Ek international logistic курьерская служба. Что интернет-магазину делать с логистикой

Анна Соколова

Какие варианты есть и что выбрать? Вашему вниманию - составленные экспертами подборки логистических посредников и схемы логистической инфраструктуры для малых и средних интернет-магазинов.

Для потребительской онлайн-торговли наступили сложные времена. Сам рынок e-commerce продолжает расти, но количество игроков снижается: крупные сливаются друг с другом, мелкие не выдерживают конкуренции с гигантами. Уровень конкуренции при этом остается высоким за счет перехода в интернет офлайн-игроков. На электронную коммерцию приходится всего 2% (по некоторым оценкам - 5%) от российского объема розничных продаж. Но ее доля будет увеличиваться по мере дальнейшего проникновения интернета в регионы. Значит, ниша e-commerce по-прежнему перспективна.

Для Даксер эта область не находится на переднем крае ее интересов в Чешской Республике. Предполагается, что поставки аптек будут закуплены в Чешской Республике менее чем на 90%. Список уполномоченных дистрибьюторов лекарственных средств, выданных Государственным институтом контроля над наркотиками, довольно обширен, но включает как производителей лекарств, так и их отдельных рабочих мест, а также дистрибьюторов, которые распространяют только несколько предметов.

Транспортировка продуктов с контролируемой температурой является технологически сложной областью. Условия транспортировки постоянно контролируются и оцениваются с помощью соответствующего откалиброванного оборудования. Требования производителей лекарств и государственных органов растут, - объясняет Йиржи Сова.

Логистика - один из трех китов, на которых базируется жизнеспособность интернет-магазина (наряду с закупкой товара и маркетингом). Для начинающего предпринимателя это один из самых сложных бизнес-процессов. Из-за этого закрывается очень много бизнесов.

В онлайн-ритейле логистика делится на три основных блока: движение товаров от поставщика, хранение на складе и перемещение со склада к покупателю (так называемая «последняя миля до клиента»). В каждом из них нужно делать выбор: делать все самому или отдать на аутсорсинг.

Фармацевтические продукты хранятся и транспортируются при очень разных температурах, установленных регистрационным досье. Замороженные продукты требуют особого вида транспорта и хранения, но это не распространено в нормальном распределении. Подавляющее большинство грузов, осуществляемых оптовиками в Чешской Республике, проходят по дороге.

Логистическая служба Дистрибьютора прекращается, отправляя груз в аптеку и отправляя потерянные продукты. Лица, как правило, не получают лекарства, так как только законные люди могут получать фармацевтические продукты по закону. «Мы обеспечиваем всю цепочку от производителя до аптеки, и мы не имеем права предоставлять частных лиц в смысле конечного потребителя», - говорит Йиржи Сова. Однако эта услуга обычно предоставляется местными курьерскими службами, которые могут отправляться в аптеку с рецептом в аптеку, а не с клиентом, или обращаться к врачу за рецептом, в аптеку для лекарств и обратно к клиенту.

Это решение зависит от размеров бизнеса и того, чем торгует магазин. Маленький интернет-магазин со скромными объемами продаж старается справиться с логистикой собственными силами. Когда заказы начинают исчисляться сотнями, появляется потребность в сторонних логистических сервисах. Если интернет-магазин превращается в гиганта, ему выгоднее выстраивать собственную логистику и даже покупать логистических операторов.

Общие кооператоры сотрудничают практически со всеми основными производителями. Даже представители фармацевтических производителей заявляют, что качество услуг дистрибьютора является предпосылкой для сотрудничества. Качество обслуживания в первую очередь. Наш партнер должен уважать общие интересы и тем самым поддерживать самые высокие стандарты качества обслуживания и экономическую эффективность при условии, что компания имеет разумную прибыль, а если партнер не чувствует себя частью команды, то это не будет и не будет частью команды, - говорит Рената Ханакова из Тевы.

Консультанты по электронной коммерции советуют просчитывать экономику использования b2b-сервиса на пару лет вперед. Компания E-commerce Fitness рекомендует такую формулу:

Слайд из презентации консалтинговой компании E-commerce Fitness

Полностью делегировать логистику позволяет фулфилмент (англ. fulfilment - выполнение, исполнение). Это комплексная услуга, при которой логистический оператор берет на себя прием товаров от поставщика, хранение, комплектацию, упаковку, организацию доставки, прием денег покупателей и обработку возвратов. Благодаря такому аутсорсингу интернет-магазин может полностью сконцентрироваться на маркетинге и продажах.

В области логистики мы в основном фокусируемся на мероприятиях, связанных с планированием и предоставлением мощности, всеми другими физическими услугами, после выполнения всех требований, касающихся специфики лекарственных средств и их доступа к потребительской сети, мы занимаемся аутсорсингом. С широтой и масштабом нашего портфолио мы используем все крупные оптовые дистрибьюторы, - добавляет Рената Ханакова.

Фармацевтическая продукция имеет собственную систему идентификации. С появлением частных аптек произошли серьезные изменения как в заказе лекарств, так и в концепции управления складом аптек. Сегодня обычным явлением является то, что аптеки заказывают товары ежедневно, в некоторых случаях даже несколько раз в день.

