Уголовно-исполнительная инспекция. Контроль за условно осужденными: состояние и проблемы Особенности осуществления контроля уии за условно осужденными

Согласно п. 1 Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. – УИ инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с УИ законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

Порядок создания инспекции, их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции РФ.

Основными задачами инспекций являются:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

б) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.

Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками инспекций регулируются ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На инспекции возлагаются следующие основные обязанности:

а) ведение учета осужденных;

б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

в) организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;

г) согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;

д) согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;

е) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

ж) согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

з) проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;

и) внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;

к) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;

л) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;

м) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

К основным правам инспекций относятся:

а) вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

б) выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации;

в) посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;

г) выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

д) проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

е) контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;

ж) запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

з) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний;

и) выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

к) применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

л) в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.

studopedia.ru

Многие из нас не знают, что представляет собой уголовно-исполнительная инспекция – знакомство с этим подразделением Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний всегда связано с осуждением по уголовному делу. По этой причине законопослушным гражданам процедура отбывания наказания, которую осуществляют сотрудники инспекции, неведома. В то же время, у добропорядочных граждан могут быть родственники, знакомые, которые однажды приступили закон и, вероятно, очень жалеют об этом. Для этой аудитории, а также для осужденных, которым суд определил любое наказание, кроме лишения свободы, мы расскажем о порядке отбывания, об их правах и обязанностях, а также о полномочиях УИИ.

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) – характер работы, полномочия

УИИ надзирает за исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества. Так, если лицу назначается лишение свободы с отбыванием в колонии, приговор направляется в СИЗО, где содержится осужденный, после чего администрация учреждения самостоятельно определяет, в какой именно город, район, в какую колонию направить лицо для отбывания наказания.

Если назначено наказание, не связанное с лишением свободы, приговор суда (как мирового, так и районного, а также после апелляционного рассмотрения в областных судах) должен быть направлен в уголовно-исполнительную инспекцию в течение трех дней со дня вступления в силу, для исполнения.

УИИ надзирает за отбыванием наказания в виде:

  • условного осуждения;
  • обязательных работ;
  • исправительных работ;
  • ограничения свободы;
  • запрета заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (работа инспекции по данному направлению сводится к отслеживанию трудоустройства осужденного).

В городе может быть несколько инспекций. В основном, их разделение происходит по районам, округам. Например, в Москве около 30 инспекций, в Саратове – 7, в Калуге – один отдел УИИ. Осужденный отбывает наказание по месту своего постоянного жительства, обычно этот адрес указан в приговоре, при оглашении которого судья подробно разъясняет, что нужно делать осужденному, с чего начать. Так, процедура отбывания наказания всегда начинается с визита в инспекцию, где делается отметка о посещении, заводится личное дело, заполняется анкета, паспортные данные и т.д. С этого дня осужденное лицо считается «состоящим на учете в УИИ».

Полномочия инспекторов по отношению к состоящим на учете гражданам довольно обширны. Инспекция может как поощрить осужденного, так и добиться через суд замены лояльного наказания лишением свободы - закон позволяет это даже в том случае, когда статьей УК РФ не было предусмотрено такого сурового наказания.

Рассмотрим нюансы отбывания разных видов наказания и соответствующие полномочия органа УФСИН.

Условное осуждение под контролем УИИ

Условно осужденными считаются те, кому судом назначен испытательный срок, в течение которого нужно доказать свое исправление, вести себя безупречно. Если будут зафиксированы нарушения в процессе исполнения приговора, инспекция правомочна инициировать вопрос о замене наказания на реальное.

Процедура привлечения условно осужденного к отбыванию следующая:

  1. После получения копии приговора из суда инспектор выезжает по адресу проживания гражданина, вручает ему извещение о явке в инспекцию для постановки на учет, разъясняет его права и обязанности.
  2. В день явки осужденному разъясняют условия отбывания наказания, он расписывается об этом в специальном бланке, где также содержится предупреждение о последствиях несоблюдения порядка отбывания.
  3. На осужденного могут быть возложены судом обязанности (такое часто применяется) в виде:
    • нахождения дома в ночное время с указанием временного промежутка (например, с 22 часов до 6 утра);
    • трудоустроиться;
    • продолжить обучение;
    • не менять место жительства без разрешения инспекции;
    • не выезжать за пределы города, области и т.д.

    Эти обязанности могут быть определены как в совокупности (сразу несколько), так и по одной. Осужденному разъясняются условия соблюдения запретов и напоминают, что они могут быть как отменены (в части или все сразу), так и дополнены новыми, в зависимости от поведения.

  4. Осужденный обязан регистрироваться не менее чем один раз в месяц у надзирающего за ним инспектора. Дни явки определяются индивидуально, обычно это с 1 по 10 число каждого месяца. Инспектор может обязать осужденного регистрироваться и 2, и 3 раза в месяц – все зависит от личности осужденного, выводов психолога о вероятности совершения им повторного преступления.
  5. Работа психолога инспекции (не во всех УИИ имеется такая должность) заключается в беседе с осужденным, по итогам которой составляется его психологический портрет, делается вывод о склонности к криминальной деятельности, даются рекомендации поведения и т.д. Эти результаты используются инспекторами в работе.

Инспекция проверяет условно осужденного по месту жительства совместно с участковым (примерно один раз в квартал), контролирует его поведение путем направления запросов в ИЦ УВД с целью установления фактов привлечения к административной, уголовной ответственности, ведет профилактическую работу (интересуется образом жизни, досугом осужденного, опрашивает соседей, родственников, работодателей по вопросам характеристики состоящего на учете гражданина).

В период испытательного срока осужденному запрещено:

1. игнорировать извещения о явке – если не приходить в инспекцию и скрываться от контроля, будут предприняты розыскные меры. Если не удалось установить место нахождение осужденного, инспектор объявляет его сначала в местный, а потом и в федеральный розыск – в этом случае, как и в отношении скрывающихся от следствия обвиняемых будет избрана мера пресечения на срок до 30 дней до решения вопроса о замене условного наказания реальным.

Пример №1 . Соловьеву А.К., осужденному впервые за преступление средней тяжести, суд определил 1 год лишения свободы с испытательным сроком 2 года, то есть условно. Это означает, если Соловьев 2 года со дня вступления в силу приговора будет вести себя идеально и соблюдать все обязанности, то этим наказание и ограничится. Соловьев А.К. по месту жительства проживать перестал, на звонки не отвечал, от инспекции скрылся, по извещениям не приходил. Его задержали в рамках объявленного розыска, суд определил ему 30 суток ареста до замены наказания реальным. За это время инспекция направила в суд представление об отмене условного осуждения, которое было признано обоснованным, Соловьев А.К. направился в колонию-поселение отбывать 1 год лишения свободы.

