель обязан уступить дорогу тем, кто имеет преимущество, и только после этого въезжать на перекресток.

После въезда на перекресток водитель должен своевременно выехать с него в желаемом направлении. На этом этапе тоже может возникнуть необходимость уступить дорогу другим водителям или пешеходам.

То, что одна половина водителей забыла Правила дорожного движения, а вторая о них даже не слышала, давно стало темой для шуток и анекдотов. Но когда с проявлениями подобного незнания или забывчивости сталкиваешься в реальности лично, становится не очень смешно. Вот и мне на днях в лабиринте Подлесных улиц и дворовых проездов в городке Металлургов довелось столкнуться, так сказать, лицом к лицу, с темой наличия «спорных вопросов» в наших ПДД. В частности, со сложностью в определении того, что находится перед вашим автомобилем – перекресток или выезд с прилегающей территории.

На самом деле - и мы многократно убеждаемся в этом практически ежедневно - многие водители не задумываются над этим вопросом до тех пор, пока сами не окажутся в неоднозначной ситуации. А между тем правила проезда перекрестков и пересечений проезжей части с выездами из прилегающих территорий несколько отличаются. Например, движение задним ходом на перекрестках запрещено. Отличаются также и правила приоритета при проезде равнозначных перекрестков и выездов с прилегающих территорий.

Давайте вспомним признаки, по которым можно точно определить, что перед нами - перекресток или всего-навсего выезд с прилегающей территории, а также признаки, которые не дают нам никакой информации о пересекаемой проезжей части.

ПДД. ПУНКТ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. п.). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно этим понятиям, основное отличие перекрестка и пересечения с выездом с прилегающей территории состоит в объектах инфраструктуры, к которым ведет пересекаемая проезжая часть. Например, Т-образный перекресток улицы Автозаводской и улицы архитектора Берша ни у кого не вызывает сомнений в том, что это именно ПЕРЕКРЕСТОК, а чуть дальше по ходу движения в сторону завода Пластмасс выезд с территории АЗС тоже не дает усомниться в том, что это НЕ ПЕРЕКРЕСТОК. Но так бывает далеко не всегда. Особенно в зимне-весенний период, когда общее восприятие окружающей обстановки усугубляется огромными сугробами на обочинах, уменьшающими ширину проезжей части до минимума и скрывающими истинное покрытие проезжей части.

И если вы попадаете в район города, где бываете нечасто, и у вас в памяти с лета не отложилось истинное положение вещей, определяющих приоритет, то становится невозможно понять, что находится перед нами и кто кому должен уступить дорогу.

Первый вывод, который можно сделать из вышесказанного: далеко не всегда можно с уверенностью определить, что перед нами - перекресток или пересечение проезжих частей.

Еще раз вернемся к Правилам дорожного движения и документам, которые регламентируют некоторые его положения.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕКРЕСТКА

1. Светофоры. Тут все очевидно. Стандартные светофоры, в соответствии с ГОСТ, устанавливаются только на регулируемых перекрестках и регулируемых пешеходных переходах. Они никогда не регулируют выезды с прилегающих территорий.

2. Дорожный знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», а также все его разновидности 2.3.2-2.3.7 устанавливаются только перед перекрестками.

Обратите внимание, что других отличительных признаков у перекрестков нет. Например, знаки «Уступите дорогу» или «Главная дорога» ничего определенного нам не говорят, ниже вернемся к этой теме.

ПРИЗНАКИ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ

Прилегающая территория вообще не обозначается никакими дорожными знаками, поэтому судить о ней можно только по объектам, к которым ведет дорога. Например, вплотную к дороге может располагаться АЗС или автостоянка. Это прилегающие территории.

Тем не менее, нельзя утверждать, что если сбоку от дороги есть заправка, то Вы съезжаете на прилегающую территорию. Например, на Воткинском шоссе, возле СУ-13, есть АЗС, однако примыкающая дорога не имеет к ней никакого отношения, стало быть, это перекресток.

