Все о личном подсобном хозяйстве. Когда возможно оформление земли под ЛПХ в собственность? Как продавать выращенную продукцию

Надейся только на себя! Пожалуй, именно этот девиз помогает владельцам ферм и ЛПХ не опускать руки. Пользователи FORUMHOUSE из любых, самых сложных обстоятельств, благодаря упорству, находят выход. Это качество особенно ценно в условиях сложной экономической ситуации в стране. В этой статье мы собрали реальные случаи, когда люди решили прокормить себя и свои семьи, работая на личном подсобном хозяйстве, и при этом зарабатывают «живые» деньги.

  • Что такое ЛПХ, и чем оно отличается от КФХ.
  • Какие юридические аспекты нужно знать, продавая продукцию ЛПХ.
  • Как заработать на личном подсобном хозяйстве продавая кур и кроликов.
  • Как ещё получить деньги имея загородный участок и дом.

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ), что это такое?

Когда речь заходит о продаже, выращенной на приусадебном участке продукции - овощей или кур, кроликов, мяса скота и т.д., часто путают два понятия:

  1. ЛПХ – личное подсобное хозяйство.
  1. КФХ - крестьянско-фермерское хозяйство.

А между тем между ними есть существенная разница, напрямую влияющая на легитимность реализации продукции. Итак:

В соответствии с Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве № 112-ФЗ, ЛПХ не подразумевает ведение предпринимательской деятельности , которая связана с коммерческим производством и переработкой сельхозпродукции, мяса скота или птицы. Стандартный размер участка ЛПХ около 0.5 га, но эта площадь может быть и больше в зависимости от региона/субъектов РФ и нормативов, установленных местными органами/властями самоуправления.

Важно: При ведении ЛПХ не используется наёмный труд рабочих . Вся деятельность осуществляется силами гражданина, который владеет личным подсобным хозяйством, и членами его семьи.

Ключевой момент!

Основное юридическое отличие ЛПХ от организованного, например, фермерского хозяйства или ИП - собственник реализует образовавшийся излишек продукции, которую он получил/вырастил только для личных нужд.

Проблема усугубляется тем, что в настоящий момент, граница между ЛПХ и мини-фермерскими хозяйствами, ориентирующимися на извлечение коммерческой прибыли на регулярной основе, весьма условна. Это приводит к путанице и неразберихе. Поэтому, в рамках данной статьи, мы рассмотрим только варианты заработка на ЛПХ , например, обычного хозяйства на 10-15 сотках, а не фермы.

Юридические тонкости продажи продукции ЛПХ

Рассмотрим распространённый пример - собственник ЛПХ решил выращивать кур, гусей, кроликов для себя и своей семьи, а часть излишка мяса и яиц продавать для пополнения семейного бюджета и компенсации издержек. Может ли он это сделать? Казалось бы, чего проще - в соответствии с информацией выше (Федеральном законе 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»), можно спокойно, без получения статуса ИП, реализовать продукцию, например, на местном рынке. Или, как полагают некоторые, договориться о поставках в т.н. «фермерские» магазины с экологически чистым мясом.

  • Для реализации продукции необходимо получить документ/свидетельство в местной администрации о наличии ЛПХ (Личного Подсобного Хозяйства).
  • Если подразумевается систематическое извлечение прибыли от, подчёркиваем - регулярных поставок продукции с договором между собственником ЛПХ и юридическим лицом (магазином, рестораном и т.д.), придётся становиться ИП со всеми вытекающими из этого требованиями по уплате налогов. Кроме этого необходимо получить сертификат удостоверяющий качество продукции .

В последнем пункте кроется ещё один «подводный камень», о который может разбиться желание торговать собственноручно выращенной продукцией с ЛПХ. Дело в том, что:

С 1 мая 2014 года вступил в силу технический регламент Таможенного Союза «О безопасности мяса и мясной продукции, а также молока и молочной продукции», устанавливающий обязательные требования безопасности к продуктам убоя и мясной/молочной продукции и связанные с ними требованиями к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В соответствии с этим тех. Регламентом, в российских регионах вводится ограничение на свободное обращение продуктов убоя и мясной продукции, производимых в ЛПХ или КФК .

