Когда был канонизирован александр невский. Александр Ярославович, князь Новгородский: биография

Годы правления:1252 1263

Из биографии

Внук Всеволода Большое Гнездо. (Князь Новгородский с 1236-1251 ,тверской (1247-1251),1251-Киевский,великий князь Владимирский с 1252).

В 2009- в России проводился телепроект «Имя России». Было предложено большое количество исторических личностей, которые имеют право стать «именем России» за свои заслуги перед страной и народом. Символом нации стал Александр Невский.

Александр Невский — символ России:

  • Невский — патриот страны, преданно любивший Русь. Вся его деятельность посвящена стремлению защитить страну от угрозы с запада и востока, облегчить положение народа в трудные годы ига Золотой Орды.
  • Это талантливый полководец, выигравший несколько важных битв, среди которых Невская битва и Ледовое побоище. Он продумывал тактику борьбы, вводил элемент неожиданности, умело использовал погодные условия, особенности местности, где проходили сражения, устраивал засады. А ещё он долго преследовал покорённого врага, изматывая до конца его силы, чтобы неповадно было ему вновь нападать на Русь.
  • А.Невский – это дальновидный политик, дипломат. Понимая, что Русь не готова ещё к отпору монголо-татар, он проводил политику мирных отношений с Ордой, пресекал все выступления против неё, чтобы не было бесполезных жертв.
  • Князь отличался личной отвагой, мужеством, храбро сражался с врагами Родины.
  • Невский — защитник христианства. Глубоко верующий человек, он не допустил распространения католичества, о чём так мечтали западные рыцари. Победа в Невской битве и на Чудском озере — это не только победа над врагом, а победа христианской веры. За это церковь канонизировала его, то есть причислила к лику святых.

Таким образом, победа в проекте « имя России»- заслуженная. Александра Невского помнит и чтит Россия.

Исторический портрет Александра Невского: направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности. Результаты.
1.Сохранение мира и спокойствия путём умной дипломатической политики с Ордой.
  1. Новгород не подвергался опустошительным набегам ханскими баскаками.
  2. Добившись права русских князей самолично привозить дань в Орду, на долгие годы освободил Русь от постоянных набегов баскаков.
2. Восстановление хозяйства страны,разрушенного монголо — татарами. Продолжал активное строительство оборонительного характера, защищая таким образом города страны и её границы.Стремился восстановить торговые отношения со странами, возобновляя прерванные торговые пути.Способствовал дальнейшему развитию ремёсел.Активно поддерживал летописание.
  1. Усиление великокняжеской власти.
Своими действиями по отношению с Ордой, победами на Западе значительно повысил роль великокняжеской власти.

2.Внешняя политика.

Направления деятельности. Результаты.
1.Западное направление: борьба с крестоносцами, защита православной веры. 1.5 июля 1240-Невская битва.Нанёс удар шведам, которые шли крестовым походом для обращения в католичество.Слова Невского воинам пред битвой: « Не в силе Бог, а в правде». За победу в этой битве получил прозвище Невский.
  1. 7 апреля 1242- «Ледовое побоище».Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями.

В итоге Новгород и Псков были освобождены от рыцарей.

  1. Восточное направление.
Понимал, что силой Орду не одолеть. Избрал другие методы:- помог татарам в переписи населения в 1257- в 1258 г. подавил с помощью ордынцев восстание в Новгороде, чтобы сохранить мирные отношения с ханом.- добился освобождения русских давать войска татарам для их походов.- смог при помощи уловок и щедрой дани предотвратить набеги на Русь татар- добился возможности самолично отвозить дань в Орду в 1263г.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Александр Невский — один из самых выдающихся правителей Руси, спас страну от независимости, угрожавшей с Запада и Востока, ослабил гнёт со стороны Орды

1.Сохранил спокойствие страны, избавил её от набегов баскаков.

  1. Многое сделал для восстановления хозяйства страны, торговых отношений.
  2. Значительно укрепил великокняжескую власть.

4.Отбил крестоносцев с запада, Русь отстояла независимость от немецких и шведских рыцарей, было сохранено православие, за что был причислен к лику святых.