Отвлечемся от Воткинского шоссе и предположим, что мы в незнакомой местности, а наш автомобиль едет по большой дороге на картинке справа налево. На первый взгляд, водителю может показаться, что выезжающий сверху автомобиль покидает автозаправочную станцию, то есть выезжает с прилегающей территории. На самом же деле этот автомобиль едет по маленькой дороге и выезжает на равнозначный перекресток. Идея ясна, результат предсказуем.

Второй вывод: не все то прилегающая территория, что АЗС или стоянка.

А вот теперь рассмотрим несколько дорожных знаков, которые могут сбить с толку водителя в определении ситуации:

2.1 «Главная дорога». Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.

2.4 «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.

2.5 «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет - перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 - по главной дороге.

Как видим, знак «Главная дорога» устанавливается не только перед перекрестками, но и на других участках дорог. То есть на практике возможна ситуация, когда знак «Главная дорога» установлен перед выездом с прилегающей территории.

Что касается знаков «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено», то они также могут устанавливаться на выездах с прилегающих территорий.

А значит, все эти три перечисленных знака не помогут нам в вопросе определения перекрестка или прилегающей территории. Запомним это.

Ну и главный вопрос: что делать в спорной ситуации?

Вернемся к ситуации, когда перед нами «неизвестный» объект и мы не можем однозначно понять, что видим. Что же делать? Все довольно просто, как и в правиле «трех Д». Считайте, что вы попали в худшее положение. А «худшее положение» - это значит, что перед вами равнозначный перекресток, и Вы не в приоритете. То есть двигаться задним ходом нельзя, а также вы, согласно еще одному правилу «помехи справа», обязаны уступить дорогу автомобилям, въезжающим на перекресток справа относительно вас. И пусть вы ошибетесь в определении ситуации и своего приоритета. Но это убережет вас как от возможных штрафов со стороны ГИБДД, - как известно, полицейские любят трактовать любые неоднозначности ПДД против водителя, так и от более крупных неприятностей в виде ДТП. А если не хотите показаться лохом в глазах водителя, выезжающего, как потом окажется, со второстепенной дороги, то мигните ему фарами, показывая, что пропускаете его. Если приоритет при этом ваш, то в ответ вам моргнут «аварийкой», поблагодарят за вежливость. А если приоритет на самом деле не ваш, то «подмигивание» воспримут лишь как сигнал о том, что вы торопитесь и, проявляя некоторое нетерпение, пытаетесь поторопить выезжающего справа. Зато все целы и невредимы.

Во дворах домов, на стоянках и въездах на АЗС правила для транспортных средств совсем иные, чем на обычных дорогах. Но водитель не всегда может понять, находится ли на проезжей части или уже нет, как следует передвигаться по этому участку. О том, чем отличается прилегающая территория, ПДД на ней и ошибках, способных привести к штрафам и авариям, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Обозначение прилегающей территории в ПДД

Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:

Прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.

Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:

  • 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
  • 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
  • 3.2. Запрещает сквозное следование.
  • 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.

Но перечисленные символы не всегда устанавливаются на первой границе примыкающей зоны, их может не быть вообще, а ехать через нее все равно нельзя. Кроме того, 7.3 не исключает того, что перед участком все еще идет проезжая часть, где действуют иные правила. А еще перед въездом на прилегающую территорию могут действовать знаки, которые устанавливают только на перекрестках:

  • 2.3.1-2.3.7;
  • 3.16;
  • 3.20;
  • 3.22;
  • 3.24;
  • 3.26-3.30;
  • 4.11.

Ведь в ГОСТе Р 52289-2004 есть, например, такое требование:

Допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1-2.3.7 … перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в светлое и темное время суток.

То есть наличие знака указывает на то, что это перекресток. Но его отсутствие еще не свидетельствует о том, что к основной дороге примыкает прилегающая зона.