Согласно нововведению, мясо животных и птицы, которые были выращены и забиты в домашних условиях, можно использовать только для личного потребления, и оно не допускается к свободной продаже на рынке или ярмарках.

Теперь, для ясности, по пунктам:

  • В соответствии с п. 43 Ветеринарно-санитарных правил, убой скота и птицы на мясо должен проводится в присутствии ветеринарных специалистов , осуществляющих контроль за здоровьем скота и его убоем.
  • Согласно п. 23-24 Правил в населенных пунктах, удаленных от боенских предприятий, разрешается убой скота на мясо в хозяйствах граждан специально подготовленными забойщиками, работающими под контролем ветеринарного врача. После убоя животного в хозяйстве, владелец обязан доставить мясо и внутренние органы вместе со справкой о предубойном осмотре животного в соответствующее ветеринарное учреждение для послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизы .
  • Действующие ветеринарные правила допускают, в виде исключения , осуществление в разовом порядке убоя сельскохозяйственных животных в хозяйствах граждан и реализации полученного мяса на сельскохозяйственных рынках с огласно п. 23-24 и 43 Правил.
  • При реализации продукции продавец (собственник ЛПХ, КФК) обязан предъявить покупателю документы о прохождении товара ветеринарно-санитарной экспертизы.

Kern Участница FORUMHOUSE

Говоря простым языком – для себя, вы можете спокойно забить курицу и съесть её мясо, а вот продать или подарить - нет. Фактически, даже перепелку, надо везти на сертифицированную бойню. Если собираетесь продавать яйца или молоко, то эту продукцию и место сбора, также надо сертифицировать.

В интересное время мы живем! Как говорят экономисты, кризис 2008 года так и не закончился, а только усугубляется. Наши люди на государство не надеются, самое время завести Как оформить этот неиссякающий источник благополучия семьи в кризисные времена? Много ли мороки будет с документами? Давайте разберемся. Вопрос о том, что такое ЛПХ, как оформить его официально и законно, для многих является актуальным.

С чего начать?

Как правило, любое мероприятие следует планировать, тем более имеющее длительный срок реализации, связанное с финансами (расходами и доходами). Понятие ЛПХ описано в законе №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Там указывается, что это непредпринимательский вид деятельности. То есть имеется в виду, что владелец хозяйства ценности производит, а доход от них поступает в семейный бюджет, причем в натуральной форме. Следует отличать личное от крестьянского подсобного хозяйства (КПХ). Путаница в этом вопросе приводит к неправильному оформлению своей деятельности и, в нашем случае, дополнительным расходам. КПХ - это род предпринимательской деятельности, то есть производство продукции с целью продажи. ЛПХ, в отличие от крестьянского или фермерского, предполагает обеспечение семейства продуктами и иными материалами растительного и животного характера. То есть отсутствует доход в финансовой форме.

ЛПХ: как оформить?

Суть хозяйственной деятельности значительно упрощает порядок ее легализации. С ЛПХ не платят налогов (только за владение землей), следовательно, большая часть контролирующих органов обходит их стороной. Но для того чтобы завести хозяйство, нужен участок. То есть нам необходимо оформить землю под ЛПХ. На законодательном уровне это означает, что на руках у владельца или пользователя землей должна быть соответствующая бумага. В идеале - это государственный акт. Но до него нам (с нуля) еще далеко. Сначала необходимо выяснить, где и кому землю раздают. С этой точки зрения, жители страны делятся на две категории по прописке. Сельчанам землю выдают обязательно. Участки могут располагаться как в пределах населенного пункта, так и за его границами. А вот горожанам значительно труднее землей обзавестись. Закон предполагает, что им желанные участки раздаются местными властями только при наличии свободных площадей. А с этим не везде хорошо.

Куда идти за землей?

Когда решили обзавестись ЛПХ, как оформить его - не самое главное. Важнее заполучить участок. За ним следует обратиться в органы местного самоуправления. Именно они занимаются вопросами использования имеющихся свободных площадей. Напишите заявление о том, что желаете вести ЛПХ и дожидайтесь ответа. Не стоит считать затею провальной. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане сами решали свои материальные проблемы. Оно у нас, в принципе, устроено таким образом, что стремится снизить уровень расходов. Дешевле человеку земли дать, да налог за нее собирать, чем платить ему пособия, чтобы с голоду не умер.

Когда получите решение о выделении участка, встанет новая задача: оформить землю под ЛПХ. Согласно указанному выше ФЗ, это делать не обязательно. Полученную землю можно использовать для производства продукции без информирования госорганов. Но нам-то с вами этого мало, хочется уверенности в том, что завтра участок не отберут.

Как оформить землю ЛПХ в собственность?

Подошли к самому интересному для владельцев моменту. Мало просто получить земельный участок, ЛПХ оформить в собственность - это цель многих граждан. Такой надел можно передавать потомкам, продать в случае нужды и так далее. Путь предстоит непростой, однако вполне понятный.

У вас на руках постановление о выделении участка. Многие на этом в прошлом останавливались и не занимались дальнейшей бюрократией, теперь приходится доделывать, когда «фазенда» уже обросла строениями и плодовыми деревьями. А отправляться нужно в специальную организацию, которая занимается разграничением земли. Специалисты проведут обмеры и выдадут паспорт. Он называется земельным и содержит все данные о вашем наделе.

Следующий шаг - получение распоряжения об установленных границах. Даст его та же организация. Все собранные бумаги следует отнести в кадастровый орган, находящийся в том же регионе, что и земля.

Государственная регистрация - последний шаг

В последней упомянутой организации вам выдадут кадастровый номер и план. Скорее, эти документы добавят к уже собранному пакету. Останется только пройти государственную регистрацию. Ею занимаются органы местного самоуправления. Несите весь пакет туда и пишите заявление. Обработка займет не так много времени. Вместо множества бумажек вы получите на руки свидетельство о государственной регистрации участка. Можете радоваться - вам удалось оформить ЛПХ в собственность. Конечно, пришлось побегать по инстанциям, но теперь никто его не отнимет.

Дополнительные тонкости и нюансы

Важно с первого шага следить за тем, чтобы не изменилось (по ошибке) назначение участка. Законодательно закреплено, что земля выдается не только для ЛПХ, но и для садоводства, строительства и других целей. Каждое назначение имеет собственные особенности и тонкости. К примеру, вы интересуетесь тем, как оформить ЛПХ, и что это дает, вам тоже нужно знать.

Следует понимать, что участок при таком оформлении используется для некоммерческого производства продукции, а не строительства или выращивания на продажу. Исполнение законов контролируется. А это означает, что могут наказать за нецелевое использование земли. Однако постройки на участке для ведения ЛПХ делать разрешено. Но они должны носить скорее вспомогательный характер.

Если проще, не рекомендуется оформлять участок под ЛПХ, а потом возводить на всей площади дворец. Это будет нарушением цели выделения земли. Необходимо там сажать растения, если есть силы, то содержать живность. И только часть земли выделить под постройки: дом, сарай, хлев и другое.

Как не поссориться с властями

Жалко будет расставаться с участком, если местные органы самоуправления или контролирующие организации решат, что вы неправильно его используете. В законе есть «лазейка», позволяющая избежать таковой ситуации. Часто люди спрашивают: «Где оформить ЛПХ?» - удовлетворяясь ответом, что не надо никаких особых бумаг. Но это не совсем так. Сельские советы ведут учет ЛПХ. Подавать сведения им не обязательно. То есть законодатель отдал инициативу владельцам земли. Это и есть тот нюанс, который нам поможет дружить с властями. Нужно только раз в год ходить в сельсовет и подавать нужные этому органу сведения. «Начальство» будет уверено, что вы используете землю правильно, ведь с удовольствием и добровольно идете на сотрудничество, которое, кстати говоря, специалистам доставляет массу хлопот. Вам сходить в совет нетрудно, зато руководство органа всегда поддержит, в случае чего.

У вас небольшой участок земли (огород) рядом с домом, на котором вы выращиваете овощи, несколько единиц скота, при этом расширяться вы не планируете, но и все выращенное сами потребить не можете (скорее всего, эти излишки вы продадите, а если не получится - просто подарите кому-нибудь - угощение гостей - гостеприимство еще никто не отменял).

