Закон 128 фз о лицензировании отдельных видов деятельности. Законодательная база российской федерации

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11 марта, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 5 февраля, 19 июля, 4 ноября 2007 г., 8 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 4 мая, 14, 22, 23 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 18 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 19, 31 мая 2010 г.)

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Статья 2. Основные понятия

Статья 7. Действие лицензии

Статья 9. Принятие решения о предоставлении лицензии

Статья 10. Содержание документа, подтверждающего наличие лицензии, и решения о предоставлении лицензии

Статья 11. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

Статья 12. Осуществление контроля

Статья 13. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

Статья 14. Ведение реестров лицензий

Статья 15. Государственная пошлина за предоставление лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

Статья 16. Финансирование лицензирования

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

Статья 17.1. Ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности

Статья 18. Переходные и заключительные положения

Статья 19. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Федеральным законом от 4 мая 2008 г. N 59-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения. Данное изменение вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона N 59-ФЗ.

Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ абзац двенадцатый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона признан утратившим силу. Данное изменение вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона N 258-ФЗ.

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:

деятельность кредитных организаций;

деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность в области связи;

биржевая деятельность;

деятельность в области таможенного дела;

нотариальная деятельность;

страховая деятельность;

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществление внешнеэкономических операций;

осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

приобретение оружия и патронов к нему;

использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора;

использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира;

деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

образовательная деятельность.

деятельность инвестиционного фонда;

деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

частная охранная деятельность;

частная детективная (сыскная) деятельность.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Статья 4. Критерии определения лицензируемых видов деятельности

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 5. Определение полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2006 г., а в отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию вступают в силу с 1 января 2007 г.

Статья 6. Полномочия лицензирующих органов

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона);

ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Статья 7. Действие лицензии

1. Ha каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

2. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 273-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 8. Срок действия лицензии

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения. Данное изменение вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона N 258-ФЗ.

Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня опубликования названного Федерального закона.

О лицензировании отдельных видов деятельности

(с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11 марта, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 5 февраля, 19 июля, 4 ноября 2007 г., 8 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 4 мая, 14, 22, 23 июля, 22, 30 декабря 2008 г.)

102) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

103) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

104) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Пункт 104. (Введен дополнительно. Изм. № 16)

2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

1) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);

2) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);

3) космическая деятельность;

4) медицинская деятельность;

5) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

6) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

7) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

8) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 17.1.

1. Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов, лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения. Данное изменение вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона N 258-ФЗ.

Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения.

и заключительные положения

1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Утратил силу.

4. Утратил силу.

от 31 декабря 2005 г. N 200-ФЗ в пункт 5 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. С 1 января 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по производству элитных семян (семян элиты);

осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.

от 27 июля 2006 г. N 156-ФЗ в пункт 5.1 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

от 31 декабря 2005 г. N 200-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

оценочная деятельность;

От 14 июля 2008 г. N 113-Ф3 в пункт 5.2 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 135-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.2

5.2. С 1 января 2009 года прекращается лицензирование следующего указанного в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона вида деятельности:

аудиторская деятельность.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 252-ФЗ в пункт 6 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

от 27 июля 2006 г. N 156-ФЗ пункт 6 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

6. С 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

туроператорская деятельность;

турагентская деятельность;

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в пункт 6.1 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 136-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1

6.1. С 1 января 2010 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года.

7. Со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

Утратил силу

эксплуатация пожароопасных производственных объектов ;

эксплуатация химически опасных производственных объектов;

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

производство маркшейдерских работ;

геодезическая деятельность;

картографическая деятельность;

производство медицинской техники;

техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.

8. При реорганизации в форме присоединения, разделения или выделения осуществляющих лицензируемые виды деятельности субъектов естественных монополий Правительство Российской Федерации вправе принять решение, предусматривающее, что:

правопреемники реорганизованных юридических лиц вправе осуществлять виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, на основании ранее выданных реорганизованным юридическим лицам лицензий, но не более чем шесть месяцев со дня государственной регистрации вновь возникших юридических лиц;

правопреемники реорганизованных юридических лиц осуществляют виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с соблюдением лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением правопреемниками реорганизованных юридических лиц лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Действие лицензий, которые ранее были выданы реорганизованным юридическим лицам и на основании которых правопреемники реорганизованных юридических лиц осуществляют лицензируемый вид деятельности, может быть приостановлено, или такие лицензии могут быть аннулированы по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона.

9. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территориях двух и более субъектов Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности, в случае необходимости получения в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности получает в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, лицензию на право ее осуществления на территории всех указанных в этой лицензии субъектов Российской Федерации.

10. Указанная в пункте 9 настоящей статьи лицензия подлежит регистрации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами по месту осуществления деятельности, которые осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом при осуществлении этой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Федеральный закон от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 39, ст.4857);

Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 178-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5853);

Федеральный закон от 22 декабря 1999 года N 215-ФЗ "О внесении дополнений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст.6365);

Федеральный закон от 22 декабря 1999 года N 216-ФЗ "О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст.6366);

Федеральный закон от 12 мая 2000 года N 69-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 20, ст.2104);

статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2000 года N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст.21).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В.Путин

Федеральный закон 128 о дактилоскопической регистрации предписывает основные принципы ее проведения. Законоположением определяются также виды государственной дактилоскопии. Основное назначение документа – регулирование требований к проведению соответствующей процедуры, а также определение порядка хранения и использования полученной информации.

Федеральный закон 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» принят 3 июля 1998, вступил в силу 1 января 1999. Структурно Закон о дактилоскопии подразделяется на следующие главы :

  • общие положения, регламентирующие основные аспекты;
  • порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации;
  • предписания по хранению, использованию и ликвидации полученной информации;
  • регламент надзора и контроля над исполнением положений данного закона.

Общие положения Закона о дактилоскопической регистрации регулируют следующие вопросы:

  • основные понятия , используемые законодательством;
  • цели проведения государственной дактилоскопии;
  • правовая основа , на которой базируются положения документа, а также принципы , соблюдение которых является основополагающим;
  • список лиц , которые должны пройти процедуру дактилоскопирования;
  • виды дактилоскопической регистрации – добровольная и обязательная.

Проведение дактилоскопии согласно положениям ФЗ 128 подразделяется на добровольное и обязательное . В соответствии с видами определяется и порядок действий.

Глава о хранении и использовании информации определяется следующими положениями:

  • перечень требований;
  • сроки хранения;
  • право использовать и получать информацию о дактилоскопической регистрации;
  • порядок ликвидации сведений.

В отношении контроля над исполнением законодательства по дактилоскопированию выделяют следующие виды:

  • прокурорский надзор;
  • ведомственный контроль;
  • судебный контроль.

В заключительные положения документа включены статьи о финансировании мероприятий по государственной дактилоскопической регистрации, а также о вступлении закона в силу и приведении законодательных актов в актуальное состояние.

С момента вступления в силу Закон о дактилоскопировании претерпел ряд изменений. Последние поправки были введены в июле 2017.

Скачать

Скачать Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» можно . По ссылке представлена актуальная версия документа со всеми изменениями, внесенными в июле 2017. Последняя редакция ФЗ об обязательной дактилоскопической регистрации будет востребована как для заинтересованных лиц, так и для юридического изучения права в данном разделе законодательства.

Последние изменения, внесенные в закон о дактилоскопировании

Последние поправки в Закон о дактилоскопии были внесены 1 июля 2017 года . Изменения коснулись ст 9 ФЗ 128 о дактилоскопической регистрации, проводимой в обязательном порядке . Согласно положениям статьи 9 таковой подлежат следующие лица:

  • граждане, призываемые на военную службу, и военнослужащие;
  • служащие в органах внутренних дел;
  • сотрудники государственной налоговой службы;
  • сотрудники гражданской обороны и служб по чрезвычайным ситуациям;
  • судебные приставы;
  • работники таможенных органов;
  • служащие уголовно-исполнительной системы;
  • работники противопожарной службы;
  • сотрудники федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами в сфере войск национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной и вневедомственной охраны;
  • дактилоскопическую регистрацию проходят сотрудники внешней разведки;
  • сотрудники федеральной службы безопасности;
  • служащие следственных отделов;
  • работники государственной охраны;
  • члены экипажей всех видов авиации;
  • граждане, не способные по причине недееспособности самостоятельно сообщить свои личные данные;
  • подозреваемые, обвиняемые или осужденные в преступлении граждане;
  • иностранцы, подлежащие депортации из страны, также проходят обязательную дактилоскопическую регистрацию;
  • беженцы, ходатайствующие о предоставлении убежища;
  • лица, незаконно находящиеся на территории РФ;
  • иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание в России;
  • граждане, ходатайствующие о предоставлении лицензии частного детектива или охранника;
  • лица, на которых оформляется удостоверение моряка, обязаны пройти дактилоскопическую регистрацию;
  • иностранцы, которым разрешается работать на территории РФ без патентов;
  • иностранные лица, ведущие свою трудовую деятельность с нарушением законодательства РФ;
  • иностранцы, обратившиеся в органы внутренних дел за получением дубликата выданных в России документов, которые были испорчены или утеряны;
  • работники ведомственной охраны или иных юридических лиц, обязанности которых связаны с учетом и хранением оружия;
  • в обязательном порядке дактилоскопическую регистрацию проходят все неопознанные трупы.

Изменения 2017 года упразднили десятый абзац пункта «в» статьи 9, в также ввели пункт «в.4» , указывающий на обязательную дактилоскопию федеральных государственных служащих и работников государственной охраны. Соответственно были внесены поправки в статьи 11 и 13 ФЗ 128 , где в формулировку было добавлено указание на введенный пункт «в.4» ст 9.

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

Органах государственной налоговой службы;

Органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Органах и подразделениях службы судебных приставов;

Таможенных органах;

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2017 N 148-ФЗ;

Абзац исключен. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

Учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Государственной противопожарной службе;

Абзацы четырнадцатый - пятнадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

Федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

В.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

В.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

В.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;

В.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;

Г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

Д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

Е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

Ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

Подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

Совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

З) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

И) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;

К) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

Л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

М) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

Н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

О) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

П) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

Р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

С) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

Т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

У) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах "а" , "б" , "в" , "г" и "д" части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 25.07.1998 № 128-ФЗ

    Постановление № 5-255/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № 5-255/2018

    Березниковский городской суд (Пермский край) - Административные правонарушения

    Служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. На основании ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, ...

    Приговор № 1-113/2018 от 17 сентября 2018 г. по делу № 1-113/2018

    Вяземский районный суд (Смоленская область) - Уголовное

    Утвержденного Приказом МВД РФ № 389 от 30.04.2012, оперативный дежурный обязан организовать дактилоскопирование доставленных лиц, которые подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 3 ...

    Постановление № 5-139/2018 от 13 сентября 2018 г. по делу № 5-139/2018

    Ю., который признал свою вину в совершенном административном правонарушении, раскаялся, пояснил, что прошел процедуру дактилоскопирования, прихожу к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» обязательной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица...

    Решение № 2-2665/2018 2-2665/2018~М-2412/2018 М-2412/2018 от 12 сентября 2018 г. по делу № 2-2665/2018

    Псковский городской суд (Псковская область) - Гражданские и административные

    Дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (п. 9 ст. 51). Согласно п. п. 38, 39, 40 Указа Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" при нарушении...

    Решение № 12-736/2018 от 12 сентября 2018 г. по делу № 12-736/2018

    Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) - Административные правонарушения

    Лиц задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста. Согласно положениям п. «ж» ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации» вышеуказанные лица подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 30 ...

    Постановление № 5-137/2018 от 11 сентября 2018 г. по делу № 5-137/2018

    Корсаковский городской суд (Сахалинская область) - Административные правонарушения

    Дела, выслушав Ларионова В.Ю., который не признал свою вину, в совершении административного правонарушения, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» обязательной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица...

  • 9 Решение № 12-86/2018 от 8 мая 2018 г. по делу № 12-86/2018

    Промышленный районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) - Административные правонарушения

    Или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с Федеральным законом РФ « О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» п. «ж» ст. 9 обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту. Согласно ст. 11 ФЗ от 25.07....

Дактилоскопия — это способ, при помощи которого можно идентифицировать личность человека по его отпечаткам пальцев (в том числе и ладоней).

Под дактилоскопической регистрацией понимается регистрация граждан, которые предоставляют свои отпечатки пальцев государству. В обязательном порядке отпечатки пальцев предоставляют военные, полицейские, пограничники и другие люди, чья деятельность связана с угрозой жизни. Чтобы пройти такую процедуру, потребуется обратиться в паспортный отдел по месту регистрации или жительства добровольно.

