Карнакские храмы. История возведения и современный облик карнакского храма

После смерти царя Соломона фараон Шешонк устроил поход в Палестину, и, воспользовавшись расколом в стране и слабостью царя Ровоама, от которого отделилась половина страны, захватил весь регион.

Были взяты многие города и пленные, а на воротах написаны, можно сказать, результаты инвентаризации захваченного. Тут написаны имена городов и пленников. Надписи не очень хорошо сохранились, но даже в таком состоянии, они бесценны для археологов, фактически, это полный список древних городов Палестины.

Так Египет опять взял полный контроль над палестинскими землями.

Странно, но в этих списках нет Иерусалима, хотя иудейская столица точно была взята, царская сокровищница досталась египтянам.

Эти ворота очень важны, царь Ровоам упоминается только в Библии, и больше никаких упоминаний о нем не найдено, царь Соломон упоминается не только в Библии, но и в некоторых других источниках, которые не являются документальными. Само существование этих правителей могло бы быть поставлено под сомнение, но именно эти записи дают подтверждение “с египетской стороны” тому, что история, описанная в Библии, действительно происходила.

На другой стороне внешнего двора находятся вторые ворота, которые сохранились уже гораздо хуже. Когда-то они были главными воротами в храмовый комплекс, а аллея сфинксов, которую мы видели перед первыми воротами, располагалась здесь, она была перенесена.


Именно за первыми воротами и находится колонный зал. Это сооружение когда-то было полноценным зданием с крышей, которая разрушилась со временем, сейчас остались только колонны.

Всего тут 134 колонны, которые формируют 16 рядов. Самый крупные колонны имеют обхват 10 метров, если вы поедите вдвоем, то не сможете их обхватить, придется кооперироваться с другими туристами, чтобы решить эту задачу.

Высота самых больших колонн составляет 24 метра, это чуть ниже хорошо знакомой нам 9-этажки, которых много российских городах.

Первый вопрос, который невольно задаешь себе, когда видишь эти колонны, “как же древние египтяне построили это?”. Камни, которые находятся на вершине колонн, весят по 70-80 тонн.

Есть несколько предположений, для постройки этого зала создавали специальные помосты из древесины, или, есть еще версия, что во время постройки место строительства просто засыпали грунтом, а потом срыли этот грунт, обнажив готовую постройку.

Автор этой статьи выбрал бы вторую технологию, она кажется более логичной и правдоподобной. Вы, наверное, заметили, что на колоннах есть надписи. Сам зал был построен фараоном Сети I, но это не сразу удалось определить, долгое время были разные версии о том, кто из правителей Египта является настоящим строителем.

При Сети I зал был построен, но декорация и нанесение надписей не было закончено. Надписи наносили следующие фараоны Рамзес II, и другие. Именно Рамзесу II многие раньше приписывали строительство, помня о его долгом правлении и величии. Некоторые потомки не считали преступным стесать надписи предшественников, и заменить своими. Также надписи пострадали в последующие эпохи, когда наследие древнего Египта подверглось уничтожению. Обратите внимание, надписи наверху, где их было трудно достать, остались невредимы.

Адрес: Египет, Карнак
Координаты: 25°43"06.6"N 32°39"28.4"E

Большой двор

Большой колонный зал - шедевр древнеегипетской архитектуры

Главный вход в Карнакский храм предваряют массивные пилоны - ворота в форме усечённой пирамиды. В древности к наружным стенам пилонов крепились высокие мачты из кедра с развевающимися на них флагами. Центральный пилон высотой 44 метра и шириной 113 метров ведёт в широкий внутренний двор, обрамлённый колоннадой. Минуя порог храма, посетитель оказывается среди беспорядочного хаоса зданий, обелисков, гигантских изваяний фараонов, барельефов.

Вход в Большой колонный зал

Главную гордость Карнака составляет Большой колонный зал, построенный фараоном Сети I и его сыном - Рамсесом II Великим. Крышу зала поддерживают 134 исполинские колонны, пышно декорированные цветными рельефами религиозной тематики. Храмовый потолок, выкрашенный в голубой цвет и покрытый изображениями звёзд и птиц, имитирует небосвод. До наших дней кровля не уцелела, и руины зала покоятся под открытым небом.

Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон

Колонны центрального нефа с капителями в форме цветков папируса достигают высоты 20 метров, а боковые переходы, выполненные в виде нераспустившихся бутонов - 15 метров. Поражает и толщина колонн: лишь шесть человек, взявшись за руки, смогут обхватить одну из них.

Поскольку два центральных ряда колонн выше остальных, окна под потолком пропускали солнечные лучи таким образом, что в зависимости от времени года были освещены разные рельефы на стенах. Колонный зал не угнетает зрителя своей тяжестью, а наоборот - внушает чувство уважения и ощущение торжественности.

Вид на Карнакский храм со стороны священного озера

Карнакский храм - воплощение могущества Нового царства

Ахменну», или «Блистательный памятниками» - так назывался большой юбилейный зал, построенный фараоном Тутмосом III. Колонны зала, имитирующие тонкие расписные столбы царского паланкина, не имеют аналогов в египетской архитектуре. После смерти Тутмоса III в «Ахменну» проводились обряды посвящения в жрецы бога Амона. В юго-западной части зала, в небольшом помещении найдена стела с рельефами, изображающими юбилейные приношения Тутмоса своим 62 предкам.

Аллея сфинксов-баранов

В 1843 году эти рельефы («Карнакский царский список») были вывезены в парижский Лувр . Неподалёку от юбилейного зала находится «Ботанический сад» - помещение, на стенах которого выгравированы растения и животные, населявшие как долину Нила, так и захваченные Тутмосом III земли - Сирию и Палестину. Свои воинские подвиги Тутмос III увековечил на колоннах «Исторического зала», восстановив описания походов по записям, сделанным придворным летописцем на кожаных свитках.

Часовня Сети II

В центре зала установлены геральдические столбы с изображением папируса и лотоса, символизирующих Нижний и Верхний Египет . В память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл храм в честь Сехмет - львиноголовой богини войны. До сих пор посреди часовни стоит скульптура Сехмет. Её голову венчает массивный солнечный диск, а в руках она держит скипетр-папирус - символ вечной власти и анх - «ключ жизни». Когда яркий луч света, падающий с потолка, озарял гранитный лик Сехмет, придавая реальность её образу, никто не сомневался в могуществе фараона.

Храм Рамсеса III

В древности с южной стороны Карнака располагалось священное озеро, предназначенное для ритуальных омовений. По водам озера совершали ритуальное плавание священные ладьи из кедра с помещёнными в них статуями богов. Рядом с пересохшим водоёмом находится гигантский каменный скарабей, водружённый на пьедестал Аменхотепом III. Существует поверье: если семь раз обойти вокруг изваяния и прикоснуться к нему рукой, то загаданное желание исполнится. А если человек захватит с собой несколько песчинок с берега Карнакского озера и будет всегда носить их при себе, то обретёт финансовое благополучие.

Религиозный комплекс храм Амона в Карнаке , на северной окраине Луксора был крупнейшим религиозным местом древнего мира, которая охватывала около 100 га. Он первоначально называлась«Ипет-Исут», что означает «самые избранные места». Комплекс располагается на берегах реки Нил. Храм карнак, после знаменитых пирамид, наиболее известное археологическое место в Египте. Храм Амона в Карнаке — это впечатляющий набор храмов, которые были частью города Фивы, столицы древнего Египта, империи в эпоху царства царей.

Из чего состоял Храм Амона в Карнаке?

Храм Амона в Карнаке состоит из 4 основных частей. Самые крупные и известные из них это участок под называнием «Амона — ра», поскольку это единственное, доступное место для туристов. Еще есть три части недоступных для туристов участков это «Мут», «Монти» и храм Аменхотепа.

Главное божество, на которое поклонялись в древности Карнаке, был египетский Бог Амон, а храм находится в самом центре этого комплекса. Так же, в комплексе присутствует храм «Монти» который расположен на севере, и храм «Мут», которая находится на юге. Кроме основных храмов, в комплексе есть также и другие более несколько мелких храмов и часовен. Эти храмы под названием «Хонсу», «Осириса», «Хек-Жет» и «Опет».

В храмном комплексе Амона в Карнаке есть проспект, во главе сфинксов (символа Бога Амона), которые стоят перед гигантской пилоной, где расположен большая статуя царя Рамсеса II. Первый пилон не был закончен, вблизи этого пилона, имелись некоторые остатки из сырцового кирпича для пандуса. Который является единственным примером, из чего был построен храм Карнак.

Из чего состоит Храм Амона в Карнаке?

Храме Амона в Карнаке есть самый большой и великолепный Гипостильный зал. На этот зал можно пройти через второй Пилон. А этот зал является одним из самым знаменитым, произведением античной архитектуры в современном мире. Этот зал начали строить во время правления самого Аменхотепа III, и он был завершен при внуке царя Рамсеса II. В этом зале все потолки, стены, и колонны окрашены в натуральные цвета земли. Крыша зала имеет высоту 24,99 метров, и поддерживается 12 папирусными колоннами, которые были установлены в два ряда, по шесть штук. Эти колонны сделаны из песчаника. А, кроме того, для каждой строки основных колонн примыкают семь строк — 9 столбцов по 12,80 метров в высоту каждый. Итого получается 134 колонн, которые имеют прекрасный вид. Зал украшают рельефы, которые изображают сцены из самой Египетской мифологии. В то время как его внешние удивительные стены Гипостильного зала украшены баталиями из сцен царствования семьи Рамсеса II.

Третий Пилон, который был построен во время Аменхотепа III, в этой зоне имеются несколько впечатляющих обелисков, таких как обелиск Тутмоса I, который имеет размер 21,34 метров в высоту и весом 143 тонн и обелиск «Хатшепут», один из них женщина фараона, его размер 29,57 метров в высоту и вес 320 тонн, который был посвящен Богу Амону. Четвертые и пятые пилоны были построены Тутмосом I, которые были меньшего размера, чем третий пилон.

Храм Амона в Карнаке — это замечательное место, которое можно туристам посетить с 6:30 утра по 5:30 вечера. Экскурсии организованы на нескольких языках.

История Храма Амона в Карнаке

Строительство комплекса Карнак начат 12-й династией, это было в период с 1991 г. — 1785 г. до н.э. А первый храм комплекса был построен и посвящен Богу Фива и Монти. Тем не менее, постройка храма длилась около 900 лет. Почему, так долго строилась эти храмы? Потому что, другие династии фараонов добавляли другие свои постройки: храмы, святыни, пилоны.

В свое время храм Карнак являлась частью древнего, знаменитого города Фивы. Она была культурным центром и столицей египетской империи. Так же комплекс Карнак был в течение длительного времени главной религиозной достопримечательностью Египта. Но, тем не менее, этот храм в свое очередь был заброшен, когда фараон Эхнатон решил взять власть в свою руки, и отказался от поклонения Богу Амону, и заменили его Богом солнца Атоном. Затем Эхнатон построил новую, другую столицу и храмы. После того, как Эхнатон умер народ перестал, поклонятся Атону. В свою очередь Фиванские жрецы быстро уничтожили все постройки Эхнатона. Затем, Карнакский храм снова стал прежним религиозным центром Египта.

В IV веке до н.э., когда греки захватили Египет, они переехали в столицу царства Александрию и это положило начало конца религиозного центра. Тем не менее, комплекс Карнак даже начали более уважать во время Римского правления Птолемеевской династии. Но, в 323 г. н.э. император Константин — великий принял христианство и в 346 г. н.э. он приказал в свою очередь закрыть все языческие храмы. После этого Карнакский комплекс забросили и построили четыре христианских церквей внутри корпуса.

Древняя египетская культура в середине века была совсем забыта. Даже местоположение великолепной Фивы было неизвестно. И только в XVI веке один венецианский путешественник подробно описал храм Амона в Карнаке. Спустя некоторое время путешественники написали целую летопись о храме Карнак и других самых важных памятников Древнего Египта, которые произошли в течении в течение XVII и XVIII столетий, вплоть до 1798 года.

Сегодня храм Амона в Карнаке после, египетских пирамид является самых известным и посещаемым местом в Египте. Это один из самых знаменитых примеров величие древней страны фараонов. Он так же, является великолепным источником информации для современных археологов всего мира, которые хотят найти ответ о еще загадочных историях Великой египетской цивилизации.

Храмы Карнака и Луксора
Кармак - современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и религиозных центров Древнего Египта. На протяжении примерно двухтысячелетий (вплоть до рубежа новой эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.

В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он - главное святилище бога Амона,которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа, и в то же время бог-творец. Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта под властью Фив - будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть п единство государства.

Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX-XVIII вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен, сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось воссоздать.

Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства, когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 х 550 м) храмовый комплекс, посвящённый Амону.
В древности храмовый ансамбль был обнесён стеной и включал в себя множество обширных помещений, дворов, залов, аллей-переходов, обелисков, пилонов, статуй. Сейчас от грандиозного архитектурного шедевра уцелело далеко не всё, но даже то, что сохранилось, потрясает своим величием. Остальные храмовые постройки, по словам некоторых путешественников, меркнут перед впечатляющими останками Карнакского храма. Это действительно ярчайший образец храмового зодчества Древнего Египта последних двух тысячелетий его существования.

До наших дней сооружение дошло примерно в том виде, какой оно имело в XIV-XI вв. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Египетские сфинксы, как правило, имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) - священного животного этого бога. Сфинксы символизируют царственную силу, покровительствующую добру и безжалостную к злу, поэтому мифические существа, расположенные в два ряда перед входом в храм, были призваны многократно увеличить его защиту от злых сил.

Аллея завершается перед гигантскими пилонами, их композиционное решение восходит к архитектуре более ранних погребальных сооружений эпохи Древнего царства. За пилонами - обширный двор, а за ним - знаменитый гипостиль (закрытое помещение с несколькими рядами колонн) Карнакского храма. Все его 134 колонны (до 20 м в высоту и около 3,5 м в диаметре), расположенные в 16 рядов, некогда были увенчаны капителями в форме цветков лотоса и связок папируса, характерными для Египта эпохи Нового царства. Да и сами колонны воспроизводили форму связок из стеблей этих священных для египтян растений: лотос издревле ассоциировался с колыбелью Солнца на заре творения - с тем «великим лотосом», что «поднялся из первичных вод». Папирус, символика которого столь же многозначна, как и лотоса, в конструкции храмов, видимо, развивал его тему и означал произрастание, процветание. Ведь сам египетский храм (во всяком случае, со времён Нового царства) воспринимался как место ежедневного мистического обновления Вселенной.
За гипостилем располагаются пилоны всё новых и новых врат, некогда покрытых золотом, серебром, медью и бронзой. Они выстроены анфиладой по оси комплекса и ведут в другие помещения храма, более затемнённые. Святая святых Карнака - сравнительно небольшая комната, погружённая во мрак, символизирующий покров тайны, окружающий божество, или изначальный сумрачный хаос, в котором восходит лучезарная заря творения.

Таким образом, композиция храма Амона разворачивалась по горизонтали, а не по вертикали; в соответствии с данным архитектурным решением по горизонтальной оси возрастала и «степень сакральности» храмовых помещений. Почти готическая устремлённость к небу в египетском храме была свойственна лишь обелискам у входа.

Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения - в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе, индуизме и буддизме. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах, и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности - последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.

Храмовый комплекс в Карнаке не раз перестраивался при XXII и XXV династиях, при Птолемеях. Почти каждый фараон считал | ^ своим долгом что-то привнести в главное культовое сооружение страны. Постепенно были возведены меньшие по размерам храмы других божеств, создано священное озеро Амона размером 110 х 70 м (священные озёра во времена Нового царства стали обязательной частью храмовых комплексов), вырыты несколько каналов. Здания окружили священные сады с чёткой, регулярной планировкой. При храме Амона появился «Дом жизни» - библиотека, где хранили и переписывали священные папирусные свитки, изучали математику и медицину. Перестройки, к счастью, не затронули основы планировки и архитектурного решения Карнака, как и его великолепные интерьеры. В храме Амона на внешней стороне стен гипостиля до сих пор видны некоторые рельефы, иллюстрирующие военные подвиги Рамсеса II, на внутренней - рельефы на религиозные сюжеты. Ранее все они были раскрашены, чаще голубой и жёлтой красками, и инкрустированы золотом, а потолок храма был небесносиним, усеянным золотыми звёздами.

Примерно в 3 км от Карнака в эпоху Нового царства воздвигли ещё один великолепный храмовый комплекс, посвящённый Амону, - Луксор. Аллея сфинксов соединяла оба религиозных центра, и каждый год по ней из Карнака в Луксор отправлялась праздничная процессия. Так что в сущности они представляли собой единственный комплекс, входящий и состав грандиозного культового центра, каковым являлись тогда Фивы.

Архитектурное решение Лекторейкого комплекса во многом сходно с Карнакским. Его главная часть, созданная преимущественно в XV-XIII вв. до н. э., также включает в себя могучие пилоны врат, внутренние дворы и гипостиль. Стены Луксорского храма покрыты многочисленными рельефами, в том числе повествующими о жизни фараонов и об исторических событиях далекого прошлого.

Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368-1351 гг. до н. э.) фиванские храмы Амона сильно пострадали: утверждая единый культ бога Атона, по приказу фараона уничтожали в первую очередь изображения повсеместно чтимого Амона, сбивали его имя в надписях. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь), и глубже проникла в миросозерцание египтян.

В I тысячелетии до н. э. культ Амона распространился и за пределами Египта, прежде всего в царстве Куш (Древняя Нубия). Оракул Амона в ливийском оазисе Сива (к западу от Египта), по преданию, посещали
даже такие царственные особы, как.Александр Македонский и Клеопатра. На рубеже новой эры Карнак, средоточие культа Амона, был предан забвению почти на два тысячелетия. И систематически его начали изучать только с середины XIX столетия.

Образы Карнакского храма
Запечетленные в Карнааском храме образы становятся вполне понятными лишь через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового царства Амон, древний бог почитается не только как бог-творец общеегипетского уровня, но также отождествляется с богом Солнца Ра. Остальные боги воспринимаются отныне как различные проявления приобретшего черты вселенского божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения. Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.

Нет ли здесь противоречия? Даже боги не знают «настоящего вида» Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна (барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском тексте об Амоне, приведённом в книге И.Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».

Храм Амона Карнак

«Я искал то, что было полезно… Это были работы, подобных которым не производилось со времени предков. То, что было мне суждено сотворить, было велико!»
Выдающегося древнеегипетского зодчего Инени, перу которого принадлежат эти строки, нельзя не упрекнуть в гордости: то, что было суждено ему сотворить, действительно оказалось велико, храм пережил тысячелетие, до сих пор сюда приезжают туристы. В самом конце XVI в. до н.э., в царствование фараона Тутмоса I, Инени заложил ныне знаменитый храм Амона в Карнаке, на берегу Нила, ставший украшением новой царской столицы - «стовратных» Фив. Так называли этот город греки. В древнеегипетских текстах он именуется «Везет», в Библии - «Но».

Расцвет Фив - это время XVIII династии египетских фараонов, время нового яркого расцвета египетской культуры. Фараоны XVIII династии, изгнавшие из страны захватчиков-гиксосов, сделали Фивы- свой родной город - столицей страны. Грандиозные храмы, пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив. превратив их в самый богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в течение многих веков.
Храмы времен XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Его фасад был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном обычно стояли обелиски и колоссальные статуи царя, а за ним располагаюсь открытый двор с портиками и само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет.
К подобному типу храмов относится и прославленный храм Амона в Карнаке. Он был главным храмом солнечного божества Амона-Ра и верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший немым свидетелем истории Египта. На его стенах и колоннах вырезались летописи, сцены битв, имена царей. Здесь сохранились великолепные рельефы, изображающие фараонов, повергающих врагов перед богом Амоном. В высеченных на стенах храма гимнах прославляется мощь царя, одерживающего победы благодаря помощи его «небесного отца» - Амона: «Пришел я и даю тебе поразить пределы всех земель, и вся вселенная зажата в горсти твоей!»

Храм в Карнаке был настоящим «городом богов». Его строительство продолжалось два тысячелетия: первые постройки появились в начале Среднего царства, последние - при Птолемеях, самые большие - при Тутмосе III и Рамсесе II. В его украшение внесли свою лепту даже римские императоры. В этот огромный комплекс входили храмы Амона, его супруги Мут и их сына Хонсу, а также храмы бога Монта, богини Маат, бога Птаха и других.
Лучшие зодчие и скульпторы работали над созданием святилища. Одним из первых его строителей был знаменитый Инени, придворный архитектор фараона Тутмоса I. Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака стали работы, произведенные здесь при фараоне Аменхотепе III, когда зодчий Аменхотеп, сын Хапу, построил перед храмом новый огромный пилон, от которого к Нилу вела аллея сфинксов. Все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился новый храм небывалых еще масштабов. При ливийском фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние крупные дополнения: выстроен еще один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, напоминающим крепостную стену. Его высота составляет 43,5 м, ширина - 113 м и толщина - 15 м. Вход украсила монументальная колоннада с капителями в форме открытых цветков папируса.

Построенный зодчим Инени храм был сооружен в традициях XVIII династии. Его фасад обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. К нему ведет аллея из 24 сфинксов с бараньими головами; некогда перед пилоном стояли два обелиска каждый высотой 23 м.
За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее - следующий пилон; за ним простирается обнесенный портиками двор с храмами Сети II и Рамсеса III, колоннадами, сфинксами и колоссальной статуей Рамсеса II в облике Осириса; и, наконец, само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле. Однако это стилистическое единство позже нарушили многочисленные добавления и перестройки. Со временем многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; колонный зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны пристроили особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Фараоны следующей, XIX, династии стремились придать блеск и пышность своей столице, двору и храмам богов, что наложило своеобразный отпечаток на архитектуру этого периода. Главным объектом их внимания был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона и прославить мощь новой династии. Новые постройки Карнака отличаются стремлением к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, воздвигнутый в эти годы новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту.
За этим пилоном открывается вид, которому нет равных на свете - вид на величайший в мире колонный зал, построенный зодчими XIX династии Иупа и Хатиаи. Он имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину. На площади приблизительно 5000 кв. м - здесь могло бы разместиться 900 автомобилей - возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника, всего 134 колонны, стоящие в 16 рядов. Высота центральных двенадцати колонн достигает 23 м, каждая более Юм в окружности, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Остальные 122 колонны были высотой 13 и около 9 м в окружности.
Перекрытия зала, опирающиеся на вершины колонн, весят от 10 до 20 тонн. Их водружали туда, втаскивая глыбы по земляной насыпи, после чего земля убиралась. Сохранившиеся частично доныне колонны и перекрытия зала поражают своими масштабами. В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона, вероятно, с особой силой ощущал величие и непостижимость того божественного начала, во славу которого был воздвигнут Карнакский храм и чьим промыслом в сознании египтянина держалось египетское государство.

Колонны сверху донизу покрыты иероглифическими надписями, рельефами, изображающими культовые церемонии, царскими картушами. Камень еще хранит слабые следы некогда ярких красок. Точно так же украшены капители, поперечины и плиты кровли. Когда строительство зала было только-только завершено, его многоцветная красота ослепляла. Возможно, пол был покрыт листовым серебром. По праздникам здесь толпилось множество людей, ибо зал был возведен, дабы показать всему миру могущество фараона и его всесильного отца Амона-Ра, солнечного бога. Тем, кто не умел читать иероглифы, ту же повесть рассказывали изображения на стенах. Впрочем, египетский крестьянин легко обходился без искусства чтения. Ему было достаточно устных толкований сложной религии, магии, различных верований, спаянных воедино исступленным языческим суеверием.
Колоссальные колонны среднего прохода, стоящие, как сторожевые великаны, у таинственной двери святилища, своими рядами должны были направлять глаз зрителя именно в ее сторону; они и теперь помимо нашей воли приводят к ней наш взгляд. Указывать на таинственное, не раскрывая его, - такова была цель египетского религиозного искусства. Но, на взгляд современного человека, это совсем не зал, это - колоссальная масса колонн, гнетущее нагромождение архитектурных преград, между которыми остается лишь узкое пространство для свободного прохода.

При фараонах XIX династии изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. Одинаковые зал и озера, точно крылья, охватывали храм с боков. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала продолжалась вдоль всего двора. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась с начинавшейся от ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги. В портиках, обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с головой львицы (одна из них находится ныне в Эрмитаже). Всего же, по сведениям папируса Гарриса, в священном Карнаке стояло когда-то 86 ООО статуй.
Четверо обрамленных пилонами ворот ведут от южной, боковой стены храма Амона-Ра к аллее сфинксов, уходящей к храму Мут. Комплекс второстепенных святилищ внутри главного храма расположен в точном согласии с общим прямоугольным планом и ориентирован параллельно оси святилища Амона-Ра. Приближаясь к храму с запада, со стороны Нила, видишь перед собой по обеим сторонам входа гигантские пилоны высотой в 43,3 м. Всего на территории комплекса находится 10 пилонов, построенных в различные эпохи, начиная от XV в. до н.э. и кончая I в. до н.э. Перед каждым и за каждым - святилища с декорированными вратами и колонными залами, аллеи сфинксов и ровные ряды статуй, разрушенные и неразрешенные стены с иероглифическими надписями, отдельные знаки которых зачастую больше метра - а таких знаков здесь более 250 ООО!

Тут все колоссально. Обелиск царицы Хатшепсут, вырубленный из красного гранита, - самый большой в Египте. Необычайно гармоничные формы этого гранитного монумента (почти 30 м высотой, весом около 350 тонн) четко выделяются на фоне голубого неба. Все четыре его грани покрыты иероглифами: «О, фараон, ты зришь своего отца Амона-Ра, бога богов! Владыка престолов обоих Египтов, ты зришь своего отца каждый раз, когда поднимается он из Ипет Соута. Лучи его складываются вместе впереди, как лучи края неба на рассвете, озарив двойную дверь края неба Властелина Всего Мира… Люди счастливы, что красота его поднялась, и ликуют они…»
Ипет Соут - так назывался самый ранний храм в Карнаке, построенный примерно в 2000 г. до н.э. Здесь некогда хранилась золотая барка Солнца. Поразительно, но сам храм Амона, «великий храм Солнца», не был ориентирован на Солнце. Более того - со дня основания храма и по нынешние времена лучи Солнца никогда не ложились параллельно его центральной оси. Как же так? Неужели ось храма была выбрана случайно? Неужели при его закладке первые линии были проведены, как попало?

Оказывается, нет. Центральная ось храма в Карнаке ориентирована на точку восхода Солнца в самый короткий день года. Этот день был особым для египтян. Плутарх рассказывает в «Исиде и Осирисе»: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца… ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги; а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц… Гор, сын Исиды. приносит жертву Солнцу… Каждый день они приносят Солнцу тройную жертву благовоний - жертву душистой смолы на заре, мирры в полдень и так называемого кифика - на закате… Они верят, что этим умилостивляют Солнце и служат ему…»
Нил около Фив образует огромную излучину и течет с юго-юго-запада на северо-северо-восток - примерно под прямым углом к направлению на точку восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Храм Амона ориентирован как раз по этому направлению - по крайней мере, настолько, насколько позволяет определить точность измерения. Было ли место для строительства храма Амона-Ра в Карнаке, в древних Фивах, выбрано из-за излучины, благодаря которой храм, перпендикулярный Нилу, оказывался ориентированным по линии солнечного восхода? Или это направление было обнаружено уже после того, как началось строительство храмового комплекса?

Как бы то ни было, день зимнего солнцестояния играл особую роль в жизни храма Амона в Карнаке. В этот день Солнце побеждало силы мрака в сражении, развертывающемся в подземном царстве, и в миг победы на заре рождался новый бог: «Двери подземного мира распахнуты, о Сокар. Солнце в небе! О рожденный вновь, ты блистаешь над краем небес, и ты возвращаешь Египту его красу всякий раз, когда небеса пронизываются лучами, всякий раз, когда ты рождаешься диском в небе».
Амон-Ра был важнейшим богом Египта, оставаясь общенациональным божеством в течение многих столетий. Стоящие за этим культом представления сформировались задолго до эпохи XVIII династии и сохранялись вплоть до полного упадка египетской цивилизации при Клеопатре.
Но как говорилось в пророчествах, конец этому храму настал. «Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него; и предам их в руки ищущих души их и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки рабов его; но после того будет он населен, как в прежние дни, говорит Господь.» (Иеремия 46:25,26)
Храм был разрушен в результате землетрясения.