Будет ли продажа излишков считаться извлечением дохода от предпринимательской деятельности ? Законодатели считают, что нет . Такую деятельность регулирует Федеральный закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. №112 ФЗ (далее по тексту - ФЗ №112).

Согласно п.1 ст. 2 ФЗ №112 личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Еще по теме:
Грант 1,5 млн.руб. по программе "Начинающий фермер "
Грант 5 млн.руб. по программе "Семейная животноводческая ферма "

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ ) ведется гражданином или гражданином и членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства , является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а реализация такой продукции не является предпринимательской деятельностью . Само ЛПХ никак не регистрируется , и осуществлять деятельность на личном подсобном хозяйстве возможно с момента регистрации прав на земельный участок (либо права собственности, либо права аренды).

Граждане , ведущие личное подсобное хозяйство , в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями наравне с фермерами и сельхозпредприями.

1. Какие земельные участки могут использоваться для личного подсобного хозяйства?

Существует две категории земельных участков, на которых можно организовывать личное подсобное хозяйство: это земельные участки в черте поселений (приусадебные земельные участки) и земельные участки за чертой поселений (полевые земельные участки). Приусадебные земельные участки используются для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений и сооружений. Полевые земельные участки используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

2. Ограничены ли размеры земельных участков, которые могут быть использованы под личное подсобное хозяйство?

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Может ли гражданин, проживающий в городе, получить землю в сельской местности для организации на ней личного подсобного хозяйства?

Да, может. Но только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются только при наличии свободных земельных участков.

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве :

  • Кто ведет ЛПХ - фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного одсобного хозяйства;
  • Кто еще с ним ведет ЛПХ - фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
  • На какой земле - площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
  • Сколько скота - количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
  • Какое имущество ЛПХ - сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

Налоги граждан, ведущих ЛПХ

Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах , находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде налогом на доходы физических лиц не облагаются.

Организация личного подсобного хозяйства - это форма непредпринимательской деятельности.

Следовательно, граждане, организовавшие личное подсобное хозяйство, не будут являться плательщиками:

  • НДС (так как плательщиками этого налога являются только организации и индивидуальные предприниматели),
  • налога на прибыль,
  • налога на имущество (кроме налога на недвижимость, технику и автотранспортные средства),
  • отчислений с заработной платы сотрудников (членов семьи, по сути).

А вот земельный налог и налог на имущество гражданина (с недвижимости и техники) платить придется .

Реализация продукции

Прежде чем продавать вашу продукцию, выращенную на личном подсобном хозяйстве, вам нужно запастись справкой органа местного самоуправления (главы сельского поселения ) о том, что продукция, которую вы реализуете, выращена именно на вашем личном подсобном хозяйстве . Предъявляя такую справку, вы освобождаетесь от налогов .

Вы зарезали пять овец и везете их продавать в город на своем автотранспорте. Вас останавливает сотрудник ДПС ГИБДД. Он может поинтересоваться - откуда у вас столько мяса и куда вы направляетесь. Предъявления справки о том, что вы везете продукцию, выращенную на личном подсобном хозяйстве, избавит вас от ненужных изъяснений с сотрудниками милиции.

Вы приезжаете, например, в колбасный цех и желаете это мясо сдать. С вами составят торгово-закупочный акт, в котором будут указаны ваши паспортные данные и ИНН (кстати, не забудьте сделать копии этих документов для того, чтобы отдать их покупателю вашего мяса). А к торгово-закупочному акту должна прилагаться вышеназванная справка о том, что вы реализуете продукцию, выращенную вами на вашем личном подсобном хозяйстве.

Согласно действующему налоговому законодательству, у вас не имеет права покупатель удерживать налог на доходы физических лиц и не должен подавать на вас сведения в налоговую инспекцию по форме 2-НДФЛ о полученном вами доходе от реализации выращенной вами продукции. Но бывают случаи, когда из-за незнания налогового законодательства, покупатель вашей продукции все же подаст на вас сведения в налоговую инспекцию о полученном доходе. Что тогда? Тогда в начале следующего года вам придет извещение из налогового органа том, что вы получили по результатам прошлого года доход и не заплатили налог. Вам придется посетить налоговую инспекцию и дать устные (или как крайний вариант - письменные) пояснения о произведенной сделке. Никаких деклараций подавать не нужно, также как и налог уплачивать не придется.