Чтобы урегулировать процедуру, был создан Федеральный закон №128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

Описание 128 ФЗ

Федеральный закон №128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года.

ФЗ 128 определяет принципы, цели, виды государственной дактилоскопической регистрации в РФ и устанавливает условия по проведению процедуры, хранению и использованию данных по назначению.

Краткое содержание ФЗ 128:

  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — раскрывает методы по проведению государственной дактилоскопической процедуры;
  • Глава 3 — описывает способы хранения, использования и уничтожения дактилоскопических данных;
  • Глава 4 — раскрывает порядок проведения надзора и контроля за исполнением действующего законодательства;
  • Глава 5 — Перечисляет заключительные положения.

Последние изменения в ФЗ 128 были внесены 5 декабря 2017 года. Также в это время вносились правки в закон 141. Читайте об этом

Последние поправки

Как говорилось в статье выше, последние изменения в Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» были внесены 5 декабря 2017 года. В частности, изменения были внесены в статью 11.

Ст 11

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает государственную политику и контролирует область деятельности войск национальной гвардии РФ в области оборота оружия, частной охранной деятельности и в области вневедомственной охраны.

Ниже рассмотрены дополнительные важные статьи ФЗ 128:

Статья 2. Описывает цели государственной дактилоскопической регистрации. А именно такая процедура используется с целью идентификации личности гражданина Российской Федерации.

Статья 4. Рассматривает базовые принципы государственной дактилоскопической регистрации. Несмотря на проведение конфиденциальной процедуры, она осуществляется с соблюдением свобод и прав гражданина, которые предусмотрены в Конституции РФ. Подобная процедура не должна предоставлять опасность для здоровья человека.

Статья 6. Описывает способы использования дактилоскопической информации.

Полученные данные используются:

  • для поиска граждан, которые без вести пропали на территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • для установки личности граждан, которые не способны по собственному состоянию здоровья это сделать;
  • чтобы расследовать преступления различного характера, в том числе выявить административные правонарушения.

Статья 8. Граждане могут пройти дактилоскопическую регистрацию в добровольном порядке. Подобная регистрация осуществляется на основании условий, которые предусматриваются статьей 10 ФЗ 128.

Ст 10. Описывает процедуру добровольной государственной дактилоскопической регистрации. Регистрация осуществляется только после получения органами внутренних дел письменного заявления. В содержании текста указывается место жительство конкретного гражданина Российской Федерации. Если лицо недееспособное или несовершеннолетнее, письменное заявление составляется в присутствии родителей или опекунов.

Ст 13. Описывает сроки хранения дактилоскопических данных.

Органы внутренних дел обязаны сохранять информацию о неопознанных трупах до установления личности человека, но не более чем 10 лет. Информация о моряках хранится в соответствующей базе данных порта до тех пор, пока моряку не исполнится 75 лет.

Ст 14. Описывает право на использование или получение дактилоскопической информации.

Использовать подобную информацию могут:

  • Служащие в прокуратуре;
  • Суды;
  • Органы предварительного следствия;
  • Органы дознания;
  • Лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
  • Органы, которые ведут дела в сфере административных правонарушений и так далее.

Если обнаруженная личность является моряком, то использовать информацию имеют право федеральный орган исполнительной власти в соответствующей области речного и морского транспорта, а также органы федеральной службы безопасности. Чтобы получить дополнительную информацию об идентификации личности, потребуется соответствующее право иностранных организаций в соответствии с международными договорами РФ.

Чтобы идентифицировать личность гражданина России или иностранного гражданина, а также лица без гражданства, государственные органы могут самостоятельно идентифицировать личность посредством отпечатков рук или пальцев, которые были получены у проверяемой личности.

Скачать текст закона о дактилоскопической регистрации

Дактилоскопическая регистрация является обязательной для служащих, деятельность которых предоставляет опасность для жизни человека. Добровольно пойти на эту процедуру могут жители РФ, которые занимают должность, не предполагающую риска. Чтобы подробнее ознакомиться с полной документацией Федерального закона № 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», можно скачать его по .




© 2024, lenkom35.ru - Бесплатные юридические консультации