Так и поступают те, кого устраивают расценки на логистические услуги. Компании E-commerce Fitness и Create в рамках проекта E-commerce Solutions составили исчерпывающий список b2b-сервисов для интернет-магазинов . В этом материале мы приводим те из них, которые имеют отношение к логистике.

В течение многих лет предпринимались усилия по созданию универсальной системы кодирования. Идентификация продуктов с использованием кода Государственного института по контролю за наркотиками касается только зарегистрированных продуктов и, кроме того, это всего лишь информационный код, указывающий, что продукт разрешен для продажи и использования. Вся концепция дизайна развивалась постепенно.

Этот код содержит информацию о стране, изготовителе и продукте. Код - это не только номер, который можно использовать в электронном порядке, его графическая форма также помещается на упаковку каждого продукта. В настоящее время в этом списке представлено более 70 000 человек. отчеты о активно продаваемых лекарствах и лекарственных средствах и более 130 тысяч. записи медицинских устройств, доступных на рынке.

Закупочная логистика

На уровне взаимоотношений с поставщиком есть два варианта - оптовая закупка или прямая поставка (дропшиппинг). В первом случае интернет-магазин закупает товары партиями и привозит на склад, во втором - забирает товар со склада посредника уже после получения заказа. Обе схемы имеют свои недостатки. При оптовых закупках придется оплачивать содержание (или аренду) склада, иметь деньги для закупки оптовых партий продукции и нести убытки при падении спроса на закупленный товар. При дропшиппинге могут быть проблемы с наличием, сроками доставки и качеством товара.

Наибольшие усилия в создании и обслуживании регистров не входят в саму запись, а в ее текущем обслуживании и обновлении в соответствии с внешними условиями, например, с изменениями в законах и правилах. Склад также должен отвечать требованиям для хранения определенных конкретных веществ с затянутым режимом, который рассматривается с помощью установки с контролируемым доступом. они оснащены секционным освещением с низкой тепловой утечкой, и интересным решением может быть разделение на потребление и экспедиция товаров, что способствует стабильности окружающей среды в хранилище.

Если схема дропшиппинга работает идеально (данные о наличии всегда верны, товар легко можно забирать маленькими партиями), значит, скоро в эту нишу придут сотни конкурентов и уничтожат вашу прибыль. Об этом предупреждает управляющий партнер компании E-commerce Fitness Ефим Алдухов. «Это можно наблюдать на рынке электроники: за полгода закрылось пять достаточно крупных интернет-магазинов с очень сильными технологиями, - рассуждает он. - Логистика должна быть проблематичной. Это порог для входа в бизнес».

Логистические процессы в фармацевтической промышленности подлежат строгому регулированию. Тесное сотрудничество между логистикой и электронной коммерцией является краеугольным камнем успеха. Целых 42% клиентов предпочитают делать покупки в Интернете из-за низкой стоимости доставки заказанных продуктов. Вот почему особенно компаниям, начинающим их онлайн-приключение в продажах, следует более внимательно изучить условия, которые они используют в логистике.

Основная концепция - это пакет, который включает в себя все, что заказчик заказал, причем весь заказ находится в одной закрытой упаковке. Клиент может заказать доставку доставки в дом или в назначенный пункт. С другой стороны, услуга «точка-точка» позволяет отправлять посылку в точке доставки в другую точку. Если курьер прибывает, чтобы забрать отгруженную пересылку, и он не готов или когда он отправляется доставить груз и не находит получателя, тогда говорят о пустом пути.

Главная проблема дропшиппинга - актуальность данных о наличии на складе. Продав товар, которого нет на складе, вы теряете доверие клиента и маркетинговый бюджет, потраченный на его привлечение. «Если нет возможности получать актуальные данные, надо или закупать товар себе на склад, или закрываться, или иметь сверхмаржу», - уверены в E-commerce Fitness.

Отгрузки также могут быть нестандартными или ценными. Отгрузка также может быть перенаправлена ​​путем изменения адреса доставки по запросу или доставке получателя в собственную руку получателя. Отслеживание отслеживания груза после его серийного номера.

Речь, которая существенно повлияет на видение развития логистической отрасли в ближайшие годы. Компания еще не вышла на рынок всех европейских стран. Поляки все чаще выбирают магазин в Интернете. Все чаще продажи в Интернете переходят в постоянно улучшающуюся ситуацию в индустрии курьерских услуг.

Интернет-магазины считают работу с поставщиками наиболее чувствительной для своего бизнеса (по сравнению со складской логистикой и «последней милей»). К такому выводу пришли аналитики Data Insight. Согласно их январскому исследованию , не более 10% опрошенных согласны отдать на аутсорс получение цен и остатков, заказ и резервирование товара, оприходование и учёт.

Из-за высокой конкуренции и более высоких требований клиентов на рынке начнут появляться более дешевые и удобные решения. Динамика роста будет двузначной. В плане роста Польша находится на переднем крае Европы, но ей не хватает многих стран Западной Европы. Как отметил Плуу, развитие электронной коммерции имеет большой потенциал для развития в первую очередь для малого и среднего бизнеса.

Электронная торговля - это, во-первых, осознание клиентов, которые вы можете купить онлайн, во-вторых, легкость распространения и логистическое обслуживание. Там будет как количество магазинов, так и транзакций, и это хорошая новость для рынка курьерской службы. В прошлом году поставки интернет-магазинов составляли более 25 процентов. рынок. Злотых. Сегодня многие люди прекрасно знают, чего они могут ожидать от курьерской службы. Широкая доступность онлайн-покупок и доступность судоходных компаний делают положение курьерских компаний более безопасным.