Если же вы решили реализовать вашу продукцию на рынке , то контрольно-кассовую технику (ККМ, ККТ) применять не нужно , так как она обязательна к применению только организациями и индивидуальными предпринимателями, которыми вы в данном случае не являетесь.

Вывод : если у вас в собственности или аренде земельных участков не более установленного законом субъекта РФ размера, то, возможно, вам подойдет такая форма самозанятости , как организация личного подсобного хозяйства .

Несомненные преимущества такой организации - отсутствие регистрации и отсутствие налогообложения как такового (кроме земельного налога).

7 июля 2003 года N 112-ФЗ Федеральный Закон о личном подсобном хозяйстве (Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года)

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных. КонсультантПлюс: примечание. Пункт 3 статьи 7 вступает в силу с 1 января 2004 года (пункт 2 статьи 11 данного документа).

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в нехозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Многие из Вас знают. что этого закона не было с 1998 года и оформляя землю под эту категорию, можно было варьировать его отсутствием в свою пользу. Ну например основное - это то, что можно было добиться разрешения на строительство на таком участке...

Вот тут и скрывается основное: ГОСУДАРСТВО ПРИКАЗАЛО ДОЛГО ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ В ПАЛАТКЕ ВСЕМ!!! В новом законе четко прописано - СТРОИТЬСЯ НА ЗЕМЛЯХ С/Х НАЗНАЧЕНИЯ ЗАНЯТЫХ ПОД ЛПХ - нельзя. Получается, если мы хотим строиться, то необходимо добиваться, чтобы ЛПХ были внутри границ поселения, но тогда плата за 1га внутри поселения, как Вы знаете в десятки раз больше чем за чертой поселения. И если сейчас стоимость 1га ЛПХ за чертой поселения в Кузбассе составляет 600 руб/га, то что будет если оно вдруг станет внутри поселения?

Если становиться Фермерами (регистрировать не ЛПХ, а Фермерское Хоязйство) - то тогда придется всем поголовно регистрироваться как предприниматели, что ведет за собой отчеты, балансы и др. бухгалтерскую отчетность. Что само по себе заставит людей отказаться от земельных участков.

Таким образом на сегодняшний день в Россиской Федерации не осталось простых путей получения земельных участков под создание на нем Родового Поместья, кроме одного - получение такого огромного участка в границах поселения (что само по себе трудно найти). Итого остается три выхода для строительства на землях ЛПХ:

1. Брать земли под ЛПХ внутри земель поселений

2. Полевые участки оборачивать в земли поселений

3. Работать с депутатами и иными инстанциями, выбранными избирателями, по отстаиванию своих интересов. Ведь нельзя же в конце концов всех под "одну гребенку зачесать!!!"

Из нового закона также следует, что и на ПАЯХ, оформленных под Личное Подсобное Хозяйство (например г.Тула)- тоже строиться нельзя - т.к. это полевые участки, а не приусадебные. И те кто уже купил ПАИ - может оказаться в нехорошем положении, если кто-то будет претендовать на их землю, по закону, теперь могут и вовсе изъять землю за не целевое использование (строительство - запрещено).

И если какими-то другими путями все-таки удалось получить с разрешением на строительство - то теперь и оспаривать в суде свою правоту не придется - государство уже за всех решило.

Как теперь быть - давайте думать вместе - в этот раз система нам преподнесла "большой сюрприз".

P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах , консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки ,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

ЛПХ или личное подсобное хозяйство – это форма деятельности, не относящаяся по определению закона к предпринимательской, суть которой заключается в переработке и производстве с/х продукции на участке земли, расположенном в сельской местности (иногда и в черте города), приобретенном или же арендованном под подсобное хозяйство.

Деятельность ЛПХ регулируется ФЗ №112, датированным 07.07.2003 г. В статье 2 означенного закона указано, что личное хозяйство может вестись гражданином и членами его семьи, а продукция, произведенная в результате их деятельности, является их собственностью и может использоваться для собственных нужд или подлежать реализации. Подсобное хозяйство возникает с момента получения земли для ведения ЛПХ.

ВАЖНО: Если с/х продукция, произведенная или переработанная на личном хозяйстве, реализуется и таким образом его члены получают определенный доход, то такая деятельность не признается предпринимательской, об этом свидетельствует подпункт 4 статьи 2 ФЗ №112, датированного 07.07.2003 г.

Земли, приобретаемые или арендуемые под ЛПХ

Законом об ЛПХ определено, что приобретаться или арендоваться под его цели может участок, не превышающий по своей площади 0,5 Га, если это ограничение не изменено законом субъекта РФ, где земельный участок располагается. А субъектам РФ разрешено увеличивать данное ограничение не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 ФЗ №112). Существует два вида участков под цели личного подсобного хозяйства: приусадебные и полевые.

Приусадебными считаются земельные участки, которые располагаются в границах населенного пункта. Законом разрешено на приусадебных участках возводить жилое строение.

Полевой участок располагается вне границ населенного пункта и под него могут быть предоставлены земли сельскохозяйственного назначения. Никаких построек возводить на полевых участках не разрешается законом. У граждан, приобретающих или арендующих земельные участки для личных хозяйств, может быть, как приусадебный так и полевой участок одновременно или же по отдельности один из означенных.

Производство и переработка с/х продукции в ЛПХ с целью реализации

Если вы решили приобрести или же арендовать земельный участок под ЛПХ с той целью, чтобы производить или перерабатывать на нем с/х продукцию с последующей ее реализацией, то имеете на то все законные права. При этом у вас нет никакой необходимости в регистрации ИП или же ЮЛ.

При наличии справки, выданной органом местного самоуправления, есть возможность поучать в ветеринарии документы на продукцию своего подсобного хозяйства, а соответственно, и реализовать, если это продукты питания с/х производства.

Теперь возникает резонный вопрос: а как быть с вопросом налогообложения выручки, полученной в результате реализации продукции? А вот здесь вас ожидает приятный сюрприз. Дело в том, что уплата налогов для реализации такой продукции законом не предусмотрена. В определении личного подсобного хозяйства указано, что предпринимательской эта деятельность законом не признается, а соответственно ни под какие формы налогообложения не подпадает.

Еще остается открытым вопрос в таком случае о необходимости уплаты подоходного налога, который должны уплачивать граждане со своих доходов. определяет, что с доходов ЛПХ НДФЛ не уплачивается. При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия одновременно:

  1. Земельный участок, используемый для подсобного хозяйства, не должен превышать максимальный размер, оговоренный в ФЗ №112, а это 0,5 Га.
  2. Для производства и переработки продукции в личном хозяйстве не могут привлекаться наемные работники, а только лишь члены семьи.

ВАЖНО: Местными органами самоуправления ведется учет ЛПХ, расположенных в их местности, и при регистрации и дальнейшей деятельности хозяйства в учетные данные вносятся виды деятельности и переработки, осуществляемые этой структурой. Это значит, что не будет облагаться налогом реализация продукция, которая является результатом деятельности подсобного хозяйства, фактически осуществляемая и занесенная в учетные данные. Для этих целей необходимо иметь справку из местного органа территориального управления, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции.

Отличный вариант получения дохода по средствам личного подсобного хозяйства, имеющий ряд неоспоримых преимуществ.

Вопросы и ответы по теме

Деятельность личных подсобных хозяйств (Голубева В.Н.)

Дата размещения статьи: 01.09.2012

В последнее время государство много сил и средств тратит на снятие напряженности на рынке труда, стимулируя самозанятость населения. Одним из способов увеличения самозанятости населения является развитие личных подсобных хозяйств (далее — ЛПХ). Излишки продукции, произведенной в ЛПХ, неизбежно попадают на рынок, и в итоге возникает вопрос о налогообложении доходов, которые получают граждане от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Законодательные нормы

Следует учитывать, что довольно большое количество граждан ведут ЛПХ, что называется, на профессиональной основе. Производительность таких ЛПХ, как правило, специализирующихся на выпуске определенных видов сельхозпродукции, можно сравнить с производительностью небольших сельскохозяйственных предприятий. Возникает вопрос, не является ли такая деятельность предпринимательской, тем более что подавляющее большинство владельцев «профессиональных» ЛПХ зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что в последние несколько лет вопрос получения различных субсидий из федерального и региональных бюджетов обычно увязывался с наличием статуса индивидуального предпринимателя.
По мнению автора, для ответа на поставленный вопрос в первую очередь следует определиться, что из себя представляют ЛПХ. Для этого необходимо обратиться к положениям Федерального закона N 112-ФЗ <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В соответствии со ст. 2 данного Закона ЛПХ — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином и лицами, совместно проживающими с ним, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ. В п. 4 ст. 2 Федерального закона N 112-ФЗ особо оговаривается, что реализация гражданами, ведущими ЛПХ, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Из содержания ст. 3 Федерального закона N 112-ФЗ следует, что вести ЛПХ могут как жители сельской местности, так и горожане. Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), и земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов (полевые земельные участки) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, установлен в размере 0,5 га. При этом субъекты РФ имеют право увеличивать этот максимальный размер, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Налоговый кодекс также предусматривает освобождение от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. Так, в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде). При этом такие доходы освобождаются от обложения НДФЛ при одновременном соблюдении трех условий:
общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве у физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ;
— ведение налогоплательщиком ЛПХ должно осуществляться без привлечения наемных работников;
— налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), подтверждающий, что реализуемая продукция произведена в его ЛПХ.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства и т.д.
К сожалению, форма документа, который подтверждает наличие и качественные характеристики ЛПХ, не утверждена. По мнению автора, этот документ, выдаваемый органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), должен представлять собой своего рода выписку из похозяйственной книги. Необходимость ведения этих книг предусмотрена ст. 8 Федерального закона N 112-ФЗ, а их форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минсельхоза России N 345 <2>.
———————————
<2> Приказ Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 «Об утверждении формы и Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов».

Казалось бы, все просто: налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию документ, подтверждающий наличие ЛПХ, и о налогах в отношении доходов, получаемых от продажи продукции собственного производства, можно забыть.
Однако практика показывает, что налоговые органы все чаще оспаривают право граждан на освобождение от налогообложения доходов, получаемых от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. В таких ситуациях налоговые инспекторы стараются классифицировать ведение ЛПХ как осуществление предпринимательской деятельности.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Аналогичные требования в сфере налоговых правоотношений установлены в ст. 11 НК РФ, согласно которой индивидуальными предпринимателями признаются лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 4 ст. 23 ГК РФ, ст. 11 НК РФ).
Следовательно, в ситуации, когда большая часть или вся выращенная в ЛПХ продукция продается, сделки купли-продажи заключаются систематически, а в качестве покупателей выступают индивидуальные предприниматели или организации, инспекторы вполне могут посчитать деятельность предпринимательской. Если же гражданин — владелец ЛПХ еще и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то налоговые инспекторы практически всегда стараются доходы от продажи выращенной в ЛПХ сельхозпродукции включить в его доходы от предпринимательской деятельности.
В связи с этим большой интерес представляет арбитражная практика, которая имеется в настоящее время по данному вопросу.

