Статья 286 часть 3 пункт. Что такое превышение должностных полномочий

Любая власть, даже самая незначительная, была и остается основной причиной всевозможных раздоров и нарушений.

Довольно часто встречается превышение полномочий, предусмотренных должностью человека в какой-либо компании или на государственной службе. Данное нарушение является уголовным деянием и наказывается вплоть до лишения свободы с невозможностью занимать в дальнейшем определенные должности в течение нескольких лет.

Виды

Уголовный кодекс России имеет несколько статей, связанных непосредственно с постом, который занимает гражданин:

  • злоупотребление полномочиями;
  • злоупотребление должностными полномочиями частными нотариусами и аудиторами;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • превышение должностных полномочий;
  • присвоение полномочий должностного лица.

Для обывателей, которые столкнулись с этими явлениями или только слышали о них, разницы не существует. Тем не менее, она есть, хотя на первый взгляд и не так заметна.

Простое злоупотребление

У любой организации или структуры имеется начальник, председатель совета директоров или другое руководящее лицо. При квалификации такого преступления в сфере экономики, как злоупотребление полномочиями, учитывается тот факт, что объект, на котором виновный работает, не является государственным.

Предусмотрено, что человек, занимающий руководящую должность и обвиняемый по статье 201, совершает какие-либо действия из корыстных целей, причиняя при этом ущерб не только отдельным гражданам, но и организациями, а также наносит вред своими действиями общественным интересам или государству. Даже если здесь имеет место превышение полномочий, ст. УК РФ 286 не применяется.

Для виновных в таком преступлении Уголовным колесом предусмотрен штраф, максимальная сумма которого составляет 200 тысяч рублей (как нижняя граница наказания), или лишение свободы до 4 лет (как максимальная мера).

В судебной практике, несмотря на различие в номерах статей и должностях виновных лиц, часто бывает сложно определить, какое именно преступление совершено. Негосударственных лиц это мало касается, но в случае с такими деяниями, как превышение должностных полномочий или злоупотребление ими, в квалификации могут возникать трудности.

Преступный умысел со стороны нотариусов и аудиторов

Принято считать, что нотариусу и аудитору можно безоговорочно доверять, поэтому злонамеренные действия данных лиц подлежат уголовному наказанию. За то, что гражданин осуществляет важные процессы проверки обстоятельств или удостоверения документов и при этом не выполняет свою непосредственную миссию, существует наказание от штрафа максимум в 300 тысяч рублей и до лишения свободы максимум на 3 года с запретом занимать данную должность или схожую на срок до трех лет.

Пример злоупотребления полномочиями

Сотрудники ГИБДД и владелец машины составили протокол о якобы произошедшем ДТП. Это было сделано для того, чтобы получить от страховой компании возмещение вреда. Здесь можно говорить о злоупотреблении полномочиями и уголовном преступлении о предоставлении заведомо ложных документов.

Превышение должностных полномочий: пример

Выход лица за рамки своей компетенции наблюдается и в деле о военном медике, который давал ложные заключения о неудовлетворительном состоянии некоторых солдат, впоследствии уволенных по состоянию здоровья из Вооруженных сил России. Данные действия врач производил за определенную плату.

Суд признал, что было превышение полномочий, то есть служащий не имел права, находясь на данной должности, давать подобные справки.

Несмотря на то что гражданский медик не признается кодексом как должностное лицо, в приведенном примере врач выполнял определенную деятельность. В соответствии с примечанием №1 к статье 285, служащие, выполняющие распорядительные или административные функции, в том числе в Вооруженных силах, считаются должностными лицами.

Пример присвоения полномочий

В том случае, если лицо заявляет (как правило, в устной форме), что имеет какое-либо определенное право на совершение действий, это присвоение полномочий, принадлежащих человеку определенной должности.

При этом виновный может использовать как фирменную одежду, так и поддельное удостоверение (статья 327 УК).