2. допускать нарушения общественного порядка, за которые привлекли к административной ответственности. Если таких правонарушений будет два в календарном году, инспекция, как и в предыдущем случае, вправе обратиться в суд с аналогичным представлением. Если осужденным совершено одно правонарушение, сразу отменять условное осуждение нельзя – будет только письменное предупреждение и, возможно, продление испытательного срока (не более чем на 1 год), возложение дополнительных обязанностей. Эти вопросы тоже решаются судом по инициативе инспектора.

Отметим, что административные правонарушения, не связанные с нарушением общественного порядка, не являются основанием для ужесточения условий отбывания наказания, продления испытательного срока и т.д. Во внимание берутся только такие действия осужденного, которые были направлены против общества, публичны (например, распитие спиртного или появление в пьяном виде в общественных местах).

3. не соблюдать обязанности, возложенные судом. После первого нарушения инспекция обязана письменно предупредить осужденного о возможной отмене условного осуждения, после второго – направить в суд представление о направлении осужденного в места лишения свободы.

Пример №2 . Репин Г.Р. был осужден за совершение грабежа к условной мере наказания. Репин совершил тяжкое преступления, но при этом он возместил вред потерпевшему, признал вину, суд счел возможным назначить ему меру наказания условно с возложением сразу несколько обязанностей: не менять место жительства, находиться дома в ночное время с 22 часов до 7 утра, не посещать места массового отдыха. Инспекция несколько раз проверяла Репина по месту жительства после 22 часов, однако по адресу Репин не находился, его родственники сообщили, что он ушел в неизвестном направлении. Репину было объявлено письменное предупреждение, которое он проигнорировал и продолжил нарушать свои обязанности, установленные судом. Впоследствии суд заменил ему условный срок на 2 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

4. не совершать повторного преступления – в этом случае при вынесении нового приговора оба наказания будут сложены, гражданин направится в колонию.

Контроль инспекции за отбыванием общественных (обязательных) работ

По согласованию с администрацией города ежегодно определяются организации (в основном, муниципальные), куда осужденные направляются инспекцией для отбывания наказания в виде обязательных работ.

Постановка на учет осужденного так же, как и при условном осуждении, начинается с разъяснения инспекцией прав и обязанностей, определения количества часов, которые будет отрабатывать гражданин (от 2 до 4 часов в день). Сотрудник УИИ выдает осужденному предписание, в котором указана дата необходимой явки в организацию, адрес и телефон. Контроль за отбыванием этого вида наказания ведется инспектором посредством проверок с выездом на место работы, опроса работодателя или руководителя, телефонных звонков, посещения по месту жительства совместно с участковым.

При отбывании обязательных работ состоящим на учете лицам запрещено:

  • игнорировать извещения о явке, направления отработку – тогда осужденный будет считаться не приступившим к отбыванию наказания, что влечет последующую отмену обязательных работ и определение судом другого, более жесткого наказания;
  • приходить на отработку в состоянии опьянения, прогуливать (администрация организации немедленно информирует о таких обстоятельствах инспекцию). Если сотрудник УИИ установит 2 и более нарушения в течение одного месяца, в суд направляется представление о замене обязательных работ лишением свободы (8 часов неотбытого наказания равны одному дню лишения свободы в колонии).

Примечательно, что у осужденных к данному виду наказания нет обязанности не допускать административные правонарушения против общественного порядка – получается, за это заменить наказание инспекция не вправе. Сотрудник УИИ проведет с нарушителем беседу профилактического характера, возьмет объяснение, не более.

Исправительные работы

Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).

При отбывании наказания осужденному запрещено:

  • скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
  • пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
  • опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
  • беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.

Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.

Участие инспекции в контроле за отбыванием ограничения свободы и содержанием обвиняемых под домашним арестом

Ограничение свободы заключается в установлении осужденному довольно жестких запретов, контроль за соблюдением которых ведется инспекцией в тесном контакте с полицией. Этими ведомствами специально планируется совместная ночная проверка сразу несколько десятков осужденных (например, на праздниках, в кафе, в ресторанах, кинотеатрах). Для удобства у полицейских имеются ориентировки с фотографиями тех, кого нужно проконтролировать.

Что касается домашнего ареста, здесь инспектор не только следит за нахождением обвиняемого в ограниченном пространстве и соблюдением им запрета общения с фигурантами по делу, но и осуществляет его доставку в суд, к следователю, для проверки показаний на месте и т.д.

Чтобы эффективно отслеживать поведение таких лиц, им устанавливается электронный браслет. В случае нарушения со стороны подконтрольного, инспектор будет оповещен сигналом специального оборудования, после чего он обязан осуществить выезд по месту нахождения нарушителя. После проведения проверки, если факт нарушения ограничений есть или если человек скрылся в неизвестном направлении, в течение 24 часов решается вопрос об объявлении в розыск, изменении меры пресечения на заключение под стражу.

Когда вы не согласны с действиями инспекции

Деятельность УИИ контролируется следующими нормами Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами, Приказами УФСИН, совместным Приказом УФСИН и МВД. Надзирает за работой уголовно-исполнительной инспекцией прокуратура района, именно сюда можно направить жалобу, когда права осужденного нарушены. Например, инспекция не вправе:

  • проверять осужденного в ночное время (исключения составляют ситуации, когда приговором суда установлен запрет покидать жилище в ночные часы);
  • требовать от осужденного исполнения обязанностей, которые не предусмотрены приговором или постановлением суда;
  • принуждать к работе лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания. Так, например, гражданин с инвалидностью, исключающей труд, не может быть направлен в организации для отбывания обязательных или исправительных работ;
  • ограничивать разрешенные судом действия обвиняемого или подозреваемого, находящихся под домашним арестом. Например, постановлением суда обвиняемому разрешены прогулки в радиусе одного км вокруг дома с 10 до 11 утра. Инспекция не вправе фиксировать данные о выходе из дома, полученные с помощью электронного браслета, как нарушение, если временной промежуток соблюдается;
  • разглашать личные сведения осужденного, ставшие известными вследствие рабочего контакта с ним;
  • отказывать в приеме заявлений, ходатайств, немотивированно отказывать в перемене места жительства (например, когда такая необходимость у осужденного лица возникла в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами);
  • контролировать уплату штрафа осужденным – этими вопросами занимаются судебные приставы.

Если ваши права нарушены, вы можете воспользоваться образцом заявления, адресованного в прокуратуру (пояснения выделены синим цветом):

В прокуратуру Лесного района г. Самары
осужденного Петрова Е.Г. 1984 г.р.,
состоящего на учете в ФКУ УИИ УФСИН России
по Самарской области с 01.02.2017
по приговору Лесного районного суда
г. Самары от 20.01.2017 по ч. 3 ст. 160 УК РФ
к 1 году лишения свободы условно,
с испытательным сроком 2 года
(если известны полные данные осуждения, лучше их все указать)
Тел. 8920000000

ЖАЛОБА
На действия инспектора УИИ Афанасьева П.Р.