Правила движения

Различать перекресток и прилегающую зону очень важно. Ведь на одном из участков разрешено то, что не допускается на другом. Правила ПДД на прилегающей территории строги, так как по большей части это запреты:

  • нельзя въезжать на нее со скоростью более 20 км/ч;
  • недопустимо использовать участок как площадку для обучения вождению;
  • не разрешается стоять с работающим мотором более 5 минут;
  • нельзя проезжать через нее, как сквозь транзитную дорогу;
  • непозволительно парковать грузовики массой больше 3,5 т, если нет разрешающего знака или разметки.

Кроме того, движение по прилегающей территории по ПДД должно осуществляться с учетом приоритета пешеходов. А разрешенные здесь маневры выполняются в соответствии с особыми правилами.

Как осуществлять развороты, выезд

Главное отличие правил на перекрестке и в примыкающей зоне – покидать их следует по-разному. Выезд с прилегающей территории ПДД определяют следующим образом: при его выполнении следует уступать всем прочим участникам движения. Приоритет имеют автомобили и другие ТС, въезжающие на участок или следующие по дороге мимо пересечения. Необходимость диктуется пунктом 8.3 Правил:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…

Развороты с прилегающих территорий ПДД разрешены. Главное условие – пространство должно хорошо просматриваться по всем сторонам. Не менее важно отсутствие запрещающих разворот знаков. Удобнее использовать примыкающий участок, находящийся слева от основной проезжей части. Ведь разворачивающееся на нем ТС обязано при выезде уступать всем другим автомобилям и пешеходам. А выполнить условие проще, когда при этом необходимо поворачивать направо.

Нужно въехать в примыкающую зону, включить левый поворотник, совершить маневр и покинуть ее.

Если примыкающий участок находится справа от дороги, лучше проследовать мимо въезда на него и остановиться примерно в метре. Затем надо сдать задом и таким образом оказаться на прилегающей территории. При этом необходимо пропустить только возникших на пути пешеходов. А при выезде уступать ТС, как указано в пункте 8.3 ПДД.

Возможные ДТП и их последствия

ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:

  • Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
  • Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.

  • Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.

Существует достаточно большое количество разнообразных спорных и неоднозначных моментов.

В этой статье речь пойдет об очередном спорном моменте правил, а именно будет рассматриваться вопрос: "Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей? ". Ответ на этот вопрос неоднозначен, и в тексте статьи будут приведены доводы в пользу каждого из возможных ответов.

Зачем водителю знать ответ на вопрос "Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей?"

Для начала давайте рассмотрим понятие "прилегающая территория", которое дается в пункте 1.2 :

"Прилегающая территория"

Прочитав это определение, Вы сразу же можете вспомнить целый ворох различных прилегающих территорий. Это может быть и Ваш двор, и автозаправочная станция, и гаражный кооператив, и парковка у супермаркета.

Рассмотрим суть проблемы, а для этого проанализируем следующий рисунок:

На этом рисунке схематично изображен выезд с абсолютно любой прилегающей территории.

При этом мы можем однозначно утверждать, что на дороге (обозначена светло-синим цветом) есть проезжая часть. Это следует из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Проезжая часть"

При этом нам не известно, существуют ли на прилегающей территории (обозначена розовым) проезжие части, а следовательно мы не можем однозначно ответить на вопрос, правильно ли припаркованы красные и оранжевые автомобили.

1 вариант. Если бы на прилегающей территории существовали проезжие части, то водители изображенных на рисунке автомобилей являлись бы нарушителями пункта 12.4 :

12.4. Остановка запрещается:
...
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части , за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
...

2 вариант. Если бы на прилегающей территории не существовало проезжих частей, то водители изображенных на рисунке автомобилей не являлись бы нарушителями правил дорожного движения.