Превышение должностными полномочиями представляет собой преступление уголовно-правового характера. Ст. 286 УК РФ с комментариями подробно отражает особенности данного посягательства, состав для возбуждения дела, а также санкционные меры воздействия. Для квалификации превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ определяет обязательные признаки, специальный субъект деяния и особый объект.

Такое понятие, как должность, будь то руководитель или работник конкретно установленной структуры, предполагает наличие у лица прав и обязанностей. Говоря о таких лицах, следует понимать, что компетенция таких субъектов предполагает возможности, приводящие к нарушениям закона, а именно правонарушениям.

Понимание того, кто признаётся должностными лицами, вытекает из функций и положения таких субъектов.

Прежде чем определяться с понятием, следует обозначить функции, возлагаемые на таких субъектов.

Относят сюда следующее:

  • представители власти;
  • деятельность по администрированию и хозяйственному ведению
  • работа организационного и распорядительного характера.

Указанные направления предусматриваются в примечании к нормам уголовного и административного законов.

Само понятие должностного лица также установлено в примечании УК РФ. Таковым признаётся субъект, который на постоянной или временно основе (также по специальному поручению) реализует функции представителя власти, административно-хозяйственную или организационно-распорядительную деятельность. Соответственно, это могут быть сотрудники правоохранительных и иных государственных органов (служащий ГУВД, полицейский МВД, прокурор, пристав). Сюда не будут относиться работники частных компаний (начальник, бухгалтер, охранник, управляющий и так далее).

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Процесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.

Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Важным фактором выступает то, что осуществляется такое преступление с субъективной стороны только умышленно, что предполагают и последние разъяснения закона. Уполномоченное лицо хочет договариваться о чем-то в пользу заинтересованного человека, нарушая при этом права другого субъекта, и так далее.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

По статье 286 УК РФ превышение должностных полномочий предусматривает меры наказаний, которые будут определяться с учётом тяжести совершаемого поступка. Для квалификации потребуется обратить внимание на способы совершения деяния.

Рассматриваемая статья предполагает сразу два по тяжести состава. По части первой и второй это деяние средней тяжести, по третьей части тяжкое посягательство.

Виды санкций, которые допускаются к применению за подобное посягательство, предполагают широкий перечень:

  • Штраф. Взыскиваемые деньги не могут выходить за пределы трёхсот тысяч рублей. По части третьей штраф не предусмотрен.
  • Лишение лица должности. Этот вид наказания может быть, как основным, так и дополнительным, применяемым вместе с тюремным заключением. Максимальный срок определяется в четыре года.
  • Арест. Предполагается только по простому составу, то есть части первой статьи. Максимальный период ареста полгода.
  • Принудительные работы. На практике не применяется, но допускает подмену лишения свободы. Срок устанавливается до пяти лет.
  • Тюремное заключение. Лишение свободы устанавливает по каждой части статьи. По первой срок до четырёх лет, по второй до семи, а по третьей до десяти лет тюрьмы.

С должностного лица могут потребовать прекращения деятельности, отправить человека в бессрочный отпуск с сохранением должности или применить дополнительные меры, несвязанные с санкцией по уголовному закону. Субъекта могут вернуть на работу, если произойдёт изменение обстоятельств или будет отбыт срок наказания.

Подследственность в вопросах нарушения должными лицами пределов собственных возможностей играет особую роль. Действенным способом, позволяющим добиться разбирательства, выступает обращение в прокуратуру с заявлением, которая в последствие передаст дело следователю и будет координировать ход разбирательства.

Уголовное судопроизводство осуществляется только по факту возбуждения дела. Однако пострадавшие также могут подать иск, если необходимо возмещение ущерба.

Когда оформляется жалоба на государственного служащего, то следует соблюсти порядок подачи заявление, в частности составления документа.

