Форма заявления о курении на работе. Курение на работе: права и обязанности работника и работодателя

Табачные изделия (сигареты с фильтром, сигары, курительный табак, и т.д.) используются для вдыхания дыма, возникающего от их тления. Всем известно, что табакокурение вредит здоровью курильщика (прежде всего тем, что пагубно влияет на его легкие). Также оно может негативно воздействовать на самочувствие окружающих некурящих граждан (так называемых “пассивных курильщиков”), ведь им так или иначе приходится вдыхать табачный дым, общаясь с курящим человеком.

ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016), в целях охраны здоровья людей от воздействия окружающего табачного дыма, обозначил обязательные требования к местам для курения на предприятии и на открытом воздухе, которые должен учитывать каждый работодатель, задумывающийся о необходимости оборудования такого места.

Закон № 15-ФЗ запрещает табакокурение почти во всех общественных местах, в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах. Есть лишь два исключения. С позволения собственника имущества, оно допускается (см. ст. 12 данного Закона):

    в специально отведенных местах на открытом воздухе, а также на судах дальнего плавания;

    в оборудованных помещениях многоквартирных домов, с согласия жильцов.

Таким образом, работодатель, являющийся собственником здания или помещения, может разрешить сотрудникам курить, но только в специально выделенных местах. И лишь в учреждениях, в которых это допускается. И то - исключительно в нерабочих зонах.

Полный перечень объектов, на которых табакокурение запрещено, можно посмотреть в ст. 12 Закона № 15-ФЗ. Например, категорически не допускается оборудование курилок в медучреждениях, образовательных организациях, предприятиях общественного питания, на автозаправках и т.д. Причем запрет курения распространяется не только на сотрудников этих компаний, но и на их посетителей. Проинформировать людей об этом руководитель организации должен с помощью специальной вывески (п. 5 ст. 12 ФЗ от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ).

Места для курения на предприятии - требования

В этом разделе расскажем, как организовать места для табакокурения. Но перед тем, как обозначить требования, которым должны соответствовать курилки на предприятиях, отметим: у работодателей вообще нет обязанности их устанавливать. Дело в том, что вопросы табакокурения не имеют никакого отношения к организации труда. На предприятии сотрудники должны работать, а не думать о том, как выкурить очередную сигарету. Но наниматель может пойти навстречу своим работникам и оборудовать по их просьбе вне рабочей зоны территорию для курения.Также он вправе вообще запретить табакокурение на территории своей компании (подп. 3 п. 1 ст. 10 ФЗ № 15-ФЗ).

Узнать о том, как должны быть оборудованы места для курения, нормативы и требования к ним, можно из документа под названием "О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака...", утвержденного Приказом Минстроя России N 756/пр, Минздрава РФ N 786н от 28.11.2014. Рассмотрим, какие правила нужно соблюсти:

Изолированное помещение для курения, требования:

    изолированная комната для табакокурения должна быть оборудована дверью, препятствующей проникновению табачного дыма в смежные помещения;

    при отделке комнаты необходимо использовать несгораемые материалы (плитка, металл или стекло);

    согласно требованиям пожарной безопасности, рядом с комнатой следует установить знак "Курить здесь" по ГОСТ 12.4.026-2015 - знак М15;

    курилка должна быть оборудована пепельницами;

    комната также должна иметь искусственное освещение;

    в ней обязательно должен находиться огнетушитель;

    курилку необходимо оборудовать приточно-вытяжной системой вентиляции, обеспечивающей устранение дыма, выделяемого в процессе табакокурения и не дающей загрязненному воздуху проникнуть в соседние помещения. Мощность вентиляционных систем должна соответствовать СанПиН 2.1.6.1032-01;

    в комнате для табакокурения необходимо разместить информационные стенды о вреде потребления табака.

Место для курения на открытом воздухе, требования:

На открытом воздухе места для табакокурения оснащаются:

Зачастую нанимателю проще полностью запретить курение на территории предприятия, чем организовывать места для курения согласно вышеназванным требованиям, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Как часто могут работники бегать на “перекуры”?