Примечание. В данном варианте ситуация рассматривается с точки зрения остановки вблизи пересечения проезжих частей. Однако к данному случаю может быть также отнесен и девятый абзац пункта 12.4, который запрещает остановку в местах, где транспортное средство сделает невозможным въезд или выезд.

Пункты правил дорожного движения, относящиеся к выездам с прилегающих территорий.

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, которые относятся к прилегающим территориям.

1. На прилегающей территории нет проезжих частей

Проанализируем понятия из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что прилегающая территория должна непосредственно прилегать к дороге, т.е. прилегающая территория не является дорогой .

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что проезжие части могут существовать только на дорогах и не могут существовать на прилегающих территориях (т.к. прилегающие территории не являются дорогами).

2. На прилегающей территории есть проезжие части

Рассмотрим понятие дорога, которое дается в пункте 1.2 :

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что любая приспособленная для движения транспортных средств полоса земли является дорогой. Т.е. любое место, куда смог заехать автомобиль, является дорогой . Соответственно и прилегающая территория является дорогой.

Т.е. рассмотрение вопроса с этой точки зрения приводит к тому, что выезд с прилегающей территории является пересечением проезжих частей.

В заключение хочу сказать, что если бы в пункте 1.2 правил дорожного движения добавить несколько слов, например, так:

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Не являются проезжими частями элементы прилегающих территорий.

то выезды с прилегающих территорий не вызывали бы споров и дискуссий. Надеюсь что в следующих редакциях правил дорожного движения эта неоднозначность будет устранена.

Удачи на дорогах!

Вот если логически и филологически прочитать "проезжая часть", то она предполагает проезд, а не подъезд и не въезд, а во дворах проезда (сквозного) нет по пдд, значит и проезжей части нет! Основное же дело не в том, чтобы привязать проезжую часть ко дворовой территории, а в том, чтобы водитель чётко понимал, что перед ним въезд на прилегающую территорию, а не равнозначный перекрёсток! Именно из-за этого происходит множество дтп или недопонимания.

Статья хорошо показала двойное трактование закона, трактовка закона идёт в пользу ответчика при возможном нарушении им этого закона.

В данном случае применяется Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьи 8 и 10 № 257-ФЗ вводят для городских дорог в качестве квалифицирующих норм наличие

(а) наименования,

(б) идентификационного номера в реестрах дорог.

Ни того, ни другого у прилегающих территорий нет и быть не может. Посему у них нет и проезжих частей.

Тогда о какой неоднозначности правил может идти речь?

в 1 разделе ПДД в пунтке 1.2, где разъяснены понятия и термины, есть определение и значение понятия "Перекресток". Так вот, там сказано, что (дословно цитирую) "Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий". Так что вопрос я, думаю, исчерпан.

Рустам

Рустам , какое отношение имеет термин "Перекресток" к данной статье?

Здравствуйте, Максим

Я думаю, потому, что ППЧ вне перекрестка существует ровно на тех же основаниях как и "сферический конь в вакууме" - не существует априори.

Со всем уважением.

ПыСы Можно конечно и дальше продолжить статью на эту тему и вывести, благодаря существованию неоднозначности в этом плане, что ППЧ может существовать и без перекрестка: дорога и выезд с прилегающей территории. Лично меня от этой мысли коробит. Да и согласен я Владимиром. Поэтому и считаю, что ППЧ только на перекрестках. Но в то же время согласен и с Вами - существует неоднозначность в самих ПДД (но не вообще в плане законодательной).

Стараюсь, не могу понять, где в определении прилегающей территории исключена возможность нахождения на этой территории дороги? Почитал комментарии - ни одного разумного аргумента. Можно понять страховые компании, не желающие платить страховку (не значит простить). По-моему, п 1.2 ПДД однозначно говорит о том, что дорога на прилегающей территории не исключена.

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Венская конвенция о дорожном движении - международный договор, который в 1968 году был подписан 68 странами мира. Для этих государств документ устанавливает общие принципы, в соответствии с которыми должны разрабатываться автомобильные нормативные правовые документы.

