Сравнительный анализ конституций. Сравнительный анализ конституций Сравнительная характеристика конституций 1924 1936 1977 гг

С 1918 г. и до настоящего времени в России действуют Основные законы, содержание которых пересматривается при каждой смене политической эпохи с учетом "интересов" очередного государственного лидера. За 75 лет "конституционного развития" Советское государство "сменило" четыре Основных закона, которые воспринимались обществом как политико-правовые декларации, имеющие направляющее значение для развития текущего законодательства, но не как законы прямого действия. Российское общество привыкло к "гибкой" Конституции, которая может подстроиться под любые текущие изменения и является скорее не обязательным законом, а программой развития на несколько десятилетий, что позволяет использовать ее как политический документ харизматического типа (ленинская Конституция 1918 г., ленинско-сталинская Конституция 1924 г., сталинская Конституция 1936 г., брежневская Конституция 1977 г.), который может корректировать действия парламента.

Конституция 1918 г

В апреле 1918 г. ВЦИК утвердил Конституционную комиссию. В ее состав, наряду с большевиками, вошли представители левых эсеров и других партий, имевших собственные взгляды на социальный строй в России и пути его конституционного оформления. Решающую роль в подготовке текста сыграли В. И. Ленин, Я. М. Свердлов, II. И. Бухарин и И. В. Сталин; именно их проект и был взят за основу.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Основной закон РСФСР: первую Конституцию рабоче-крестьянского Советского государства – государства диктатуры пролетариата. Это был важнейший политикоюридический документ переходной эпохи (от капитализма к социализму), законодательно закрепивший преобразования, осуществленные на основе декретов Советской власти за первые 8 месяцев ее деятельности.

Основной закон 1918 г. законодательно закрепил общегосударственную систему Советов в РСФСР как политическую форму диктатуры пролетариата, союз рабочих и крестьян и равноправие народов как социальную основу Советского государства, экономическую основу государства рабочих и крестьян – общественную социалистическую собственность на орудия и средства производства.

Зафиксированное в этой Конституции положение о диктатуре пролетариата В. И. Ленин связывал с руководящей ролью большевистской партии, хотя в самом тексте Конституции нет прямого указания на это.

Конституция определила федеративное устройство Российской Советской Социалистической Республики. Федерация строилась по национально-федеративному принципу на основе добровольного объединения национальных республик и областей.

Текст Конституции включал преамбулу из 6 разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В ней закреплялась следующая система органов власти и управления республики: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, формируемый из представителей городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей) – высшая власть; Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК), избираемый съездом – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР; Совет народных комиссаров (СНК), образуемый ВЦИК, – орган общего управления делами РСФСР (т.е. Правительство); народные комиссариаты, образуемые ВЦИК – органы отраслевого управления; местные органы власти – областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов, а также городские и сельские Советы; исполнительные органы Советов – исполнительные комитеты.

Первая советская Конституция РСФСР признавала право местных Советов устанавливать обложение "...налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства". Руководствуясь этим конституционным принципом, III Всероссийский съезд Советов постановил: "местные дела" должны "...решаться исключительно местными Советами...", а за центральными властями оставить контроль за соблюдением "основ федерации" и проведение "...мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе".

Самые мелкие Советы являли собой образец "прямой демократии", т.е. эго были органы, состоявшие только из граждан. Крупные Советы состояли из избираемых представителей граждан. Первое время, такие Советы иногда называли "Совдепами" (Советами депутатов), в отличие от Советов нижнего уровня. "Белые" называли в то время территорию Советской Республики "Совдепией". Советы были органами местного самоуправления и пользовались значительной самостоятельностью. Однако уже в декрете народного комиссариата внутренних дел о роли местных Советов при новом строе говорилось: "На местах органами управления, органами местной власти являются Советы, которые должны подчинять себе все учреждения, как административного, так и хозяйственного, финансового и культурно-просветительного значения... Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Таким путем создается связный, во всех частях однородный организм – Республика Советов". Следовательно, Советы, являясь органами местного самоуправления, в конечном счете, подлежали контролю со стороны центральных правительственных органов.

Подобный контроль исходил из марксистского тезиса о том, что: "Коммуна должна стать политической формой даже самой маленькой деревни... Собрание делегатов, заседающих в главном городе округа, должно было заведовать общими делами всех сельских коммун каждого округа, а эти окружные собрания, в свою очередь, должны были посылать депутатов в национальную делегацию..." Этот проект, послуживший прототипом российских Советов, вполне согласовывался с идеей местного самоуправления в противоположность бюрократической централизации власти. Из контекста тезиса достаточно ясно, что К. Маркс мыслил с позиции отмирания государства. Здесь отсутствует мысль о дроблении страны на "союз мелких государств, о чем мечтали Монтескье и жирондисты"; напротив, единство нации должно было "...стать действительностью посредством уничтожения... государственной власти".

Строго следуя в фарватере марксистской доктрины, большевики считали, что конечная цель состоит в переходе к будущему "социалистическому унитаризму", т.е. федерация в особых условиях национальной проблемы в России представляет собой переходную ступень к чему-то лучшему, совершенному. Поэтому вполне объяснимо, что большевики форсировали процесс концентрации власти в своей партии. Не Советы как носители народовластия, а Советы как органы диктатуры пролетариата были необходимы большевистской партии. Последняя отводила им роль рычагов, с помощью которых постоянно могла осуществляться основная задача диктатуры пролетариата – борьба с буржуазией.

Помимо этого первая советская конституция не устанавливала право на труд, отдых и образование, а открыто вставала на классовые позиции в вопросах о реализации основных гражданских и политических прав и свобод. В дальнейшем в процессе конституционного развития Советского государства конституционное право постепенно освобождалось от стремления выступать инструментом классового господства и приобретало характер универсального правового регулятора.

Конституция 1924 г. Эта Конституция СССР была ориентирована на дальнейшую централизацию власти, она создала законодательную основу для объединения экономических ресурсов отдельных республик, использования исторически сложившегося разделения труда между ними, оказания систематической помощи "отсталым" республикам в решении хозяйственных и культурных задач.

Состояла Конституция из: краткой преамбулы, Декларации и Договора об образовании Союза ССР.

В Союз объединились 4 Советские Социалистические Республики – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Это был договор четырех республик, ставших после создания СССР союзными республиками в его составе.

Согласно Конституции Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Подобная двухпалатная структура высшего органа власти сохранялась до конца существования Союза ССР.

Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИК 1 раз в год, внеочередные – по решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления – на съездах Советов республик.

Съезд включал представителей городских Советов и Советов городских поселений (из расчета 1 депутат от 25 000 избирателей), представителей губернских съездов Советов (из расчета 1 депутат от 125 000 жителей).

На Съезде избирался Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них (всего 414 членов), а Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и автономных областей (по 1 от каждой).

ЦИК можно было рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Президиум ЦИК (по Конституции) являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК; СНК СССР – Правительство было исполнительным и распорядительным органом ЦИК, формировался ЦИК и был ответственен как перед ним, так и перед его Президиумом. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные – для республик, в которых имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задание союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).

За союзными республиками сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои Конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере ее текст идентичен тексту Конституции 1918 г. Но были и новшества в структуре и содержании. Например, она объявляла, что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению Союза, согласно статье I Конституции СССР.

По сравнению с Конституцией РСФСР 1918 г. в Конституции РСФСР 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета". К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РСФСР, окончательное утверждение Конституций автономных республик. Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИК, в том числе общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др.

В разделе III "Об устройстве Советской власти" Конституция РСФСР 1925 г. отразила уже известную систему органов РСФСР: Съезд – ВЦИК – Президиум ВЦИК – СНК – народные комиссариаты. Новым здесь было включение уполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство Республики. В свою очередь, для народных комиссариатов РСФСР Конституция определяла, что, подчиняясь высшим органам РСФСР, они осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (статья 38).

Новшеством в Конституции 1925 г. стала и глава 4 "Об автономных Советских социалистических республиках и областях".

1. Условия и особенности принятия Конституций 1924, 1936 и 1977 гг.

2. Конституции СССР: общая характеристика, регулирование основ общественного и государственного строя, правового статуса личности, организации публичной власти.

3. Принципы и функции конституций СССР.

3.1. Государственное устройство.

3.2. Статус Союза ССР и республик, эволюция их взаимоотношений.

3.3. Система высших и местных органов власти.

3.4. Права и обязанности граждан. Избирательная система.

3.5. Судебные и прокурорские органы.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция СССР 1924 г. // Сборник законов СССР. М., 1968. Т. 1.

2. Конституция СССР 1936 г. // Советские конституции: Справочник. М, 1963.

3. Конституция СССР 1936 г. с изменениями и дополнениями, принятыми 12 октября 1967 г. // Сборник законов СССР. М., 1968. Т. 1.

4. Конституция СССР 1977 г. // Конституция СССР и развитие советского

5. законодательства. М., 1983.

6. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов М., 1998.

7. История государства и права России в документах и материалах: 1930-1990-е гг. / Автор - сост. И. Н. Кузнецов. М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хрисанфов В. И. История государства и права России 1917-1999. Курс лекций. СПб., 1999. С. 111-135.

2. Чистяков О.И. К 80-летию первой Конституции СССР // Вестник МГУ.Сер.11:Право. 2004. №5. С.3-19.

3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография / Под ред. В.О. Лучина. М., 2003.

4. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года: учеб. пособие. М., 2004.

5. Бычков А. И. Историко-правовая характеристика Конституции СССР 1936 г. // История государства и права. 2012. № 8. С. 17-19.

6. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

7. Цаплин А.М. История российских конституций: от 1918 г. до 1993 г. М., 1997.

8. Конституция СССР и законодательство развитого социализма / Под ред. К.Ф. Гуценко, И.Н. Кузнецова. М., 1984.

9. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.

10. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. М., 1995.

11. Курицын В.М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 г. // Право и жизнь. 1996. № 10.



12. Кушнир А.Г. Первая Конституция СССР: к 60-летию принятия. М., 1984.

13. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

14. Якубовская С.И. Развитие СССР как союзного государства. 1922-1936 гг. М., 1972.

Тема 14. Реформирование системы советского права.

Вторая кодификация: конец 1950-х – начало 1980-х гг.

1. Кодификация уголовного права. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.

2. Задачи и направления модернизации уголовно-процессуального права. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.

3. Кодификация гражданского права. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. Гражданский кодекс РСФСР 1964г.

4. Реформирование гражданского процессуального права. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.

5. Семейное право. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

6. Развитие трудового права. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. КЗоТ РСФСР 1971 г.

7. Административное право. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях 1980 г. Кодекс об административных РСФСР 1984 г.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. // Кодификация российского гражданского права. Екатеринбург, 2003.

5. Основы уголовного законодательства Союза ССР. М., 1958.

6. Сборник законов СССР 1938-1967 гг. М., 1968. Т. 1, 2.

7. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР, 1938-1967 гг. М., 1968.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 27 октября 1960 г. // Законодательство об уголовном судопроизводстве Союза ССР и союзных республик. М., 1963. Т. 1.

ЛИТЕРАТУРА

1. История отечественного государства и права. Ч.2. / Под ред. О.И.Чистякова. М., 2000. С. 413 - 452.

2. Хрисанфов В. И. История государства и права России 1917 - 1999. Курс лекций. СПб., 1999. С. 165-186.

3. Минникес И.В. Источники российского права: этапы эволюции: Учебное пособие. Иркутск, Москва, 2008.

4. Советское трудовое право: учебник для вузов / под ред. В.С. Андреева. М., 1976.

5. Актуальные вопросы советского права: теория и практика. Казань, 1985.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи, периодизация курса истории отечественного государства и права.

2. Образование и особенности Древнерусского государства.

3. Формирование государственных институтов Древней Руси: великий князь, совет при князе, дружина, вече.

4. Правовое положение различных социальных групп Древней Руси (правящий слой, свободное и зависимое население).

5. Источники древнерусского права: правовые обычаи, русско-византийские договоры X века, церковный устав князя Владимира Святославича.

6. Русская Правда: происхождение, редакции, общая характеристика как источника права.

7. Вещное и обязательственное право по Русской Правде,

8. Понятие и виды правонарушений по Русской Правде.

9. Меры юридической ответственности по Русской Правде.

10. Судебный процесс по Русской Правде.

11. Особенности социально-экономического развития и государственного устройства Новгородской и Псковской феодальных республик.

12. Вещное, обязательственное и наследственное право по Псковской судной грамоте

13. Правонарушения, ответственность и судебный процесс по Псковской судной грамоте.

14. Становление органов управления русского централизованного государства: Великий князь. Боярская дума. Приказы. Местное управление.

15. Правонарушения, ответственность и процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.

16. Сословно-представительная монархия во второй половине XVI – первой половине XVII вв. Земские соборы и их роль в развитии русского государства.

17. Государственные реформы и политика опричнины в период правления Ивана IV Грозного.

18. Соборное уложение 1649 г.: источники, структура и общая характеристика как источника права.

19. Правовое положение различных социальных групп по Соборному Уложению (правящий слой, посадское население, крестьяне, холопы).

20. Право собственности, обязательственное право, институт наследования по Соборному Уложению.

21. Основные виды преступлений, цели и виды наказаний, судебный процесс по Соборному Уложению.

22. Реформа государственного аппарата в первой четверти XVIII в.: полномочия монарха, сената, коллегий, местные органы власти.

23. Реформа государственной службы. Табель о рангах.

24. Создание фискальной службы, прокуратуры, полиции.

25. Реформа судебной системы в первой четверти XVIII в.

26. Преступления и наказания по Воинским Артикулам 1715 г.

27. Государственные преобразования в период правления Екатерины II. Реформа Сената. Губернская реформа 1775 г.

28. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

29. Реорганизация государственного аппарата в первой четверти XIX в.: Государственный совет, министерства, канцелярия императора.

30. Систематизация российского законодательства (создание Полного Собрания законов и Свода законов Российской империи).

31. Свод законов Российской империи 1832 года. Структура, характеристика основных разделов.

32. Основные государственные законы: форма государства, органы верховного и подчиненного управления.

33. Законы о состояниях: правовое положение сословий.

34. Законы гражданские (вещное, обязательственное, семейное и наследственное право).

35. Законы уголовные.

36. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Понятие преступления и проступка. Состав преступления. Система преступлений.

37. Наказания уголовные и исправительные. Обстоятельства, исключающие ответственность по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.».

38. Крестьянская реформа 1861 г. и ее законодательное оформление.

39. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.

40. Военная реформа 1867 г. Устав о воинской повинности 1874 г.

41. Судебная реформа 1864 г.: причины реформы, подготовка и законодательное оформление.

42. Новые принципы судоустройства и судопроизводства. Формирование судейского корпуса.

43. Система судебных органов: виды судебных инстанций и их подсудность.

44. Реорганизация прокуратуры, судебные следователи, создание адвокатуры и нотариата.

45. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Исторические условия принятия, содержание, юридическое и политическое значение.

46. Полномочия высших органов государственной власти и правовой статус подданных по Основным законам Российской империи 1906 г.

47. Февральская революция 1917г. Правовые акты Временного правительства. Изменения в государственном аппарате.

48. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов и его декреты.

49. Создание государственного аппарата Советской России в 1917 – 1918 гг. Всероссийское учредительное собрание.

50. Разработка, принятие и основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

51. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

52. Правоохранительные органы в период НЭПа. Судебная реформа 1922 г. Создание советской прокуратуры и адвокатуры.

53. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

56. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

57. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

58. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. и Уголовный процессуальный кодекс РСФСР 1922 г.

59. Национально - государственное строительство в 1917-1922 гг. Образование СССР.

60. Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1924 г.

61. Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1936 г.

62. Изменения в государстве и праве в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные государственные органы.

63. Судебная система в 1930-е - начале 50-х гг.: нарушение норм социалистической законности.

64. Основные положения Конституции СССР 1977 г.

65. Изменения в государственном и общественном строе страны в период перестройки (1985 - 1991 гг.).

66. Децентрализация СССР. Распад Союза и образование СНГ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сравнение Конституций 1924 и 1936 годов

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав: об общественном устройстве, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально в новой конституции регламентировалось государственное устройство СССР.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. По Конституции 1924 года Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет. В Конституции 1936 года вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа: Совет Союза и Совет Национальностей. Различие было в том, что по Конституции 1936 года уравнивалось число депутатов обеих палат, а по Конституции 1924 года в Совете Союзов было больше депутатов, чем в Совете Национальностей.

Как и в конституции 1924 года, две палаты были равны, т.к. законопроект получал силу закона только в случае его принятия каждой из палат.

Вместо Президиума ЦИК, существовавшего по Конституции 1924 года, был создан Президиум Верховного Совета.

По Конституции 1936 года, Верховный совет действовал в сессионном порядке, в период между сессиями его заменял Президиум Верховного Совета СССР, так же, как и в Конституции 1924 в перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК.

По Конституции 1924 года, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. По Конституции 1936 года, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -- перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Таким образом, по Конституции 1936 года, произошло разделение законодательной и исполнительной власти в деятельности союзных органов. Исключительное право принимать законы получил Верховный Совет СССР. Совет Министров провозглашался высшим исполнительным органом. Потому верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность правительства. Президиум Верховного Совета СССР имел право издавать только подзаконные акты, указы.

По конституции 1936 года высшая судебная власть отделялась от исполнительной; высшей судебной властью обладал Верховный Суд СССР.

Из этого следует, что Конституция 1936 года закрепила разделение властей.

По Конституции 1924 года, Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. А по Конституции 1936 года, Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

По Конституции 1936 года Министерства делились на общесоюзные и союзно-республиканские на федеральном уровне и на союзно-республиканские и республиканские на республиканском уровне, ровно как и по Конституции 1924 года Народные Комиссариаты делились на общесоюзные и объединенные, и на объединенные и республиканские.

По Конституции 1936 органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся, т.е. было введено новое название советов - советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формулировка подчеркивала социальные различия рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Исходя из всего перечисленного, можно определить принципы формирования органов власти и управления в центре и на местах. Во-первых, это разделение властей.

Во-вторых, Конституция 1936 года закрепила существовавший по Конституции 1924 принцип федерализма, который достигался разделением наркоматов на три группы, так же Министерства делились на 3 группы.

Объединенные наркоматы, которые стали называться союзно-республиканскими министерствами были построены по принципу централизма, так же как и по Конституции 1924 года.

Однако, Конституция 1936 года отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства. В совместное ведение Союза и Республик перешли вопросы здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции, а раньше эти вопросы Республики решали самостоятельно.

В связи с подготовкой и принятием конституции 1936 года происходила перестройка государственного аппарата в направлении его централизации. В связи с ликвидацией системы съездов советов вводится вертикальная система субординации советов и устанавливается двойное подчинение местных исполкомов своему совету и вышестоящему исполкому. Свертываются начала местного самоуправления, сужаются права местных советов и усиливается централизм в государственном управлении. Централизации государственного аппарата способствовали следующие факторы:

переход от территориального к отраслевому управлению народным хозяйством ликвидируется функциональное построение гос. аппарата. С ломкой территориальной системы и функционального управления произошло разделение ВСНХ на отраслевые наркоматы, нарком, тяжпром, легкпром, наркомлес и т.д. В каждом наркомате сосредоточилась вся работа по отрасли.

Ликвидация коллегиальности и установление единоначалия в Министерствах.

Усиление контроля за деятельностью гос. аппарата сверху. Для этого при СНК создается спец. орган гос. контроля - комиссия советского контроля. На местах уполномоченные КСК контролировали, как местные органы власти и государственные учреждения выполняют решения центра. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) упразднялась, а ее функции по контролю снизу (народа) перешли к профсоюзам и депутатским комиссиям местных советов.

Усиление партийного контроля за деятельностью гос. аппарата. С ликвидацией РКИ был расформирован объединенный орган ЦКК РКИ, т.е. партийный контроль отделялся от государственного. Для осуществления партийного контроля вместо ЦКК создавалась комиссия партийного контроля (КПК). Она избиралась партийным съездом и имела на местах своих уполномоченных. Местные комиссии партийного контроля упразднялись.

Т.о., усиливался контроль центральных партийных органов за местными, и в построении партийного аппарата как и в гос. аппарате укреплялся централизм. Также было ликвидировано функциональное построение партийного аппарата. Вместо функциональных отделов в парткомах образуются отраслевые отделы: с\х, промышленный, транспортный и т.д. это было сделано в целях усиления партийного контроля за гос. аппаратом, т.к. в конце 30-ых годов парторганизациям было предоставлено право контроля деятельности администрации на предприятиях и в учреждениях. Некоторые историки на основе того факта делают вывод о начале слияния партийного и советского гос. аппарата.

законодательный власть конституция

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Систематизация российского права в первой половине XIX века. Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституциями СССР 1924 и 1936 годов. Приспособление государственного аппарата к изменениям в экономическом строе.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2015

    Правовое положение органов исполнительной власти. Взаимоотношение с другими органами власти. Место и роль милиции в системе органов исполнительной власти, ее полномочия. Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008

    Органы исполнительной власти. Принципы деятельности правительства. Состав Кабинета Министров. Разделение государственной власти. Административно-правовой статус центральных органов власти. Дисциплинарная ответственность руководителей местных органов.

    реферат , добавлен 26.02.2011

    Понятие и принципы построения органов государственной власти, структура органов исполнительной власти. Органы судебной власти и принципы осуществления правосудия. Принципы деятельности органов государственной власти, субъекты законодательной инициативы.

    курс лекций , добавлен 20.05.2010

    Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо, система органов исполнительной власти, губернатор и местное самоуправление.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Разделение органов государственной власти, с функциональной точки зрения, на органы законодательной власти, органы государственного управления (исполнительной власти) и органы судопроизводства (власти судебной). Компетенция парламентов республик.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Понятие органов исполнительной власти и их статус. Механизм исполнительной власти. Признаки исполнительной власти. Подразделение органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти. Полномочия Президента РФ.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2007

    Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Милиция как система органов исполнительной власти в сфере органов внутренних дел. Задачи органов милиции. Принципы деятельности милиции.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2008

    Основные положения Конституции 1936 г. Государственное размежевание по Конституции 1936 г. Преобразования в системе государственной власти и советском праве в 1930-е гг. Развитие государственного аппарата в СССР. Изменения в советском законодательстве.

1.История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.

Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции. В этот период времени функции её конституции выполняли декреты Советской власти, т.е. акты, принимаемые Всероссийским съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров (правительством). Принятые в это время акты конституционного значения можно подразделить на четыре группы.

Первая группа – это акты, направленные на устранение эксплуататорской системы хозяйства и создание экономических основ Советской власти. К ним следует отнести Декрет II Съезда “О земле”, Положение о рабочем контроле от 27 ноября 1917 г., “О социализации земли” – Декрет от 9 февраля 1918 г. и др.

Второй группой декретов были заложены основы национально-государственного строительства. К этой группе относятся, в частности, «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917 г., а также “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, принятая III Всероссийским съездом 25 января 1918 г. В этом документе в обобщенной форме закреплялись основы общественного и государственного строя. “Декларация” объявила Россию Республикой Советов. По форме государственного устройства республика учреждалась как федерация советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций.

Третья группа декретов посвящена созданию механизма Советского государства. К числу таких актов следует отнести специальное Обращение II Всероссийского съезда Советов от 8 ноября “Об учреждении Совета Народных депутатов”; Декрет II Съезда “О полноте власти Советов” и др.

Четвертой группой декретов Советская власть стремилась установить демократические основы правового положения граждан. Такими декретами были: Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” (введен институт гражданства); постановление СНК от 11 ноября “О восьмичасовом рабочем дне”; декрет СНК от 2 февраля 1918 г. “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” и др.

2. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР и представите его на утверждение следующего съезда Советов. Конституционная комиссия была образована ВЦИК 1 апреля 1918 г. в составе: большевики – Свердлов Я.М., Сталин И.В., Покровский; левые эсеры – Шрайдер и Магеровский; эсеры-максималисты – Бердников; было также шесть представителей от наркоматов. В комиссии работали специалисты от наркомюста, НКВД и ВЦИК. Комиссия работала с 5 апреля по 5 июля 1918 года. 4 июля 1918 г. проект Конституции был представлен на обсуждение V Всероссийского съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята.

Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года. – Принятая V Съездом Конституция состояла из шести разделов: I-й – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II-й – Общие положения; III-й – Конструкция Советской власти; IV-й – Избирательное право; V-й – Бюджетное право; VI-й – О гербе и флаге РСФСР. Т.е., Конституция, по сути дела, содержала все необходимые компоненты, определяющие устройство государства. Однако характер обстановки, которая сложилась в стране к моменту принятия Конституции, наложила на неё специфические особенности по содержанию, форме и на политико-правовые свойства.

Прежде всего, в статье 9 Конституции была определена основная задача «...рассчитанной на настоящий переходный период Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет деления на классы, ни государственной власти».

Что наиболее характерно для Конституции РСФСР 1918 г.?

Во-первых, в Конституции была провозглашена новая форма правления. В статье 1-й раздела I-го Конституции было установлено, что Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам;

во-вторых, в Конституции закреплялась форма государственного устройства Российской Республики. В статье второй названного раздела закреплялось положение о том, что Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерациясоветских национальных республик. Были определены также основные принципы федерации и областной автономии;

в-третьих, за трудящимися (!) Конституция закрепила целый ряд демократических прав и свобод. Так, за трудящимися закреплялась свобода выражения мнений (ст.14), свобода собраний (ст.15), митингов и шествий (ст.15), свобода совести (ст.13), свобода союзов (ст.16), свобода доступа к знаниям (ст.17). Конституция закрепила равноправие граждан, специально оговаривая гарантии равных прав, независимо от расовой и национальной принадлежности;

в-четвертых, Конституция закрепила основные принципы избирательного права. Выборы в Российской Республике провозглашались не вполне всеобщими, не вполне равными, многостепенными53;

в-пятых, в Конституции закреплялась система органов государственной власти в центре и на местах. При этом, вся полнота государственной власти принадлежала высшему представительному органу – Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В систему высших органов государственной власти входили также: ВЦИК, как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган; Совет Народных Комиссаров для общего управления делами РСФСР и соответствующие народные комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления, которые образовывал ВЦИК. В систему местных органов входили – областные, губернские, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также их исполнительные комитеты.

Все отмеченные особенности Конституции РСФСР 1918 года характеризуют её как конституцию революционного типа, принятую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергавшую все прежние государственно-правовые установления, которые существовали до революции. Именно – революции, а не переворота.

Полагаем, что именно с этих позиций следует подходить к изучению особенностей Конституции 1918 г., а не отвергать всё к ряду, как это делают Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. в учебнике “Конституционное право России” (Стр. 63-64). В предложенной ими интерпретации нет ни одного выхода, ни одной положительной ссылки на те или иные положения Конституции 1918 г. Это, понятно, не научный подход.

2. Конституция СССР 1924 года - первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.

По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения.

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР

бюджетную комиссию

комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ

комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР

комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах

комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

26-27 июня проект Конституции был обсуждён, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.

Структура Конституции 1924 года

Конституция СССР состояла из двух разделов:

Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:

«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»

«доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»

«новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

Глава III. О Съезде советов СССР

Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР

Глава V. О Президиуме ЦИК СССР

Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР

Глава VII. О Верховном суде СССР

Глава VIII. О народных комиссариатах СССР

Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении

Глава X. О союзных республиках

Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

[править]

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

внешние отношения и торговля,

решение вопросов о войне и мире,

организация и руководство вооруженными силами,

общее руководство и планирование экономики и бюджета,

разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

3. Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже - «Конституция победившего социализма») - основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

По мнению историка О. В. Хлевнюка более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., Сталин писал

По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму…

В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики».

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Н. И. Бухарин считал себя автором основной части текста конституции.

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

Структура Конституции

Принятая в 1936 году конституция содержала 13 глав и 146 статей.

Структура Конституции СССР 1936 г.:

Глава I. Общественное устройство

Глава II. Государственное устройство

Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик

Глава IV. Высшие органы государственной власти Союзных республик

Глава V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

Глава VI. Органы государственного управления Союзных республик

Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик

Глава VIII. Местные органы государственной власти

Глава IX. Суд и прокуратура

Глава X. Основные права и обязанности граждан

Глава XI. Избирательная система

Глава XII. Герб, флаг, столица

Глава XIII. Порядок изменения конституции

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 раздела "Основные права и обязанности граждан" Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название - Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Внесение изменений

Изменение Конституции являлось прерогативой Верховного Совета СССР, причём решение об изменении должно было приниматься при поддержке его большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат. В Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с изменениями в структуре правительства СССР:

Законом СССР от 25 февраля 1947 г. была утверждена новая редакция Конституции. В дальнейшем внесение изменений продолжалось:

Празднование Дня Конституции

До 1977 года 5 декабря отмечался как официальный государственный праздник - День Конституции.

4. Последующее развитие конституционной системы РСФСР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Именно на её основе была принята четвертая Российская Конституция – Конституция (Основной закон) РСФСР 12 апреля 1978 г. Она также принималась высшим органом государственной власти – Верховным Советом.

Для неё можно определить следующие особенности:

во-первых, изменилась структура Конституции: впервые появилась самостоятельная её часть – преамбула; в Конституции было 11 разделов, 22 главы. Она стала более объемной за счет расширения предмета конституционного регулирования. Так, только в первом разделе в качестве самостоятельных были включены главы – “Политическая система”, “Экономическая система”, “Социальное развитие и культура”, “Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества”;

во-вторых, Конституция установила значительно расширенный комплекс социально-экономических, политических и личных прав и свобод, уточнялось содержание отдельных основных прав (так, право на труд в ст. 38 новой редакции было представлено как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Был усовершенствован институт основных обязанностей;

в-третьих, автономные области и автономные округа были перечислены в Конституции, и их статус стал определяться не положениями, а Законами РСФСР;

в-четвертых, в Конституции была значительно расширена регламентация статуса представительных органов; Верховный Совет был “...правомочен решать все вопросы, отнесенные... к ведению РСФСР”;

в-пятых, Конституция закрепила руководящую роль Коммунистической партии.

Конституция РСФСР 1978 г. как и Конституция СССР 1977 г., в отличие от предыдущих конституций, носила более идеологизированный характер, особо подчеркивая все ещё её классовую сущность.

Глубокие изменения общественного строя после 1985 года в СССР не могли не сказаться на содержании Конституции СССР и, соответствен но, Конституции РСФСР 1978 года. Её текст неоднократно и весьма существенно менялся. Начавшийся процесс перестройки (демократизации по Горбачеву М.С.) был ознаменован принятием Законов от 27 октября 1989 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР” и “О выборах народных депутатов РСФСР”. С принятием этих законов существенно изменилась система государственных органов РСФСР и порядок их избрания. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов,Верховный Совет РСФСР стал постоянно действующим двухпалатным высшим органом государственной власти.

Всё дальнейшее реформирование Конституции РСФСР осуществлялось Съездом народных депутатов.

В этом плане наиболее значимыми изменениями являются следующие:

Из официального наименования государства и республик в его составе исключено определение – «советская», «социалистическая». Государство стало наименоваться Российская Федерация – Россия; в декабре 1991 г. изменилась символика государства;

отменено исключительное положение КПСС в политической системе; было узаконено политическое многообразие;

узаконена множественность и равноправие различных форм собственности, в том числе и частной (Закон от 15 декабря 1990 г.);

в Конституцию инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г., что, по мнению законодателей, должно было подтвердить демократический характер проводимых в России преобразований и подтвердить признание ею принципов и норм международного права;

исполняя волю народов РСФСР, выраженную на референдуме РСФСР 17 марта 1991 г., Съезд народных депутатов 24 мая 1991 г. принимает Закон о внесении изменений в Конституцию, в соответствии с которым в РСФСР вводится институт президента, а сам президент объявляется высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР.

Завершая рассмотрение данного вопроса второй главы “Учебного пособия”, следует отметить некоторые общие особенности развития конституционного законодательства Российской Федерации (РСФСР) за период пребывания её в составе Союза ССР:

1) это требование соответствия Конституции союзной республики, какой была и РСФСР, Конституции СССР (п.11, ст. 73 Конституции СССР 1977 г.);

2) это преемственность в ней принципов государственного строительства, закрепленных в предыдущих конституциях;

3) постоянное расширение предмета конституционного регулирования, приведение её положений в соответствие с новыми условиями развития государства и общества;

4) определенные новые тенденции были характерны и для формы каждой новой конституции, прежде всего для её структуры, композиции;

5) каждая новая конституция значительно укрепляла научную основу; в новой конституции появлялись новые статьи, главы, разделы, основанные на последних научных разработках в соответствующей области;

6) каждая новая конституция не только закрепляла достигнутые успехи социального развития, но и содержала программные положения, направленные на совершенствование общественного и государственного строя;

7) изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. после 1990 г. стали свидетельствовать об основных направлениях качественного преобразования социалистического государства, а тем самым и о качественном изменении сущности самой Конституции.

С распадом Союза ССР Российская Федерация приобрела статус независимого суверенного государства, а, следовательно, и её Конституция должна была отразить и закрепить факт соответствующих преобразований социально-экономического и политического строя государства. Конституция РСФСР со всеми её изменениями и дополнениями, а таких за период с 27 октября 1989 г. по 10 декабря 1992 г. было внесено около 350, уже не соответствовала новым условиям развития государства и общества.

Впервые вопрос о необходимости новой для России Конституции был поставлен на I-м Съезде народных депутатов, который 22 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию, которая завершила свою работу в октябре 1993 года. Подготовленный проект Конституции был вынесен на референдум и утвержден 12 декабря 1993 г. Новая Конституция Российской Федерации вступила в силу 25 декабря 1993 г. с момента её официального опубликования. По своей структуре действующая Конституция значительно отличается по форме, по содержанию, по своей сущности.

Конституция Российской Федерации 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов и девяти глав, которые насчитывают 137 статей. Особенности их содержания раскрываются в учебном курсе “Государственное право Российской Федерации”. Задача “Учебного пособия” в данном случае сводится к изучению характерных особенностей самой Конституции с точки зрения теории государственного права.

Структура конституции – это логическая связанность различных институтов, расположения норм в тексте конституции. В основе обобщения конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы), лежит, во-первых, единство предмета правового регулирования, т.е. связанность правовых норм единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют; во-вторых, взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

В Конституции Российской Федерации на первое место поставлена Преамбула, т.е. вводная часть, которая дана для уяснения сущности Конституции. В ней изложены цели Конституции, названы исторические условия её принятия. Преамбула имеет вспомогательный характер. Обычно признается, что положения преамбулы правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений Конституции. Главное, на что хотели обратить внимание разработчики проекта Конституции, в том, чтобы подчеркнуть следующее: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, ...принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”. Первый раздел Конституции – это её основное содержание. Раздел состоит из девяти глав:

Глава I – Основы конституционного строя;

Глава II – Права и свободы человека и гражданина;

Глава III – Федеративное устройство;

Глава IV – Президент Российской Федерации;

Глава V – Федеральное Собрание;

Глава VI – Правительство Российской Федерации;

Глава VII – Судебная власть;

Глава VIII – Местное самоуправление;

Глава IX – Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел II называется “Заключительные и переходные положения”.

Опираясь на сказанное, можно дать следующее определение понятия Конституции Российской Федерации – Конституция Российской Федерации является основным законом государства, закрепляющим основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, принципы организации и деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и являющимся юридической базой всего текущего законодательства. В учебниках студенты могут познакомиться и с другими определениями.

Сравнение Конституций 1924 и 1936 годов

По своему содержанию конституция 1936 года была значительно шире, чем конституция 1924 года, в ней содержался ряд новых глав: об общественном устройстве, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально в новой конституции регламентировалось государственное устройство СССР.

Конституция 1936 года внесла изменения в систему союзных органов власти и управления. По Конституции 1924 года Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный комитет. В Конституции 1936 года вместо Всесоюзного съезда Советов и ЦИК СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он сохранил двухпалатную структуру ЦИКа: Совет Союза и Совет Национальностей. Различие было в том, что по Конституции 1936 года уравнивалось число депутатов обеих палат, а по Конституции 1924 года в Совете Союзов было больше депутатов, чем в Совете Национальностей.

Как и в конституции 1924 года, две палаты были равны, т.к. законопроект получал силу закона только в случае его принятия каждой из палат.

Вместо Президиума ЦИК, существовавшего по Конституции 1924 года, был создан Президиум Верховного Совета.

По Конституции 1936 года, Верховный совет действовал в сессионном порядке, в период между сессиями его заменял Президиум Верховного Совета СССР, так же, как и в Конституции 1924 в перерыве между сессиями ЦИК его замещал Президиум ЦИК.

По Конституции 1924 года, Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик. По Конституции 1936 года, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета -- перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Таким образом, по Конституции 1936 года, произошло разделение законодательной и исполнительной власти в деятельности союзных органов. Исключительное право принимать законы получил Верховный Совет СССР. Совет Министров провозглашался высшим исполнительным органом. Потому верховный совет не имел права вмешиваться в деятельность правительства. Президиум Верховного Совета СССР имел право издавать только подзаконные акты, указы.

По конституции 1936 года высшая судебная власть отделялась от исполнительной; высшей судебной властью обладал Верховный Суд СССР.

Из этого следует, что Конституция 1936 года закрепила разделение властей.

По Конституции 1924 года, Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. А по Конституции 1936 года, Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

По Конституции 1936 года Министерства делились на общесоюзные и союзно-республиканские на федеральном уровне и на союзно-республиканские и республиканские на республиканском уровне, ровно как и по Конституции 1924 года Народные Комиссариаты делились на общесоюзные и объединенные, и на объединенные и республиканские.

По Конституции 1936 органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся, т.е. было введено новое название советов - советы депутатов трудящихся вместо советов рабочих и крестьянских депутатов, т.к. прежняя формулировка подчеркивала социальные различия рабочих и крестьян и как бы исключала интеллигенцию.

Исходя из всего перечисленного, можно определить принципы формирования органов власти и управления в центре и на местах. Во-первых, это разделение властей.

Во-вторых, Конституция 1936 года закрепила существовавший по Конституции 1924 принцип федерализма, который достигался разделением наркоматов на три группы, так же Министерства делились на 3 группы.

Объединенные наркоматы, которые стали называться союзно-республиканскими министерствами были построены по принципу централизма, так же как и по Конституции 1924 года.

Однако, Конституция 1936 года отразила эволюцию союзной федерации в сторону унитарного государства. В совместное ведение Союза и Республик перешли вопросы здравоохранения, внутренних дел, земледелия, юстиции, а раньше эти вопросы Республики решали самостоятельно.

В связи с подготовкой и принятием конституции 1936 года происходила перестройка государственного аппарата в направлении его централизации. В связи с ликвидацией системы съездов советов вводится вертикальная система субординации советов и устанавливается двойное подчинение местных исполкомов своему совету и вышестоящему исполкому. Свертываются начала местного самоуправления, сужаются права местных советов и усиливается централизм в государственном управлении. Централизации государственного аппарата способствовали следующие факторы:

переход от территориального к отраслевому управлению народным хозяйством ликвидируется функциональное построение гос. аппарата. С ломкой территориальной системы и функционального управления произошло разделение ВСНХ на отраслевые наркоматы, нарком, тяжпром, легкпром, наркомлес и т.д. В каждом наркомате сосредоточилась вся работа по отрасли.

Ликвидация коллегиальности и установление единоначалия в Министерствах.

Усиление контроля за деятельностью гос. аппарата сверху. Для этого при СНК создается спец. орган гос. контроля - комиссия советского контроля. На местах уполномоченные КСК контролировали, как местные органы власти и государственные учреждения выполняют решения центра. РКИ (рабоче-крестьянская инспекция) упразднялась, а ее функции по контролю снизу (народа) перешли к профсоюзам и депутатским комиссиям местных советов.

Усиление партийного контроля за деятельностью гос. аппарата. С ликвидацией РКИ был расформирован объединенный орган ЦКК РКИ, т.е. партийный контроль отделялся от государственного. Для осуществления партийного контроля вместо ЦКК создавалась комиссия партийного контроля (КПК). Она избиралась партийным съездом и имела на местах своих уполномоченных. Местные комиссии партийного контроля упразднялись.

Т.о., усиливался контроль центральных партийных органов за местными, и в построении партийного аппарата как и в гос. аппарате укреплялся централизм. Также было ликвидировано функциональное построение партийного аппарата. Вместо функциональных отделов в парткомах образуются отраслевые отделы: сх, промышленный, транспортный и т.д. это было сделано в целях усиления партийного контроля за гос. аппаратом, т.к. в конце 30-ых годов парторганизациям было предоставлено право контроля деятельности администрации на предприятиях и в учреждениях. Некоторые историки на основе того факта делают вывод о начале слияния партийного и советского гос. аппарата.

законодательный власть конституция