5.Добился мирных отношений с Ордой, сам отвозил дань ханам, всеми силами создавал условия для мирной жизни, для восстановления сил для борьбы с Золотой Ордой. Добился права сбора дани русскими князьями.

Хронология жизни и деятельности Александра Невского

5 июля 1240 г. Невская битва со шведами. Итог: + берега Финского залива, торговля с Западом.
7 апреля 1242г. Ледовое побоище — битва с ливонскими рыцарями на Чудском озере.Итог: защищено православие, сохранена независимость Новгорода и Пскова.
1245 г. Разгром литовских отрядов под Городцом, вторгшихся в Новгородскую землю.
1253 Оборона Пскова от литовских рыцарей.
1256 После смерти Батыя договаривается с ханом Берке о дани в обмен на военную помощь в борьбе с против Литвы и Ордена.
1257 Оказал помощь ханам в переписи населения Руси.
1258г. Подавил восстание в Новгороде против дани Орде.
1263г. Добился права самолично отвозить дань в Орду.

В память об Александре Невском:

В 1547г. — канонизирован. Воин-избавитель (Александр Благоверный).

1724- по приказу Петра 1 перезахоронили из Владимира в Санкт-Петербург в монастыре, который в его честь назвали Александро-Невская Лавра

1725-Екатерина 1 – орден А.Н – одна из высших наград России до 1917г.

В годы Великой отечественной войны в 1942г.- советский орден А.Н.- награда командиров за личную отвагу.

С 2010 года орден стал наградой в РФ.

2009- телепроект «Имя России», символом нации- стал Александр Невский.

Знаменитые фразы Александра Невского:

«Не в силе Бог, а в правде»

«Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке».

Это интересно:

Известное выражение « кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Невскому. Её произносят в одноимённом фильме.Сценарист Павленко П.А. переделал фразу из Евангелия: «Взявши меч, мечом погибнут».

Александр Невский на памятнике Микешина М.О.«Тысячелетие Руси». 1862 г.

Александр Невский в искусстве

Литература:

  • Мосияш С, Александр Невский, 1982г.
  • Ян В.Г « Юность полководца», 1981г.
  • Васильев Б. « Александр Невский».

Кино:

  • «Александр Невский», в роли Невского- Черкасов Николай. Сергей Эйзенштейн, 1938г.
  • « Господин Великий Новгород». В роли Невского – Александр Франскевич – Лайе. Режиссёр – Алексей Салтыков, 1984г.
  • « Житие Александра Невского». Невский- Анатолий Горгуль. Режиссёр –Георгий Кузнецов, 1991г.
  • «Александр. Невская битва». Невский – Антон Пампушный, режиссёр – Игорь Калёнов, 2008г.

Данный материал можно использовать, готовясь

В научной, научно-справочной и популярной литературе время жизни Александра Невского определяется 1220-1263 годами. Последняя дата бесспорна, поскольку содержится в таком источнике, как пергаменная Новгородская I летопись старшего извода. Кончина Невского там описана под 6771 года, указан даже день смерти – 14 ноября, а далее сообщается о погребении его во Владимире в пятницу, 23 ноября. Такое сочетание последнего числа и дня недели в статье 6771 года ведет к 23 ноября 1263 года (современного летосчисления). Следовательно, не вызывает сомнений и дата смерти – 14 ноября 1263 года.

Если день кончины Александра Ярославича прямо назван в источнике, то время его рождения определяется исследовательским путем. Кажется, первым это сделал В.Н. Татищев, который при описании событий 1219 года внес в свою «Историю Российскую» такое сообщение: «Маиа 30 родился князю Ярославу сын и наречен во святом кресчении Александр». Как показано ниже, выведенная В.Н. Татищевым дата неверна, хотя ею и пользовались, изменяя только год рождения на 1220, исследователи XVIII-XIX веков.

Определение года рождения Невского зависит от того, каким по счету он был ребенком в семье Ярослава-Федора Всеволодовича и Ростиславы-Феодосии Мстиславовны и когда родились его братья. Сыновья Ярослава Всеволодовича перечислены во многих летописях и родословных росписях. Наиболее древний перечень помещен в Лаврентьевской летописи под 1239 годом; в нем названы шестеро сыновей Ярослава, уцелевших после Батыева погрома: Александр, Андрей, Константин, Афанасий, Даниил, Михаил. Большинство из них упомянуто в статьях последующих годов той же Лаврентьевской летописи.