Прошу провести проверку деятельности УИИ УФСИН России по Самарской области в связи с нарушениями уголовно-исполнительного законодательства.

Приговором суда мне был определен условный срок, с возложением обязанностей приходить в инспекцию на регистрацию 1 раз в месяц. При этом обязанности не покидать место жительство и не выезжать за пределы г. Самары мне определено не было.

В апреле 2017 года я не мог придти на регистрацию в инспекцию, о чем уведомил лично инспектора Афанасьева П.Р. Причиной неявки стала моя срочная и длительная (более месяца) командировка в г. Владивосток. Инспектор разъяснил, что никаких дополнительных документов мне предоставлять не нужно, что он в устном порядке принял от меня информацию о невозможности пройти регистрацию в апреле.

На самом деле в действиях инспектора есть нарушения: он обязан был взять объяснение осужденного в письменном виде, запросив подтверждающие командировку документы.

По возвращении из командировки 06.05.2017, я прошел очередную регистрацию в инспекции, при этом Афанасьевым П.Р. мне было объявлено письменное предупреждение об отмене условного осуждения. Как пояснил Афанасьев П.Р., поскольку я не явился на регистрацию в апреле, ему нужно формально соблюсти порядок и расценить пропуск как нарушение. Ознакомившись с уголовно-исполнительным законодательством, считаю, что мои права ущемлены, поскольку предупреждение объявляется за допущенное нарушение условий отбывания наказания, чего в моих действиях не было, нарушителем исполнения приговора я не являюсь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 187, 188, 190 УИК РФ,

Провести проверку действий инспектора УИИ УФСИН России по Самарской области Афанасьева П.Р. по контролю за отбыванием условного осуждения мною, то есть Петрова Е.Г.

Внести представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в адрес руководителя УИИ УФСИН России по Самарской области, привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Отменить объявленное мне письменное предупреждение о замене наказания от 06.05.2017 как незаконное, необоснованное.

Приложение: копия предупреждения, документы, фактически подтверждающие поездку в г. Владивосток, копия приговора.

Прокуратурой района жалоба такого рода рассматривается в срок до 30 суток. Как правила, проводится тщательная проверка, по итогам которой виновные в допущенных нарушениях должностные лица УИИ привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, и осужденным следует стараться не допускать нарушений, влекущих за собой неблагоприятные последствия в виде замены наказания. Для сравнения: после отбытия условного осуждения без нарушений судимость считается сразу же погашенной; после отбытия исправительных или обязательных работ судимость погашается в течение года; после отбытия реального лишения свободы судимость может быть погашена только через 3-10 лет, в зависимости от тяжести. Кроме того, при безупречном поведении инспекция может поддержать ходатайство о досрочной отмене условного осуждении и досрочном снятии судимости.

juresovet.ru

Практически в любом правовом государстве существуют исполнительные органы, призванные осуществлять наказания, предписанные в судебном порядке. В Российской Федерации эти функции выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Специализированный орган также контролирует условно-освобожденных лиц и людей, отбывших срок в местах лишения свободы.

Правовая основа

Основной целью Министерства внутренних дел России является предупреждение совершения преступлений. Для этого в государстве создаются специализированные органы (уголовно-исполнительные инспекции). Они исполняют наказания в отношении осужденных лиц, исключая их изоляцию от общества.

Законодательство в уголовно-исполнительной сфере призвано выполнять определенные задачи:

  • регулирование правопорядка, условий исполнения наказаний;
  • определение способов исправления осужденных людей;
  • охрана прав, интересов и свобод лиц, отбывающих заслуженное наказание;
  • оказание помощи осужденным в вопросе их социальной адаптации.

Вышеперечисленные задачи и цели прописаны в Уголовно-исполнительном кодексе (сокращенно УИК) РФ. Это главный документ в сферах уголовного, исполнительного законодательства.

Органы, исполняющие наказание

В 30-х годах прошлого столетия учреждения, которые исполняли наказания, установленные осужденным лицам без изоляции их от общества, были включены в систему МВД СССР. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций (сокращенно УИИ) до 1999 года также определялась и контролировалась органами МВД. Такие учреждения были самостоятельными структурными подразделениями; в них работали сотрудники милиции. В начале 1999 года по Указу президента РФ уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюстиции России. Такая реформа была обоснована стремлением РФ стать равноправным членом международного сообщества. Сегодня уголовно-исполнительная инспекция России – это учреждение полифункционального типа, сочетающее в себе функции исполнения наказаний и использования уголовно-правовых мер. Ее деятельность направлена на предупреждение возможных правонарушений в будущем.

Уголовно-исполнительная система: структура

УИС РФ традиционно включала органы, исправительные учреждения, которые осуществляли уголовное наказание, установленные осужденным лицам. Но наряду с ними функционировали и другие службы, которые отвечали за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. Действующие законодательные акты определяют структурные части уголовно-исполнительной системы РФ. Она включает:

  • учреждения, которые исполняют наказания;
  • органы территориального назначения;
  • федеральные органы, уполномоченные в вопросах исполнения наказаний.

По решению российского правительства, уголовно-исполнительная система может иметь дополнительные составляющие: следственные изоляторы, лечебные, проектные, образовательные и иные учреждения. В законодательных актах РФ прописаны службы, призванные осуществлять уголовные наказания. Сюда входит уголовно-исполнительная инспекция, производящая наказания без изоляции осужденных лиц от общества.

УИИ Москвы

В российской столице и ее областях имеются Управления федеральной службы исполнения наказаний. При них действуют отделы УИИ. Адрес уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний по Москве: 127473, улица Селезневская, дом 24–26, с. 3. Городской телефон: 748–94–81 (код 499).

Задачи УИИ

  • Исполнение установленных наказаний в виде организации обязательных работ, лишение возможности занимать отдельные должности, осуществлять конкретную деятельность.
  • Контроль условно осужденных, которым в судебном порядке отсрочено отбывание установленного наказания.
  • Меры по предупреждению правонарушений лицами, которые поставлены в УИИ на учет.

Работа в уголовно-исполнительной инспекции имеет некоторые особенности. Данная служба призвана осуществлять наказания без изоляции лиц от общества, контролировать ранее судимых людей и препятствовать совершению правонарушения в будущем. При этом сотрудники УИИ должны действовать строго в соответствии с актами, приказами, инструкциями Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (сокращение ФСИН).