Если курящие работники будут курить каждый час, это значительно сократит непосредственное время их работы. Согласно ст. 108 ТК РФ , наниматель обязан предоставить сотрудникам только перерыв для отдыха и питания (его длительность указывается в трудовом договоре и ЛНА предприятия). Он должен составлять не менее 30 минут, но и не превышать суммарно 2 часов. Это время не засчитывается в качестве трудового. Поэтому работник может использовать его для любых своих нужд. В том числе, для посещения места курения.

Ответственность

Чем может обернуться несоблюдение требований законодательства, касающегося данной области?

Для курильщиков

Согласно , за нарушение запрета курения табака в общественных местах курильщик несет ответственность:

    за курение в запрещенных местах придется выплатить штраф в размере от 500 до 1500 рублей;

    табакокурение на детской площадке обойдется в сумму от 2000 до 3000 рублей;

    в случае вовлечения детей в процесс табакокурения, штраф составит от 1000 до 2000 рублей;

    если к курению ребенка приучают родители, им придется выложить за нарушение от 2000 до 3000 рублей.

Для работодателей

Согласно , наниматели могут быть привлечены к ответственности. Например:

    при игнорировании обязанностей, касающихся размещения запрещающих табакокурение знаков, руководители предприятий подвергаются штрафу в размере 30-60 000 рублей, а должностные лица заплатят от 10 000-20 000 рублей.

    в случае, когда отсутствует место для курения на предприятии, требования 2019 г. по его оснащению не соблюдаются, юрлицу придется выплатить штраф в размере 50 000-80 000 рублей, а должностному лицу придется расстаться с суммой от 20 000 до 30 000 рублей.

    если ИП либо иное юрлицо не осуществляет контроль за выполнением закона о запрете табакокурения в общественных местах, его ожидает штраф. Для ИП он составляет 30 000-40 000 рублей, для компаний 60 000-90 000 рублей.

Особое мнение

Места для курильщиков - тема болезненная. Вроде бы необходимо проявить лояльность и устроить удобное место, но так мы начнем привлекать людей проводить там все больше времени.

Мы при проектировании офиса всегда соблюдаем толерантность по отношению к любому помещению, и к данному виду помещения предъявляем следующие требования:

Обязательно мощная вытяжная вентиляция и хорошая приточная вентиляция;

Сидячие места и максимальное количество высоких пепельниц.

А вот метраж помещения диктует, как правило, заказчик. И вот что интересно: если директор сам курит, то место для курения одобряется всегда и тщательно обсуждается, а если нет, то очень критикуется и деформируется - начинаются вопросы, зачем так много места, мебели, отделка, окно?..

При посещении разных стран наблюдала очень разный подход по отношению к курительным комнатам. Не могу сказать, где этот подход идеален, так как всегда есть перегибы либо в одну, либо в другую сторону - как перетягивание каната между курильщиками и свободными от курения людьми. Но то, что отдельные помещения необходимы, - точно, человек курящий не должен чувствовать себя ущемленным, так же, как и некурящий, который страдает от того, что рядом начинается курение, поскольку курительных просто нет либо они недостаточно хорошо организованы.

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» , принятый в 2013 г. установил запрет на курение в общественных местах. Руководители производств, следуя политике государства, обязаны оградить своих сотрудников от пагубного воздействия табака на организм, уделить внимание борьбе с этой вредной привычкой. По этой причине издается приказ о запрете курения на рабочем месте .

Как подготавливается приказ

Прежде чем обнародовать распоряжение, руководитель обязан обустроить особое место, где не будет запрещено курить. В приказе допускается определить запрет на курение, на всей производственной местности или разрешить на специально отведенной территории. Дозволенное место не должно находиться в непосредственной близости от входа (на расстоянии меньше 15 м.).

Конкретно законом не указываются места, которые можно выделять, поэтому «курилки» оборудуются на усмотрение руководителя, согласно нормам закона.

Оборудовать специальное место может только собственник помещения или с его разрешения – руководитель, если он таковым не является.

Местом для курения определяется пространство на открытом воздухе или в отдельной комнате, оснащенной вытяжкой.

Требования к месту курения:

  • наличие таблички, разрешающей курить;
  • огнетушитель с неистекшим сроком действия;
  • уголок курильщика с информацией о вреде табака;
  • пепельницы, мусорные бочки;
  • изоляция от проникновения вредных веществ в соседние комнаты;
  • нормальное освещение круглосуточно.

Когда место для курения не обустроено, любители покурить сами себе облюбовали балкон или крыльцо, отвечают за нарушение противопожарных норм работники и руководитель.

При выборе определенного места надо руководствоваться нормами пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического контроля. В каждой компании создается документ, устанавливающий противопожарный режим и место для курения. Санитарные нормы отмечают, что места для перекуров должны исключать попадание табачного дыма в бытовые помещения, где находятся некурящие. Они должны находиться на расстоянии не меньше семидесяти метров. Норма площади на одного курящего в отведенной комнате – 0,02 кв.м на человека.

Образец документа

Только после определения зоны вне запрета издается распоряжение. Формы, определенной законом, для данного приказа не существует. Оформляется он по правилам ведения документации на предприятии. Указываются следующие сведения:

  • наименование организации;
  • номер приказа, дата оформления, название;
  • содержание, основание – указание на полный запрет или разрешение в специальных местах;
  • санкции за неисполнение распоряжения;
  • назначение ответственного за обустройство места (изготовление знаков, табличек);
  • кто будет контролировать выполнение.

Приказ заверяется подписью, печатью руководителя. Данные вносятся в журнал учета внутренней документации.

Образец приказа о запрете представлен ниже.

Распоряжение об ограничение курения на рабочем месте

Запрет курения прописывается данными документами:

  • утвержденным режимом работы организации;
  • внутренним распорядком труда и отдыха;
  • инструкциями по технике безопасности и охране труда.

Промежутки времени для перекуров в законе не оговариваются. Сотрудникам в обязательном порядке выделяется время для отдыха , чтобы они имели возможность пообедать, удовлетворить свои нужды, если рабочее место покидается в другое время, для того, чтобы покурить, например, нарушается трудовая дисциплина. Тем более, если это происходит часто и подолгу. Работодатель вправе предъявить свои претензии.

Недопустимо уменьшать заработную плату или лишать сотрудника премии. В качестве наказания можно сделать замечание, если порядок продолжают нарушать – выговор.

Как установить режим на предприятии

Устанавливаются также перерывы для перекуров, помимо положенного часа на обед. Это могут быть пятиминутки в конце каждого часа или двух. За день их набежит минут 20. В рабочее время они не включаются, а значит, не оплачиваются. В ст.91 ТК Российской Федерации рабочим считается время, когда гражданин выполнял свои обязанности. Время отдыха он может использовать по своему желанию: пить кофе, курить, заниматься личной гигиеной. Отдых должен составлять по закону не меньше тридцати минут в день, но не больше двух часов. Если обеденное время используется для работы, оно подлежит оплате.

Образец графика

Работодатель сам может составить график. Он может быть в виде небольших пауз, продления, сокращения обеденного перерыва. Перед приемом на работу сотрудник должен ознакомиться с режимом труда и отдыха. А работодатель выяснить, есть ли у него вредные привычки. Для таких, как он, обязаны создать место для перекуров. В некоторых компаниях поощряют здоровый образ жизни (фитнес, походы, прогулки, бег), оказывая помощь в отказе от курения.

Образец графика курения представлен ниже.

Законодательные основания

Запрет на курение определяется Федеральным законом №15. Установленный в 2013г запрет действует и сейчас, так как некоторые вопросы остаются открытыми.

Закон призван охранять здоровье людей, он рассчитан на то, что употребление табачных изделий снизится. Поэтому за несоблюдение закона предусмотрены штрафы физическим и юридическим лицам. Они налагаются за курение в кафе, ресторане, на лестничной площадке и других общественных местах.

Если штраф для физических лиц определяется суммой в несколько тысяч рублей, то для юридических он составляет десятки и сотни тысяч. Наказание предусмотрено за продажу табачной продукции несовершеннолетним, ее демонстрацию, рекламирование табака.

Основные моменты данного приказа налагают запрет на курение в следующих общественных местах предприятия:

  1. На территориях, принадлежащих производству.
  2. В подъездах без вытяжек.
  3. На рабочем месте, если для этого не оборудовано специальное помещение.

Запрет регулируется кодексом об административных нарушениях. Работодателю может быть вынесено предупреждение, назначен штраф за нарушение правил пожарной безопасности, санитарных гигиенических норм. Статьи закона регулируют такое наказание. Поэтому начальник имеет право полностью запретить курение по месту работы.