Конституция РФ, Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

d) термин "дорога" означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения;

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 25. Полоса отвода автомобильной дороги

1. Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Теперь выводы.

1. Определение "дорога" в наших ПДД и в Венской конвенции противоречат друг другу.

2. Согласно 15 ст. Конституции, в случае подобного противоречия применяются нормы международных договоров.

3. Полоса отвода - это земля отведённая под строительство автомобильной дороги.

4. Для определения того, чем является участок, по которому едет автомобиль достаточно посмотреть документация по планировке территории. Вполне может оказаться, что данный участок является территорией, относящейся предприятию, жилому дому, и т.д., то есть, он изначально отводился НЕ для строительства дороги.

5. Согласно ПДД проезжая часть это элемент дороги.

6. Следовательно: если спорный участок изначально НЕ отводился под строительство дороги, то он НЕ является дорогой, и, следовательно на нём не может быть проезжих частей.

Таки заставили открыть Конвенцию о дорожном движении. Приведённая Вами цитата Конвенции - не весь документ. Теперь Вы откройте и прочитайте статью 18 параграф 2: Водитель, выезжающий с проселочной или грунтовой дороги на дорогу, не являющуюся проселочной или грунтовой, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Для целей настоящей статьи смысл терминов "проселочная дорога" и "грунтовая дорога" может быть определен в национальном законодательстве. Как именно национальное законодательство будет определять эти термины, в Конвенции не сказано. Вот нам и определили в ПДД (п 1.2) под понятием "дорога" ЛЮБУЮ полосу земли, в том числе ПРИСПОСОБЛЕННУЮ для движения ТС. Отсюда следует, что две колеи в лес для грибников - это дорога, не так ли? Всяко, эта дорога никем никому не отводилась (где Вы это взяли, вообще?). Теперь прочитайте Ваши выводы, не пора ли чистить корзину?

Таки заставили открыть Конвенцию о дорожном движении.

Ну, а почему бы и не открыть? Ведь это НПА находящийся между Конституцией и ФЗ РФ. ПДД, как подзаконный акт, вообще не катит.

2. Водитель, выезжающий с проселочной или грунтовой дороги на дорогу, не являющуюся проселочной или грунтовой, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Для целей настоящей статьи смысл терминов "проселочная дорога" и "грунтовая дорога" может быть определен в национальном законодательстве.

В наших ПДД нет определений "проселочная дорога" и "грунтовая дорога" .

Поясните, не понял, как это соотносится с обсуждаемой темой? Не хотите ли Вы сказать, что прилегающая территория - это грунтовая или просёлочная дорога? Заметьте, в данном определении противопоставляются понятия "дорога" и "грунтовая или просёлочная дорога". Это, согласно Конвенции разные вещи. Так же, как Маркс и Энгельс - 2 разных человека, а Сава КПСС - вообще не человек.

Вот нам и определили в ПДД (п 1.2) под понятием "дорога" ЛЮБУЮ полосу земли

Именно. Нам дали определение "дорога", (просто дорога, а не грунтовая или просёлочная) который имеется и в Конвенции, и, который противоречит термину "дорога" в наших ПДД.

не пора ли чистить корзину?

Не понял. Поясните, кому и какую корзину надо чистить?

Предполагал, что Вы сейчас напомните 257-ФЗ. Аргумент слабенький (хоть он "НПА"), но хотя бы логичный. Чтобы ответить на Ваш последний пост нужно повторяться, но желания нет. Поэтому соглашусь с каждым Вашим словом. Удачи на дорогах!

думаю - является. И ГИБДД на экзамене штрафные баллы ставит за остановку по п. 12.4. Аргумент:

В п 17.1 ПДД есть упоминание о наличии проезжей части в жилых зонах. Эти ПЧ при выходе на дорогу и образовывают пресечения.