Принцип работы

Управление уголовно-исполнительной инспекции – ФСИН по конкретной области. Ею осуществляется контроль деятельности органов, исполняющих установленное наказание. Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой – увеличивается количество пьющих. Все больше преступлений люди совершают, находясь в сильнейшем алкогольном опьянении. А в трезвом виде даже не понимают, как могли решиться на такой поступок. Поэтому главная задача сотрудников УИИ – осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними. Кроме того, работники УИИ осуществляют надзор за осужденными лицами, которые освобождены от принудительного отбывания наказания. Главная задача государственных органов в данном случае заключается в оказании помощи людям, ранее совершившим преступление, в вопросе их социальной адаптации.

Контроль осужденных

Уголовно-исполнительная инспекция – это служебный орган, на который возложены обязанности контроля осужденных лиц, освобожденных от наказания. С этой целью с ними проводятся воспитательные работы, запланированные исполнительными комитетами. Они организовываются по месту работы, учебы либо жительства освобожденного лица под контролем наблюдательной комиссии. Воспитательные процессы осуществляются общественными организациями (часто трудовыми коллективами). Осужденные, освобожденные от наказания за тяжкие преступления, контролируются представителями уголовно-исполнительной инспекции, которая наблюдает за ними в профилактических целях. УИИ также контролируют условно-освобожденных досрочно лиц на протяжении не отбытого ими срока наказания. Эта процедура осуществляется по месту проживания осужденных.

Превентивный надзор

Российский УИК обязывает уполномоченные органы проводить превентивный надзор за освобожденными лицами, которые отбыли срок наказания в местах лишения свободы. Такую процедуру производит уголовно-исполнительная инспекция для предупреждения преступлений в будущем со стороны данных лиц и для оказания им необходимой профилактической поддержки. При этом превентивный надзор проводится без унижения достоинства ранее осужденных лиц. Законодательство устанавливает определенный порядок выполнения данной процедуры:

  • Постановление суда об осуществлении превентивного надзора направляется в отдел УИИ по месту проживания лиц, отбывших срок в местах лишения свободы.
  • Сотрудники инспекции предупреждают освобождаемого об ответственности за несоблюдение требований установленного в отношении его превентивного надзора и о последствиях уклонения от данной процедуры.
  • Если поднадзорный не пребывает в назначенный срок в избранное место жительство, УИИ объявляет его в розыск.

Работники уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке осуществляют систематический контроль лиц, в отношении которых действует превентивный надзор.

Средства надзора и контроля

Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде лишения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет – ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ – это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

День уголовно-исполнительной инспекции

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. В практику внедряются программы по психологической личностной коррекции. Работа в УИИ ответственная, требует внимания, сопряжена с риском. Ежегодно 7 мая в Российской Федерации отмечается День уголовно-исполнительной инспекции. Это праздник сотрудников УИИ. Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Адреса Управлений исполнения наказаний (Москва)

  1. ФСИН России: улица Житная, дом 14.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция (Ф-л 3): шоссе Ярославское, дом 49.
  3. Управление ФСИН по Москве (Отдел спецназначения «Сатурн»): улица Нарвская, дом 15 а.
  4. Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция (Москва) при ФСИН России: улица Селезневская, дом 26.
  5. Отдел исполнений наказаний: улица Мантулинская, дом 24.
  6. Приемная ФСИН по России: улица Садовая-Сухаревская, 11.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 22): улица Свободы, дом 11, корпус 1.
  8. Управление ФСИН по Москве: улица Нарвская, дом 15 а.
  9. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 15): шоссе Ярославское, дом 77/2.
  10. Управление ФСИН по Московской области: улица Верхние Поля, дом 65.
  11. УИИ (Филиал 1): проспект Ясный, дом 24а.
  12. Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция 17–18: проспект Новоясеневский, дом 25.
  13. ФСИН (Филиал 8): улица Институтская, дом 3-я, корпус 2.
  14. ФКУ уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Москве (Филиалы 19, 20, 21): улица Пырьева, дом 4, корпус 3.
  15. Управление по конвоированию при Управлении ФСИН Москвы: улица Чагинская, дом 12.

Глава 24. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ
УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ

Ст-я. 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 187

1. Обязанность осуществления контроля за поведением условно осужденных закон возлагает на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства условно осужденных.
В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729, основными задачами инспекций являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания (далее именуются - осужденные женщины);
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
В связи с изменениями уголовного законодательства на уголовно- исполнительные инспекции также возлагается задача по исполнению наказания в виде ограничения свободы и контроля за поведением осужденных мужчин, которым судом отсрочено отбывание наказания.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации на инспекции применительно к контролю за поведением условно осужденных возлагаются следующие основные обязанности:
а) ведение учета осужденных;
б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;
в) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;
г) проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, условно осужденных и осужденных женщин, местонахождение которых неизвестно;
д) внесение в суды в установленном ᴨᴏҏядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;
е) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению.
3. Для исполнения своих обязанностей уголовно-исполнительные инспекции наделены следующими правами:
а) вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;
б) посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;
в) выносить в установленном ᴨᴏҏядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;
г) запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;
д) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний.
4. В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.
5. В отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей. Понятием "командование воинских частей" объединено командование воинских частей, учреждений, в которых военнослужащие проходят службу.

Ст-я. 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 188

1. Комментируемой статьей обязанность контроля за поведением условно осужденных возлагается на уголовно-исполнительные инспекции. В этих целях они ведут персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
Основанием постановки осужденных на учет является обвинительный приговор (определение, постановление) суда, распоряжение судьи или председателя суда об исполнении приговора (подробнее см. комментарий к ст. 7 УИК РФ).
2. В день поступления копия приговора (определения, постановления) суда и приложения к ней регистрируются в журнале входящих документов инспекции, а затем - в специальном пронумерованном, прошнурованном и опечатанном журнале учета условно осужденных. День регистрации копии приговора (определения, постановления) суда считается днем постановки осужденного на учет инспекции.
В таком же ᴨᴏҏядке регистрируются личные дела, поступившие из других инспекций в связи с изменением осужденными места работы и жительства.
В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению.
В отношении условно осужденного военнослужащего командир воинской части немедленно направляет в суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осужденного. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока. Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность суд, вынесший приговор. Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
После регистрации копии приговора (определения, постановления) суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется учетная карточка.
В личном деле осужденного хранятся копии приговора суда (в соответствующих случаях - копии определения, постановления) и все материалы, относящиеся к организации и осуществлению процесса исполнения наказания. В частности, в личном деле хранятся справка о проведении первоначальной беседы с осужденным при постановке его на учет, документы о проверке осужденного по учету административных правонарушений, справки о проверках поведения осужденного по месту жительства, рапорты участковых инспекторов милиции, документы о допущенных осужденным нарушениях и иные документы, необходимые для контроля за поведением условно осужденного.
Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих службу по призыву, - с учетно-послужными карточками. В штабе воинской части на осужденного ведется контрольная карточка по соответствующей форме. К ней могут приобщаться иные характеризующие материалы, аналогичные указанным выше.
3. О постановке осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего осужденного инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.
Сообщение направляется также в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту исполнения приговора.
О постановке на учет осужденного (гражданина России) призывного возраста инспекция извещает соответствующий военкомат.
При постановке на учет осужденному направляется уведомление о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность.
Дата явки определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных возможностей, выходных, праздничных дней и др.), но не позднее десяти дней с момента постановки на учет.
Несовершеннолетнего осужденного инспекция вызывает с его родителями или иными законными представителями.
4. Если условно осужденному судом было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные ст. ст. 33 - 38 УИК РФ, регламентирующими исполнение названного наказания.
5. При условном осуждении осужденный своим поведением должен доказать свое исправление. Это означает, что в период испытательного срока он не должен совершать преступлений, не должен уклоняться от исполнения возложенных на него судом обязанностей, а также совершать нарушений общественного порядка. Невыполнение этих требований может влечь за собой негативные для осужденного последствия, например продление испытательного срока, отмену условного осуждения.
Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Суд может также определить периодичность явки условно осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Однако если такая периодичность судом не была установлена, то она, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией.
Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
Применительно к условно осужденным военнослужащим необходимость их явки по вызову отсутствует, что обусловлено условиями прохождения военной службы, ограниченностью территории, где могут находиться военнослужащие, практически постоянным контролем за поведением военнослужащего.
Поскольку осужденный, в том числе и условно осужденный, должен получить информацию о ᴨᴏҏядке и условиях отбывания наказания, то после постановки на учет он подлежит вызову в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. О результатах беседы составляется справка, которая вместе с подпиской приобщается к личному делу осужденного. Аналогичные процедуры предусмотрены и для военнослужащих.
6. В целях контроля за поведением условно осужденных в период испытательного срока инспекция:
- не реже одного раза в квартал проверяет условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности;
- принимает участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах. Справки о результатах проверок подшиваются в личные дела условно осужденных;
- систематически (не реже одного раза в квартал) направляет в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции.
7. В отношении условно осужденного, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учебы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляет администрацию организации, учебного заведения и лечебного учреждения.
8. В отношении условно осужденного, на которого судом возложена обязанность являться в инспекцию для регистрации, заводится регистрационный лист.
9. При хорошем поведении условно осужденный может быть поощрен. Так, за хорошее поведение и добросовестное исполнение условно осужденным возложенных судом обязанностей в течение испытательного срока суд по представлению инспекции может отменить полностью или частично установленные для него обязанности.
Если же до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, суд по представлению инспекции может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с него судимости по истечении не менее половины установленного испытательного срока.
В представлении, направляемом в суд, излагаются данные, характеризующие личность условно осужденного, его поведение и исполнение возложенных на него судом обязанностей. К представлению прилагаются характеристики с места работы и учебы, информация участкового уполномоченного милиции и подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о его поведении и образе жизни, а также другие документы, подтверждающие его исправление.
В случае положительного решения указанного вопроса в журнале учета делается соответствующая отметка, информируется участковый уполномоченный милиции, Федеральная миграционная служба, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, администрация организации (учебного заведения), где работает (учится) условно осужденный.
10. При неявке условно осужденного в инспекцию по вызову или на регистрацию без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. В этом случае инспекция выносит постановление о приводе и доставляет осужденного. При этом рекомендуется обращаться к начальнику органа внутренних дел с ходатайством об оказании помощи в доставлении условно осужденного в инспекцию.
В тех же случаях, когда условно осужденный уклоняется от контроля за его поведением, уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

Ст-я. 189. Исчисление испытательного срока

Комментарий к статье 189

1. Часть 1 ст. 189 УИК РФ относится к числу отсылочных норм. В ней содержится положение, согласно которому испытательный срок при условном осуждении исчисляется в ᴨᴏҏядке, установленном ст. 73 УК РФ, где говорится о том, что испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В этот же срок засчитывается и время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Ст-я. 390 УПК РФ устанавливает, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном ᴨᴏҏядке, если он не был обжалован сторонами.
В случае подачи жалобы или представления в кассационном ᴨᴏҏядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.
2. Говоря о начале испытательного срока, следует иметь в виду, что в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" содержится положение о том, что "по смыслу уголовного закона испытательный срок, назначаемый при условном осуждении, исчисляется с момента провозглашения приговора, поскольку этим судебным решением на осужденного возлагается обязанность своим поведением доказать свое исправление, независимо от обжалования приговора суда в апелляционном или кассационном ᴨᴏҏядке. Оставление приговора без изменения означает подтверждение его законности с указанного в приговоре срока". Однако это положение применимо лишь к вопросам о правовых последствиях нарушения условий условного осуждения до постановки осужденного на учет и не связано с деятельностью уголовно-исполнительных инспекций.
3. Испытательный срок считается истекшим в следующих случаях:
при истечении испытательного срока, назначенного судом;
при истечении продленного судом испытательного срока;
при досрочной отмене условного осуждения.
По истечении любого из этих сроков контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции или командования воинской части.
На лиц, выбывших до окончания испытательного срока с территории, обслуживаемой инспекцией, в связи с изменением места жительства, высылаются сообщения в инспекцию по новому месту жительства. Если дислокация инспекции неизвестна, сообщение направляется в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

Ст-я. 190. Ответственность условно осужденных

Статья 188 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей». Помимо этого, Положение говорит и о контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных не только судом, но и инспекцией. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопрос о предмете контроля в упомянутых нормативно-правовых актах однозначно не решается.

Контроль за условно осужденными предполагает систематическую проверку их поведения для оказания воспитательного воздействия на них и применения мер взыскания. В соответствии с п. 120 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества уголовно-исполнительная инспекция должна ежеквартально проверять условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Необходимо иметь в виду, что среди всех административных правонарушений, совершенных осужденным, уголовно-исполнительная инспекция должна в первую очередь следить за теми из них, которые посягают на общественный порядок, ибо только совершение этих административных правонарушений является основанием для вынесения предупреждения осужденному и возможного продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ. Совершение условно осужденным иных административных правонарушений может рассматриваться только как характеризующий материал.

Как показало исследование, предоставленную законом возможность посетить осужденного по месту жительства уголовно-исполнительные инспекции используют не всегда.

Как показало исследование, почти половина состоящих на учете осужденных посещались по месту жительства ежеквартально. Ежемесячно проверялись на дому только 16 % подучетных, 30 % – один раз в полугодие, а в отношении 5 % осужденных проверок проведено не было.

