Кадило что внутри. Происхождение, значение и использование кадила в религиозном культе

Вконтакте

Каждение совершается во время молитвы с апостольских времен.

Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан - душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым - фимиам.

shakko , CC BY-SA 3.0

Существуют церковные кадила (имеют цепочки, которыми присоединяются к ручке) и келейные, иначе домашние (с фиксированной ручкой на боку).

Перед началом каждения священник произносит молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Богослужебное каждение бывает полным , когда или священник с кадилом обходит весь храм, и малым , когда кадят , иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается перед священными предметами - иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться.

Каждение на Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя Presidential Press and Information Office , CC BY-SA 3.0

Старейший образец кадила на цепочках датируется 1405 годом. С XV века кадило приобретает формы храма и интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

Павел Петров , CC BY-SA 3.0

В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона.

Кацея

Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке. Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

Фотогалерея




Название

Кади́ло, кади́льница

NB Не следует путать с паникадилом.

В Ветхом и Новом Заветах

Кадило - изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ.

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

Каждение означало силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

Толковый типикон

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

Ботафумейро - самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И.С. Тургенев).
  • «Раздуть кадило» в переносном значении обозначает - развернуть какую-либо деятельность, развернуться.

При особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ; волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу. Каждение означало силу, отгонающую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона .

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке . Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами , а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом : «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И. С. Тургенев).

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кадило . Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы».
  • Кадильница, кадило . Библейская энциклопедия.
  • Кацея . Словарь церковных терминов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кадило" в других словарях:

    См. Угольница (кадильница, кадило) … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Металл, чашка на цепочках, в которой при богослужении курится ладан на раскаленных угольях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАДИЛО металлич. чашка на цепочках, в которой курится фимиам во время… … Словарь иностранных слов русского языка

    Или кадильница сосуд для курения фимиамом, производимого прихристианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой,открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такоеК. носило название кации); такое устройство… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (кадильница), металлическая чаша с раскаленным углем, ладаном и другими ароматическими составами, подвешенная на 3 4 цепочках. Используется во время богослужения в христианских храмах … Современная энциклопедия

    Металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах … Большой Энциклопедический словарь

    КАДИЛО, кадила, ср. (церк.). Металлический сосуд, употр. в православном и католическом богослужении для курения ладаном. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КАДИЛО, а, ср. Металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении. Раздуть к. (также перен.: развернуть какую н. деятельность, развернуться; прост.). | прил. кадильный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 8 богородское зелье (4) кадильница (3) пахлун (5) … Словарь синонимов

Что такое кадило, используемое во время богослужений в церкви, каково его назначение и история появления, устройство и разновидности — ответы на такие вопросы заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Описание и назначение

Церковное кадило является неотъемлемым атрибутом богослужения, проходящего в православном храме. Многие прихожане видят его во время однако не знают точно, что такое кадило, каково его предназначение и символическое значение.

Кадило в христианстве является важным элементом церковной утвари, который применяется во время совершения молитв еще с древних времен.

Состоит кадильница из 2 половинок: в нижнюю чашу кладутся угли и ладан, а верхняя является крышкой, по форме она делается похожей на с христианским крестом. С обеих сторон к кадилу крепятся цепочки, за которые оно может подвешиваться в храме. Достаточно часто на них есть и звонцы в виде шариков, внутри которых размещены металлические ядра. Во время прохода священника и раскачивания кадила они издают мелодичный звон. В христианстве принято считать, что раскуривание ладана и фимиама в нем обозначает приношение Богу бескровной жертвы.

Символическое значение

Сожжение жертв существовало еще в древние времени, начиная с языческих ритуалов. В православии сам Господь Бог, как описывается в Ветхом Завете, велел Моисею провести особый жертвенный обряд, состоящий из священного окуривания ароматическими веществами. Придя на поклонение к Христу, волхвы принесли дары, среди которых был и ладан.

Евангелист увидел в Откровении в Небесном Храме маленького ангела, несущего золотую кадильницу. Огонь, по толкованию святых отцов, выполняет роль согревающего и сожигающего вещества, которое символизирует Божество.

В христианстве принято считать, что раскуривание ладана и фимиама в нем обозначает приношение Богу бескровной жертвы. Горящие угли в кадиле знаменуют Божественную природу Иисуса, сам уголь — его земную, человеческую природу, а ладан означает молитвы обычных людей, которые они произносят, обращаясь к Богу.

В некоторых молитвах Пречистая Дева именуется Кадилом благовонным. Само кадило олицетворяет образ Богородицы, которая вмещает внутри себя Христа, с ее помощью Христово благоухание вознеслось ко всему православному миру. Ритуал каждения обозначает силу, разгоняющую злых духов и воздающую славу Божию.

Древние кадильницы

Кадило в церкви в современном православии считается традиционным предметом, однако существовало оно не всегда. Вначале христиане использовали простые обряды, а использование благовоний считалось традицией церемоний у иудеев или язычников.

При иудейском богослужении каждение проходило только в Иерусалимском храме, когда при помощи специального золотого совка в большой каменный жертвенник в святилище насыпался ладан на горячие угли. В дни Ирода такой совок заменяли предметом, похожим на сковороду.