Согласно ПДД:

Дорога - это любая проезжая часть (хоть с покрытием и спроектированная согласно ФЗ, хоть две колеи) + обочина (или зеленая зона) + тротуар.

Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге.

Имеем какую-то прилегающую территорию (торгового центра, АЗС, частного двора...), прилегающую к дороге , а точнее, согласно определению, тротуару. Получается на этой дороге имеем выезд (въезд ), соединяющий проезжую часть прилегающей территории (а это, повторюсь, хоть две колеи, хоть асфальт) с проезжей частью дороги.

Данный выезд(въезд) с(на) прилегающей территории не имеет пересечения с проезжей частью основной дороги. Т.к. это своего рода местное расширение проезжей части основной дороги, находящееся в её пределах. И в зависимости от конфигурации дороги (ширины зоны обочины и тротуара), может быть от нескольких сантиметров (или вообще отсутствовать) до нескольких метров.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части.

Я сначала пытался доказывать на экзамене, что проезжая часть в жилой зоне - это не дорога, что это не пересечение ПЧ.

Но потом согласился, что ТС в жилой зоне движется, согласно ПДД, по ПЧ. Назвали меня философом.

Я думаю, вам свою точку зрения отстоять удалось бы.

Владимир-324

Почему-то все забыли про раздел 17 ПДД РФ "Движение в жилых зонах".

Цитирую: "17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств."

Следовательно, в ПДД РФ предполагается возможность наличия проезжих частей и движения транспортных средств в жилой зоне и на дворовой территории. Вот только явно не оговорено, что в разделе 1 "Общие положения" ПДД РФ под проезжей частью понимается элемент дороги, а про проезжую часть как возможный элемент элемент жилой зоны и дворовой территории, да и вообще прилегающей территории,- ни слова. А не мешало бы внести ясность в раздел 1 ПДД РФ "Общие положения". В этом вся проблема.

Владимир-324 , это заблуждение водителей (далеко не всех) возникло с появлением ОСАГО. Страховые компании случаи ДТП, происходившие во дворах, гаражных, садовых кооперативах и т.п. - не считали страховым случаем - раз это не дорога. Их можно понять. Уже давно страховые компании поставили в стойло - по этому вопросу и ДТП на приле - это ДТП. Не могу понять водителей, которые тупо продолжают утверждать, что на прилегающих территориях нет дорог или проезжих частей. Им то это зачем - не понятно.

В ПДД однозначно указано присутствие дорог (ПЧ) на любой прилегающей территории, по которой двигаются ТС. Здесь, как раз, никаких изменений делать не надо.

"Дорога", "Перекрёсток". "ДТП". Всё это понятно пока не столкнёшься с жизненными вопросами.

uopp , в чём Вы видите принципиальное отличие столкновения в поле от подобного столкновения, но на автомагистрали, например.

"Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей" - ответ здесь всегда однозначный: нет. Доказывается легко. Есть тип дорожных знаков "Предписывающие знаки". Эти знаки действуют на первое пересечение перед ними. В частности, есть такой знак со стрелкой прямо, т.е. ехать на ближайшем пересечении можно только прямо. Однако, если между этим знаком и ближайшим очевидным перекрёстком встречается прилегающая территория (естественно она будет примыкать справа), то заезжать в неё можно. Отсюда вывод: прилегающая территория однозначно не является пересечением, иначе бы на неё распространял своё действие предписывающий знак "Движение только прямо".

(естественно она будет примыкать справа)

Интересно - почему справа - естественно? А если слева - неестественно, что-ли?

В частности, есть такой знак со стрелкой прямо, т.е. ехать на ближайшем пересечении можно только прямо.

Это не совсем верно. Из описания знака:

Действие знака 4.1.1, установленного в начале участка дороги, распространяется до ближайшего перекрестка.

В описанной Вами ситуации знак действует до перекрестка, а не на ближайшем пересечении.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария