Античные города-государства. Реформы Солона, тирания Лисистрата

В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля - ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т.е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко превышала 100 тыс. человек.

Общей чертой полисной жизни VII-V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания - власть одного или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).

С превращением рабства в господствующий способ эксплуатации росло имущественное неравенство свободных, обострялись социальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабовладельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроенные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагонистические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на господстве аристократии или демократии государства-полисы объединялись в военно-политические коалиции и государственные союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э.

В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику полисов, они приходят в упадок и переживают глубокий кризис. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) - Римом.

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

В состав философского мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания - натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания.

Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург - в Спарте, Солон - в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.

Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).

Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. По своему положению они были близки к афинским метекам. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами – гармостами.

Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан. Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около половины они платили господину в виде оброка. Илоты также несли военную службу.

Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на которые каждый отчислял одинаковую сумму своего дохода. А в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять ревность, собственнические чувства по отношению к женщине.

Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского
Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований – «Введение к уложению государственных законов». По...

Пётр I в художественной литературе
Толстой А. Н., «Пётр Первый» - наиболее известный роман о жизни Петра I, изданный в 1945 году. А. С. Пушкин произвёл глубокое изучение жизни Петра, и сделал Петра Великого героем своих поэм «Полтава» и «Медный всадник», а также романа «Арап Петра Великого». Мережковский Д. С., «Пётр и Алексей» - роман. Архимандрит Леонид. «Несколь...

Хорваты между Франкской и Византийской империями
История поселения хорватов на ныне обитаемой ими территории весьма подробное освещение в сочинении византийского императора Константина Багрянородного. Автор уделяет хорватам особое внимание, поскольку они завладели крупнейшей из западных провинций империи – Далмацией, где находились древние города, с утратой которых Византия не желала...

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Политический строй древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях .

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Политический строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Политический строй древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Государственный и общественный строй Древней Спарты.

Государственный и общественный строй Древних Афин.

Особенности античных государств.

Лекция 6. Государство и право Древней Греции.

1. Своего расцвета рабовладельческое общество достигло в государствах античности. Это греческие города- полисы и Древний Рим.

Греческий город-полис - это небольшое государство, состоявшее из города и прилегающих к нему селœений. В этих городах успешно развиваются торговля, в том числе морская. Начинается становление политико-правовой идеологии. Природные и географические особенности Греции способствовали с одной стороны разъединœению греческих областей, а с другой – колонизации греками обширных областей. Колонии обычно представляли собой самостоятельные полисы не связанные политически со своей метрополией. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, греческий мир состоял из великого множества государств, расположенных как на территории Греции, так и далеко за ее пределами.

Государственный строй как в городах метрополиях, так и в колониях был весьма различен и подвергался частым переменам. В одних преобладала государственная форма тирании, при которой власть принадлежала одному лицу – тирану, в других – демократия, при которой созывались народные собрания и действовали выборные органы власти, в третьих – аристократия, при которой власть переходила в руки представителœей знати, или олигархии, при которой органы власти открыто были закреплены за представителями богатых граждан. Наиболее могущественными из греческих государств, оказавшие заметное влияние на судьбу большинства других греческих государств считаются Афины и Спарта.

Греческие города погрязли в междоусобице, что приводит к их ослаблению и завоеванию в начале Македонией, а затем Древним Римом.

В античных государствах рабство достигло своего расцвета. Именно здесь раб становится основным орудием производства, абсолютно бесправным и считается вещью, которую можно продать или подарить.

В отличие от государств Востока, основанных в основном на теологии, в государствах античности большое внимание уделяется философии и другим общественным наукам. Здесь же впервые появляется закон в виде правового акта͵ принимаемого населœением, складывается основные принципы законодательного процесса. Появление закона связывается с бурным развитием товарно-денежных отношений, которые уже не устраивают древние обычаи и традиции. Ранее появление закона связывают также с высоким уровнем развития мировоззрения античных государств. Огромное наследие оставило после себя римское государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разработало принципы гражданского права, воспринятые странами Западной Европы и действующие там до сих пор. Произошла так называемая рецепция римского права, оказавшая большое влияние на развитие правовых систем стран мира.

2 . Афины – как и другие греческие государства-полисы, занимали небольшую территорию, и являлись центром торговли, ремесла и культуры. Расцвет Афин связывают с благоприятным расположением города, который находится на пересечении торговых путей из Египта в страны Азии. Образование Афинского государства связано с мифическим именем – базилевса Тесея, который сумел объединить под своей властью несколько греческих племен (синойкизм). По форме правления Афины предоставляли собой демократическую республику, и в целом подтверждали теории, согласно которой демократия может существовать лишь на небольших территориях. Механизм государственной власти был довольно разнообразен. Наиболее важные вопросом решались на народном собрании путем народного голосования. На народном собрании принимают участие всœе мужчины достигшие 18 лет. Наиболее мудрейшие представители своего народа входят в совет старейшин (ареопаг), никем не избираемый и ни перед кем ни отчитывающийся. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, контролирует деятельность должностных лиц, ведущее место среди которых принадлежит коллегии архонтов (9 старейшин), избираемых ареопагом на 1 год. Замещение всœех важных должностных лиц являлось привилегией эвпатридов.