Даниил в летописях назван еще лишь один раз: Новгородская IV летопись под 1256 годом отметила его кончину. Совершенно не встречается в летописях имя Афанасия Ярославича. Но под 1252 годом впервые после 1239 года говорится о Ярославе, о котором под 1254 годом прямо сказано, что он был сыном Ярослава Всеволодовича. Поскольку на лицевой стороне печатей Ярослава Ярославича изображался св. Афанасий Александрийский, ясно, что крестильным именем Ярослава был Афанасий. А так как к 1252 годом Ярослав Ярославич был уже женат и имел детей, то очевидно, что он родился в домонгольское время и именно он разумелся в перечне сыновей Ярослава Всеволодовича статьи 1239 года Лаврентьевской летописи под именем Афанасия.

Следующее по древности перечисление сыновей Ярослава Всеволодовича содержится в приложенной к Новгородской I летописи младшего извода статье «Родословие тех же князей», основа которой, по А.А. Шахматову, была составлена в 1433-1434 годах. В этой статье сыновья Ярослава Всеволодовича указаны в следующем порядке: «Сынове Ярославли: Александръ, Ярославъ, Андрей, Костянтинъ, Афанасий, Данило, Михайло, Василий». Сравнивая оба перечня, легко убедиться в том, что в целом они согласуются: сыновья Ярослава Всеволодовича названы в одной и той же последовательности, но во втором между Александром и Андреем вставлено имя Ярослава, которое составитель статьи XV века нашел в тексте летописи, но не отождествил с Афанасием; последним приведено имя Василия, родившегося в 1241 году, а потому не упомянутого в статье 1239 года Лаврентьевской летописи.

Последующие русские средневековые генеалоги расширили список сыновей Ярослава Всеволодовича. В одном из перечней конца XV века значилось: «Ярославли сынове: Феодоръ, 11. Александръ, Андрей, Костянтинъ, Афонасей, Данило, Михайло, Ярославъ, Василей Костромской» [Цифра 11 при имени Александра обозначала порядковый номер великого князя, начиная с Рюрика]. По сравнению с родословной статьей 1433-1434 гг. в данном перечислении есть одно, но существенное уточнение: указан старший сын Ярослава Всеволодовича Федор, умерший 10 июля 1233 года. Раздвоенность Ярослава-Афанасия в родословной росписи конца XV века сохранилась, хотя имя Ярослав следовало уже не за именем Александр, а за именем Михаил. Этот перечень стал каноническим и вошел в родословные росписи и книги XVI-XVII веков.

Во всех рассмотренных перечнях сыновей Ярослава Всеволодовича Александр Невский упоминается на первом месте, если речь идет о времени после Батыева нашествия, или на втором, если говорится обо всех сыновьях Ярослава. Обобщая свидетельства перечней, можно заключить, что Александр был вторым сыном Ярослава.

Однако все рассмотренные перечни сыновей Ярослава Всеволодовича неполны. У него был еще один, девятый, сын. Описывая захват ряда северо-восточных русских городов, в том числе Твери, ордами Батыя в феврале-марте 1238 года, Новгородская I летопись старшего извода сообщает, что «ту же и сынъ Ярославль убиша». Поскольку Тверь входила в состав принадлежавшего Ярославу Всеволодовичу Переяславль-Залесского княжества, есть основание считать, что речь идет о гибели не названного по имени сына Ярослава Всеволодовича. Если этому сыну Ярослав поручил оборону Твери, то он должен был быть к 1238 году достаточно взрослым. Но был ли он старше или моложе Александра Ярославича, укрывшегося в 1238 году, вместе с отцом и остальными братьями от Батыевой грозы в Новгороде Великом?

Ответить на такой вопрос непросто, но, судя по некоторым косвенным признакам, Александр был старше. Из всех сыновей Ярослава Всеволодовича только Федора и Александра в домонгольский период отец наделял определенными административными полномочиями, а после неожиданной смерти совсем юного Федора Александр, единственный из братьев, получил в 1236 году княжеский стол. Не названному по имени брату Александра были поручены самостоятельные действия только в 1238 году, а остальные братья подвизались на военном и политическом поприщах уже в послемонгольское время. Это обстоятельство подтверждает, что Александр был вторым сыном в семье Ярослава Всеволодовича.

Старше Александра был Федор. Летописи отметили рождение Ярославова первенца, как и появление на свет его последнего сына Василия. О времени рождения остальных семи Ярославичей в них ничего не сказано. О появлении на свет Федора сообщается в Лаврентьевской летописи. Последняя, выделенная киноварью, запись статьи 6727 года свидетельствует, что «того же лета родися Ярославу сынъ и нарекоша имя ему Феодоръ». Исходя из даты рождения Федора, исследователи определяли и время рождения Александра, что в принципе верно. Только год рождения Федора ими вычислялся путем механического вычета из 6727 года 5508 лет «от сотворения мира». Получался 1219 год, а отсюда выводилось и время рождения Александра Невского: не ранее 1219 г. или (как делалось значительно чаще) 1220 год. Между тем 6727 год Лаврентьевской летописи – мартовский. Он охватывает период с 1 марта 1219 года по 29 февраля 1220 года современного летосчисления.

Первенец Ярослава Всеволодовича получил свое имя или в честь Федора Стратилата или в честь Федора Тирона. Память обоих отмечалась в феврале; очевидно, Федор Ярославич и родился в этом месяце. Последнее косвенно подтверждает летописная запись о его рождении, помещенная в конце статьи 6727 года Лаврентьевской летописи. Февраль приходился уже на январский 1220 год. Следовательно, Федор появился на свет в феврале 1220 года, а потому Александр Невский никак не мог родиться в мае 1220 года. И вообще маловероятно, что он родился в один год со старшим братом. Скорее это произошло позднее, но не намного, поскольку в 1236 году Александр уже княжил в Новгороде.

Уточнить дату рождения Александра помогает сфрагистика. На печатях этого князя на лицевой стороне помещено изображение пешего или конного воина и надпись «Александръ», а на оборотной стороне – тоже воин и надпись «Федоръ». Иначе говоря, на лицевой стороне печати – небесный патрон самого Александра, а на обороте – патрон его отца Ярослава Всеволодовича, в крещении Федора. Относительно того, какой именно Александр-воин изображался на лицевой стороне александровых булл, Н.П. Лихачев писал, что это Александр Египетский, а В.Л. Янин оставил вопрос открытым.

Догадка Н.П. Лихачева вызывает возражения. В древних (до XIII века) византийских и славянских минологиях упоминается святой Александр, но только четверо из них были воинами. Два воина Александра поминались 9 июля и 28 сентября; один (Александр Египетский) вместе с Патермуфием и Коприем, память которых отмечалась в первую очередь, другой – в числе 30 воинов. Назвать сына в честь какого-то третьестепенного святого, память которого отмечалась вместе с группой святых, да еще и не на первом месте, родители Александра вряд ли могли, тем более что в домонгольской Руси это имя давалось князьям чрезвычайно редко [Достаточно сказать, что, кроме Александра Невского, его носил всего лишь один Рюрикович – южнорусский князь Александр Всеволодович].

Очевидно, Александр Невский назван в честь такого святого Александра-воина, память которого отмечалась особо, индивидуально, без связи с другими святыми. Здесь могут быть приняты во внимание еще только две даты: 13 мая и 10 июня. 13 мая отмечалась память воина Александра Римского, а 10 июня – память воина Александра и девы Антонины. Татищев, по-видимому, устанавливал дату рождения Александра по дню празднования Александра-воина и всем остальным датам предпочел 13 мая, которая при переписывании его черновиков превратилась в дату 30 мая. И решение Татищева представляется верным. 13 мая празднуется один Александр, а 10 июня – Александр и Антонина. Есть точное указание, что во времена Александра Невского на Руси память Александра Римского отмечалась. Так, в статье 1243 года Новгородской I летописи старшего извода описывалось знамение, которое случилось 18 мая «на память святого мученика Александра». Речь идет об Александре Римском, хотя в дату вкралась описка, легко объясняемая палеографически: копиист вместо ri (13) по древнерусскому счету написал нi (18). Судя по ранним минологиям, празднование Александра Римского было распространено гораздо шире, чем празднование Александра и Антонины.

Таким образом, из двух возможных дат (13 мая и 10 июня) следует предпочесть первую. Считая, что Александр Невский родился сразу же за Федором, наиболее вероятной датой его рождения можно считать 13 мая 1221 года. Отсюда следует, что две прославившие Александра Невского победы – над шведами 15 июля 1240 года и над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года – этот полководец одержал, когда ему исполнилось 19 лет и неполный 21 год.

Александр Невский – великий князь киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец.
Говорить о личности Александра Невского можно долго, но мы рассмотрим его краткую биографию.
Ранние годы.
Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет.
Александр – великий полководец.
Первый военный опыт пришел к нему в войне за Смоленск против литовской армии, где он вышел победителем. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре, а уже спустя год у него появился сын.
В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно. Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский.
В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище. Александру удалось переломить ход боя, когда был разбит его центр, благодаря фланговым атакам он отбросил армию тевтонцев. Русская армия преследовала бегущих по льду рыцарей, и при этом многие тевтонцы навсегда ушли под лед. После этого между Орденом и Новгородом был заключен мир.
В 1245 году Александр разбил литовскую армию.
Александр – великий князь.
В 1252 году великим князем становиться Александр Невский за чем сразу последовала война с литовцами и тевтонцами, где они вновь были разбиты и были вынуждены подписать мирный договор.
За время своего недолгого правление ему удалось завоевать уважение Золотой Орды, отразить множество атак со стороны Литвы и Ливонского ордена.
В 1262 году он отправился с Золотую Орду для того, чтобы успокоить монгольского хана, обозленного антимонгольским восстанием – ему удалось это сделать, но в Орде Александр серьезно заболел и вернулся на Русь.
В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви.
Большинство оценивает Александра как великого князя и воина – так говорят отечественные историки, многие восточные, а также ряд западных историков. Но многие западные историки также оценивают его правление отрицательно, а его роль в войне против Тевтонского ордена малозначимой, так как они не представляли большой угрозы и битвы были небольшими.

Любителей истории всегда будет привлекать благородный образ князя Александра Ярославича Невского (1220–1263). Нашему городу выпала честь быть связанным с именем этого великого русского полководца и патриота. Здесь, в Городце, он провёл последние дни своей жизни.

Точное место смерти князя вызывает споры историков и краеведов до сих пор. Давно принято считать, что Александр Невский скончался в келье Фёдоровского мужского монастыря . Действительно, известно, что Александр Ярославич умер в Городце, приняв перед смертью монашеский постриг и новое имя - Алексей. Но никакой монастырь в летописях не указан. Нет упоминания о городецком монастыре и в Житии святого благоверного князя Александра Невского, написанного вскоре после его кончины.

В ноябре 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, в Нижнем Новгороде князь занемог и здесь, в Городце, окончил свой земной путь. Вот как повествует об этом Московский летописный свод конца XV века: «В лето 6771 … Князь великии Александр поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не пусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо и разболеся, и доиде до Новагорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия во 14, тое же нощи и преставися; святое же его тело понесоша ко Володимерю».

О том же сообщает и Житие святого благоверного князя: «Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. … Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; еще сподоби его бог больший чин воспияти - скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».

Гораздо труднее определить, когда и почему возникла легенда о том, что Александр Ярославич Невский скончался в Фёдоровской обители. Как мы убедились, точное место смерти князя не названо ни в летописном сообщении, ни в Житии. Причём Житие является самостоятельным историческим источником и сложилось независимо от летописных известий. «Важно, что подробности Жития основаны на рассказах очевидцев и свидетелей, - пишет историк А.Н.Кирпичников, - знавших и наблюдавших Александра Невского как полководца».

Житие было написано в 1282–1283 гг. во Владимире, в Рождественском монастыре - там, где был похоронен Александр Невский. Автором его был неизвестный инок, младший современник князя Александра. Как видно из текста Жития, перед смертью князь принял монашеский постриг, но где точно произошло это событие - не указано. Либо автор Жития не знал или не помнил названия городецкого монастыря, либо постриг князя происходил в каком-то другом месте. В любом случае связывать смерть Александра Невского именно с Фёдоровской обителью нельзя, так как никаких данных о существовании этого монастыря в XII–XIII веках не сохранилось.

Историки И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают, что первое документальное свидетельство о Фёдоровском монастыре относится к началу XV века и содержится в духовной грамоте нового владельца Городца серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (героя Куликовской битвы и двоюродного брата Дмитрия Донского). В завещании князь пишет: «А Соль на Городце дети мои ведают с единого, а делят себе наполы (пополам - примечание И. Кирьянова) оприснь Фёдоровские варницы, а иной никто не вступается в Городецкие варницы». Очевидно, что здесь под «Солью на Городце» подразумеваются места добычи соли в окрестностях Балахны. Соледобыча приносила большую прибыль и вполне могла быть одной из привилегий городецкого монастыря. Отсюда часть варниц, выпаривавших соль из соляного раствора, и названа в грамоте «Фёдоровскими».

Подкрепить эту версию новыми фактами пока невозможно. Но даже если речь в завещании князя Владимира идет действительно о Фёдоровском монастыре (напомним, что это грамота начала XV столетия), нельзя утверждать, что именно в нём в 1263 году умер Александр Невский. Так из летописей известно, что в Городце в XIV веке существовал монастырь святого Лазаря. «В то же время, летописные упоминания о Фёдоровском монастыре отсутствуют, - замечает Н.Н.Бахарева. - Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители не подтверждается его «Житием», составленным в 80-х годах XIII века. Упоминание в духовной грамоте 1401–1402 годов князя Владимира Андреевича Серпуховского Фёдоровских варниц в Соли-на-Городце (Балахне), которое И.А. Кирьянов и Н.Ф. Филатов считают документальным свидетельством о существовании в Городце Фёдоровского монастыря, вряд ли можно, строго говоря, считать таковым».

Первое упоминание о Фёдоровском монастыре Н.Н. Бахарева обнаружила в Городецкой Писцовой книге, составленной между 1680–1684 годами: «Монастырь Фёдоровский …, в поле от валу порощенные старые кладбища, а на том кладбище поставлен столп, а в том столпе образ пресвятые богородицы Феодоровския».

Монастырь был назван в честь чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери. Эта древняя икона хранится в Костроме. Там же бытовала легенда, будто икона оказалась в их городе после татаро-монгольского нашествия, спасясь чудесным образом из разоренного ханом Батыем Городца. В Костроме икона получила название «Феодоровская» - в честь церкви святого Феодора Стратилата, в которую она была помещена. По легенде, городчане узнали свою икону в Костроме и снятый с неё список (копию) перевезли в Городец в переименованный в её честь Феодоровский монастырь.

Ранняя история городецкой обители до сих пор остается практически неизвестной. А вот вышедшая из Городца костромская икона со временем получила большую известность и почитание. Она стала святыней царствующего дома Романовых. Это произошло после 1613 года, когда ею был благословлен на царство первый царь из этой династии - Михаил Фёдорович Романов. Поэтому Н.Н. Бахаревой была даже высказана точка зрения о том, что «нельзя исключить вероятности присвоения народной молвой давно не существующему монастырю названия Фёдоровского уже в XVII веке, в связи с прославлением иконы «Богоматери Феодоровской» как патрональной святыни дома Романовых. Монастырь мог получить легендарное название благодаря сохраненной памяти о том, что из него когда-то вышла всенародно почитаемая икона».

Феодоровский мужской монастырь был возобновлен в Городце в самом начале XVIII века на уже упомянутом месте: «в поле от валу», т.е. за территорией древнего города. С этого момента нам и стала известна легенда о смерти в этом монастыре Александра Ярославича Невского. В течение XVIII и XIX веков Фёдоровский монастырь вырос в большой архитектурный ансамбль, который включал в себя и храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенный по проекту известного архитектора Л.В. Даля.

Фёдоровский монастырь
(разрушен в годы Советской власти).
Фото начала XX века

К сожалению, в 1927 году монастырь был закрыт. В последней из его церквей служба велась до 1934 года. В дальнейшем все храмы и колокольни монастыря были разрушены. Все, что сохранилось - это два каменных корпуса братских келий XIX и начала XX веков, занятые сейчас больницей водников и почтой (в здании почты открылась православная гимназия - ВП).

Легенда о смерти Александра Невского в Фёдоровской обители пока не подкреплена историческими источниками, и потому нет оснований связывать современные остатки монастыря с местом кончины князя. Шурфы, заложенные археологами на территории комплекса зданий Фёдоровского монастыря, не показали наличия здесь культурного слоя XII–XIV веков. Едва ли вообще древний монастырь мог быть вынесен за крепостную стену, но и внутри старого Городца остатков церковных или монастырских построек пока не обнаружено.

Как бы то ни было, Фёдоровский монастырь бережно хранил память о смерти Александра Невского в Городце. Разрушение монастырских храмов стало невосполнимой утратой не только для внешнего облика города, но и для его истории, для исторического самосознания городчан.

Со временем в честь Александра Невского была названа одна из улиц в исторической части города (1942 г.), воздвигнут памятник князю на волжской набережной (1993 г.), в Городецком музее прошла всероссийская историческая конференция «Александр Невский и его эпоха» (2000 г.). Наконец, совсем недавно в городе возник Благотворительный фонд во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, началась передача православной церкви части построек на территории бывшей Фёдоровской обители.

Надеемся, что городчане и впредь будут чтить память об Александре Невском - полководце, дипломате и святом, чьё имя неразрывным образом оказалось связанным с Городцом.

Правление Александра Невского (кратко)

Правление Александра Невского (кратко)

Александр Невский, родившийся тридцатого мая 1220 года и скончавшийся четырнадцатого ноября 1263 года являлся великим князем владимирским и приходился сыном князю Ярославу Всеволодовичу. Свои юные годы Александру пришлось провести в Новгороде, где он княжил вместе со своим братом Фёдором, сначала руководствуясь мнением и решениями двух бояр, а позже (с 1236 года) самостоятельно. Вскоре князь берёт в жёны дочь Брячислава полоцкого Александру.

В 1240 году шведы, оспаривавшие Финляндию, собираются, побуждаемые буллою папы о крестовом походе на Новгород. Однако, Александру удаётся разбить их силы при впадении реки Ижоры в Неву.

Именно это сражение дало прозвище князю Александру. В этом же году у Невского выходит ссора с новгородцами, которые пытались ограничить его власть, после чего он покидает город и уезжает в Переяславль. Но вспыхнувшая война с Меченосцами, соединившимися с Тевтонским орденом, вынудила новгородцев снова призвать Александра.

Возвратившийся князь, отвоевал в 1241 году Копорье, спустя год – Псков и, выдвинув войска в Ливонию, пятого апреля 1242 года разгромил на льду Чудского озера немцев. Данное историческое событие историки привыкли называть «Ледовым побоищем». Согласно заключённому мирному договору немцы полностью отказывались от пленных и завоёванных территорий. Уже в том же году (и в 1245) Александру Невскому удаётся одержать победу в боях с литовцами, а в 1256 году он опустошает финскую Емь для устрашения шведов.

После кончины отца в 1247 году Невский с братом отправляются к Батыю, а затем в Монголию, где Александр получает Новгород и Киев, а Андрей Владимирский стол. Однако после неповиновения Андрея престол был передан Невскому.

В 1258 году князь Александр посетил Орду для выражения почтения сановнику Уловчаю, а спустя год он смог побудить Новгород согласиться на так называемую татарскую перепись. В 1262 вспыхивает восстание в Суздале, Ярославле, Переяславле и Владимире, но отправившийся в Орду Невский смог отклонить погромы за непокорство этих русских городов татарскими ордами.

По пути обратно домой Невский умер в Городце Волжском. Александр считался в тот период самым крупным и разумным правителем со времён Владимира Мономаха, память об этом правителе окружена поэтическими сказаниями и множеством литературных древних источников.