События могут излагаться в свободной форме, но некоторые сведения обязательно должны присутствовать в заявлении:

  • шапка документа должна включать в себя наименование органа, в который направляется заявление, имя главного прокурора, а также информация о самом заявителя вплоть до контактной информации;
  • обязательно должно быть наименование документ, а именно заявление (или жалоба) на действия должностного лица;
  • обстоятельства должны быть изложены подробно, с отсылкой на доказательства, если таковые имеются, обязательно включаются сведения о нарушителе, место работы, должность, полное имя, делается отсылка на нормы закона, которые позволяют осуществлять подобное обращение;
  • завершается заявление датой и подписью заявителя, либо представителя такового.

Также жалоба должна содержать приложение, в котором перечисляются прилагаемые документы. Направлять заявление может не только физическое лицо, но организация.

Преступными посягательствами, связанными с осуществлением полномочий, признаются не только ситуации при превышении пределов компетенции, но и случаи злоупотребления возможностями без выхода за рамки дозволенного. Такой вариант поведения также определяет отдельный состав преступления.

Статистки показывает, что рассматриваемые составы на практике часто путают, затрудняясь в квалификации действий и определении объёма полномочий.

Итак, говоря о различиях, позволяющие отграничить указанные преступления, то выделяется три основных положения:

  • Мотив. При злоупотреблении данный фактор обязателен для установления, то есть госслужащий должен обладать корыстным мотивом. При превышении полномочий подобное не требуется, почему преступник делает то, что запрещено, роли играть не будет.
  • Наличие полномочий. Злоупотребление предполагает действие служащего в пределах компетенции, но с нарушением интересов граждан, то есть потерпевших. Превышение предполагает выход за рамки, реализацию возможностей, который согласно правилам не относятся к конкретному субъекту.
  • Характер ущерба. Практика показывает, что при злоупотреблении затрагиваются материальные интересы, а при превышении нематериальные. Однако данное отличие не стопроцентное и формируется только за счет показателей статистики.

Исходя из указанных признаков, правоохранители будут ориентироваться при определении характера преступления, что важно, поскольку санкции различаются по размерам и тяжести.

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2018 года. Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б. получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Суд вынес обвинительный вердикт, то есть признал человека виновным в превышение должностных полномочий статьёй 286 и назначил санкцию в виде тюремного заключения сроком на три года и шесть месяцев.

Однако исправительный порядок был определён, как условное отбывание, предполагающее:

  • постановку на учёт в контролирующем органе;
  • проживание по прежнему адресу без смены места нахождения;
  • посещение специализированного органа, осуществляющего контроль над условно осуждёнными.

Также лицо было лишено права заниматься конкретным видом деятельности (представительство власти) на два года. При этом следует помнить, что не всегда приговор обвинительный. Встречаются ситуации, способные повлечь оправдание, амнистию, также могут осуждать, но после выпустить по УДО, чему способствует адвокатская помощь.

Методика расследования

Для следствия при расследовании в первую очередь необходимо сформировать состав преступления. Это первая стадия, которая приводит к возбуждению дела. Однако дальнейшие действия также будут иметь значение, чтобы производство сохранило силу и не развалилось.

Следственные действия будут определяться не только общими принципами осуществления расследования, но и способами совершения преступного посягательства.

Говоря о методике расследования, следует обозначить ряд следственных мероприятий, который позволят получить необходимую для раскрытия преступления информацию:

  • Осмотр и описание места происшествия, а также исследование средств и предметов, связанных с преступлением.
  • Допросы. Такие действия следует проводить сразу со всеми, кто имеет отношение к произошедшему, если такие лица установлены (пострадавший, виновный, свидетели).
  • Обыск и выемка. Здесь допускается принудительное истребование документации и предметов.
  • Арест имущества, но только при необходимости проведения такового.

Завершаются первоначальные действия задержанием подозреваемого и допросом такового. Далее принимаются меры, предполагающие либо дополнительное расследование, либо передачу дело в суд с предъявлением обвинения.