В языческом ритуале благовония воскурялись также в каменном жертвеннике, куда предварительно клали угли и зажигали огонь. Для совершения богослужений на кладбище использовали емкости из глины или бронзы с приделанной полой ручкой, через которую поступал воздух для раздувания углей.

В богатых домах в древности существовала традиция иметь курильницы, в которых горели ароматные благовония. Это были чаши из бронзы, стоящие на высоких ножках, форма которых была заимствована из Египта. Аналогичные курильницы присутствовали и в домах римской знати, где они подвешивались на цепочках и были переносными.

Кадило в христианской религии

Во времена Римской Империи христиане подвергались преследованиям за нежелание возжигать ладан перед портретом императора, потому что так они отрицали его божественность.

Уже во второй половине 5-го века христиане знали, что такое кадило, и проводили с ним торжественную церемонию, похожую на современный Крестный ход. Самые первые кадильницы представляли собой бронзовую чашу или невысокий цилиндр с ручками без крышки. Для богатых людей делались кадила из серебра и золота, напоминающие по форме архитектурные здания с окнами, предназначенными для прохода воздуха и слежения за огнем. Стационарные кадильницы были установлены около алтаря на постаменте. Кадильницы с цепочками стали появляться с 6 века, когда каждение в церкви стало важной частью ритуала богослужения.

В Древней Руси кадильницы с цепочками были распространены, начиная с 11-го в., о чем сохранились записи в уставах древних храмов и монастырей. С 15-го в. кадило стали делать в форме храма по ассоциации с образом Иерусалима. Чаще всего такие ювелирные изделия изготовляли в царских мастерских, а затем дарили монастырям и храмам. Они украшались золотом, камнями, эмалями и др.

Правила пользования кадилом

Каждение, т.е. проход священнослужителя с кадилом во время церковного богослужения, происходит всегда перед священными церковными предметами: иконами, самим храмом, а также перед другими служителями церкви и прихожанами.

Церковными правилами четко прописано, что кладут в кадило и в каких случаях его используют. Каждение бывает полным, при котором обходят все пространство храма, и малым, когда кадят только алтарь, иконостас и стоящих перед ними прихожан. В ответ на каждение по традиции православия прихожане должны поклониться.

Во время домашней молитвы издавна использовались кацеи, так называли ручные кадильницы, однако сейчас их применяют только беспоповцы.

Как разжигается кадильница

Священник в церкви проводит весь ритуал и знает, как разжигают кадило: внутрь его кладут небольшой кусок древесного горящего угля, сверху кладется ладан. В процессе сгорания выделяется фимиам, ароматическое вещество.

Ладан — древесная смола со специфическим ароматом, при ее сгорании образуется благовонный дым, называемый фимиамом. Еще в Ветхом Завете Яхве повелел народу Израилю приносить ему в дар благовонные ароматы и указал специальный их состав, состоящий из нескольких веществ, в число которых входит древесная смола «ливан», собираемая с деревьев в восточных странах.

Ладанное дерево растет в юго-западных регионах Аравии, на склонах гор. Смолу собирают из надрезов, сделанных на деревьях в конце зимы и начале весны. Вытекая, сок твердеет на воздухе, затем его в засохшем виде снимают. Благодаря этому государство стало центром заготовки этого продукта, который приобретается всеми храмами и церквями мира.

Виды церковных кадил

В современных христианских храмах используют кадила двух видов:

  • закрытая чаша на цепочках, которые крепятся к ручке, — предназначена для применения священниками в процессе проведения богослужения;
  • «келейная» или ручная кадильница, имеющая ручку сбоку.

По виду церемоний кадила бывают праздничные, будничные и требные. Требное кадило используется во время треб, богослужений по просьбе верующих, оно меньше по размеру и не имеет бубенчиков. Архиерейское кадило применяется в соборных церквях и украшено колокольчиками. Форма кадила символизирует образ храма, который венчает православный крест.

Современные кадильницы изготовляются из самых различных материалов: латуни, мельхиора, металла с чеканкой и позолотой. Такая может делаться вручную, с применением ювелирной позолоты, украшается эмалью, резными элементами, росписью и драгоценными камнями.

Самое большое в мире церковное кадило называется «Ботафумейро», что в переводе с испанского означает «испускающее дым». Находится оно в соборе Св. Иакова в г. весит около 80 кг, подвешивается канатами к потолку. В него помещается 40 кг углей и ладана. Чтобы начался процесс воскурения фимиама, его необходимо привести в движение и раскачать до скорости 60 км/ч, для чего нужна сила 8 людей.

В октябре 2017 г. премьер-министром России Д. Медведевым в целях усиления пожарной безопасности в церквях и храмах различных конфессий было подписано постановление о правилах пользования кадилом. В них оговаривается суточная норма горючих веществ, которые можно хранить в помещении церкви, и устанавливается расстояние между воспламеняющимися материалами и источником открытого огня (не менее 1,5 м). Предписывается правило установки разожженного кадила исключительно на негорючее основание.