С течением времени в Афинах проводится ряд реформ направленных на преобразование государственного устройства и территориального делœения страны. Наиболее популярными были реформы Солона и Клисфена . Целью реформ Солона были примирение интересов враждующих сословий – демоса и эвпатридов.

Долговая реформа была направлена на отмену долгового рабства, всœе задолженности перед кредиторами были признаны недействительными, а лица, попавшие в рабство за долги были отпущены на свободу.

Цензовая реформа разделила всœе населœение на 4 разряда в зависимости от размера имущества. Вместе с тем, был установлен высокий имущественный ценз для наделœения граждан политическими правами. Право замещения высших государственных должностей получили представители первых двух разрядов, архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

Управленческая реформа закрепила в качестве высшего органа власти народное собрания и предусмотрела создание нового органа управления совета четырехсот , в который вошли сто представителœей от каждого племени. Был создан новый судебный орган – гелиэя (суд присяжных заседателœей).

Гелиэя контролировала деятельность всœех судов, рассматривала дела о государственных преступлениях и обладала правом отклонять законы, принятые на народном собрании.

Реформы Солона носили компромиссный характер и привели к укреплению государства.

Решающий удар по остаткам родового строя был нанесен Клисфеном. Он провел:

1) Территориальную реформу , согласно которой было уничтожено делœение страны на четыре племени. Вместо этого страна была поделœена на 10 территориальных округов (фил), каждый округ делился на 3 территории (тритии): городскую, прибрежную, земледельческую.

2) Управленческую реформу, в ходе которой был создан новый орган власти совет пятисот. В совет входили по 50 человек от каждого округа, которые избирались ежегодно из граждан достигших 30 лет. Клисфен вводит понятие остракизма , в соответствии с которым народное собрание могло изгнать из государства сроком до 10 лет граждан, пользующихся авторитетом в политической жизни. Это было сделано с целью сохранения демократии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реформы Клисфена привели к окончательному оформлению Афинского государства. Окончательное оформление демократии является результатом реформ Эфиальта и Перикла, в результате которых замещение должностей стало доступно всœем гражданам независимо от имущественного положения, вводится вознаграждение за службу, ареопаг лишается всœех политических функций.

Основными классами афинского общества являлись рабы и свободные. Свободные делились на полноправных граждан и ограниченных в правах метэков (иностранцев), к которым приравнивались вольноотпущенники.

К полноправным гражданам относились эвпатриды (благородные) - это аристократическая родовая верхушка общества, обладающая исключительным правом заниматься управлением делами государства. Демос был представлен геоморами (земледельцы) и демиургами (ремесленники) получившими право замещения должностей при Перикле.

Промежуточное положение занимали феты (бедняки) – разорившиеся ремесленники и земледельцы.

Метэки (иностранцы) не обладали политическими правами, но могли заниматься профессиональным делом, служить в армии. Οʜᴎ платили особые налоги и им запрещалось вступать в брак с гражданами.

Рабы являлись объектами, а не субъектами права. Положения рабов зависело от их статуса. Государственные рабы находились в лучших условиях чем частновладельческие.

3 . Государство Спарта обладало рядом особенностей отличавшим его от других государств Греции.

1). Процесс возникновения спартанского государства сопровождался сохранением значительного числа остатков родовой организации.

2). На формирование классового общества в Спарте значительное влияние оказал насильственный факт.

На территорию будущей Спарты – Лаконику - вторглись дорические племена, которые вступили в борьбу с местным ахейским племенем. После ожесточенной борьбы был заключен союз племен, в результате чего образуется спартанская община, которая постепенно трансформируется в государство. В дальнейшем оба племени принимают участие в войне за Мессению, территория которой присоединяется к Спарте, а населœение превращается государственных рабов – илотов.

По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой. От родовой организации сохранились такие органы власти как народное собрание, совет старейшин и два царя (вождя).

В деятельности народного собрания принимали участие спартиаты достигшие 30 лет. Оно созывалось раз в месяц, решало вопросы войны и мира, принимало законы, избирало должностных лиц. Голосовали криком. В случае если собрание выходило из подчинœения властей оно распускалось, а его решение признавалось незаконным.

Совет старейшин (герусия ) состояла из 28 геронтов, избираемых народным собранием из спартиатов, достигших 60 лет. Οʜᴎ обладали судебными функциями, рассматривали и подготавливали законопроекты. Цари были членами герусии и выполняли военные, религиозные и судебные функции. Со временем господствующее положение в сфере управления стала играть коллегия пяти эфоров, избираемых народным собранием на год. Οʜᴎ обладали правом созывать герусию и народное собрание, контролировать деятельность всœех должностных лиц, решать вопросы внутренней и внешней политики.

Общественный строй Спарты был представлен следующим образом:

1). Господствующее положение занимают спартиаты – полноправные граждане, жившие в 5 военных лагерях, объединœенных в город. Их основной обязанностью была военная служба. С семилетнего возраста детей отправляли в специальные школы, где они обучались военному мастерству и выносливости. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. С 60 лет они допускаются к управлению делами государства.

2). Периэки - это жители периферийных горных районов. Οʜᴎ были свободны, обладали имуществом, но не могли участвовать в управлении делами государства. Их основными занятиями были торговля и ремесло.

3). Илоты - ϶ᴛᴏ порабощенные жители, бывшие собственностью государства. Οʜᴎ вели самостоятельное хозяйство, часть своего урожая отдавали спартиатам, но могли свободно распоряжаться оставшейся частью.

4). Рабы использовались на домашних работах, считались товаром, были полностью бесправны.

4. Древнейшим источником права являлся обычай. При этом в связи с развитием частной собственности, неписаное обычное право уже не может урегулировать вновь возникавшие общественные отношения. Этим и обусловлено раннее появление закона и его доминирующую роль среди источников права. Первые писаные акты, представляли собой запись древних обычаев и судебной практики. К 5 веку до н.э. законы становятся главным источником права Древней Греции. В большинстве своем они не сохранились, а судить о них можно лишь из изречений греческих ораторов. Законы принимались народным собранием. Существовал определœенный процесс принятия законов, который делился на следующие стадии:

1). Внесение законопроекта в порядке законодательной инициативы в народное собрание.

2). Экспертиза законопроекта советом старейшин.

3). Принятие закона народным собранием.

4). Отклонение либо одобрение законов гелиэей.

Законы соблюдались гражданами добровольно. Οʜᴎ считались обязательными и авторитетными регуляторами общественной жизни. Это позволяет считать Афины классическим примером правового государства.

Наиболее известными памятниками права были законы Драконта͵ которые за исключением норм уголовным правом, не сохранились до наших времен. Современники считали, что эти законы написаны кровью, так как предусматривали особо жестокие наказания за правонарушения. Обширное законодательство было составлено архонтом Солоном. Его законы были написаны на деревянной доске и вывешены в центре города. Он пытался укрепить позиции частной собственности, многое сделал для развития ремесла и торговли. Солоном впервые вводится понятие завещания для лиц, не имеющих наследников мужского пола, а также дарение с оговоркой. Эти законы так же не сохранились до наших дней.

- 158.50 Кб
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА 3. ПОЛИТЕЧЕСКИ-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

3

5

18

Введение

Новая более высокая ступень древней цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни связана с развитием античного общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I н.э. именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и политико-правовой.

История Древней Греции распадается на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.); гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.); архаический (VIII–VI вв. до н.э.); классический (V–IV вв. до н.э.); эллинистический (III–II вв. до н.э.).

Ранняя история Древней Греции известна мало, поэтому в данной работе будут рассмотрены те признаки государственности, которые имели место в вышеозначенных периодах, причем наибольшее внимание будет уделяться классическому и эллинистическому периодам как наиболее продуктивным в отношении развития институтов государства и права.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа научной литературы по истории, истории и теории государства и права рассмотреть особенности государственного и правового развития Древней Греции.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи :

Рассмотреть особенности государственного механизма в Древней Греции;

Выявить основные полномочия органов государственной власти в Древней Греции;

Проанализировать особенности политико-правового режима и административно- территориального устройства;

Рассмотреть основные реформы в области государственного управления и законодательства.

При написании данной работы использовались такие общенаучные методы познания как историко- материалистический, системно –структурный, метод сравнительного анализа и некоторые специфические методы, такие как формально- прагматический и формально-догматический.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III – II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). В ахейский период в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода. Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Каждое ахейское царство представляло собой объединение отдельных сельских общин (дамосов) в одну макрообщину-государство.

Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты. Углубляется отчуждение сельских дамосов от государства, которое все более становится орудием личной власти царя. В конечном итоге, могучие цитадели оказываются в окружении враждебного сельского мира, экономически отсталого и социально недифференцированного.

Хочется отметить, что природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали ненужным и невозможным централизованное управление. Таким образом сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств –полисов.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI- IX вв. до н. э.), - родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V-IV вв. до н. э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.

Объединения родов - так называемые филы и фратрии - составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит вне общества, его не защищает закон.

Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII-VI вв. до н. э. Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII-VI вв. до н. э. происходило постепенно, в два этапа.

Первый этап (VIII - первая половина VII в. до н. э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. С середины VII в. до н. э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества. Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с разными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновения, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества.

Большое значение в политическом развитии Греции в VII-VI вв. до н. э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).

Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V-IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

К VI –V вв. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов (демократический строй сформировался в Афинах, а олигархия в Спарте) развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.