Акт о курении в неположенном месте

За несоблюдение закона о запрете курения может наступить ответственность: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая.

За курение в общественных местах – административное наказание. За это грозит штраф до 3 тыс. рублей. Административную ответственность несет руководитель предприятия. Штраф налагается до 30 тыс.рублей.

В компаниях и на предприятиях предусмотрена дисциплинарная ответственность. Чтобы привести к такой ответственности, надо написать акт и уведомить всех работников и нарушителей порядка. В этом акте следует указать на полный запрет курения на территории или согласие в специально отведенном месте.

Процедура составления акта:

  1. Курильщик обязан ознакомиться с приказом о запрещении.
  2. При составлении акта следует указать дату и место нарушения дисциплины.
  3. Указываются должность и личные данные лица, составившего акт. Это может быть начальник или сотрудник отдела кадров.

Составляется акт несколькими людьми. Делается это для того, чтобы зафиксировать противоправные действия при свидетелях, чтобы потом не доказывать, что нарушение имело место. Особое внимание следует обратить образцу акта, так как неправильное оформление судом не принимается.

На основании составленного документа выносится решение, которое нарушитель может оспаривать в суде. Следует учесть, что если нарушение произошло не на территории предприятия, а за ее пределами, ответственность будет снята.

Работника знакомят с актом, он ставит подпись, если отказывается, свидетели подписываются под отказом. Допускается не издавать акт, а написать сразу отказ давать объяснения о случившемся. Все остальное оформляется по требованиям: дата, номер, название компании, подписи, название данной бумаги, «Акт о нарушении трудовой дисциплины и несоблюдении правил внутреннего трудового распорядка».

Подробнее о запрете курения смотрите ниже на видео.

Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись.

Работодатель обязан

В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

— соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

— осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

— обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

— предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

13) на автозаправочных станциях.

Вопрос. Означает ли новый закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: "Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?" Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

Отметим, что в законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Вопрос. Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1

Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

На деле же требования закона уже начали реализовываться на местах.

Пример 2

Распоряжением администрации муниципального района "Печора" (МР "Печора") от 31.05.2013 N 470-р "О запрете курения табака в помещениях администрации МР "Печора" запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района "Печора", с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района "Печора" дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

Работодатель имеет право

Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений закона

Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании, работодатель должен:

— издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

— ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

— провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

— обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ);

— при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

— в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должен быть предусмотрен порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

— чтобы соблюсти баланс "кнута и пряника", при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

Вопрос. В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю и все еще на его территории (прилегающая к зданию территория), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

— испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 N 15-ФЗ);

— после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

— издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

— ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

— применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно- распорядительными документами работодателя (а именно — приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Вопрос. Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива, таким местом может оказаться, например, территория в 10-15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Ответственность

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового закона об ограничении курения:

— дисциплинарная;

— гражданско-правовая;

— административная.

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машинист, проводник, капитан судна, пилот, стюардесса и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 рублей, такая ответственность мало кого пугает.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

— предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в раздел 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований закона о запрете курения все же есть.

Учитывая "молодость" рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

Нельзя не отметить, что сейчас наступило время "безответственности", как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000-3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 рублей или даже выше.

Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усилении санкций в сфере действия нового закона о запрете курения.

Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого закона "Об ограничении курения табака" и нового "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (см. Таблицу).

Таблица. Отличия двух законов для работодателей

Старый закон (утратил силу с 01.06.2013)

Новый закон (вступил в силу с 01.06.2013)

Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака

Запрещено курение на рабочих местах. Перечень видов иных мест, где курение запрещено, значительно дополнен

Работодатель обязан был оснастить специально отведенные места для курения табака

Работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории

Разрешения кого бы то ни было на оснащение места для курения не требовалось

Работодатель вправе выделить и оснастить места для курения только с разрешения собственника здания, помещения

Работодатель, оснащая место для курения, вправе был делать это в любом месте на своей территории

Место для курения может быть только на свежем воздухе (для зданий)

Ответственность предполагалась только для граждан за курение на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ)

Для граждан ответственность не поменялась. Теоретически теперь можно наказать и работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ

* * *

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.

Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место; оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.