Арбитражная практика

В Постановлении ФАС СЗО от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Этот вывод был основан на том, что производимые предпринимателем почвенные смеси и дерновая земля не были указаны в Общероссийском классификаторе продукции <3> в качестве продукции растениеводства либо животноводства, а согласно ОКВЭД <4> деятельность по производству почвы и почвенных смесей относится не к подразделу «Растениеводство» разд. A «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», а к подразделу DG «Химическое производство» разд. D «Обрабатывающие производства». Кроме того, арбитры особо указали, что положения п. 13 ст. 217 НК РФ применимы к налогоплательщикам, реализующим излишки сельскохозяйственной продукции, произведенной для удовлетворения личных целей, не связанных с получением дохода, производство (выращивание) же и реализация предпринимателем дерновой земли и почвенных смесей осуществлялись не в личных целях и были направлены на систематическое получение прибыли (дохода).
———————————
<3> Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
<4> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2006 по делу N А28-6361/06-206/21. Деятельность индивидуального предпринимателя по реализации выращенных и засоленных огурцов была признана предпринимательской. При этом суд учел объемы реализованных солений, а также тот факт, что в качестве контрагентов-покупателей выступали юридические лица.
В Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А42-10224/2009 и ФАС ВСО от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 арбитры констатировали, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства, выращенных в ЛПХ. Документы, не содержащие необходимой информации о ЛПХ, равно как и документы, выданные неуполномоченным органом, не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств.
Вместе с тем существует ряд судебных решений, в которых арбитры не поддерживали позицию налоговых органов (Постановление ФАС ДВО от 21.04.2010 N Ф03-2236/2010).

Отдельно о пчеловодстве

Практика показывает, что налоговые инспекторы уделяют большое внимание объемам и виду производимой сельхозпродукции. Например, продажа значительных объемов меда, выращенного в «специализированных» ЛПХ, практически всегда рассматривается ими как доказательство предпринимательской деятельности.
Вообще ситуация с налогообложением доходов пчеловодов заслуживает отдельного рассмотрения.
Однако позицию контролеров по вопросу налогообложения доходов пчеловодов нельзя назвать последовательной. Так, в Письме Минфина России от 26.12.2008 N 03-04-05-01/475 четко сказано, что деятельность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, по разведению пчел и производству пчелиного меда и пчелиного воска не может быть отнесена к деятельности по ведению ЛПХ. Если такую же деятельность будет осуществлять гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, то он без всяких оговорок будет освобожден от обложения НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (Письмо Минфина России от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12).
В качестве иллюстрации нестыковок в вопросе налогообложения доходов пчеловодов можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 N 17АП-12156/2011-АК. В этом противоречивом Постановлении арбитры признали правомерными доводы налогового органа об отсутствии доказательств осуществления деятельности в ЛПХ с целью удовлетворения личных потребностей, так как в ходе проверки были установлены факты использования (наличия) большого количества ульев, регулярной реализации значительного количества продукции, заключения договоров поставки и выставления счетов-фактур. Кроме того, арбитры указали, что заключение гражданско-правовых договоров без указания статуса индивидуального предпринимателя не влечет автоматического отнесения совершаемых им хозяйственных операций к совершенным им в качестве физического лица, то есть к целям, не поименованным в ст. 2 ГК РФ. Однако, поддержав в общем и целом позицию налогового органа, в конечном итоге, рассмотрев документы, представленные индивидуальным предпринимателем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о подтвержденности факта осуществления деятельности по производству продукции пчеловодства на ЛПХ и правомерности его освобождения от налогообложения в целях исчисления НДФЛ.

Последнее время актуальной темой становится сельское хозяйство, во всяком случаи его мелкие формы в виде небольших фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств. Структура такого бизнеса оптимально подходит под вызовы экономических реалий. По факту, мелкий сельхоз бизнес является чрезвычайно гибким и конкурентно способным механизмом защиты населения от:

  • С одной стороны от дефицита продуктов питания.

В реалиях нарастить производство того или иного продукта можно в течении полу года, к примеру начать или в два раза (с 100 до 200 голов). Конечно, такие объемы кажутся маленькими в масштабах страны, но если речь идет о миллионах ЛПХ, соответственно и наращивание объемов становится очень заметным.

  • С другой обеспечить стабильный, доходный бизнес для миллионов трудоспособных граждан.

По уровню рентабельность большинство направлений сельского хозяйства могут соперничать с торговлей. К примеру, чистая в районе 60%, индюков в районе 100%, свинина способна дать не менее 55% с учетом реализации свежего мяса.

Но кроме таких патриотичных и сугубо меркантильных факторов существует и еще один, простота ведения бизнеса. Дело в том, что государство для мелкого сельскохозяйственного бизнеса придумало и внедрило отдельную форму хозяйствования под название личное подсобное хозяйство (или ЛПХ).