Проверки осужденных нередко носят чисто формальный характер, поскольку из соответствующих справок (рапортов) невозможно получить информацию, характеризующую его личность, условия и образ жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена не только отсутствием заинтересованности участковых инспекторов милиции, но и объективными и субъективными факторами деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Что касается посещений условно осужденных по месту работы, то они, по нашим данным, осуществляются в среднем один раз в квартал и только в сельской местности. При этом сотрудники инспекций беседуют с начальниками отделов кадров, запрашивают характеристики на условно осужденных. В городских инспекциях, как правило, этого не делается, представить характеристику с места работы считается «долгом» самого осужденного. В городских инспекциях по этому поводу бытует мнение, что проверять осужденного по месту работы нецелесообразно, так как: а) это может отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности; б) закон и Инструкция не требуют посещать условно осужденных по месту работы даже в том случае, когда на них возложены обязанности «не менять места работы без уведомления УИИ», «поступить на работу», «трудоустроиться», «работать»; в) с точки зрения экономии времени инспектора контроль за исполнением этих обязанностей возможен и целесообразен без проведения этого мероприятия: инспекции обязывают осужденного принести справку о том, что он работает, и характеристику с места работы.

С некоторыми из приведенных положений вполне можно согласиться. Но в целом существующую практику инспекций вряд ли можно считать оправданной.

1. Такой подход по существу превращает контроль в регистрацию поступившей документации без знания реального положения дел. В результате в практике есть немало случаев, когда осужденные предоставляли фальсифицированные положительные характеристики и справки с места работы.

2. Учитывая, что эти характеристики носят формальный характер и на 95 % являются «положительными» (а отрицательную осужденный не понесет), инспекции лишаются возможности получить действительные сведения о поведении осужденного и скорректировать проведение с ним профилактической работы.

3. При существующей практике «бремя» контроля на 90 % перекладывается на осужденного, что тем самым превращает контроль в самоконтроль.

4. Не взаимодействуя с трудовым коллективом или, в крайнем случае, с работодателем, инспекция не использует возможности иных субъектов профилактики.

5. Экономия времени инспектора может быть достигнута, если посещение по месту работы сделать обязанностью представителей общественности: например, опять возродить институт общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Инструкции есть нормы, возлагающие на инспекцию дополнительные обязанности. Так, например, п. 120 Инструкции обязывает инспекцию ежеквартально направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции. На наш взгляд, эта обязанность является излишней, поскольку влечет дополнительные затраты рабочего времени инспектора, поскольку обо всех условно осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительной инспекции, соответствующие подразделения органов внутренних дел узнают из поступающих к ним сообщений.

В то же время анализ практики позволяет сделать вывод и о том, что инспекции проводят стандартный набор контрольных мероприятий: проверку по спецучетам, посещение по месту жительства, проведение беседы, как правило, с одинаковой периодичностью (ежеквартально, ежемесячно) в отношении всех осужденных, находящихся на учете. Это во многом обусловлено и требованиями ведомственной Инструкции, в которой, как нам представляется, индивидуальный подход к каждому осужденному четко не определен. В этой связи целесообразно из всей массы изученных нами осужденных, состоящих на учете УИИ, выделить отдельные группы лиц, склонных к совершению различных нарушений режима испытания, что в дальнейшем должно учитываться при осуществлении контроля.

при осуществлении контроля полезным считаем разработку методики прогнозирования поведения осужденного в течение испытательного срока, в которой мы принимали самое непосредственное участие. См.: Ольховик Н.В., Тараленко К.Н . Индивидуальное криминологическое прогнозирование поведения условно осужденных как фактор коррекции плана индивидуально-профилактической работы // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. – М., 2001. – С. 131 – 140.

Таким образом, в целях обеспечения осуществления непрерывного и всестороннего контроля за поведением испытуемых, целесообразно включить в ведомственную инструкцию норму, предусматривающую обязанность уголовно-исполнительных инспекций не реже чем один раз в месяц проводить беседы с осужденными и проверять их по месту жительства, а также ежеквартально проверять поведение осужденных по месту работы. Кроме того, на федеральном и региональном уровне установить правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, позволяющую осуществлять проверки осужденных в ходе совместно проводимых рейдов.

Положение Инструкции о том, что уголовно-исполнительная инспекция обязана принимать участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах, не является правовым основанием для такого взаимодействия со стороны органов внутренних дел. Как представляется, необходимо на федеральном уровне принять совместный приказ о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Это правило позволит не только обеспечить непрерывность контроля, но и повысить результативность качественной стороны его осуществления, которая не сводится исключительно к периодичности, к частоте, а требует пересмотра существующих форм и методов этой деятельности, а также круга субъектов, ее осуществляющих.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Изучение практики применения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений требует решения вопросов об основании их вынесения и сроке действия.

Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.

Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 188 УИК РФ:

1. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных предусматривается комментируемой статьей и разделом V "Контроль за поведением условно осужденных" Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 (в редакции Приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) (далее - Инструкция).

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Взаимодействие с органами внутренних дел инспекции реализовывают на основе разработки и осуществления совместных мероприятий по контролю за поведением осужденных, соблюдением условно осужденными возложенных судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией. В этих целях инспекции: готовят и направляют в органы внутренних дел предложения в планы совместных мероприятий; принимают участие в мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически направляют в органы внутренних дел информацию об осужденных, состоящих на учете.

Как мы уже отмечали выше, в целом контроль за условно осужденными включает в себя проведение следующих мероприятий: персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; проведение первоначальных розыскных мероприятий; проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Постановка осужденных на учет осуществляется на основании обвинительного приговора (определения, постановления) суда, распоряжения судьи или председателя суда об исполнении приговора.

После поступления и регистрации копии приговора суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется контрольно-сроковая и сторожевая карточки. Первая помещается в картотеку. Вторая направляется в паспортно-визовую службу органа внутренних дел для контроля за снятием осужденного с регистрационного учета и информирования инспекции об изменении его места жительства. В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению.

О постановке условно осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего условно осужденного - аналогичное сообщение для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.

Если условно осужденный (гражданин России) подлежит призыву, о постановке его на учет инспекция направляет сообщение в соответствующий военный комиссариат.

В отношении условно осужденного, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учебы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляется администрация организации, учебного заведения и лечебного учреждения.

После проведения указанных мероприятий условно осужденный вызывается в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка. Кроме того, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. Составленная в ходе указанной беседы справка вместе с подпиской приобщаются к личному делу осужденного.

В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осужденных. Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли свое закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осужденного. В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осужденными.

Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счете должно способствовать его исправлению. Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осужденный не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учебы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осужденными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию.