Пока меры ответственности за нарушение нового закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного закона.

Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.

Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.

Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Приказ "О запрете курения в школе и на её территории"

С 1 июня 2013 года вступает в силу Федеральный закон № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Данным Федеральным законом определены понятия курение табака, окружающего табачного дыма, последствий потребления табака, потребление табака, спонсорство табака, табачные организации. Определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно новым изменениям с 15 ноября будут штрафовать за курение в неположенном месте для граждан от 500 до 1500 рублей. За курение на детских площадках граждане заплатят 2000 — 3000 рублей.

За продажу несовершеннолетним табачных изделий или табачной продукции предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 150 тысяч рублей для юридических лиц.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона в целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

На территориях и в помещениях образовательных учреждений, а также учреждений культуры, спорта;
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно- курортных услуг;
- на воздушных судах, в городском и пригородном транспорте, на открытых территориях на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
- в помещениях социальных служб;
- в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
- в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
- на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
- на автозаправочных станциях.

Уважаемые обучающиеся и их родители, просим вас ознакомиться с приказом № 39\1 от 6.06.2014 года «О запрете курения в школе и на её территории».

МКОУ «Травнинская средняя общеобразовательная школа»

ПРИКАЗ

06.06.2014 г. № 39\1

«О запрете курения в школе»

В целях повышения культуры поведения, пожарной безопасности, сохранности имущества, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, соблюдения распорядка дня, а также снижения вредного воздействия табачного дыма на здоровье обучающихся, сотрудников и учителей школы, реализации положений Федерального закона РФ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».

приказываю:

  1. Запретить курение табака в здании школы и на ее территории.
  2. Классным руководителям 5-11 классов провести классные часы о вреде курения и разъяснительную работу о запрете курения. Ознакомить с приказом всех обучающихся, предупредить их об ответственности за курение в здании школы и на её территории.
  3. Классным руководителям провести родительские и классные собрания по данной тематике, предупредить родителей обучающихся и учащихся об ответственности за действия несовершеннолетних.
  4. Дежурному учителю обратить особое внимание на недопустимость курения в туалетах на территории школы.
  5. Обязать дежурного учителя проводить расследование каждого случая курения: требовать от учителей докладные записки, от учащихся - объяснительные записки. Социальному педагогу составлять акт о нарушении данного Приказа. В обязательном порядке вызывать родителей обучающихся, информируя их о нарушении действующего законодательства. В случае повторного нарушения приказа «О запрете курения» направлять материалы расследования в Комиссию по делам несовершеннолетних для принятия соответствующих мер к родителям несовершеннолетних.
  6. Довести приказ до сведения всех работников, заместителю директора по ВР Ивлевой О. В. обеспечить контроль за исполнением приказа.
  7. Ответственной за сайт школы Плахиной Е. Г., разместить информацию о запрете курения в школе и на школьном сайте.
  8. 8. утвердить Положение о запрете курения в здании школы и на прилегающей территории

Директор МКОУ « Травнинская СОШ» Прудникова В. Н.

С приказом ознакомлены: Ивлева О. В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Травнинская СОШ»

_____________Прудникова В. Н.

«_____»_______________2014г.

Положение
о запрете курения в здании школы и на прилегающей территории

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Уставом школы и служит для создания благоприятной обстановки для обучения, безопасных условий пребывания в школе, пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, воспитания навыков культурного поведения, чувства гордости за свое учебное заведение.

2.Условия запрета курения

2.1. Согласно действующему законодательству Федерального закона РФ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».запрещается курить:

  • на рабочих местах, транспорте, спортивных сооружениях, учреждениях культуры, здравоохранения и образования, помещениях местах общего пользования;
  • в помещениях школы (классных кабинетах, туалетных комнатах, лестничных площадках, подвальных помещениях);
  • на территории школы (крыльце и пришкольной территории, ограниченной специальными ограждениями).

2.2. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

2.3. По Закону «Об образовании» школа имеет право исключать учеников за грубые и неоднократные нарушения Устава, к которым относится курение, из-за угрозы пожара, и ущемления прав некурящих лиц.