Таким образом, рассматриваемое деяние предполагает широкий перечень способов реализации посягательства, специальный объект и субъект, а также несколько видов санкций, варьирующих со штрафа до тюремного срока.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного . Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 286 Уголовного Кодекса РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям (т.е. установленным пределам должного и возможного поведения по службе). Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не должно было. В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (например, принятие решения о выпуске товара инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля, а не руководителем соответствующего отдела);

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (например, применение работником милиции огнестрельного оружия при отсутствии условий, предусмотренных ст. 15 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции");

3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, принуждение сотрудниками милиции, не являющимися дознавателями, свидетеля к даче показаний);

4) единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.

2. Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе - но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком рассматриваемого преступления (например, следователь ФСБ угоняет автомобиль).

3. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 285 УК, нравственный или материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод - характерное последствие превышения должностных полномочий. Не исключается вред иной природы - имущественный (чаще всего в виде неполучения государством или муниципальным образованием обязательных платежей), экологический и т.п. Например, Е. был признан виновным в превышении должностных полномочий при следующих условиях: являясь должностным лицом государственной лесной охраны, в нарушение требований закона он разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причинен существенный вред (БВС РФ. 1999. N 2. С. 22). В судебной практике встречаются дела, по которым констатировалось отсутствие состава превышения должностных полномочий по причине отсутствия существенного нарушения правоохраняемых интересов, обусловленного незначительной суммой материального ущерба (БВС РФ. 2002. N 8. С. 13).

4. Преступление окончено в момент наступления указанных последствий.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны ложно понимаемые служебные интересы.

6. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285 УК).

7. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. п. п. 12 - 13 комментария к ст. 285 УК).

8. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или специальных средств; в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

9. Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК о преступлениях против личности.

Угроза применения насилия (включая угрозу убийством) означает высказанное или иным образом выраженное вовне намерение виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение.

10. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (см. комментарий к ст. 222 УК) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Основания и порядок их применения предусмотрены в ряде нормативных актов, например, в ст. 14 Закона "О милиции".

Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

11. Тяжкими последствиями превышения должностных полномочий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности. Неосторожное причинение смерти в результате умышленного превышения полномочий - типичный пример необоснованного применения работниками милиции огнестрельного оружия (БВС РФ. 2002. N 5. С. 20; N 7. С. 7).

Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.

12. Если превышение должностных полномочий предусмотрено специальной нормой (например, ст. ст. 299 - 302, ч. 2 ст. 303, ст. 305 УК), квалификации содеянного по совокупности со ст. 286 УК РФ не требуется (БВС РФ. 2001. N 7. С. 15).

«Примите решение, за которое Вам впоследствии не будет стыдно». Из прений.

Я долго думал, стоит ли выставлять в Интернете, это дело. Этот Приговор. Решил, что - да, это сделать необходимо.

Моего доверителя, по приговору Выборгского гарнизонного военного суда от 10 января 2013 года, под председательством федерального судьи Шеланова О.А., военнослужащего войсковой части 0000, капитана ХХХХХ, признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ и назначили наказание, в виде 4 (четырёх) лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с руководством подчиненными, сроком на 3 (три) года и лишением воинского звания капитан.

Из описательно-мотивировочной части обжалуемого приговора следует, что ХХХХХХ, «нарушил требования ст.16, 19 и 67 Устава внутренней службы, ст. 3 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил РФ» , при этом суд не привел в приговоре, при формулировке обвинения, какими нормативными правовыми актами, иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, и превышение какими конкретно из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, то есть суд, в нарушение ст. 307 УПК РФ не указал круг должностных полномочий, их закрепление.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 286 УК РФ, судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Между тем, согласно п. 6, п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года № 1 «О судебном приговоре» обвинительный приговор требует чёткого указания конкретных преступных действий и подлежит составлению в ясных и понятных выражениях, с точными формулировками и разъяснениями специальных терминов.

Посмотрим, к примеру, содержание статьи 16 Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ, на которую сослался суд в приговоре (замечу, что суд не вправе конкретизировать обвинение, ухудшающее положение обвиняемого).

В этой статье, 8 абзацев (или пунктов, как хотите называйте).
· Читаем, к примеру, некоторые: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

· быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
· совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
· быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
· соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Таким образом, суд посчитал, сославшись на статью 16 Устава, что мой подзащитный всё нарушил вышеизложенное? Конечно, нет. Тогда что он нарушил? За что осуждён?
Статья 67 Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ, на которую так же суд сослался в приговоре, содержит уже 13 абзацев.

Вот некоторые из них:

· «Начальники и старшие, обращаясь по вопросам службы к подчиненным и младшим, называют их по воинскому званию и фамилии или только по воинскому званию, добавляя в последнем случае перед воинским званием слово «товарищ».
· Например: «Рядовой Петров», «Товарищ рядовой», «Сержант Кольцов», «Товарищ сержант», «Мичман Иванов».
· Военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не имеющих воинских званий сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров, а также военнослужащих, обучающихся в учебных воинских частях, называют по воинской должности, на которую они назначены.
· Например: «Курсант (слушатель) Иванов», «Товарищ курсант (слушатель)».
· Подчиненные и младшие, обращаясь по вопросам службы к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед воинским званием слово «товарищ».
· Например: «Товарищ старший лейтенант», «Товарищ контр-адмирал».
· При обращении к военнослужащим гвардейских соединений и воинских частей перед воинским званием добавляется слово «гвардии».
· Например: «Товарищ гвардии старшина 1 статьи», «Товарищ гвардии полковник».

Тогда это идёт вразрез с обвинительной фабулой, изложенной в приговоре суда.

Далее. Обратите внимание на «фразу» в приговоре: «сильно ударил». Хочу сразу сказать, что никаких судебно-медицинских экспертиз по данному делу, не назначалось и соответственно не производилось. Такие вот телесные повреждения, как «гематома правого бедра», «ушиб мягких тканей нижней губы», это всего лишь то, что с обвинительного заключения, плавно перекочевало в приговор. Это - просто слова.

Да, так вот, фраза: «сильно ударил». Если в приговоре нет этого слова, тогда нельзя написать и про «гематому». А если «сильно», значит и «гематома» была, по версии суда.
Вот, к примеру, инкриминируемый эпизод в отношении потерпевшего Х.

Из приговора суда:
«Далее П. приказал Х. встать и нанёс 4 удара ладонями по лицу и два сильных удара ногой по левому бедру. П. причинил Ч. телесное повреждение в виде гематомы правого бедра….». Позвольте, ну, а как же левое бедро, как там с «гематомой» По нему били же….сильно! Гематома должна остаться. Увы, но почему-то только на одном бедре. Может фантазия иссякла у следователя? Тогда почему судья всё это «переписал» в приговор?
Непонятно, почему в судебном акте, подписанном судьёй, содержатся трудно неясные рассуждения. Необъяснимые с позиции здравого смысла.

Часть 7 статьи 302 УПК РФ требует, что при постановлении обвинительного приговора с назначением наказания, подлежащего отбыванию, суд должен точно определить вид наказания, его размер и начало исчисления срока отбывания.

Санкция ч.1 ст. 286 УК РФ в качестве основного наказания предусматривает лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Согласно резолютивной части приговора, П. назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с руководством с подчинёнными, на срок 2 года.

Вместе с тем, по смыслу ст. 47 УК РФ и в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» в пункте 4, лишение права занимать определённые должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.

Однако приговор в отношении П. не содержит указаний на конкретный вид таких должностей.

Судья лишил П. права занимать должности, связанные с руководством с подчинёнными. Эта общая формулировка фактически запрещает П. осуществлять деятельность во всех сферах трудовых правоотношений, в том числе работу в коммерческих организациях. Тем самым судья расширительно истолковал требования общей части уголовного закона, нарушив права и законные интересы осуждённого.

Что касается несправедливости приговора.Он несправедлив . А несправедливый приговор-это поражение самой справедливости в буквальном смысле этого слова.

Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело, и посмотрите, как он начнет толковать законы!
Пьер Бомарше