В том случае, когда нахождение условно осужденного, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е. там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определенные места.

Обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Зависимость от алкоголя и наркотиков - один из побуждающих факторов для совершения преступления, особенно во время наступления абстинентного синдрома в период так называемой ломки. Состояние алкогольного или наркотического опьянения, притупляя или вообще блокируя сознание человека, способствует совершению им преступления. В связи с этим назначение указанной обязанности, бесспорно, необходимо для всех лиц, нуждающихся в прохождении лечения.

Осуществление материальной поддержки семьи является обязанностью, которая дисциплинирует условно осужденного, способствует восстановлению семейных отношений, укреплению взаимопонимания между супругами, родителями и детьми, что кардинальным образом меняет отношение виновного как к самому себе, так и к окружающим его людям, восстанавливает душевное спокойствие и уверенность в будущем.

Следует отметить, что по усмотрению суда на условно осужденного могут быть возложены как все обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, так и только некоторые из них. Помимо этого суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

2. Назначая наказание и постановляя считать назначенное наказание условным, суд может назначить дополнительные виды наказаний. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительной инспекцией в отношении осужденного в полном объеме осуществляются все мероприятия, предусмотренные соответствующими статьями УИК РФ (см. комментарий к ст. ст. 33 - 38). Исполнение других дополнительных видов наказаний (штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) производится в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами (см. комментарий к ст. ст. 31, 61 УИК РФ).

3. В случае призыва осужденного на военную службу инспекция направляет в военный комиссариат копию приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением осужденного по месту прохождения службы. В сопроводительном письме инспекция сообщает данные, характеризующие личность осужденного, его поведение и исполнение им возложенных судом обязанностей.

Командование воинской части обязано сообщить в десятидневный срок в инспекцию о постановке данного лица на учет, а по окончании службы - о его убытии из воинской части, а в случае, если испытательный срок не истек, направить в инспекцию копию приговора суда и другие документы, характеризующие осужденного, для дальнейшего осуществления контроля за его поведением.

В данном случае необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Лицо, осужденное за совершение преступления условно, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения судимости, которая наступает по истечении испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК РФ). Судимость есть правовое последствие отбытия наказания за совершенное преступление, связанное с возложением на лицо определенных ограничений уголовно-правового характера.

Согласно же подп. "б" п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г. N 3-ФЗ) не подлежат призыву на военную службу все граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, таким образом, условное осуждение препятствует призыву или поступлению осужденного на военную службу. С целью предотвратить призыв такого лица в вооруженные силы уголовно-исполнительная инспекция и направляет, как отмечалось ранее, сообщение в соответствующий военкомат.

Аналогичный запрет имеется в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 3 данного Закона "на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу".

Однако следует отметить, что наличие у лица статуса военнослужащего не препятствует применению в отношении его условного осуждения и продолжению службы в вооруженных силах. В данном случае контроль за соблюдением осужденным военнослужащим требований приговора обязано будет осуществлять командование воинской части по месту прохождения службы. Последнее при этом будет руководствоваться разделом V "Осуществление контроля за условно осужденными военнослужащими" Приказа Минобороны России от 29 июля 1997 г. N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" (в редакции Приказов Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30, от 4 сентября 2006 г. N 359). Поэтому военным судом, вынесшим приговор командованию воинской части по месту военной службы, должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания в условиях службы.

Командир воинской части немедленно направляет в военный суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осужденного. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока. Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность военный суд, вынесший приговор.

Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих службу по призыву, - с учетно-послужными карточками.

Если к окончанию воинской службы осужденным испытательный срок не истек, командование воинской части обязано сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию предполагаемого места жительства демобилизующегося военнослужащего о его убытии из воинской части. Одновременно с уведомлением направляются характеристики на условно осужденного, другие материалы, полученные при осуществлении контроля за его поведением во время прохождения воинской службы.

4. В п. 120 раздела V "Контроль за поведением условно осужденных" Инструкции регламентированы действия уголовно-исполнительной инспекции, осуществляемые ею в период испытательного срока в целях контроля за поведением осужденных. О всех проведенных с условно осужденным мероприятиях составляются справки, которые приобщаются к его личному делу.

Итак, в соответствии с Инструкцией уголовно-исполнительные инспекции проводят ежеквартальные проверки условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности; принимают участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически (не реже одного раза в квартал) направляют в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции.

Действующее законодательство наделяет уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля за поведением условно осужденного. В соответствии с ч. 4 ст. 188 УИК РФ условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в УИИ. При неявке в инспекцию без уважительных причин осужденный может быть подвергнут приводу. В этих случаях инспекция выносит постановление о приводе. Если осужденный различными способами уклоняется от контроля за его поведением, то законом (ч. 5 ст. 188 УИК РФ) на УИИ возлагается обязанность по проведению первоначальных мероприятий по установлению его местонахождения и причин уклонения.

Согласно п. 151 Инструкции при содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного, инспекция проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать его розыску; устанавливает через организацию, где работал осужденный, сведения о его возможном местонахождении, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке органа внутренних дел, военный комиссариат о его снятии с регистрационного учета по месту жительства; осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев; направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, концентрируются в отдельной папке при его личном деле.

После вступления приговора по уголовному делу в законную силу начинается его исполнение. И даже в той ситуации, когда осужденному судом не назначается реальное лишение свободы в виде наказания, его жизнь остается под строгим контролем специального органа.

В России этим органом является уголовно-исполнительная инспекция. Чем занимается уголовно-исполнительная инспекция? Круг ее полномочий строго регламентирован Уголовно-исполнительным Кодексом страны.

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции осуществляет контроль, как за осужденными, приговоренными к альтернативным реальной изоляции наказаниям, так и к тем, кто уже вышел из тюрьмы, но остается под надзором государства.

Что такое уголовно-исполнительная инспекция? Уголовно-исполнительная инспекция является подразделением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции страны (ФСИН).

Сегодня в стране функционирует около 2500 исполнительных инспекций по уголовным делам, которые разделяются на основании территориального признака.

Отбывать наказание, не связанное с лишением свободы, необходимо по месту жительства осужденного.

Когда осужденный получает реальный срок, при исполнении приговора его копия направляется в СИЗО, где он содержится. Уже в изоляторе решается вопрос о дальнейшем распределении преступников по колониям и отправка их по этапу.

Когда же осужденный по приговору получает, к примеру, обязательные или исправительные работы, условное осуждение или иные виды наказания, копия приговора после вступления его в законную силу отправляется в УИИ.

Предварительно в день оглашения приговора осужденный заполняет в суде обязательство о явке в УИИ, которое позже вместе с копией приговора поступает к инспектору УИИ.