3. Контроль и ответственность

3.1. Контроль за соблюдением положения осуществляется администрацией школы, классными руководителями, техническим персоналом.
3.2. В случае, если учащийся нарушит данное Положение, принимаются меры по исправлению ситуации: беседа с обучающимися или родителями, в присутствии социального педагога или заместителя директора по ВР.
3.3. Систематическое несоблюдение требований настоящего Положения влечет за собой привлечение к административной ответственности родителей несовершеннолетнего или лиц их замещающих.

3.4. В случае нарушения данного Положения, администрация школы вправе применить дисциплинарное взыскание к родителям (или лиц их замещающих) учащегося в форме возмещения материального ущерба школе.

Протокол инструктажа родителей

в здании школы и на прилегающей территории на родительском собрании «_____»________________________ 2013года

С Положением ознакомлены родители ___«____» класса

Ф.И.О. родителей

Роспись родителей

Роспись классного руководителя

Протокол инструктажа учащихся

по Положению о запрете курения в школе во время учебного процесса и на прилегающей территории

Озвучено Положение «О запрете куренияв здании школы и на прилегающей территории на классном собрании «_____»________________________ 2012года

С Положением ознакомлены учащиеся ___«____» класса

Курение является весьма распространенной вредной привычкой: люди курят как во время отдыха, так и на работе. Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих работников, а также для устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня законодательно были установлены специальные правила.

Какие нормы регулируют курение в рабочее время? Какова ответственность за их нарушение?

Право курить на работе

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее - Федеральный закон № 87‑ФЗ ) определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Непосредственно под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Окружающий табачный дым определяется как табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

К сведению:

Табачные изделия - это изделия для курения, жевания или нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка (крупка курительная).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах , в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.

К сведению:

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Спорным является вопрос относительно возможности работодателя вообще запретить курение на работе. Некоторые специалисты отмечают, что такой запрет, установленный в локальном правовом акте, будет правомочен. Однако, на наш взгляд, из закона прямо следует право работника курить в специально отведенных для этого местах, а на работодателя прямо возлагается обязанность создать такие места. Кроме того, в рассматриваемых ниже актах предусматривается обязательное создание мест для курения, что подтверждает нашу точку зрения.

Что же касается времени для курения, это могут быть специально установленные работодателем для этого перерывы или любые другие перерывы для отдыха. Напомним, что в силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска. Специально перерывы для курения не предусмотрены.

Места для курения

В первую очередь необходимо обратиться к нормам пожарной безопасности. Так, в п. 6 Правил пожарной безопасности (ППБ 01‑03) , утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 , устанавливается, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.) в соответствии с приложением 1 к данному документу. Согласно приложению 1 инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В инструкциях о мерах пожарной безопасности среди прочих вопросов необходимо отразить вопросы, связанные с местами курения, применения открытого огня и проведения огневых работ. Кроме того, нормами п. 15 Правил пожарной безопасности на каждую организацию возлагается обязанность распорядительным документом устанавливать соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе должны быть определены и оборудованы места для курения. Таким образом, правила пожарной безопасности возлагают на работодателя обязанность определить в локальных актах и специально оборудовать места для курения.

К сведению:

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Также положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312‑03 , утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 № 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе предусмотрены СНиП 31‑05‑2003. Общественные здания административного назначения , принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 , в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч. В соответствии с таким документом, как СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04‑87 , утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782 , температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16° C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час. Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026‑2001 , принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387‑ст . В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15 «Курить здесь». В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01 «Курить запрещается».

Вопросы ответственности, связанные с курением на рабочем месте

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ устанавливается, что нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ , согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

На должностных лиц - от 1 000 до 5 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение же требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ . Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 1 000 до 1 500 руб.;

На должностных лиц - от 6 000 до 15 000 руб.;

На юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии со ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 100 до 500 руб.;

На должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что же касается работника, за нарушение им правил о курении, а именно за курение вне специальных мест или в неустановленное время, он может быть привлечен работодателем в предусмотренном порядке к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03. 2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» данное определение дисциплинарного поступка конкретизировано. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.). То есть запрет на курение вне специальных мест для курения или в неположенное время должен быть предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте. В противном случае работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями. Непроработанными в действующем законодательстве являются вопросы ответственности за нарушение данных положений. Так, специальные меры административной ответственности отсутствуют, могут применяться только нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства. За нарушение правил о курении работник может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ.