Концессия. Концессия — что это такое простыми словами

Концессия

Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.

Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной договором.

Конце́ссия , концессио́нное соглашение - форма государственно-частного партнёрства , вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Понятие

Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов , объектов инфраструктуры , предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей . Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы , такие как аэродромы , железные дороги , объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта , объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

История

Откуп

Типы концессионных соглашений

В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений :

  • BOT (Build - Operate - Transfer) - «Строительство - управление - передача». Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном - на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству;
  • BTO (Build - Transfer - Operate) - «Строительство - передача - управление». Концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера;
  • ВОО (Build - Own - Operate) - «Строительство - владение - управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;
  • ВООТ (Build - Own - Operate - Transfer) - «Строительство - владение - управление - передача» - владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
  • BBO (Buy - Build - Operate) - «Покупка - строительство - управление» - форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

Концессионные соглашения в России

История

Новая экономическая политика (1920-е годы)

Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм? Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остаётся в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определённый срок, но не становится собственником. Собственность остаётся за государством.

Перед Гаагской конференцией 1922 года Л. Б. Красин предложил вернуть иностранцам, бывшим владельцам предприятий, до 90 % национализированной собственности, но только в форме долгосрочных концессий. Многие иностранные концессионеры согласились, но идея встретила сильное сопротивление внутри страны .

Законодательное регулирование


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Концессия" в других словарях:

    - (лат. concessio). Дозволение, согласие, одобрение, уступка, предоставление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕССИЯ [лат. concessio разрешение, уступка] экон. договор государства с иностранной… … Словарь иностранных слов русского языка

    Договор на временную сдачу в эксплуатацию иностранному го сударству, юридическому или физическому лицу (концессионеру) на определенных, согласованных сторонами условиях предприятий, земельных участков, недр и других объектов и ценностей в целях… … Финансовый словарь

    концессия - и, ж. concession f., нем. Konzession <лат. concessio предоставление, разрешение. 1. устар., дипл. Уступка. А трактата больше двух подписывать не будут. Также и что должно дать на концесию; также не чаю, что сие им было приятно. 1710. АК 2 330… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    концессия - Торговая точка на объекте, где концессионер/поставщик услуг по организации питания или другой торговец продает или распространяет продукты, напитки или товары. Концессия - это любая торговая точка, где продаются безалкогольные напитки (но… … Справочник технического переводчика

    КОНЦЕССИЯ, уступка, передача, разрешенье, отдача права, присвоенье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Что такое концессия? Под ней принято понимать передачу месторождений для добычи природных ресурсов или предприятий в аренду. В России же коммерческая концессия - это покупка идеи и технологии бизнеса.

Концессия - суть отношений

В основе любого бизнеса лежит идея, в развитие которой вкладываются деньги. Необязательно что-то придумывать самому, достаточно взять раскрученный бренд и на его основе получать прибыль. Что такое концессия? Определение содержится в ГК, ст. 1027. Согласно ей, одна сторона предоставляет комплекс исключительных прав, вторая же обязуется произвести оплату и соблюдать условия их использования. Более привычным является термин «франчайзинг».

Договор концессии - что это такое с точки зрения сроков? Стороны имеют право не ограничивать время действия соглашения, но такого почти никогда не происходит. Соглашение заключается между коммерческими организациями или предпринимателями.

В качестве распространенного примера можно указать «Макдональдс». Компания передает технологии, оказывает помощь в развитии бизнеса иным предпринимателям или организациям. Взамен она получает стабильный доход. Так выглядит коммерческая концессия. Что это такое для отечественных предпринимателей? В России сейчас немало предприятий или бизнесменов, организовавших свое дело, используют франчайзинг, и эта система оказалась вполне жизнеспособной. А что такое концессия объектов? Это передача государственного или муниципального имущества предпринимателям во временное пользование по соглашению. Она совершенно несхожа с коммерческой концессией по сути.

Формы франчайзинга

На практике выработано несколько видов концессии: сбытовая, торговая, в области обслуживания и производственная. Сбытовой франчайзинг создается с целью расширения сети для распространения своих товаров. Торговый представляет собой открытие новых магазинов под тем же брендом. Аналогично и в области обслуживания. Производственная форма наиболее сложная, т.к. подразумевает открытие целого предприятия.

Концессия - выгодное мероприятие, т.к. владелец бренда может получить дополнительный доход, не открывая новых филиалов, предприятий и т.д. Все это делают за него другие лица, в то же время появляются дополнительные источники дохода. Приобретатели прав имеют свою выгоду - готовый рецепт бизнеса с оказанием помощи в разных аспектах. Конечно, приходится придерживаться жестких рамок ведения бизнеса, однако это вполне выполнимое требование.

Перед открытием предприятия проводится исследование и выясняется, будут ли товары или услуги пользоваться популярностью в конкретной местности, если речь идет о серьезной торговой марке. Однако так действуют гиганты бизнеса, небольшие компании не так серьезны в этом вопросе.

Исключительные права как предмет договора

Итак, что такое концессия, теперь понятно. Но что же представляют собой исключительные права? Под исключительными правами понимаются возможности по использованию торгового знака, иной фирменной атрибутики, технологии производства или услуги. Оказывается помощь в организации бизнеса, периодически проводятся консультации, осуществляется обучение персонала.

Система оплаты определяется сторонами. Она может быть фиксированной. В неё включается вознаграждение за дополнительные услуги, либо оплату производят за каждую из них отдельно. Границы использования прав четко очерчены договором. В частности, запрещается внесение малейших изменений в технологию, атрибутику, даже если это несет ущерб. Конечно, речь не идет о совершении правонарушений. Это краткий ответ на вопрос о том, что такое концессия.

Права и обязанности правообладателя

Закон содержит общий перечень обязанностей и прав. В каждом случае они находят свое конкретное выражение:

  • передача технической и иной документации для ведения бизнеса;
  • консультирование по вопросам, возникающим в процессе ведения деятельности;
  • выдача лицензии согласно условиям договора;
  • контроль качества продукции или услуг.

Какими правами обладает владелец франшизы? Основное право - получение платы за оказанные услуги. Не менее серьезное условие - сохранение коммерческой тайны.

Обязанности и права пользователя

Обязанности:

  • использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение согласно договору, в частности, полностью выдерживать оформление помещений, форменной одежды сотрудников и т.д.;
  • уровень качества производимых товаров или оказываемых услуг должен быть не меньше, чем у правообладателя;
  • производство того же объема услуг и товаров, как и у правообладателя;
  • хранить коммерческую тайну, конфиденциальные сведения;
  • сообщать потребителям о том, что деятельность ведется на основе концессии.

Право на помощь выражается в организации поставок сырья, оборудования. Расплачивается за них непосредственно получатель. Каким образом и в каком объеме они предоставляются - обуславливается условиями соглашения.

Кроме этого, пользователь имеет право продлить контракт, если работа с ним не вызывает у правообладателя нареканий. Отказ в продлении влечет запрет для правообладателя заключать аналогичное соглашение в той же местности с иным лицом. Ограничение действует 3 года. Обойти ограничение можно. Надо лишь заплатить оговоренную сумму бывшему пользователю. Если же договор концессии продлевается, то положение пользователя не может быть ухудшено.

Как заключается соглашение

Как сделать так, чтобы был действительным? Если правообладатель является иностранной организацией или иностранным гражданином, для него обязательно получение разрешения на ведение деятельности. Этим занимается ФНС. Документ составляется в письменной форме и регистрируется в Роспатенте.

Договор концессии - что это такое, по мнению ведомства? Это текст на бумаге с подписями и реквизитами сторон. Листы соглашения номеруются и прошиваются. Проверяется содержание на соответствие законодательству, если выявляются недостатки, документы направляются заявителю на исправление. Нарушение письменной формы ведет к ничтожности соглашения, его незаконности. Отсутствие регистрации предусматривает иные последствия - договор считается незаключенным. Ни у кого не возникает ни прав, ни обязанностей в связи с этим.

Прохождение процедуры может оказаться сложным этапом, поэтому желательно привлечь опытного юриста в области интеллектуального права. Пренебрежение формальностями не позволит в будущем защитить свои права ни одной из сторон.

Источник: http://www.urbaneconomics.ru/

Одним из путей сокращения расходной части бюджета может стать уменьшение бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Механизм уменьшения расходов - передача в делегированное управление (концессия, долгосрочная аренда, договор на управление) муниципальных предприятий коммунальной сферы. Благодаря своим преимуществам договоры долгосрочной аренды и концессии приобретают все большее распространение в области инфраструктуры. Такие договоры полностью действуют или находятся в стадии реализации в 37 странах, включая 18 стран с низкими бюджетными доходами. В международном понимании “концессия” включает в себя все характеристики договора аренды предприятия как имущественного комплекса, но накладывает на организацию-концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для оговоренного расширения производства или увеличения мощностей для замены основных фондов. В Гражданском кодексе России существует понятие “концессии” (гл. 54, ст. 1027-1040 “Коммерческая концессия”), однако в данной главе понятие “концессия” рассматривается в узком его значении как предоставление права на использование комплекса исключительных прав - франчайзинг. Поэтому положения данной главы ГК не применимы к передаче прав по использованию и эксплуатации имущественных комплексов - предприятий и объектов муниципальной инженерной инфраструктуры. Исходя из этого, в российской практике при передаче муниципального предприятия в концессию имеет смысл заключать договор на аренду предприятия как имущественного комплекса с дополнительными условиями по вложению арендатором денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в делегированное управление (концессию) являются:

  1. Ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов.
  2. Создание конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что в каждый определенный момент времени существует только один поставщик данного вида услуг - концессионер, конкуренция возникает до подписания контракта, в результате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срока договора, когда требуется его возобновление. В результате этого существует конкуренция за рынок, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренция на рынке отсутствует.
  3. Приток денежных средств в регион.
  4. Концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.
  5. Строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе.
  6. В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
  7. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

При проведении переговоров о передаче муниципального предприятия в концессию необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Цена, которую концессионер готов заплатить за право эксплуатации предприятия или объем государственных капиталовложений (субсидий)

Стоимость передачи муниципального предприятия в концессию зависит от технического состояния объекта, размера вложений, которые необходимо предпринять концессионеру в будущем, размера устанавливаемого тарифа и нормы рентабельности, срока концессии и других факторов. В случае, если размер необходимых капиталовложений не может быть полностью окуплен концессионером в течение срока концессии, администрация муниципального образования может взять на себя обязательства по осуществлению части капиталовложений.

2. Плата, взимаемая концессионером за предоставление услуг

В международной практике предприятие-концессионер продает услуги по тарифу, состоящему из двух частей: фиксированная плата, которая за время срока концессии должна составить сумму, необходимую для возврата капитальных вложений, и плата за реально предоставленную услугу, рассчитываемая с учетом себестоимости и оговоренной в договоре нормы рентабельности. Основная задача заключается в том, чтобы обеспечить финансовую привлекательность вложений и в то же время защитить общественные интересы. В тех случаях, когда администрация муниципального образования видит свою роль главным образом в защите интересов потребителей, она может не взимать с концессионера дополнительной платы и предоставить контракт на основе предложения низшей цены, которая будет взиматься с потребителей. Но для предотвращения снижения качества услуг необходимо ввести минимальные стандарты качества предоставляемых услуг. Также должны быть оговорены условия пересмотра тарифов.

3. Срок концессии

Срок концессионного договора должен быть достаточен для возврата вложений концессионера и получения им прибыли. В международной практике продолжительность срока концессии обычно связывается с продолжительностью жизненного цикла основных активов.

Принятые в международной практике сроки концессионных договоров: платные дороги - 30 лет, электроэнергетика -15 лет, гидроэнергетика - 30 лет, водоснабжение и водоотведение -5-30 лет, переработка и удаление твердых отходов - 4 года.

4. Схема, по которой муниципальное предприятие передается в концессию

Исходя из анализа существующей ситуации, на данный момент оптимальной является схема передачи муниципального предприятия в аренду как имущественного комплекса.

Использование данной схемы снимает ряд проблем:

  • предприятие остается муниципальным и подпадает под регулирование муниципального органа;
  • все построенные концессионером объекты автоматически переходят в собственность города;
  • отпадает необходимость в осуществлении расходов, которые необходимо произвести в случае ликвидации муниципального предприятия;
  • уменьшается возможность хищений в период реорганизации предприятия.

5. Состав и периодичность предоставляемой концессионером отчетности

Возможные формы отчетности - годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, условия контроля со стороны местных органов власти.

6. Критерии, на основании которых оценивается работа концессионера

Оговариваются показатели, обязательные для выполнения концессионером, например, бесперебойность, качество предоставляемых услуг, поддержание определенного уровня технического состояния объекта и т.д. Также должен быть оговорен порядок досрочного прекращения договора концессии в случае невыполнения концессионером каких- либо условий.

7. Права и обязательства сторон по окончании срока действия контракта

Должны быть оговорены условия передачи предприятия после окончания срока договора. Например, по окончании срока концессии концессионер обязан вернуть местному органу самоуправления безвозмездно и в нормальном рабочем состоянии все объекты инфраструктуры и оборудование, являющиеся неотъемлемыми частями имущественного комплекса. Объекты инфраструктуры и оборудование, развитие которых финансировалось концессионером, также должны быть возвращены местному органу самоуправления, и, если они еще не самортизированы полностью, то концессионеру должна быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается на договорной основе или в результате оценки с учетом, в частности, сумм амортизации.

1. Договор передачи муниципального предприятия в концессию.
2. Предоставление гарантий перечисления доли города в финансировании бюджетных средств.
3. Управление предприятием. Финансирование капитальных вложений.
4. Перечисление доли города в капитальных вложениях.
5. Утверждение тарифов. Контроль.
6. Предоставление услуг.
7. Оплата услуг.
8. Возврат вложений и прибыль.

Особенности. В концессию передается предприятие как имущественный комплекс. Концессионер занимается и производством, и продажей услуг. С целью привлечения инвесторов город принимает участие в финансировании капитальных вложений.

Преимущества. Возможность проведения конкурса на право финансирования реконструкции и управления предприятием, что позволяет выбрать концессионера, предлагающего более низкие цены за свои услуги. Уменьшаются бюджетные расходы.

Недостатки. Необходимость организации конкурса администрацией, что осложняется тем, что в настоящее время существует ограниченный круг потенциальных конкурсантов из-за высокого уровня монополизации производства в области коммунальных услуг.

Приложение. Основные условия, обсуждаемые при передаче муниципального унитарного предприятия “Водоканал” в концессию

Общие экономические условия и срок договора: определение концессии, срок договора, обязанности сторон.

Предмет и объем концессии: состав имущественного комплекса - предприятия, права на обслуживание потребителей-абонентов, определение территории, на которую распространяется действие концессии.

Обслуживание потребителей: нормативные правила обслуживания, заявка на подключение, регулирование взаимоотношений с потребителями, контроль за деятельностью со стороны потребителей, договоры с третьими лицами.

Управление персоналом: обслуживающий персонал, представители концессионера.

Инфраструктура и оборудование: общие принципы, профилактические и ремонтные работы, обязательство проводить профилактические работы, подключение к сети, счетчики, капитальный ремонт, увеличение мощностей и расширение сетей, продление коммуникаций по заявкам потребителей, право концессионера на осуществление контроля.

Определение цен: цены и базовые ставки (водоснабжение, водоотведение, прочие услуги), колебания цен, контроль за выполнением финансовых условий.

Пересмотр цен и формула изменения цен: пересмотр и индексация цен на услуги по водоснабжению (водоотведение, прочие услуги), порядок пересмотра.

Налоги: налоги, дополнительные платежи и сборы.

Гарантии, санкции и арбитражные оговорки: гарантийный залог, финансовые санкции и штрафы, принудительные санкции: передача под временный контроль, разрешение споров и применимое право.

Окончание договора: передача имущественного комплекса по окончании договора, непрерывность обслуживания по окончании договора, возврат оборудования, возврат имущества, персонал предприятия.

Технические условия

Описание предприятия водоснабжения: инвентаризация имущества, передаваемого концессионеру, передача оборудования при вступлении договора в силу, передача вновь вводимого оборудования в период действия договора, особые условия.

Эксплуатация: производство и поставка услуг, источники водоснабжения и места сброса сточных вод, нормативы и стандарты качества, объем и качество предоставляемых услуг, счетчики, проверка счетчиков, снятие с них показаний, противопожарная безопасность.

Строительные и инженерные работы: условия проведения строительных и инженерных работ, работы, выполняемые концессионером, работа на объектах инфраструктуры муниципального и общего пользования, контроль за исполнением работ, порученных концессионеру.

Отчетность: годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, контроль со стороны местных органов власти.

Услуги по передаче предприятия в концессию : схема, договор, сроки и условия

Получить более подробную информацию по услугам в сфере концессий и заключения концессионных соглашений Вы можете .

Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант консалтинговой группы "Лекс"

Региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Знание принципиальных различий между арендой и концессией поможет органам местного самоуправления принять решение о делегировании частному бизнесу функции управления предприятием ЖКХ.

Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде со­ действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более 25%. Они должны осуществлять производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

Модель полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры представ ляется невыгодной для органов местного самоуправления, поскольку таит угрозу потери их влияния на ситуацию в этой сфере. Отношения с частным бизнесом, привлекаемым к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в свете Федерального закона № 185-ФЗ строятся на базе договоров долго- или краткосрочной аренды. В редких случаях используются концессионные соглашения.

Рассматриваемые договоры заключаются для разных целей. Договор аренды применяется для передачи имущества во временное владение и пользование либо только во временное пользование. При этом арендатор временно нуждается в имуществе или не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю, в свою очередь, это имущество не нужно, либо он желает извлечь прибыль из его передачи во временное пользование другому лицу. При этом объект окупается и возвращается собственнику в натуральной форме.

Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.

Следующим критерием различия между договорами аренды и концессии является субъектный состав. Статьей 608 ГК РФ за креплено общее правило, в соответствии с которым арендодателями могут быть собственник имущества либо лицо, управомоченное законом или уполномоченное собственником на сдачу имущества в аренду.

Заключать договоры аренды могут как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, а также муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны до говора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения являются концедент концессионер, т. е. концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Это позволяет говорить о непосредственном участии муниципального образования в гражданском обороте. Более того, со 2 июля 2008 г. отдельные права и обязанности концедента могут реализовывать органы и юридические лица, уполномоченные концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В качестве концессионера могут выступать только определенные субъекты правоотношений.

Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, которое относится к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, но и любое другое неупотребляемое имущество, запрет или ограничения, на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ).

Интересна такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего (будущего) имущества, которое концессионеру предстоит создать и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормаль­ного износа, предусмотренного для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору во владение и (или) пользование уже существующего имущества. Однако в отношении последнего нет однозначного запрета изменять арендованное имущество. Статьей 622 ГК РФ закреплена возможность возврата имущества в том состоянии, которое обусловлено договором.

Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ предпола­гает, что имущество, пере­данное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае "принадлежит или будет принадлежать" концеденту, что гарантирует сохранение права собственности на муниципальное имущество за муниципальным образованием и реализацию интересов населения соответствующей территории. По общему правилу аренда допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда закон запрещает такой выкуп (ст. 624 ГК РФ).

Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит ссылок на какие-либо ориентиры при его определении, срок устанавливается соглашением сторон.

Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные, отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий (п. 1 ст. 615 ГК РФ). При отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением.

Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношении в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на имущество, переданное в концессию. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имуще­ства за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капиталь­ного ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии ее своими экономическими интересами.

Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонт; на арендодателя, если иное не предусмотрено договором. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого это имущество нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ре­монта арендодателем значительно повлияет на условия пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.

Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение.

На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон № 185-ФЗ в качестве общего правила закрепляет, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.

Есть и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым также связывается появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребительских коммунальных услуг

Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относя­щегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут иметь определенное сходство в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.

Объект, обремененный правами третьих лиц, в принципе не может быть передан концессионеру, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными видами платы либо вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т.ч. независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.

В 1920 году произошло введение концессий. полностью уничтожил частную собственность в России. Это привело к глубокому экономическому кризису в стране. Введение концессий должно было улучшить положение. Однако многие историки и журналисты думают по-другому. Они считают, что была призвана «расчистить поле» для иностранного капитала. Так это или нет, но иностранные «некапиталистические» компании действительно стали получать широкие права на хозяйственную деятельность. Политика «красного террора», продразверстки, то есть фактического ограбления населения, на Западе замалчивается до сих пор. Однако после ликвидации всех иностранных концессий все иностранные историки, политики и общественные деятели заговорили о правах человека, о массовых репрессиях и т.д. Что было в действительности? До сих пор не известно. Однако год введения концессий - год, когда страна была разрушена до основания. Но сначала немного теории.

Что такое концессии

«Концессия» в переводе с латинского означает "разрешение", "уступка". Это сдача государством в эксплуатацию иностранному или отечественному лицу части своих природных богатств, производственных мощностей, фабрик, заводов. Как правило, такая мера принимается в кризисное время, когда государство само не в состоянии наладить самостоятельно производство. Введение концессий позволяет восстановить разрушенное состояние экономики, дает рабочие места, поступление денежных средств. Большая роль отводится иностранному капиталу по той причине, что инвесторы готовы платить международной валютой, а у отечественных граждан просто нет денег.

В 1920 году принимается декрет СНК «О концессиях». За год до официального провозглашения НЭПа. Хотя проект обсуждался еще в 1918 году.

Тезисы о концессиях 1918 года: предательство или прагматизм

Некоторые журналисты и историки сегодня рассуждают о привлечении иностранного капитала в Советскую Россию как о национальном предательстве, а саму страну назвают колонией капитала под светлыми лозунгами социализма и коммунизма. Однако можно проанализировать статьи тезисов 1918 года, чтобы понять, так ли это было на самом деле:

  1. Концессии должны сдаваться так, чтобы влияние иностранных государств было минимальным.
  2. Иностранные инвесторы обязаны были придерживаться внутренних советских законов.
  3. В любое время концессии могут быть выкуплены у владельцев.
  4. Государство в обязательном порядке должно получить долю в управлении предприятиями.

О том, что власти осторожно подходили к этому вопросу, можно сделать вывод по проекту первых подобных компаний на Урале. Предполагалось, что при уставном фонде предприятия в 500 млн. рублей 200 вложит правительство, 200 - отечественные инвесторы и только 100 - иностранные. Согласимся, что при таком делении влияние зарубежных банкиров на секторы экономики минимально. Однако капиталисты не собирались вкладывать деньги при таких условиях. В руки «хищникам» попала Германия с ее огромными ресурсами. Американские и европейские банкиры настолько выгодно для себя навязали условия немцем, что подобные предложения со стороны России были просто не интересны. Капиталистам нужно было грабить страны, а не развивать их. Поэтому тезисы 1918 года остались только на бумаге. Далее началась гражданская война.

Ухудшение ситуации в стране

К 1921 году страна была в глубочайшем кризисе. Первая мировая война, интервенция, гражданская война привели к последствиям:

  • ¼ всех национальных богатств было уничтожено. Производство нефти, угля сократилось в два раза по сравнению с 1913 годом. Это привело к топливному, промышленному кризису.
  • Разрыв всех торговых отношений с В результате наша страна пыталась справиться с трудностями в одиночку.
  • Людские потери оцениваются в 25 млн. человек. В это число входят потенциальные потери еще не родившихся детей.

Помимо войн, провальной оказалась политика военного коммунизма. Продразверстка полностью уничтожала сельское хозяйство. Фермерам просто не было смысла выращивать урожай, так как они знали, что придут продотряды и заберут все. Крестьяне не только перестали отдавать свои продукты, но и начали подниматься на вооруженную борьбу в Тамбове, на Кубани, в Сибири и т.д.

В 1921 году и без того катастрофическое положение дел в сельском хозяйстве усугубила засуха. Производство зерна также сократилось в два раза.

Все это привело к введению Что фактически означало обратный откат к ненавистной капиталистической системе.

Новая экономическая политика

На X съезде РКП (б) принимается курс, который получил название "новая экономическая политика". Это означало временный переход к рыночным отношениям, отмену продразверстки в сельском хозяйстве, замену его на продналог. Подобные меры значительно улучшали положение крестьян. Конечно, перегибы были и тогда. Например, нужно было сдать каждый год по 20 килограмм с каждой коровы в некоторых регионах. Каким образом это можно было сделать каждый год? Непонятно. Ведь нельзя отрезать ежегодно кусок мяса с одной коровы без забоя. Но это уже были перегибы на местах. В целом введение продналога - намного более прогрессивная мера, нежели бандитское ограбление крестьян продотрядами.

Активно происходило введение концессий (период термин стал применяться только к иностранному капиталу, так как зарубежные инвесторы отказывались от совместного управления предприятиями, а внутренних инвесторов не было. В период НЭПа власти начали обратный процесс денационализации. К прежним владельцам вернулись мелкие и средние предприятия. Иностранные инвесторы могли арендовать советские предприятия.

Активное введение концессий: НЭП

С 1921 года наблюдается рост предприятий, арендованных или приобретенных зарубежными инвесторами. В 1922 году их было уже 15, в 1926 - 65. Такие предприятия действовали в отраслях тяжелой промышленности, горной, горнозаводской, деревообрабатывающей. Всего общая численность достигла более 350 предприятий за все время.

Сам Ленин не питал иллюзий по поводу иностранного капитала. Он рассуждал о глупости полагать, что «социалистический теленок» обнимется с «капиталистическим волком». Однако невозможно было в условиях тотальной разрухи и разграбления страны найти способы восстановить хозяйство.

Позже введение концессий началось на полезные ископаемые. То есть государство начало отдавать природные ресурсы иностранным компаниям. Без этого, как полагал Ленин, невозможно осуществить план ГОЭРЛО по всей стране. Что-то подобное мы наблюдали в 1990-х гг. после

Пересмотр соглашений

Введение концессий - это вынужденная мера, связанная с гражданской войной, революциями, кризисами и т.д. Однако к середине 1920-х гг. происходит переосмысление этой политики. Причин несколько:

  • Конфликтные ситуации между иностранными компаниями и местными властями. Западные инвесторы привыкли к полной автономии на своих предприятиях. Частная собственность не только признавалась на Западе, но и свято охранялась. В нашей стране к подобным предприятиям относились враждебно. Даже среди высших партийных работников постоянно ходили разговоры о «предательстве интересов революции». Конечно, их понять можно. Многие воевали за идею равенства, братства, свержения буржуев и т.д. Теперь получается, что, свергнув одних капиталистов, они пригласили других.
  • Иностранные владельцы пытались постоянно получить новые преференции и льготы.
  • Многие государства начали признавать новое государство СССР в надежде получить компенсации за национализацию предприятий. Советские власти выставили ответный счет за разрушения и интервенцию. Эти противоречия вылились в санкции. Компаниям запрещалось заходить на советский рынок. К середине 20-х гг. XX века заявок на получение концессий стало в разы меньше.
  • К 1926-1927 году контролирующие органы начали получать платежные балансы. Выяснилось, что некоторые иностранные предприятия получают более 400% ежегодной прибыли капитала. В добывающей промышленности средний процент был невысок, около 8%. Однако в перерабатывающей он достигал свыше 100%.

Все эти причины повлияли на дальнейшую судьбу иностранного капитала.

Санкции: история повторяется

Интересный факт, но спустя 90 лет история с западными санкциями повторилась. В двадцатые годы их введение было связано с отказом советских властей платить по долгам царской России, а также платить компенсацию за национализацию. Многие государства именно ради этого признали СССР как страну. После этого многим компаниям, особенно технологическим, было запрещено вести деятельность с нами. Новые технологии перестали поступать из-за границы, а концессии стали постепенно сворачивать свою деятельность. Однако советские власти нашли выход из ситуации: они начали нанимать профессиональных специалистов по индивидуальным договорам. Это привело к иммиграции в СССР ученых, промышленников, которые начали создавать внутри страны новые высокотехнологичные предприятия и оборудования. Судьба концессий окончательно была предрешена.

Конец иностранному капиталу в СССР

В марте 1930 года заключено последнее соглашение с компанией «Лео Верке» на производство зубоврачебных товаров. В целом иностранные компании уже понимали, чем скоро все закончится, и постепенно уходили с советского рынка.

В декабре 1930 года выходит декрет о запрете всех соглашений о концессиях. Главконцесском (ГКК) был низведен до положения юридической конторы, которая занималась консультацией с оставшимися компаниями. К этому времени товары промышленности СССР попали окончательно под запрет западных санкций. Единственный товар, который разрешали нам продавать на международных рынках - хлеб. Именно это привело к последующему голоду. Зерно - единственный продукт, за который СССР получал валюту для необходимых реформ. В этой ситуации и создается колхозно-совхозный строй с масштабной коллективизацией.

Вывод

Итак, введение концессий (год в СССР - 1921) происходит как вынужденная мера. В 1930 году правительство официально аннулировало все раннее заключенные договоры, хотя некоторым предприятиям разрешено было остаться в качестве исключения.