Инспекция занимается контролем за отбыванием следующих видов наказаний:

Кроме того, инспекция по уголовным делам отслеживает судьбу тех, кто только освободился и начал адаптироваться к реальной жизни.

Как только приговор обретает законную силу, осужденному необходимо совершить явку в УИИ. Там инспектор, ответственный за данного осужденного, поставит его на учет.

Новоиспеченному преступнику придется заполнить на месте анкету или еще несколько документов, которые впоследствии будут сформированы в личное дело.

Инспекция выполняет, как контрольные и надзорные функции, так и воспитательные. Смысл ее работы заключается не только в том, чтобы следить за исполнением наказания, но и положительно влиять на осужденного, снижая вероятность наступления рецидивов.

Инспекция имеет право ходатайствовать в суде о замене назначенного наказания более строгим.

Такая практика применяется при нарушении осужденным режима исполнения наказания. Происходит это довольно просто. Инспектор УИИ подает в суд представление о замене наказания на реальное лишение свободы. Суд вызывает все стороны для разбирательства.

Инспектор в процессе осуществляет функции обвинения, в то время как прокурор защищает права осужденного.

Если виновное лицо не сможет представить доказательства уважительности своих прогулов или иных нарушений, судья может вынести постановление об удовлетворении представления.

Основные обязанности уголовной инспекции:

Кроме обязанностей, УИИ предоставлен определенный перечень прав:

  • Проведение профилактических бесед с осужденными;
  • Выяснение причин нарушений в отбывании наказаний;
  • Разъяснение правил отбывания наказаний;
  • Посещение осужденных по месту их жительства для контроля за их образом жизни;
  • Вынесение постановлений о приводе тех осужденных, кто уклоняется от явки;
  • Контролировать перечисление финансовых средств в бюджеты от исполнения наказания и др.

Перечень прав и обязанностей сотрудников УИИ намного шире, чем представленный выше список. Далее рассмотрим полномочия инспекции в разрезе отдельных видов уголовных наказаний.

Основные полномочия УИИ в разрезе уголовных деяний

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции контролирует все сферы жизни осужденного: его поведение в свободное время, образ жизни, исполнение трудовых обязанностей по основному месту работы и дополнительному, назначенному судом.

В зависимости от конкретного вида назначенного наказания особенности функционирования УИИ также меняются.

Условное назначение наказания отличается от реального тем, что виновное лицо не изолируется от общества. Но при этом его обычная жизнь терпит серьезные изменения, за соблюдением которых будет наблюдать УИИ.

Сам алгоритм исполнения условного наказания инспекцией выглядит следующим образом:

Инспекция в рамках исполнительной деятельности контролирует образ жизни осужденного, опрашивает его соседей и делает запросы в ГУ МВД о наличии административных правонарушений, совершенных в период отбывания наказания.

Обязательные работы предполагает отбыванием дополнительных трудовых обязанностей осужденным помимо его основного места работы. Инспекция решает, в какую организацию будет направлен осужденный для исполнения назначенного судом наказания.

Список организаций, в которых работают осужденные, определяется инспекцией раз в год совместно с администрацией города.

Начинается контроль за исполнение обязательных работ также, как и при уловном осуждении. Необходима явка виновного по уголовному делу лица в УИИ, где ему будут разъяснены его права и обязанности. Он на руки получает предписание о явке в конкретную организацию с указанием точного времени.

Отбывать обязательные работы осужденный может только от 2 до 4 часов в день.

Производить свой контроль сотрудники УИИ будут, в том числе, и через ту организацию, где будет числиться осужденный. При неуважительных прогулах инспектор обязан провести беседу с осужденным.

Если она не привела к положительным результатам, скорее всего сотрудник УИИ обратиться в суд с ходатайством о замене наказания на реальное лишение свободы.

Исправительные работы можно по закону отбывать на основном месте труда или в другой организации, которая будет назначена УИИ.

Самое главное, это чтобы с того предприятия, на котором работы отбываются, в бюджет ежемесячно перечислялись определенные судом суммы с дохода осужденного.

Размер взыскиваемой в бюджет суммы с дохода от исправительных работ не должен превышать 20%.

Инспектор в рамках контроля за исполнением наказания в виде исправительных работ осуществляет следующие полномочия:

  • Следит за поступлением квитанций из бухгалтерии об удержании выплат в бюджет;
  • Ведет табель учета рабочего времени осужденного;
  • Следит за соблюдением осужденным правил исполнения наказания;
  • Контролирует соблюдение прав трудящегося на предприятии.

Чаще всего для исправительных или обязательных работ избираются занятия по озеленению и ремонту дворов, уборке придомовых территорий. Чаще всего суды назначают размер в виде 5% отчислений от дохода осужденного в бюджет.

При ограничении свободы для осужденного устанавливаются строгие рамки его жизни, за соблюдением которых следит УИИ совместно с органами полиции.

К тем, кто находится под домашним арестом, применяются особо строгие условия содержания . Им запрещено покидать квартиру, общаться с подельниками. Часто на такие субъекты вешают электронный браслет, который в случае нарушений режима подает сигнал инспектору.

Когда осужденный, имеющий браслет, совершает попытку бегства, инспектор об этом оповещается . Он обязан немедленно выехать в квартиру осужденного и осуществить его поиск. Если место его нахождения остается неустановленным в течение 24 решается вопрос об объявлении его в розыск.

УИИ хоть и обязана контролировать поведение осужденного и исполнение им наказания, она прежде всего должна действовать в рамках вверенных ей полномочий и не допускать нарушения прав фигурантов уголовного дела. Действия инспектора УИИ могут быть обжалованы осужденным.

Чаще всего на 2020 год сотрудниками инспекции совершаются следующие виды нарушений:

Подать жалобу на действия или бездействия инспектора уголовно-исполнительной инспекции необходимо в районную прокуратуру.

В жалобе, адресованной в прокуратуру, следует детально расписать имеющиеся нарушения с ссылкой на нормативные нормы, которые предусматривают обязанность их исполнения инспектором. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней, в рамках чего проводится проверка.

Осужденным крайне не рекомендуется допускать нарушения правил исполнения наказания. Суды очень часто удовлетворяют ходатайства УИИ о замене наказания на реальный срок лишения свободы. При отбывании лишения свободы значительно увеличивается срок погашения судимости после освобождения осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция действует в системе органов уголовного права страны, совмещая в себе функции надзорного контроля за исполнением наказания, обеспечением общественной безопасности с отслеживанием соблюдения защиты прав самих осужденных.

Лица же, признанные по суду виновными в уголовном деле, должны следовать рекомендациям УИИ и соблюдать все установленные правила. Ведь от действий УИИ зависит дальнейшая судьба их приговора.