Для людей, которые посещают религиозные богослужения в современной церкви, знания о том, что такое кадило, его символического значения и истории помогут разобраться в правилах и обрядах православия.

Кому и зачем нужно кадило в храме? Объясняет архимандрит Алипий (Светличный).

Каждое христианское богослужение - в православном или католическом храме, в церквях армян или коптов, малабар, эфиопов, ассирийцев и т. д. - всегда сопровождается торжественным каждением. Для нас присутствие кадильницы и фимиама стало привычным и традиционным. И возникает впечатление, что кадило существовало в Церкви всегда.

В принципе, так и есть. Однако есть много нюансов.

Возникновение обряда каждения

Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были - чаша с Вином и Хлеб.

Роль иудеев и язычников

Воскурение скорее ассоциировалось с традициями иудейскими и языческими. В житиях святых мучеников мы неоднократно встречаем упоминание о том, что страстотерпцев понуждали принести ладан в жертву языческим божествам. Мученики же готовы были идти на любые страдания только бы этого не допустить.

Язычники использовали для воскурений благовоний каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и кимитириях (кладбищах) пользовались бронзовыми или глиняными плашками с полой ручкой наподобие трубки, чтобы раздувать угли.

Иудеи каждение совершали исключительно в Иерусалимском храме. Ладан могли приносить священники. Специальным совком они сыпали благовония на горящие угли в огромном каменном жертвеннике, что был установлен перед святилищем. Золотой совок также использовался и для каждения в Святая Святых раз в году. Первосвященник брал на него горящие угли и сыпал много благовонной смолы. Окутанный благоуханным дымом он входил за пурпурную храмовую завесу. Небольшое помещение Святое Святых наполнялась густым дымом. После чего первосвященник покидал эту таинственную комнату иногда получая особые откровения.

В дни Ирода Великого золотой совок для каждения был заменен на подобие сковороды, также изготовленное из золота.

Странные формы первых кадильниц

Из Египта распространилась традиция в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.

Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.

Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.

Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.


Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века

Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.

Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна

Кадило VI века, Византия-Сирия

Кадило VI века, Византия

Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век

Толкование каждения

Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется со Шхиной (присутствие Бога), которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба. Каждение иллюстрировало слова из Откровения Иоанна Богослова: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). И 2-й стих 140-го Псалма, который любили произносить во время богослужений: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя».

Кадильницы на Руси

Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.

Русская кацея

Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.

Кадило, Россия, XVI век

Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.

Богослужебное значение каждения

Теперь к каждению относились как глубокому символу Воплощения. Сама кадильница виделась образом Богородицы, вместившей в себя Огнь несгораемый и благоуханный - Христа, в углях и фимиаме. Само благоухание означало присутствие Божие, и это выражалось в символике каждения в начале Всенощного бдения, где священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю. На Херувимской песни каждение означало священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Именно в силу такого насыщения образов и прообразов кадило становилось символической иконой и требовало особого подхода и к самому каждению и виду инструмента каждения - кадильнице.
До сих пор в каждом храме кадильница является украшением богослужебного чина и отношение к ней благоговейное как у духовенства, так и у прихожан.

Архимандрит Алипий (Светличный)

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.

Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, - все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками - музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII в.), рассказывается об этом так:

«Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» .

По уставу грузин. Шиомгвимского мон. XIII в. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит церковь
Особенности настоящего каждения:

а) совершитель его

Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не диаконом, - ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями).

Историческое основание для совершения настоящего каждения именно священником - то, что утреня и вечерня совершались без той торжественности, с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон.

б) Свеча при каждении

Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи.

Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем.

Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон». В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон.

Историческое основание для уставного требования, чтобы кадящему священнику предшествовал со свечой параекклисиарх, а не диакон, - то, что бдение за отсутствием диаконов совершалось большей частью одним священником. На полиелее же иначе, потому что полиелей введен в службу, когда в монастырях большей частью имелись диаконы.

Частнее каждение пред бдением Типикон описывает следующим образом. Кандиловжигатель или параекклисиарх после благовеста зажигает свечу в подсвечнике и ставит ее пред царскими дверьми. В приходских церквах и в тех монастырях, где всенощную начинает диакон со священником, свечу носит диакон, который предносит ее священнику и при каждении алтаря.

В греческом уставе Шиомгвимского мон. XIII в. нет этого замечания о свече (кандиловжигатель прямо берет ее в руки пред возгласом). В рукописных греч. и слав. Типиконах XIII–XIV в. указывалось эту свечу или лампаду ставить среди церкви. В Типиконах XV и XVI вв. указывается ставить ее или «прямо царским дверем поблизко» , или «посреде церкви прямо царским дверем» . Так и в первых печатных изданиях устава. Царскими дверями называются главные двери из притвора в храм; они, следовательно, разумеются и здесь, почему свеча, стоящая пред ними, оказывается среди храма. В правленом экземпляре устава для издания 1672 г. слова «посреде церкве» и «поблизко» зачеркнуты и начиная с этого издания не вносятся в устав (в старообрядческом уставе сохранены), очевидно, потому, что под царскими дверями стали разуметь алтарные.