Что приводит к бедности? Что такое психология бедности.

Люди, готовые видеть причину своих неудач в том, что они недостаточно стройные, недостаточно опытные или, наоборот, слишком взрослые, что они родились женщиной, что до сих пор не вышли замуж/женились, что они в разводе/в браке, обречены быть неудачниками. Человек фокусируется на выдуманных причинах , что мешает ему трезво оценить свои возможности и пользоваться ими.

Жадность

Скупой платит дважды. Они ищут ценники с надписью «Скидка», магазины с плакатом «Распродажа», покупают самую дешевую еду, экономят на образовании собственных детей. Это верный признак того, что вторая черта психологии неудачника им присуща. Запрограммированный на богатство человек готов платить за вещи их реальную стоимость и щедро вознаграждать труд своих помощников - и того же ожидает от других.

Занятие делами, которые они ненавидят

Эти люди готовы к неудачам и бедности - причиной тому чувства, которые у них вызывает необходимость делать неприятные дела. Ключ к спасению от третей привычки бедного человека - делать не то, что нужно, а то, что вызывает наибольшее удовлетворение . Только в этой области вы добьетесь великолепных результатов!

Измерение успеха деньгами

Бедному человеку кажется, что только деньги сделают его счастливым. А также то, что можно на них приобрести: машину, особняк, дизайнерскую одежду… На самом деле счастье измеряется не в денежных единицах .

Трата большего количества денег, чем можно позволить

Кредитные карты, а также «одолжу до зарплаты» ведут к бедности. Это неумение подсчитывать свои доходы.

Выбор мгновенной выгоды

Люди, запрограммированные на бедность, не видят в перспективе . Они, будучи студентами, считают, что правильней бросить институт и «заколачивать барыши» прямо сейчас.

Нытье

Жизнь несправедлива, все вокруг идиоты, правительство коррумпировано, кругом хамство и беспредел. Люди, настроенные на бедность, винят в своих неудачах окружающих .


Сравнение себя с другими

У всех этих людей прекрасно развита эта привычка неудачника - стремление сравнить себя с другими . Подумайте, нужна ли эта привычка вам или лучше не допускать того, что внешний мир захватывает контроль над внутренним?

Изолирование себя от собственной семьи

Великолепные неудачники получаются из тех, кто отдаляется от собственной семьи, объясняя это нежеланием ее членов поддержать их в трудную минуту, одолжить денег, понять, разделить убеждения и тому подобное.

Они не понимают, что семья - это великолепный источник внутренней поддержки, к которому можно обратиться, когда во всех остальных сферах жизни больше ничего не осталось. Только любовь близких может помочь подняться с колен, когда не остается никакой надежды - и тогда достигается истинное величие.

Жалеете себя. Если вы повторяете как мантру: «Я не смогу», «Я беднее церковной крысы», «Я неудачница», то однажды эти слова превратятся в самоисполняющиеся пророчества. Жалость к себе отнимает время, которое вы могли бы потратить на то, чтобы получить дополнительное образование и преуспеть. Если посочувствовать себе все же хочется, излейте душу близким или сделайте запись в дневнике. Только ограничьте период, в течение которого вы солируете в амплуа плакальщицы. Например, три дня вы хнычете и упиваетесь страданиями, а на четвертый берете себя в руки и начинаете действовать.

Выбираете мнимую стабильность. И ради нее отказываетесь от минимальных рисков . Наверняка вы знаете людей, которые годами трудятся на низкооплачиваемой работе, которая к тому же им не нравится, лишь потому, что она надежна и по ней идут пенсионные выплаты. Ни перспектив профессионального роста, ни удовольствия, ни денег она не приносит. Но бросить ее страшно: вдруг ничего другого вам не предложат? Вы готовы десятилетиями ждать, когда вам воздастся за то, что вы хороший человек. Если вы недовольны своей жизнью и знаете, в каком направлении хотите ее изменить, то сделать это можете только вы. Чтобы узнать, на что вы способны, придется рисковать: искать работу, увольняться и даже переезжать.

Мучаетесь из-за низкой самооценки. Именно она зачастую не позволяет не только полноценно жить, но и разбогатеть. Вы фокусируетесь на слабостях и не замечаете свои сильные стороны. Из-за этого вы начинаете думать за других людей: коллеги вами недовольны , начальник вас не ценит. Эти опасения настолько сильны, что парализуют вас и не позволяют сделать даже маленького шага на пути к изменениям. Кажется, пора разобраться в своих достоинствах.

Если вы хотите игровую приставку или в отпуск, то не копите деньги, а идете в банк за недостающей суммой. На то, чтобы отдать кредит, уходит большая часть вашей зарплаты. С оставшейся вы обращаетесь не лучшим способом: идете в маникюрный салон и покупаете икру. А потом клянчите деньги у родителей и друзей. Наиболее продуктивная тактика в обращении с деньгами - рассчитывать только на то, что можете заработать сами. При таком подходе в перспективе ваш годовой бюджет увеличится если не вполовину, то на треть (именно такую сумму вы платите за желание получить все немедленно).

Покупаете вещи низкого качества. Психологи связывают эту привычку с неумением откладывать удовольствия на потом и с желанием получать доступные порции радости. Такое поведение свойственно людям, ограниченным в средствах, - сегодня они есть, а завтра нет. Поэтому вы тратитесь в пух и прах, когда у вас появляются свободные деньги. Обеспеченным людям свойственно терпение. Они копят на одну качественную вещь , а не на гору ширпотреба. Каждую более-менее серьезную покупку воспринимайте как инвестицию: вкладываетесь в то, что будет долгое время служить и приносить радость.

Питаетесь дешевой или слишком калорийной пищей. Мы были к вам несправедливы, назвав вас транжирой. У вас есть одна статья экономии - и это еда. Вы покупаете консервы, гамбургеры, продукты со скидкой, сладости. Если же вы вдруг уходите в загул и покупаете все подряд в продуктовом магазине, то вам в корзину попадает преимущественно алкоголь, несезонные фрукты, дорогой сыр - в общем, то, что нельзя назвать ни интуитивным, ни правильным питанием . Скорее всего, у вас есть лишний вес - кстати, его тоже нередко рассматривают как симптом бедности. Измените рацион, откажитесь от готовых салатов и блюд в ресторанах быстрого питания. Эта тактика повлияет на ваше представление о том, чего вы достойны.

Чем вы обычно занимаетесь вечерами и в выходные? Смотрите сериалы, обмениваетесь сплетнями с подругами, разглядываете витрины дорогих магазинов. Когда у вас выпадает свободное время в течение рабочего дня, вы смотрите смешные видео или предаетесь мечтам. Вы не вкладываетесь в личное и профессиональное развитие . Подумайте, какие у вас есть сценарии успеха и какие усилия вы прилагаете для их воплощения?

Считаете деньги злом. Вы подозреваете богатых людей в нечестности и аморальности. К тому же вы начитались восточной философии, поэтому «любите» голые стены и отдыхаете в выходные на балконе. Когда вы говорите себе, что ничего особенного вам не нужно (а дальше уходите в пошлые размышления о том, что важнее всего любовь, справедливость, вера и Отечество), то лишаете себя мотивации трудиться. Будьте честны с собой: хотя деньги и не синоним счастья, они существенно повышают качество жизни. Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к их получению.

Завидуете другим. Вы могли бы монографию написать на тему того, что ваша коллега глупа и некрасива, а получила повышение быстрее вас. Любая прогулка превращается в изучение прохожих и сравнение себя с ними: чем они заслужили дорогие автомобили, брендовые сумки , обеспеченных кавалеров? Жизнь ужасно несправедлива, это правда. Но не настолько, чтобы вы не получали вознаграждения за выдающиеся интеллектуальные способности и упорный труд.

Текст: Анна Селезнева

Отношение русских к деньгам и богатству с самого начала весьма своеобразно. Сама возможность обогащения как бы не предусмотрена традиционным русским воспитанием и образом жизни; не рассчитан русский человек на богатство. Если же он разбогатеет, то чувствует некоторую растерянность и не знает, что вообще с ним делать.

Нередко он начинает сорить деньгами, например, как это делали «новые русские». Или как миллионер Савва Морозов — он финансировал революционные марксистские организации, которые добивались ликвидации самого Морозова и прочих фабрикантов как класса. Другие русские богатеи просто швырялись деньгами - жгли их прилюдно, били зеркала в трактирах, шумно пропивали, содержали около себя своры родственников и знакомых, жертвовали на всевозможные общественно полезные и бесполезные нужды.

Это с одной стороны. Другую сторону данного вопроса раскрывает нам психология уже советского человека.

Некоторым из нас до сих пор очень тяжело избавится от так называемой психологии бедняка, ведь она прививалась нам годами. Конечно, это делалось не осознано и скорее всего не со зла, но капли капали регулярно — изо дня в день. Второе название этого термина — «рабская психология».

Чаще всего такие люди росли в обычной семье, видели как родители живут от зарплаты до зарплаты, годами собирают деньги на что-то новое, залазят в долги, потом долго их выплачивают. В такой жизни очень тяжело перебороть себя и представить, что есть другие возможности заработка. Наверняка, вы знаете многих людей, которым родители говорили, что не нужно фантазировать (мечтать), что их удел – это работа на заводе или в офисе, что выше головы все равно не прыгнешь и т.д.

Впрочем, как говорится, «никогда не говори никогда» или «нет ничего не возможного»… Давайте разбираться вместе!

Основные черты психологии бедности и как с ними бороться.

Человек с психологией бедняка, как правило, выбирает низкооплачиваемую, но стабильную работу. В основном, в госучреждениях, потому что уж кто-то, а государство всегда обеспечит. А если пойти в коммерческую организацию, то есть риски остаться «с носом», да еще и на улице. Такой человек абсолютно не верит в свои силы и в то, что его опыт и знания будут востребованы. В итоге, все к этому и приходит.

Черта №1 – получаю не много, но стабильно

Многие, кто имеют мышление бедняка, не верят в свои силы. Поэтому они лучше выберут низкооплачиваемую, но стабильную работу – например, в государственном органе, заводским рабочим, офисным клерком. Как следствие такой работы – рутина, никакого развития, монотонность и еще большее укоренение рабской мысли. Бедняк боится рисковать, не видит никаких перспектив.

Если вы уверены в своих знаниях и навыках, точно знаете, что вы специалист и знаток дела, то смело претендуйте на хорошую оплату, устраивайтесь в коммерческие компании, в которых есть возможность личностного и карьерного роста.

Люди готовы всю жизнь отдать нелюбимой и низкооплачиваемой работе, постоянно ругая ее, ненавидя своего руководителя и коллег, приходя с работы, как выжатый лимон, живя в ожидании пятницы и с ужасом думая о предстоящем понедельнике. Но они никогда не уволятся с этой работы: ведь главное – она стабильна, и она вообще есть! А что будет в другом месте – полная неизвестность.

Эту причину, как самую трудновыводимую, следует незамедлительно искоренять. Вообще никогда не стоит зацикливаться на работе, как единственном способе пополнения личного или семейного бюджета, а тем более – на той работе, которую вы ненавидите, и на которой вам мало платят. Попробуйте для начала поискать дополнительные источники доходов, например, работу в Интернете, заработок на хобби, ну и конечно же, основную ненавистную работу также необходимо менять, и чем быстрее – тем лучше.

Черта №2 – боюсь перемен

Люди, с психологией бедняка, очень боятся перемен. Факторов для этого может быть множество. Как правило, такой человек ни за что не поменяет стабильную, но мало оплачиваемую работу на коммерческий, пускай и перспективный, бизнес; не уедет в другой город в поисках лучшей работы, не будет получать второе образование с надеждой что-то изменить.

Люди с психологией бедности всегда боятся что-то менять в принципе, потому что не хотят рисковать тем немногим, что у них есть:

– Я не буду менять работу, потому что неизвестно, что меня ждет на новом месте;

– Я не открою свое дело – мало ли, а вдруг у меня не получится и я прогорю;

– Я не перееду в другой город, здесь я привык, а там меня ждет неизвестность;

– Я не буду менять профессию, пусть даже моя нынешняя не востребованная и низкооплачиваемая – это рискованно и связано с большими трудностями;

– Мне уже поздно что-то менять в жизни;

– И вообще, зачем мне рисковать, ведь все новое – это всегда риск. Лучше довольствоваться малым, тем, что я имею.

Без перемен в жизни вы никогда не сможете стать богатым. Все, что у вас есть, и что вы не хотите менять – это и есть причины бедности, конкретно вашей бедности, которые необходимо устранять, и за вас это не сделает никто другой.

В жизни – как в школе… Самое интересное – перемены!

Черта №3 – у меня низкая самооценка

Еще одна характерная черта психологии бедняка. Человек не верит в себя, не имеет поддержки друзей и близких. А откуда взяться такой поддержки, если он окружен людьми с аналогичным, рабским мышлением.

Серые будни, монотонная офисная работа, минимум эмоций и радостей жизни – все это подавляет самооценку, убивает желание развиваться, расти как профессионально так и личностно.

Бедные люди всегда недооценивают себя и свои возможности:

– Я просто не заслуживаю лучшего;

– Видно такова моя судьба;

– Большего мне не добиться, ведь для этого нужны деньги, связи, а у меня этого нет;

– Большие деньги нельзя заработать честно, а я – честный;

– От меня все равно ничего не зависит;

– Жизнь несправедлива ко мне;

– И т.д.

Конечно, откуда же взяться высокой самооценке, если человек с психологией бедности ничего не достиг, ему нечем гордиться, просто потому, что он не стремится к этому, он только жалуется на жизнь, но не собирается что-то менять.

Чтобы избавиться от бедности, необходимо повышать свою самооценку, а повысить ее можно только результатами своей деятельности. В противном случае жизнь действительно всегда будет к вам “несправедлива”.

Черта №4 – активность не для меня

Для того, чтоб добиться успеха, нужно постоянно развиваться, получать новые знания, заводить новые знакомства. Человек с психологией бедности не хочет всего этого делать. Он уверен в том, что уже имеет максимум из возможного, он никогда не будет рассматривать более выгодные предложения работы, ведь наперед уверен, что ничего не получится.

Психология бедности предполагает отсутствие проявления всяческой активности, пассивный образ жизни, пассивное отношение ко всему окружающему. Люди с психологией бедности не хотят проявлять активность, потому что не умеют, боятся этого. Они уже заранее убедили себя в том, что у них все равно ничего не получится, поэтому просто “плывут по течению”.

Любые перемены в жизни могут произойти только в случае проявления активности, постановки целей и стремления достичь этих целей. И, если говорить о финансовом благополучии, то даже пассивный доход, являющийся одним из главных признаков такового, требует активного стремления к его получению. Чтобы изменить свою жизнь, необходимо действовать!

Черта №5 – мне все должны

Все вокруг не справедливо, мне должны платить больше, ведь я хорошо работаю – вот как мыслит человек с психологией бедняка. При этом совершенно забывает, что сам согласился на такую работу, сам не ценит свой труд, сам загнал себя в кабалу, а теперь пытается скинуть ответственность за свои неудачи на других.

Также человек с психологией бедняка очень завистлив, он смотрит на успешных людей с недовольством, считает, что они все обманщики, что они где-то украли, кого-то подставили, что все его проблемы именно от таких богатых людей. Вместо того, чтоб учиться, перенимать уроки жизни и советы от успешных людей, он лучше посетует на жизнь и свои неудачи.

Люди, которым присуща психология бедности, считают, что им все должны (государство, работодатели и т.д.). Они привыкли перекладывать свою ответственность на других:

– Государство должно обеспечить меня бесплатным жильем;

– Государство должно создать рабочие места, чтобы мне было, где работать;

– Государство должно контролировать цены;

– Государство должно обеспечить мне бесплатную медицину, образование и т.д.;

– Работодатель должен платить мне достойную зарплату, ведь я хорошо работаю;

– Работодатель должен холить и лелеять меня, ведь где он еще найдет такого сотрудника;

Несмотря на то, что все это как бы правда, хочу вас немного огорчить: этого, скорее всего, не будет никогда. Ну, как минимум, пока вы живы. Поэтому смиритесь с мыслью, что никто вам ничего не должен (даже если это прописано в законах).

Просто потому, что в этой стране законы не выполняются, и лично вы на это никак не сможете повлиять, увы. И ждать, пока вам “отдадут должное”, просто не имеет смысла: так можно всю жизнь прождать и безрезультатно. Необходимо подстраиваться под сегодняшние реалии жизни и жить в них, а не в эфемерном идеальном мире.

Черта №6 – экономия прежде всего

Психология бедности заставляет Вас думать не о том, как заработать больше, а о том, как не потратить лишнее. Бедняк будет часами выискивать товар подешевле, будет жаловаться в различные инстанции и требовать снижения цен на предоставляемые услуги, будет копить деньги и бояться заплатить лишнюю копейку. Лучше потратить усилие и время на достижение своей цели, чем на пустые жалобы и поиски скидок.

На мой взгляд — все хорошо в меру. Но по сути, самые богатые люди, несмотря на свои расходы, в любом случае предпочитают сэкономить. Уметь экономить тоже нужно.

Черта №7 — постоянное недовольство жизнью

– Я родился не в той стране, ах, вот если бы где нибудь в Европе…;

– Я родился не в то время, ах, вот если бы не этот переходный период…;

– Я родился не в той семье, ах, если б мои родители были олигархами…;

– Я вышла замуж не за того мужчину, ах, вот если бы он меня обеспечивал…;

– У меня ужасные внешние данные, ах, вот если бы я была красивой длинноногой блондинкой…;

– Мне вообще постоянно не везет, ах, вот если бы я родился под счастливой звездой…

– И т.д.

Если человек постоянно жалуется на жизнь, он никогда не сможет стать богатым. Постарайтесь искоренить в себе эту вредную привычку, если она вам присуща. Сначала перестаньте жаловаться окружающим людям, а затем и самим себе (это тоже очень важно!).

Черта №8 — завистливость

Очень страшная причина психологии бедности. Если человек тайно или открыто завидует тем, кто зарабатывает больше, живет лучше и вообще является более успешным человеком, чем он сам – это прямой признак того, что такой человек обречен на бедность.

Зависть – это ужасное чувство, характеризующее, прежде всего, собственные недостатки. И эту причину психологии бедности необходимо устранять одной из первых. Перестаньте завидовать кому-то, лучше спросите себя: “А что ты сделал для того, чтобы достичь такого же?” А в принципе сравнивать себя с другими вообще не нужно: у них своя жизнь, а у вас – своя.

Черта №9 — жадность

Сразу говорю, что не нужно путать жадность с экономностью (бережливостью). Жадный человек будет “жаться” за каждую копейку, отказывать себе во всем, ставить деньги высшим приоритетом в жизни. Экономный человек, в отличие от жадного, будет жить той же жизнью, но дешевле, за счет эффективного управления личными финансами.

Если вы жадный, постарайтесь признаться себе в этом и изменить жадность на экономность, разумное управление личными финансами. Это принесет намного больше пользы вашему личному или семейному бюджету.

Черта №10 — хочу все и сразу!

И побольше, побольше… Люди, которым свойственна психология бедности, мечтают заполучить “все и сразу”, конечно же, не прилагая для этого никаких усилий. Они полагают, что богатство свалится к ним с неба. Они сразу хотят высокооплачиваемую работу, не готовы начинать с низов или заниматься “унизительным” трудом в качестве дополнительной работы.

Если вы заметили это качество в себе, поймите, что так не бывает. Мало того, вы по настоящему научитесь управлять деньгами только тогда, когда сами прочувствуете, каким трудом они достаются. А вот если вдруг вам “свалится на голову” миллион долларов – вполне вероятно, что вы вскоре растранжирите его в никуда. История знает множество подобных примеров.

Люди, которым присуща психология бедности, считают, что главное в жизни – большие счета в банках, дорогие дома, дорогие машины, отдых на островах и т.п. Это самая настоящая утопия.

Никогда нельзя быть счастливым от того, что у тебя много денег. Деньги нельзя воспринимать, как самоцель. Деньги – это всего лишь средство удовлетворения определенных жизненных потребностей (кстати, далеко не всех…). Пока вы не осознаете, что не в деньгах счастье, вы не сможете стать богатым.

Это и есть основные причины психологии бедности. Как правило, психология бедности не возникает у человека сама по себе, она передается к нему или от родственников или от окружения. Но устранить ее в себе может только сам человек. Сейчас я тезисно обобщу, как это сделать:

Как устранить причины психологии бедности?

1. Перестаньте жаловаться!

2. Поймите, что вам никто ничего не должен!

3. Все зависит только от вас!

4. Не стоит держаться за работу, тем более, за нелюбимую!

5. Нужно что-то менять в себе!

6. Без активных действий вы ничего не добьетесь!

7. Перестаньте завидовать и жадничать!

8. Не сравнивайте себя с другими!

9. Стремитесь к независимости от денег!

10. Ваша жизнь – это то, что вы о ней думаете!

В заключение хочу обратить внимание на еще один интересный момент: психология бедности присуща не только по-настоящему бедным людям, но и многим неплохо зарабатывающим и имеющим определенные сбережения. Это еще раз подтверждает одну важную мысль:

«Бедность у нас в голове, а не в кошельке. Как только вы выгоните ее из себя — ваш кошелек начнет пополнятся!»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

ОДОБРЕ́НИЕ , ПОХВАЛА ́ − 1. Наименование этикетной ситуации общения и соответствующего речевого жанра, когда выражается положительная оценка адресата: его качеств, поступков, лиц и предметов, входящих в его личную сферу. 2. Стандартные выражения, с помощью которых стереотипно осуществляется О., П.

О., П., как правило, исходят от старшего (по возрасту, статусу, роли) к младшему или к равному, поэтому соответствующие выражения нередко оформлены в ты-формах общения. В деловой сфере начальник одобряет подчинённого и в Вы-формах.

В центре внимания произносящего О., П. находится адресат, поэтому выражения содержат дейктические указания адресации: Вы хорошо поступили ; Ты молодец (при перформативном «я»: Я одобряю ваш поступок ).

О., П. относятся к положительно оценочным речевым интенциям и противопоставлены неодобрению, упрёку и т.п., выходящим за рамки речевого этикета.

Основные выражения О., П.: Одобряю (ваше решение, твоё поведение и т.д.); Хвалю тебя (твою находчивость, твой энтузиазм, неординарность решения и т.д.).

Выражение желания говорящего похвалить адресата является фактическим речевым действием О., П., нередко с последующим уточнением: Хочу тебя (Вас) похвалить ; Хотел
(-а) бы похвалить тебя (Вас) за это поступок
; Могу похвалить тебя (Вас) за проявленное упорство ; Не могу не похвалить тебя (Вас) за находчивость ; Ты (Вы) хорошо (правильно , разумно , великодушно , справедливо и др.) поступил (-ла, -ли); Ты (Вы) всё сделал (-и) как нельзя лучше; Ты (Вы) поступил (-ла , -ли) правильно (хорошо, разумно и мн. др.); Твой (Ваш) поступок достоин одобрения/похвалы ; Ты (Вы) молодец (умница) , хороший человек (настоящий друг и др.); Ты (Вы) находчивый человек ; Ты (Вы) поступил (-ла, -ли) находчиво ; Молодец! Умница! (к мужчине и женщине).

О., П. обстоятельств, ситуации в целом: (Это ) хорошо! ; (Это ) прекрасно (великолепно, чудесно, здóрово и т.д.)! ; Как это справедливо! ; Это так правильно! ; Лучше не бывает (не придумаешь, трудно придумать )!; Всё сложилось (так) удачно! и мн. др.

О., П. как поощрение к продолжению подобного поведения: Всегда так поступай
(-те)
; В подобных обстоятельствах (в сходной ситуации) веди (-те) себя так же (поступай (-те) так же правильно (хорошо , находчиво , разумно и т.д.); Каждый раз отвечай (-те) подобным образом и мн. др.

О. как оправдание поступка: В таких условиях ты (Вы) принял (-ла, -ли) единственно правильное решение ; В этой ситуации ты (Вы) проявил (-ла, -ли) находчивость (смекалку, разумность и т.д.); В этом случае ты (Вы) вел (-а, -ли) себя разумно (взвешенно, достойно и т.д.); Тебе (Вам) не в чем себя винить, в этих обстоятельствах ты (Вы) нашли (-шла, -шёл) правильный выход.

Основные выражения ответных реплик: Спасибо за одобрение, похвалу ; Спасибо, что одобряете мой поступок (моё поведение, решение) и т.д.; Постараюсь и дальше так поступать; Постараюсь оправдать ваше доверие ; Постараюсь вас не подвести и др.

Лит. : Акишина А.А. , Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А. , Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1986;Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982, 1987; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.

Н.И. Формановская

ОККАЗИОНАЛИ́ЗМЫ (от лат. occasionālis − ‘случайный’) − речевые единицы, создаваемые под влиянием контекста или речевой ситуации для уточнения смысла, для выражения экспрессии, часто комического или иронического характера, и традиционно относимые за пределы литературной лексики.

О. активно исследуются отечественными языковедами с середины ХХ в. (В.В. Виноградов, И.И. Смирницкий, Е.А. Земская, В.П. Изотов, Л.П. Крысин, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, И.С. Улуханов, Э.И. Ханпира, Н.М. Шанский, Н.А. Янко-Триницкая и др.). В лингвистике сложились две основополагающие концепции понимания О. С точки зрения первой концепции (В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Н.А. Янко-Триницкая), в состав О. включаются все одноразовые слова, создаваемые в речи в определённой ситуации и с определённой задачей, независимо от того, образованы они по имеющимся в языке моделям (как потенциальные слова, напр.: отстрельный Профессия адвоката становится отстрельной (Аргументы Неделi. 2009. № 4)) или с их нарушением (как индивидуально-авторские образования, напр.: зооАД . Нужно ли жалеть зверей в зоопарке? (АиФ. 2008. № 21)).

Согласно другой концепции (Е.А. Земская, Э.И. Ханпира, Р.Ю. Намитокова), О. признают индивидуально-авторские новообразования, противопоставляя окказиональные слова потенциальным словам. «Слова потенциальные создаются по наиболее продуктивным типам, заполняя пустые клетки словообразовательных парадигм, т.е. они реализуют действие законов словообразования. <…> Окказионализмы – нарушители законов (правил) общеязыкового словообразования. Они используют бездействующие, мертвые аффиксы или «не те» основы (ср. обычные слова пошлятина, серятина и окказионализм брошюрятина ») [Земская 1992: 180]. Иными словами, О. создаются посредством намеренного, осознанного нарушения правил языка с целью привлечь внимание к игре с формой и смыслом речи. Эта игра, что очень важно, ориентирована на адресата и должна быть понятна ему. Именно вторая концепция считается в настоящее время наиболее распространённой. Приведём контексты, содержащие индивидуально-авторские О.: АиФигенное шоу! «Аргументы и факты» отметили День города в центре Москвы (АиФ. 2008. № 37); Пока ВАНКУВЕРкаемся (АиФ. 2010. № 7) и мн. др.

Л.Г. Лыковым была разработана система признаков О.: принадлежность к речи, ненормативность, творимость (невоспроизводимость), словообразовательная производность, функциональная одноразовость, зависимость от контекста, экспрессивность, номинативная факультативность, синхронно-диахронная диффузность, новизна, индивидуальная принадлежность.

Отечественными лингвистами (Е.А. Земской, В.П. Изотовым, Н.А. Николиной, И.С. Улухановым, В.В. Панюшкиным и др.) описаны специфичные для порождения О. способы и приёмы. Так, Е.А. Земская выделяет: междусловное наложение (каламбурильщики – каламбур + бурильщики), контаминацию (компью-терроризация – компьютер + терроризация), слияние («Самсебяиздат »), образования по конкретному образцу (крикаин , ср. с новокаин ), построение слов с вымышленными корнями (пумпляндия ), использование начальных согласных (гнеобычные гновости о гномах ), «словообразовательный куст» (Злодислав Злодиевский , Злодеюга , Злодеюрка , Злодеёчек и др.), высвобождение аффиксов и других частей слова (Ларингологи, невропатологи и прочие ологи ), использование аффиксов в качестве базовых основ (Приём «измизации» ), каламбурные и паронимические игры со словом (Что же вы сегодня не пивучий – мало чая пьёте ).

Список способов и приёмов создания О., выделенных в настоящее время, нельзя считать окончательным, сегодня практически в каждой газете имеют место О., выполняющие роль мощного средства художественной выразительности и языковой игры.

Намеренное использование О. в вышеозначенных целях есть риторический приём (приём речевой выразительности), т.к. является прагматически оправданным отклонением от лексической нормы. Такое отклонение от нормы может быть связано 1) с созданием нового, окказионального слова (О. словообразовательного типа) или 2) с созданием нового, окказионального значения слова, присутствующего в узусе (О. семантического типа). Напр.: <…> Всеобщая погонофобия конца 80-х годов представляется мне неизбежной. В ней были заинтересованы слишком многие: и внутри страны, и за рубежом (ЛГ. 2004. № 7); «Отомстим за Пал Палыча» – с такими словами бросились вперёд футболисты клуба «Ильинка», президентом и главным бомбардиром которого является Павел Бородин. <…> Короче говоря, объединённая команда «Интерросса» и «Комсомольской правды» в этом бородинском сражении отбивалась практически одними «золотыми перьями» – силами журналистов нашей газеты (КП. 29.01.2001).

В современной газетной публицистике О. выполняют прежде всего экспрессивно-оценочную функцию: А ещё люди в погонах должны воевать в Чечне с сепаратистами, порождёнными не кем-нибудь, а тогдашними кремлевскими геопаралитиками (ЛГ. 2004. № 7); Берёза – дерево эпохи городских люмпенов и оторвавшейся от родных корней образованной черни, которую можно назвать люмпеллигенцией (ЛГ. 4.01.1991); функцию рекламно-номинативную: ТелевЕдение (ЛГ. 2005. № 25, название рубрики), а также функцию развлекательную: Предсказамус 2001 г. Экономический прогноз «МК» на новый год (МК. 22.02 01.03.2001, заголовок); Кандидат неук Деятель халтуры Мультикоалиционные фильмы Достопримелькавшаяся личность Сю-сюреализм Болееилименееутоляющее средство Застёгнутые врасплох Душевноблатной Густобрех Срамодовольство Словопохотливый Подмазанник божий Кривотёлки (ЛГ. 2002. №10).

В таком малоформатном жанре, как анекдот, комический эффект может достигаться намеренным использованием просторечий, выполняющих роль, аналогичную О.: Стройбат. Прапорщик: – Сегодня мы будем носить люминёвые трубы. Рабинович из строя: – Не люминёвые, а алюминиевые! – А самый умный Рабинович будет носить чугунёвые трубы! (ТД. 2001. № 16).

Лит. : Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Калининград, 1997; Бельчиков Ю.А. Окказионализмы // Культура русской речи: Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991; Земская Е.А. Изотов В.В. , Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Орёл, 1997; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д, 2010; Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: Словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Попова Т.В. , Рацибурская Л.В. , Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие. М., 2005;Хан-Пира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972.

И.В. Евсеева, А.П. Сковородников

ОККАЗИОНА́ЛЬНОЕ СЛОВОТВО́РЧЕСТВО КАК СРЕ́ДСТВО ВЫРАЗИ́ТЕЛЬНОСТИ. Окказионализмы (или окказиональные слова) обладают повышенной выразительностью в силу своей необычности на фоне канонических, нормативных образований. Как отмечает Е.А. Земская, производные слова, не зафиксированные словарями и грамматиками, часто могут оцениваться как средство выразительности, как стилистический приём. Этим признаётся право пишущего или говорящего на словотворчество [Земская 2000].

Под выразительными средствами языка принято понимать такие морфологические, синтаксические и словообразовательные формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи, а под выразительностью – оригинальность, неповторимость, неожиданность, что раскрывает креативные способности человека, т.е. потребности в творчестве. К средствам языковой выразительности можно отнести окказионализмы, представляющие собой творческие новообразования, созданные по неузуальным языковым моделям и направленные на намеренное, осознанное нарушение правил языка с целью привлечь внимание к речи как игре с формой и смыслом.

В настоящее время публицистические тексты пестрят окказионализмами, привлекающими внимание читателей. Журналисты стремятся использовать всевозможные языковые и внеязыковые средства, обладающие ярко выраженной экспрессией. Экспрессивным считается то, что нарушает привычные нормы словопроизводства, стилистики, лексической сочетаемости, композиционного построения и поэтому обращает на себя внимание. Языковое творчество современных публицистов, артистов сатирического жанра, да и просто людей, тонко чувствующих язык, свидетельствует о том, что возможности языковой системы значительно шире литературной нормы.

Сознательное использование автором им самим придуманных слов должно быть содержательно, эстетически значимо и экспрессивно: «Ценность словотворчества, как и использование всякого формального приёма, определяется уместностью его применения, соответствием художественному заданию и целостности произведения» [Земская 1992: 184]. Напр.: Про(и)зрачная комиссия (АиФ-Черноземье. 2002. № 8); ОБРУЧённая на успех в художественной гимнастике! (АиФ. 2011. № 22) и др.

Несмотря на то что подобные образования не создают речевую базу, а находятся на её периферии, сама возможность их появления в речи отражает специфический характер лексико-словообразовательной системы. Создание новых ярких, запоминающихся слов, часто с намеренным нарушением языковой нормы, становится явлением достаточно широким и активным, поэтому желательно не только обращать внимание учащихся школ, студентов на окказиональное словотворчество, но и учить их созданию индивидуальных новообразований, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков и повысит интерес к русскому языку как учебной дисциплине.

Лит. : Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. М., 2001; Земская Е.А. Введение // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 2000; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Ипполитова Н.А. , Князева О.Ю. , Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. Мн., 1997; Намитокова Р.Ю. Авторские новообразования: словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999; Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972; Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония: монография. Ставрополь, 1989.

И.В. Евсеева

ОКСЮ́МОРОН (ОКСИ́МОРОН) (от др.-греч. όξύμωρον − ‘остроглупое’), – в традиционном понимании – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоречащих друг другу по смыслу слов, связанных определительными отношениями. В О. в результате соединения несовместимых с логической точки зрения понятий рождается новое сложное понятие или представление, призванное передать противоречивость и/или сложную природу объекта изображения. Напр.: Живой труп (название пьесы Л.Н. Толстого); Тишина стоит из века в век – синяя, громовая , густая (Ю. Кузнецов); Одно слово – Сибирь: богатая бедность , широкая узость , ликующая неприютность (В. Распутин); Худосочный богатырь подведёт под монастырь (АиФ. 2000. № 41).

Основной грамматической конструкцией (моделью) О. является словосочетание из стержневого слова – имени существительного и зависимого от него имени прилагательного (примеры см. выше), но достаточно употребительны и другие модели, напр., стержневое имя существительное + управляемое имя существительное: Я весь – исчадие добра , / В душе лишь радужные краски (ЛГ. 2007. № 16); слово категории состояния + инфинитив: Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой (А. Ахматова) и др. (подробнее см. [Культура русской речи… 2003: 386–388]). Принцип оксюморонной сочетаемости распространяется, с одной стороны, на предикативные сочетания слов: Воистину этот мертвец более живой , чем тысячи и тысячи людей, проходящих по земле, как тени, которые только кажутся живыми! (Д. Мережковский), с другой стороны, на сочетания корневых элементов сложносоставных слов: Она – бесовско-ангельская рожица / Со мной всегда держалась недотрожисто <…> (Е. Евтушенко).

В публицистике О. часто используется в эмоционально-оценочной функции (преимущественно иронического или сатирического содержания), напр.: О ЕГЭ, как о покойнике, или ничего, или совсем ничего. Потому что сей неугомонный мертвец – всё ещё «как бы жив» (ЛГ. 2007. № 29); Он пригласил своего адвоката Клавдию Синицыну, женщину мужского рода (ЛГ. 2003. № 26).

С точки зрения теории Риторического приёма (см.), О. можно определить как разновидность Паралогических риторических приёмов (см.), поскольку он представляет собой намеренное и прагматически (прежде всего – стилистически) значимое отклонение от логического закона непротиворечия.

Лит. : Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. М., 2004; Егорченко О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семантико-структурно-функциональная характеристика: КД. Абакан, 2006; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие. М., 1999; Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Курегян Г.Г. Лингвопрагматический статус оксюморона: на материале русского языка: КД. Пятигорск, 2007; Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М., 1979; Щербаков А.В. Оксюморон // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.

А.П. Сковородников


Похожая информация.


Если вы не знаете, о чем говорить на первом свидании с мужчиной, не паникуйте. Нет ничего удивительного в том, что люди, испытывая волнение при встрече, теряются и чувствуют себя неловко из-за возникающих пауз.

32 идеи, чем заняться на каникулах дома, как занять ребенка

На вопрос «Чем заняться на каникулах?» дети ответят: «Отдыхать!» Но, к сожалению, для 8 из 10 ребят отдых - это интернет и соцсети. А ведь есть еще столько интересных занятий!

Подросток и плохая компания – что делать родителям, 20 советов

В плохой компании подростки ищут тех, кто будет их уважать и считать классными, крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет и что вызовет эффект «вау!» у сверстников.

Что такое сплетни – причины, виды и как не быть сплетницей

Сплетни - это обсуждение человека за его спиной не в позитивном ключе, а в негативном, передача неточных или вымышленных сведений о нем, которые порочат доброе имя и содержат укор, обвинение, осуждение. А вы сплетница?

Что такое высокомерие – это комплексы. Признаки и причины надменности

Что такое высокомерие? Это стремление скрыть свои комплексы и низкую самооценку, нацепив маску победителя. Таких людей с больным ЭГО следует пожалеть и пожелать им скорейшего «выздоровления»!

15 правил, как выбрать витамины – какие для женщин лучше

Выбирайте витамины правильно! Не «ведитесь» на красочные упаковки, ароматные и яркие капсулы. Ведь это всего лишь маркетинг, красители и ароматизаторы. А качество предполагает минимум «химии».

Симптомы авитаминоза – признаки общие и специфические

Симптомы (признаки) авитаминоза бывают общие и специфические. По специфическим признакам можно определить, какого именно витамина не хватает в организме.

17 советов, как снять стресс и нервное напряжение без алкоголя

Вряд ли в наше время суеты и быстрого темпа жизни можно встретить человека, которому не нужны были бы советы, как снять стресс и нервное напряжение. Причина этого - неумение правильно относиться к жизненным неурядицам и стрессовым ситуациям.