Складская логистика

На уровне складского хранения у владельца онлайн-магазина есть три альтернативы - собственный склад, аренда склада или хранение в фулфилмент-центре.

Несмотря на падение рынка коммерческой недвижимости из-за кризиса, для покупки и содержания собственного склада требуются значительные инвестиции. Так что для небольшого и только открывающегося бизнеса этот вариант явно не подходит. Забивать товарами собственную квартиру или офис (при наличии) получится только на самом старте.



Из-за высокой конкуренции, курьерские компании внедряют информационные технологии в последние годы. Это позволяет клиенту проверить состояние груза, то есть, где он находится в данный момент, и каково его ожидаемое время доставки. Требования клиентов растут, они хотят иметь возможность, например, изменить место доставки уже во время заказа.

Как компания, мы готовы к таким ожиданиям. Мы строим сеть центров обслуживания клиентов, у нас уже есть 1, 2 тысячи. такие моменты. Вскоре мы предложим услугу на рынке, чтобы клиент мог указать, как подобрать, курьер или в точке, близкой к его месту жительства, - говорит президент Сиудемки.

Аренда складов также подешевела из-за кризиса и массового оттока арендаторов. Традиционные долларовые ставки сменились более предсказуемыми рублевыми. При этом обедневшие девелоперы замедлили ввод новых складских мощностей. В будущем это может привести к дефициту и очередному скачку цен.

Если вас пугают перипетии со складской недвижимостью, можно отдать задачу хранения на аутсорс в рамках фулфилмента. Российские предприниматели еще не привыкли к делегированию хранения так, как к аутсорсу доставки. Этот рынок еще молод: первые игроки появились в 2011 году.

Неужели вы часто задавались вопросом, как работают курьерские компании в Польше? Как пакет собирается достичь получателя и каковы решения, используемые компаниями для снижения стоимости их услуг? Как мы все знаем, значительная роль играют любые продажи, транспорт и логистика. В настоящее время на польском рынке у нас есть несколько мощных курьерских компаний, и у нас есть выбор, с которым мы поможем. В большинстве компаний в Польше и в мире основные курьерские услуги предоставляются по аналогичным стандартам.

Как это выглядит в нашей стране? Наиболее популярным сервисом для отправки является следующее. На первом этапе посылка получена от клиента данным перевозчиком и доставлена ​​в ближайшую курьерскую ветку. Если получатель посылки находится в одном филиале, следующим шагом будет назначить курьера, который отправит его получателю на следующий день. Если получатель находится за пределами области, пакет доставляется. «Маятник» в сортировочную комнату, а затем в следующую ветку. Затем он назначается следующему курьеру для доставки получателю.

По данным J’son & Partners Consulting, в России фулфилмент предлагают около 60 компаний. Наибольшими складскими мощностями обладают Itella, Arvato, eTraction, Beta Production и Ozon Production. Объем рынка фулфилмента в 2014 году достиг в 7,8 млрд рублей, а к 2018 году вырастет до 13,3 млрд.

Фулфилмент позволяет онлайн-продавцам сэкономить на хранении, IT и персонале, диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорить комплектацию заказа и расширить выбор вида доставки и оплаты товара. Недостатки схемы - зависимость от фулфилмент-оператора и затруднение обработки возвратов.

Важную роль в этом процессе - упорядочить взаимодействие с клиентами, внедряя функциональные возможности, позволяющие клиентам быстро и легко получать выгоду от широкого спектра курьерских услуг. Существует несколько способов сделать это. Это улучшение также может быть основано на подготовке диспетчерского модуля автоматическим способом, доступным на веб-сайте компании.

В частности, каждый предприниматель стремится снизить издержки. связанные с логистикой заказа. Одним из способов снижения стоимости курьерских услуг для крупных компаний является обсуждение цен с курьерскими компаниями. Однако, если трейдер не может позволить себе такие переговоры, лучшим решением является работа с курьерским сервисом.

У интернет-магазина с масштабом от 1 до 500 отправлений в месяц нет необходимости выстраивать логистические процессы - подготовка отправлений может быть дополнительной функцией сотрудников. Так считает гендиректор российского подразделения международного фулфилмент-оператора Arvato Михаэль Печке. Если месячный объем отправлений составляет от 500 до 3 тысяч, то фулфилмент можно организовать самостоятельно, поручив это отдельным сотрудникам.

Время, необходимое для подготовки и выполнения заказа, играет большую роль в курьерских компаниях. Каждый из нас хотел бы иметь его как можно больше, поэтому каждая оптимизация в этом направлении приносит большие выгоды. Автоматическая генерация коносамента и ряд других действий, выполняемых различными типами механизмов, снижают затраты на управление бизнесом и, как следствие, гарантируют клиенту более низкие цены. Как мы все знаем, это дополнительные затраты на то, чтобы те же действия выполняли работники магазина.

Его ответ был коротким: «Ты можешь все, просто скажи мне, когда?» Сегодня он является директором программы в нашей компании. Работа с таким человеком научила меня, что нет ничего невозможного, и каждый молодой предприниматель должен рассматривать его как жизненный девиз.

Передавать фулфилмент на аутсорс, по мнению Печке, имеет смысл при объеме отправлений от 3 до 40 тысяч в месяц. При большем масштабе стоит заняться фулфилментом как отдельным бизнес-процессом и предоставлять эту услугу другим магазинам.

Опрос Data Insight показал, что лишь треть интернет-магазинов готовы отдать на аутсорс складские процессы: хранение, комплектацию и доставку от поставщиков.


Результаты опроса Data Insight

В каталоге E-commerce Solutions перечислены 16 фулфилмент-операторов, которые специализируются на электронной коммерции:

  1. Fastery - ориентирован на малый бизнес
  2. Reworker - комплексная обработка заказов для интернет-магазинов
  3. «Бета продакшн» - фулфилмент для каталогов, телемагазинов, интернет-магазинов, дистрибьюторов и производителей товаров народного потребления
  4. eTraction - комплексные услуги по созданию, управлению и развитию интернет-магазинов модной одежды, обуви и аксессуаров в России для владельцев торговых марок, производителей и дистрибьюторов
  5. «В2С Платежи и Логистика» - курьерская доставка и сеть пунктов самовывоза по России, колл-центр и фулфилмент
  6. Shop-logistics - служба доставки для интернет-магазинов
  7. Arvato комплексные услуги для отраслей, ориентированных на потребителя
  8. SPSR Pick&Pack - полная автоматизация логистики, склад класса «А» на 6 тысяч кв. метров, собственная служба доставки с охватом более 6 тысяч населенных пунктов, собственный колл-центр
  9. СДЭК - международная и внутрироссийская экспресс-доставка документов и грузов с возможностью фулфилмента
  10. Outpost-spb - организация пунктов выдачи заказов, доставка, упаковка, услуги колл -центра, кассовое обслуживание, организация общения с клиентами, презентация товаров
  11. «ЯмБокс» - международные и внутрироссийские грузоперевозки, складская логистика, таможенное оформление, сертификация товаров и фулфилмент
  12. Itella - российское подразделение финского логистического оператора обслуживает крупные международные бренды и их интернет-магазины в России (ответственное складское хранение и обработка, сопутствующие услуги на складе, доставка в интернет-магазины)
  13. Soyuzgroup - полный спектр услуг от создания сайта на платформах Hybris, Magento, Venda and ATG до фулфилмента операций и CRM
  14. KupiVIP E-Commerce Services - создание и обслуживание интернет-магазинов по полному циклу: фулфилмент и выход брендов в онлайн
  15. Ozon Production - подразделение холдинга Ozon, которое предоставляет услуги фулфилмента
  16. «ИдеаЛоджик»

Транспортная логистика

На уровне доставки товара до клиента есть три варианта - аусорсинговая доставка, собственная доставка и точки выдачи.

Делегирование доставки позволяет сэкономить на зарплате курьерам, но не гарантирует качества доставки и обслуживания. Кроме того, предпринимателей смущают задержки в перечислении средств покупателей, долгий возврат отказов и, конечно, цена логистических услуг.

Для создания собственной курьерской службы нужны не только курьеры, но и программные средства для автоматизации процесса. Точки самовывоза удобны не для всех покупателей, а почтаматы могут отпугнуть консерваторов (зато работают круглосуточно).

«Последняя миля» - тот этап, который большинство онлайн-ритейлеров готовы и уже привыкли отдавать на аутсорс. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2014 году 41% товаров были доставлены курьерской доставкой, 39% - Почтой России, 11% - получены в пунктах выдачи заказов, 8% - получены в магазинах.

Опрос предпринимателей показывает, что они готовы мириться с рисками и недостатками внешней курьерской службы. Однако, по мере роста среднего чека и узнаваемости бренда интернет-магазин все больше задумывается о собственной службе доставки, ведь клиент судит о компании по курьеру. Выгода аутсорсинга доставки исчезает по мере увеличения среднего веса заказа - тарифы на доставку тяжелых и негабаритных грузов могут обходиться дороже собственных курьеров.

Выбор способа доставки зависит также от товарной категории. По наблюдениям аналитиков Data Insight, курьеры чаще всего доставляют мебель, продукты питания, зоотовары, обувь, медицинские препараты и бытовую химию. Доля самовывоза наиболее высока в сегментах электроники, бытовой техники (видимо, из-за габаритов и дороговизны доставки) и запчастей. Почтовая доставка наиболее популярна при покупке одежды, косметики, парфюмерии, сувениров и товаров для рукоделия.

Аутсорс позволяет легко масштабировать бизнес и увеличить географический охват. Если в пределах своего города интернет-магазин еще может выстроить экономически эффективную службу доставки, то для продаж в регионы и тем более за рубеж понадобятся посредники.

«Если магазин выходит в регионы, то он вряд ли сможет обойтись без Почты России, потому что она покрывает всю страну», - говорят в Data Insight. Бизнес признает, что сегодня государственный оператор работает куда лучше и быстрее, чем раньше. И все же эксперты советуют предпринимателям выходить в регионы, заручившись поддержкой сразу нескольких логистических партнеров.

Критериями выбора обычно выступают география доставки, цена вопроса и функционал (например, для ритейлеров одежды критична опция примерки). С точки зрения географии операторы доставки делятся на локальных, российских и международных. Для доставки крупногабаритных грузов хорошо подходят транспортные компании.

Гендиректор компании TopDelivery Глеб Никулин рекомендует выбирать оператора не по цене, а по итоговой стоимости одной доставки. В коммерческом предложении не всегда прозрачно прописаны правила тарификации услуг, предупреждает он.


Глеб Никулин

гендиректор компании TopDelivery

В зависимости от оператора платными или бесплатными могут быть: доставка, возврат, прием наличного и безналичного платежа, страховка, повторный выезд курьера, возврат, проверка вложений получателем, частичный выкуп заказа, e-mail- и sms-уведомления, стоимость забора со склада магазина, переупаковка на складе, надбавки за доставку вечером и в выходные дни. Все эти параметры влияют на конечную стоимость доставки за один выкупленный заказ. Обычно магазины интересуются только стоимостью доставки и приемом платежа. За все остальное они либо платят, не задумываясь, либо не замечают, что платят больше, чем планировали.

Обязательно интересуйтесь тем, как построен процесс доставки: как заказывать забор со склада, как считать срок доставки, как построены коммуникации с получателями, как считать срок возвратов посылок, каковы правила перевода денежных средств. Советую внимательно читать договоры и регламенты - там есть ответы на многие вопросы.

После начала работы с оператором доставки на первый план выходят количество жалоб клиентов, процент вовремя доставленных заказов, реальный срок перевода денежных средств, реальные сроки доставки и работа службы поддержки.

Магазины среднего размера предпочитают комбинировать несколько вариантов доставки: собственные курьеры, несколько курьерских компаний (одна основная, одна дублирующая, одна для работы с регионами), Почта России.

Курьерская доставка напрямую влияет на финансовые показатели интернет-магазина. Чем выше скорость доставки и процент выкупа, тем больше он заработает. Гендиректор компании «МаксиПост» Алексей Прыгин предостерегает начинающих: ошибка в выборе оператора приводит к существенным потерям.


Алексей Прыгин

гендиректор компании «МаксиПост»

Нужно выяснять у потенциального подрядчика сроки доставки по Москве и регионам, скорость возврата денег за выкупленный товар, процент выкупа посылок (который компания обеспечивает в среднем по вашему сегменту), региональный охват, наличие собственных филиалов и, разумеется, цену вопроса. Важен уровень клиентского сервиса - возможность и готовность идти навстречу заказчику (хотя этот показатель выявляется уже на практике).

Внимательно читайте договор - это сводит к минимуму неприятные сюрпризы. Так вы четко будете знать, чего ожидать от исполнителя, а что нужно делать самому, чтобы поддерживать процесс доставки на стабильно высоком уровне. Сделайте все, чтобы убедиться в надежности поставщика: спросите рекомендации, узнайте, кого обслуживает курьерская компания, и обратитесь к коллегам по цеху напрямую. Посетите склад - он расскажет вам о качестве работы оператора и о других его заказчиках.

Страхуйте риски и не ведитесь на подозрительно низкие тарифы. Демпинговать могут только крупные компании, которые покрывают издержки за счет больших оборотов. Маленькой компании выручки на покрытие расходов может не хватить. Чтобы поправить свои дела, она может залезть в ваш карман. Золотое правило - «не кладите все яйца в одну корзину», то есть работайте с несколькими службами. Если у вас небольшие объемы и нет возможности делить их на двух подрядчиков ежедневно, составьте график и передавайте заказы от одной службе к другой попеременно (например, через день). Если одна из служб стала регулярно задерживать выплаты, перебрасывайте все объемы в другую компанию.

В каталоге E-commerce Solutions представлены 27 служб курьерской доставки, семь транспортных компаний и девять международных логистических служб.

Курьерская доставка

  1. Почта России - универсальные услуги почтовой связи, а также ряд финансовых и коммерческих сервисов на территории страны
  2. EMS Russian Post
  3. TopDelivery - логистическая сеть с охватом 2700 населенных пунктов в 44 регионах от Москвы до Владивостока, а также 53 пункта самовывоза. Интеграция через API, XML, CSV или работа через личный кабинет, sms и e-mail-оповещения, согласование по телефону, прием наличных и др.
  4. DPD - 100 филиалов и сеть пунктов приема и выдачи посылок в России, подразделения в странах СНГ, а также часть интегрированной сети доставки DPD в Европе. Собственное решение по интеграции для интернет-магазинов и онлайн-сервис по управлению доставкой для получателей
  5. «КурьерСервисЭкспресс» - курьерские, складские и таможенные услуги различных видов
  6. «МаксиПост» - курьерская доставка по России и пункты выдачи заказов в 86 городах
  7. Ademar - курьерская доставка в города РФ
  8. Maxima-Express - прием, доставка и выдача заказов для компаний дистанционной торговли, собственная транспортно-логистическая компания и сеть из более 120 пунктов самовывоза по Москве и Московской области
  9. Grastin - три филиала - в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, 11 пунктов выдачи заказов
  10. «Посылыч» - специализируется на интернет-торговле
  11. FSD - служба доставки для интернет-магазинов в города РФ
  12. Box2Box сеть пунктов самовывоза для быстрой доставки заказов в города с населением менее 100 тысяч человек, инструменты интеграции, автоматизации доставки, повышения конверсии интернет-магазина, доставка, наложенный платеж, API, виджеты
  13. «В2С Платежи и Логистика» - курьерская доставка и сеть пунктов самовывоза в 70 регионах России
  14. СДЭК - организация перевозки грузов, деловой корреспонденции, товаров разных категорий, габаритов, ценностей по Москве, России и миру
  15. «СПСР-Экспресс» - полный комплекс услуг по доставке документов, мелкогабаритных, крупногабаритных и негабаритных грузов в любую точку России и за границу
  16. «О-Курьер» - дочерняя структура холдинга Ozon, которая объединяет доставку для интернет-магазинов по Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Владивостоку и Твери и сеть пунктов самовывоза
  17. Pony Express - оператор с развитой производственной инфраструктурой в Москве, городах России и странах СНГ
  18. TNX Express - молодая курьерская компания, которая стремится покорить интернет-магазины качеством сервиса, скоростью доставки и пунктуальностью возврата денег
  19. DHL eCommerce - международная экспресс-доставка, транспортировка грузов воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом, складские решения от упаковки до ремонта и хранения, доставка почты по всему миру и другие логистические услуги
  20. «Вестовой» - доставка отправлений по Москве, Санкт-Петербургу и на всей территории России
  21. «Зест-Экспресс» - доставка грузов по Москве, Санкт-Петербургу, регионам России и странам СНГ
  22. «ИдеаЛоджик» - широкий спектр услуг от доставки заказов до комплексного решения логистических задач
  23. «Интеграл» - доставка заказов, корреспонденции, мелких товаров, посылок и подарков по Москве и области
  24. Axiomus - специализируется на доставке товаров для интернет-магазинов по Москве и Санкт-Петербургу
  25. «Почтальон Сервис» - курьерская доставка по Москве и области
  26. «Ольга и Ко» - фокусируется на документообороте между Москвой и Санкт-Петербургом, доставка всегда на следующий день
  27. Sky-Logistics - доставка товаров из интернет-магазинов в Москве и области

Транспортные компании

  1. DPD - курьерская доставка, доставка тяжелых грузов, международная доставка, складское хранение и кросс-докинг. 100 филиалов и сеть пунктов приема и выдачи посылок в России, СНГ и в Европе
  2. «Желдорэкспедиция» - железнодорожные, автомобильные перевозки и экспедирование сборных грузов на территории России
  3. «Пэк» - 108 филиалов, доставка грузов практически по всей территории России, Белоруссии и Казахстана
  4. «Деловые линии» - автомобильные перевозки, более 100 складов в 85 городах России
  5. «Скиф-Карго» - доставляет грузы по всей России
  6. «Главтрасса» - перевозка автомобильным транспортом сборных и генеральных грузов из Европы, сборных и генеральных грузов по России, а также забор грузов из портов Клайпеды, Гдыни, Гданьска
  7. Globalpost - главный офис находится в Москве, представительства и склады - в крупных городах Китая, Европы и США

Международные логистические службы

  1. DHL - экспресс-доставка по всему миру
  2. TNT - доставка документов, посылок и грузов в любую точку мира
  3. Fedex - экспресс-доставка более чем в 220 стран
  4. UPS - обслуживает более 200 стран и территорий в мире
  5. EMS Russian Post - филиал Почты России, который предлагает экспресс-доставку по России и в 190 стран мира
  6. «Гермес Экспресс» - доставка и экспресс-доставка документов, посылок и грузов по Москве, России и международным отправлениям
  7. Mailbrand - экспресс-доставка грузов и отправлений в любую точку мира
  8. Itella - крупный европейский логистический оператор - лидер рейтинга по обслуживанию международных перевозок (EALA)
  9. United Cargo Systems - работает в России, Германии, Турции, Финляндии, Италии, Эстонии, Китае и США

Автоматизация логистики

Интернет-магазины, которые предпочли выстраивать логистику самостоятельно, не обойдутся без специализированных логистических программ - систем управления складом (WMS) и сервисов автоматизации логистики.

Большинство интернет-ритейлеров использует офлайновые решения по управлению складом, плохо адаптированные для онлайн-бизнеса. Боль этого сегмента эксперты видят в том, что в нем нет продуктов для среднего рынка.

  1. «1С Склад» - автоматизация приема и учета товаров на складе
  2. «МойСклад» - первый в России облачный сервис управления торговлей и складом
  3. Lead WMS - решение по автоматизации склада от LogistiX
  4. Mycroft Assistant - система анализа и управления запасами, предотвращает затоваривание или недостаток товаров на складе

Выбрать оптимальный вариант помогают агрегаторы вариантов доставки. Они в едином окне принимают и распределяют заказы между курьерскими компаниями в зависимости от заявленных условий. Самым популярным сервисом такого рода был MultiShip, но компания не выдержала масштабирования после покупки Яндексом для сервиса Яндекс.Маркет. Сейчас на рынке работают CheckOut, DDelivery, Dinvio и другие.

Тему российской логистики и пытаемся разобраться, в том, как устроена служба доставки, как работают курьеры, что происходит на складе и зачем все это автоматизировать. Своим опытом с нами делится Андрей Кистенев, основатель компании Shop-Logistics.

