Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Теории происхождения человека

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении прогресса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.


Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественно-научные (материалистические) теории

Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Ф.Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке

Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на го психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающи гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

Биологизаторский подход

Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

Социологизаторский подход

Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, физически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;

Обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек - существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ.

Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

Ответ: 4.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития , получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле . Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами . Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству .

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ .

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное
2) социальное
3) биологическое
4) биосоциальное

Множество людей обитает на нашей планете, но не многие задумывались о своем происхождении. Это вопрос довольно сложный, многие знаменитые ученые над ним размышляют. Но ни одни не пришли к какому-то общему мнению. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается такой наукой, как антропогенез. Хотя благодаря ей и выделяют виды ранее живших людей, но основная проблема так и остается для нас загадкой.

На данный момент выделяют наиболее популярные четыре теории :

  1. Теория Дарвина о том, что человек (класс Млекопитающие) взял свое начало от обезьяны и эволюционировал в современного человека.
  2. Теория творения Божьего, в которой говорится о том, что Бог создал двоих по подобию своему, они и стали прародителями всех современных людей.
  3. Теория вмешательства из космоса (инопланетные создали человека и заселили Землю).
  4. Теория пространственных аномалий, которая заключается во взаимодействии материи, энергии и ауры.

Понятие современного человека

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции - это живое существо, которое отвечает нескольким требованиям, таким как:

  • социальность;
  • часть исторической деятельности;
  • часть культуры.

Чем же современный человек отличается от других существ, живущих на нашей планете? Тем, что он обладает сознанием и способен мыслить и делать какие-либо аналитические выводы и принимать собственные решения. Исходя из этого, каждый человек несет ответственность за свои поступки.

Кроме этого, человек обладает многими качествами и способностями, такими, которыми природа наградила только его:

  • изготовление орудий труда;
  • дар речи;
  • умение пользоваться огнем;
  • пластичность поведения и многие другие.

Нет ни одного существа на планете, которое в полной мере соответствовало бы человеку разумному (хомо сапиенс).

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции способен изменять и себя, и окружающий его мир. Именно он создает свою историю и культуру, традиции и ценности. Остаются еще вопросы: кто создал человека, какое его предназначение? Этим вопросом занимаются многие науки, среди которых философия и религия.

Понятие эволюции

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции рассматривается наукой под названием антропогенез. Если переводить с греческого языка, то получится "происхождение человека". Антропогенез изучает формирование современных людей на протяжении многих тысяч лет. Кроме этого, именно данная наука выделяет основные теории происхождения человека, которые обсудим немного позже.

Несмотря на разнообразие точек зрения, большинство все-таки придерживается теории Дарвина, то есть эволюционной. Почему именно эта гипотеза вызывает особое доверие у ученых? Потому что она подтверждена целым рядом научных данных как археологических, так и биологических.

Подробно мы рассмотрим в пункте "Эволюционная теория". Здесь бы хотелось добавить про само чтобы окончательно устранить все пробелы в наших знаниях. Так вот, эволюция - это развитие живых организмов на земле и в общем природы. Этот процесс сопровождается генетическими изменениями, адаптацией, появлением новых видов и вымиранием.

Происхождение человека

Как мы уже кратко отмечали ранее, выделяют в настоящее время четыре основные теории происхождения человека на Земле. Стоит добавить еще и то, что этой проблемой занимаются и биологические, и гуманитарные науки.

Между двумя этими направлениями непрерывно ведутся дискуссии, выдвигаются новые предположения и модели. Сейчас же все склонны к тому, что человек является сочетанием и биологических, и социальных компонентов. Даже существует наука, которая ищет границы между биологией и спецификой человека. Она имеет название социобиология и также занимается вопросом происхождения человека.

Эволюционная теория

Один из самых волнующих вопросов во все времена - это происхождения человека на Земле. выдвигали и выдвигают по сей день, но ни одна не доказана в полной мере. Это говорит о том, что точный ответ на поставленный вопрос никто не сможет дать. И все же, кто создал человека?

Еще в конце восемнадцатого века Чарльз Дарвин предположил, что мы получили свое начало от обычной обезьяны. Эволюционная теория стала детищем этого ученого. Он посвятил свою жизнь написанию научного труда, в котором убедительно доказал происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Чарльз Дарвин привел очень убедительные аргументы, выделил много сходства и современного человека.

Эта теория долго не могла найти единомышленников даже в научных кругах, несмотря на то что она была единственной, имеющей хоть какие-то доказательства, в то время как другие основаны исключительно на предположениях и могут быть в равной степени как ложными, так и истинными. Лучшей версии не существует и в настоящее время.

Заслуги Дарвина, безусловно, велики. Он систематизировал все живые организмы, живущие на Земле, выделил их сходства. Но не нашел стопроцентного доказательства происхождения человека, что привело к появлению все новых и новых концепций, о которых мы поговорим прямо сейчас.

Креационизм

По-другому эта версия называется "религиозное происхождение человека". Она также имеет место. Эта теория утверждает, что Бог создал Землю и все живое на нашей планете, включая и человека. Эта идея строилась на основе христианских библейских писаний.

В принципе, эта теория вполне возможна, ведь никто до сих пор не смог объяснить происхождения души человека. Также в креационизме выделяют несколько течений, самые популярные из них:

  • младоземельное;
  • староземельное.

Рассмотрим, в чем их различия. Первое подразумевает, что Бог создал землю в буквальном смысле за шесть дней, а второе рассматривает вопрос немного глубже. День там имеет значение не конкретного дня, а некоторого неопределенного промежутка времени, возможно, достаточно длинного. И все же, кто создал человека? Бог или инопланетный разум, или все же мы произошли от обезьяны? Наверное, это так и останется навсегда для нас загадкой.

Внешнее вмешательство

Многие рассматривают человечество как результат биологической и социокультурной эволюции, которую предположил Чарльз Дарвин. Но, несмотря на это, существуют и другие концепции, например, внешнее вмешательство, занесение жизни инопланетным разумом.

Предполагается, что первые бактерии были занесены из космоса, а вот человек появился благодаря опытам инопланетян. Для чего они это сделали, может, им были нужны рабы? Это так и остается неизвестным.

Пространственные аномалии

Данная теория предполагает, что все вселенные развиваются и образуют атмосферу по одному и тому же принципу, этот путь как бы является запрограммированным на уровне ауры.

Если планета пригодна для жизни, тогда на ней образуется разум. Теория Дарвина и данная очень схожи между собой, единственное отличие - это вера последней в то, что существует программа, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Материалы к уроку обществознания в 10 классе социально-гуманитарного профиля

План: 1) Теории происхождения человека. 2) Биологическое и социальное в человеке.

Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.

Антропосоциогенез Процесс происхождения человека и общества, охватывающий период первобытного общества и завершающийся к позднему палеолиту от 1, 5 млн. до 35-40 тыс. лет назад

Этапы антропогенеза:

Факторы антропогенеза

Социогенез Процесс превращения стаи животных в первобытное человеческое стадо и затем в человеческое общество. В процессе социогенеза каждый получил право на долю пищи независимо от его участия или неучастия в ее добычи. Возникли запреты на связи внутри материнского рода - первой социальной организации древности. Появляется парный брак и семья

Теории происхождения человека Эволюционная теория происхождения человека Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования.

Трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникала членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции

Домашнее задание Сообщение на тему: «Концепции происхождения человека»

Человек – биопсихосоциальное существо « Человек » - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Биосоциальная природа человека Биологическое в человеке Социальное в человеке наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек как биологический и социальный феномен

Этика и культура государственного служащегоВ заключении приводятся краткие итоги выполненной работы. Анализ результатов работы должен быть посвящен реализации технологии определяется преподавателем по...

Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Побуждение к обучению и само обучение различным видам досуговой деятельност...