Мария Сысойкина

Компания Shop-Logistics начала работу с локальной доставки, в июне 2011 г., с 20 доставок в день. В настоящее время компания обрабатывает 2-2,5 тыс. посылок в сутки. У нас есть офис в Москве и филиал в Санкт-Петербурге, по России мы доставляем через партнеров - СДЭК, Boxberry, Почта России. Но через какое-то время мы сами пойдем в регионы, будем открывать свои филиалы или работать через франчайзи.

И мы столкнулись с тем, что, когда мы доставляли по городу, например до пункта выдачи, у нас был всего один бизнес-процесс, и его было легко наладить, и просто им заниматься. Но как только мы стали задумываться о том, что нам надо и по Санкт-Петербургу доставлять на следующий день, и в пункты выдачи, и еще почтой отправлять и с партнерами работать, мы поняли, что процессы усложняются очень сильно, и нелинейно.

Любая компания базируется на 4 столпах: технология производства, технология продаж, финансы, кадры. Та как мы говорим в данной статье о бизнес-процессах, то наверное наибольший интерес представляет «производство».

В нашей работе, в доставке, логистике, я бы выделил три основные составляющие «производства» - люди, автоматизация (ИТ-решения) и инфраструктура (склады, автопарк, оборудование, стеллажи и проч.).

Люди

Работа курьера не очень престижна, она сложная. В любую погоду - и в снег и в дождь - надо ездить, что-то доставать из машины, нести, передавать, забирать деньги. Курьеры должны иметь неплохие коммуникативные навыки - им надо встретиться и поговорить с 40-50 людьми в день, они должны быть хотя бы дружелюбны, не вступать в конфликты. Ведь покупатели тоже бывают самые разные, могут свой негатив выливать на курьера.

В итоге мы имеем тяжелую непрестижную работу, с высокими требованиями к коммуникативным навыкам. Заработать можно, но это довольно тяжело.

Что касается складских работников, здесь своя специфика. Склад курьерской компании сильно отличается от склада обычной компании, где просто идет хранение товара.

Склад службы доставки может быть не очень большим по площади, но он высокооперационный, там проходит огромное количество транзакций в сутки.

Даже когда к нам приходят складские рабочие с опытом работы из обычных компаний, они окунаются в нашу работу, видят, какие скорости, и какие масштабы работы, они часто разворачиваются и уходят, не выдерживают таких темпов. Вечером к нам на склад приходят тысячи посылок, ночью их надо рассортировать, утром уже надо выгрузить и отправить адресатам. И задержка на 2-3 часа в каком-то из этих процессов может сорвать весь день. А если это понедельник, то, считай, сорвана вся неделя.

В итоге, все завязано на человеческом факторе, а подобрать квалифицированных, грамотных людей на такую сложную работу - очень непросто.

Автоматизация

У нас сейчас в базе данных осуществляются десятки тысяч транзакций в день. При том, что мы на самом деле маленькая компания, и доставляем не так много посылок.

Когда мы начинали, в 2011 г., я подумал - надо взять какое-то готовое решение и начинать его использовать. Но если найти готовое решение для торговой компании можно (1С: управление торговлей - типовая конфигурация и т.д., где прописаны бизнес-процессы), то для курьерской компании, тем более, работающей в такой специфической нише, как e-commerce, готового решения не было. Да и самих таких компаний был немного, их можно пересчитать по пальцам, поэтому спроса на решения не было. Есть несколько систем, но они ограничены по функционалу, и они закрыты - я не смогу ничего оперативно настроить под себя.

Есть отдельные решения, например, для маршрутизации, но они не интегрированы со складской системой - и что от них толку?

Проблемы с автоматизацией не только у новых компаний, но и у тех, кто переориентируется с грузоперевозок или доставки корреспонденции. Например, такие компании распознавали адреса по почтовому индексу. А в e-commerce магазинам удобнее передавать адрес просто строкой, чтобы курьерская компания сама распознавала адрес и привязывала его к своей карте. Казалось бы, несложная задача, но многие крупные компании она ставит в тупик.

В e-commerce масса своей специфики - прием наложенных платежей, разбор платежей, частичные возвраты и т.д. И традиционным курьерским компаниям приходится под эти требования рынка подстраиваться, менять свои ИТ-решения.

Мы так и не нашли готового решения, решили писать свое. Начали с элементарных вещей - справочники, документы. Обрабатывать 20 заказов в день на тот момент можно было в полу-ручном режиме. У нас не было никаких сканеров штрих-кодов, ничего подобного. Все принимали ручным пересчетом.

Конечно, со временем система дорабатывалась, добавлялось торговое оборудование - весы, сканеры, терминалы сбора данных, чековые принтеры и проч.

Учетную систему мы разрабатывали итерационно - возникала потребность в чем-то, и мы прикручивали новый функционал. Развивали-развивали, архитектура решения проявилась совсем не сразу. Сначала не были до конца понятны все бизнес-процессы, потом они менялись по мере роста компании - 20 заказов можно обработать каким-то одним способом, а когда их стало уже 2000 в день, нужно было менять бизнес-процесс, искать новый способ.

Затем мы стали открывать пункты выдачи, открыли их три штуки. Каждый из них работал со своей базой данных, постоянно шли репликации с основной БД. Потом решили открывать свой филиал в Санкт-Петербурге, пришлось заводить там еще одну базу данных. И в какой-то момент количество репликаций просто зашкалило. Для того, чтобы заказ, принятый в Питере, доставить в пункт выдачи в Москве, приходилось делать 4-5 репликаций, а потом тем же путем обратно отправлять статус обработки заказа.

Вся эта система оказалась не очень надежной, это стал ясно уже в начале 2013 г. Более того, с ростом числа операций (десятки тысяч транзакций) БД стала постоянно висеть в блокировках - потому что мы изначально не продумали архитектуру системы.

Когда все это стало очевидно, мы приняли решение переписать учетную систему с нуля. Набрали под этот проект отдельную команду и с мая по сентябрь 2013 переписывали нашу систему. В сентябре произошел переход - конечно, он дался нам тяжело, пожалуй, это был худший месяц в году. Было много нареканий от наших партнеров, интернет-магазинов, история была неприятная.

Но, несмотря на то, что мы просели в качестве за этот месяц, новая учетная система дает нам намного больше возможностей - и сейчас, и в перспективе. Мы сможем расти без проблем. Новую систему мы создавали с учетом уже накопленного опыта, зная, что и как надо автоматизировать, как работают наши бизнес-процессы.

В целом, я считаю, мы хорошо справились с этой задачей. Мы конечно не такие крупные компании,как например Утконос или Шнайдер Электрик. Смена учетной системы в первой парализовала работу на неделю, по-моему. А во-второй сроки отгрузки с заводов вместо стандартных 2-3 недель стали доходить до 2-3 месяцев.У нас, конечно, проседания в качестве были, но нам удалось перейти без остановки работы.

Мы получали много гневных писем, я понимаю этих людей, претензии все объективны, и нам остается только извиниться. Но мы вынуждены были это сделать, иначе было бы хуже.

Бизнес-процессы, инфраструктура

Мы начинали без собственной инфраструктуры - склады были арендованные, транспорт привлеченный. Первые полтора года мы были уверены, что так и останемся на привлеченном автотранспорте. Но сейчас мы закупаем свои автомобили, особенно это касается машин высокой кубатуры. Пришло понимание, и оно подтвердилось расчетами, что для таких машин даже лизинговые схемы выгоднее, чем привлечение наемного транспорта. И это тоже должно повысить качество. На привлеченных автомобилях тяжело поддерживать определенное качество доставки. Конечно, пока у нас остаются сотрудники со своими автомобилями, но планируем сократить их долю.

Ситуация со складами в Москве тоже заслуживает отдельного внимания. Все хотят доставку по городу в тот же день или максимум на следующий.. Для этого необходимо, чтобы сортировочные склады курьерских компаний находились ближе к ТТК. Складов с подходящей площадью, 2-5-10 тыс. метров, на этой территории очень мало, буквально единичные предложение, их надо долго искать. Если базироваться за МКАД, то проблематично доставлять на следующий день.

Мы пошли другим путем, взяв пример с крупных компаний, и используем два распределительных центра. Один в районе Печатников (он обслуживает южную часть Москвы) и второй - в районе Савеловского вокзала (с него идут посылки по северу).

Конечно, усложняется немного логистика между складами и система контроля складов, но выгода очевидна - и в более простом подборе сотрудников, и в более дешевой доставке. Водителей, желающих с утра загружаться в одном конце Москвы, потом развозить товары в другом конце, и к вечеру снова возвращаться на склад, найти гораздо сложнее, чем тех, кто согласится работать, скажем, только в северной части города.

В итоге, у нас получается так, что машина с заказами из интернет-магазина приезжает на ближайший склад. При приемке те посылки, что доставляются по зоне обслуживания этого склада, на нем и остаются, а остальные отправляются на второй склад, откуда утром будут отправлены покупателям.

Похожие компании нашего уровня работают по модели одного склада. Мы для себя выбрали такую распределительную систему, и сейчас ее активно пробуем, анализируем достоинства и недостатки.

Инфраструктура - большой ограничитель бизнеса. И это своеобразный порог входа на этот рынок. Без инфраструктуры сложно делать работу качественно. А стоит она довольно больших денег.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов для тех, кто планирует открывать службу доставки. Рынок до сих пор слабо консолидирован. То есть достаточно возможностей, чтобы на него выйти и попробовать свои силы. Огромный потенциал роста скрыт в двух местах: это рост количества покупок в регионах и переход от своей доставки внутри города к аутсорсингу. Еще очень много магазинов, которые внутри города доставляют своими силами, а регионами почти не работают. Но также придется конкурировать и с другими участниками рынка. Поэтому, как и в любом другом бизнесе, нужно понимать, в чем ваша сила, в чем конкурентное преимущество, за счет чего вы будете отнимать долю рынка у тех игроков, которые уже тут.

Когда я анализировал успешных конкурентов, тех которые росли существенно быстрее рынка, я в итоге находил причину их роста. И она всегда, по сути, одна и та же. В какой-то период времени эта компания обладала уникальным предложением. Она что-то умела делать заметно лучше конкурентов. И в этот период росла быстрей остальных.

На создание и развитие своей компании, я думаю, есть еще несколько лет. Потом те, кто уже сейчас на рынке уйдут так далеко, что догнать их будет невозможно. А конкуренция с каждым годом будет обостряться.